Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие интереса у младших школьников к занятиям в системе дополнительного образования на основе использования методов стимулирования

Содержание
Введение
Глава I.Понятие интереса и стимуляции к обучению в педагогике
1.1 Теоретическиеподходы к интересу и его роли в обучении младших школьников
1.2 Методыстимулирования в учебной деятельности
1.3 Методы,стимулирующие процесс обучения
1.4 Особенностидетей младшего школьного возраста
1.5 Выводык главе I
ГлаваII. Развитие интереса к занятиям в системе дополнительного образования наоснове методов стимулирования
2.1 Краткаяхарактеристика группы, итоги констатирующего этапа
2.2 Применениеметодов стимулирования в учебном процессе младших школьников в системедополнительного образования
2.3 Итогизаключительного этапа эксперимента
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложение

Введение
Актуальность исследования. Развитие системы образованияна современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образованиядетей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка.Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностямразвивающей личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного образования– раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим взначительной степени определяются характеристики образовательного процесса вданных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогическогоруководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности,уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческоесотрудничество детей и взрослых. Проблема развития интереса учащихся на всехэтапах развития образования была одной из актуальных, так как интерес являетсянеобходимым условием формирования познавательных качеств личности.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет всебе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебнаядеятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненноважных свойств личности и активности ребенка.
Потребность саморазвития и способность удовлетворять еепосредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения.Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательнаяактивность.
Проблема формирования интереса к обучению в системедополнительного образования у младших школьников, несмотря на актуальностьтемы, разработана недостаточно. Проблемами мотивации занимались и классикипедагогики – Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Я.К. Коломинский, но мало вниманияуделялось именно младшему школьному возрасту. Современные отечественныеисследователи изучали особенности формирования интереса у младших школьников:Маркова А.К., Щукина Г.И., Ковалев А.Г. и многие другие. Проблемойдополнительного образования в нашей стране занимались: Асламов А.Г., БрудновА.К., Калиш И.В. и многие другие.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, еёнедостаточная разработанность в практике учреждений дополнительного образованияопределили выбор нами темы исследования: «Развитие интереса у младшихшкольников к занятиям в системе дополнительного образования на основеиспользования методов стимулирования».
Перед курсовой работой поставлена цель: определитьстепень заинтересованности к занятиям в системе дополнительного образования иописать условия развития интереса к данным занятиям у младших школьников.
Исходя из этого, объектом исследования являетсяучебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: интерес к занятиям в системедополнительного образования.
Гипотеза исследования: если на занятиях в системедополнительного образования систематически использовать методы стимулирования(поощрение, ситуации успеха, осторожное поддерживание соперничества, поискнестандартных решений и т.д.), то уровень интереса к занятиям у младшихшкольников повысится.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходиморешить следующие задачи:
Уточнить понятие интереса, методов стимулирования впроцессе занятий.
Проверить на практике эффективность методовстимулирования в целях развития интереса к занятиям в системе дополнительногообразования.
Дать методические рекомендации по теме исследования.
Для реализации задач исследования и проверки гипотезыиспользовались следующие методы исследования: анализ психологической ипедагогической литературы по теме исследования; наблюдение; анкетирование;анализ продуктов деятельности учащихся; педагогический эксперимент;статистические методы обработки полученных результатов; методы математическойстатистики.
Исследование проводилось в три этапа:
Июль – сентябрь 2009 года – анализпсихолого-педагогической литературы по теме исследования; определение темы,содержания исследования, предмета, цели, задачи и гипотезы исследования;
Октябрь – декабрь 2009 года – экспериментальная работа поиспользованию методов стимулирования для развития интереса к занятиям в системедополнительного образования у младших школьников;
Январь 2010 года – анализ и обобщение результатовэкспериментальной работы, разработка методических рекомендаций для внедрения вобразовательный процесс.

Глава I. Понятие интереса и стимуляции к обучению впедагогике
1.1 Теоретические подходы к интересу и его роли вобучении
Интерес (от лат. Interest – имеет значение, важно) –формапроявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личностина осознание целей действительности и тем самым способствующая ориентировке,ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражениюдействительности.[1]Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к егодеятельности. Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигательдетского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления,указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическимипотребностями»[2].Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы,отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес вдинамике своего развития может превращаться в склонность как проявлениепотребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различаютнепосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, иопосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в егоинтенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностейв осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, новыполнение которой является условием выполнения интересующей человекадеятельности.
Оценка широты или узости интереса, в конечном счете,определяется его содержательностью и значимостью для личности.
Интересы детей очень разнообразны, что позволяетисследователям по данной проблеме разделить их на несколько видов.
В частности А.Г. Ковалевым составлена следующаяклассификация:
По содержанию (направленности):
материальный (с подвидами);
общественно-политический;
профессионально-трудовой;
познавательный: учебный, специальный, научный;
эстетический;
читательский;
спортивный и др.
Непосредственный и опосредованный:
Непосредственный – интерес к самому процессудеятельности: процессу познания, в том числе – овладению знаниями, процессутруда, творчеству. Я.Л. Коломинский связывает его с какой-либо потребностью.
Опосредованный – интерес к результатам деятельности:образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественномуположению, ученому званию, материальным результатам. Я.Л. Коломинский связываетего с осознанием жизненной значимости.
По уровню действенности:
пассивный – созерцание;
активный – действие.
По объему (характеризует структуру интересов):
широкий – многим интересуется, глубоко разбирается;
узкий – любознательность, нет постоянного увлечения.
По глубине:
глубокий – стремление глубоко проникнуть в предметпознания, в совершенстве овладеть профессией;
поверхностный – легкомысленность в практике,верхоглядство в познании.
По устойчивости:
устойчивый – развитие способности и глубокое сознаниесвоего долга и призвания;
неустойчивый – антипод первого, характерен взрослым идетям.
В реальной жизни все эти виды переплетены между собой.
Классификация Г.И. Щукиной построена по иному принципу.Здесь интерес выступает как:
избирательная направленность психических процессовчеловека на объекты и явления окружающего мира;
тенденция, стремление, потребность личности заниматьсяименно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приноситудовлетворение;
мощный побудитель активности личности, под влияниемкоторого, все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно,а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
особое избирательное (не безучастное, а наполненноеактивными помыслами, яркими эмоциями, волевыми стремлениями) отношение кокружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
По предметной направленности интересов и связанными сними сферами деятельности выделяют интересы художественные, технические,познавательные и т.д.
Познавательный интерес – явление многозначительное,поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своимисторонами. В педагогической практике, познавательный интерес рассматриваютчасто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизациипознавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя,позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обученииименно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное вниманиеучеников, заставить активизировать мышление. Если из окружающего мира человекотбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, тоследует задуматься над тем, чтобы важное и значительное в обучении представитьв интересной для ученика форме. Познавательный интерес, характеризуетсяобъективными условиями появления и формирования, представляет собой внутреннийсвоеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные еестороны. Обучаемого могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны сособенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Познавательныйинтерес может приобретать характер склонности, если усиленно им заниматься,выделять из других. Ценность познавательного интереса для развития личностисостоит в том, что активизирует познавательные процессы личности, приносит ейглубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему.Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный характер, аактивный целенаправленный. В него вплетены такие эмоциональные проявления какэмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости,чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться внеформирования познавательного интереса.
Задача формирования познавательных интересов учащихся впроцессе обучения – одна из центральных в системе дополнительного образования.Ее решение связано с двумя вопросами:
1. содействие наиболее полному отражению в сознанииучащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи;
2. пробуждение, поддерживание и подкрепление такогоотношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями,стремлением углубляться в процесс познания. Источниками формирования познавательныхинтересов являются содержание учебного материала и процесс учения, которыйвыступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся (Щукина,1971: С. 122-124). В отечественной педагогике разработаны три основных видастимуляции познавательного интереса:
1. содержание учебного материала;
2. организация учебной деятельности;
3. общение в учебном процессе между учениками, между нимии учителем (Щукина, 1971: с. 128). Эти виды включают широкую группу стимулов.
1.2 Методы стимулирования в учебной деятельности
Методы стимулирования в учебной деятельности выделяют всамостоятельную группу методов обучения (Ю.К. Бабанский и др.) на следующихоснованиях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихсяопределенных методов деятельности; во-вторых, многолетняя практика обучениявыработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании имотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала.
С древних времен известны такие методы стимулирования человеческойдеятельности, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила вниманиена еще один весьма действенный. Хотя и не новый метод стимулирования –соревнование. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или,наоборот, тормозить определенные действия.
Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительнойсилой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека кдеятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влияниемсамой личности ученика, его прежнего опыта, потребностей.
Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. Кпервой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальнойактивности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второйотносятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в ихоценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системедоступных ему общественных отношений.
Метод поощрения – положительная оценка действийвоспитанников. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действиепоощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оновселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Видыпоощрения весьма разнообразны одобрение, ободрение, похвала, благодарность,предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.[3]
Одобрение – простейший вид поощрения. Одобрение можновыразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы учеников,коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями илиродителями.
Поощрение более высокого уровня – благодарности,награждения и т.д. – вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительныеэмоции, дающие ученикам длительные стимулы, т.к. они не только венчаютдлительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, болеевысокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках,педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторонустимулирования и связанные с ним переживания.
Неумелое или избыточное поощрение может приносить нетолько пользу, но и вред обучению. Учитывается, прежде всего, психологическаясторона поощрения, его последствия.
Поощрение не должно противопоставлять ученика остальнымчленам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают не только те, кто добилсяуспеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо.
Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы кому,сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам воспитанника егоиндивидуальным особенностям, месту в коллективе и не быть слишком частыми.
Поощрение требует личностного подхода. Очень важнововремя ободрить неуверенного, отстающего ученика.
Пожалуй, главное в нынешнем обучении соблюдатьсправедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с классом, группой.
Метод соревнования основывается на том, что детям, ввысшей степени присуще стремление к соперничеству, первенству. Утверждение себясреди окружающих – врожденная потребность человека. Реализует он этупотребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнованияпрочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности вколлективе. Педагогически правильно организованное соревнование естьдейственные стимулы для повышения эффективности учебного процесса.
Соревнование – это метод направления естественнойпотребности учащихся к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человекуи обществу качеств. Соревнуясь между собой, ученики быстро осваивают опытобщественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетическиекачества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравниваярезультаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста иначинают прилагать больше усилий.[4]
Организация соревнования – основа его эффективности.Определяются цели и задачи соревнования; составляется программа;разрабатываются критерии оценок; создаются условия для проведения соревнования;подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно бытьдостаточно трудным и увлекательным. Механизм поведения итогов и определенияпобедителей лучше сделать наглядным.
Должны быть установлены содержание и направленностьсоревнования за звание первого ученика класса, лучшего знатока предмета.
Эффективность соревнования значительно повышается, когдаего цели и задачи, условия проведения определяют сами ученики, они же подводятитоги и определяют победителей. Педагог же направляет инициативу учащихся,поправляя, где нужно, их неумелые действия.
Похвала является эффективным и распространенным методомстимулирования. Но она требует определенных условий ее применения, иначе можетоказаться «медвежьей услугой» или быть не педагогичной.
Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а неза то, что дано ребенку от природы. Незаслуженная похвала вызывает завистьтоварищей и настраивает их против учителя.
Не следует при классе, группе хвалить ученика за то, чтоне поддерживается остальными, даже если это совершенно правильное, с точкизрения педагога, поведение. Такая похвала порождает агрессию.
Существует еще один метод положительного подкрепления,который можно назвать созданием ситуаций успеха. Он также направлен наукрепление веры ученика в себя, но требует от педагога больших усилий, чемпросто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощьученику в подготовке к уроку, занятию, предоставление выигрышного материала длявыступления перед классом, предварительная подготовка ученика к восприятиюсложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и тому подобное.
Среди древнейших методов стимулирования наказаниенаиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только оцелесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики –кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляяего задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувствонеудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание – это самоутверждениенаоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а припланировании будущей деятельности – чувство опасения пережить еще раз комплекснеприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ниморального унижения, ни физического страдания. Вот почему не рекомендуютсяколлективные наказания, при которых создаются условия для сплочениявоспитанников на нездоровой основе.
Педагогические требования к применению мер наказания:
Нельзя наказывать за неумышленные поступки;
Нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, поподозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
Сочетать наказание с убеждением и другими методамивоспитания;
Строго соблюдать педагогический такт;
Опора на понимание и поддержку общественного мнения;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Итак, существуют различные классификации методов обученияи воспитания, особое место в которых занимают методы стимулирования каксредство педагогического воздействия на личность. Методы стимулирования приправильном использовании дают очень мощный эффект. В наши дни в теории прочноутвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительногоподкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Вера в себя истремление к достижениям как результат поощрения более плодотворны, чем страхперед наказанием. Круг поощрений в массовой школьной практике довольноограничен, чаще всего это приветливый взгляд и улыбка педагога или слова типа«молодец», «очень хорошо», «замечательно» и т.п. В системе дополнительногообразования, где у детей есть возможность не только получить ЗУН, новозможность реализовывать себя в какой-либо сфере деятельности, необходимыболее действенные методы стимулирования, а не ограничиваться одобрительнымифразами. Главная особенность стимула заключается в том, что он влияет намотивационную сферу учащихся, вызывает те или иные мотивы и развивает их.Процесс мотивации можно сделать более интенсивным, если в качествепромежуточной переменной между потребностью и мотивом использовать стимулы, подвлиянием которых объекты потребностей, преломляясь в сознании личности, выступаютв качестве мотивов, предполагающих осознанную цель и личностное обоснованиедеятельности (З.И. Равкин). Таким образом, стимулы побуждают активнуюдеятельность через мотивы, которые они вызывают и формируют.
1.3 Методы, стимулирующие процесс обучения
Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности,используется весь арсенал методов организации и осуществления учебнойдеятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные ипоисковые методы, а также методы самостоятельной работы под руководствомпедагога.
Яркий, образный рассказ невольно приковывает вниманиеучеников к теме урока. Общеизвестно стимулирующие влияние наглядности, котораяповышает интерес детей к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющиепреодолеть утомляемость.
Ценным стимулирующим влиянием обладаетпроблемно-поисковые методы в том случае, когда доступны для самостоятельногоразрешения.
Неизменно воодушевляет учеников введение в учебныйпроцесс элементов самостоятельной работы, если младшие школьники обладают необходимымиумениями и навыками для ее успешного выполнения.
Специальные исследования, посвященные проблемеформирования познавательного интереса, показывают, что интерес характеризуется,по крайней мере, тремя обязательными моментами:
положительными эмоциями по отношению к деятельности;
наличием познавательной стороны этих эмоций;
наличием непосредственного мотива, идущего от самойдеятельности.
Отсюда следует, что в процессе обучения важнообеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебнойдеятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональноесостояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием,радостью, гневом, удивлением.
Одним из методов эмоционального стимулирования можноназвать метод стимулирования занимательностью – введение в образовательныйпроцесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Часто детямпоручают самостоятельно подбирать такие примеры.
В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступаети метод занимательных аналогий. Эмоциональные переживания вызываются созданиемэффекта удивления. Необычность приводимого факта, парадоксального опыта,грандиозность цифр все это при умелом сопоставлении данных, при убедительностиэтих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания детей.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятиябольшое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речипедагога. Как показывает практика, создание на уроках ситуаций занимательностидолжны вызывать радость узнавания не побочных деталей, а основных идейизучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить отнеё – в этом отличие подлинных познавательных эмоций, от эмоцийразвлекательного, побочного характера.
Основным источником интереса к учебной деятельностиявляется её содержание. Однако имеются и некоторые специальные методы,направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним впервую очередь можно отнести методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближениясодержания к самым важным открытиям в науке, технике.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можноназвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебномпроцессе «игровых ситуаций». К методам стимулирования и мотивации ученияотносится также метод создания ситуаций познавательного спора, методорганизации учебных дискуссий. Спор вызывает повышенный интерес к теме.Некоторые учителя умело используют этот метод для активизации учения.
Одним из действенных методов стимулирования интереса кучению является создание в учебном процессе ситуаций успеха. Без переживаниярадости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи. Вотпочему многие учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которыенуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное дляних задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений.
1.4 Особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьник — еще маленький человек, но уже оченьсложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическимиособенностями.
Младший школьный возраст называют вершиной детства.Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд навзрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственностьв поведении, у него появляется другая логика мышления[5].
Учение для младшего школьника — значимая деятельность. Вэтот период он приобретает не только новые знания и умения, но и определенныйсоциальный статус.
В этот период жизнь во всем ее разнообразии, неиллюзорная и фантастическая, а самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая– вот что возбуждает его деятельность. В этом периоде ребенок мало-помалупокидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальнойжизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он – реалист.
Переход в школьный возраст связан с решительнымиизменениями в деятельности ребенка, общении, отношениях с другими людьми.Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляютсяновые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка к окружающим.Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимосформировать у детей данного возраста, диктуют педагогам строгуюцеленаправленность всей учебно-познавательной деятельности.
Интерес привлекает уже и то, что не обязательно должнобыть дано в личном, настоящем или прошедшем опыте. Другие страны, другие народыи их деятельность привлекают внимание школьника в достаточно сильной степени.Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.
Непосредственность детских реакций и ненасытнаявпечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольнойобстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, онипочти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому,что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами. Им нравитсяприменять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым ичто неприятным.
В младшем школьном возрасте происходит значительноерасширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этотпроцесс прогрессирует и к III – IV классам приводит к тому, что у большинствадетей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видамдеятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенкомновых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельныхпредметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении.
На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте,любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, истремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяютположительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональныепереживания по поводу полученных оценок. Отставание в учебе чаще всего до слезпереживаются детьми. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главнымобразом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своиминтеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Малышамважно, чтобы положительная оценка была общепринята.[6]
От отношения родителей и учителей к ребенку зависит егоотношение к себе (самооценка), самоуважение. Все это влияет на развитиеличности.
Особое значение для развития в этом возрасте имеетстимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов вучебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, длядальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятнымвременем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляетсяжизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотивдостижения успеха, доминирующий над мотивом из бегания неудачи; во-вторых, этоприводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.
Уровень притязаний складывается под влиянием успехов илинеуспехов в предшествующей деятельности. Тот ученик, который часто терпитнеудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующейдеятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем.
Преобладание неуспеха в учебной деятельности отстающихдетей, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы, неуклонно ведет кнарастанию у таких детей неуверенности в себе и чувства неполноценности.

1.5 Выводы к главе I
Формирование уже в начальных классах стимулов, придающихдальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого егособственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненноважной целью, а не только средством для достижения других целей (например,престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайненеобходимым, без чего дальнейшее обучение ребенка может оказаться простоневозможной. Надеяться на то, что такие стимулы возникнут сами по себе, неприходится. Важно обеспечить такое формирование стимуляции, которое поддержалобы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всехлет его пребывания в школе и было бы основой для его самообучения исамосовершенствования в будущем. В связи с этим рассмотрим некоторые пути иметоды формирования стимулов учебной деятельности в системе дополнительногообразования.

Глава II. Развитие интереса к занятиям на основе методовстимулирования
2.1 Краткая характеристика группы, итоги констатирующегоэтапа исследования
Эксперимент проводился в три этапа:
Констатирующий этап (октябрь 2009г.) – первичный «срез»уровня проявляемого интереса к занятиям в системе дополнительного образованияпри помощи анкетирования и анализа документации.
Формирующий этап (октябрь 2009г – декабрь 2009г.) –проведение занятий с использованием методов стимулирования: соревнование,поощрение, создание ситуаций успеха, игровых ситуаций.
Итоговый этап (декабрь 2009г.) – повторный «срез» уровняпроявляемого интереса к занятиям в системе дополнительного образования припомощи анкетирования и метода наблюдения.
Экспериментальная работа проводилась на базеМуниципального образовательного учреждения дополнительного образования детейДома детского творчества г. Шахтерска. В эксперименте участвовали дети 8 – 9лет,обучающиеся в объединении «Вязание». Группа из 14 человек, обучающаяся в данномобъединении второй год, была поделена на подгруппы по списку в алфавитномпорядке (первые семь человек – первая подгруппа, следующие семь человек –вторая подгруппа). Занятия проводились 2 раза в неделю по одному часу поутвержденной программе «Вязание крючком», по одному и тому же тематическомуплану, в разное время. В первой (контрольной) подгруппе использовались прежниеметоды обучения, во второй (экспериментальной) подгруппе использовались те жеметоды обучения, но с применением методов стимулирования. Все учащиеся имелиопределенные знания, умения и навыки вязания крючком.
На констатирующем этапе эксперимента, который проводилсяв октябре 2009 года, для выявления степени проявляемого интереса к занятиям,детям обеих подгрупп было предложено ответить на вопросы именных закрытых анкет(приложение 1).
Ключ к анкете
Количество баллов, которые можно получить за каждый ответна вопросы анкеты. 2 3 4 5 6 7 а 7б Да 2 2 1 2 2 2 1 Нет 1 1 2 1 1
 
12 – 13 баллов – высокий уровень интереса к занятиям. Утаких детей есть познавательный мотив, стремление более успешно выполнять всетребования педагога.
10 – 11 баллов – средний уровень интереса к занятиям.Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешносправляющихся с учебной деятельностью.
7 – 9 баллов – низкий уровень интереса к занятиям. Этидети посещают занятия неохотно, предпочитают пропускать занятия. На урокахчасто занимаются посторонними делами, играми.
После обработки результатов анкет мы получили данные, чтов контрольной подгруппе высокий уровень интереса имеет только один ребенок,средний уровень у троих учеников и низкий – тоже у троих.
В экспериментальной подгруппе высокий уровень интересаотсутствует, у четверых средний уровень и низкий уровень интереса у троихучащихся. Данные анкетирования представили в виде диаграмм (рис. 1, рис. 2).

/> 
Рис. 1. Контрольная подгруппа
/>
Рис. 2. Экспериментальная подгруппа
На рисунках видно, что в контрольной подгруппе степеньсредней и низкой интереса на одинаковом уровне, а в экспериментальной подгруппепреобладает средний уровень интереса.
На основе анализа журнала посещаемости занятий, можноотметить, что большинство детей довольно часто пропускали занятия безуважительной причины.
2.2 Применение методов стимулирования в учебном процессемладших школьников в системе дополнительногообразования
На формирующем этапе помимо методов стимулирования, использовалисьстимулирующие методы обучения: проблемно-поисковый метод, т.к. процесссамостоятельной работы воодушевляет учеников; метод «ситуации успеха», безпереживания радости успеха невозможно рассчитывать на дальнейшие успехи. В этотпериод изучался раздел «Филейное вязание». Изучение данной темы осуществлялосьпри помощи элементов проектной деятельности. Метод проектов – педагогическаятехнология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и ихприменение, и приобретение новых (порой и путем самообразования).
У учащихся при выполнении проектов возникают своиспецифические сложности, но они носят объективный характер, именно ихпреодоление вызывает интерес к данной теме, разделу программы. В основепроектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляетсяв сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так какучащимся начальных классов трудно намечать ведущие задачи, пути их решения.
Результат деятельности фиксировался учащимися в тетради:ход решения конструкторско-технологических задач, составление технологическойкарты изделия, изучение возможностей использования результатов даннойдеятельности (выставка, продажа, публикация и т.д.).
Основные задачи учебного проектирования:
— развитие проектировочных умений, навыков общения,творческих и художественно-эстетических способностей;
— овладение исследовательскими, коммуникативнымиумениями;
— освоение знаний и умений, предусмотренных содержаниемраздела «Филейное вязание».
В ходе изучения данного раздела дети самостоятельно, подруководством педагога, получали знания, применяли на практике, но больше всегоих заинтересовало то, что они самостоятельно разрабатывали свое изделие,изготавливали его, готовили презентацию. Оценивание происходило по определеннымкритериям: оригинальность, аккуратность, правильность выполнения и т.д., работыоценивали комиссия из руководства ДДТ, педагоги других объединений и самиребята. В результате чего у них была возможность тренироваться в объективности,самооценке, анализе, коммуникативных умениях. Основным стимулом было и то, чтосозданное изделие служило подарком маме к Новому году. После презентации каждыйучастник эксперимента получил грамоту или благодарность за достигнутые успехи. Длязакрепления полученных знаний учащиеся отвечали на вопросы теста (приложение2), разгадывали кроссворды «Угадай слово в выделенной клеточке» (приложение 3).Но не все учащиеся могли справиться с этим видом деятельности. Неуспеваемостьотрицательно сказывается на отношении детей к обучению, вызывает плохое настроение,нередко потерю уверенности в собственные силы, теряется интерес к предметуизучения. При таких условиях создание «ситуаций успеха» помогает активизироватьученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы. Отстающий ученикоставался после занятия для индивидуального изучения темы, то есть онрассказывал о своих затруднениях, а педагог объяснял, как надо сделать ичастично подготавливал его к теме следующего занятия. Это давало возможностьученику показать свои знания и умения в дальнейшей работе. Ни одно занятие непроходило без похвалы учеников, которые хорошо справлялись с трудностямиизучения раздела.
Перед началом изучения раздела мы с детьми решили завеститетрадь, которую назвали «Почетная тетрадь». Она всегда лежит на моемучительском столе. На обложке крупно и ярко написано: «Почетная тетрадь».Вверху каждой страницы – имя ребенка. Страниц столько, сколько детей вподгруппе. После каждого занятия мы записывали в нее успехи ребят насоответствующей странице. Это мог быть удачный ответ, интересное решениепроблемы, помощь в каком-нибудь деле – любой шаг вперед со стороны ученика.Сначала я сама решала, кого отметить в Почетной тетради. Постепенно и детивключились в её ведение, чтобы было все по-честному и по заслугам. Чтобы былповод для гордости. Как только ребенок набирал пять записей в тетради, онполучал право выбрать себе подарок из большой коробки сюрпризов, стоящей вшкафу кабинета. Затем, взяв Почетную тетрадь, он шел в кабинет директора ДДТ. И«самый главный начальник» жал руку ученику, благодарил и подписывал егостраничку «директорской ручкой». Я делала копию этой странички и отдаваласчастливчику похвалиться перед родителями.
Ян Коменский призывал сделать труд учащегося источникомумственного удовлетворения и душевной радости. Каждый прогрессивно мыслящийпедагог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение- это радость, ане только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
2.3 Итоги заключительного этапа эксперимента.
На итоговом этапе эксперимента, который проводился вдекабре 2009 года, дети отвечали на вопросы анкеты констатирующего этапа. Послеобработки результатов анкетирования мы выявили следующее: в экспериментальной подгруппевысокая степень интереса у двух учеников, у троих – средний уровень интереса иу двоих – низкий. В контрольной подгруппе у одного ребенка высокая степень интереса,у четверых – средняя степень и у двоих – низкая. Результат анкетированияпредставлен в диаграмме (рис. 3, рис. 4).
/> 
Рис. 3. Контрольная подгруппа
/>
Рис. 4. Экспериментальная подгруппа
Сравним результат контрольного и итогового этапа поэкспериментальной подгруппе. В экспериментальной подгруппе повысился интерес кзанятиям, так как высокий уровень интереса вырос на двух детей, средний уровеньсоставил три ученика и низкий уровень – два. Данные представлены в видедиаграмм (рис. 5).
На протяжении всего эксперимента также велось наблюдениеза детьми обеих подгрупп. В процессе наблюдения были выявлены следующие закономерности:учащиеся экспериментальной подгруппы не пропускали занятия без уважительнойпричины, занятия проходили более эмоционально, дети с интересом работали напротяжении всего эксперимента, легко шли на контакт и с удовольствием выполнялидомашнее задание; в контрольной подгруппе дети отсутствовали на занятии безуважительной причины; домашнее задание выполняли с меньшим интересом, занятияпроходили менее эмоционально.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа поразвитию интереса младших школьников к занятиям в системе дополнительногообразования на основе методов стимулирования дала положительный результат.
При помощи методов математической статистики проверимдостоверность сформулированной нами гипотезы исследования. Для этого используемметод G – критериев знаков Мак-Немара.

Таблица «сдвига» результата№ Результат констатирующего этапа Результат итогового этапа «сдвиг» 1 10 11 +1 2 8 10 +2 3 11 12 +1 4 10 11 +1 5 9 9 6 7 9 +2 7 11 13 +2
n = 6
“+” = 6 типичные “–” = 0 нетипичные
G эмп. = 0
По таблице находим:
G 0,05= 0
Сформулируем статистические гипотезы:
Н0 – сдвиг в сторону увеличения уровня проявляемогоинтереса к занятиям в системе дополнительного образования не являетсястатистически значимым.
Н1 – сдвиг в сторону увеличения уровня проявляемогоинтереса к занятиям в системе дополнительного образования являетсястатистически значимым.
Так как Gэмп. попадает в зону неопределенности, товозможно два ответа
Принимается Н1 – сдвиг в сторону увеличения уровня проявляемогоинтереса к занятиям в системе дополнительного образования являетсястатистически значимым;
Принимается Н0 – сдвиг в сторону увеличения уровня проявляемогоинтереса к занятиям в системе дополнительного образования не являетсястатистически значимым.
Вывод: уровень увеличения интереса к занятиям в системедополнительного образования в прямопропорциональной зависимости от методовстимулирования.
В результате этого мы не можем утверждать, что нашагипотеза не подтвердилась.
Возможно, что на итог данного исследования повлияло малоеколичество времени проведения эксперимента. Для более достоверного результатанеобходимо продолжить данный эксперимент.
Несмотря на то, что наша гипотеза не подтвердилась, но ине опровергалась, я считаю, что методы стимулирования и стимулирующие методыобучения положительно влияют на развитие интереса к обучению. Это видно поитоговому «срезу» знаний, по тому с каким увлечением ребята работали напротяжении эксперимента. Полученные ими знания намного прочнее, чем приобъяснении педагога.
Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнююзанимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать стимул радости в самомпроцессе обучения. Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядныепособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, — оспаривать этузаповедь не станет никто.
Стимулировать деятельность детей можно в любой сфереобучения, главное чтоб это было ярко, эмоционально, необычно и, обязательно, объективно.

 
Заключение
В педагогике обучения и воспитания есть много сложныхпроблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблемастимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться отнего желаемого поведения. В определенном смысле, это проблема проблем,средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективностистимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
Стимулы в педагогическом процессе определяются какспецифические педагогические средства, способные выполнять побудительныефункции по отношению к внутренним движущим силам развития личности.
Можно уверенно сказать, что разработка методовположительного подкрепления является одной из важных задач нашей сегодняшнейпедагогики.
Содержание каждого урока, каждой темы должно быть стимулировано,однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешнейзанимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждениюи воспитанию познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость вбудущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем,что это содержание должно быть направлено на решение проблемнаучно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, наовладение методами такого познания.
Особо следует подчеркнуть роль методовпроблемно-развивающего обучения в формировании стимулов учения.
Различные формы коллективной деятельности учащихся назанятии играют значительную роль в становлении мотивации учения.
Только та информация, которая как-то созвучнапотребностям ученика, подвергается эмоциональной и умственной переработке. Врезультате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому учителюочень важно знать потребности его учеников, форму этих потребностей в настоящеевремя, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.
Хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшегошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленнойна сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальностикаждого ребенка.
В работе педагога, создание стимулирующей среды развиваетинициативу, творчество воспитанников, создает условия для реализациииндивидуальных возможностей при работе в малых группах, способствуеторганизации атмосферы доброжелательности и защищенности.

Список литературы
1.        Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1981. – 355с.
2.        Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? [Текст]/Ю.П. Азаров. – М.:Высшая школа, 2004. – 422 с.
3.        Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентоввысших педагогических учебных заведений [Текст]/А.С. Белкин. – М.: Академия,2000.
4.        Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 3 класс [Текст]/М.А.Давыдова. – М.: ВАКО, 2008. – 256с.
5.        Еременко Т.И. Кружок вязания крючком: Пособие для учителя[Текст]/Т.И.Еременко. – М.: Просвещение, 1991. – 143с.
6.        Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: книгадля учителя [Текст]/Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1998. – 224с.
7.        Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная педагогическаяпсихология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов поспециальности «Педагогика и методика начального обучения»// Под ред. М.В.Гализо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
8.        Немов Р.С. Психология. Книга 2, Психология образования [Текст]/Р.С. Немов.– М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 482с.
9.        Немов Р.С. Психология. Книга 3, Психодиагностика [Текст]/Р.С. Немов. – М.:ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. – 630с.
10.     Педагогика// Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 422с.
11.     Педагогика. Учебное пособие. // Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:Педагогическое сообщество России, 2005. – 368с.
12.     Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентовпедагогических вузов: книга 1 [Текст]/И.П. Подласый. – М.: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 1999. – 276с.
13.     Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентовпедагогических вузов: книга 2 [Текст]/И.П. Подласый. – М.: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 1999. – 256с.
14.     Технология: поурочные планы по разделу «Вязание» // авт. Сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 200с.
15.     Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учебное пособие[Текст]/В.П. Ушачев. – Магнитогорск: Педагог, 1991. – 287с.
16.     Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры иупражнения: Практическое пособие: Перевод с немецкого: в 4-х томах. Т.1. – М.:Генезис, 1998. – 160с.

Приложение 1
Анкета уровня интереса, проявляемого к занятиям в системедополнительного образования
На вопросы анкеты учащиеся отвечают «Да» или «Нет», в седьмомвопросе необходимо выбрать пункт а или б.
ФИО ребёнка.
Тебе нравится в доме детского творчества?
Ты с радостью идешь на занятие?
Нравится ли тебе, когда занятия отменяются?
У тебя много друзей в объединении?
Тебе интересно на занятии?
На занятия ты приходишь чтобы
а). узнать что-то новое?
б). встретиться с друзьями?
Ключ к анкете
Количество баллов, которые можно получить за каждый ответна вопросы анкеты. 2 3 4 5 6 7 а 7б Да 2 2 1 2 2 2 1 Нет 1 1 2 1 1
 
12 – 13 баллов – высокий уровень заинтересованности кзанятиям. У таких детей есть познавательный мотив, стремление более успешновыполнять все требования педагога.
10 – 11 баллов – средний уровень заинтересованности кзанятиям. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов,успешно справляющихся с учебной деятельностью.
7 – 9 баллов – низкий уровень заинтересованности кзанятиям. Эти дети посещают занятия неохотно, предпочитают пропускать занятия.На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.

Приложение 2
Тест на закрепление полученных знаний
Укажите назначение изделий, выполненных в техникефилейного вязания.
Как рассчитать нужное количество петель?
а). количество клеточек умноженное на 1.5
б). количество клеточек умноженное на 2
в). Количество клеточек умноженное на 3
Покажите процесс создания рисунка-схемы в филейномвязании (условными обозначениями).
4. Укажите способы отделки вязанных изделий
а). мотивами д). лентами
б). ажурными узорами е). выступами
в). тесьмой ж). бисером
г). тканью з). пуговицами
Укажите основные петли филейного вязания (условнымиобозначениями).

Приложение 3 А
Кроссворд 1 «Угадай слово в выделенных клетках»
/>
1. Основа филейного вязания (сетка). 2. Она бывает иначальная, и воздушная, и кромочная (петля). 3. Неудовлетворенная потребность(проблема). 4. Себестоимость + прибыль (цена). 5. Декоративное изделие(салфетка). 6. Вид украшения изделий (отделка). 7. Инструмент для резания(ножницы). 8. Техника вязания клеточками (филейное). 9. Изделие для украшенияскатерти (кайма). 10. Основной инструмент в филейном вязании (крючок). 11.Нужда в чем-либо (потребность). 12. Способ окончательной обработки готовогоизделия (стирка).
Ответ к кроссворду: себестоимость.

Приложение 3 Б
Кроссворд 2 «Угадай слово в выделенных клетках»
/>
1. Название х/б нитей, часто используемых в вязаниикрючком (ирис). 2. Его необходимо связать, чтобы правильно рассчитать петли(образец). 3. Оборудование, необходимое для ВТО (утюг). 4. Вывязывается извоздушных петель (цепочка). 5. Элемент техники вязания крючком (столбик). 6.Повторяющийся узор (орнамент). 7. Вид рукоделия (вязание). 8. Натуральноеволокно для изготовления нитей, используемых в вязании (лен). 9. Основафилейного вязания (сетка). 10. Материалы для вязания (нити). 11. Способокончательной обработки вязаного изделия для придания ему твердости(накрахмаливание). 12. Декоративное изделие (скатерть).
Ответ на кроссворд: изготовление.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.