Реферат по предмету "Педагогика"


Психологический анализ урока учителя истории

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ УРОКА
УЧИТЕЛЯИСТОРИИ
Студент-практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
НабережныеЧелны, 2009 г.

 
СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОАНАЛИЗА УРОКА
 
I. Протокольная запись урока
 
Дата: 25 ноября 2009 г.
Урок истории № 3: Группа 3.2 (11 «Б»).
Преподаватель: Полуянова Светлана Валерьевна.
Тема: «Социально – экономическое развитиеРоссии в начале XX века».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок – Лекция.
Фотография урока:
 Этапы урока Содержание и деятельность учителя Содержание и деятельность учеников 1. Организационный этап Здравствуйте товарищ и кадеты! Приветствие. Учитель проверяет готовность к уроку, посещаемость. Командир класса 3.2 доложил о готовности учащихся к занятиям и отсутствующих. 2. Этап проверки домашнего задания
Учитель намечает план работы вначале повторить домашнее задание и далее изучение новой темы. Методом проверки домашнего задания учитель выбрал
фронтальный опрос. Тема опроса являлось: «Социально – экономическое и политическое развитие Франции в конце XIX века». Учащиеся призываются на ответы вопросов жестами преподавателя. За правильные ответы учащиеся получают оценки и устные одобрения, и наоборот. Оценки выставляются за урок истории. 3. Переход к активному и сознательному усвоению учащимися нового материала
Сообщается тема урока: «Социально – экономическое развитие России в начале XX века».
Задача – сформировать представления о состоянии экономики России этого периода, концентрация капитала и образование монополий, и все это соседствует с нищетой российского народа.
Записывают число тему в рабочую тетрадь.
Ознакомлены с целями урока, практической значимостью темы. Важность состояния экономики определяет политические решения и наоборот – политика определяет экономическую политику. Элементы взаимосвязаны. 4. Изучение нового материала К историческим нерешенным проблемам таким как крестьянское малоземелье в центральных губерниях и общинный уклад ведения сельского хозяйства, безлюдные просторы Сибири, техническое отставание и небывалые темпы концентрации производства и образование монополий, при узком рынке сбыта промышленной продукции из-за нищеты народа, добавились новые проблемы – рабочий вопрос во внутренней политике и стремление стран II эшелона развития капитализма на Западе и Востоке к переделу мира и колоний. Записывают в рабочих тетрадях социально – экономические характеристики развития России, опираясь на материал и текст учебника. Пользуются наглядностью в виде ксерокопий: доклад министра финансов Витте, а также сравнительные таблицы экономического развития стран: Россия, Германия, Франция, США. Выводы по таблице переносят в тетрадь, обсуждают друг с другом, делясь мнением и завлекая мысль в дискуссии. 5. Закрепление полученных знаний Таким образом, Россия к началу XX века представляла из себя большую империю с многоукладной экономикой. Основной вывод записывается под диктовку в учебную тетрадь. 6. Инструктаж домашнего задания § 1-3, ответить письменно на вопрос №2 на с.21, как элемент подготовки к ЕГЭ. Ученики записывают домашнее задание себе в дневник и в тетрадях.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради,наглядность: карта «Социально-экономическое развитие России в начале XX века»; классная доска, мел, указка.
Вид доски на уроке10 декабря 2009      Тема          Дом.       Задание      План       карта

 
Основные понятия:
Монополия, синдикат,концерн.
Основные даты:
1891-1892 – голод вевропейской части России.
1900 – начало длительногоспада производства.
Основные персоналии: А.И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А.И. Утин.
План урока:
1. Основные тенденцииразвития экономики.
2. Особенностисоциально-экономических отношений в России.
3. Общий ходэкономического развития в начале XXвека.
Домашнее задание: § 1-3,ответить письменно на вопрос №2 на с.21, как элемент подготовки к ЕГЭ.
 
II. Готовность к занятию
Учитель заранееприготовил доску и карту к уроку, написав на доске число, тему урока, термины идаты. С началом звонка учащиеся построились по команде командира ипоприветствовали учителя, и она также поздоровалась, разрешила присаживаться.Класс хорошо освещен, помещение проветрено и свежо, вселяет бодрость иположительный заряд для начала урока.
 
III. Внимание учащихся на уроке
С началом урока СветланаВалерьевна полностью завладевает вниманием учащихся на урок. В течении урокапреподаватель сменяет вид деятельности, сначала проводит фронтальный опросучащихся, спросить могут любого и нужно быть готовым к ответу, а что бы знатьна что отвечать, то нужно слушать вопрос внимательно. Далее, при изучениинового материала, внимание кадетов сосредоточено на работе с текстом учебникапо заданию, запись лекции в тетрадь, а также необходимо следить по карте заосновными экономическими районами. При повторении материала вновь заостряетсявнимание на изученных фактах, кадеты приглашаются к участию в формулированиявывода по уроку приемом эвристической беседы. Учащиеся уже давно работают науроках истории со Светланой Валерьевной и не позволяют себе отвлекаться,во-первых — это уважение, во-вторых – можно и двоечку за незнание материала илиневнимательность быстро в журнал получить.
 
IV. Восприятие учебного материала
С началом урока, каквидно из фотографии, преподаватель объяснила план работы, цели и задачи. Послеорганизационного момента перешли к этапу проверки домашнего задания методомфронтального опроса на тему «Положение Франции в конце XIX века». Вопросы задавались на качественный уровеньусвоения и восприятия изученной темы уроком ранее.
На этапе изучения новогоматериала при объяснении для улучшенного восприятия применялась карта на уроке.Показывались основные промышленные районы, территории разделенные на сферывлияния как внутреннего капитала так и иностранного. Учащиеся, поначалу, интересовалисьвопросом влияния экономики на политику, проявляли любознательность в вопросахузости и многоукладности российского рынка, ближе к концу уроканаблюдательность стала затухать и уже слушали без дополнительных вопросов идетализации.
 
V. Мышление учащихся на уроке
Подача материала СветланыВалерьевны сочетала в себе элементы лекционной подачи материала, комментированиемзаписанного учащимся, объяснение и чтение карты. Мотивацией учащихся крассуждению способствовали вопросы и задания, учитывались умения высказать иотстаивать точку зрения. Хотя этот аспект был задействован на этом уроке неполностью в течении всего урока, а большей частью при опросе домашнего задания.Тогда как, при изучении нового материала, преподаватель ограничился лекционнымиформулировками. Этап закрепления материала также был слабо использован дляразвития мыслительных способностей. В целом учащиеся не бояться думать ипользуются возможностью сказать точку зрения не системно, а по принципу когдаспросят на оценку.
 
VI. Память в познавательнойдеятельности учащихся
Для прочного иосмысленного запоминания учебного материала преподаватель применял на урокетакие приемы, как записи на доске: план урока, даты, исторические события итермины. Важные даты особо проговаривались, особенно придавалось значениетерминам, таким как монополия и ее виды. Трудные слова и термины прописывалисьна доске, например синдикат, картель, трест, олигархия. Лучше всего на урокеучащимся дается наглядно-образное запоминание и словесно-логическое. Материалгруппировался по смыслу согласно плану. Проводились исторические параллели ссовременным состоянием некоторых монополий и олигархов, для установленияассоциативных устойчивых представлений.
 
VII. Поведение учителя
Встреча учителя с классомначалась после звонка на урок, командир построил кадетов, после чего СветланаВалерьевна поздоровалась и разрешила присаживаться. Опрятный внешний вид,уложенная прическа создают вид респектабельного человека, а с уважениемприходит дисциплина, послушание слову, и это источник внимания, восприятия,мышления и запоминания. Энергичная, волевая, строгая и требовательная – такможно охарактеризовать психическое состояние. Манера обращения к учащимсяуважительное, строгое, настойчива в требованиях по выполнению домашнегозадания. Громкая хорошо поставленная речь, без слов-паразитов, эмоциональныхоттенков, жестикуляция слабая, мимика устойчивая. Она способна на организациюсамостоятельной работы учащихся, контроль поведения в классе.
 
VIII. Результаты урока
Цели урока по организацииучебной деятельности учащихся достигнуты, все учащиеся так или иначе былизадействованы в работе. Кто-то участвовал в опросе, затем при изучении новойтемы дополняли ответами, записывали лекционный материал, смотрели на карту задействиями учителя, изучали экономические районы. Интерес к предмету средний,подгоняется страхом перед двойкой, заинтересованность маленькая и должнымобразом не стимулируется. Пожелания к уроку отойти от принципа количества, иуделять внимание качеству знания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Банковская система Чувашской Республики состав, структура, проблемы и перспективы развития
Реферат Влияние эссенциальных фосфолипидов на структурно-функциональную организацию клеточных мембран тромбоцитов у больных ишемической болезнью сердца
Реферат Подвижные игры
Реферат Postal services
Реферат Схема системы налогообложения
Реферат Стандарты сотовой связи 1-го и 2-го поколений Организация хэндовера
Реферат Воронцов-Дашков Илларион Иванович
Реферат Методы обучения и классификация методов обучения
Реферат Русификация Финляндии
Реферат Http://www znanie-sila ru/projects/intro html Виктор Дольник
Реферат Социальная реклама Советского периода и в современной России
Реферат Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса муниципального образования. Энергосбережение в ЖКХ
Реферат МСФО 10 Представление в финансовой отчетности событий совершенных после отчетной даты
Реферат Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Реферат Отчет по технологической практике на Мариупольском металлургическом комбинате "Азовсталь"