Реферат по предмету "Педагогика"


Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой

Психологические условия формирования мотивационно-ценностногоотношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой

УДК 159.9:37.037.796
Пристинский В.Н., Курысько Н.А.
Славянский государственный педагогический университет
Учебно-воспитательное объединение № 103 (г. Днепропетровск)
 
В статье анализируются психологические факторы, оказывающие влияниена формирование позитивной мотивации учащихся средних и старших классовобщеобразовательных школ в процессе занятий физической культурой.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, устойчивый интерес, учащиеся,физическая культура.
Анотація. Пристинський В.М., Курисько Н.О. Психологічні умовиформування мотиваційно-ціннісного ставлення учнів середніх і старших класів дозанять фізичною культурою.У статті аналізуються психологічні фактори, яківизначають вплив на формування позитивної мотивації учнів середніх і старшихкласів загальноосвітніх шкіл у процесі занять фізичною культурою.
Ключові слова:мотивація, мотиви, стійкий інтерес, учні, фізичнакультура.
Annotation. Pristinskii V.N., Kurysko N.A.The psychologicalconditions of the shaping motivation and valuation relations pupils’ averageand senior classes to occupation by physical culture.In article are analysespsychological factors, influencing on shaping the positive motivation pupils’average and senior classes of the general schools in process occupation byphysical culture.
Key words: motivation, motives, firm interest, pupils’,physical culture.
 

Постановка проблемы. Мотивационная сфера школьника является важнымкомпонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображаетвнутреннее желание и интерес учащихся к занятиям, их активное, осознанноеотношение к учению. Только при наличии сильных, глубоких побуждений и мотивовшкольников, их учебная деятельность будет протекать эффективно. Поэтомукачество работы преподавателя физической культуры во многом определяется тем,насколько он осознает сущность мотивации учения, включая факторы, влияющие нанее, а так же методы ее формирования.
В связи с тем, что на сегодня в Украине общие показателифизической подготовленности учащихся общеобразовательных школ (ООШ) находятсяна достаточно низком уровне, а соматическое здоровье подрастающего поколения впоследние годы значительно ухудшилось, происходит переоценка роли значимостиоздоровительной физической культуры и рекреации. Повышение уровня здоровья средствамифизического воспитания, создание условий для удовлетворения потребностей взанятиях физической культурой, формирование социальной ориентации молодежи наздоровый образ жизни – является актуальной проблемой современной системыобразования Украины, реализация которой невозможна без активизации в сознаниисамих учащихся мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.
Анализ последних исследований и публикаций. Формирование мотивацииучения неразрывно связано со специфическими психологическими характеристиками.Исследованием мотивации учебного процесса в теории и методике физическоговоспитания, педагогике и педагогической психологии занимаются достаточно давно,и этому направлению посвящено множество работ как отечественных, так изарубежных авторов. Специалисты (В.Г. Григоренко, 1993; С.С. Занюк, 2002; Е.П.Ильин, 1987, 2000; В.Н. Пристинский, 2008 и др.) рассматривают мотивацию какосновной фактор детерминанты поведения человека, удовлетворения социальных ипознавательных потребностей, которые складываются и изменяются в процессе всейего жизнедеятельности [4, 5, 6, 7, 8, 12, 13].
В процессе учебной деятельности одних учащихся в большей меремотивирует сам процесс познания, других – отношения с другими людьми. Однакоименно их качество определяет сущность личности школьника, а также ее направленностьв учебной деятельности.
При организации воспитательной работы по развитию мотивации назанятиях по физической культуре, учителю необходимо учитывать общие тенденциивозрастного развития школьников, что в первую очередь является отправной точкойв эффективности дальнейшей работы.
В процессе учебной деятельности (как отмечают А.К. Маркова [9], М.О.Носко [11], С.С. Занюк [5], Е.П. Ильин [6, 7], Л.И. Божович [1], В.Н.Пристинский, Н.А. Курысько, Т.Н. Пристинская [8, 12, 13]), начиная с периодасреднего школьного возраста, путем дифференциации выбирается и укрепляетсяосновное ядро интересов, которые касаются также и выбора учебных предметов. Так,в средних классах, одной из особенностей мотивации учебной деятельностиявляется возникновение у школьников стойкого интереса к определенному предмету.Этот интерес не возникает ситуативно на конкретном уроке, а формируется постепеннопо мере накопления знаний. Основным мотивом учения старшеклассника является егоподготовка к вступлению в профессиональное учебное заведение. Выбор профессии становитсяпсихологическим мотивом развития старших школьников, создавая у нихсвоеобразную внутреннюю позицию. Старшеклассники в большей мере начинаютинтересоваться теми предметами, которые им «пригодятся» для подготовки кбудущей профессии.
Формулировка цели и задач работы. Целью данного исследованияявляется определение психологических компонентов мотивации учащихся среднего истаршего школьного возраста в процессе занятий физической культурой.
Задачи исследования:
1. Обобщение данных научно-методической литературы по проблемеформирования мотивации учения.
2. Выявление психологических характеристик формирования мотивациик физической культуре у школьников средних и старших классов.
3. Изучение отношения учащихся средних и старших классов кзанятиям физической культурой.
4. Разработка рекомендаций для повышения эффективности работы поформирования мотивации к занятиям физической культурой.
В процессе исследования были использованы методы анкетного опроса,беседы, педагогические наблюдения, а также методы математической статистики. Вэксперименте принимали участие 116 учащихся среднего и старшего школьного возрастаООШ №№ 16, 80 г. Макеевки Донецкой обл., а также 54 учащихся ООШ № 8 г. Славянска Донецкой обл.
Основные материалы исследования. В связи с этим, насинтересовал вопрос о степени значимости для наших респондентов физическойкультуры как учебной дисциплины. В ходе опроса, учащимся предлагалосьопределить и распределить по категориям, основные учебные предметы (математика,физика, химия, география, физическая культура, языки, литература), которые личнодля них имеют значимость в учебной деятельности (при составлении анкеты,вопросы были поставлены корректным образом по отношению к другим учебнымдисциплинам, не снижая дидактическую значимость каждой из них).
Анализируя полученные данные, представилось возможным отметить, чтоучащиеся средних классов ООШ № 16 среди учебных дисциплин отдали приоритетноеместо физической культуре, а учащиеся старших классов – только шестое место;учащиеся же средних классов ООШ № 80 физической культуре определили четвертое ранговоеместо. То есть, по мнению учащихся средних классов, физическая культура имеетболее высокую значимость по сравнению с мнением старшеклассников.
Исследуя побудительные факторы мотивов посещения уроков физическойкультуры было установлено, что в большей степени (по утверждению 77,0% учеников)к занятиям физической культуре их побуждает желание повысить индивидуальный уровеньфизической подготовленности; 12,0% — научиться чему-то новому; 3,0% ответили,что к этому их вынуждают причины обязательных посещений этой школьнойдисциплины; 5,0% посещают занятия в большей степени из-за того, чтобы не отставатьот других учеников в классе (быть «как все»); для 3,0% посещения занятийограничивается лишь необходимостью получения оценки.
/>
Факторы, определяющие мотивы посещения уроков физической культуры
Известно, что успех в какой-либо деятельности в определенной мере зависитне только от способностей и знаний, но и от стремления самоутвердится, достичьвысоких результатов. Чем более высокий уровень мотивации, тем больше усилийприлагает личность.
В ходе проведенного нами исследования были определены также мотивы,которые в большей степени побуждают учеников к улучшению их успеваемости попредмету «Физическая культура». Так, 67,7% учеников побуждает их желание уметьопределять (а также иметь более высокий) индивидуальный уровень физическойподготовленности; 10,3 % — это желание получать хорошие оценки; 7,9% — страхоказаться слабее в глазах одноклассников; 10,1% — стимулирует одобрениеучителя; 4,0% — отсутствуют всякие стремления улучшить свои учебные достиженияи результаты.
В процессе педагогических наблюдений нами было установлено, что каждогоученика к получению позитивных оценок побуждает определенный, свойственный лишьему комплекс мотивов. Зная, какие именно мотивы побуждают учащихся стремиться кболее высоким оценкам, нам удалось повысить эффективность уроков физическойкультурой и более успешно управлять учебной деятельностью учащихся. Анализируяответы на следующий блок вопросов, было установлено, что для 16,5% учениковоценки помогают им определять свой социальный статус в классе; 71,3% — это показательих способностей и умений; 10,0% — это желание «угодить» своим родителям; для 2,2%учеников (преимущественно мальчиков средних классов) оценки по физическойкультуре не имеют никакого значения.
Нашипедагогические наблюдения подтвердили мнение ряда авторов [2, 4, 7] о том, чтошкольники в ходе уроков физической культуры проявляют избирательный интерес кразделам программного материала (интересы мальчиков и девочек различны). Так, девочкичаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, утонченности движений и осанке;реже – о развитии быстроты, выносливости и силы. Мальчики – наоборот, склонны купражнениям, способствующим развитию силы, выносливости, быстроты и ловкости. Всвязи с этим, у них проявляется и разный интерес к разделам программногоматериала.
 
Приоритетные интересы учащихся к программному материалу попредмету «Физическая культура»Программный материал Мальчики Девочки Футбол 40,0% 4,4% Баскетбол 29,3% 20,5% Волейбол 6,7% 35,1% Гимнастика 6,5% 30,5% Легкая атлетика 17,5% 9,5%
Так, в ходеисследования было установлено, что мальчики (47 учеников) в большей степениотдают свое предпочтение урокам с элементами футбола (40,0%) и баскетбола (29,3%);а девочки (69 учениц) – с элементами волейбола (35,1%) и гимнастики (30,5%).
На вопросы, которые имели отношение к развитию познавательныхмотивов на уроке физической культуры, а именно: «хотел бы ты расширить кругсвоих знаний о физической культуре и спорте?» и т.п., 88,3 % учащихся дали позитивныйответ, а 11,7% выразили (в большей мере это девушки старших классов) негативноеотношение.
В периодподросткового возраста активно развивается самосознание учащихся, чтопредполагает формирование собственно мотивационной сферы. Подросток плотноподходит к осознанию своей мотивации. Причем, сначала осознание своих мотивов ицелей осуществляется через их сопоставление с мотивами и целями своих товарищей.Подросток соотносит (однако не всегда осознанно) свою мотивацию, мотивациюсверстников с образцами, идеалами, принятыми в современном обществе. В связи сэтим, нас объективно интересовали факторы, которые преимущественно определяютвлияние на формирование отношения учащихся к занятиям физической культурой.Так, 38,9% учеников ответили, что значительное влияние на них оказывает личностьучителя физической культуры; 36,1% — это товарищи по учебе и близкие друзья; 25,0%- это примеры из жизни выдающихся спортсменов.
Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования,следует отметить, что в подсознании учащихся физическая культура занимает достаточновысокое место. Большинство из них осознают свою потребность в удовлетворении широкихпознавательных мотивов, которые заключаются в ориентации на овладении новымизнаниями, умениями и навыками, поскольку показали, что понимают практическуюпользу физической культуры. Но в то же время, их интерес к систематическомуиспользованию средств физической культуры как эффективного фактора укрепленияздоровья, выражен еще недостаточно стойко и носит преимущественно ситуативныйхарактер, который ограничен отдельными вспышками на эмоциональнопривлекательные ситуации урока. Стойкость же интереса проявляется тогда, когдаученик учится со стремлением даже вопреки неблагоприятным внешним условиям и препятствиям.
Кроме того, следует отметить, что большинство учащихся причиной сниженияинтереса к занятиям называют отсутствие должного внимания со стороны учителя(13,3%); неудачное выполнение двигательного задания (73,3 %); и только для 13,0%учеников таковы причины отсутствуют. Нами также было установлено, что если уучащегося и проявляется мотивация к повышению уровня своих физических качеств,но она актуализируется лишь при систематическом стимулировании со стороныучителя физической культуры (при создании соответствующих учебных ситуаций).Формирование устойчивого интереса требует постоянной стимуляции извне (состороны учителя физической культуры, классного руководителя, одноклассников,родителей).
Нами было также установлено, что существенное влияние наактивность большинства учеников оказывают так называемые «позиционные мотивы»,которые в ходе занятий физической культурой имеют разное проявление. Одной изних следует считать так называемую «мотивацию благополучия», которая выражаетсяв стремлении ученика завоевать одобрение со стороны учителей, родителей итоварищей. Такой мотив включается лишь при позитивном подкреплении. Иногдапозиционный мотив выражается в стремлении ученика занять первое место, бытьодним из лучших или не отставать в своих способностях и умениях от другихучеников в классе, что характерно в основном для учащихся средних классов.
Кроме того, нас также заинтересовало отношение школьников, которыепринимали участие в исследовании, относительно проявления их познавательнойактивности и мотивов учебной деятельности в процессе уроков истории Украины, атакже возможной взаимосвязи этих показателей с проявлением мотивации к занятиямфизической культурой и спортом.
Результаты анкетного опроса свидетельствуют, что 38,0% школьниковпродемонстрировали низкий, 48,3% — средний и 13,7% — высокий уровень общей познавательнойактивности к учебной деятельности. На вопросы, которые имели непосредственное отношениек урокам физической культуры, а именно: «Хотел бы ты вместо учебы заниматьсятолько спортом или любыми играми»?, а также «Хотел бы ты иногда, чтобынезавершенный учебный материал по языку, истории или математики учительпродолжил объяснять на следующем уроке, но вместо физкультуры или любогоразвлечения»? подавляющее большинство учащихся с высоким уровнем общей познавательнойактивности дали однозначно негативный ответ. Исключение (более 80%) составилидевушки старших классов, которые, имели низкий уровень мотивации к занятиямфизической культурой.
Определяя меру представительства ведущих преимуществ в иерархииучебной деятельности учеников 9-х классов было установлено, что 60,0% учениковотдают преимущество мотиву материального благополучия; 26,6% — мотивудостижения успеха; 6,7% — социально ориентированным ценностям (мотивответственности) и только 6,7% — мотиву получения информации (знание каксредство самоутверждения), т.е. познавательному мотиву (знание как цельразвития личности) и мотиву престижа. Анализируя полученные данные, следуетотметить, что подавляющее большинство учеников среднего и старшего школьноговозраста, которые принимали участие в исследовании, имеют крайне низкий уровеньмотивации относительно ценностей образованности как фактора развития личности исамоутверждения в ученическом коллективе.
Таким образом, следует отметить, что одной из приоритетных задачучебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию школьников необходимосчитать формирование ценностей здорового образа жизни. Известно, что степеньактивности школьников на уроке физической культуры во многом зависит от ихпотребности в двигательной активности, которая у каждого учащегосяиндивидуально выражена в различной степени, поскольку это связано стипологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
На уроках физической культуры учащихся условно разделяют на четыретипа: активно деятельный тип (10 – 11%), рационально ориентированный (35 – 37%), индифферентный (42 – 43 %), пассивный (10 – 12%). В связи с этим, кучащимся с разной степенью двигательной активности, подход долженосуществляться дифференцированно и индивидуально. Так, ученикам с высокойдвигательной активностью (в связи с преобладанием процессов возбуждения в ЦНС)для удовлетворения двигательной потребности требуется больший объем движений. Утаких учеников наблюдается наилучшая успеваемость по овладению двигательнымиумениями и развитию двигательных качеств. Для учащихся с низкой потребностью вдвигательной активности (в связи с преобладанием нервных процессов торможениянад возбуждением) необходимо постоянное внимание и стимулирование со стороныучителя и товарищей, а также постоянный контроль над их действиями и успехами.Большинство учащихся общеобразовательных школ следует отнести к индифферентномутипу, которым свойственна низкая мотивация к ориентирам на здоровый образжизни.
Выводы и перспективы дальнейших разработок в данном направлении. Таким образом,проведенное нами исследование свидетельствует, что у большинства учащихсясреднего школьного возраста присутствует интерес к физической культуре, нокоторый еще недостаточно сформирован в устойчивую привычку к систематическим занятиям.Это приводит к тому, что к старшему школьному возрасту происходит дальнейшее снижениеих значимости в учебной деятельности, и, как результат, отношение к физическойкультуре как второстепенному предмету.
Полученные результаты свидетельствуют, что существует достаточновысокая потенциальная возможность дальнейшего совершенствованияорганизационно-педагогических условий формирования мотивации у школьниковосознанного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни.
Основными организационно-педагогическими и методическими условиямиактивизации полноценной мотивации следует считать:
• создание позитивного психоэмоционального настроения и благоприятногоклимата на уроке (пример учителя, использование игрового, соревновательного методов,разнообразие упражнений);
• методически грамотная постановка и реализация задач урока;
• оптимальная моторно-педагогическая плотность урока;
• соблюдение основных дидактических принципов (оптимальностисложности заданий, прогрессирования сложности учебных заданий, сознательностипрактической важности выполняемых упражнений, индивидуального подхода и др.);
• привлечение учеников к осознанной практической деятельности сцелью формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни(проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, праздников, выполнениетворческих работ).
Процесс формирования мотивации связан с глубокими внутреннимимеханизмами становления личности школьников и является длительным процессом. Всвязи с этим, перспективами дальнейших изысканий в данном направлении является дальнейшаяразработка методических рекомендаций, направленных на формированиепсихолого-педагогических условий развития мотивации с учетом возрастных ииндивидуальных особенностей учащихся.
 

Литература
1. Божович Л.И. Личностьи ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. –Гл. 4. – С. 146 – 169.
2. Возрастная и педагогическаяпсихология: учеб. пособ. для пед. ин-тов /М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина [др.]; под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
3. Гогунов Е.Н.Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособ. /Е.Н. Гогунов, Б.И.Мартьянов. – М.: Академия, 2002. – 287 с.
4. Григоренко В.Г.Профессионально-педагогическая мотивация и технология ее формирования /В.Г.Григоренко. – Бердянск: Модем, 2003. – 148 с.
5. Занюк С.С. Психологіямотивації: навч. посіб. для студ. ВНЗ /С.С Занюк. – К.: Либідь, 2002. – 302 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация имотивы /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
7. Ильин Е.П Психологияфизического воспитания: учебн. пособ. для пед. инст-тов /Е.П. Ильин. – М.: Просвещение,1987. – 187 с.
8. Інноваційні технологіїоздоровчо-рекреаційної фізичної культури у діяльності центрів «Спорт для всіх»:навч.-метод. посіб. /І.В Макущенко, В.М. Пристинський, Л.О. Демінська, Т.М.Пристинська. – Донецьк; Слов’янськ: ДДІЗФВС; СДПУ, 2008. – 82 с., с іл.
9. Маркова А.К.Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова. – М.:Просвещение, 1983. – 96 с.
10. Моргунов Е.Н.Психология физического воспитания и спорта /Е.Н. Моргунов, Б.И. Мартьянов. – М.:ACADEMA, 2000. – 288 с.
11. Носко М.О. Теоретичніта методичні основи формування рухової функції у молоді під час занять фізичноюкультурою та спортом: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04 /М.О. Носко; Чернігів:ЧДПУ ім. Т.Г. Шевченка, 2003. – 450 арк.
12. Пристинський В.М. Взаємозв’язокпізнавальної активності та розвитку мотивації до занять фізичною культурою внавчально-виховному процесі загальноосвітніх шкіл /В.М. Пристинський, Н.О.Курисько, Т.М. Пристинська, О.І. Григоренко //Педагогіка, психологія тамедико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наук. моног. за ред.проф. Єрмакова С.С. – Харків: ХДАДМ (ХХІП), 2008. – № 6. – С. 59 – 63.
13. Пристинський В.М.Проблема залучення школярів середньої вікової групи до занять фізичноюкультурою і спортом /В.М. Пристинський, З.М. Ягупець, Г.Г. Чижова //ВісникЧернігівського держ. пед. ун-ту ім. Т.Г. Шевченка: зб. наук. ст. – Чернігів:ЧДПУ, 2009. – № 64. – С. 493 – 495.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Http://www sevastopol su/author page php?id=16998
Реферат Єю ресурсів, зменшенням витрат виробництва, зниженням рівня собівартості продукції, зростанням норми прибутку, поліпшення навколишнього середовища та умов життя
Реферат Орфографическая зоркость
Реферат Письмо литературному герою По произведению А. И. Куприна Гранатовый браслет
Реферат Война 1812 года
Реферат Прикметникова синоніміка у поезії В. Симоненка
Реферат Поражающие факторы, характерные для аварий на радиоактивно-опасных объектах. Загрязнение окружа
Реферат Бродіння
Реферат Осип Мандельштам
Реферат An Analysis Of Central Themes In Shakespears
Реферат Нижегородский губернский исполнительный комитет Временного правительства
Реферат Адамовский район оренбургской области постановление
Реферат Религиозное познание мира
Реферат Николай II 7
Реферат Акушерские исследования Методы обследования беременных и рожениц