Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогическая система А.С. Макаренко и современность

Курсовая работа
«Педагогическая система А.С. Макаренко исовременность»

Оглавление
Введение
§ 1.Жизнь и педагогическаясистема А.С. Макаренко
§2.Современные воспитательныеколонии для несовершеннолетних правонарушителей и система взаимоотношенийподростков и педагогов
Заключение
Список литературы

Введение
В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто могстоль неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко иоскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А.С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любятего и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.
В течение восьми лет напряженногопедагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистическоговоспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательноеучреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный игуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.
В своей работе он стремилсяосуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи сродителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уваженияих интересов, пытался ввести труд в школе.
Сегодня в России около тысячи школмакаренковского типа (например, агрошкола-интернат в г. Сыктывкар, РеспубликаКоми, директор Католиков Александр Александрович). Они полностью обеспечиваютсебя, продавая собственные товары — выпечку, сувениры, швейные изделия и дажемебель. Общество признает: детские дома и интернаты не справляются со своимизадачами (выпускники совершенно не приспособлены к жизни). Не достигает целиперевоспитания и большинство колоний для несовершеннолетних — велик процентрецидивов. Самое бы время сейчас воспользоваться опытом, системой Макаренко.Но, к сожалению, она почти забыта.
В последнее время постоянноподчёркивается факт увеличения преступности несовершеннолетних, отмечается всёбольшая жестокость и изощренность содеянного подростками, значительноеомоложение преступности несовершеннолетних. Одной из мер применяемой в качественаказания подростка за совершение преступления является лишение его свободы.Подростки, приговорённые судом к наказанию в виде лишения свободы, направляютсяв воспитательные колонии для исправления и перевоспитания. Однако согласностатистическим данным многие из отбывших наказание (около 2\3) повторносовершают преступление. Это обстоятельство подчёркивает актуальность моейработы.
Жизньи деятельность А. С. Макаренко изучали: Т. Г. Кроль (Макаренко А.С. Биография, А.А.Фролов («Воспитательная педагогика А.С. Макаренко»), Слободчиков В.И. (ПедагогикаА.С. Макаренко – социально-педагогическое открытие ХХ века), Кумарин В.В. (ТехнологияА.С. Макаренко и перестройка школы// Взаимодействие педагогического иученического коллективов), Малинин В.И. (К дискуссии о наследии А.С.Макаренко), Гмурман В.Е. (Научное наследие А.С. Макаренко и задачипедагогического образования).
Проблемы воспитаниянесовершеннолетних правонарушителей и девиантного поведения подростков изучали:Бубличенко В. Н, Л.И. Беляева, Е.М. Данилин, А.Л. Лихтарникова, А.А. Сукало,Е.Н. Чеснокова и другие); теории структуры взаимодействия в педагогическомпроцессе в условиях ВК через построение гуманистических субъектных отношенийвоспитателя и воспитанника (Н.В. Бордовская, В.А. Кан-Калик, А.Л. ЛихтарниковА.В. Мудрик, Н.Ф. Радионова, С.А. Расчётина, А.А. Сукало, Е.Н. Чеснокова);концепции самореализации личности в условиях колонии для несовершеннолетних(Л.И. Беляева, Е.М. Данилин, А.Л. Лихтарникова, А.А. Сукало).  Объект: воспитательнаяработа в колониях по А.С. Макаренко и в современности.
Предмет:педагогическая система Макаренко и современность.
Цель:изучить педагогическую систему Макаренко и современную систему взаимоотношенийподростков и педагогов в колонии.
Задачи:
1. Ознакомитьсяс биографией Макаренко.
2. Изучитьпедагогическую систему Макаренко.
3. Рассмотретьсовременные воспитательные колонии для несовершеннолетних правонарушителей.
4. Выяснитьсущность системы взаимоотношений подростков и педагогов в условиях закрытыхучреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

§1. Жизнь и педагогическая система А.С. Макаренко
Антон Семенович родился 1(13) марта1888г. г. Белополье, в Харьковской губернии, на Украине, в потомственнойрабочей семье. На следующий день был крещён. Родился он недоношенным (матьнесла вёдра на коромысле, поскользнулась, упала навзничь). Антон долго болел,ходить стал лишь в полтора года. Лет восемь был очень болезненным и слабым. Нок взрослым годам окреп.
Отец Антона Семён Григорьевичродился в Харькове. Там говорили на русском языке, и он говорил так же.Формально не получивший никакого образования (рано осиротев, он уже мальчикомвынужден был работать маляром в мастерской) выучился читать, свободно писал.Умел рисовать. Позже выписывал журнал “Нива”, читал Достоевского. СемьеМакаренко жилось трудно. Отец трудился в мастерских с зари до самого вечера, нозаработки были скудными. Маленький Антон с детства усвоил твердое правило:человек должен трудиться. Отец всегда был примером для сына.
Мать Антона Татьяна Михайловна. Вдевичестве Дергачёва, Её мать из обедневшего дворянского рода. Отец служилмелким чиновником в Крюковском интендантстве, имел большой дом, пятерых детей. УТатьяны Михайловны было много энергии, силы, подлинного мужества. Занималасьдомашним хозяйством. Она была талантливой женщиной, до глубокой старости сохранилаблестящую память, обладала прекрасным даром рассказчицы и тонким юмором. В домеМакаренко всегда чувствовалась подлинная дружба, взаимное уважение, забота друго друге.
Антон в 1895году поступил учитьсясначала в Белопольскую школу, а затем, в 1901 в Кременчугское четырёхклассноеучилище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, заметно выделяясьсреди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора».
На уроках учителя словесностиГ.П.Каминского Антон «впервые узнал прелесть вдохновенной поэмы «Слово о полкуИгореве». Он с упоением читал русскую классику, особенно Гоголя и Достоевского.
В документе об окончании училища уАнтона стояли только пятёрки. Но сверстники во дворе над ним жестокоиздевались, часто избивали. Отличников и слабеньких не любили. Случалось, чтоза Антона заступалась соседская девочка…
Вопрос о будущей профессии дляАнтона был трудным.
По здоровью он не мог заниматьсяфизическим трудом. Но, к счастью, открылись одногодичные педагогические курсы.Проучившись ещё год, в августе 1905г. Макаренко получил свидетельство «…название учителя начальных училищ, с правом преподавания в сельских двухклассныхучилищах Министерства народного просвещения и обучения церковному пению».
Новый учитель — Антон СемёновичМакаренко стал работать в сентябре 1905 года в двухклассном железнодорожномучилище небольшого посада Крюков.
Ученики Макаренко — детижелезнодорожников, мастеровых сначала немного дичились своего новогонаставника. Но как-то незаметно для них самих вышло так, что всё чаще и чаще имхотелось задержаться около молодого учителя, послушать, о чём рассказываетАнтон Семёнович, какую книжку советует почитать, а то и поиграть с ним вснежки, городки и другие весёлые игры, до которых учитель оказался большимохотником.
Антон Семёнович искренне,по-настоящему любил детей. Его живо интересовали ребячьи дела и заботы, он могпомочь в беде, дать совет, развеселить шуткой, он был с ними и в минуту отдыха.
Однако, успешно проработав 6 лет вКрюковском железнодорожном училище, ему пришлось искать другое место работы иприступить к работе учителя в железнодорожном училище на станции Долинская.Небольшая школа на станции Долинская была создана для детей железнодорожников,многие ученики жили в интернате при школе «в приютском стиле». Были там исироты.
Это давало возможность АнтонуСемёновичу, работавшему учителем и воспитателем («надзирателем» — какофициально именовалась его должность), «значительную часть времени проводить сосвоими воспитанниками». Жил Антон в небольшой комнатёнке при училище.
В небольшой библиотеке учителярядом с томиками Пушкина, Лермонтова, Некрасова были и тоненькие книжки,волновавшие своей смелостью, новизной мысли, книги Максима Горького. Вера вчеловека, в богатство его духовных возможностей, в необходимость больших перемендля полного счастья людей наполняла рассказы и стихи молодого Горького. Макаренкозачитывался Горьким, считал его своим любимым писателем, своим учителем. (3, стр.4-10).Позже между Горьким и Макаренко завязалась переписка. 8 июля 1925 году Горькомув Италию было отправлено письмо, в котором колонисты рассказывали о своейжизни, о своих делах, просили горького ответить им. Вскоре горьковцы читалиответ Алексея Максимовича. Так завязалась дружба, (заканчивая одно из писем,Алексей Максимович писал: «Крепко жму 350 ваших лап»).(3, стр.40) Через тригода 8 июля 1928 года Горький посетил колонию и все три недолгих дня нерасставался с колонистами. (3, стр.44).
В 1914 году Макаренко, имея уже10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования вПолтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью.В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором (заведующим) высшегоначального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогическойдеятельности. В 1920 году Полтавский Губернский отдел народного образованияпоручил А.С. Макаренко организовывать вблизи Полтавы колонию длянесовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать вочень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлосьиметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым,недисциплинированные, не привыкшие к труду.
В течение 3-6 лет он создалобразцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького»; числоее воспитанников в 1926 году дошло до 120. В этом же году колония переселиласьв Куряж, вблизи Харькова, где жили 280- крайне запущенных детей. АнтонСеменович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовойколлектив, воспитать их силами колонистов.
С июня 1927 года Макаренкоучаствовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского впоселке Новый Харьков, совмещая эту работу с деятельностью в колонии имениГорького. С конца 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение несколькихлет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуны имени Дзержинского.
В 1935 году А.С. Макаренко оставилработу в коммуне Дзержинского. Он был назначен заведующим учебно-воспитательнойчастью трудовых колоний Украины и переехал в Киев, а затем, поселившись вМоскве, целиком занялся по совету А.М. Горького литературной деятельностью –обобщением педагогической деятельности в колонии имени Горького и коммуне имениДзержинского.
В 1933-1935 годах была напечатана«Педагогическая поэма», в 1937 голу появилась в печати «Книга для родителей» — художественно- педагогическое произведение, освещающее вопросы семейноговоспитания. В 1938 году было напечатано еще одно произведение Макаренко,изображающее жизнь коммуны имени Дзержинского, — «Флаги на башнях».
Одновременно, в 1933-1939 годах,Макаренко написал ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различныхжурналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей,которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». КМакаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он частовыступал с докладами и лекциями на педагогические темы, горячо пропагандировалдостижения молодой советской педагогики. Ряд его лекций для родителейнеоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. (4, стр.392-394).
1 апреля 1939г Антон Семенович из поселкаГолицино, под Москвой, поехал со сценарием для студии «Союздетфильм» в Москву.В поезде ему внезапно стало плохо. Через несколько мгновений Макаренкоскончался. Врачи констатировали внезапную смерть от сердечного приступа. (3, стр.84).
Педагогическая система А.С.Макаренко основана на взаимосвязанных принципах: воспитание в труде, воспитаниев коллективе и через коллектив, гуманизм.
Необходимым факторомвоспитания в педагогической системе Макаренко является труд, от которогозависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения,экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора,чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своеготруда дети распоряжались сами.В «Лекциях о воспитании детей» онговорил: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитаниенетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основныхэлементов».
Макаренкоправильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку отприроды, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным,сознательным, основной формой проявления личности и заложенных внейвозможностей.
Трудоваядеятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренкоучреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонииимени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном длянужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительноготруда воспитанников в кустарных мастерских.
Своей высшейформы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, гдевоспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали напроизводстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.
В процессетрудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умениеориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиямпроизводства и к материалам, добиваться высокого качества работы.
Во избежаниеранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда надругой, дать им возможность получить среднее образование и в то же времяовладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлениюпроизводством.(4, стр. 398).
Относительно разговоров о якобывоенизированном характере воспитания колонистов можно с уверенностью сказать,что это был просто антураж, привлекательный для подростков того времени. А«железная» дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении,поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Под влиянием Гербартасложилось ограниченное понимание дисциплины – только как дисциплины послушания.Подобному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требованиеактивной дисциплины, или «дисциплины борьбы и преодоления». Он говорил, чтодисциплинированным человеком можно называть такого, который всегда, при всякихусловиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, инайдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря какие быто не было трудности и неприятности» Дисциплина в понимании Макаренко – это нетолько дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она нетолько сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.
В воспитании дисциплины Макаренко, отвергаянеправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории«свободного воспитания», будто «наказанием можно воспитать раба», указывал,что, применяя наказание, можно воспитать и раба или запуганного, дряблогочеловека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Вседело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно,недопустимы. В отношении прочих наказаний, Макаренко требовал, чтобы они былипродуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имелииндивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частными,пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживаниесобственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Ниодно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое — бойкот — применялось крайне редко. Макаренко тесно связывал вопрос о дисциплинес воспитанием чувства долга, чести, воли, твердого характера. Он считал, чтоволю, мужество, целеустремленность нельзя воспитывать без специальныхупражнений в коллективе». Он упражнял своих воспитанников и выносливости ивыдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переноситьнеудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Нехныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным.
Дисциплина особенно развивается икрепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина – это лицоколлектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, егоубежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете, принимает формудисциплины». (4, стр. 399-400)
Формирование коллектива:
Чтобы стать коллективом, группадолжна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С.Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Первая стадия — становлениеколлектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает,прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегосяорганизационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такуюсоциально-психологическую общность, где отношения учеников определяютсясодержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадиясчитается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив,воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
На второй стадии усиливаетсявлияние актива (воспитанники, хорошо относящиеся кучреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления,в работе управления производством, в клубной и культурной работе).Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сампредъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, чтоприносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильнопонимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощникамипедагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального вниманияпедагога.
Для второй стадии характернастабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже какцелостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации исаморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных нормповедения на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективойможет быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр,интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективезаключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность:каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость,стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровеньблизкой перспективы — это перспектива радости коллективного труда, когда ужеодин образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.
Средняя перспектива, помнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколькоотодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложитьусилия. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда вклассе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступатьс инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различныхуровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени исложности.
Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующаязначительных усилий для достижения цели. В такой перспективе обязательносочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространеннойдалекой перспективы — цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии.Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когдаглавное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллективувлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной целитребуются коллективные усилия.
Система перспективныхлиний должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужнотак, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркуюувлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитиеколлектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, авоспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с такимрасчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить передучениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровеньразвития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная сменаперспектив, постановка новых и все более трудных задач — обязательное условиепрогрессивного движения коллектива.
Давно установлено, чтонепосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может бытьмалоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих егошкольников.
Это учитывал А.С. Макаренко,выдвигая принцип параллельного действия. В его основе – требованиевоздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, черезпервичный коллектив. Сущность этого принципа представлена на условной схеме(рис. 1).
/>
Каждый член коллектива оказываетсяпод параллельным воздействием, по крайней мере, трех сил — воспитателя, активаи всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственновоспитателем (параллель 1), так и опосредованно через актив и коллектив(параллели 2' и 2).
При повышении уровнясформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждогоотдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллективаусиливается. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадииразвития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательноговоздействия еще значительные. На более высоких уровнях развития коллективавозрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитательполностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он все большеопирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательноговоздействия (субъектом воспитания). В сочинениях А.С. Макаренко можно найти многочисленныепримеры успешного осуществления принципа параллельного действия. Например, онникогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу,право разбираться в их проступках, а сам лишь исподволь направлял действияактива.(6, стр. 67-72)
1. Организационное строениеколлектива в колонии.
Он считал, что даже самые лучшиемальчики в условиях плохо организованного коллектива очень быстро становятсядикими зверушками.(2, стр. 395)  Организация коллективав детских учреждениях происходит по различным принципам. Дети могут разделятьсяна группы по признаку школы; при этой системе в интернатных учреждениях онипоселяются в спальнях школьными классами или их частями. В этом есть свои выгоды:дети подбираются одного возраста, одного развития, для них удобнее и легчеготовить уроки, пользоваться общими пособиями и учебниками, помогать отстающим.
Первичные коллективы воспитанниковмогут быть организованы и по другим принципам, а именно: по производственному, повозрасту и т.п.
2. Самоуправление в отряде.
Во главе отряда должен стоятькомандир — один из членов коллектива. Может быть два принципа выдвижениякомандира — назначение и выборы.
Командиры осуществляют руководствоотрядами на базе общих собраний отряда, влияния отрядного актива, организацийучреждения, работы всех органов самоуправления в полном согласии с административно-педагогическимруководством при постоянном инструктировании и помощи со стороныпедагогического персонала.
3. Органы самоуправления.
Главным органом самоуправленияявляется общее собрание всех воспитанников детского учреждения. Оно должнособираться в период организации и прорывов в работе учреждения или в коллективене реже одного раза в шестидневку, а остальное время — не реже двух раз вмесяц.
Общее собрание, как правило, должнобыть всегда открытым, т.е. на нем имеют право присутствовать и высказыватьсявсе члены коллектива. В некоторых вопросах может быть допускаемо и голосованиевсех присутствующих, например, в вопросах, имеющих отношение к культурной иклубной работе и др.
Общее собрание всех воспитанниковдолжно рассматриваться администрацией и воспитанниками как главный органсамоуправления, его авторитет должен неуклонно поддерживаться всеми силамиучреждения.
Именно поэтому работа общегособрания должна пользоваться особым вниманием руководства учреждения. Ни вкаком случае нельзя допускать неправильных, вредных, ошибочных постановленийсобрания; поэтому раньше, чем ставить вопрос на рассмотрение общего собрания,необходимому самому руководству иметь в этом вопросе свое ясное мнение, нужнотвердо знать, какие силы в собрании будут поддерживать правильное решение, ктобудет идти против.
4. Совет коллектива (советкомандиров)
Совет колллектива являетсяцентральным органом самоуправления, проводящим всю текущую работу в коллективедетского учреждения. Совет командиров может быть составлен различными способамив зависимости от структуры и специфики учреждения, отсутствия или наличия ивида производства, а также от величины актива и возраста воспитанников.
5. Санкомиссия
Для учреждения в 500 человексанкомиссия должна состоять не менее чем из семи человек. Санкомиссияизбирается на полгода общим собранием коллектива. В санкомиссии обязательноучаствует врач учреждения. Решения санкомиссии обязательны не только длявоспитанников, но и для всех сотрудников учреждения.
Работа санкомиссии заключается вследующем:
а) наблюдение за чистотой помещений,общих залов, классов, спален, столовой, кухни, коридоров, квартир сотрудников,двора, складских помещений;
б) особое наблюдение за чистотойпосуды, кухонных принадлежностей, тары, в которой перевозится пища;
в) наблюдение за чистотой телавоспитанников и регулировка всех вопросов, связанных с купанием, пользованиембаней и прачечной;
г) наблюдение за регулярной сменойбелья и костюмов;
д) принятие мер для предотвращенияэпидемий;
е) скорая помощь в несчастныхслучаях;
ж) участие в мероприятиях по охранездоровья воспитанников.
6. Актив.
Под активом понимаются всевоспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающиеучастие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, вклубной и культурной работе.
Актив является тем здоровым инеобходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечиваетпреемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традицииколлектива. Подрастающий актив заменяет в общественной работе окончившихучреждение воспитанников, и таким образом обеспечивается единство коллектива.
Чрезвычайно важным является процессобразования актива. Если этот процесс предоставить самотеку, а с активом неработать, никогда не образуется настоящий рабочий актив. Для нормального ростаи созревания актива очень важно придать ему определенные организационные формы.В коммуне им. Ф.Э.Дзержинского основанием для постоянного образования активаявилось разделение воспитанников на кандидатов и членов коммуны. Первыеназывались воспитанниками, вторые имели звания коммунаров. Звание коммунараприсваивалось постановлением совета командиров, утверждалось общим собранием, издесь же утвержденному торжественно вручался значок коммунара.
7. Дисциплина и режим
Иногда под дисциплиной понимаюттолько внешний порядок или внешние меры. Это самая гибельная ошибка, котораятолько может быть в воспитательном учреждении.
При таком взгляде на дисциплину онавсегда будет только формой подавления, всегда будет вызывать сопротивлениедетского коллектива и ничего не будет воспитывать, кроме протеста и желанияскорее выйти из сферы дисциплины.
Дисциплину не нужно рассматриватьтолько как средство воспитания. Дисциплина есть результат воспитательногопроцесса, результат, прежде всего усилий самого коллектива воспитанников,проявленный во всех областях жизни: производственной, бытовой, школьной,культурной.
8. Наказания и меры воздействия
Методика воспитания должнаосновываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня,на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы,ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам инеудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
В этом смысле правильное ицелесообразное применение наказания является очень важным. Хороший воспитательпри помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое,механическое применение наказаний приносит вред всей нашей работе.
Нельзя дать общих рецептов ввопросе о наказании. Каждый поступок является всегда индивидуальным. Внекоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за оченьсерьезный проступок, в других случаях — за незначительный проступок нужноналожить строгое наказание.
Отправной точкой наказания являетсяцелый коллектив: либо в более узком значении — отряд, бригада, класс, детскоеучреждение.
Интересы коллектива являютсяинтересами общими. Кто нарушает эти интересы, кто идет против коллектива, тототвечает перед коллективом. Наказание есть форма воздействия коллектива либо ввиде прямых его решений, либо в виде решений уполномоченных коллектива, избранных,чтобы оберегать его интересы.
Исходя из этого основногоположения, наше наказание должно обязательно удовлетворять следующимтребованиям:
а) оно не должно иметь целью и недолжно фактически причинять простое физическое страдание;
б) оно имеет смысл только в томслучае, если наказанный понимает, что все дело в том, что коллектив защищаетобщие интересы, иначе говоря, если он знает, что и почему коллектив от неготребует;
в) наказание должно назначатьсятолько в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушительоткрыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиямиколлектива;
г) наказание должно в некоторыхслучаях отменяться, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу иготов в будущем не повторять своих ошибок (конечно, если это заявление неявляется прямым обманом);
д) в наказании является важным нестолько само содержание наложенных процедур, сколько самый факт его наложения ивыраженное в этом факте осуждение коллектива;
е) наказание должно воспитывать.Наказанный должен точно знать, за что он наказывается, и понимать смыслнаказания.
При нашем понимании наказанияважное значение приобретает его техника. Каждое наказание нужно строгоиндивидуализировать применительно к случаю и данному воспитаннику.
Необходимо, чтобы право налагатьнаказания принадлежало в воспитательных учреждениях только помощнику попедагогической части или руководителю учреждения. Никто другой не имеет праванакладывать наказания. Наказание может быть наложено от имени руководства и,еще чаще и обычнее, от имени органов самоуправления: совета коллектива, общегособрания, но во всех этих случаях в первую очередь отвечает за наказаниезаведующий педагогической частью, ни одно наказание не должно быть наложено безего ведома и совета, и никто не должен приступать к наложению наказания, еслизаведующий педагогической частью к наказанию не представляет.
9. Центр
Важное значение имеет организацияпедагогического центра. Этот вопрос в наших детских учреждениях находится взабросе.
Необходимо добиваться, чтобы егокабинет сделался центром внимания и притяжения всего коллектива, и вособенности любимой комнатой актива, с которым педагогический руководительвсегда должен находиться в общении, не ожидая специальных заседаний и собраний.
Работа педагогического руководителядолжна проходить всегда в контакте с председателем самоуправления, со всемигруппами очередных дежурных. Обо всех своих начинаниях он должен советоваться сними и выслушивать их сообщения о делах учреждения. (1, стр. 267-296)
Ряд принципов формированиярезультативного коллектива, выделенных А.С. Макаренко, на которые он опиралсяпри формировании детского коллектива:
· единствоцели и труда членов коллектива (такое единство: сознательнопоставленных целей и организации труда по ее достижению было специальнокультивируемо А.С. Макаренко.); (1, т.5, стр..354)
· большая«связанность» коллектива (в коллективекаждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях. Коллектив не«топил» личность, а наоборот, давал возможность быстрой передачиопыта друг другу ); (1, т. 1, стр.200)
· «мажор»(активность) (А.С. Макаренко: «Мажор» в коллективедолжен иметь очень спокойный и крепкий вид. Это прежде всего проявлениевнутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своегоколлектива и своем будущем. Этот крепкий мажор должен иметь вид постояннойбодрости, готовности к действию…"); (1, т 5, стр. 82)
· защита(«Вовнутренних отношениях будничной работы воспитанники могут сколько угодно»прижимать" друг друга, пробирать на общих собраниях, …, наказывать,но вне этих специальных форм воздействия они должны отдавать должное каждомувоспитаннику, прежде всего потому, что они члены одного коллектива, защищатьего перед посторонними…" ;(1, т.5, стр. 84)
· торможение(«Этоторможение не должно иметь характера муштры; оно должно быть логическиоправдано пользой для организма самого воспитанника, эстетическимипредставлениями и удобства всего коллектива».( 1, т.5, стр.87)
Главное, что определило успехначинаний Макаренко, — это убежденность в том, что воспитанники колониивсе-таки люди, и относиться к ним нужно соответствующе, он видел внесовершеннолетнем правонарушителе, беспризорнике личность. Он заставлял своихсотрудников с самого начала не помнить прошлое ребенка, вплоть до того, чтодела, которые привозили вместе с детьми и сдавались в колонию, он запирал наключ в сейфе. И на этой основе он и вывел эту знаменитую формулу: «Чем большеуважения к человеку, тем больше требовательности к нему». «Мы не можемтребовать с человека, если мы его не уважаем». (2, стр. 534)
Макаренко искренне верил вчеловека, верил в то, что не может быть прирожденной преступности. Подходя кчеловеку неизменно с «оптимистической гипотезой», Макаренко считал, что «хорошеев человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать». Онзаявлял о том, что педагогика должна быть практической наукой, прагматичной,целесообразной, полезной, понятной, что в том периоде вступало в конфликт спринципами советской педагогики, провозглашавшей всестороннее гармоничноевоспитание.
Перевоспитание должно вернутьнормального ребенка в нормальную жизнь, следовательно, в эту жизнь нужно еговводить. Макаренко писал, что вместе с работой, копанием, сверлением,строганием происходила именно перековка, переработка личностного плана.Несмотря на то, что у многих детей уже была сформирована воровская идеология,по которой работа — это проклятье, вдруг они видели, что работа приносит нетолько удовлетворение, она действительно создает какое-то особое отношение кокружающему миру. (2, стр.528)
§2. Современные воспитательные колонии для несовершеннолетних правонарушителей исистема взаимоотношений подростков и педагогов
Сегодня на территории РоссийскойФедерации расположено 62 воспитательные колонии: 58 для мальчиков, 3 длядевочек и одна смешанного типа. В каждой колонии содержатся от 200 до 400воспитанников.
Воспитательные колонии для несовершеннолетних — закрытые учреждения, в которых отдельно от взрослых отбывают наказание засовершённое преступное деяние несовершеннолетние правонарушители в виде лишениясвободы по приговору суда с 14 до 18 лет. Сегодня в детские колонии попадают восновном подростки, которые уже крепко «повязаны» с взрослым преступным миром,работать с таким контингентом трудно. Считается, что с подростками труднее, чемс взрослыми заключенными, потому что они непредсказуемы, в любой моментспособны на какой-либо проступок, поэтому предупредить его заранее практическиневозможно. Трудно не только с детьми, но и с их родителями. Каждому шестомуобитателю колонии не пишут и к ним не приезжают родители. А те, что приезжают,редко интересуются у воспитателей, как ведет себя их сын или дочь, о чемпереживает. Недостаток средств на содержание заключенных, отбывающих наказанияв местах лишения свободы, стало общим вопросом везде и всегда, где заходит речьо проблемах российской пенитенциарной системы. (По существующим нормам напитание одного заключенного в день должно выделяться 34 руб.).
В задачи ВК входит: обеспечение исполнения наказанияв соответствии с законом и приговором суда; организация работы по исправлению иперевоспитанию лиц, содержащихся в колонии; предупреждение и пресечениесовершения новых преступлений воспитанниками. Первоочередной задачейвоспитательной колонии является создание необходимых условий для умственного,духовного, нравственного, психологического, физического развития воспитанника,его реабилитации и адаптации. Воспитательная колония для несовершеннолетнихправонарушителей создана государством специально для осуществленияисправительного, корректирующего воздействия на личность подростков,отличающихся стойкими негативными деформациями, во многом определяющимипротивоправный характер и повышенную общественную опасность их поведения.
В то же время практика показывает, что подростки,вышедшие из колонии по окончанию срока, не становятся на путь исправления, ачасто совершают новые преступления, ведут устойчивый антиобщественный образжизни. Одной из причин этого является традиционно сложившаяся авторитарнаяадминистративно-командная система взаимоотношений персонала ВК и воспитанников,воспитательная система и множество других факторов. Воспитатели колонии,согласно существующему законодательству и внутренним положениям ВК, являютсяодновременно педагогами и должностными лицами МВД и соответственно обязаныдействовать согласно этим законодательным требованиям при взаимодействии снесовершеннолетними. В этом кроется противоречие, которое проявляется в том,что один человек выполняет столь противоположные по своей сути функции:исполнителя норм уголовно- исполнительного права и педагога-воспитателя.Практика показывает, что воспитатели в большей мере заняты работой повыполнению нормативных актов в отношениях «воспитатель-воспитанник»,«воспитанник-воспитанник», а педагогическая деятельностьгуманистической направленности остаётся не реализованной. Это приводит кподавленному состоянию подростков в колонии, формированию у них ценностейвзрослой уголовной среды, формированию циничного отношения к общепринятымнравственным ценностям. Авторитарный стиль взаимоотношений воспитателей ивоспитанников с педагогической точки зрения неадекватен гуманистическомухарактеру отношений, зачастую приводит к унижению личности воспитанника иформирует у него негативное отношение к воспитателям и к самой системеисполнения наказания, толкает его на новое преступление, либо заставляетзамыкаться в себе, формируя психическую деформацию. Изменение отношений в ВК всторону гуманистической направленности позволяет реализовать педагогическийпотенциал положительного воздействия на несовершеннолетних, совершившихпреступление. Для этого есть определенные условия: изолированность подростковот преступной среды, возрастные особенности несовершеннолетних, нахождениерядом педагога и т. д… Эффективное исполнение функций по воспитанию иперевоспитанию несовершеннолетних осуждённых воспитателями в колонии должно осуществляетсяпри реализации субъектных отношений с воспитанниками основанных не наавторитарной основе, а на гуманистических традициях, осуществляемых на основедиалогического взаимодействия. Но пока принцип гуманистической направленностине находит своего применения в колониях и отношения между педагогами иподростками носит негативный характер.
Взаимоотношения педагога ивоспитанников в ситуации принудительной изоляции последних от общества строятсяпо преимуществу на основе жесткой, официально утвержденной, имеющий статусзакона регламентации прав и обязанностей всех участников взаимодействия иобщения. В подобных обстоятельствах властное давление воспитателя на своих подопечных,по сути дела, изначально предусматривается в качестве одного из важнейшихспособов педагогического воздействия, а возможность его осуществленияобеспечивается достаточно четко прописанным сводом режимных требований ибогатым выбором жестких санкций за их невыполнение. При этом, как показываетпрактика перевоспитания подростков-правонарушителей, чаще всего воспитателямприходится работать в условиях реально сложившегося противостояния с основноймассой воспитанников, в той или иной мере ориентированных на нормы и ценностисвоеобразной молодежной криминальной субкультуры. В связи с этим коррекционнаяпо своему характеру — как индивидуально направленная, так и групповая — деятельность педагогов предполагает решение целого комплекса задач (в том числе- разобщение и разрушение сформировавшихся криминальных группировок), предусматривающихпрямое властное воздействие на воспитанников, в конечном счете, принуждающеепоследних действовать именно так, как требуется, и никак иначе.
Ни в коей мере не умаляя значениятаких жестких принудительных мер педагогического воздействия в стольэкстремальной воспитательной ситуации, которая характеризует содержание подросткапод стражей, нельзя не заметить, что «перекос» в сторону репрессивных формобщения с воспитанниками в ущерб попыткам наладить реальное педагогическое взаимодействиенеизбежно приводит не просто к подчеркнутому дистанцированию воспитателей иподростков, а к возникновению непреодолимых барьеров на пути взаимопонимания ивзаимопринятия педагогов и их подопечных.
Вглазах несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в условиях принудительнойизоляции, воспитатели обладают, по существу, неограниченными властнымиполномочиями, оттененными еще и по понятным причинам определенной ущемленностьюправ подростков. Казалось бы, столь широкие возможности, которые предоставляютсяв описываемой ситуации педагогу в плане его влияния на все сферыжизнедеятельности и отдельных воспитанников, и целых их групп, априоригарантируют ему высокий референтометрический статус.
Вопределенном смысле так оно и есть, если понятие «авторитет» рассматривать каксиноним «власти», а авторитетным считать каждого воспитателя, который легкодобивается подчинения воспитанников и любое мнение которого воспринимается имикак подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Но, как показываетреальная педагогическая практика, сам по себе факт послушания еще ни о чем неговорит. Оно может быть лишь внешним, показным.
Воспитанник,действия которого как будто бы полностью отвечают предъявляемым требованиям, вситуации ослабленного контроля может в корне менять свое поведение.
Говоряоб авторитете воспитателя, не следует забывать специфику того контингента, скоторым приходится иметь дело сотрудникам колонии, необходимо учитывать и то,что размышления об авторитете роли воспитателя в глазах вновь прибывшего вспецучреждение подростка могут вестись в большинстве случаев, к сожалению, лишьв теоретическом ключе. Авторитет этой роли, как правило, если и не разрушен дооснования еще до того, как было совершено правонарушение, то уж во всякомслучае, заметно пошатнулся.
Вконечном счете, как раз здесь и следует искать основные принципы отклонений вповедении. Во многом именно ошибки педагогов-предшественников и приводят ктому, что воспитатель режимного закрытого учреждения, как правило, оказываетсяв ситуации, когда его роль наставника не только не помогает ему, но и в прямомсмысле слова препятствует установлению контакта с воспитанниками, мешает найтис ними общий язык, добиться доверия, завоевать в их глазах право помогать.
Чтокасается эмоционального «знака» взаимоотношений воспитателя и воспитанниковзакрытых исправительных учреждений, то он в решающей степени определяется экстремальностьюусловий, в которых строятся их взаимодействие и общение. Острота ситуации, явноенеравноправие сторон, противостояние ролевых позиций, жесткая регламентацияобщения, официальная предписанность его формы и содержания, невозможностьизбежать постоянного непосредственного контакта, качественные возрастныеразличия, принадлежность к принципиально не совпадающим социальным слоям — всясовокупность этих обстоятельств, конечно же, препятствует возникновению позитивноокрашенных эмоциональных взаимоотношений педагогов этих закрытых заведений иподростков, содержащихся под стражей.
Болеетого, неписаный свод правил и норм, который в качестве безоговорочноисполняемого закона господствует в криминальной среде, предусматривает жесткоеограничение общения колонистов с работниками спецучреждения лишь вынужденнымиконтактами, которых попросту невозможно избежать в силу специфики самогорежимного распорядка. Отношение к воспитателям, отражающее стремлениеподростков-правонарушителей быть от них максимально независимыми, отгородитьсяот их влияния, обособиться, зафиксировано, в частности, и в жаргоне, содержащемдостаточно объемный список унизительных кличек и прозвищ, подчеркивающихостроту противостояния в глазах подростков «приличного общества»правонарушителей и работников спецучреждений. Не случайно и то, что «доносительство»в среде малолетних преступников считается грехом, не подлежащим искуплению.
Самапо себе уникальная социальная ситуация развития подростка, оказавшегося в силутех или иных обстоятельств в заключении, неизбежно превращает педагогазакрытого учреждения в «значимого другого» для несовершеннолетнегоправонарушителя. Особенности этой значимости графически отображены и построеныв трехмерном пространстве (рис.2) — модель «идеальной» представленностиличности воспитателя в сознании воспитанников колонии.

/>                                              Х(В+, Р+, А-)  
/>/>/>/>                                                                                        P-       
/>/>/>                                                          B+ 
/>

                Y (В+, Р -, А-)/>/>/>/>
/>                                   А-                                                                                                                                            А+
                                                        Р+
                                                                             B-
Рис.2. Воспитатель как «значимый другой» для несовершеннолетних правонарушителей вусловиях принудительной изоляции.
Вколониях, нередко, если не, как правило, складывается жесткое противостояниеподростков и воспитателей. При этом сам режимный распорядок и правиласодержания несовершеннолетних правонарушителей предусматривают наличие упедагогического состава таких закрытых учреждений широких властных полномочий,не только дают право, но и вменяют в прямую обязанность воспитателей применятьк воспитанникам жесткие принудительные санкции, действуя с позиции ролевогопревосходства.
Очевидно,что в этом плане властные преимущества положения воспитателя не вызываютсомнения и не могут не осознаваться всеми без исключения воспитанниками (В+).Реальность и острота указанного противостояния педагогов и «обществаколонистов» находит отражение и в явно негативном эмоциональном настрое, которыйхарактеризует отношение подавляющего большинства подростком к подавляющемубольшинству воспитателей (А-). При этом основная частьнесовершеннолетних правонарушителей (несмотря на внутреннее несогласие спредъявляемыми дисциплинарными требованиями), стремясь по возможности избежатьнаказания и в качестве первостепенной решая личностно значимую предметнуюзадачу «как можно скорее выйти на свободу», вынуждена рассматривать мнение,указания, точку зрения воспитателя как значимые ориентиры, с которыми постоянносверяет свои поступки, исходя из которых корректирует свою активность,вырабатывает тактику поведения (Р+). Таким образом, точка «Х» (В+,Р+, А-) на рис.2 отражает наиболее распространенный взгляднесовершеннолетних правонарушителей, находящихся в условиях принудительной изоляции,на воспитателя как на «значимого другого».
Чтокасается точки «Y»(В+,Р-, А-), то ее координаты в локальном пространстве,образованном осями В+ В-, Р+ Р-, А+А-, отвечают ключевым, наиболее содержательным в психологическомплане чертам образа воспитателя в сознании, как правило, достаточнонемногочисленной в режимных спецучреждениях категории подростков — представителейтак называемой «отрицаловки». Имеется в виду случай, когда высокая значимостьпедагога для несовершеннолетних правонарушителей в условиях принудительнойизоляции обеспечивает воспитателю отчетливо выраженную антиреферентность вглазах определенной части воспитанников. По сути дела, для представителя «отрицаловки»,сознательно идущего на многочисленные и при этом принципиальные нарушениярежима (в связи с первостепенной важностью для него соответствия своего образанормам и ценностям «другой жизни»), мнение и позиция воспитателя изначальноявляются той точкой отсчета, которая толкает подростка на активность, чтоназывается, «от противного» (Р-).
Анализвзаимоотношений воспитанников и педагога режимных спецучреждений длянесовершеннолетних правонарушителей показывает, что при условии развитой структурыподростковых сообществ и ярко выраженной ориентации педагога на тактикувластного давления эти взаимоотношения складываются по определенному,достаточно жесткому сценарию, изначально задающему острое противостояниевоспитанников и воспитателя, их взаимное эмоциональное неприятие ипреимущественное «видение» друг друга через призму ролевой принадлежности. (5,стр. 183-190).

Заключение
Значение деятельности Макаренко впедагогике необычайно велико, но, пожалуй, самая большая заслуга егозаключается в том, что он смог связать гуманистические принципы воспитаниядетей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудоваядеятельность каждого из его членов. Таким образом, колонист превращался изобычного потребителя материальных благ, в созидающую, сознательную личность,которая была всесторонне развитой благодаря хорошему образованию. Он делалошибки, извлекал из них уроки, наблюдал за теми изменениями, которыепроисходили в колонии день ото дня. Это сложно – видеть в подростках-зверёнышахлюдей, любить их и верить в то, что они не потеряны для общества. Несмотря нина что, Макаренко ни на минуту не терял доверия, понимания и деликатности поотношению к колонистам. Конечно, в его практике были безнадежные случаи, но онибыли единичными. Антон Семенович работал над каждым из беспризорников допоследнего, очень редкий воспитанник изгонялся из колонии. Но, в любом случае,опыт общения с Макаренко заставлял их по-иному взглянуть на мир и переосмыслитьтот небольшой промежуток времени, который им довелось прожить. Он сумелпоказать малолетним правонарушителям безграничность и красоту мира, в котороместь место добру, дружбе и счастью, а не только борьбе за выживание,несправедливости и нужде.
А что же происходит в современном мире?! Детиубегают из детских домов, приютов, интернатов. Все чаще СМИ освещают, каквоспитатели жестоко обращаются с детьми и подростками, издеваются над ними, заставляютвступать в сексуальные связи. И это все происходит в учреждениях, находящихсяпод контролем государства и социальной защиты населения. Очень часто детиостаются без должного внимания и то, что заложено в них природой, находит своеприменение в криминальной среде или вообще не находит. Детские воспитательныеколонии — учреждения закрытого типа. Не смотря на то, что колонии называютсявоспитательными, воспитание в основном заключается в поддержании порядка ирежима, в исполнении наказания. Работники колонии считают, что исправить тех,кто однажды попал в колонию, практически нереально, даже если это подростки. Да.Они преступники, среди которых есть те, кто убивал, насиловал, грабил, избивалжестоко и беспощадно, но вместе с тем это еще дети, на воле у них, как и увзрослых, порой нет ни работы, ни дома, ни семьи и общество виновато в том, чтоони оступились.
Система воспитания, созданнаяМакаренко, носит универсальный характер, поскольку позволяет работать с детьминезависимо от того, в какой социальной среде они были воспитаны. Но заслугаАнтона Семеновича, прежде всего в том, что он разработал научные основыперевоспитания, опираясь на которые можно сознательно и успешно вестиперевоспитание «трудных» и криминализированных детей. И пока детские дома,интернаты и колонии для несовершеннолетних существуют, выход из создавшегосяположения я вижу в том, чтобы они работали по системе Макаренко. Там детичувствуют себя комфортно, никуда не убегают и выходят в жизнь достойными людьми.

Списоклитературы
1. «Педагогическиесочинения» А. С. Макаренко, 1,5 том Москва «Педагогика» 1983 год.
2. «Книгадля родителей» А.С. Макаренко. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4.Москва. Издательство «Правда». 1987 год.
3. «А.С. Макаренко. Биография» Т. Г. Кроль. Санкт-Петербург. Издательство«Просвещение». 1964 год.
4. «Историяпедагогики» Константинов Н. А… Москва. Издательство «Просвещение». 1982 год.
5. «Социальнаяпсихология закрытых образовательных учреждений» М. Ю. Кондратьев. Санкт-Петербург.Издательство «Питер». 2007 год.
6. «Педагогика»И. П. Подласый. 2-й том. Москва. Издательство «ВЛАДОС». 2004 год.

Приложения
 
А.С. Макаренко/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
 

/>
/> /> /> /> /> /> /> /> />

/>


Современныевоспитательные колонии
/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

                                                              
/>/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.