Реферат по предмету "Педагогика"


Период религиозно-церковной или допетровской педагогики

Период религиозно-церковной или допетровской педагогики
Аналогично религиозно-церковному характеру воспитания иобучения, господствовавшему в средние века в Западной Европе, первый периодрусской педагогии, хронологически почти совпавший с ним (с религиозно-церковнымвоспитанием на Западе) и находившийся под его влиянием, был такжерелигиозно-церковным. И наша жизнь и наша педагогия тогда находились подвлиянием сперва православного Востока (Византии), а потом и латинского Запада; длясуществования самостоятельной науки педагогики тогда еще не было достаточной общейкультурной почвы: не было ни науки, ни искусства; обучение было пассивно, и всущности история педагогики того времени есть история педагогической практики.
Период допетровской педагогики делится на педагогикудомонгольского и послемонгольского времени. с подразделением второго отдела, всвою очередь, на педагогику в Московской и в Юго-Западной Руси.Педагогия домонгольского периода
Характер образования — религиозно-церковный — в данныйпериод определялся обстоятельствами зарождения у нас грамотности игосударственности вообще: начало последней совпадает с принятием намихристианства и элементов грамотности.
Вместе с принятием христианства к нам пришла из Византии иазбука, изобретенная первоучителями славянскими (святыми Кириллом и Мефодием),и богослужебные книги, и грамотность вообще, ибо тогда древне-болгарский язык — язык богослужебных книг — и наш славянский были очень близки друг к другу 1).Поэтому первые известия об отдаче детей в книжное учение одновременны сизвестиями об утверждении христианства в Киеве и Новгороде: по словамлетописца, вскоре после крещения киевлян Владимир «послав поча поиматинарочита чади дети и даяти нача на книжное учение»; из этих детей готовилибудущих церковнослужителей. Словом, обучение в древней Руси, как и весь укладтогдашней жизни, отличалось религиозно-церковным характером. Но наши предки небыли подготовлены, как и их современники на Западе, к надлежащему восприятиюхристианства. Подобно последним, они, во-первых, усвоили его грубо, счисто-внешней, обрядовой стороны, упустив его духовную, идеальнейшую сторону; во-вторых,новая вера перешла к нам с чертами сильно подчеркнутого и специальномонашеского аскетизма: христианство поразило ум наших предков преимущественносвоим учением ο тщете и ничтожестве земной жизни, которая доселе былаединственным предметом их вожделений. Таким образом, религиозно-церковная жизньв древней Руси сводилась преимущественно к обрядности, и вера превращалась вобрядоверие; а это повело к тому, что на практике у нас, как и на Западе всредневековье, выработалась воспитательная традиция характера, по духупротивоположного христианству: вместо прогрессивного роста и развития личностивообще, а личности ребенка в частности, она задавливается обрядом, грубою силоюцерковнослужителей, церковью — личность всецело подчинялась церкви в школе и вжизни.
Оправдание такому положению вещей давали патриархальнаясуровость семейных начал на Руси и содержание образования, почерпаемого попреимуществу из книг ветхого завета и из святых отцов церкви, склонных каскетике. Лишь такую, в сущности внешнюю, набожность ценили тогда взрослые: этомуони стремились научить и подрастающие поколения. Ближайшею целью обучения, — кромеобучения правилам веры и нравственности, как их понимали тогда, — являласьпрежде всего задача на место прибывших греков и южных славян создать кадрсвоих, русских церковнослужителей. Родители насильно набираемых, будучи неутверждены достаточно в новой вере, оплакивали их, как мертвецов.
1) Эту близость нельзя понимать, кактождественность: славянский богослужебный язык был далеко не вполне понятенрусским, ибо наши предки говорили не на нем; нередко последний казался им дажечуждым, и потому богослужение не всегда было вразумительным.
Такое обучение, даваемое вопреки воли родителей, давалосьобыкновенно лицами духовного сословия по церковно-богослужебным книгам (написаннымна древне-болгарском языке); обучавшийся, — часто взрослый, а не ребенок, — долженбыл уметь совершать самые важные церковные службы и притом чаще научалсясовершать их лишь наизусть, не умея отправить тех же служб по книгам; он, какбы мы теперь выразились, натаскивался с голоса отправлять службу, минуясобственно грамотность. Лишь в лучшем случае учили чтению, письму, счету ипению; тогда требовалось и понимание читаемого. Одному и тому же учили всех: ибудущих духовных и светских, ибо светской науки еще не существовало, и ценилосьлишь душеспасительное, божественное, церковное. Школа, в идее, стремиласьоторвать питомца от всего земного и преходящего, приготовив его к небесному ивечному, хотя на практике божественное понималось, как мы уже видели, довольноупрощенно, даже грубо. Во всяком случае, все обучение отличалось явновоспитывающим характером. Начиналось оно с заучивания наизусть и под ряд азбуки,потом часослова, затем псалтыри; редко дело доходило до Нового Завета; такимобразом, главный учебный материал заимствовался из Ветхого Завета. Училисьобыкновенно каждый отдельно на дому у учителя; школ с некоторым общественнымхарактером было мало: лишь иногда при церквах, монастырях и у архиереев, иобучение в этих школах было также индивидуальное: хотя все сидели и в однойкомнате, однако с каждым учитель занимался особо; ο плате каждый раздоговаривались с учителем или родители учащегося или сам он (если был взрослый).
Приступали к учению так. Оно начиналось обычно с] — годекабря, в день святого пророка Наума. Все семейство отправлялось в церковь,где после обедни служили молебен пророку Науму и святым Косме и Дамиану,испрашивая благословение на отрока и на трудное дело обучения.
1) Часто заучивали «азбуку-границу»,т.е. азбуку-акростих; вот древнейший ее образец:
А. Аз словом сим молюся Богу:
Б. Боже, всея твари жиздителю,
В. Видимыя и невидимые!
Г. Господня Духа посли живущего,
Д. Да внидет в сердце мое слово"...
В определенное время, чаще всего этого же дня, учительявлялся на дом к ученику; его встречали с почетом и ласковым словом родители исадили в передний угол, под образа, с поклонами. Тут отец, держа сына за руку,передавал его учителю с просьбою научить уму-разуму, а за леность угощатьпобоями; вместе с этим учителю передавались и отцовские права; мать обычно,стоя у дверей, должна была плакать, иначе προ нее по всемуоколотку пронеслась бы дурная молва.
По обычаю предков, ученик, приближаясь к учителю, клал триземных поклона, а тот ударяя его легонько по спине три раза плеткой; мать послеэтого сажала сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, и учитель,развернув азбуку, начинал великомудрое: «аз, земля, ерь-аз»! Матьувеличивала свой плач, прося учителя не морить сына за грамотой; когда учащийсяусвоит это, тогда первый урок кончался. Учителя после трудов угощали, дарилиподарками и провожали до ворот.
На другой день уже ученика отправляли с азбукой и указкой кучителю; при этом мать снабжала его огромным завтраком, а учителю посылалаподарок; с этого момента он становился школьником.
Переход от азбуки к часослову и от него к псалтырю былнастоящим праздником и для ученика и для учителя: оба получали денежные подарки.
Учились наши предки «долго, со многим трудом и биением».Эти слова Максима Грека могут быть приложимы и к данному времени. «Долго»,ибо не скоро, ведь, учащийся поймет, какой звук и почему именно тот, а недругой из нескольких скрываемых под сложным названием буквы звуков; напр.,почему эль («люди») обозначает звук л, тогда как бэ («буки»)- б? почему «буки-аз» = «ба»? или «добро-есть» =«де»? Мало того, если слово длинное, то ученик не в состоянии былзапомнить все слоговые части его и, приближаясь к концу, забывал ο началеих; для образца представим себе процесс чтения таким способом слова свидетельство:слово-веди-иже-сви; добро-ять-де-свиде; твердо-есть-люди-ерь-тель — свидетель;слово-твердо-веди-он-ство — свидетельство. Такое чтение «по верхам» давалосьдолго, лишь после упорной и мучительной работы. Чтение, наконец, затруднялосьеще титлами и подтитлами. Α так как книги тогда не печатались, нопереписывались, да еще на пергаменте, слова при этом писались без знаковпрепинания и слитно друг с другом, пока не окончится строка, то понять смыслтак написанной фразы было очень трудно; потому переписывание сводилось, всущности, на срисовывание, без всякого понимания переписываемого со сторонысписывающего, с повторением старых и с прибавлением новых ошибок; к тому жескорописи еще не знали, и каждую букву приходилось тщательно вырисовывать(«уставное письмо»), и ее на бумаге, а на пергаменте (кожа). К чтениюи письму, столь трудно дававшимся нашим предкам, изредка присоединялось ещечисто механическое, без понятияο нумерации, изучение цифр до 1000, при чем арабские цифры еще не былиизвестны, писали римские, или — же цифры изображались буквами, а после 100приходилось прибегать к условным знакам. Из четырех действий на практикеупотреблялись лишь сложение и вычитание, умножение же, деление и особенно дробиусваивались с чрезвычайным трудом и очень редко применялись.
Преподавались предметы, конечно, без малейшего представленияучителей ο какой-либо методике, ибо преподаватели были людьми, совершеннометодически не подготовленными к своему делу; приходилось учащимся многоезазубривать наизусть, не понимая смысла изучаемого; поэтому учили с большимтрудом (азбуку, часослов и псалтырь, напр., учили зимы три).
Дело обучения обыкновенно, даже в древнейший период,сопровождалось мерами физического воздействия — битьем, считавшимся, в духесредневекового аскетизма, лучшим и воспитательным средством.
Такой характер обучения соответствовал педагогическимидеалам того времени; а они почерпались главным образом не из Нового Завета,как бы следовало ожидать от христианского общества, но из Ветхого Завета (изпритчей Соломона ж Премудрости Иисуса сына Сирахова) и у Иоанна Златоуста,притом еще понятого односторонне (в духе ветхозаветном и с подчеркиванием егоаскетических тенденций), учивших, что дети не имеют самостоятельной ценности,как личности; прежде всего в питомцах надо внедрять «страх Божий», иони должны быть безответны пред родителями и старшими, что не надоостанавливаться ни перед какими суровыми мерами для воздействия на них, длявнушения им благочестия и послушания воли родительской (см. мою «Краткуюисторию педагогики», 2-ое изд., 44 — 45 стр).
Впрочем, не надо думать, будто существовала какая-либоцельная система воспитания: на вопросы важные, принципиального характера, тогдаотвечали случайно и частично, руководясь обыкновенно практикою1).
Итак, обучение в древней Руси было строго воспитывающим; однакоглавным поприщем воспитания была не школа, которых было еще очень мало, асемья, где родители старались внушить своим детям «правила порядливогожития и христианского жительства».
1) В частности, женщины должны бытьблагочестивыми, скромными и послушными родителям, а после замужества — супругу;забота жены: «как душу спасти, Богу и мужу угодить, свой дом благоустроить»:она должна сидеть дома, занимаясь хозяйством и воспитанием детей.
Этот идеал был господствующим в течение всего первогопериода нашей педагогики, понимаясь несколько различно в Киевской и вМосковской Руси; при чем в последней, хотя и звучал уже ясно, как один из элементовего, мотив покаяния во грехе, однако он не занимал еще тогда тогоисключительного, как потом, положения.
Воспитательное воздействие, помимо семьи и обучения в школе,оказывали также и храмы на собирающихся туда молящихся и самообразование в видечтения книг. Последние тогда, даже светские по своему содержанию, ценилисьграмотеями чрезвычайно высоко; в самом деле, ведь они писались на пергаменте ипотому уже стоили очень дорого, а главное, их ценили за их «душеполезный»характер, и списывание их считалось делом богоугодным: они переписывались сцелью научить темных людей святости, правде — «порядливому житию»; книги- «реки, напояющие вселенную, источники мудрости».
Все эти источники распространяли знания почти исключительнорелигиозно-церковного характера 1).
Особенно важное значение, в смысле распространенияобразования и нравственного воздействия на массы, имели монастыри; здесьобыкновенно открывались школы, хранились, переписывались и составлялись книги; здесьвсегда находились лица, выдающиеся, по своему духовному облику, надсовременниками и служившие им живым образцом; монастыри же занимались и крупноюблаготворительною деятельностью (раздавали хлеб, призревали, лечили), особеннов тяжелые для народа годы, что также увеличивало их значение. Из такихмонастырей особенно крупную роль в начале нашей истории сыграл Киево-Печерскийи в частности его основатель — Антоний — и преобразователь — Феодосий.
1) Знания из области естественных иисторических наук наши предки почерпали главным образом из переводных книг — из«Шестоднева» Василия Великого, в переработке Иоанна Экзарха, изФизиолога, из книг Козьмы Идикоплова, из «Толковой Палеи», из «ИзборникаСвятослава 1073 г. », из «Исторической Палеи», из хроник Малолыи Амартолы; размер этих сведений был очень не велик, они часто были фантастичныи с религиозной тенденцией (напр., земля — четырехугольная плоскость. длина еевдвое больше ширины, стоит сама на себе или на 3-х китах, закругленная кверхуее стена образует твердь, отделяющую землю от неба, где Бог и святые). Самымикрупными ив оригинальных произведений были: «Повесть повременных лет»,«Поучение Владимира Мономаха», «Слово ο полку Игореве»и «Слово Даниила Заточника».
Наиболее грамотными были князья с боярами и духовенство: всехкняжеских детей — и мальчиков и даже девочек — учили грамоте; безграмотныепоповичи также редко встречались.
Из отдельных светских лиц можно указать на князей: святогоВладимира, Ярослава Мудрого (велевшего в Новгороде учить грамоте 300 детей иосновавшего первую библиотеку), на Святослава, Всеволода и на ВладимираМономаха (знавших несколько языков), на Романа Смоленского, на ЯрославаОсмомысла Галицкого и на Константина (сына Всеволода, Большого Гнезда); даженекоторые женщины, напр., Анна Всеволодовна (основала первое женское училище вКиеве при Андреевском женском монастыре), Евфросинья Суздальская и ЕвфросиньяПолоцкая много содействовали распространению просвещения.
Таков был общий характер образования в древней Руси иотношение к нему большинства общества. Несмотря на наличность довольносовершенных литературных памятников, тогда существовала, в сущности,элементарная грамотность («божественное писание», «книжноеучение» и т.п.) и доступна она была очень не многим: духовному сословию,князьям и высшим боярам; книжники, начетчики образовывались самоучкою. Переднекоторыми наиболее чуткими и образованными людьми носились и лучшие идеалы: сознаниеценности учения и книг; в «Поучении» Владимира Мономаха встречаются ичисто христианские педагогические воззрения, Иногда робко даже высказываласьмысль ο всеобщем и равном для всех образовании; иногда школа при церквиобслуживала учащихся в самых разнообразных отношениях, но это, к сожалению,бывало довольно редко и в общем почти не меняло данной нами выше картиныявления. Во всяком случае, и теперь уже замечается, что Юго-Западная (Киевская)Русь несколько просвещеннее Северной Руси и собственно к последней приложиманаша характеристика во всей ее строгости.Педагогика со времени монгольского ига и до Петра Великого в Московской Руси
В таком положении было просвещение русского народа донашествия монголов (до середины XIII в). Последнее особенно сильно отразилосьна Северо-Восточной Руси, и с этих пор история Северо-Восточной и Юго-ЗападнойРуси идет различными путями.
Монгольское иго содействовало упадку и без того, как мы ужевидели, не имевшего большого распространения образования: теперь, когда почтивсе силы нации обращены на борьбу с поработителями, об образовании неприходилось и думать; в дыму пожаров, зажженных татарами, погибли наши города исела, а вместе с ними и наши школы и книги; наконец, Северо-Восточная Россия,подчиненная татарам, теперь даже разобщается с более культурными соседямиЗапада. Тяжелое положение усилило религиозность русского народа, так как впостигшем нас бедствии видели наказание Божие за грехи; и хотя именно за этовремя языческая Русь превратилась в «святую Русь» — «странумногочисленных церквей и неумолкаемого звона», страну строгих постов иусердных земных поклонов, — однако, начиная с середины XIII в. и до конца XV в.,известия об успехах просвещения встречаются все реже и реже. Общий культурныйупадок, огрубение и невежество увеличиваются: ближайшие князья еще образованы (ВладимирВолынский), но уже Дмитрий Донской «не был хорошо изучен книгами», авнук его, Василий Темный, был и вовсе «не грамотен». Точно так же исреди духовенства грамотность, вначале обязательная, все падает и падает. Школпочти не было, да и учителей, даже малограмотных, и то было мало; самаяграмотность представляет редкое явление; точно так же понизились литературныедостоинства произведений того времени.
Около 1500 г., архиепископ Новгородский Геннадий, вофициальном донесении Московскому митрополиту, заявляет, что ему. заотсутствием мало-мальски грамотных людей, в священники приходится обычнопосвящать едва разбирающихся лишь в псалтыри, не говоря уже об апостоле (тамони «и ступити не умеют»), не могущих даже правильно произнестиектенью. Если так обстояло дело с духовенством, да еще в одной из наиболеепросвещенных епархий, то ο на-родныхмассах и говорить нечего. То же признал лет пять-десять спустя и Стоглавыйсобор (1551 г); и хотя он постановил повсеместно при церквах открыватьначальные школы, в которых учили-бы церковной грамотности («страху Божию»,читать, писать, петь) члены причта, однако это не было осуществлено на практике.Итак, действительно «невежество русского народа» было тогда «матерьюего благочестия» (Маржерет).
Татары снабдили наше правосудие кнутом и вообще жестокимифизическими наказаниями, даже смертною казнью; суровость семейных отношений (игратьи смеяться с детьми — «грех»), взгляд (татарский и византийский) наженщину, запертую теперь в тереме, как на существо нечистое, злое по своейприроде («источник злобы», «сокровище нечистот», «матерьпохотей». .), сотворенное дьяволом на соблазн мужчине, и строгий школьныйрежим («жезл») 1) в течение этого периода значительноусилились, в конце его довольно верно отразившись в «Домострое» Сильвестра2). Тяжелое сознание бесправия и господства материальной силы, постоянный страхперед своими и чужими, отчужденность от Запада и сношение с полудикими азиатамипринижали нравственность и порождали грубость.
В это тяжелое время хотя грамотность находилась в оченьжалком состоянии, все же школы существовали, правда, очень плохие; открывалисьони и частными лицами, но преимущественно монастырями, Трудно жилось русскимлюдям: руки их беспомощно опускались, умы теряли бодрость и силу; они покидалисветскую жизнь и уходили в монастыри или навсегда, или на время. Здесь они молились,здесь же на досуге занимались богоугодным делом — чтением божественных книг иих перепискою. Образование, школы, библиотеки держались тогда также главнымобразом при монастырях. Из последних особенно велико значениеТроице-Сергиевской лавры около Москвы и его подвижника — святого СергияРадонежского (1391 г.); святой являлся настоящим воспитателем русского народа; несколькопоколений, в течение 50 лет приходя к его источнику за водою и благословением,вместе с этим черпали и силу духовную — живой пример: преподобный внушал имверу в себя и в мощь русского народа (Куликовская битва совершилась с егоблагословения), часто являлся миротворцем в распрях между князьями, — вообщеучил всех отдавать себя на общее дело, учил усиленному труду и порядку во всем.Много сделали, в смысле духовного назидания, святые Кирилл Белоозерский (1427 г.),основатель знаменитого Белоозерского монастыря, славящегося строгостью своегообщежительного устава, и Стефан Пермский (1396 г.) — «апостол зырян»(пермяков), составивший их азбуку и переведший на их наречие богослужебныекниги.

1) Тогда вошло в обычай, напр., сечь детейпо субботам, всех поголовно, и виноватых и невинных: первых — в возмездие,вторых — в счет будущего.
2) По, Домострою, идеал «порядливогожития» состоит в том, чтобы как можно чаще молиться, украшать комнатыиконами; с другой стороны, «меру знать во всем», а также и то, чембольше всего можно угодить людям; наконец, в страхе держать жену, детей и слуг,- и тем дом свой «добре строити». Домохозяин — деспот своей семьи,жена — его полная раба; ее надо учить плеткой «разумно и больно, страшно издорово».
Так как вся книжная деятельность сосредоточилась теперь вмонастырях, то монастырский колорит был дан и всей жизни общества; идеалы, иобщие и педагогические, становятся все более и более монастырскими,аскетическими: пост, усердная молитва, безропотное послушание, благочестие,терпеливое перенесение трудов. книжное почитание и т.п...; на брак, напр.,смотрят, как на «скверное беззаконие». Покаяние во грехах,преимущественно состоящее в умерщвлении плоти, становится господствующиммотивом в литературе.
За рассматриваемый период развился у нас на Руси особый типучителей — светских, из обучения сделавших себе профессию, ремесло; ониназываются «мастерами», учат тому и такими же приемами, как идуховенство.
Лишь после свержения татарского ига, когда сложилосьМосковское государство, т.е. с самых последних годов XV,в XVI и в XVII в. в., грамотность начинает опять немного возрастать, равнокак замечается и общий некоторый подъем культуры; это и понятно: окрепшемугосударству требовались грамотные люди для разного рода его службы; отсюдамероприятия упомянутого уже Стоглавого собора. Мало того, рядом с элементарноюграмотностью, стала теперь в образовательную программу входить и грамматика соднородными ей науками, и старого грамотея и начетчика теперь уже считают«неуком».
Повышение степени культурности выразилось в обильном,сравнительно с предшествующим временем, появлении переводной — с Востока иЗапада — литературы; ее вызывает все увеличивающийся круг читающей ее публики ивообще усилившееся начетчество. Литература эта, в духе эпохи, большею частьюбыла религиозно-нравственная по своему содержанию; или если и другого, напр.,исторического характера, то проникнутая религиозными тенденциями, при чем ещекрайне фантастическая; разобраться в ней самому, без достаточной школьнойподготовки, было чрезвычайно трудно, и потому польза от ее чтения для обычнойнеподготовленной публики, если и существовала, то небольшая.
На исходе этого времени замечается в образованном обществе«большое шатание умов» и «переставливание обычаев». Противтакого явления, против «мнения» восстал крайний ревнитель «древнегоблагочестия» — Нил Сорский. Итак, некоторое усиление грамотности повлиялона увеличение критического отношения к вопросам веры: возникли даже ереси«жидовствующих» и «стригольников», а это, в свою очередь,вызвало в обществе боязнь грамотности. «Не читай много книг»…«Учися грамоте, учися и держати ум: высочайшего не ищи, глубочайшего неиспытуй; но, елико ти предано от Бога, си держи»… «Невысокомудрствуйте»… «Аще кто ти речет: веси-ли всю философию? и тыему рцы: эллинских борзостей не текох, ни риторских астрономов не читах, ни смудрыми философами не бывах; учуся книгам благодатнаго закона, аще-бы можно мягрешная душа очистити от греха».
Однако в это время были уже просвещенные лица, напр.,митрополит Макарий, Максим Грек, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Иоанн Грозный,князь Курбский, Ксения Борисовна Годунова, царевна Софья и ее сестры; правда,их было пока очень немного.
Наконец, надо упомянуть еще ο том, что в конце XIV в.стали писать полууставом (преобладают более легкие, круглые буквы) натряпичной, более дешевой и удобной, бумаге; а также ο начале у нас книгопечатания (1563 г) и ο первых сношениях с Западом.
Вообще организованных при церквах и монастырях училищ вдопетровской Руси было весьма мало и учили они весьма немногому, представляянесколько упорядоченное дьячковское учение или несколько более систематическиезанятия «мастера» грамоты. Школьная же дисциплина к концурассматриваемого периода становится еще суровее, чем прежде: «жезл», розгаи их целительные действия воспеваются в виршах на разные лады.Педагогика со времени татарского ига и до Петра Великого в Юго-ЗападнойРуси
Разобщенная монголами с Северо-Восточной, Юго-Западная Русьвошла в состав Великого Литовского княжества, с 1386 г. соединившегося сПольшею. Польша стояла ближе России к Западу; гуманистическое движение неминуло и ее поэтому семена западной образованности заносились туда легче искорее, чем на Русь. Но поляки стремились полонизировать Литву и Юго-ЗападнуюРусь, и уже с XV векакатоличество, чрез поляков, оказывало сильное влияние и на русские областиВеликого Литовского княжества; это наступление католичества особенно усилилосьво второй половине XVI в.,с переселением в Польшу иезуитов. Последние, «читая воспитание и школуодним из самых главных орудий своего влияния на общество, открыли многоколлегий, действительно образцовых для того времени, куда начала отдавать своихдетей вся знать, даже православные. Эти старания католиков увенчалисьзаключением в 1596 г. церковной унии. Некоторые русские вельможи, как князьКурбский и Константин Острожский (открыл в 1580 г. в Остроге первое греко-латинскоеучилище и при нем типографию), вступили было на борьбу с ними; но даже ихсобственные дети не устояли и приняли католическую веру. Дело гораздо болееуспешно пошло, когда эту борьбу взяли на себя не отдельные лица, аорганизованное общество. Русские люди начинают понимать, что для успеха вборьбе нужна сплоченность; эту задачу и выполнили братства. С 80-х гг. XVI столетия братства при церквах имонастырях, располагая иногда значительными материальными средствами,реформируются — из религиозно-благотворительных в религиозно-оборонительныеучреждения; они начинают открывать школы, находящиеся в их ведении иназначенные для подготовки как членов клира, так и для укрепления всех вправославной вере, — чтобы их питомцы, особенно будущие священнослужители,могли успешно бороться с польско-католическим влиянием и с иезуитами. Это быликак бы средневековые латинские школы (см. „Кр. истор. пед. “, стр.49- 58) или учебные заведения в роде наших духовных семинарий 1), вкоторых, кроме языков русского греческого и иногда латинского), преподавалисьглавным образом, как важнейшие, богословские науки (церковный устав, церковноепение и пасхалия, Священное Писание и Св., Предание), а дотом и светские (грамматика,поэзия, риторика, диалектика с философией, арифметика). Таким образомсредневековая схоластика была перенесена к нам; эти школы выступают деятельнымизащитниками православной веры и русской народности и выступают там, где опасностьбыла особенно велика (Львовское, Виленское, Киевское… братства).
1) Перенесенный с Юго-запада этот тип сталобразцом для обще-русской духовной семинарии.
Указанная борьба с противником, бывшим во всеоружии западнойнауки, вызвала школы, стоявшие гораздо выше современных им в Московской Руси; тамучили грамоте, здесь — наукам. В братских школах господствовали греческий языки литература над латинскими, ибо латинских наук вначале даже побаивались, каксодержащих ереси, — и все же они являлись в Южной Руси проводниками западнойнауки. Впрочем, задача школ вообще была не столько в том, чтобы дать научноеобразование, сколько укрепить учащихся в православии, воспитать убежденного иумелого защитника родной веры и национальности. Принимались в них дети всякогозвания; отношения между учителем и учащимися были отеческие, проникнутыевзаимным доверием и любовью; обращение — сравнительно мягкое; к учителямпредъявлялись высокие требования, даже с нравственной стороны, и выбирали их сбольшою осторожностью 1).
Демократический характер братских школ, их отрицательноеотношение к латинской науке и часто недостаточность материальных средств былипричиною того, что многие из знати продолжали отдавать своих детей не в них, ав иезуитские школы; это явление вызвало стремление приблизить братские школы киезуитским, и первою такою была Богоявленская школа в Киеве, потом ПетромМогилою (в 1633 г) обращенная в Киево-Могилянский коллегиум (затем в „Академию“)и в таком виде почти буквально воспроизводившая высшую иезуитскую школу, спреобладанием уже латинского языка (а не греческого), с господством схоластики:Аристотеля в области философии и Фомы Аквината в области богословской (см.»Кр. ист. пед. ", стр.84 — 89) 2).
По образцу иезуитских школ начинают организоваться и другиебратские школы; а по образцу братских школ Юга возникают такие же школы вМоскве, и, наконец, по образцу Киево-Могилянской академии — защитницаправославия («цитадель православия») — Славяно-греко-латинскаяакадемия в Москве (1682 г); эта академия, таким образом, служила неисключительно целям образования, но и церкви и общегосударственным задачам.
1) На ряду с братскими (средними) школами вМалороссии в XVI и XVII ее. существовала и элементарная школа, обыкновенно прицеркви, находившаяся в заведывании дьяка; существовали и странствующие учителя(«мандариновые дьяки»).
2) Киевская академия делилась, в учебномотношении, на две конгрегации; низшую и высшую; первая, в свою очередь,подразделялась на 6 классов, изучавших словесные предметы (фара или аналогия — учатсячитать и писать по — славянски, латински и гречески; инфима — дальнейшееизучение того же; грамматика; синтаксис; пиитика; риторика (по Квинитиллиану иЦицерону). Высшая конгрегация состояла из 2-х классов: философия и богословие. Словесныепредметы изучались 5 — 6 л., философия 2 года и богословие 4 года.
В обществе, как и в академии, происходит борьба двух партий- восточников (Паисий Лигарид, братья Лихуды) и западников (Ордын-Нащокин,Матвеев, Ртищев; киевские ученые, напр., Епифаний Славинецкий, АрсенийСатановский, Симеон Полоцкий и их ученики, как Сильвестр Медведев), из которыхпервые стояли за греческий язык и культуру, вторые — за латинские науки. Спервав духовной академии возобладали греки, ибо западную ученость считали ересью,«чернокнижием»; но с Петра Великого, при Стефане Яворском, в нейсделался господствующим латинский язык.
Со времени присоединения Малороссии (1654 г) прекратилосьполитическое разделение Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную; тогда жеприток из Малороссии в Москву ученых книг и людей становится непрерывным.
Киевские ученые перенесли на Русь, кроме указанного выше,еще и идеи средневековых астрономии и астрологии и сведенияестественно-исторического характера. Вообще научный материал, воспринятыйМосквою через Киев, был накоплен на Западе еще в течение средневековья, а к XVI веку уже утерял свою свежесть; вотпочему влияние его и не было особенно долговременно: он укоренился лишь вбогословской школе, тогда как светская школа, которую стал вводить ПетрВеликий, заимствовала свое содержание уже из современной ему европейской науки.
Итак, история культуры и образования на Руси во вторуюполовину XVI и в XVII ее., особенно опыты с духовными академиями, полемикавосточников и западников ясно говорят, что наши предки тогда переживалипереходное время, период исканий. Правда, господствует еще в обществе мысль;что русский народ — хранитель, оплот истинного благочестия; православия,что Москва — третий Рим, а четвертому не бывать, — а потому масса нетерпимоотносится к иноземцам, особенно с Запада («латинянам»); но уже тогдамногие из наших предков много переводят, читают, заимствуют то у греков, то улатинян; они явно ищут идеала жизни и нового образования, отдавая предпочтението эллинской, то романской культуре, то пытаясь сочетать их; у них такжепробуждается и крепнет сознание необходимости образования, а вместе с этим ипотребности сближения с Западом; иногда молодежь посылается заграницу поучитьсяу иностранцев. Эти взгляды разделяли и государи московские: Борис Годунов,Михаил Федорович и Алексей Михаилович. И хотя наука, перенесенная нами сЗапада, была уже не та, которая господствовала тогда там, а средневековаясхоластика, однако и она сделала свое дело, внушив нам уважение к Западу, кнауке вообще, π защитив доизвестной степени господствующее вероисповедание.
В XVII в. появляютсяуже азбуковники и буквари; первые — своего рода энциклопедии, сборники статей,назначенных отчасти для чтения ученикам, отчасти для назидания и руководстваучителям; вторые содержали в себе весь учебный материал (азбуку, склады, числа,молитвы, символ веры. .); древнейшим из дошедших до нас являетсяазбука-букварь, составленный Бурцевым и изданный в 1634 г., а из букварей скартинками — букварь Кариона Истомина, учителя Алексея Петровича.
В круг школьных предметов постепенно врываются математика и«богомерзкие» естественные науки; под влиянием южно-русским и вМоскве увлекаются виршами; изменяются немного к лучшему даже методы обучения итолковее составляются буквари.
Наконец, на ряду со старыми педагогическими взглядами всочинениях прорываются и новые мысли в духе Коменского и Локка (напр., уСимеона Полоцкого).
Таким образом, за первый, религиозно-церковный и самыйпродолжительный по времени, период истории нашей науки (с половины IX в. до конца XVII в) педагогические идеалы нашими предками заимствовались из Библии,особенно из Ветхого Завета и у односторонне-понятого Иоанна Златоуста; ониотличались суровостью: не признавая ценности личности вообще и исключая, вчастности, свободу детской личности, они требовали безусловного, всецелогоподчинения детей воли родителей; в теории до-петровская Русь хотя ипроповедывала иногда тип евангельского воспитания, на практике почти всегдаследовала суровому библейскому. Соответственно этому образование отличалосьрелигиозно-церковным характером: будучи очень скудным по содержанию, состоя изодной грамотности, оно заключалось преимущественно в умении отправлятьцерковные службы; и однако оно никогда не носило профессионального характера,наоборот, всегда отличалось общим и воспитывающим характером (внедрялопремудрость и страх Божий, душеспасительное настроение); наконец, в таком видебыло доступно лицам всех сословий и состояний. Не существовало науки педагогикии специально-педагогической литературы; педагогические же вопросырассматривались попутно и случайно в разного рода литературных произведениях. Небыло специально-педагогического сословия и учителей, специально-занимающихсялишь этим делом; учились преимущественно у «мастеров», не знакомыхвовсе с методикою; учились долго, со многим трудом и биением; лишь в XVII веке появляются первыеазбуковники и буквари.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ рассказа А.П. Чехова "Палата №6"
Реферат Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Реферат Nicaragua 2 Essay Research Paper NICARAGUANicaragua is
Реферат The Black Hole Essay Research Paper The
Реферат Анализ поступления всех видов налогов и направления расходования средств федерального бюджета
Реферат «тенториум» для тех, кто заботится о своем здоровье
Реферат Сущность управленческого учета, его структура и место в информационной системе предприятия
Реферат Передліцензійні угоди
Реферат Перспективы по расширению международной деятельности компании МегаФон
Реферат Сквозной цикл производства блока цилиндров двигателя
Реферат Хвороба грип
Реферат Ibuprofen Essay Research Paper AbstractThe project that
Реферат Адміністративно-правовий статус громадянина
Реферат Экономический кризис Украины
Реферат Процессуальное соучастие как с российской, так и с зарубежной точек зрения