Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности эстетического воспитания подростков

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
«Уссурийскийгосударственный педагогический институт»
Курсовая работа
тема: «Особенностиэстетического воспитания подростков»
Выполнила: Студентка 5 курса
2 высшее кафедра биологии,
химии и психологии
г.Уссурийск,2011г.

Содержание
Введение
Глава1. Эстетическое воспитание
1.1Понятие эстетического воспитания
1.2Виды эстетического воспитания
Глава2. Особенности эстетического воспитания
2.1Эстетическое воспитание в системе образования
2.2Эстетическое воспитание подростков
Заключение
Списоклитературы

Введение
В данной работе ярассмотрю тему «Особенности эстетического воспитание подростков».Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творческиактивной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное,трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить«по законам красоты». Потому актуальность данной темы и данногонаправления воспитательной работы в целостном педагогическом процессе невызывает сомнений.
Эстетическое воспитаниевключает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления вребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетическоговосприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания,образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическоевоспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетическоговоспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на егооснове осуществляется художественное воспитание, образование и развитиеучащихся.
Системахудожественно-эстетического воспитания школьников реализуется, прежде всего, вучебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.
Все учебные предметы,наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решаютзадачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем незаменима роль географии, математики, обществоведения, истории, биологии, труда,физкультуры. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка,изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитиеи нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементыискусства, науки и навыки практической деятельности.
В основе организациисовременной системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщностьэстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, чтовзрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовнойжизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту имежличностном общении.
Организация системыэстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ковсему делу воспитания.
Система эстетическоговоспитания опирается на принцип органической связи всейхудожественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновленияобщества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.
Принципом системыэстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных,внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средствамассовой информации.
Органическаявзаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливаетнеобходимость принципа единства художественного и общего психического развитиядетей.
Действенностьэстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципахудожественно-творческой деятельности и самодеятельности детей.
Принцип эстетики всейдетской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьниковпо законам красоты, приносящей им радость.
Система эстетическоговоспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учетавозрастных психолого-педагогических особенностей детей.
И так, рассмотримподробнее эстетическое воспитание учащихся в современной школе.

Глава 1. Эстетическоевоспитание
1.1 Понятиеэстетического воспитания
Эстетическое воспитаниеличности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов,поступков. Не что иное, как окружающая среда не откладывает в душе егоотпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками,сверстниками и взрослыми, поведение окружающих (настроение их, слова, взгляды,жесты, мимика) – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
В широком смысле подэстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке егоэстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественнозначимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и егоспециализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность,группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентациив мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися вданном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. Впроцессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их вовнутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируетсяи развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию,его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и черезкрасоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но иразвивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сферетрудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.[10]
Эстетическое воспитаниегармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые вразличных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием,так как красота выступает своеобразным регулятором человеческихвзаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить оморально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна рольэстетического воспитания в развитии познавательной способности личности.Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление»,воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностейкультуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства.
Эстетическоеобразование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — всеэто лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетическоговоспитания — формирования целостной личности, творчески развитойиндивидуальности, действующей по законам красоты.
Эстетическое воспитаниегармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые вразличных областях творчества.
Благодаря красотечеловек часто интуитивно тянется и к добру. В той мере, в какой красотасовпадает с добром, можно говорить и о морально-нравственной функцииэстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания вразвитии познавательной способности личности .
1.2 Виды эстетическоговоспитания
Полагаясь насложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующиеструктурные компоненты эстетического воспитания:
эстетическоеобразование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетическойкультуры личности;
художественноевоспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическомвыражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков,знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование исамовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
воспитание творческихпотребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют такназываемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивноемышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов идр.
Эстетическое воспитаниеосуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше онапопадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем большеоснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста черезигровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, черезподражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольноговозраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.[16]
Ребенок рождается всемье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшимиродственниками, ответственность которых за формирование мира эстетическихчувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Первые «кирпичики»в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно всемье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идетособенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей,характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.[2]
Формирование вначальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации,оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение,перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этотпроцесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постиженияхудожественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыковвоспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знанийо художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами,развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественнымиобъектами, формируется эмоционально психологические установки,оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способыобразно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.
Оценивая рольэстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, чтооно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразноеположительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческийкомплекс личности.
В последующиевозрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурныхценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямаязависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетическогоуровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей.
Все сказанное выше обэстетической культуре личности подводит нас к мысли о важностицеленаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического ихудожественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.
эстетическийвоспитание школьник красота

Глава 2. Особенностиэстетического воспитания
2.1 Эстетическоевоспитание в системе образования
В общеобразовательныхдошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и среднихспециальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частьюучебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебныхпредметов, в течение всего времени обучения.
Важную роль вэстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательныхшколах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительногоискусства, пения и музыки. Углубленному изучению художественной литературы иискусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитиютворческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения,хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства идругие ведут «кружки».
Формированиеэстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способностиличности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного вискусстве и действительности.
Так жепредусматривается выработка системы художественных представлений, взглядов иубеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим уучащихся воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во всестороны жизни, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного.
Особую роль ввоспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизациидетской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения кдействительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетическийвкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетическихидеалов. Предметы естественноматематического цикла помогают раскрыть передучащимися красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее.Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческихотношений. Художественно-эстетический цикл вводит подростка в волшебный мирискусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайныкрасоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения иразвития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственноготруда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности.Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работеобщественных организаций, в художественной самодеятельности; в организациипроизводительного и общественно полезного труда, в формировании повседневныхотношений и поведения.[10]
Художественные навыки вобласти рисования, пения, выразительного чтения становятся устойчивее.Благодаря практическим упражнениям становится тоньше и дифференцированнеехудожественное восприятие.
Немало эстетическихвпечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например,нередко говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство»,понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.
Важно пробудить уучащихся стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводятсвое время, занимаются делом или отдыхают.
2.2 Эстетическоевоспитание подростков
Педагогическая системароссийской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающеепоколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувствопрекрасного.
Одной из принципиальныхособенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание кпроблемам эстетического воспитания, приобщения молодёжи к миру литературы иискусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжениипоследних десятилетий возрастающее значение эстетического воспитания не разподчёркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место былоотведено этой проблеме и в «Стратегии модернизации Российского образования».В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашегообщества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждениетворческих сил и способностей является важнейшим условием развития, как каждогочеловека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всём многообразиисвоих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития.Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаютсяпереосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политическихусловий.[4] Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимостьгуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у когоне вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию ещё не уделяетсядолжного внимания. Главными задачами должны стать: улучшение художественногообразования и эстетического воспитания обучающихся; развитие чувствапрекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умений понимать и ценитьпроизведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатствородной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебногопредмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики,имеющих большую познавательную и воспитательную силу.
Обращаясь к такойобласти научных знаний как эстетика, педагоги учат ребёнка целостномувосприятию окружающего мира, сформировать у него эстетический вкус, развитьспособность к эмпатии, тем самым, научив его переживать и сопереживать, а также отождествлять культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами.
Формирование у учащихсяэстетических представлений, понятий и вкусов — весьма сложная педагогическаязадача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже вначальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется сучащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этогонеобходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и болееразвитым чувством переживания прекрасного.
Очень важно в старшихклассах обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачинастроения человека, которые используются в литературе, музыке иизобразительном искусстве.
В познаниихудожественных средств изображения действительности, в искусстве, большоезначение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композицияпроизведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора,сравнение, минор и мажор в музыке и др. В последние годы в школьной практике сцелью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широкоиспользуют такой методический прием, как побуждение учащихся к выражению своегоотношения к изучаемому художественному произведению. В старших классахпрактикуется написание сочинений, устное и письменное рецензированиепроизведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов ихудожественных выставок.
В связи с важностьюэстетического воспитания и развития художественных представлений, понятий исуждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, котораясуществует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений.Вот почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведениямузыки и изобразительного искусства.
Исключительно острой ислаборешаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихсяполноценных художественных вкусов, умения отличать художественные поделки,примитивное ремесленничество от подлинного искусства. Это особенно относится кмузыке и изобразительному искусству, когда зачастую учащиеся увлекаютсякакофонией, отсутствием гармонии и бездумным модернизмом и недооцениваютклассику.
Успешному эстетическомуразвитию учащихся способствует богатство сенсорной культуры (наличиемузыкального слуха, чувства цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умениемыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов иявлений окружающего мира и т. д.
Учащиеся среднегоподросткового возраста отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью,неуравновешенностью, несдержанностью, частой сменой настроения. Формируетсясамосознание, интеллект, обостряется любознательность. Эстетические чувства также, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно.Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающейдействительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношениек искусству. Подростков привлекают картины художников-баталистов, литературныепроизведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастическиекинофильмы, «боевики». Эстетический идеал только формируется,неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любойсмелый, решительный человек, даже если он совершает антиобщественные ибезнравственные поступки.
В старшем подростковомвозрасте наблюдается резкая разница в эстетических предпочтениях, взглядах ивкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка голоса, появляютсяпервые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть независимыми,взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность,эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, впренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонныхсловечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинаютпользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения.Стремление «быть, как все», выглядеть не хуже других характерно длямногих школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения ифильмы о любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которыхзаписываются песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли.
Все чаще старшихподростков волнуют вопросы, какое место я занимаю в коллективе, есть ли у менядрузья. Раздумывая о счастье, о смысле жизни, о красоте человека, учащиесяспособны делать глубокие обобщения, давать правильную эмоционально-эстетическуюоценку событиям, поступкам. Высоко ценится дружба в коллективе, красотавзаимоотношений между мальчиками и девочками. Зачастую авторитетным являетсямнение не учителя или родителей, а сверстников, одноклассников. Выбор будущейпрофессии у них связан с романтическими мечтами или красивой формой одежды тогоили иного специалиста (летчик, стюардесса, капитан дальнего плавания, врач,сотрудник милиции, проводник железнодорожных экспрессов).
В современной школе придекларировании формирования гармонически развитой личности в качестве целиобучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаютсяклассы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранныхязыков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующихспециальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимисяпредметов эстетического цикла возрастает. [7]
Оценивая рольэстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, чтооно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразноеположительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческийкомплекс личности.
Наличие устойчивыхнравственных представлений и понятий у школьников способствует правильнойоценке ими эстетических качеств произведений искусства и жизненных явлений,служит важной предпосылкой эстетического развития молодежи.
Эстетика все больше ибольше выходит за пределы искусства и вторгается во все области жизни.Очевидно, что эстетическое воспитание не может ограничиваться художественнымобразованием. Последнее имеет в виду лишь приобщение подростков к тем или инымвидам искусства. Эстетическое же воспитание расширяет границы эстетическогоразвития детей, охватывая и все стороны действительности: природу, домашнююобстановку, школьную среду, трудовую деятельность, общественную работу и др.
Б. Т. Лихачев в книге «Эстетикавоспитания» дает классификацию предметов обучения в школе, разделив их натри группы и наметив конкретные возможности воспитания для каждой из этихгрупп.[10]
1. Предметы,раскрывающие объективные закономерности природы и общества, обеспечивающиетеоретическое научное познание мира (математика, физика, химия, биология,география, история, специальные дисциплины в конкретных областях знаний). Визучении этих предметов важно раскрыть эстетическую сущность явлений природы иобщества, их развитие на основе законов диалектики (единства и борьбыпротивоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания).
2. Предметы развиваютпрактические навыки, учат практическому познанию мира (физкультура, трудоваядеятельность, частично лабораторно-практические занятия по теоретическимпредметам). В эстетическом воспитании они способствуют накоплению эстетическогоопыта и отражению накопленных представлений о прекрасном в практическойдеятельности, в жизни, формируют навыки, необходимые для эстетическоготворчества.
3. Предметы,раскрывающие картину мира в эстетически воспринимаемых образах (литература,музыка, изобразительное искусство, театр, кино), обеспечивают развитие высокогохудожественного вкуса, общее развитие личности, понимание огромной общественнойроли искусства, его специфических средств изображения действительности.
Эстетическое воспитаниеучащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности,способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений,формированию познавательных интересов. В то же время изучение детьми основнаук, учебный процесс заключает большие возможности и для эстетическогоразвития школьников. Эта задача решается содержанием учебных дисциплин: биологияи физическая география, изучая явления природы, фиксируют внимание учащихся наих красотах; на уроках истории школьники овладевают знанием развития искусстваи культуры, их исторической и классовой обусловленности и т. д. Большоезначение имеет иллюстрирование на уроке определенных положений той или инойдисциплины средствами искусства (картины, кинофильмы, магнитофонные записки).На каждом учебном занятии, по любому школьному предмету имеются огромныевозможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств ирассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя,аккуратностью выполнения записей, рисунков и чертежей на доске, эстетичностью воформлении демонстраций и других наглядных пособий, пресечением неряшливости ибезвкусицы во внешнем виде учеников.
Немалое влияние наэстетическое развитие детей и подростков оказывает среда, в которой они живут иучатся (красота в быту, в школьной обстановке).
Эстетическое воспитаниенаходится в тесной связи с физическим воспитанием.
Художественнаялитература раскрывает картину мира в эстетически воспринимаемых образах,созданных силой воображения писателя, поэта. Художественная литература — искусство слова, самое богатое и сложное искусство.
Слово по природе своейсодержит элементы образности, вызывающей в читателе множество сложныхассоциаций, чувств, представлений, мыслей. Поэтому литература обладаетуниверсальными изобразительно-выразительными возможностями, сочетая в себесвойства разных видов искусств. Изображение пейзажа, интерьера, портрета,описание явлений и событий вызывают в воображении подростка зрительные образы,в то же время литература возбуждает слуховые образы, образы, развивающиеся вовремени, раскрывающие чувства, переживания, мысли человека. Зрительные ислуховые образы, рождающиеся при восприятии литературы, специфичны, ониотличаются от непосредственной наглядности тем, что не воспринимаются глазомили слухом, а, возникая в воображении человека от воздействия слова, носятиллюзорный характер. Поэтому восприятие литературы носит более сложныйхарактер, оно требует большей интенсивности и силы воссоздающего воображения,ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости.
Анализируяхудожественные произведения, ребята оценивают их, доказывает верность своейоценки, умение выражать свои мысли правильным, литературным языком, простым ивыразительным.
Важно научить учащихсянаблюдать за развитием характера героя в самостоятельной работе над текстом,выяснить жизненную основу характера героя, его действий, поступков и датьглубокую психологическую характеристику образа: черт его характера,особенностей ума, чувств, воли; раскрыть образ во всей его сложности, показатьпрекрасные черты личности. Высокое нравственное совершенство, глубокий ум,яркие сильные чувства, воля — эти качества положительно оцениваются нашеймолодежью. Отрицательные качества личности вызывают чувство неприязни,стремление бороться с проявлением этих черт в себе и окружающих. Задачаморально-эстетического воспитания подростков требует иногда уточнения эмоций ипонятий об идейном содержании художественных образов.
Таким образом,эстетическое воспитание осуществляется в процессе познания спецификилитературы, как вида искусства, как образного отражения действительности.
В чем спецификавозможностей эстетического воспитания в предметах естественно-математическогоцикла, раскрывающих научную картину мира, закономерности развития вещей иявлений, обеспечивающих теоретическое познание мира?
Эстетическое воспитаниеподростков в процессе изучения естественных наук предполагает в качестве основыопределенную эстетическую концепцию — признание объективности красоты вприроде; понимание таких эстетических принципов, как целостность, гармония,единство в разнообразии, единство формы и функции, целесообразность,оптимальность, пропорциональное соотношение частей и целого, конструктивность.Эстетическое воспитание в процессе преподавания предметовестественно-математического цикла осуществляется не привнесением в предметпосторонних элементов. Оно исходит из содержания самого предмета. Учитель используетв изложении материала конкретно-эстетический анализ объектов и явлений,изучаемых биологией, физикой, математикой, химией, географией, астрономией всочетании с научным подходом к теме. [12]
Математика — одна изабстрактных наук, она отличается логической безупречностью, обоснованностью ипоследовательностью выводов. Новые программы по математике в школе значительноповышают уровень математической культуры учащихся средних школ. Учитель долженне только глубоко знает и понимает математику, но и чувствует ее красоту, уметьпередать ее учащимся.
Красота — в силематематической мысли, ее глубине, точности и изощренности, необходимостипроведения тонких рассуждений для доказательства «очевидных теорем»и, наоборот, для обнаружения несправедливости многих очевидных истин.
Эстетическое воспитаниеподростков осуществляется на уроках истории. Эстетическое в истории носитобъективный характер. К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно показали, чтоисторический процесс — это богатейший источник эстетического и что эстетическоев истории обусловлено объективными закономерностями развития общества. Такимобразом, надо развить у подростков способность видеть и чувствоватьэстетическое в самой истории, в ее живом, противоречивом и сложном процессе.
Наибольший интерес вплане эстетического воздействия представляют прекрасная и возвышенная борьбапередовых общественных сил за осуществление высоких гуманистических идеалов,крестьянские народные восстания, борьба пролетариата за построениесоциалистического общества, героизм советского народа, проявленный в борьбе сфашизмом в Великую Отечественную войну.
Таким образом,эстетический аспект изучения истории — это средство всестороннего изученияпредмета, которое вырабатывает эмоциональное, духовное отношение к истории,формирует личность в целом.
Подростковый возраст — возраст наиболее интенсивного внутреннего собирания красоты в процесседеятельности и отношений и ее выражения в собственном поведении ихудожественном творчестве. Подростковому возрасту свойственны романтическиестремления и искания — в этом своеобразие их стремления к идеалу. В работе сподростками учитель предоставляет им как можно больше возможностей длятворчества, сравнивает результаты трудового и художественного творчества разныхучащихся, отбирает для ознакомления произведения искусства, близкие по своемусодержанию опыту детей.
Таким образом, во всехучебных предметах есть возможности эстетического образования и воспитания.
Эстетическое воспитаниенеразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовоевоспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда,вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное отактивной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов.
Школьникам необходимопоказать красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы трудстал для них потребностью. При этом большое внимание уделяется воспитаниючувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимоеобществу, школе, семье.
Так, на занятиях покулинарии, учитель формирует у девочек навыки сервировки стола, его украшения;поведения за столом. Учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощьюразличных приспособлений; украшений блюд зеленью лука, петрушки и укропа;овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ девочки приобретаютумение сочетать полезное с красивым.
При изучении «Основматериаловедения» девочки оформляют коллекции образцов тканей, на которыхучатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнятьразличные композиции.
Большую роль вэстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементовнародного творчества, декоративно-прикладного искусства.
Изготовление своимируками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе иприносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующейдеятельности.
При этом на примереизготовления объектов учащиеся должны знакомиться с элементами черчения играфики, использовать знания, полученные на уроках изобразительного искусства,МХК, ОПК, истории и ряда других школьных предметов. Девочки знакомятся снародными, классическими видами вышивок, современными вышивками сиспользованием декоративных материалов, с различными видами современных аппликаций,традиционными видами вязания с художественными, мальчики с народными промысламиобработки природного материала, видами резьбы по дереву, плетением изделий излозы, гончарством.
Эстетическое воспитаниевлияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения,абстрактного мышления, глазомера, аккуратности.
Не меньшее значение длявоспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете,о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомлениеих с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важнопредостерегать подростков от утрирования и искажения моды. В этих целях хорошийэффект дают встречи с модельерами, стилистами и другими деятелями культуры. Этивстречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, нои учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуютвыработке этической культуры.
Формированиеэстетической культуры – это не только расширение художественного кругозора,увеличение числа прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанныхмузыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного росталичности, регулятор и корректив поведения.
Сложные задачиэстетического воспитания не могут быть решены только средствами учебногопроцесса. Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежитвнеклассной и внешкольной работе.
Многообразны формывнеклассной работы. Это кружки художественной самодеятельности, утренники ивечера, праздники песни и танца, фестивали искусств, выставки, лекции-концерты,экскурсии и походы, посещение театра и кино. Большое развитие получаюторганизованные при клубах или в школах молодежные университеты культуры и клубылюбителей искусств.
Большой вклад вразработку содержания и методику эстетического воспитания учащихся вовнеклассной работе внесли Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий иВ.А.Сухомлинский. С.Т.Шацкий и В.А.Сухомлинский показали и на опыте доказали,что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественнымтворчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить своюиндивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свойжизненный и эстетический опыт.
Внеклассная ивнешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если онавписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.
В системе эстетическоговоспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанныхзвена: 1) эстетическое просвещение, 2) развитие эстетических чувств и 3)обогащение опыта художественной деятельности.
Эстетическоепросвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, затово внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это – беседы,лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университетыкультуры, дискотеки, кружки, творческие вечера, экскурсии, классные часы.
Расширяется кругозоручащихся, их знания, развивает творческие способности, прививает практическиеумения и навыки. Виды кружков: драматический, кружок художественного чтения,литературный, литературно-творческий, кружок по изучению выразительных иизобразительных средств и жанров различных видов искусства,литературно-искусствоведческий и др.
Неоценимое значение дляэстетического воспитания подростков имеют лекции по искусству. Они несут всебе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников.В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведенийискусства, непосредственное обращение к чувствам учащихся, не доминировали надразмышлением об искусстве.
На занятиях кружкапроводятся экскурсии, походы, встречи с работниками искусства (композиторами,писателями, артистами), устраиваются конкурсы, викторины
Школьные вечера — распространенная форма внеклассной работы по эстетическому воспитанию, котораяпозволяет привлечь к активной художественной деятельности массу учащихся.
Они оказывают огромноенравственно-эстетическое воздействие на школьников своим содержанием, яркостью,торжественностью, концертами художественной самодеятельности.
Вечера художественнойсамодеятельности координируют работу кружков, каждый из которых показывает своеискусство, они выявляют и развивают художественные умения и способностишкольников (умение петь, танцевать, выразительно читать, играть на сцене),потребность в прекрасном.
Распространенной формойучебной и внеаудиторной работы являются экскурсии — «форма и методучебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучениеразличных предметов и явлений в естественных, обычных условиях (природа,исторические места, предприятия и т. д.) или в музеях, на выставках».
На экскурсиях поизобразительному искусству ребята, знакомясь в подлинниках с творениямимастеров живописи, графики, скульптуры, обогащаются знаниями, развиваютэстетическое восприятие. Цель экскурсии дать определенный минимум понятий,знаний о том или ином виде искусства, возбуждает желание понять и почувствоватьего красоту, знакомит с экспонатами музея. Все это обеспечивает осознанноевосприятие произведений искусства, дает ребятам возможность пережить радостноечувство узнавания.
Активное участие ворганизации выпуска стенной газеты, в которой рассказывается о школьной жизни,о школьных делах, имеются статьи познавательного характера, рассказы и стихишкольников, сатира и юмор.
Единство и органическаявзаимосвязь классной и внеклассной работы являются важным условиемосуществления эстетического воспитания в школе.
Таким образомэстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогическогопроцесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить своюжизнь по законам красоты.

Заключение
Эстетическое воспитаниедействительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательногопроцесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств ребенка,но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей,нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества вчеловеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательноезначение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт,семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным.
На всех этапах своегоразвития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты,эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут емуподдержку взрослые.
Воздействиеэстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить какцеленаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. Вучебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка,литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируялитературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средствомэстетического воспитания.
На уроках учитель какнигде может повлиять на внутренний мир учеников. Исключительно важной инеобходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, являетсязадача научить ребенка верно оценивать предметы искусства с точки зрения ихэстетической и культурной ценности.

Список литературы
1. БабанскийЮ. К.,«Педагогика». -Просвещение, Москва, 1983 г.
2. Божович,Ю. П. Личность и её формирование в детском возрасте. /– М.: Аргументы и факты,1993. – 608 с.
3. Борисова,Е. С. Эстетическое воспитание школьников. / Е. С. Борисова. М.: Просвещение,1989. – 144 с.
4.Гачев, И. Л. Творчество. Жизнь. Искусство. / И. Л. Гачев. – М.: Педагогика,1990. – 176 с.
4. ГавриловецК.В., Каземирская И.И. «Нравственно-эстетическое воспитание школьников».– Минск, 1988
5. ГончаровИ.Ф., «Искусство в эстетическом воспитании» электронное издание
6. ДремовА. К «Эстетика и современность» Москва, 1988 год
7. ИльинВ. С.,«Формирование личности школьника: Целостный процесс».Москва.,1984г.
8. Козырева,О. А. «Общие основы педагогики» для студентов специальности «Педагогикаи психология». /– Новокузнецк: КузГПА, 2005. – 216 с.
9. Краткийсловарь по эстетике. Кн. Для учителя – М.: Педагогика, 1985. – 288 с.
10. ЛихачевБ. Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система эстетического воспитанияучащихся общеобразовательной школы. – Советская педагогика, 1980. — №7.
11. МаксимоваЗ.Н. «Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей»Москва, 1981 год
12.  Неменскии Б.М. Эстетическое воспитание на современном этапе: Сб. статей. — М., 1990.
13.  Радугина А.А., Эстетика. Под ред.– М., 1998.
14. Смольянинов,Д.В. «Красота природы и воспитание красотой.» /– М.: Педагогика,1984. – 176 с.
15. Соловейчик,С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – 2-е изд. /– М.:Детская литература, 1989. – 367 с.
16. Таборидзе,А. К. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. / А. К.Таборидзе. – М.: Профиздат, 1988. – 254 с.
17. Толстых,А. В. Воспитание школьников. / А. В. Толстых. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
18. Хрипкова,А. Г Мир детства: Юность. / А. Г. Хрипкова. – М.: Педагогика, 1988. – 432 с.
19. .Шестаков.В.П., Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 томах/ Сост. М., 1973г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.