Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов

Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования художественно– изобразительная деятельность детей дошкольного возраста……………….5
1.1. Особенности художественно — изобразительной деятельностидошкольников……………………………………………………………….….5
1.2. Этапы развития детского рисунка……………………………………….12
Глава 2. Натюрморт как средство развитияхудожественно-изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста………….21
2.1 Организация педагогической работы по ознакомлению детей снатюрмортом……………………………………………………………...……21
2.2 Развитие изобразительных навыковстарших дошкольников на занятиях по рисованию………………………………………………………………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………34

Введение
 
Актуальностьисследования. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеютразнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка,вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций изприродных материалов и т.д.
         Такие занятиядарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малышбудет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, чтоузнал, увидел, пережил.
         Изобразительнаядеятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается вквалификационном руководстве со стороны взрослого.
          Характерная особенность искусства – отражение действительностив художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка,воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогаютглубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становлениеличности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена квосприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.
Произведения живописи,богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме,формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценитьпрекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописивоссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом,воздухом.
          Изобразительнаядеятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носитьэмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого всеусловия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятиедействительности, формировать эстетические чувства и представления, развиватьобразное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений,средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения долженбыть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческоеотражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Объектом исследования данной курсовой работыявляется натюрморт как средство развития изобразительных навыков.
Предметом изучения является методыформирования художественно-изобразительных умений у дошкольников.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что специально организованная программа будет способствовать развитию художественно-изобразительныхспособностей у детей.
Цель работы – рассмотреть особенностиформирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольноговозраста посредством рисования натюрмортов.
В соответствии с цельюбыли поставлены следующие задачи:
1.  Раскрыть особенности художественно — изобразительной деятельности дошкольников
2. Организовать педагогическуюработу по ознакомлению детей с натюрмортом.
Методы исследования:
1.  анализ научной и методическойлитературы над проблемой исследования; эмпирические;
2.  целенаправленные наблюдение запроцессом развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательнойдокументации.
База исследования – ДОУ №43 города Стврополя.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения ибиблиографии.
Глава 1.Теоретические основы исследования художественно – изобразительнаядеятельность детей дошкольного возраста
1.1. Особенностихудожественно — изобразительной деятельности дошкольников
Изобразительнаядеятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходитвозрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализпроцесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а такжесвязи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразныеподходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изученеще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющихпсихологическую природу детских рисунков(1).
По мнению некоторых специалистов,изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — периодинтенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование приэтом играет роль одного «из механизмов выполнения программы совершенствованияорганизма и психики.
В первые годы жизниребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторнойкоординации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит кусвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует вформировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координироватьперцептивные и моторные акты.
Что касается характерныхособенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развитиязрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опираетсяв процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственногоизображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайнемалоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановкепредпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развитияи которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают болееправильными.
Изобразительнаядеятельность требует согласованною участия многих психических функций. Помнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованностимежполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируетсяконкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушарияголовного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левоеполушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающегопроисходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисованиепредоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, чтоон знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистовсходится во мнении, что детское рисование — это один из видованалитико-синтетического мышления. Будучи напрямую связанным с важнейшимипсихическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью имышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, нои связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемыезнания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представленияо мире.
Чем наблюдательнейребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже притехнической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другиепредметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение кизображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, чтоон изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, втом числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнок ищет средствавыражения, овладевая карандашом и красками(5).
Взрослым, которыесоприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, преждевсего необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует. Увлекаясьрисованием, даже самые непоседы способны час или два просидеть за рисунком ссосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе под нос, быстро заполняяизображениями людей, животных, домов, машин, деревьев большие листы бумаги.Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знанийоб окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенностьизобразительного творчества детей на первом его этапе — большая смелость.Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни ивоспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты изпрочитанных книг.
Среди рисующих детейможно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчестванаблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своейжизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космическиеполёты и сказочные сценки.
Ребенок, рисуя, частомысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенностановится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся внерисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы(10).
Начинающий рисоватьребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскость стола ввиде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Он знает, чтона столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскость безсоответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят её чередвесь лист” опираясь на свой опыт — на ощущение протяженности дороги, по которойидёшь.
Представленные самимсебе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайнопопавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более жестаршие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своейпродукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета ипоощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своихвозможностях.
Все кажущиеся нелепицыдетского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисует бессознательно, нет, уребёнка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы иэто надо помнить.
Рисуют дети с увлечением,и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакойпомощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это нетак. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нёмне только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в какомнаправлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.
Маленькийребенок воспроизводит плоские фигуры целостнее, чем взрослый, причем на раннихступенях это воспроизведение сплошь, а на последующих — во многих отношенияхцелостнее того воспроизведения, которое имеет место у взрослого человека.Исключением могут служить разве только те случаи, когда взрослый в своем изображениистремится к сочетанию известных свойств и способов воздействия вещей в ярковыраженном экспрессионистическом направлении. Графическое выражение маленькогоребенка действительно в некоторых основных чертах родственно экспрессионизму:как маленький ребенок, так и экспрессионист стремятся не столько к изображениюисключительно внешне-оптических проявлений вещей, сколько к воспроизведению ихцелостной сущности, а следовательно также и к воспроизведению оборотной стороныили оптически совершенно не воспринимаемых свойств вещи.
В рисункевесьма часто цилиндр изображается не как сумма или соединение кожуха иповерхностей срезов, а как сверху, снизу и кругом своеобразно округленноецелое, в виде одного единого в высшей степени целостного овала. Или, например,когда ребенок изображает куб в виде квадрата, а это зачастую имеет место,квадрат этот часто означает не одну отдельно взятую поверхность всего куба, какобычно прежде предполагалось, а сжатое выражение многосторонней или дажевсесторонней квадратности куба(11, 25).
Дальнейшейосновной чертой ранних детских рисунков, сделанных по простым планиметрическимили стереометрическим образцам, является следующее: подлежащие передаче формыдвух или трех измерений находят свое выражение не в соответствии с объектом (ипритом этого соответствия здесь нет ни в духе понимания взрослых, ни в духепонимания детей), а главным образом в соответствии с тем воздействием, котороеони оказывают на наблюдателя. Это значит, что предмет не изображается в егоизолированном вещественном бытии.
Ребеноквообще не передает нечто ему противостоящее, отделенное от него той пропастью,которая существует между нами, взрослыми, и „предметами“, и котораядействительно делает эти предметы чем-то „противопоставленным“ поотношению к нам. Напротив, ребенок часто выражает в рисунке преимущественноспособ воздействия предмета на него самого, так как для него предметмногообразно сплетен с его наблюдателем и образует с ним тесный комплекс. Здесьмы видим многочисленные, весьма своеобразные целостности, в ярко выраженномвиде встречающиеся лишь в детских переживаниях. Эти целостности охватывают впереживании ребенка, с одной стороны, его психическо-телесную примитивность, ас другой стороны, самую вещь. В них часто решающее господство над целым принадлежитвзаимодействующим связям между обоими полюсами, между ребенком и вещью. Этогосподство заходит так далеко, что нередко вещественность едва проглядываетиз-под действенности отношения ребенка к вещи. Наибольшее же воздействиевпечатления от оптического объекта состоит в первую очередь отнюдь не воптически воспринятых качествах данных предметов, а преимущественно в такихособенностях, которые играют главную роль при тактильно-моторномвзаимопротивопоставлении ребенка с объектами. Таким образом наибольшее влияниедолжно быть отнесено за счет качеств предмета, могущих быть воспринятымитактильно-моторным путем, и за счет тактильно-моторных воздействий самогопредмета на ребенка, особенно же за счет реактивных и активных ответныхпроявлений самого ребенка. Все эти перекрестные воздействия значительно и вомногих отношениях превосходят оптическое, они даже часто сильно отодвигаютоптическое на задний план в пользу других, преимущественно тактильно-моторныхсторон переживания, отличающихся, как правило, очень сильно акцентуированнойэмоциональной аффективной и волютивной окраской.
Таким образом,становится ясным, что детское графическое изображение этих переживаний, имеющихсвоим основным моментом, как правило, не оптически-предметное, отнюдь незаключается в непосредственной передаче или в копии изолированно-оптического.Графически выражая эти свои переживания, ребенок часто стремится уловить какимбы то ни было образом преимущественно неоптическое. Для нас, взрослых, в общемпревалирующее значение имеют оптические свойства и задачи оптическогоизображения при графической передаче предмета. Однако, основываясь на этом, мыотнюдь не должны отыскивать преимущественно оптического осознавания предмета вграфическом изображении его ребенком. Напротив того, способы выражения, имеющиеместо в детской графике, носят значительно более опосредствованный характер.Они являются посредником между нами и тем чрезвычайно многим и разнообразным,что не может быть передано непосредственно оптическим путем уже по одному тому,что оно само содержит очень многое, часто почти исключительно неоптическое(8).
Наилучшимипримерами примитивного выражения такого взаимопротивопоставления ребенка иобъекта может служить изображение углов, например, у ромба, треугольника или укуба, или передача острия конуса. Заостренность всех этих форм передается наранних ступенях развития повсюду в виде своеобразного выражения динамики углови заострений и того, главным образом, тактильно-моторного взаимногопротивопоставления, которое существует между ними и ребенком, а вовсе не в видекопирующего срисовывания соответствующих линий или поверхностей, образующихданный угол или заострение. Как графическое выражение острия мы здесьвстречаем: один или даже несколько лучей, острые наросты, вздутые, колючиевыступы или, очень часто, одну основательную точку, помещенную в направлениидействия острия.
Во всех этих случаях находит свое выражение не только то фигурное илипространственное, что присуще углу или острию, но и взаимодействие между угломили острием, с одной стороны, и рукой ребенка, с другой. Часто дажеподчеркивается почти исключительно это взаимодействие, причем перевес находитсяна стороне то одних, то других черт соответствующего переживания, объединенногов один тесный комплекс.
Или, например, фигура, состоящая из квадратной решетки, охотно передается ввиде конгломерата маленьких квадратов или кружков, которые должны выражатьналичие дырок в фигуре и даже самый момент проникания через эти дырки.
Или припередаче круглых предметов в детском решении обычно участвует то, что этипредметы могут кататься, и что есть возможность их постижения кругом со всехсторон. Таким образом, всякий раз, тем или иным способом, привлекается дляучастия в графическом изображении то жизненное, деятельное, нередкомногостороннее взаимопротивопоставление, которое имеет место между ребенком иобъектом и нередко играет почти исключительную, решающую роль в этом деле.

1.2. Этапы развития детского рисунка
Итальянский психологК.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительныйи изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадиядоизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается ввозрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это времяребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок можетвообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии онеще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствиеот самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способеннарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить,например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после началастадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля зарисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей вэтот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенкаохоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития,поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности(5).
Стадия каракуль длится по-разному,иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет иосваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учитсяориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время — остановиться.Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечнуюгоризонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, аостановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самыйизвестный тип каракулей — бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своемуинтерпретировать, говорят: „Это он рисует звук, движение...“ — насамом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука началадвижение.
Часто стадию каракулейили стадию „мараний“ (какой понятный, почти житейский термин!)сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления речи,когда, порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки,ребенок стремительно овладевает „звуковой материей“. Каракулизаканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур — »круг"(31).
Очень важно уметьзамкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У ребенка еще нетчеткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметногомира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет.Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них«вот такие», показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать итащить квадраты любого цвета, но именно квадраты.
Вторая стадиядоизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается отпредыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадииребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу»,хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но еслиребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь онначинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисованиекаракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторнойкоординацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадиякаракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки(7,29).
Примерно в возрасте 3-5лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадияпредметного рисования (схематичного изображения). Первые предметныеизображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» втом, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков,трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точкемира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолгоостанется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет менятьсявместе с развитием и изменением автора рисунков.
Предметное рисованиепроходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Интересно, что,«зарождаясь» внутри спонтанного рисования, почерк первоначальностроится по образцу прописей и меняется лишь к десяти-одиннадцати годам. Именнов этом возрасте дети стараются выразить в почерке что-то свое, перестаютследовать за образцом. Правда, в основном это касается правшей. Если ребенок — левша и его не переучивают, то при письме он долго ищет такое положение своейлевой руки, при котором может видеть написанное. Поэтому у левшей почеркиндивидуален по происхождению и очень усточив, он практически не меняется втечение жизни. Почерк правшей постоянно меняется, совершенствуется и принимаетокончательную форму к 25 годам. Кстати, и судебно-медицинскую экспертизупочерка проводят только у лиц старше 25 лет, потому что почерк сформирован итеперь может измениться только при органических поражениях мозга, припрогрессивном развитии психического заболевания и в ситуации жизненного слома.
Сначала дети рисуют несебя, не папу или маму — они изображают человека «вообще», просточеловека. — Первое, что у них получается, — знаменитый «головоног»,созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая,минус — рожица кривая, ручки, ножки, огуречик — вот и вышел человечек».Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта);«огуречик» же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову итуловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратитевнимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менеена первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и двеноги, а рот всегда один — никто еще из трехлетних детей ни разу в этом неошибался. 
У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержатьсяот нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилия родителейподстегивают развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным,недифференцированным образом самого себя, отражением целостного переживаниясвоей «самости». Все первые изображения основываются на собственном«телесном» опыте ребенка (другого у него пока нет), повторяют — всюнедолгую историю его жизни(33).
Вспомним, что физически,двигательно, младенец развивается как бы «сверху вниз». Первоеизменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она первой выделяетсяиз сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Как только малыш начинает держатьголовку, его восприятие мира меняется, обогащается — по-другому начинаютработать зрительные и звуковые анализаторы. И он уже требует, чтобы его всевремя держали вертикально. Так и на детских рисунках первой из«головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываютсяглаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общеетуловище, из которого торчат палочки-ручки и палочки-ножки. Волосы могут,например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а«надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображаетсячрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей -головы икакой-нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые всилу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно вчеловеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки.Туловище может иметь самую различную форму — квадратную, овальную, в видеудлиненной полоски и т.п(13).
Там, где из общей массытуловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо,фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. Вбольшинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляютсяна детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например- зубы, выступают довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок какправило старается снабдить некоторыми «эмблемами», соответствующимистатусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета умужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одеждыотображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человекаанфас. Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом онпродолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигурырисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это дажеприводит к удвоению отдельных органов — рта, носа и др.
Полные профили также имеютсвою особенность. На них отмечаются и те части тела, которые реально не могутбыть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемая туловищемрука. Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно не соответствуютдействительности. Среди элементов тела туловище редко имеет наибольший объем,либо его длина непропорционально велика.
Следующая стадия развитиярисунка — стадия правдоподобных изображений — характеризуетсяпостепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный видпредметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто дажетогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинаетнаполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудьпредмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательнопрорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи — округлость.Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу.Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещепочти совершенно схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставатьсянеизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляютсобой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточносложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще несоблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом,нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета,которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этимсвязана и наиболее характерная особенность детского рисунка — его прозрачность.Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане,и даже монеты, лежащие в этом кошельке.
Растет ребенок, развивается иусложняется его рисунок, в точности повторяя логику развития самого маленькогохудожника(19).
Когда-то его собственныеруки стали его первой игрушкой: он долго их рассматривал, крутил, лизал, трогалих, прежде чем использовал по назначению — стал хватать настоящие игрушки,которыми обычно увешаны кроватки и коляски. Так и на рисунках вслед за головойпервыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих вразные стороны из палочек-рук; и опять-таки заметьте: как правило, пальцевименно пять, а не три и не семь — у ребенка, который еще не имеет представленияни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.
Телопостепенно приобретает приятную округлость, появляются и первые признакиодежды: пояс и пуговицы. Потом у пятилетних детей одежда будет тщательновырисовываться как признак не биологического, а социокультурного существования,но это позже. Пока она — важнейшее средство индивидуализации портрета: малышамдовольно долго приходится усваивать, что один и тот же человек может явитьсяперед ними в разных одеждах. Взрослые родственники иногда даже обижаются на«забывчивость» малыша, когда он вдруг не узнает их. А ребенок простозапомнил, что в последний раз в прихожей видел тетю в шубе и шапке, а эта — вплатье и с бусами — это для ребенка совершенно разные люди. 
Интересно, что дети одевают своих героев так, как одевают их самих: на телоплатье, на платье пальто — те же «слои» — три параллельные линии — намножестве рисунков. На платье карманы — их не видно под пальто, но они же таместь! Рисуют и то, что лежит в карманах. Такие «рентгеновские»рисунки могут продержаться лет до семи. Только скелет дети не рисуют никогда — они его не чувствуют, не ощущают — потому и не рисуют. 
Последними материализуются ноги — и снова через непропорционально большиестопы. Все, человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен также, как в жизни, — первыми шагами. И действительно, человечек-огуречик готовдвигаться — вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошел! Теперь с ним будутпроисходить другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будетстановиться все более и более пропорциональным, его станет окружать не толькореальный, бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованныйчеловечек окажется включенным во множество ситуаций и отношений с другимиперсонажами(24).
В возрасте5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит — от человекак его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческойфигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом смаленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор непонимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, онживет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон».А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и егомира: «Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле этонормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и современем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорцииустановятся и в окружающем мире.
Часто в рисункахфигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейныеотношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит,изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходстваи всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствоватьжелаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержаниямогут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений иусловий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражаетположительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду,находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствуетцентральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у негоотчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личнойценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, этосвидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.
Несмотря на значительноенесовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, необладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специальногообучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиесярисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с ужеотмеченными. Но если ребенок получает систематические указания нанесовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, ондостигает четвертой стадии — правильных изображений.
Здесь мы встречаемся срисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальныххудожественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общуюзакономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою«детскость» — те специфические особенности, которые присущи именнодетскому рисунку.
К подростковому возрастурисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции,его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровнюабстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большейлегкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений(28).
На собрании, с которогоне уйдешь, где сказать то, что думаешь на самом деле, нельзя, а слушать нехочется, скованные в движениях и эмоциях мы начинаем рисовать. Поразительно: мырисуем точно так, как рисовали тогда, когда подростком в последний раз держаликарандаш. Это чисто спонтанный рисунок — конечно, с некоторыми купюрами,вкраплениями стандартных частей, выполненный более зрелой рукой, но тем неменее в главном — все тот же рисунок, апеллирующий к архаике, к детствучеловечества и собственному детству. Что-то похожее возникает и в ситуациизатянувшегося телефонного разговора, активного только с одной стороны:вынужденно слушающий хмыкает, поддакивает и черкает, чертит,...
Мы так рисуем не только вситуациях, когда движения и свобода самовыражения ограниченны, в моменты, когданаше подсознательное вырывается наружу. Неожиданно для самих себя и окружающихмы начинаем рисовать в период жесточайших личностных кризисов, жизненныхпотрясений и драм. Прежняя жизнь с ее стереотипами и установками резкозавершилась, надо вновь обретать и выстраивать себя, как это давным-давно ужепроисходило однажды.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :