Реферат по предмету "Педагогика"


Основы работы с компьютером

Учреждение
«Главныйинформационно-аналитический центр
Министерства образования Республики Беларусь»
Информатика, 6 класс
Материалы в помощь учителю для подготовки к урокам
Ершова С.Г., Петрунина Л.И., Пунько Д.И.
Минск, 2006

Введение
Учебный предмет «Информатика» изучается в общеобразовательнойшколе с середины 80-х годов прошлого столетия. На уроках информатикирассматриваются некоторые элементы науки «Информатика». Например, понятия«информация», «алгоритм», «программирование», процессы хранения, обработки,передачи, поиска информации и др.
Информатика — наука об информации, методах и способах ее хранения, обработки,передачи и поиска.
Для работы с информацией в условиях современного информационногообщества широко используется компьютер. Он является универсальным инструментом,который применяется в различных сферах деятельности человека: науке иобразовании, производстве и управлении, военном деле и т.д. Умение работать накомпьютере стало элементом общей культуры человека, наряду с умениями писать ичитать.
Основными целями учебного предмета «Информатика» являются:
• познакомитьс элементами науки «Информатика»;
• научитьиспользовать компьютер для работы с информацией. Таким образом, учебный предмет«Информатика» изучает элементы науки «Информатика» и способы работы синформацией на компьютере.
Для первого знакомства с учебным предметом «Информатика»предлагается данное пособие. Пособие состоит из трех разделов. В первом разделерассказывается о понятии «информация», видах информации, носителях информации.Во втором разделе рассматриваются основные устройства компьютера и его программноеобеспечение, основные приемы работы с компьютером. В третьем разделе излагаютсяспособы работы с информацией различного вида: числовой, текстовой, графической,звуковой и видеоинформацией. Здесь же рассматривается применение компьютера вцелях обучения: использование электронных библиотек, обучающих и тестирующихпрограмм, компьютерных игр.
Основные понятия и термины в тексте пособия выделены. Их можнопересказывать своими словами. В конце каждого параграфа есть вопросы и заданиядля закрепления полученных знаний.
Мы надеемся, что знания, умения и навыки, полученные на урокахинформатики, помогут вам в повседневной жизни и будущей профессиональнойдеятельности.

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
— А, по-моему, все очень просто, — продолжал сын. — Каждая буква,каждое слово, даже вещь, даже ветер или солнце несут свою информацию. Ты,например, читаешь газету и узнаешь новости. Я решаю задачу, применяю формулы инахожу ответ. Где-то в море капитан ведет корабль и смотрит, какие волны, какойветер. Все мы делаем одно и то же: берем какую-то информацию и работаем.
Евгений Велтистов «Приключения Электроника».
1.1. Объекты окружающего мира и информация
Окружающий человека мир состоит из тел живой и неживой природы. Некоторыеиз них вам хорошо известны (вода, яблоко, Луна, собака, обезьяна и т.д.), ноеще многие из них вы будете познавать на протяжении всей своей жизни.
В окружающем мире постоянно происходят изменения, которые называютявлениями. Например, хорошо известны природные явления: дождь, снег, смена порыгода. Бывают физические явления (изменения положения и формы тела), химические(изменение состава вещества), биологические (изменения животного ирастительного мира) и другие.
Все тела живой и неживой природы, явления окружающего мира удобнеерассматривать в виде объектов. Дерево представляется нам именно деревом, а немассой атомов. Можно затем начать выделять в нем корни, ветви, листья и т.д.,но и они будут существовать в восприятии человека как объекты.
Объект — часть окружающего мира, которая рассматривается как единоецелое. На объект направлена какая-либо деятельность человека, его мысль,чувство и т.д.
Каждый объект имеет определенные свойства, с помощью которых егоможно характеризовать, описать. Например, для описания объекта «сосна» можноиспользовать такие свойства как «дерево, зеленое, с иголками». Однако такоеописание подходит и для ели. Поэтому для более точной характеристики объектаперечисляют как можно больше важных его свойств. Если, например, добавить ещеодно свойство — «имеет длинные иголки», то это уже будет больше похоже насосну.
Объект также характеризуется действиями, которые можно над нимвыполнить или выполняет сам объект. Например, над объектом «сосна» человекможет выполнить следующие действия: сажать, поливать. Сосна может выполнитьдействия: расти, цвести, гнуться (от ветра).
Ежедневно человек познает окружающий мир. Он знакомится с новымиобъектами, узнает новые свойства уже известных ему объектов. При этом говорят,что человек получает информацию.
Информация — сведения об объектах окружающего мира.
Информация окружает нас со всех сторон: дома, на улице, в школе,магазине, библиотеке, на природе и т.д.
В окружающем человека мире постоянно происходит обмен информациейв животном и растительном мире.
С момента зарождения жизни на Земле идет передача определенныхсвойств от клетки к клетке, от организма к организму.
Обмен информацией может также происходить между объектами живой инеживой природы. Например, обмен между человеком и техническим устройством — человек набирает номер на панели телефона.
От латинского information — разъяснение, изложение, сведения.
Передача сигналов может осуществляться и между техническимиустройствами (набранный номер телефона передается на телефонную станцию).
Информация сама является объектом и характеризуется определеннымисвойствами и действиями, которые над ней совершаются. Среди свойств информацииможно назвать объективность, актуальность, понятность и другие.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения,суждения. Например, сообщение «На улице 22 °С» несет объективную информацию(если термометр исправен), а сообщение «На улице тепло» отражает чье-то мнение.
Актуальность (своевременность) информации предполагает ее важностьдля настоящего времени. Например, сообщение «Сейчас на улице идет дождь»актуально для человека, который собирается идти на улицу и неактуально, длячеловека, который остается дома. Часто вовремя полученная информация можетпринести необходимую пользу (предупреждения о землетрясениях, ураганах, другихстихийных бедствиях).
Информация является понятной, если выражена на языке, доступномдля получателя. Например, нотная запись для учащегося музыкальной школы несетпонятную информацию. А для ученика, не знакомого с нотной грамотой, этаинформация будет просто непонятна.
Над информацией могут быть выполнены такие действия, каксохранить, обработать, передать, искать и другие. Например, учитель задалучащимся задание на дом: «Подобрать информацию о 2-3 животных, занесенных вКрасную книгу Республики Беларусь. Рассказать за 3-5 минут о выбранныхживотных».
Выполнение задания учащийся начнет с поиска в библиотеке или домаподходящей литературы. Затем, прочитав несколько статей, выберет понравившуюсяинформацию (обработает информацию) и сделает краткие записи на листе бумаги(сохранит информацию). На следующем уроке он расскажет учащимся подобранныйматериал (передаст информацию). Другие учащиеся, в свою очередь, расскажутотобранные ими сведения. Таким образом, произойдет обмен информацией.
Вопросы и задания:
1. Чтотакое объект?
2. Приведитепримеры объектов: а) неживой природы; б) живой природы;
3. в)явлений природы.
4. Перечислитесвойства объектов: а) береза; б) собака; в) созревание яблока.
5. Перечислитедействия, которые можно совершить над объектом:
а)       книга; б) карандаш.
5.       Перечислите действия, которые может совершить объект: а)бабочка;
б)      грозовая молния.
6.       Что такое информация?
7. Найдите в литературе или других источниках информации примерыполучения и использования информации объектами растительного и животного мира.
1.2. Виды информации
 
1.2.1. Восприятие информации человеком
Человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира спомощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Практическиоколо 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% —при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств(обоняния, вкуса, осязания).
В зависимости от способов восприятия человеком информацииразличают следующие ее виды.
Зрительная (визуальная2) информация — информация,воспринимаемая органами зрения (глазами), т.е. то, что можно «увидеть».Благодаря зрению организм получает информацию о величине, форме, цвете,изменении положения и других свойствах и действиях объектов окружающего мира.Этот вид информации человек получает из текстов книг, рисунков и фотографий,географических карт, кинофильмов и т.п.
Звуковая информация — информация, воспринимаемая органами слуха(ушами), т.е. то, что можно «услышать». Такой информацией является человеческаяречь, музыка, различные сигналы и шумы (например, звонок телефона, сигналтревоги, шум движущегося автомобиля).
Информация о запахах — информация, воспринимаемая органами обоняния(расположены в носовой полости), т.е. то, что можно «понюхать». С помощью этихорганов человек реагируют на летучие молекулы вещества и воспринимаетинформацию о запахах.
Принято считать, что человек различает около 10 тысяч запахов, идалеко не каждому можно подобрать подходящее название. Аромат клубники,например, создают 40 разных веществ. Американские химики составили их список,вычислили количество этих
От латинского visualis — зрительный.
Попытка искусственно воссоздать клубничный аромат привела к смеси,которая издавала резкий запах резины.
Человек может запомнить столько же запахов, сколько сможетразличить.
Рекламное изображение, сопровождаемое определенным ароматом, будетиметь заметно большую эффективность воздействия, чем тоже изображение, но безэтого аромата.
Вкусовая информация — информация, воспринимаемая органами вкуса (расположеныв полости рта), т.е. то, что можно «попробовать». Считается, что человеквоспринимает всего четыре основных вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький.Все остальные вкусы получаются комбинацией этих четырех.
Чувствительность языка неодинакова к «разным вкусам». На первомместе чаще всего стоят вещества горькие. Это именно тот случай, когда ложкадегтя портит бочку меда. Действительно, вкус таких горьких веществ, как хинин истрихнин, отчетливо воспринимается при разведении 1:100 000 и более (это примерночайная ложка вещества, разведенная в 500 килограммах воды!).
Хотя общая площадь всех клеток, воспринимающих запах, меньше чемвоспринимающих вкус (составляет всего 2,5 кв. см), обоняние примерно в 10 тысячраз сильнее, чем способность к восприятию вкуса.
Тактильная информация — информация, воспринимаемая органами осязания(расположены в коже, мышцах, сухожилиях, слизистых оболочках губ, языка ит.д.), т.е. то, что можно «потрогать». С помощью осязания человек получаетинформацию о форме и размере объекта, свойствах его поверхности (гладкая,ребристая, шершавая и т.п.), температуре, влажности, положении и перемещенииобъекта в пространстве и т.п.
Для получения более точной информации об объектах окружающего мирачеловек использует различные приборы. Например, для измерения температурыобъекта используется термометр, размеров объекта — линейка. Для измеренияосвещенности в школьном кабинете применяется прибор, называемый люксметр.Существуют приборы, с помощью которых обнаруживают задымление в помещении привозникновении пожара.
1.2.2. Представление информации человеком
Полученную информацию человек может представить различнымиспособами, в разных формах. С древних времен люди передавали сведения с помощьюмимики, жестов, речи, рисунков, записей. С появлением фотографии и кино, радиои телевидения появились новые возможности для обмена информацией между людьми ипередачи ее из поколения в поколение.
В зависимости от формы представления информации различаютследующие ее виды.
Текстовая информация — информация, представленная в форме записипоследовательности символов. Такими символами могут быть буквы алфавитовразличных языков, знаки препинания, цифры и знаки арифметических операций,символы для записи нот и другие. Например, тексты книг, нотная запись музыкальныхпроизведений, символы знаков зодиака и т.п.
Графическая информация — информация, представленная в форме изображения(например, рисунков, схем, фотографий, графиков и т.д.).
Звуковая информация — информация, представленная в форме звука(например, устные сообщения, музыкальные произведения, информационные сигналы ит.д.).
Видеоинформация — информация, представленная в форме изменяющегосяизображения (например, кинофильмы, мультфильмы).
Очень часто используются комбинированные формы представления информации,которые сочетают в себе несколько перечисленных выше форм. Например, кинофильмыимеют звуковое сопровождение, а рисунки могут содержать текстовые надписи ит.п.
Вопросы и задания:
1. Перечислите органы чувств, с помощью которых человек воспринимаетсведения об объектах окружающего мира.
Перечислите виды информации по способам восприятия ее человеком. Дополнитеответ примерами.
2. Назовитесвойства объекта «ромашка», которые можно: а) увидеть; б) услышать; в)понюхать; г) попробовать; д) потрогать.
3. Назовитеприборы, которые «помогают» человеку: а) увидеть; б) услышать; в) понюхать; г)попробовать; д) потрогать.
4. Перечислитеспособы, с помощью которых люди могут передавать информацию друг другу.
5. Перечислитевиды информации в зависимости от формы ее представления.
6. Какаяинформация называются текстовой? Приведите примеры.
7. Какаяинформация называется графической? Приведите примеры.
8. Какаяинформация называется звуковой? Приведите примеры.
9. Какиекомбинированные формы представления информации вы знаете. Обоснуйте свой ответ.
1.3 Носители информации
 
С древних времен человек сталкивается с необходимостью храненияинформации и передачи ее из поколения в поколение. Изначально человек сохраняетсведения об объектах окружающего мира в собственной памяти. В этом случае мозгчеловека является носителем информации.
Носитель информации — объект, используемый для хранения и передачиинформации.
Постоянное накопление большого количества сведений, необходимостьих использования и передачи следующим поколениям ведет к появлению и развитиюновых носителей информации.
Наши давние предки оставили нам информацию о себе и своих знанияхв виде наскальных росписей в пещерах, где они обитали. Информация передаваласьи устно в виде сказаний, легенд, песен. Со временем появились более компактныеносители, которые при меньших размерах позволяли сохранять больше сведений об окружающем мире: глиняныетаблицы, дощечки, папирус, пергамент. Изобретение бумаги и книгопечатанияоткрыло новую эпоху в хранении и распространении информации.
Развитие науки и техники в XIX-XX столетиях привело к появлениютаких носителей, как фото- и кинопленка, граммофонные пластинки, магнитнаялента, компакт-диски. В настоящее время с помощью радио, телевидения,компьютеров огромное количество сведений передается во все уголки Земли. Впамяти современного компьютера можно хранить информацию любого вида: текстовую,графическую, звуковую и видеоинформацию.
Вопросы и задания:
1. Чтотакое носитель информации? Приведите примеры
2. Для чегоиспользуется носитель информации?

ГЛАВА 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СКОМПЬЮТЕРОМ
 
2.1 Компьютер и его состав
 
Компьютер — это аппаратно-программный комплекс, предназначенный дляавтоматизации работы с информацией. Слова «аппаратно-программный комплекс»означают, что компьютер состоит из аппаратного и программного обеспечения. Всостав аппаратного обеспечения входят технические устройства компьютера, а всостав программного обеспечения — программы, которые нужны для работыкомпьютера.
Компьютер, рассчитанный на использование одним человеком, называютперсональным (ПК). Человека, управляющего работой компьютера, называют пользователем.
Компьютер помогает человеку: быстро обрабатывать большие объемыинформации, хранить информацию на своих носителях, осуществлять поиск ипередачу информации. Если компьютер имеет выход в компьютерные сети,возможности поиска и передачи информации с помощью компьютера значительновозрастают.
2.1.1. Аппаратное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютера представляет собой набор техническихустройств. В зависимости от выполняемых функций все устройства можно разделитьна следующие группы:
обработки информации;
хранения информации;
ввода информации;
вывода информации;
передачи информации.
Процессор — устройство, предназначенное для обработки информации иуправления работой компьютера (рис. 2.1). Свойства процессора определяютбыстродействие всего компьютера.
Среди основных свойств, характеризующих процессор, можно выделить:набор выполняемых команд; быстродействие (скорость выполнения команд вмиллионах операций в секунду), тактовая частота.
К устройствам хранения информации относят оперативную и внешнююпамять.
Оперативная (внутренняя) память — память, с которой непосредственносвязана работа процессора. Оперативная память обладает высокой скоростью чтенияи записи информации, обеспечивая, наряду с процессором, быстродействие работывсего компьютера. Элементы оперативной памяти изготавливаются на микросхемах(рис. 2.2).
В оперативной памяти информация хранится только во время работыкомпьютера. При выключении питания компьютера вся информация из этой памятистирается (поэтому оперативную память также называют кратковременной).
Рядом с процессором для сравнения расположен черный квадратразмером 2*2 см.
Внешняя (долговременная) память — память, в которой информация можетхраниться долгое время после выключения компьютера.
Справка, (в пособие учителя) К данным, хранящимся во внешней памяти,процессор непосредственно обращаться не может. Для этого они должны быть предварительносчитаны в оперативную память.
К этому виду памяти относят магнитную ленту (рис. 2.3), магнитныеи оптические диски (рис. 2.4), флэш-память (рис. 2.5). Для записи и считыванияинформации с этих носителей используются специальные устройства, напримерстример, дисководы. Некоторые устройства внешней памяти объединяют в себеноситель информации и устройство для записи и считывания информации (например,накопитель на жестком магнитном диске, или винчестер (рис. 2.6)).
Более подробно носители и устройства внешней памяти будутрассмотрены далее.
К основным устройствам ввода информации относят клавиатуру иманипулятор «мышь».
Клавиатура — устройство ручного ввода информации (рис. 2.7). Представляетсобой набор клавиш. Нажатие клавиши обеспечивает ввод одного, соответствующегоэтой клавише символа, или вызывает некоторое действие.
Манипулятор «мышь» — устройство ручного ввода управляющей информациидля компьютера (рис. 2.7). Представляет собой помещающуюся в ладони коробочку сдатчиком перемещения (в виде шарика или оптического указателя) и несколькимикнопками.
К основным устройствам вывода информации относят монитор ипринтер.
Монитор — устройство визуального отображения информации, обрабатываемойкомпьютером. На экран монитора выводится текстовая или графическая информация.
В настоящее время широко используются мониторы на основеэлектронно-лучевых трубок (рис. 2.8) или с жидко-кристаллическим экраном.
Среди основных свойств мониторов можно отметить размер экрана (подиагонали) и разрешающую способность. Размер по диагонали обычно измеряется вдюймах и составляет для современных моделей 17, 19 и более дюймов. Разрешение — это количество точек по горизонтали и по вертикали на экране монитора.Например, разрешение 800x600 означает, что изображение на экране состоит из 800точек горизонтали и 600 точек по вертикали. Для современных мониторовразрешающая способность может достигать 1280x1024.
Принтер — устройство для вывода текстовой и графической информации впечатном виде на бумагу или другой подобный носитель (пленку, ткань, поверхностькомпакт-диска и т.п.). Существуют принтеры трех видов: матричные, струйные илазерные. Качество печати определяется разрешающей способностью принтера.
В лазерном принтере красящее вещество (тонер) наносится на бумагус помощью лазерного луча, а затем припекается за счет нагрева. В струйномпринтере изображение создается струей чернил. Лазерные и струйные принтерыобладают высоким качеством печати (высокой разрешающей способностью), могутбыть цветными и черно-белыми.
В матричном принтере изображение формируется ударами иголокпечатающей головки через красящую ленту. Различают 9- и 24-игольчатыми принтеры(качество печати значительно выше у последних).
Основным устройством передачи информации является модем -устройстводля передачи информации от одного компьютера к другому. Основнойхарактеристикой модемов является скорость передачи информации.
Для обмена информацией отдельные компьютеры объединяются в компьютернуюсеть. Сеть может быть локальной — при объединении компьютеров внутри одногопомещения или здания (например, сеть в кабинете информатики). Сеть может быть иглобальной — при объединении компьютеров, удаленных на большие расстояния.Примером глобальной компьютерной сети является сеть Интернет, котораяобъединяет миллионы компьютеров по всей Земле.
Некоторые из перечисленных выше устройств компьютера смонтированывнутри системного блока. Системный блок — аппаратный блок компьютера,заключенный в металлический или пластмассовый корпус и содержащий некоторыеустройства компьютера (рис. 2.12). В системном блоке располагаются процессор, оперативная память, некоторыеустройства долговременной памяти (винчестер, дисководы), блок питания и др.
Устройства, не входящие в системный блок (например, клавиатура,мышь, монитор, принтер), подключаются к нему с помощью кабелей черезспециальные разъемы.
Кроме основных устройств, существуют и дополнительные: звуковыеколонки, наушники, сканер, джойстик и др. Эти устройства будут рассмотрены помере их использования при работе с различными видами информации.
2.1.2. Программное обеспечение компьютера
Для работы аппаратного обеспечения компьютера необходим наборинструкций — программ. Программа — последовательность команд для обработки информации,составленная человеком на языке, понятном компьютеру. Программы составляются специалистами — программистами,а выполняет команды процессор.
На компьютере может быть установлено много всевозможных программ,которые используются для решения различных задач пользователя компьютера.Например, для подготовки текстов рефератов и докладов, для вычисления значенийалгебраических выражений, для рисования на компьютере, для прослушиваниямелодий и просмотра фильмов и т.п.
Все программы входят в программное обеспечение компьютера.
Программное обеспечение компьютера (ПО) — совокупность программ,установленных на компьютере для обработки информации.
По назначению программы можно условно разделить на: системные, прикладные иинструментальные.
Системные программы обеспечивают совместную работу всех устройствкомпьютера и человека с компьютером. Важнейшей частью системных программявляется операционная система.
Операционная система (ОС) — набор программ, управляющих работойкомпьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и компьютером.
Существует много различных операционных систем. Наиболеераспространенными являются MacOS, OS/2, ОС семейств Windows и Unix. Слово«семейство» используются, чтобы показать существование различных версий(вариантов) ОС Windows или Unix. Например, для семейства Windows существуют версии:Windows 95, Windows 98, \Ут(1о\У8 МЕ, \Ут(1о\У8 2000, \Ут(1о\У8 ХР и др.
Выбор ОС зависит от возможностей аппаратной части компьютера,функциональных возможностей ОС и удобства работы с ней.
Прикладные программы, или приложения, — программы, предназначенные длярешения конкретных задач пользователя в определенной области науки, техники,экономики, искусства, народного хозяйства и т.п.
Например, прикладными программами являются программы MS WordPad,MS Word — программы для работы с текстом, программы MS Paint, Ас1оЪе PhotoShop,CorelDraw — для работы с графическими изображениями.
Инструментальные программы — программы, предназначенные для разработкикомпьютерных программ. Например, языки программирования Pascal, Си, системаИнтАл.
Между устройствами компьютера, программами и пользователемкомпьютера существуют определенные правила и средства взаимодействия,называемые интерфейсом компьютера. Например, аппаратные и программные средства,связывающие различные устройства или программы между собой или с пользователем;или изображенные на экране монитора кнопки, меню и другие элементы управления,с помощью которых пользователь управляет решением задачи. С различными видамиинтерфейсов (пользовательский, аппаратный и др.) вы будете знакомиться напротяжении всех лет изучения информатики.
Вопросы и задания:
1.  Что такое компьютер?
2.  Какой компьютер называютперсональным?
3.  Для каких целей человекиспользует компьютер?
4. Что выпонимаете под термином «аппаратное обеспечение» компьютера?
5. На какиегруппы можно разделить устройства компьютера в зависимости от выполняемых имифункций?
6.  Для чего предназначен«процессор»?
7.  Как вы понимаете термин«оперативная (внутренняя) память»?
8.      Перечислите виды памяти, относящиеся к внешней (долговременной)памяти компьютера.
9. Какиевы знаете основные устройства ввода информации в компьютер? Покажите их в вашемкабинете информатики.
10. Для чего используетсяклавиатура компьютера?
11. Для чего используетсяманипулятор «мышь»?
12.  Какие вы знаетеустройства вывода информации компьютера? Покажите их в вашем кабинетеинформатики.
13.  Назовите основноеустройство передачи информации от одного компьютера к другому.
14. Для чего компьютерыобъединяют в сеть?
15. Какие основные устройствакомпьютера размещены в системном блоке компьютера?
16. Что вы понимаете подтермином «программа» для компьютера?
17. Что такое «программноеобеспечение компьютера»?
18.   На какие группы можно разделить все программы по их назначению?
19.  Что вы понимаете подтермином «операционная система»?
20.  Для чего используютсяприкладные программы?
21.  Как вы думаете, сможет лиработать пользователь на компьютере, если на компьютере не установлена:
а) операционная система;
б) программа для создания рисунков?
22.  Для чего используютсяинструментальные программы?
23.  Что вы понимаете подтермином «интерфейс»?

2.2 Начала работы за компьютером
 
2.2.1 Организация рабочего места для работы за компьютером
Компьютер является электрическим прибором. Его работу сопровождаютразличные излучения, которые оказывают влияние на организм человека и насостояние окружающей среды. В помещении с работающим компьютером изменяютсяфизические характеристики воздуха. Температура повышается выше обычной (до26-27 градусов), а влажность снижается ниже нормы (до 40-60%). В воздухеувеличивается содержание углекислого газа и положительных ионов. Эти изменениявоздуха вызывают першение в горле, покашливание, неблагоприятно влияют на работоспособностьчеловека. Движущиеся элементы в компьютере, в основном вентиляторы охлаждения,создают шум. И этот шум также оказывает неблагоприятное влияние на человека.
Современные компьютеры обычно соответствуют нормам безопасности поуровню излучения и шума. Однако рекомендуется соблюдать следующие правила впомещениях, где установлен компьютер.
1.  Монитор компьютера следует располагать в углу комнаты или заднейповерхностью к стене.
2.  В помещении, гдеиспользуется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Не помешают впомещении аквариум или другие емкости с водой, которые повышают влажностьвоздуха.
3.  Необходимо чащепроветривать комнату.
Нагрузка на глаза при общении с компьютером сильно отличается отнагрузки при других видах зрительной работы (например, чтении, просмотретелепередачи). Во время работы постоянно приходится рассматривать с близкогорасстояния на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Взгляд периодическипереводится с экрана на клавиатуру. Это вызывает напряжение глазных мышц,которое усиливается световым излучением экрана.
Долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузкуна позвоночник. Это вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой.Интенсивное управление мышкой, джойстиком или клавиатурой приводит к излишнемунапряжению в мышцах кисти и предплечья, проявляющееся болью в запястье.
Таким образом, длительная работа за компьютером приводит ксильному зрительному и физическому напряжению. Чтобы работа за компьютером былакомфортной, необходимо правильно организовать рабочее место (рис. 2.13):
1.  Мебель должнасоответствовать вашему росту.
2.  Стул должен бытьобязательно со спинкой.
3.  Расстояние от глаз домонитора должно быть не менее 50-70 см. Глаза должны смотреть перпендикулярно вцентр экрана.
4.  Спина пользователя припосадке должна быть прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклономголовы.
5.  Между корпусом телапользователя и краем стола должно быть свободное пространство не менее 5 см.
6.  Руки должны свободнолежать на столе.
7.  Ноги должны быть согнутыв тазобедренном и коленном суставах под прямым углом (при необходимости можноиспользовать подставку для ног).
8.  Стол, на котором стоит компьютер, следует ставить в хорошо освещенноеместо, но так, чтобы на экране не было бликов.
Вопросы и задания:
1.  Перечислите основныеправила, которые нужно в помещениях, где установлен компьютер.
2.  Расскажите, как правильносидеть при работе за компьютером?
2.2.2 Порядок включения компьютера
Чтобы включить компьютер, пользователю необходимо выполнитьследующие действия:
1) включитьмонитор (например,нажав кнопку ^^ на корпусе монитора). Монитор можно включать и после включениясистемного блока. Но обычно его включают заранее, чтобы видеть на экране, какидет процесс загрузки компьютера;
2) включитьсистемный блок компьютера (например, нажав кнопку на системном блоке). Компьютерпроверяет работоспособность всех своих устройств и, если все в порядке, выдает1 короткий звуковой сигнал;
3) подождать, пока загрузится операционная система, и компьютербудет готов принимать команды пользователя. Операционная система автоматическизагружается из внешней памяти (например, с винчестера) в оперативную память.
2.2.3 Взаимодействие пользователя с операционной системой
Момент, с которого пользователю можно будет начать работать,определяется загружаемой операционной системой. Например, ОС Windows XPзагружает на экране монитора Рабочий стол (рис. 2.14). На Рабочем столе размещаютсянекоторые элементы (объекты) пользовательского интерфейса.
Пользовательский интерфейс (интерфейс пользователя) -определенные правила исредства взаимодействия пользователя компьютера с программой.
Часто к словам «пользовательский интерфейс» добавляют слова«дружественный» и «графический».
Дружественный интерфейс — интерфейс, обеспечивающий пользователюмаксимально удобное взаимодействие с программой, не требующее специальногообучения. Это наглядные, простые и понятные для него изображения на экране,значки, пиктограммы, кнопки, меню, подсказки в диалоге, звуковое сопровождениеи т. п.
Графический интерфейс — интерфейс пользователя, основанный на средствахкомпьютерной графики. Графический интерфейс предполагает взаимодействиечеловека с компьютером в форме диалога с использованием ввода и вывода на экранграфической информации, управления программами с помощью кнопок, меню, окон,экранных панелей и др. элементов управления, а также выделением цветомопределенных частей изображения или текста, и т.п.
Например, пользовательский интерфейс ОС Windows считаютдружественным и графическим.
На рисунке 2.14 указаны некоторые объекты, с помощью которыхреализуется графический пользовательский интерфейс ОС Windows:
- кнопкаПуск — кнопка открытия набора команд для выбора нужных программ, настройкиустройств компьютера, завершения работы и др.;
- панельзадач — полоса на границе экрана монитора для размещения кнопок работающих программ инекоторой другой информации (индикатор выбранного языка, индикатор времени идр.);
- значки(маленькиекартинки) и ярлыки (значки со стрелкой г) объектов — используются для доступа кэтим объектам. Знакомство с другими объектами интерфейса ОС будет происходитьпостепенно, по мере необходимости.
2.2.4 Порядок выключения компьютера
После того, как работа за компьютером завершена, его нужновыключить. И делать это нужно аккуратно и правильно.
Чтобы выключить компьютер, пользователю необходимо выполнитьследующие действия:
1) завершитьвыполнение всехработающих прикладных программ. Если этого не сделать, то программы будутзавершаться автоматически (операционной системой). Но это не всегда удобно изанимает больше времени;
2) выбратькоманду завершения работы компьютера. Например, для ОС Windows следует выполнитьпоследовательность действий:
- нажатькнопку Пуск;
- выбратькоманду Завершение работы;
- выбратьпараметр Завершение работы;
- нажатькнопку ОК.
Замечание. Такую последовательность действий можно записать кратко: нажатькнопку Пуск —» выбрать команду Завершение работы —» выбрать параметр Завершениеработы —» нажать кнопку OK;
3)    после выбора команды завершения работы компьютера, пользователюследует подождать, пока компьютер будет выключен автоматически. Если компьютеравтоматически не выключается, на экране монитора появится сообщение, как поступитьпользователю дальше. Например, в ОС Windows на экране может появиться надпись«Теперь питание компьютера можно отключить» (для отключения питания следует
С') нажать кнопку ^-^ на системном блоке);
4) выключить монитор (например, нажав кнопку ^-^ на корпусемонитора).
Иногда во время работы компьютер «зависает», т.е. не реагирует нина какие действия пользователя или реагирует не стандартно, например, выдаваялишь звуковые сигналы. Причиной этого может быть ошибка программы или отказнекоторого устройства. При возникновении такой ситуации иногда приходится выполнять перезагрузку операционной системы с помощьюкнопки RESET на системном блоке компьютера.
Современные компьютеры — достаточно надежные устройства и могутработать много часов подряд. Не рекомендуется часто включать и выключатькомпьютер. Если некоторое время пользователь не работает за компьютером, можновыключить лишь монитор.
Обычно компьютеры в кабинете информатики включают на первом урокеи выключают после последнего урока.
Вопросы и задания:
1. Перечислитедействия пользователя при включении компьютера.
2. Чтовы понимаете под термином «пользовательский интерфейс»?
3. Есливы работаете в ОС Windows, перечислите основные элементы Рабочего стола (объектыпользовательского интерфейса ОС Windows).
4. Есливы работаете в другой ОС (не в ОС Windows), перечислите основные объекты пользовательскогоинтерфейса ОС, появившиеся на экране монитора после загрузки ОС.
5. Перечислитедействия пользователя при выключении компьютера.
6. Правильновключите ваш компьютер.
7. Правильновыключите ваш компьютер.
2.3 Работа за компьютером с помощью манипулятора «мышь»
Для управления объектами на экране монитора часто используетсяманипулятор «мышь». Например, с помощью этого манипулятора вы можете достаточнобыстро указать на нужный объект на экране и выполнить с ним какие-либодействия. Таким образом, манипулятор «мышь» является одним из устройств вводауправляющей информации для работы компьютера.
Для краткости в дальнейшем вместо слов «манипулятор мышь» будемиспользовать только слово «мышь».
2.3.1 Устройство мыши
Стандартная мышь имеет две кнопки — левую и правую. Левая кнопкаиспользуется чаще и поэтому слово «левая» обычно опускают совсем.
Левую кнопку мыши иногда называют основной кнопкой. Однако левуюкнопку удобно выбирать основной, только если пользователь «правша». Еслипользователь «левша» и держит мышь левой рукой, то для него значительно удобнееназначить основной правую, а не левую кнопку мыши. Обычно такая настройкавозможна с помощью системных программ.
Для работы с мышью нужно обхватить ее кистью руки, плотно прижавбольшим пальцем и мизинцем. Рука при этом не должна быть напряжена. Для упораположите руку на стол. Перемещайте мышь по столу (а лучше по специальномуковрику), не отрывая ее от поверхности.
Для пользователя-правши над левой кнопкой располагается указательныйпалец. Над правой кнопкой — средний палец.
На нижней части мыши располагается шарик или световой луч (датчикиперемещения), который передает компьютеру направление перемещения мыши.
На рисунке показано устройство мыши с шариковым приводом:
1 — движение мыши приводитк вращению шарика;
2 — горизонтальный ивертикальный ролики приводятся во вращение от шарика;
3 — ролики вращают круги спрорезями;
4 — инфракрасный светодиодсветит сквозь диск;
5 — датчик воспринимает вращениекруга как последовательные вспышки.
Иногда мышь имеет еще и ролик, вращение которого используется внекоторых программах для быстрого перемещения (прокручивания) информации наэкране монитора.
Мышь подключается к системному блоку с помощью кабеля илибеспроводного соединения (например, инфракрасного излучения).
Объект на экране монитора, передвигающийся при движении мыши поплоскости (по коврику), называют указателем мыши. Вид указателя мыши зависит отдействия, которое в данный момент выполняется на компьютере.
Например, вид ^ говорит о том, что на экране монитора можновыбрать
некоторый объект. Вид и появляется, когда система недоступна дляпользователя, потому что в этот момент выполняется какая-то другая
операция. Вид -^ используется при работе с текстовой информацией.
 
2.3.2 Управление компьютером с помощью мыши
Для управления компьютером с помощью мыши, используются следующиедействия (операции):
1)  перемещение мыши (по коврику) — дляперемещения указателя мыши по экрану монитора;
2)  щелчок левой кнопкой мыши — дляподтверждения выбора объекта на экране монитора;
3)  щелчок правой кнопкой мыши пообъекту — для открытия списка действий (команд) над объектом;
4)    двойной щелчок левой кнопкой мыши — для выполнения определенногозарезервированного действия над объектом (например, открыть объект);
5)   перемещение мыши при нажатой кнопке — для перемещения объектапо экрану монитора, для изменения размеров объекта и др.
Чтобы выполнить щелчок кнопкой мыши, нужно один раз быстро нажатьи отпустить кнопку. В момент щелчка в компьютер передается информация.
Чтобы выполнить двойной щелчок кнопкой мыши, нужно быстро (втечение менее 0,3 секунд) выполнить два раза щелчок кнопкой мыши. Выполнениедвойного щелчка не всегда получается сразу, поэтому следует потренироваться.
Любое действие над объектом можно выполнить только после еговыбора. Чтобы выбрать объект, нужно:
1) переместить указатель мыши на выбираемый объект;
2) щелкнуть левой кнопкой мыши.
Для отработки навыков выполнения основных действий с мышьюсуществуют программы-тренажеры.
Внимание! При работе с мышью не напрягайте руку! Если рука все жеустанет, сделайте несколько упражнений, расслабляющих кисти рук.
Рассмотрим на примере ОС Windows выполнение управляющих действий спомощью манипулятора «мышь».
1. Выполнить щелчок кнопкой мыши по кнопке Пуск. Выполнение:указатель мыши перемещаем на кнопку Пуск и щелкаем левой кнопкой мыши.
Результат: откроется набор команд кнопки Пуск;
2. Выполнить щелчок правой кнопкой мыши по панели задач. Выполнение:указатель мыши перемещаем на свободное место панели задач и щелкаем правой кнопкой мыши.
Результат: откроется набор команд панели задач.
3. Выполнить двойной щелчок кнопкой мыши по значку программы Мойкомпьютер.
Выполнение: указатель мыши перемещаем на значок программы Мойкомпьютер и выполняем двойной щелчок левой кнопкой мыши.
Результат: откроется окно программы Мой компьютер (рис. 2.17). Темсамым мы запустили программу Мой компьютер;
4.  Перетащить значок программы Мой компьютер в левый нижний угол Рабочегостола.
Выполнение: указатель мыши перемещаем на значок программы Мойкомпьютер —> прижимаем {нажимаем и удерживаем) левую кнопку мыши —> перетаскиваемзначок программы Мой компьютер в левый нижний угол Рабочего стола —» отпускаемлевую кнопку мыши.
Результат: значок программы Мой компьютер будет перемещен в левыйнижний угол Рабочего стола (рис. 2.18).
Вопросы и задания:
1.  Объясните, для чегоиспользуется манипулятор «мышь»?
2.  Перечислите, какиеэлементы мыши использует пользователь для работы на компьютере? Объясните ипокажите, как правильно держать и перемещать мышь?
3.  Что называют указателеммыши?
4.  От чего зависит видуказателя мыши?
5.  Перечислите, какиедействия с мышью использует пользователь для управления компьютером? Поясните, длячего используется каждое действие?
6.  Объясните, как выполнитьщелчок кнопкой мыши?
7.  Объясните, как выполнитьдвойной щелчок кнопкой мыши?
8.  Объясните, как выполнитьперетаскивание объекта мышью?
10. Перечислите, какиедействия должен выполнить пользователь для выбора объекта!
11. Выполните щелчок левойкнопкой мыши по объекту, указанному учителем.
12. Выполните щелчок правойкнопкой мыши по объекту, указанному учителем.
13. Выполните двойной щелчоккнопкой мыши по объекту, указанному учителем.
14.    Выполните перетаскивание значка программы, указанного учителем.
2.4 Работа за компьютером с помощью меню
 
2.4.1 Назначение и виды меню
При работе с программой пользователю часто бывает необходимоподать ей определенную команду, выбрать необходимый режим работы илиосуществить какое-либо действие. Для передачи команд программе графическийпользовательский интерфейс включает систему меню и панелей инструментов.
Меню — это набор пунктов, каждый из которых соответствует той или иной командеили действию.
Панель инструментов — это кнопки со значками на них, объединенные вединое целое и сгруппированные по назначению. Кнопки дублируют частоиспользуемые пункты меню.
Меню может быть горизонтальным, в котором пункты расположены одинза другим в одну строку, и вертикальным, у которого пункты расположены друг наддругом.
Пункт меню может содержать свое меню. Такое меню часто называют подменю.
Выбор пункта меню с помощью мыши выполняется аналогично выбору любого объекта:
1)  переместить указательмыши на пункт меню (строка пункта меню выделится другим цветом);
2)  щелкнуть левой кнопкоймыши.
Чтобы закрыть меню, не выбирая в нем никакого пункта, необходимо:
1)  переместить указательмыши за пределы меню (вне меню);
2)  щелкнуть левой кнопкоймыши. Как выбрать пункт меню или закрыть его с помощью клавиш клавиатуры будетрассмотрено позднее.
Многие объекты имеют контекстное меню, которое содержит команды,применимые к выделенному объекту. Такое меню является удобным средствоминтерфейса пользователя, заметно ускоряющим работу с программой. Для открытияконтекстного меню в ОС Windows нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по объекту.
Использование панели инструментов будет рассмотрено позднее.
2.4.2 Пункты меню
Любое меню содержит пункты, выбор которых запускает на выполнениеопределенную команду. Пункты могут включать:
1)  текст — содержит название команды (обычно одно-два слова).
Например, текст «Сохранить» в пункте ^0ХРантъ
2)  выделенный символ (выделение цветом или подчеркиванием) — позволяетбыстро выбрать пункт меню с помощью клавиатуры. Например,
подчеркнутый символ С в пункте ;                ;
3)  горячую (быструю) клавишу (несколько клавиш) — позволяет выполнитькоманды с помощью клавиатуры, не используя меню. Это намного ускоряет вызовкоманды при работе с клавиатурой.
4) специальные значки {/ • … ► ) — указывают на тип пунктаменю.
Слева от текста может быть значок, который совпадает собозначением кнопки на панели инструментов, выполняющей такое же действие.
Любой пункт меню может быть в данный момент доступным или недоступным.Если команда доступна, то она может быть выбрана для выполнения. Текстдоступных пунктов обычно имеет насыщенный цвет (например, пункт
Пункты меню могут быть следующих типов:
1. Команда. При выборе пункта происходит выполнение команды.Какие-либо специальные значки в нем отсутствуют. Например, пункт вьделигь все ОН+А
2. Флажок. При его выборе устанавливается или сбрасываетсякакой-либо режим работы (команда может быть включена или выключена). Если в левойчасти перед текстом стоит символ ^, то режим включен.
Для выключения команды по ней нужно щелкнуть кнопкой мыши.
3. Переключатель. Этот пункт указывает на один из возможных режимовработы программы, объединенных в группу. При выборе пункта- переключателя слеваот текста меню появляется символ •, который исчезает при выборе другого пункта-переключателяв группе (например, пунктОбычный Инженерный • ). у Выбор пункта может также отмечаться «нажатым» значком слева от текста (например,пункт Разметка текста __
1=1 Разметка страницы Н\
4. Расширенная команда. При выборе такого пункта появляется окно, в которомосуществляется дополнительный ввод информации (параметров). После текста в этомменю стоит специальный значок … (многоточие).
Например, пункт Масштаб.…. Масшта6
5. Каскадное меню. При выборе такого пункта открывается подменю. Справаот текста пункта стоит символ ►. В операционной системе Windows длявыбора такого пункта достаточно указать на него мышью.
| V Стандартная / Форматирование
МеЬ-компоненты
Автотекст
Базы данных
Буфер обмена-/ Настройка изображения
Рамки
Рецензирование • Рисование
Таблицы и границы
Формы
Элементы управления
Настройка.
Вопросы и задания
1. Чтовы понимаете под термином «меню»?
2. Как выдумаете, чем удобно для пользователя компьютера использование меню впрограммах?
3. Перечислитевиды меню, которые используются в ОС?
4. Каквыбрать пункт меню с помощью мыши?
5. Какиевиды пунктов меню вы знаете? Поясните кратко особенности каждого вида.
6. Каквыглядят пункты меню, недоступные в данный момент?
7. Какимсимволом помечается пункт меню, если у него есть подменю?
8. Выберитепункт меню, указанный учителем.
9. Откройтеподменю пункта меню, указанного учителем.
2.5 Запуск и завершение работы прикладной программы
 
Для работы с различными видами информации используются прикладныепрограммы. С помощью их решаются такие простые задачи, как подготовка текстов,создание рисунков, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов. Прикладныепрограммы используются и для решения более сложных задач. Например, для выполнениярасчетов при конструировании автомобильной и авиационной техники, созданиятрехмерных изображений различных объектов, обработки музыкальных произведений.
2.5.1 Прикладные программы, которые не используются, хранятся вдолговременной памяти. Чтобы начать работать с какой-нибудь прикладнойпрограммой, ее нужно запустить (загрузить). Запуск осуществляется операционнойсистемой по команде пользователя. Программа (или часть ее) считывается издолговременной памяти в оперативную память компьютера и становится готовой киспользованию.
Запуск программы, как правило, можно произвести несколькимиспособами. Пользователю предоставляется возможность выбрать более удобный длянего способ.
Например, в ОС Windows для запуска прикладной программы можноиспользовать команду Программы из меню кнопки Пуск или двойной щелчок кнопкоймыши по значку программы. Опишем эти способы более подробно.
1 способ (с помощью команды Программы из меню кнопки Пуск):
1)  открыть меню кнопки Пуск;
2)  выбрать команду Программы;
3)   в подменю щелкнуть кнопкой мыши на имени выбираемой программы.
Название нужной программы может находиться не в меню команды Программы,а во вложенном подменю. Соответственно для ее запуска нужно последовательноперейти в подменю, где находится имя нужной программы.
2 способ (с помощью мыши): выполнить двойной щелчок кнопкой мыши на значкетребуемой прикладной программы.
Например, запуск программы WordPad в ОС Windows XP можнопроизвести:
1   способом — открыть меню кнопки Пуск —» выбрать пункт Программы —» в подменювыбрать пункт Стандартные —> в следующем подменю выбрать пункт WordPad;
2  способом — найти на Рабочем столе ярлык программы и выполнить двойнойщелчок по нему. В результате каждого из перечисленных выше способов программа^огс! Рас1 запустится и будет готова выполнять команды пользователя.
2.5.2 Элементы окна программы ОС
Каждая прикладная программа имеет свой интерфейс. Однакоразработчики программ стараются использовать стандартные для конкретнойоперационной системы объекты и способы работы с ними. Например, стандартнымобъектом ОС Windows является окно. Прикладная программа после запускаоткрывается в окне программы. В этом же окне выводятся результаты работы спрограммой. Кнопка, соответствующая окну программы, появляется на панели задач.
Над объектом окно можно выполнить следующие действия:
- открыть;
- свернуть;
- развернуть;
- переместить;
- изменитьразмеры;
- закрыть.
- Границыокна (1) — вертикальные и горизонтальные линии, идущие по периметру окна.
1.  Строка заголовка окна (2) — верхняя строкаокна. В этой строке расположены:
-   значок системного меню окна (3). Системное меню содержит командыдля выполнения действий над окном и команду Закрыть для окончания работы спрограммой;
- название(заголовок) данного окна (в левой части строки заголовка);
- кнопкидля изменения отображения окна (4):
Свернуть ^1 — убирает окно программы с Рабочего стола (кнопка окнапрограммы остается на панели задач и программа продолжает работать);
Развернуть 1Ш1 — разворачивает окно на максимально возможную область экрана; Восстановить~Ш — возвращает размеры окна, измененные кнопкой Развернуть;
Закрыть 2
3. Строкаменю программы(5) — строка, в которой собраны все команды программы. В подменю (Файл, Правка,Вид и т.д.) команды обычно сгруппированы по их функциональному назначению.
4. Панелиинструментов (6)- содержат кнопки вызова часто используемых команд программы (для ускоренияработы пользователя). Панелей может быть несколько. Список панелей инструментовпрограммы, как правило, можно вывести командой Вид —» Панели инструментов.
5. Рабочаяобласть окна (7)- область, в которой размещается информация, обрабатываемая программой.
6.  Строка состояния (8) — строка, в которойотображается информация о выбранной команде, нажатой кнопке панелиинструментов, режиме работы программы или о выполняемом в данный моментдействии.
7.  Линейки (полосы)прокрутки (9)- вертикальная и горизонтальная полосы. Появляются автоматически, если размеры окнамалы для размещения всей обрабатываемой информации. Линейки используются для пролистываниядокумента в поисках нужной информации. Кнопки со стрелками (10) перемещаютинформацию на некоторую единицу измерения. Бегунок (11) позволяет перемещатьсябыстрее.
 
2.5.3 Завершение работы прикладной программы
Большинство современных операционных систем позволяют запускать иработать одновременно с несколькими программами. Например, можно в однойпрограмме работать с текстовой информацией, во второй производить вычисления, ав третьей создавать рисунки. Все программы полностью или частично загружаются воперативную память компьютера. Поэтому количество одновременно работающихпрограмм зависит от ее размера. Для освобождения оперативной памяти рекомендуется закрыватьнеиспользуемую программу, или говорят завершить работу программы.
Чтобы завершить работу прикладной программы существует, какправило, несколько способов.
Например, в ОС Windows завершить работу с программой можно так:
1  способ — с помощью кнопки Закрыть 2
2  способ — выбором команды Файл —>Выход из меню программы;
3  способ — с помощью команды Закрытьиз системного меню окна или клавишами Alt+F4.
Признаком того, что работа с прикладной программой завершена в ОСWindows, является отсутствие кнопки окна программы на панели задач.
После завершения работы программа выгружается из оперативнойпамяти компьютера. Если пользователю понадобится опять использовать этупрограмму, ее нужно будет заново запустить.
Вопросы и задания:
1.  Где хранятся в компьютереприкладные программы, которые не используются в данный момент пользователем?
2.  Перечислите известные вамспособы запуска прикладных программ. Какой способ вам нравится больше? Почему?
3.  Запустите разными способамипрограмму, указанную учителем.
4.  Перечислите основные элементы интерфейса основного объекта вашейоперационной системы. Укажите их назначение.
5.  Как завершить работуприкладной программы?
6.  Завершите работуприкладной программы, указанной учителем.
7.  Запустите указаннымиспособами следующие программы:
1) используя команды меню, запустите одну из стандартных программ,входящих в состав ОС (например, программу Калькулятор);
2)  используя манипулятор «мышь», запустите программу-тренажер манипулятора«мышь» или клавиатурный тренажер.
8. Если вы работаете в ОС Windows, завершите работу с программамиуказанными способами:
1)  программу Калькулятор — спомощью специальной кнопки закрытия программы;
2)  программу клавиатурноготренажера — выбором команды Файл —» Выход из меню программы;
3)  программу Калькулятор спомощью команды Закрыть системного меню окна.
2.6 Клавиатура компьютера
 
2.6.1 Назначение и структура клавиатуры
В настоящее время основным устройством ввода информации в компьютерявляется клавиатура. С помощью ее клавиш можно вводить текстовую и управляющуюинформацию.
Существует большое разнообразие видов клавиатур. Однако структураих и назначение клавиш одинакова. Клавиши и их сочетание позволяют выполнятьвсе необходимые операции при работе за компьютером без использованияманипулятора «мышь». Это часто повышает скорость работы, особенно при обработкетекстовой информации.
Клавиатура состоит из клавиш и имеет несколько световыхиндикаторов, информирующих о режимах работы клавиатуры.
Клавиши клавиатуры по их назначению можно разделить на пять групп:
1)  алфавитно-цифровые (символьные) клавиши;
2)  управляющие клавиши;
3)  клавиши управлениякурсором;
4)  клавиши цифровой (дополнительной)клавиатуры;
5)  функциональные клавиши.
Для освоения работы с клавиатурой рекомендуется использоватьспециальную программу — клавиатурный тренажер. Работать с ней нужно часто,постепенно осваивая работу с клавишами.
2.6.2 Алфавитно-цифровые клавиши
Алфавитно-цифровые (символьные) клавиши используются для ввода букв,цифр и специальных знаков. Клавиши этой группы занимают четыре ряда: 1-й ряд — нижний, 2-й — основной (на нем расположены часто используемые буквы алфавита),3-й — верхний, 4-й — цифровой. В 4-ом ряду находятся клавиши цифр и специальныхзнаков, на остальных рядах расположены буквы и знаки препинания. В центреклавиатуры размещены клавиши с буквами, наиболее часто повторяющимися втекстах.
Под нижним рядом находится большая клавиша Пробел1. Онапредназначена, например, для проставления пробела (пустого интервала) междусловами в предложении.
На символьных клавишах нанесены буквы русского и английскогоалфавитов. Нажатие одной и той же клавиши в разных алфавитах выводит на экранразные буквы. Например, нажатие на клавишу с буквами Р и А в английском алфавитенапечатает букву F, а в русском алфавите — букву А.
Способ переключения алфавитов зависит от настройки клавиатурыкомпьютера. Например, для ОС Windows для этого используются комбинации клавишCtrl+Shift или А11(слева)+8ЬШ.
Знак «+» между названиями клавиш означает, что для выполнениятребуемого действия необходимо нажать все перечисленные клавиши -выполнитькомбинацию клавиш. Комбинация может включать и три клавиши, например, С1г1+8ЫЙ+Пробел.Чтобы выполнить комбинацию клавиш, нужно:
1)  все клавиши комбинации,кроме последней, нажать и держать;
2)  нажать последнюю клавишукомбинации;
3)  отпустить все нажатыеклавиши.
На клавиатуре можно набирать текст и в других алфавитах (например,в белорусском). Для этого необходимо соответствующим образом настроитьпрограмму, обеспечивающую работу клавиатуры.
Переключить алфавит можно и с помощью мыши, используя индикаторязыка на панели задач ().
Буквы каждого алфавита могут быть прописными (большими) илистрочными (маленькими). Для переключения режима прописных и строчных буквиспользуется клавиша Caps Lock. При этом изменяется состояние световогоиндикатора Caps Lock. Если нужно набрать 1-2 большие буквы удобно использоватькомбинацию клавиш 8ЬШ+буква.
На клавишах с цифрами и специальными знаками может быть написанопо два-три символа (внизу и вверху клавиши). Для набора верхнего символаиспользуется комбинация клавиш 8ЬШ+символ. Для набора символа, обозначенногодругим цветом, следует переключиться на соответствующий алфавит.
2.6.3 Управляющие клавиши
Управляющие клавиши используются для выполнения дополнительныхдействий (на рисунке 2.22 заштрихованы серым цветом): управлять компьютером,изменять действия других клавиш, переключать режимы работы клавиатуры и т.п.
Основными управляющими клавишами являются:
1)  Enter («_1, клавиша Ввод)- используется для подтверждения выбора пользователя. Эта клавиша завершает вводкоманды и вызывает ее выполнение;
2)  Esc (иногда называют«ключ»)- иногда используется для отмены последнего выполненного действия. С помощьюэтой клавиши можно закрывать меню без выбора в нем какого-либо пункта;
3) Tab — для перемещения курсора ввода к следующей заранее определенной позиции;
4) CapsLock — используется для включения и выключения режима прописных букв.Включенный световой индикатор Caps Lock говорит о том, что включен режимпрописных букв;
5) Ctrl,Shift, АН (левый и правый) — используются для изменения действия других клавиш.Например, клавиша Shift используется для получения прописной буквы привключенном режиме строчных букв. Эти клавиши расположены слева и справа оталфавитно-цифровых клавиш.
2.6.4 Клавиши управления курсором
Клавиши управления курсором используются для воздействия на курсорввода (например, при работе с текстом). К таким воздействиям можно отнестиследующие: перемещение курсора, перемещение курсора с удалением символа идругие.
Расположены клавиши управления курсором справа оталфавитно-цифровых клавиш и на дополнительной клавиатуре (используются привыключенном световом индикаторе Num Lock).
Основными клавишами управления курсором являются:
1) клавиши со стрелками ( Т ч1) — перемещают курсорввода в указанном направлении наодну позицию. С помощью этих клавиш можно перемещаться по пунктам меню (выбор пунктаменю заканчивается нажатием клавиши Enter).
2)  Home, End — перемещаюткурсор ввода в начало или конец строки;
3)  Page Up и Page Down — позволяют пролистывать документвверх и вниз;
4)    + (Backspace, BS) — используется для удаления символа, находящегосяслева от курсора. При этом курсор смещается влево на одну позицию. Клавиша предназначенадля исправления ошибок, которые возникают при наборе текста;
5)  Insert (Ins) — переключает режимы вставки и замены символов;
6)  Delete (Del) — используется для удаления символа, находящегося справа от курсора. При этом курсоростается на месте. Клавиша предназначена тоже для исправления ошибок, которыевозникают при наборе текста.
В комбинации с управляющими клавишами действие некоторых клавишперемещения курсора усиливается. Например:
1)  Ctrl+Home (Ctrl+End) — перемещает курсор ввода в начало (конец) документа;
2)  ОгЬК----- перемещает курсор ввода кпредыдущему слову.
2.6.5 Клавиши цифровой клавиатуры
Клавиши дополнительной цифровой клавиатуры используются:
1) клавишаNum Lock — для переключения режимов цифровой клавиатуры. При этом происходитпереключение светового индикатора Num Ьоск;
2) клавишис цифрами и знаками арифметических действий (при включенном индикаторе NumLock) — для ввода соответствующих цифр и знаков арифметических действий;
3)  клавиши с цифрами (при выключенноминдикаторе Num Lock) — дублируют действия некоторых клавиш управления курсором;
4)  клавиша Enter — дублируетдействие управляющей клавиши Enter.
2.6.6 Функциональные клавиши
Функциональные клавиши F1, F2 ,…, F12 выполняют действия (функции), закрепленныеза ними в прикладной программе. Например, F1 -доступ к справочной информации,F2 — сохранение документа и т.п. Действия этих клавиш определяютсяразработчиками программ и в зависимости от программы могут изменяться. Поэтому,прежде чем нажимать эти клавиши, следует уточнить их функцию.
Вопросы и задания:
1. Для чего используется клавиатура при работе с компьютером?
2.  Перечислите, на какие группыпо назначению клавиш можно разделить клавиатуру?
3.  Кратко охарактеризуйтекаждую группу клавиш (по назначению) клавиатуры.
4.  Для чего используютсяалфавитно-цифровые клавиши клавиатуры? Приведите примеры.
5.   Для чего используются управляющие клавиши клавиатуры? Перечислитеэти клавиши и покажите на клавиатуре.
6.  Покажите на клавиатуре клавиши управления курсором. Для чего этиклавиши используются?
7.   Для чего используются клавиши цифровой клавиатуры при отключенноминдикаторе Num Lock?
8.  Для чего используютсяфункциональные клавиши? Кто распределяет функции этих клавиш: разработчикпрограмм или пользователь программы?
9.  Запишите для каждой изперечисленных ниже клавиш, группу, к которой эта клавиша относится:
а) буква Д                        в) Ctrl,                    д)символ +
б) Т г) пробел е) Enter
2.7 Приемы работы с клавиатурой
 
2.7.1 Десятипальцевый (слепой) метод печати
Десятипальцевый метод печати появился в прошлом столетии дляпишущих машинок и широко используется сейчас при работе за компьютером. Этотметод позволяет научиться печатать быстро и без ошибок. Десятипальцевым этотметод называется потому, что предполагает строгое распределение клавишклавиатуры между всеми десятью пальцами двух рук. Этот метод называется еще ислепым, потому что при наборе текста нельзя смотреть на клавиатуру. Этимдостигается быстрота набора текста.
Освоение метода ведется специальным обучением и длительнымитренировками. Существуют компьютерные программы обучения этому методу.
2.7.2 Постановка рук и пальцев на клавиатуре
При работе за клавиатурой следует соблюдать следующиерекомендации.
1.  Согните руки в локте,вытяните кисти вперед ладонями вниз.
2.  Соедините кисти,соприкасаясь указательными пальцами, большие пальцы опущены вниз.
3.  Первые две фалангипальцев опустите вниз, слегка согнув их.
4.  Разведите кисти встороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
5. Опустите руки на клавиатуру (указательный левый палец попадетна клавишу А, а указательный правый палец — на клавишу О; данные клавиши имеютвыступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).
Если рекомендации выполнены правильно, то все пальцы встанут наосновную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. Припостановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, какбудто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаютсякончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Правильностьрасположения руки приведена на рисунке 2.23.
/>
/>Ж Д Л О р
Рис. 2.23. Правильность расположения руки над клавиатурой ПК
Рекомендуемое соответствие клавиш и пальцев рук, нажимающих этиклавиши, приведено на рисунке 2.24.
Правая
/>
Рис. 2.24. Соответствие клавиш и пальцев рук наклавиатуре
Клавиши Backspace, Delete, Enter нажимают мизинцем правой руки;клавишу Caps Lock — мизинцем левой руки.
Клавишу 8ЬШ (их две на клавиатуре) нажимают мизинцами левой иправой руки. Клавиши 8ЬШ прижимают с задержкой в нижнем положении до тех пор,пока прописная буква или знак не будет напечатан.
Клавишу Пробел нажимают ребром большого пальца левой или правой(свободной в данный момент) руки.
2.7.3 Нажатие на клавиши
Нажатие клавиш клавиатуры выполняется по-разному. Быстрое нажатиевыполняется, как легкий удар. Таким нажатием печатаются символы.
Быстрое нажатие на клавиши должно быть отрывистым и несильным, норезким, без задержки пальца на клавише. Нажатие выполняется подушечками пальцев(рис. 2.23), в нем принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают надклавиатурой примерно на 1-2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужнойклавише и возвращают палец на исходную позицию. Необходимо добиватьсянезависимых движений пальцев: когда один палец выполняет нажатие, другие расслаблены. Мышцы пальцевдолжны действовать во время нажатия, а сразу после него расслабляться.
Нажатие может быть и длительным — прижать клавишу и удерживать еенажатой. Так нажимается, например, клавиша Shift, если нужно набрать 1-2 буквыдругого регистра.
Локти при работе за клавиатурой не следует слишком сильноприжимать к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны бытьсвободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.
2.7.4 Упражнения для снятия утомления при работе за компьютером
Для предупреждения переутомления при работе за компьютеромнеобходимо строго соблюдать режим работы. При развитии усталости глаз, рези вглазах, мелькании точек перед глазами необходимо сделать перерыв и выполнитьупражнения для глаз. Для снятия усталости мышц туловища необходимо периодическивыполнять физические упражнения.
Несколько комплексов упражнений приведено в приложении. Этикомплексы не нужно выполнять все сразу. Следует выполнить тот, который большесоответствует виду вашей усталости. Комплексы время от времени нужно менять.
Вопросы и задания:
1.  Как вы думаете, для чего используется десятипальцевый метод печатипри работы на клавиатуре?
2.  Расскажите и покажите,как правильно располагать руки при работе на клавиатуре?
3.  Какими пальцамирекомендуют нажимать клавишу Пробел?
4.  Какие виды нажатий наклавиши клавиатуры вы знаете?
5.  Как выполнить комбинациюклавиш Shift+3? Какие виды нажатий клавиш вы при этом использовали?
6. Чтонужно делать, если пользователь почувствовал усталость при работе закомпьютером?
7. Какиеупражнения вы знаете для снятия усталости при работе за компьютером?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Визначення меж континентального шельфу як неодмінної умови закріплення його правового статусу
Реферат Построение графиков функций
Реферат Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир"
Реферат Исламский мир и Запад: противостояние цивилизаций
Реферат Ошибки допускаемые при назначении пособий по беременности и родам
Реферат Бухгалтерский учет, его место в системе управления экономикой организации
Реферат Соотношение частного и публичного права
Реферат The Classification Of Cultures Essay Research Paper
Реферат Учет и анализ доходов организации от обычных видов деятельности
Реферат 1.        как доказать свое
Реферат Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике
Реферат Американо-русская программа по педикюру и уходу за кожей ног эксклюзивная американская
Реферат Шпора к экзамену
Реферат Синдром приводящей петли
Реферат Приватизация государственной и муниципальной собственности