Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности профильного обучения в старших классах

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Особенности профильногообучения в старших классах
1.1      Теоретические основы профильного обучения в старших классах (экономическаяконцепция)
1.2      Информационная поддержка процессов обучения (экономический профиль)
Глава 2. Методика использованиямультимедийных презентаций в профильных классах по предмету экономика
2.1 Тематическое планированиезанятий, уроков по экономике (учебно-методический комплект по дисциплинеэкономика)
2.2 Использование мультимедийныхпрезентаций в процессе обучения
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Профильное обучение– средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет измененийв структуре, содержании и организации образовательного процесса более полноучитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия дляобразования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами инамерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направленона реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этомсущественно расширяются возможности выстраивания учеником собственной,индивидуальной образовательной траектории.
Эксперимент по введениюпрофильного обучения проводится в соответствии с Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации № 334 от 9 июня 2003 г. В основе содержанияэкспериментальной работы лежат направления развития отечественного школьногообразования, отраженные в «Концепции модернизации российского образованияна период до 2010 года». Главная цель эксперимента — подготовитьучебно-методическое и нормативное обеспечение введения профильного обучения.
Одним из наиболее эффективныхактивных методов освоения обучаемыми средств мультимедийного представленияинформации являются проекты, основанные на конструировании мультимедиа ресурсовсамими обучаемыми в процессе дистанционного обучения. Среди множества целейпостроения и использования мультимедийных ресурсов в системе открытогообразования можно выделить две основные группы:
— формирование у обучаемыхтехнологических умений работы с современными телекоммуникационными средами,
— формирование интеллектуальныхинформационных умений.

Глава 1.Особенности профильного обучения в старших классах
1.1 Теоретические основы профильного обучения в старших классах(экономическая концепция)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российскогообразования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школыпредусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системыспециализированной подготовки (профильного обучения) в старших классахобщеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения исоциализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынкатруда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступенишколы с учреждениями начального, среднего и высшего профессиональногообразования».
Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение»и «профильная школа».
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализацииобучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организацииобразовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности испособности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников всоответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношениипродолжения образования. Профильная школа есть институциональная формареализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельныхслучаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе,выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ застены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированногоучебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраиванияучеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полногообщего образования;
— создать условия для существенной дифференциации содержания обучениястаршеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьникамииндивидуальных образовательных программ;
— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованиюразным категориям обучающихся в соответствии с их способностями,индивидуальными склонностями и потребностями;
— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственностьмежду общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовитьвыпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Содержание среднего (полного) общегообразования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний поэкономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включаетобщие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи,фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основныесодержательные линии:
·         основные концепции экономики;
·         микроэкономика;
·         макроэкономика и международная экономика;
·         прикладная экономика.
Всеозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуютдруг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входятнавыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы вэкономической сфере.
Содержаниекурса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основнойшколе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства.Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которыхнеобходимо будущему экономисту.
Освоениенового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсамиобществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.
Профильное экономическое образование предполагает развитие начальныхпрофессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущейработы в экономической сфере.
1.2 Информационная поддержка процессов обучения (экономический профиль)
Мультимедиа — это представление объектов и процессов не традиционнымтекстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, тоесть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества– качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описанияс непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда многовыше по информационной плотности. Действительно, одна страница текста, какизвестно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит этоттекст примерно в течении 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видеоприносит порядка 1,2 Гбайт информации. Вот почему «лучше один раз увидеть,чем миллион раз услышать».
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
-совершенствование системы управления обучением на различных этапахурока;
-усиление мотивации учения;
-улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационнуюкультуру учащихся;
-повышение уровня подготовки учащихся в области современныхинформационных технологий;
-демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
· усвоить базовые знания по предмету;
· систематизировать усвоенные знания;
· сформировать навыки самоконтроля;
· сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работенад учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративныйметод обучения, основным назначением которого является организация усвоенияучащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения егоуспешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), чтобольшинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременноеиспользование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самымделают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого дляизучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенныезнания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урокапринципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы,изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается инесет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, таккак без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоцийнемыслима творческая деятельность ученика.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применениемгипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того,с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организациипознавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально иэффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала,осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, уменияобобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельностиучащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четкоорганизовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувстватоварищества, взаимопомощи.
Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий наразличных этапах урока: Мультимедийные технологии могут быть использованы:
— Для анонсирования темы
(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевыемоменты разбираемого вопроса);
— Как сопровождение объяснения учителя
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новойтемы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут бытьпоказаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появлятьсяопределения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии техническихвозможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан длякаждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успеваетрассказать больше .
Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должнобыть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующимтемам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изученияразделов темы, а также для опережающего обучения. Структура презентации в этомслучае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количествомразветвлений и основываться на «ручной» навигации по присвоенным темили иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользовательвыполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложнойструктуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль«главного меню» (а также вспомогательных меню) для выбора желаемойтемы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре «типовые» кнопкинавигации, оформленные в виде единой по стилю «панели управления».
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотретьналичие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются собязательным уровнем обучения. При изучении темы «Алгоритмизация ипрограммирование», кроме описания работы различных операторов, должны приводитьсяконкретные примеры составления целых программ или их фрагментов .
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебногопроцесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могутпредставлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученикзаписывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителясмена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенныйинтервал времени.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе вовремя таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученикистремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняютзадания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страхперед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной,справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляетсязаинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желаниевыполнять дополнительные задания. При выполнении практических действийпроявляется самоконтроль.

Глава 2. Методика использованиямультимедийных презентаций в профильных классах по предмету экономика
2.1 Тематическое планирование занятий, уроков по экономике(учебно-методический комплект по дисциплине экономика)
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия формего реализации.
Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней,при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляетсяучащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из нихсодержание из других профильных предметов. Такая возможность может бытьреализована как посредством разнообразных форм организации образовательногопроцесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счеткооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательныхучреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного,начального и среднего профессионального образования и др.). Это позволитстаршекласснику одного общеобразовательного учреждения при необходимостивоспользоваться образовательными услугами других учреждений общего, начальногои среднего профессионального образования, обеспечивающей наиболее полнуюреализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.
Таким образом, можно выделить несколько вариантов (моделей) организациипрофильного обучения.
1) Модель внутришкольной профилизации
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовыватьтолько один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколькопрофилей обучения).
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано наконкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсовпредоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебныхмежклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильныеобразовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективныекурсы.
2) Модель сетевой организации
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школыосуществляется за счет целенаправленного и организованного привлеченияобразовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться вдвух основных вариантах.
В нынешних социально-экономическихусловиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, котороепризвано сформировать экономическое мышление, привить навыки рациональногоэкономического поведения, создать предпосылки для последующегопрофессионального обучения и практической деятельности подрастающего поколения.
Курс экономических знаний вышелна центральное место в ряду дисциплин как базовый элемент формированиямировоззрения школьников. Сложность и разнообразие материала, который долженбыть усвоен учащимися в рамках этого курса, требует выделить его из составаинтегрированного курса в отдельную образовательную область.
Быстрое и прочное усвоение знаний, умение найти правильное решение вновой жизненной обстановке во многом зависят от правильного воспитаниявнимания, памяти и в особенности мышления учащихся. Но существующие методыобучения почти не обеспечивают сознательной и систематической работы учителя поформированию этих психических особенностей. При существующей практике обученияони складываются, как правило, стихийно. Учитель по существу не знает, чему онучит – каким видам и типам знаний и деятельностей. Как ученик при этомдействует, как он схватывает, — это остается вне контроля учителя. Как долженучащийся схватить, — этого учитель тоже не знает. Поэтому 15-20% учащихся притаких методах обучения «не успевают».
За прошедший период в преподавании экономики накоплен определенный опыт.
В обучении экономике сочетаются теоретические формы проведения занятий спрактическими: написание комментариев к экономической статье, решение задач,проведение тренингов, деловых игр, форм и методов интерактивного обучения,моделирование различных проектов и т.д.
На занятиях учащиеся получают практический опыт, необходимый для работы внебольших группах:
— участвуют в деловых играх;
— учатся принимать решения;
— анализируют информацию, излагают свою точку зрения и учатся вестидискуссию;
— получают представления о предпринимательской деятельности.
Разнообразные формы и средства обучения, интересные педагогическиенаходки, оригинальные задания, упражнения, игры, красочные раздаточныематериалы создают условия для активной совместной работы учителя и учащегося.
Задача преподавателя – поддержать интерес из урока в урок, чтобы самослово «экономика» не казалось детям чужим и абстрактным, а былоинтересным и увлекательным.
Многие педагогические коллективы продолжают искать более совершенные иинтересные для детей формы, поскольку современное образование – постоянныйпоиск нового. В данном пособии сделана попытка представить активные формы и методыобучения на уроках экономики, собран материал по технологиям обучения,представлен опыт проведения уроков.
Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательномучреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательногоучреждения и органов его общественного самоуправления.
Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой навведение государственного стандарта общего образования. Если модернизацияобразования предусматривает введение института единого государственногоэкзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контролякачества образования, то, очевидно, объективность и реализуемость подобнойсистемы может быть обеспечена только введением соответствующих образовательныхстандартов не только для базовых общеобразовательных, но и для профильныхобщеобразовательных предметов.
В связи с этим профилизация обучения в старшей школе должна быть прямосоотнесена с вводимым единым государственным экзаменом. Примерный учебный планэкономического профиля приведен в приложении1.
Преподавание экономики даетвозможность опираться на знания, полученные в рамках других дисциплин. В полнойсредней школе курс «Экономика» дополняется элементами начальногопрофессионального образования.
Проблема повышения качестваобразования в школе является одной из главных проблем, особенно в связи спереходом от традиционных технологий обучения к активным формам.
Использование мультимедийныхпрезентаций в обучении экономике просто жизненно необходимы.
Интерес к учебной деятельности удетей резко возрастает, если они включены в игру. В игре ученик действует не попринуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать серьезныйнапряженный труд интересным для учащихся. Игра вводится в определенную частьзанятия в соответствии с его дидактическими задачами.
Преимущества, связанные сприменением мультимедийных презентаций в образовательном процессе, позволяютповысить эффективность как деятельность педагога, так и самих учащихся за счетцелого ряда факторов:
— процесс обучения охватываетвсех учеников, их поведение при этом контролируется педагогом иодноклассниками;
— игра не вызывает негативнойотталкивающей, болезненной и стрессовой реакции;
— в процессе мультимедийногоурока развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительныерезервы личности, повышается мотивация учащихся к успешной деятельности.Учащийся стремится найти новые грани у того или иного экономического явления,переосмыслить понятие с учетом собственного опыта и российской ситуации в экономике,а учителю в том, чтобы в более доходчивой форме довести до учащихся определеннуюинформацию;
— развивается продуктивная,активно-поисковая деятельность, развивается мышление.
Уроки с использованиеммультимедийных презентаций – это система комплексных, многосторонних,учебно-творческих контактов всех участников образовательной деятельности.
Усиливаются эффекты обратнойвзаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовыхтехнологий в образовании.
В настоящее время уроки сиспользованием мультимедийных презентаций все шире применяются в практике, таккак это специальная форма организации познавательной деятельности.
Примернаярасчасовка профильного курса по экономике в 10 и 11 классахТема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Всего в 10-м классе Кол-во 4 2 6 4 8 4 6 6 6 4 4 4 6 6 70 часов Тема 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Всего в 11-м классе Кол-во 6 4 4 5 5 4 3 4 7 4 4 6 4 5 5 70 часов
Рекомендуемое использованиелитературы для проведения уроков экономики в профильных классахТема Главы по учебнику Любимова Л.Л. Иванова С.И. Табачникаса Б.И. 1 1 1 2 25,26 2 3 1,2,23 1,5,16 4 3 5 5 2,4 3,4 6 5 6 7 6,7,8 7 8 9 8 9 9 8 19 10 10 - 11 9 8 12 11 10 13 12,14,15 11 14 13,17,20 13 15 18,19 9 15 16 16 15 14 17 21 12 18 22,25,26 14 19 22 15 20 23 16 21 24 17 22 9,10 23 11,12 24 6 13 25 17,18 26 20,21 27 16 28 7 29 18
Детализация обязательного минимумасодержания по экономике — Профильный уровень, 10-11 классы представлена вприложении 2.
2.2 Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения(практические, теоретические)
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урокапринципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы,изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается инесет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, таккак без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоцийнемыслима творческая деятельность ученика.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применениемгипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того,с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организациипознавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально иэффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала,осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, уменияобобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельностиучащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четкоорганизовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувстватоварищества, взаимопомощи.
Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий наразличных этапах урока (см.Приложение 3).
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новойтемы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут бытьпоказаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появлятьсяопределения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии техническихвозможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан длякаждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успеваетрассказать больше .
Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечтовроде конспекта теоретического материала по данной теме) производитсяпреподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекциина настенный экран) или путем синхронного вывода на экраны рабочих местучеников одного и того же кадра. Переход от кадра к кадру в этом случаезапрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, безиспользования автоматического перехода по истечении заданного времени,поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра сучетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровняподготовки учащихся.
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельностьребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случаевыступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельнойдеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-топричине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему попричине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатикипосле уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся которые успевают заурок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных,переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание поизученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждогоучащегося, все достигают положительного результата.
Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должнобыть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующимтемам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изученияразделов темы, а также для опережающего обучения. Структура презентации в этомслучае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвленийи основываться на «ручной» навигации по присвоенным тем или инымобъектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняетщелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структурыважно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль «главногоменю» (а также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и подтемы, атакже имеющиеся на каждом кадре «типовые» кнопки навигации,оформленные в виде единой по стилю «панели управления».
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотретьналичие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются собязательным уровнем обучения. При изучении темы «Алгоритмизация ипрограммирование», кроме описания работы различных операторов, должны приводитьсяконкретные примеры составления целых программ или их фрагментов .
Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсироватьнедостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделированияпроцессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков потеме «Задача. Модель. Компьютер».Использование компьютера на этомэтапе имеет, помимо плюсов (индивидуальный темп работы с программой, большойобъем информации по теме, наличие мультимедиа), и минусы: отсутствие контакта сучителем, восприятие текстовой информации с экрана монитора);
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебногопроцесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могутпредставлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученикзаписывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителясмена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенныйинтервал времени .
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийныхпрезентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только навозможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства длянаглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основныхопределений и другие основополагающие сведения все же должны остаться уучащихся в виде «бумажной копии» (и, разумеется, без необходимостивручную переписывать их с экрана монитора). При решении задач, в которыхтребуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанныеместа готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функциимультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублироватьдруг друга должны только там, где это действительно необходимо.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе вовремя таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученикистремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняютзадания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страхперед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной,справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляетсязаинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желаниевыполнять дополнительные задания. При выполнении практических действийпроявляется самоконтроль.
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями вотображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказываютнепосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала,утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитыватьследующие моменты:
Психологические особенности учащихся данного класса
Цели и результаты обучения
Структуру познавательного пространства
Местоположение учащихся
Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решенияконкретных задач конкретного урока
Цветовую гамму оформления учебного материала
При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо преждевсего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации сэкрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальнойинформацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительнойработе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой длячеловеческого зрения является работа с текстами.
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт,ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходныхтребований при разработке учебных программ.
Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова,термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух вовремя демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостьюих четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого»цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны,по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранномизображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементыслайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий,раздражающий характер.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ееуровням: узнавание, воспроизведение, применение;
ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностейребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии,выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерныхтехнологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной идолговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только науровне оперативной и кратковременной памяти.

Заключение
Отечественная система образования является важным фактором сохраненияместа России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны,обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Нашему обществу нужнысовременно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могутсамостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируяих возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью,динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности засудьбу страны.
Практически все, кто работает или работал в школе, знают, что, начиная с8-го класса, очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи визучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладетьзнаниями по математике и литературе и, что самое главное, равные для этоговозможности. Но все равно учительская точка зрения 'мой предмет — самый главныйи нужный, я лучше знаю насколько он вам понадобится в жизни', приводит кпроблеме прогрессирующей перегрузки учеников, внутреннему сопротивлениюобучающегося. И как следствие — нежелание учащихся продолжать обучение;стрессы; и т.д.
Выход — в изменении отношения к ситуации в образовательном процессе.Именно с этой целью в школе было решено ввести так называемое профильноеобучение в старших классах, предусматривающей организацию профильного ипредпрофильного обучения по социально-гуманитарному, физико-математическому иобщеобразовательному направлениям. Последний призван обеспечить более глубокуюуниверсальную подготовку тем старшеклассникам, которые еще не окончательноопределились в своем выборе. На старшей ступени общеобразовательной школыставилась задача создания «системы специализированной подготовки(профильного обучения) в старший классах общеобразовательной школы,ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в томчисле с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системыпрофилей».
Необходимо уяснить понятие «профильное обучение». Профильноеобучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее засчет изменений в структуре, в содержании и организации образовательногопроцесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся,создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с ихпрофессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированногоучебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраиванияучеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полногообщего образования;
— создать условия для существенной дифференциации содержания обучениястаршеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьникамииндивидуальных образовательных программ;
— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованиюразным категориям обучающихся в соответствии с их способностями,индивидуальными склонностями и потребностями;
— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственностьмежду общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовитьвыпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображенииинформации, значительно отличающимися от привычных, и оказываютнепосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала,утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
Повторим, что для обеспечения эффективности учебного процесса необходимоизбегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням:узнавание, воспроизведение, применение; ориентироваться на развитиемыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности,ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения,воображения и т.п., дать возможность успешно работать на уроке с применениемкомпьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся; учитыватьфактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной).Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативнойи кратковременной памяти.

Список литературы
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе /Пер.с англ. — 4-е изд. — М.: Дело Лтд, 1994.
2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическаямодель / Пер. с англ. — С.- Пб., 1992.
3. КиреевА. П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I.Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. — М.:Международные отношения, 1997.
4. Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей/Пер. с англ. — М.; Прогресс, 1992.
5. Липсиц И. В. Экономика (экономика без тайн). — М.:Вита-пресс, 1997.
6. Лэйард Р, Макроэкономика. — М.: Джон Уайли эндСанз, 1994.
7. Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономическихзнаний. — М.: Вита-Пресс, 1997.
8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы,проблемы и политика. В 2-х т./Пер. с англ.—11-е изд.—М.: Республика, 1992,
9. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика/Пер, с англ. — М.:Изд-во МГУ, 1994.
10. Основы потребительских знаний. — М.: Спрос, 1997.
11. Основы предпринимательского дела/Под ред. Ю. М.Осипова, Е. Е. Смирновой. — 2-е изд. — М.: БЕК, 1996.
12. Портер М. Международная конкуренция /Пер, с англ.— М.: Международные отношения, 1993.
13. СаксДж, Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика.Глобальный подход /Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.
14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер.с англ. — 2-е изд. — М.: Дело Лтд, 1993.
15. Хеше П. Экономический образ мышления /Пер. с англ.— М.: Новости при участии изд-ва «Catallaxy»,1991.
16. Экономическая школа: Научно-популярныйиллюстрированный журнал. — С.- Пб., 1992-94. — Вып.1, 2, 3.
17. Эренберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономикатруда. Теория и государственная политика /Пер. с англ. — М.: Издательство МГУ,1996.
18. Азимов Л.Б., Журавская Е. В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. — М.:Аспект-пресс, 1995.
19. Макарова О.Ю., Раев В. А. Тесты по экономике. — М.: Вита-Пресс, 1995.
20. Микро-,макроэкономика: Практикум/Под общ. ред. Ю. А. Оги-бина. — С.- Пб.: Литера плюс,Санкт-Петербург оркестр, 1994.
21. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. — М.: Вита-Пресс, 1996.
22. Мицкевич А.А. Экономика в задачах и.тестах: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1995.
23. Равичев С.А., Григорьев С. Э., Протасевич Т. А., СвахинА. С. Сборник тестовых заданий поэкономике. — М.: МЦЭБО, 1997.
24. Сандерс Ф.,Бах Г. Л., Калдервуд Дж. Д., Хансен У. Л., Стейн Г. Основные экономическиепонятия: Структура преподавания / Пер. с англ. — М.; Аспект Пресс, 1995.
25. Школьныйэкономический журнал. — М: Международная педагогическая академия, 1997, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный учебный план
Экономический профиль
/>

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Детализацияобязательного минимума содержания по экономике
Профильныйуровень, 10-11 классы
Примечания: Курсивом и подчёркиванием выделеныдидактические единицы обязательные для предъявления ученику, но не входящие вобязательный минимум, которым должен овладеть ученик. Таким образом, обычнымшрифтом показаны дидактические единицы, которые нужно знать на «удовлетворительно».
Минимум разделен на 41 блока дидактических единиц,которые в сумме состоят из 299 атомарных дидактических единиц (понятий).Обязательному изучению подлежат 101 понятие.
1) Экономика. Экономический анализ и экономическаяполитика. Экономическая модель.
1. Экономика: наука и хозяйство.
2. Микроэкономика и макроэкономика. Прикладная экономика.
3. Экономический анализ и экономическая политика.
4. Экономическая модель. Экзогенные и эндогенныепеременные. Примеры.
2) Потребности, товары и услуги, ресурсы.Ограниченность. Альтернативная стоимость. Экономические (конкурентные) инеэкономические (свободные) блага. Кривая (граница) производственныхвозможностей.
1. Товары и услуги.
2. Потребности. Ресурсы. Ограниченность ресурсов посравнению с потребностями.
3. Экономические и неэкономические (свободные) блага.
4. Альтернативная стоимость (альтернативные затраты),
5. Кривая производственных возможностей.
6. Факторы сдвигов кривой производственныхвозможностей.
7. Закон возрастающих альтернативных затрат.Выпуклость вверх кривых производственных возможностей.
3) Факторы производства и факторные доходы.
1. Факторы производства (производственные ресурсы):трудовые ресурсы (труд), природные ресурсы (земля), капитальные ресурсы(капитал), предпринимательство.
2. Факторные доходы (плата за пользование ресурсами):заработная плата, рента, процент и прибыль.
3. Соотношение факторных доходов в экономикеРоссии и других стран.
4) Разделение труда, специализация,взаимозависимость, обмен.
1. Разделение труда. Специализация ивзаимозависимость.
2. Торговля, бартер.
3. Абсолютные и сравнительные преимущества.
4. Выгоды добровольного обмена. Условиявзаимовыгодной и безубыточной торговли.
5) Основные проблемы экономики. Экономическиесистемы. Формы собственности.
1. Основные проблемы экономики: Что производить? Какпроизводить? Кто получит результаты производства? (Для кого производить?)
2. Натуральное и товарное хозяйство.
3. Традиционная экономика.
4. Рыночная экономика.
5. Командная экономика.
6. Смешанная экономика.
7. Рациональный выбор и стимулы. Влияниеэкономической системы на рациональный выбор и стимулы.
8. Причины успеха рыночной экономики.
9. Собственность: владение, распоряжение,пользование.
10. Формы собственности: частная, общественная,государственная, муниципальная.
11. Права собственности.
12. Роль частной и государственной собственности вформировании экономических систем.
6) Общая и маржинальная (предельная) полезность.Выбор потребителя на основе максимизации полезности.
1. Потребление. Полезность. Субъективностьполезности.
2. Общая и маржинальная (предельная) полезность.Функция полезности. Закон убывающей маржинальной (предельной) полезности.
3. Правило равной маржинальной (предельной)полезности на единицу затрат.
4. Кривые безразличия. Свойства кривыхбезразличия.
5. Бюджетное ограничение потребителя.
6. Максимизация полезности при заданном бюджетномограничении.
7) Спрос и величина спроса. Закон спроса. ЭффектыГиффена (ажиотажный спрос) и Веблена (престижное потребление).3аменяющие идополняющие товары и услуги. «Нормальные» и инфериорные блага.
1. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса. Криваяспроса. Закон спроса.
2. Эффекты Гиффена (ажиотажный спрос) и Веблена(престижное потребление).
3. Индивидуальный и рыночный спрос.
4. Факторы, формирующие спрос: предпочтенияпотребителей, доход, запасы, ситуации на рынках взаимосвязанных товаров, ожиданияпокупателей.
5. «Нормальные» блага и блага «низшегопорядка» (инфериорные блага).
8) Эластичность спроса по цене. Эластичность спросапо доходу. Товары первой необходимости и товары роскоши. Перекрестнаяэластичност спроса по цене.
1. Эластичность. Эластичность спроса по цене.Эластичный и неэластичный спрос.
2. Точечная и дуговая эластичность.
3. Определение эластичности по изменению суммарнойвыручки (тест на эластичность).
4. Эластичность спроса по доходу. Товары первойнеобходимости и товары роскоши.
5. Перекрестная эластичность спроса по цене.
9) Предложение и величина предложения. Законпредложения. Эластичность предложения.
1. Предложение. Величина предложения. Шкалапредложения. Кривая предложения. Закон предложения.
2. Индивидуальное и рыночное предложение.
3. Факторы, формирующие предложение: цены факторовпроизводства, налоги и дотации, технология, норма прибыли, ожиданияпроизводителей.
4. Эластичность предложения. Эластичное инеэластичное предложение.
5. Предложение в мгновенном, краткосрочном идолгосрочном периодах.
10) Рынок. Рыночное равновесие. Рыночный механизм.Политическое ценообразование. Влияние налогов, пошлин и субсидий на рыночноеравновесие. Излишки потребителя и производителя. Налоговое бремя.
1. Рынок. Рынок одного товара. Рыночное равновесие.Равновесная цена. Равновесное количество (объем продаж). Выручка.
2. Влияние изменений спроса и предложения наравновесную цену и равновесное количество.
3. Фиксированные цены.
4. Регулирующая функция цен. Рыночный механизм.
5. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг.
6. Политическое ценообразование. Прямое икосвенное вмешательство государства на товарных рынках.
7. Предельные (фиксированные) цены. Избыточноепредложение. Неудовлетворенный (избыточный) спрос.
8. Влияние налогов, пошлин и субсидий на рыночноеравновесие.
9. Излишек потребителя. Излишек производителя.
10. Налоговое бремя потребителя. Налоговое бремяпроизводителя.
11. Чистые общественные потери, связанные свведением нетоварных налогов.
11) Амортизационные отчисления.
1. Амортизационные отчисления.
2. Прямолинейная схема (метод) начисленияамортизации.
3. Ускоренная амортизация. Влияние амортизации насумму налога на прибыль.
4. Метод начисления амортизации на основе единицыуслуг или продукции.
5. Остаточная (балансовая) стоимость.Первоначальная стоимость. Текущая стоимость. Ликвидационная стоимость.
12) Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль.Нормальная прибыль. Фирма и ее экономические цели.
1. Бухгалтерские (внешние) затраты. Понятиесебестоимости производства. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая.
2. Экономические (альтернативные) затраты. Затратывнутренних ресурсов (внутренние затраты).
3. Нормальная прибыль.
4. Необратимые затраты.
5. Экономическая прибыль.
6. Фирма и ее экономические цели.
13) Производство и производительность. Общий, среднийи предельный (маржинальный) продукт переменного фактора производства. Законубывающей предельной отдачи.
1. Производство.
2. Производительность. Производительность труда.Факторы производительности.
3. Производственная функция.
4. Общий, средний и маржинальный (предельный) продуктпеременного фактора производства.
5. Закон уменьшения маржинальной (предельной) отдачи(закон убывающей отдачи).
14) Фиксированные (постоянные) и переменные затраты.Общие, средние и маржинальные (предельные) затраты. Средние переменные затраты.Валовая, средняя и маржинальная (предельная) выручка фирмы. Условиемаксимизации прибыли.
1. Мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периодыпроизводства.
2. Производство в краткосрочном периоде. Фиксированные(постоянные) и переменные затраты.
3. Общие, средние и средние переменные затраты.
4. Маржинальные (предельные) затраты.
5. Эффект масштаба.
6. Затраты в долгосрочном периоде.
7. Валовая выручка.
8. Предельная (маржинальная) выручка.
9. Условие максимизации прибыли.
15) Конкуренция и основные рыночные структуры.Ценовая дискриминация. Политика защиты конкуренции и антимонопольноезаконодательство.
1. Понятия отрасли.
2. Конкуренция и структура рынка. Ценоустановители иценополучатели. Рынок покупателя и рынок продавца.
3. Рынок совершенной конкуренции. Основные признакисовершенной конкуренции.
4. Конкурентная фирма. Спрос на продукциюконкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Максимизация прибыли конкурентнойфирм.
5. Правило (условие) выхода фирмы из отрасли вкраткосрочном периоде.
6. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочномпериоде.
7. Долгосрочное равновесие на рынке совершеннойконкуренции. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
8. Цели, средства и ограничения фирмы, работающей нарынке несовершенной конкуренции.
9. Монополия. Виды монополий. Естественная монополия.Причины возникновения монополий.
10. Максимизация прибыли монополиста. Монопольнаяприбыль. Социальная цена монополии.
11. Ценовая дискриминация.
12. Монополистическая конкуренция.
13. Неценовая конкуренция: дифференциация продукта,качество, престиж, гарантии и обслуживание, реклама.
14. Олигополия. Молчаливый сговор, лидерство в ценахв качестве и сервисе. Картели.
15. Монопсония.
16. Политика защиты конкуренции и антимонопольноезаконодательство. 17. Количественные методы оценки структуры рынка.
16) Рынок труда. Спрос фирмы на труд и предложениетруда для отдельной фирмы. Конкурентные и неконкурентные (нерыночные) факторына рынке труда. Заработная плата, формы оплаты труда и методы стимулированияработников. Влияние профсоюзов на рынки труда. Дискриминация и монопсония нарынке труда. Понятие «человеческого капитала».
1. Производный спрос.
2. Спрос фирмы на единственный переменный фактор вкраткосрочном периоде.
3. Экономическая рента.
4. Понятие заработной платы в экономической теории.Системы и формы оплаты труда. Мотивация и стимулирование труда.
5. Минимальная оплата труда.
6. Предложение труда для отдельной фирмы.
7. Избыточное предложение труда.
8. Причины различий в уровне оплаты труда.Конкурентные и неконкурентные (нерыночные) факторы на рынке труда.
9. Дискриминация на рынке труда.
10. Монопсония на рынке труда.
11. Профсоюзы. Коллективные договоры. Монопольнаявласть на рынке труда.
12. Права и обязанности наемных работников иработодателей.
13. Понятие «человеческого капитала».
17) Рынки земли и капитала. Дисконтирование.
1. Капитал.
2. Простой и сложный процент.
3. Дисконтирование. Ставка дисконтирования.
4. Современная (приведенная) стоимость. Будущаястоимость. Чистая приведенная стоимость.
5. Уравнивающая ставка дисконтирования.
6. Эффективная ставка процента.
7. Финансовая рента.
8. Цена капитала.
9. Спрос на капитал и его предложение.
10. Рынок земли (природных ресурсов).
11. Цена земли.
18) Случаи несостоятельности рынка («ошибкирынка»). Общественные товары и услуги. Внешние эффекты.
1. Случаи несостоятельности рынка («ошибки рынка»).
2. Несостоятельность государства («ошибкигосударства»).
3. Частные блага.
4. Общественные товары и услуги.
5. Чистые общественные блага.
6. Клубные блага.
7. Спрос на общественные блага и предложениеобщественных благ.
8. Проблема «безбилетников».
9. Положительные и отрицательные внешние эффекты.
10.Интернализация внешнего эффекта.
11. Экономический подход к экологии.
19) Доходы, их распределение и перераспределение.
1. Доходы населения. Источники и составляющие доходовнаселения.
2. Распределение дохода. Последствия сильнойдифференциации или выравнивания доходов.
3. Способы измерения степени неравенства доходов.Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
4. Перераспределение доходов государством с помощьюналогов и трансфертов.
5. Прожиточный минимум. Индекс стоимости жизни.
6. Механизмы социальной поддержки.
7. Структура доходов населения России, развитых иразвивающихся стран.
20) Макроэкономика. Агрегирование. Макроэкономическиеагенты и рынки. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт(ВНП). Представление о системе национальных счетов. Индексы цен и физическогообъема производства. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен(ИПЦ) и дефлятор ВВП.
1. Агрегирование. Макроэкономические агенты и рынки.
2. Кругооборот товаров, услуг, ресурсов и платежейв экономике.
3. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовойнациональный продукт (ВНП). Факторы, не учитываемые ВВП (ВНП).
4. Методы вычисления ВВП (ВНП).
5. Чистый национальный продукт. Национальный доход.Личный доход и располагаемый личный доход.
6. Понятие индекса. Индексы цен и физическогообъема производства.
Базисно-взвешенные индексы (индексы Ласпейреса) итекуще-взвешенные индексы (индексы Пааше).
7. Номинальный и реальный ВВП.
8. Индекс потребительских цен (ИПЦ). Дефлятор ВВП.
21) Совокупный спрос и совокупное предложение.Классическая модель. Кейнсианская макроэкономическая модель.
1. Совокупный спрос. Величина совокупного спроса.Кривая совокупного спроса.
2. Неценовые факторы совокупного спроса.
3. Совокупное предложение. Величина совокупногопредложения. Кривая совокупного предложения.
4. Неценовые факторы совокупного предложения.
5. Классическая модель. Закон Сэя.
6. Кейнсианская макроэкономическая модель.
7. Равновесие в модели «АD-АS».Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.
22) Деньги и их функции. Виды денег. Современныеформы денежных расчетов. Закон денежного обращения.
1. Деньги.
2. Функции денег.
3. Виды денег.
4. Современные формы денежных расчетов.
5. Закон денежного обращения.
23) Инфляция и дефляция. Формы и виды инфляции.Причины инфляции. Покупательная способность денег. Последствия и издержкиинфляции.
1. Понятие инфляции.Дефляция..
2. Формы и виды инфляции.
3. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляцияпредложения.
4. Покупательная способность денег. Инфляционныйналог.
5. Эффект Фишера.
6. Последствия инфляции.
24) Безработица. Уровень безработицы. Видыбезработицы. Естественная безработица. Полная занятость и потенциальный ВВП.Закон Оукена. Последствия безработицы. Государственная политика по борьбе сбезработицей и поддержки занятости.
1. Понятия рабочей силы, занятого, безработного илиц, не входящих в численность рабочей силы.
2. Безработица. Уровень безработицы. Фактическаябезработица.
3. Три вида безработицы: фрикционная, структурная ициклическая. Естественная безработица. Полная занятость.
4. Потенциальный ВВП.
5. Закон Оукена.
6. Последствия безработицы.
7. Государственная политика по борьбе с безработицейи поддержки занятости.
25) Экономический рост и экономическое развитие.Качество жизни. Экономические циклы.
1. Экономический рост. Темп роста.
2. Источники экономического роста. Экстенсивный иинтенсивный рост. Экономическое развитие.
3. Уровень благосостояния. Качество жизни.
4. Экономические циклы. Фазы экономического цикла.
5. Динамика цен, занятости и процентных ставок наразличных фазах цикла.
26) Банки и банковская система. Механизм увеличениябанками денежной массы. Монетарная (денежно-кредитная) политика, ее цели иинструменты.
1. Банки и их функции. Банковские услуги.
2. Кредитные и депозитные операции банков.Механизм получения банковской прибыли.
3. Банковская система: центральный и коммерческиебанки.
4. Функции центрального банка. Эмиссия денег.
5. Система обязательных банковских резервов. Механизмувеличения банками денежной массы. Депозитный мультипликатор.
6. Спрос и предложение денег.
7. Монетарная политика. Основные цели и инструментымонетарной политики.
8. Использование мер монетарной политики на различныхфазах экономического цикла.
27) Налоги и их основные классификации. Основные видыналогов в России.
1. Налоги. Функции налогов.
2. Налоговая система.
3. Прямые и косвенные налоги.
4. Прогрессивные, пропорциональные и регрессивныеналоги.
5. Налоговые льготы.
6. Индивидуальный подоходный налог.
7. Налог на добавленную стоимость.
8. Налог на прибыль предприятий.
9. Акцизы.
10. Таможенные сборы и платежи.
11. Налогообразные платежи.
28) Государственный бюджет и государственный долг.Фискальная политика.
1. Бюджет: доходы и расходы.
2. Бюджетная система: федеральный бюджет,региональные (территориальные) и местные бюджеты.
3. Основные источники доходов государства.
4. Основные статьи расходов госбюджета: трансфертныеплатежи, государственные закупки товаров и услуг.
5. Дефицит госбюджета и методы его покрытия.
6. Государственный долг. Внутренний долг. Внешнийдолг.
7. Фискальная политика. Инструменты фискальнойполитики и их воздействие на совокупный спрос.
8. Использование мер фискальной политики на различныхфазах экономического цикла.
29) Международная торговля. Государственная политикав области международной торговли.
1. Международная торговля и международное разделениетруда.
2. Выгоды и проблемы, связанные с международнойторговлей.
3. Государственная политика в области международнойторговли: политика свободной торговли, протекционизм.
4. Экспортные и импортные торговые барьеры.
5. Ассоциации свободной торговли и таможенныесоюзы.
30) Торговый и платежный балансы. Обменный курсвалюты. Паритет покупательной способности. Международные торговые и финансовыеорганизации.
1. Торговый баланс. Дефицит и профицит торговогобаланса.
2. Платежный баланс. Дефицит и профицит платежногобаланса. Взаимосвязь дефицита платежного баланса и внешнего долга.
3. Курс валюты. Конвертируемость валюты.
4. Факторы, определяющие валютный курс.
5. Паритет покупательной способности.
6. Система фиксированных и плавающих курсов.Девальвация и ревальвация.
7. Международные финансовые организации.
8. Обслуживание внешнего долга.
32) Глобальные экономические проблемы.
1. Глобализация мировой экономики.
2. Глобальные проблемы человечества и ихэкономическая составляющая.
3. Сравнение уровней развития стран.
4. Неравномерность распределения доходов в мире.Бедность. Замкнутый круг
бедности.
5. Урбанизация.
6. Иностранная экономическая помощь и иностранныеинвестиции.
7. Устойчивое развитие.
33) Прикладная экономика. Предпринимательство. Видыпредпринимательства. Характеристика и мотивы предпринимателя. Деловая этика.
1. Прикладная экономика.
2. Предпринимательство и бизнес. Предприятие.Коммерция.
3. Виды предпринимательства: рискованное (организациясвоего дела в условиях риска и неопределенности), внутреннее (внутрифирменное)и социальное (общественное и/или некоммерческое).
4. Предпринимательство как фактор производства. Рольпредпринимательства в экономике.
5. Предприниматель. Характеристикапредпринимателя: склонность к риску, ориентация на нововведения, деловаяинтуиция, способность привлекать ресурсы, самостоятельность и лидерство.
6. Мотивы предпринимателя: прибыль, стремление ксамостоятельности, идея, потребность в достижениях. Отличия предпринимателя отменеджера.
7. Предпринимательский доход.
8. Деловая репутация предприятия ипредпринимателя.
9. Деловая этика.
34) Организационно-правовые формыпредпринимательства. Бизнес-план.
1. Индивидуальное предприятие.
2. Товарищества.
3. Общества. Акционерные общества открытого изакрытого типа.
4. Ограниченная и неограниченная ответственность.
5. Устав предприятия и учредительный договор.
6. Коммерческие и некоммерческие предприятия.
7. Государственные предприятия.
8. Совместные предприятия.
9. Малые предприятия.
10. Назначение бизнес-плана при организации предприятия.Основные разделы бизнес-плана.
11. Формы объединений предприятий.
35) Уставной капитал. Капиталовложения (инвестиции).Основной и оборотный капитал. Основные источники финансирования бизнеса.Понятие о бухгалтерском учете.
1. Внутренние и внешние источники финансированиябизнеса.
2. Уставной капитал.
3. Собственные и заемные средства. Капиталовложения(инвестиции).
4. Основной и оборотный капитал.
5. Основные внутренние источники финансированияфирмы: амортизационный фонд и чистая прибыль.
6. Использование прибыли.
7. Внешние источники финансирования фирмы: займы ивыпуск акций, облигаций.
8. Аренда и лизинг.
9. Товарный кредит.
10. Понятие о бухгалтерском учете. Сводный баланспредприятия. Активы и пассивы. Отчет о финансовых результатах.
11. Показатели эффективности деятельности фирмы.Норма прибыли. Рентабельность.
12. Банкротство.
36) Ценные бумаги. Акции, облигации. Дивиденды. Биржаи рынок ценных бумаг.
1. Ценные бумаги. Виды ценных бумаг.
2. Дивиденды.
3. Фондовая биржа.
4. Биржевые посредники: брокеры и дилеры.
5. Источники дохода биржи, брокера и дилера.
6. Листинг. Котировка. Биржевой курс ценнойбумаги.
7. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.
8. Курс акций.
9. Игра на изменение курсов ценных бумаг:«быки» и «медведи».
37) Понятие менеджмента. Основные организационныеструктуры и стратегии управления. Управление персоналом.
1. Менеджмент.
2. Основные функции управления: планирование,организация, мотивация и контроль.
3. Распределение и делегирование полномочий иответственности.
4. Основные организационные структуры управленияфирмой.
5. Управление персоналом. Стили управления.Лидерство и власть.
38) Понятие маркетинга. Реклама.
1. Маркетинг.
2. Разработка и создание товара. Позиционированиетовара.
3. Процесс продвижения товаров и услуг на рынок.
4. Ценообразование.
5. Маркетинговые исследования — анализконкурентов, анализ потребительских предпочтений, сегментация рынка.
6. Виды рекламы. Роль рекламы в бизнесе.
39) Потребитель в экономике. Формы торговли иисточники информации потребителей. Экономические основы прав потребителя.
1. Экономические основы прав потребителя. Основныеправа потребителей.
2. Формы торговли и источники информациипотребителей.
3. Закон о защите прав потребителей.
4. Органы по защите прав потребителей.
40) Бюджет семьи. Налогообложение доходов и имуществасемьи. Банковские и страховые услуги, предоставляемые гражданам.
1. Бюджет семьи: доходы и расходы.
2. Источники формирования доходной части бюджета иего составляющие.
Расходная часть семейного бюджета.
3. Налогообложение доходов и имущества семьи.
4. Налоговые льготы по индивидуальному подоходномуналогу.
5. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
6. Страховой договор и страховой полис.
7. Страховая премия, страховой случай, страховоевозмещение.
41) Экономика России.
1. Исторический обзор перехода России к экономикерыночного типа.
2. Макроэкономическая политика.
3. Реформа финансовой сферы.
4. Микроэкономическая трансформация.
5. Мир и Россия: экономические аспекты.
6. Экономическая реформа социальной сферы.
7. Социальная цена экономических реформ.
8. Прогнозы экономического развития России.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Этапы урока с использование мультимедийного оборудования
/>/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :