Реферат по предмету "Педагогика"


Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И.С. Тургенева "Ася")

Федеральное агентство по образованиюРФ
Департамент по образованию и науке
Тюменский педагогический колледж № 1
ПЦК русского языка и литературы
Организация исследовательскойдеятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И. С. Тургенева«Ася»)
Выпускная
квалификационнаяработа
по специальности050301
«Русский язык илитература»
студентки 414 группы
школьного отделения
Олещук М. В.
Научный руководитель
Шестакова Е. А.
Рецензент Тевс Н. И.
Тюмень, 2007

Содержание
Введение
Глава I. Исследовательскаядеятельность учащихся
1.1 Понятиеметода. Различные подходы к классификации методов обучения литературе
1.2 Исследовательскаядеятельность учащихся как метод обучения литературе
1.3 Поэтапныедействия по формированию исследовательской культуры школьников
1.4 Методыи приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся
Глава II. Художественноесвоеобразие повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»
2.1 Портретписателя, его художественный мир
2.2 Любовьв понимании Тургенева
2.3 Темалюбви в повести «Ася»
Глава III. Практическая часть
Заключение
Литература
Приложение

Введение
 
Актуальность исследования. В греческом языкеслово methods означало путь к чему-либо. В современной науке методопределяется как средство познания, способ воспроизведения в мышленииизучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченнаядеятельность. Методы каждой науки специфичны и зависят от ее содержания ицелей. Методика преподавания литературы настойчиво ищет присущие именно ейметоды изучения литературы в школе. В современной методической науке существуетнесколько подходов к решению проблемы методов. В. В. Голубков выделял методыизучения литературы по источнику знаний: лекция учителя, беседа,самостоятельная работа учеников. Н. И. Кудряшов, следуя новой классификацииметодов обучения, представленной в работах М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера,определяет метод как вид деятельности учащихся: творческое чтение,репродуктивный, исследовательский, эвристический. В. А. Никольский выделяетметоды и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста иметоды и приемы истолкования литературных произведений.
Применение исследовательской деятельности на урокахлитературы является одним из приоритетов современного образования. Поисковаяактивность – одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знанийи стремление к открытиям. Учитель литературы не должен смотреть на себя лишькак на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить передклассом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся висследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикамважно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений,регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текстаможет проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, таки на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений иобобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новомувзглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.
В ходе выполнения работы были поставлены проблемыорганизации учебно-исследовательской деятельности школьников на урокахлитературы и предложены методические пути их решения. В нашем исследовании мыопирались на труды таких методистов как М. Г. Качурин, Н. И. Кудряшов, И. Я.Лернер.
Гипотеза: Мы предположили, что если на урокахлитературы организовывать исследовательскую деятельность учащихся, то повыситсяглубина осознания и понимания произведения, а также, это будет способствоватьболее эффективному восприятию литературного произведения школьниками.
Объектомданной работы является исследовательская деятельностьучащихся на уроках литературы, как процесс постижения авторского замысла (напримере повести И. С. Тургенева «Ася»).
Предметомданной работы являются методы и приемы организацииисследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, способствующиеэффективному восприятию литературного произведения школьниками.
Цельисследования: определить, какие приемы и методы можноиспользовать при организации исследовательской деятельности учащихся на урокахлитературы для воздействия на их воображение и чувства как читателей; а такжевосприятия ими литературного произведения как искусства слова.
Задачамиисследования:
1. Изучитьлитературу по заданной теме;
2. Рассмотретьразличные подходы к классификации методов и приемов обучения литературе;
3. Изучитьи охарактеризовать роль и место исследовательской деятельности учащихся науроках литературы;
4. Сделатьвыводы о том, какие методы и приемы можно использовать при организацииисследовательской деятельности учащихся на уроке литературы (Тема любви вповести Тургенева «Ася»);
5. Экспериментальноподтвердить гипотезу исследования.
Длярешения поставленных задач и проверки гипотезы нами определены следующие методыисследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент,методы статистической обработки результатов.

Глава I. Исследовательскаядеятельность учащихся
 
1.1 Понятие метода. Различные подходы к классификацииметодов обучения литературе
Метод обучения, по мнению В. В. Голубкова, — «этотакой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большоевлияние на общее направление педагогической работы». Голубков называет триосновных метода занятий по литературе: лекционный метод, понимаемый каксообщение нового материала, как выразительное чтение и как рассказ учителя;метод литературной беседы и метод самостоятельной работы учащихся, включающийустные доклады и письменные сочинения. Помимо определения методов, Голубковраскрывает еще два термина: приемы и формы организации работы. Прием, по мнениюученого, имеет по сравнению с методом более ограниченное применение и «обычновходит в метод как его составная часть». Каждый метод «располагает»соответствующими приемами, например, в лекции — элементы беседы, риторическиевопросы, работа над планом и записью лекции, использование различных видовнаглядности. В.В. Голубков не только определил основные методы направлениялитературы (лекция, беседа и самостоятельная работа учащихся), но и показалреализацию каждого из них применительно к средним и старшим классам. В среднихклассах предпочтение отдано методу беседы, хотя сообщение учителя исамостоятельная работа учеников также имеют место. Особое внимание в среднихклассах обращается на выразительное чтение, процесс подготовки к нему; работунад паузами, логическими ударениями. Обращаясь к методам преподаваниялитературы в старших классах, ученый называет ряд важнейших приемов,нуждающихся в дальнейшей разработке: выразительное чтение и художественноерассказывание, установление связей прошлого и настоящего, работа надсамостоятельными выводами, самостоятельный анализ отдельных эпизодов и проблем,использование дискуссионного материала. Говоря о методе лекции, В. В. Голубковпоказывает место лекций в изучении литературы в старших классах и отмечает, чтона первом месте стоит самостоятельная работа с литературными источниками,чтение и изучение произведений. Наряду с текстуальным изучением литературныхпроизведений необходимы лекции о жизненном и творческом пути писателя, т. е.лекции монографические; а также лекции обзорного характера, охватывающиеширокий круг явлений той или иной эпохи. В лекцию включаются элементы беседы, выразительноечтение учащихся. Следует отметить, что и в методической литературе, и впрофессиональном общении нередко используется также термин «методическийприем». М.А. Рыбникова нередко использует «метод» в значении «прием».Основой классификации В.В. Голубкова взят источник знаний, причем ученый видитметоды и приемы преподавания в живом процессе, в постоянно меняющихся условиях,когда один и тот же способ работы может быть или методом, или приемом.
На иной основе построена классификация методов обучениялитературе, созданная Н.И. Кудряшевым. Свою классификацию он строит с учетомлогики познавательной деятельности учащихся под руководством учителя. В системеметодов Н.И. Кудряшева назван метод творческого чтения. Целью его являетсяактивизация художественного восприятия и в начале изучения произведения, ипосле анализа. Методические приемы, обеспечивающие реализацию методатворческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа,творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебнойпроблемы. Виды учебной деятельности школьников: чтение, заучивание, слушание,составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматриваниеиллюстраций. В целом речь идет о первой ступени в логике познания литературы.
Со следующей ступенью в логике познавательнойдеятельности связан эвристический метод. Более углубленный анализ текстанеизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе. Расширяетсясодержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Данный метод чащевсего осуществляется в эвристической беседе. Методические приемы, реализующиеорганизацию эвристического метода: построение логически четкой системывопросов, что поможет осуществить самостоятельное добывание знаний, построениесистемы заданий по тексту, постановка проблем. Виды учебной деятельностишкольников: подбор материала из художественного произведения, пересказ сэлементами анализа текста, анализ эпизода, анализ образа-персонажа, составлениеплана к выступлению, к сочинению, постановка проблемы. Исследовательский методзаключается в развитии умения самостоятельного анализа литературногопроизведения. Приемы: постановка проблемных вопросов, исследовательскихзаданий. Исследовательский метод имеет много общего с эвристическим. Видыдеятельности: самостоятельный анализ части и целого художественногопроизведения, сопоставление, оценка спектакля или кинофильма. Прирепродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но недогматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложениематериала. Виды деятельности: запись плана или конспекта лекции учителя, работапо учебнику, подготовка доклада по готовым материалам.
Современные методисты (М. Г. Качурин, В. Г. Маранцман,Г. Н. Ионин) разрабатывают свои методы обучения литературе. Остановимся наодном примере. Г. Н. Ионин строит классификацию методов обучения литературе наопределении характера совместной деятельности учителя и ученика в выборе методапостижения литературы. Названы три метода. Метод художественной интерпретации,при котором ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель — своеобразнымрежиссером. Это творческий метод. Метод критико-публицистический предлагаетсоответствующий характер освоения литературы. Формируется определенный типчитателя — читателя-критика, владеющего мотивированными оценками. Естественно,что необходим и критик-редактор, которым становится учитель. Методлитературного поиска предполагает развитие школьного литературоведения,определенных исследовательских возможностей.
Нам представляется, что сегодня необходимо отчетливеевыделить методы изучения литературы в школе, проявляющие специфику предмета иопределяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью,окружающей ученика и отраженной в его самосознании. Эти методы могут бытьопределены так:
· чтениелитературного произведения;
· анализхудожественного текста;
· комментированиелитературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары,литературно-критические статья, научные исследования, биографии писателей);
· претворениелитературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр,кино);
· литературноетворчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатленийучеников.
1.2 Исследовательская деятельность учащихся, как методобучения литературе
Исследовательский метод занимает центральное место впроблемном обучении. Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том,что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новыхдля него познавательных и практических проблем в определенной системе,соответствующей образовательно-воспитательным целям отечественной школы».Как нам кажется, в этом определении дается неточная трактовка роли ученика впроблемном обучении: ученик не только принимает участие в решении проблемучителем, но и главным образом решает их самостоятельно (под руководствомучителя или с его помощью). Исследовательский метод предполагает построениепроцесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществлениеосновных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной,доступной учащимся форме.
Проблемное обучение строится на основе принципапроблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем.
Наличие различных типов учебных проблем обеспечиваетпоисковую или частично-поисковую деятельность ученика в ходе выполнениятеоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебногоматериала учителем.
В этих условиях исследовательский метод оказывается лишьодним из способов самостоятельной познавательной деятельности ученика,исключающим активную деятельность учителя по изложению учебного материала и егообъяснению.
Исследовательский метод обучения – это организацияпоисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогомпознавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческогорешения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями.Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладениеметодами научного познания в процессе деятельности по их поиску, являетсяусловием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, всамообразовании.
Важная особенность исследовательского метода состоит втом, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.
В современной дидактике исследовательский методтрактуется так: «Он призван обеспечить, во-первых, творческое применениезнаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этихметодов и применение их. В-третьих, он формирует… черты творческой деятельности.И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такогорода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, ипотребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нееданная цель недостижима. В результате исследовательский метод дает полноценные,хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыттворческой деятельности». (И.Я. Лернер)
Нам показалось, что исследовательская деятельностьучащихся особенно глубоко рассмотрена в книге М.Г. Качурина «Организацияисследовательской деятельности учащихся на уроках литературы». Качуринубежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразнорассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень,до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».Ученый, в частности, понимает исследование как основу творческой интерпретациилитературного произведения. Не меньшее значение имеют дискуссионные проблемы школьноголитературного исследования. Учебное исследование становится реальным, когда мысумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет опостепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующейнастойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что онаможет стать дорогой к творческому труду. В школьной исследовательскойдеятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик иучитель не открывают ничего нового. Конечный результат – собственнаяинтерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд нахудожественные произведения. Трудно не согласиться с М. Г. Качуриным: «Есликниги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники,взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив,способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде».
Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной,аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученикможет сказать «свое слово», направить поиск, предложив методикуисследования. Успех исследования во многом определяется темой. Обращение ктемам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно,в познавательном отношении полезно и интересно для увлеченного литературойшкольника (Функции пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»;Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» А. С.Пушкина; Образ Пугачева в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).Но подобные темы имеют своим результатом реферат: учащиеся пересказываютизвестные исследования, не всегда делая ссылки на источник при дословномцитировании. Широко сформулированные темы («А. С. Пушкин и мироваякультура»; «Христианские мотивы в современной литературе») затрудняютконкретизацию материала, ослабляют проблемность, концептуальность анализа. Ю.М.Лотман подчеркивал: «Узкая конкретная тема ориентирует молодогоисследователя на внимательное погружение в текст. Слишком же широкие темы – напуть красноречия, не всегда глубокого», поэтому найти удачную тему нетак-то просто.
1.3 Поэтапные действия по формированию исследовательскойкультуры школьников
Приобщение школьников к началам исследовательскойдеятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительноеобразование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процессобучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетомвозрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательскойкультуры школьника:
· Мыслительныхумений и навыков (анализ и выделение главного; обобщение и систематизация;конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).
· Уменийи навыков работы с книгой и другими источниками информации.
· Уменийи навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Структура исследовательской работы включает план,раскрывающий подходы к интерпретации темы. Основной части предшествуетвведение, где дается обоснование проблемы, объясняется, чем данная проблемаинтересна автору. Здесь же формулируются цели исследования. Работу завершаетзаключение, где делаются выводы. Обязателен список используемой литературы.Цитаты сопровождаются сносками.
1.4 Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскуюдеятельность учащихся
Формирование исследовательской позиции учащихся – задачанелегкая. Школьников к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами.Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе:некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать ужев детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшемууровню творческой самостоятельности.
Развивают поисковую активность разные методы обучения.Один из них – литературное творчество. В качестве исследовательскоготворческого тренинга, развивающего воображение, учащимся предлагаютсясочинения-исследования. Наиболее типичным видом творчества, котороеактивизирует интеллектуально-волевую сторону поисковой деятельности школьников,является художественное домысливание, требующее исследования текста. Подниматьучащихся до нового, более высокого уровня познавательной деятельности позволяетиспользование проблемности в обучении: умение сопоставлять, находить различноев общем и общее в совершенно различных, на первый взгляд явлениях. Эффективнымметодом, развивающим умение решать мыслительные задачи, являетсяпоисково-диалогический. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога,в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую проблему, имеющуюнепосредственное отношение к дальнейшей работе. Проблемный диалог превращаетучение в творческий процесс. Важным для будущих исследователей является умениеработать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый материал, умениеграмотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умениевыделить в изучаемой монографии важную информацию, а также умение сокращатьинформацию путем исключения лишнего, либо путем обобщения целого ряда известныхфактов, умение переформулировать мысль.
Также, одним из наиболее эффективных приемов,активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановкапроблемных вопросов и исследовательских заданий. Учитель выдвигает проблему длявсего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группамиучащихся или отдельными из них. Учитель лишь указывает источники, предлагаетряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий. Также возможенсамостоятельный поиск учащимися существенной проблемы для анализа.
Безусловно, ученическое исследование не может бытьприравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научноеоткрытие качественно новых закономерностей и явлений. «Учащиеся решаютпроблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников…Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути ихрешения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его,показывает и разъясняет условия и приемы работы, знает ее результаты, ходрешения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходерешения поставленных проблем. Тем самым построение системы таких проблемпозволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую кформированию необходимых черт творческой деятельности», — писал И.Я.Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукойвершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своихсобственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать пути постиженияэтой истины.
Мы считаем, что для того чтобы учитель мог организоватьпроцесс обучения школьников, подобно процессу исследования, создаватьпедагогические ситуации, стимулирующие их открытия, управлять творческимпоиском учащихся, он должен иметь некоторый собственный опыт исследовательскойработы, хотя бы на уровне учебных исследований, иметь на своем собственномсчету немало «открытий». Учитель должен сам почувствовать «напряженностьпоиска и радость открытия», чтобы он мог вызвать их у своих учеников.Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами. Учащийся,испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он ужезнает, что его ожидает, то напряженность поиска сменяется радостью открытия.Нетрудно заметить в этом большое воспитательное и развивающее значениеисследовательского метода.

ГлаваII. Художественноесвоеобразие повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»
2.1Портрет писателя, его художественный мир
Имя И. С. Тургенева нам всем знакомо с детства поповести «Му-му», по «Запискам охотника». Он родился в Орле12 октября 1818 года, и детские годы провел в орловском поместье матери,Варвары Петровны, в селе Спасском. В поместье творил деспотичный, суровыйпроизвол его хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именноздесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидетькрепостничество и после смерти матери многих ее слуг отпустил на волю.
Здесь же он, в окружающих его лесах и лугах, училсялюбить простую русскую природу. О дорогом ему Спасском Тургенев говорил: «Япровел здесь лучшие годы своей жизни». Он знал каждый уголок своего парка.И рано полюбил охоту, отправляясь с ружьем на берега реки Десны, в леса иболота.
В детские годы Тургенев учился дома и в московскихпансионах. Ему легко давались иностранные языки. И в отличие от некоторыхдворянских домов в семье Тургеневых хорошо говорили и писали по-русски. В 1827году семья переехала в Москву. В 1833 году Иван Сергеевич поступил в МосковскийУниверситет.
Тургенев учился на историко-филологическом факультете,увлекался литературой, зачитывался романтиками: Байроном, Марлинским,Жуковским, преклонялся перед Пушкиным. Живя в столице, Иван Сергеевичинтересовался искусством, познакомился с Глинкой, ценил его музыку.
В 1838 году Тургенев отправился «доучиваться вБерлин», как писал позднее. На Родину вернулся в мае 1841 года. В 1842году Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства ВнутреннихДел, но вскоре разочаровался в этой деятельности и в 1845 году вышел вотставку, посвятив себя литературе.
Обычно летом Тургенев уезжал на родину, в своеСпасское-Лутовиново. Это давало ему новые силы для творчества, вдохновляло. Онписал С. Т. Аксакову из деревни, что «стал ближе к народу». В 1852году Тургенев был месяц под арестом, а потом сослан в Спасское под надзорполиции за статью на смерть Н. В. Гоголя и антикрепостническую направленностьпервых своих произведений, среди которых были «Записки охотника».
В 40-х годах Тургенев близко сошелся с В. Г. Белинским,высоко оценившим дар молодого писателя, а затем с редакцией первого журнала «Современник».
С 1843 года жизнь И. С. Тургенева была тесно связана ссемьей французской певицы Полины Виардо. Он много времени проводит во Франции,в парижском доме и на вилле семьи Виардо. Тургенев был в восторге от голоса италанта певицы. Он полюбил Полину и сохранил свое глубокое чувство до концасвоей жизни.
Живя за границей, Тургенев регулярно приезжал в Россию.Забота о русской литературе была для него главной целью жизни. Онпропагандировал за границей русскую литературу, особенно произведения А. С.Пушкина, Л. Н. Толстого. А в России Иван Сергеевич, в свою очередьпропагандировал творчество известных французских писателей, таких как Мериме,Мопассана и любил Флобера.
Известность Тургенева как писателя росла с годами,пьесы, романы, в которых освещает жизнь различных слоев русского общества. Этороманы «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Отцыи дети». «Стихотворения в прозе» — одно из лучших произведенийписателя. Он был писателем, гражданином, противником рабства и насилия. Онлюбил Россию, ее природу и людей.

2.2Любовь в понимании Тургенева
Любовьу Тургенева, подобно свече, внесенной в заброшенную, темную комнату, озаряетжизнь. Но долговечна ли она, и счастлива ли?
Кажется,счастье любви не раз было близко и возможно для самого писателя. «Премухинскийроман» с Татьяной Александровной Бакуниной, долголетняя сердечная дружба сграфиней Елизаветой Егоровной Ламберт, увлечение актрисой М. Г. Савиной,наконец страстная, хотя и не лишенная внутренней борьбы с собою, сорокалетняяпривязанность к знаменитой французской певице и актрисе Полине Виардо.
МатьТургенева – Варвара Петровна – имела собственное имение в Москве на Остоженке.Зиму она жила в Москве, вместе с ней жил и Иван Сергеевич. В сороковых годах вМоскву приехала знаменитая певица и актриса Полина Виардо. Когда Тургенев впервый раз услышал ее пение он был поражен и восхищен ее талантом. В антрактахон познакомился с ней. В дальнейшем, Виардо сыграла большую роль в жизниписателя.
Певицамного и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о нейрассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленныхпоклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года(как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртаневеле, в имении Полины.
Любовьк Полине оставалось и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардобыла замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Ончувствовал себя на привязи, но порвать эту нить был не в силах. На тридцать слишним лет писатель по сути превратился в члена семьи Виардо.
Водном из писем к Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает унего созерцание хрупкой зеленой веточки на фоне голубого бездонного неба. Тургеневапоражает контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живаяжизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. «Я не выношунеба, — говорит он, — но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности,ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю».
Вэтом письме приоткрывается характерная особенность писательского обликаТургенева: чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимостипреходящих явлений, тем тревожнее и трагичнее становится его любовь к жизни, кее мимолетной красоте. Тургенев-художник наделен особым чувством времени, егонеумолимого и стремительного хода.
СТургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический образ спутницырусского героя, «тургеневской девушки» — Наташи Лагунской, ЛизыКалитиной, Елены Стаховой, Марианны… Писатель избирает цветущий период вжизненной судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа,проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновенияодухотворенное женское существо прекрасно тем, что оно превосходит само себя.Излучается такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земноговоплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокогои совершенного, залогом вечности.
Вместес образом «тургеневской девушки» входит в произведения писателя образ«тургеневской любви». Как правило, это первая любовь, одухотвореннаяи чистая: «Однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит иразрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркоезнамя, и что бы там впереди ее ни ждало – смерть или новая жизнь, — всему онашлет свой восторженный привет». Все тургеневские герои проходят испытаниелюбовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и вобщественных убеждениях.
Любящийчеловек прекрасен, духовно окрылен. Но чем выше он взлетает на крыльях любви,тем ближе трагическая развязка и – падение… Любовь, по Тургеневу, трагичнапотому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильныйчеловек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжаетсячеловеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта,которой отдается влюбленная душа, которая окрыляет душу влюбленного человека,не может полностью осуществиться в пределах земного, природного круга.Тургеневу более чем кому-либо из русских писателей был открыт идеальный смысллюбви. Любовь у Тургенева – яркое подтверждение богатых и еще не реализованныхвозможностей человека на пути духовного совершенствования. Свет любви для негоникогда не ограничивался желанием физического обладания. Он был для негопутеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия. Поэтому Тургенев так чуткоприсматривается к духовной ситуации первой любви, чистой, огненно-целомудренной.Той любви, которая обещает человеку в своих прекрасных мгновениях торжество надсмертью. Того чувства, где временное сливается с вечным в высшем синтезе,невозможно в супружеской жизни или семейной любви. Здесь секретоблагораживающего влияния тургеневской любви на человеческие сердца.
ГероиТургенева жаждут не обычного и доступного, а «бессмертного счастья».Счастливая любовь, как они ее понимают, призвана, соединив двоих, не обособитьих от огромного мира, а соединить с ним, примиряя разобщенные в практическойжизни человека конечную и вечную, относительную и абсолютную, материальную идуховную грани бытия, его «прозу» и «поэзию». Однако дляэтого влюбленный и сам должен уподобиться во времени вселенной, статьбессмертным, что никому из людей не дано. По словам Блеза Паскаля, «несоразмерность»смертного человека со Вселенной – вот главная и непреодолимая преграда для «бессмертногосчастья» Тургеневских героинь. Как на собственном опыте убеждаетсярассказчик повести «Ася», у счастья «нет завтрашнего дня; у негонет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него естьнастоящее – и то не день, а мгновение».
Мимолетносчастье и Тургеневских женщин. Это и понятно. Вовсе не сошедшие с икон и вбольшинстве своем физически пленительные, они вместе с тем пребывают как бы награни двух миров – материально-земного, ограниченного и идеально-бесконечного.Заметьте: их портреты сопровождают у Тургенева понятие дали, устремленности кзапредельным сферам.
«Трагическоезначение любви» усугубляется для героев Тургенева по существу трагическимже итогом устремленности их к природе. Вечная стихия, которая, по словам Ф. И.Тютчева, «знать не знает о былом» и которой «чужды нашипризрачные годы», природа влечет к себе тургеневских героев своей беспредельностью,свободой и внутренним равновесием. Однако те же тургеневские герои не мыслятсебя растворенными в природе, как и в Боге, так как означало бы утрату имисвоей личностной автономии. Безраздельная власть природы вызывает у них протести отпор.
И,однако, драматические ноты в творчестве Тургенева не являются следствиемусталости или разочарования в смысле жизни. Скорее наоборот. Оно порождаетсястрастной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания,чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явленияпревратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту.
Повестио трагическом смысле любви.
Ужев «Рудине» прозвучала мысль о трагичности человеческогосуществования, о мимолетности молодых лет, о роковой несовместимости людейразных поколений, разных психологических возрастов. После «Рудина»эти мотивы в творчестве писателя усиливаются. Он пишет ряд повестей озависимости всех людей на земле от неумолимо бегущего времени, от стихийных силприроды и любви. Тургенев смотрит на человеческую судьбу с философской точкизрения. Жизнь, считает он, определяется не только общественными отношениямиданного исторического момента, не только всей совокупностью национального иобщечеловеческого опыта. Она находится еще и во власти неумолимых законовприроды. Повинуясь им, дитя становится юношей, юноша – зрелым мужем и, наконец,стариком. Слепые законы природы отпускают человеку время жить и время умирать,и время это до боли мгновенно по сравнению с вечностью. Кратковременность жизничеловека – источник не только личных, но и исторических драм. Поколения людей,вынашивающих грандиозные замыслы, сходят со сцены, не сделав и сотой долизадуманного.
Повесть«Поездка в полесье» открывается рассуждением о ничтожестве человекаперед властью всемогущих природных сил, отпускающих каждому время жить, до болимгновенное в сравнении с вечностью. Находясь во власти природы, человек острочувствует свою обреченность, свою беззащитность, свое одиночество. Есть лиспасение от них? Есть. Оно заключается в обращении к трудам и заботам жизни.Рассказчик наблюдает за простыми людьми, воспитанными природой полесья. Общениес людьми из народа открывает одинокому интеллигенту-рассказчику тайный смыслжизни: «Тихое и медленное одушевление, неторопливость и сдержанностьощущений и сил, равновесие здоровья в каждом отдельном существе…»
В«Фаусте» и «Асе» Тургенев развивает тему трагическогозначения любви. Чернышевский, посвятивший разбору повести «Ася»статью «Русский человек на rendez-vous»,в споре с Тургеневым хотел доказать, что в несчастной любви рассказчика повинныне роковые законы, а он сам как типичный «лишний человек», пасующийвсякий раз, когда жизнь требует от него решительного поступка. Разумеется,Тургенев был далек от такого понимания смысла своей повести. У него герой невиновен в своем несчастье. Его погубила не душевная дряблость, а своенравнаясила любви. В момент свидания герой еще не был готов к решительному признанию.И счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой.
Этаже тема ставится Тургеневым в повести «Фауст». Любовь, подобноприроде, напоминает человеку о силах, стоящих над ним, и предостерегает отчрезмерной самоуверенности. Она учит человека готовности к самоотречению.
Вповестях о трагическом значении любви и природы зреет мысль. Тургенева онравственном долге, забвение которого заводит личность в пучину индивидуализмаи навлекает возмездие в лице законов природы, стоящих на страже мировойгармонии. В следующем романе – «Дворянское гнездо» проблеманравственного долга получит иное, социально-историческое обоснование.
2.3Тема любви в повести «Ася»
Отзывысовременников
Какнам кажется, «Ася» – одна из самых лиричных повестей И. С. Тургенева.Часто ее издают вместе с повестями «Первая любовь» и «Вешниеводы» под общим названием «Повести о любви».
«Ася»была написана в 1857 году, то есть почти полтора столетия назад, ее появлениезнаменовало собой выход Тургенева из глубокого душевного кризиса.Опубликованная впервые в 1858 году в журнале «Современник», онавызвала многочисленные отклики.
Кэтому произведению может быть применена характеристика Тургенева как художника,данная Добролюбовым: «Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людяхблизких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, сболезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами,им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегдаокружать их… И это увлечение заразительно: оно неотразимо овладевает симпатиейчитателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство,заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являютсяперед ним тургеневские лица». С этими словами критика любопытносопоставить признание самого Тургенева о его работе над «Асей»: "…Яписал ее очень горячо, чуть не слезами…"
Писательдействительно внес в повесть много своего, личного, им самим пережитого иперечувствованного. Замечательно в этом смысле одно место в конце четвертойглавы, когда герой повести по пути домой внезапно останавливается, пораженныйредким в Германии запахом конопли. «Ее степной запах мгновенно напомнилмне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышатьрусским воздухом, ходить по русской земле». «Что я здесь делаю, зачемтаскаюсь я в чужой стране, между чужими?» — спрашивает он себя, и читательясно различает в этих словах выражение чувств самого писателя, с его страстной,душевной любовью к родине, которой он посвятил всю свою жизнь.
Наибольшуюизвестность приобрела статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous».В школьной программе по литературе советского периода была зафиксирована именноточка зрения Чернышевского, который в полемике с либерализмом, актуальной длятого времени, подчеркнул в тургеневском герое типические черты дворянскоголиберала: дряблость натуры, неспособность к решительной борьбе.
Статьяпроникнута мрачноватым пафосом разночинного интеллигента, отравленного глубокойнеприязнью к «бездельникам» дворянам.
Чернышевскийвидит в слабохарактерности тургеневского Н.Н. знамение времени, черту целогоряда литературных героев (Рудина, Бельтова из романа Герцена «Кто виноват?»,отчасти героя поэмы Некрасова «Саша»), а вслед за ними и всейлиберальной дворянской интеллигенции. Критик указывает на ее несостоятельностьв той самой области, которую она издавна считала «своей» — в сферелюбви, рыцарских отношений к даме. Чернышевский убежден, что рыцарство давносменилось подлостью, трусостью, малодушием. Отчасти так оно и было. НоЧернышевский намеренно сгущает краски, его оценка повести Тургенева – не толькоотклик на литературный текст, но и аргумент в идеологической борьбе времени.
Обратившисьспустя почти полтора века к работе знаменитого критика, мы ясно видим,во-первых, тенденциозность (пристрастность, необъективность) произведенногоЧернышевским разбора повести, во-вторых, эмоционально-оценочный характерэпитетов, направленных в адрес главных героев (господин Н.Н. – «дряннееотъявленного негодяя», Ася – «существо зависимое, существооскорбляемое»). Но несмотря на свою отчетливую тенденциозность, статьясодержит интересные и вполне справедливые наблюдения.
Отзывыдругих литераторов того времени тоже основаны на эмоциях. В. П. Боткин писал,что «Ася» далеко не всем нравится. По его мнению, лицо Аси неудалось. П. В. Анненков и Салтыков-Щедрин восторгались повестью, Некрасов тожевосхищался, но сцену свидания хотел изменить, «смягчить и поубавить»упреки Н.Н. в адрес Аси.
Приведенныесведения помогают нам понять, как воспринималась повесть современниками.
Некоторыеисследователи творчества Тургенева (П. В. Анненков) пишут о «тайном»психологизме автора. Они пишут: «Своеобразие и сила тургеневского анализа,его неповторимость и сохраняющееся очарование заключаются в том, что Тургеневаболее всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь,должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости от ощущениясвоей слиянности с окружающим миром».
Этанаправленность тургеневского психологизма, обнаруживалась в его ранних повестяхи отчетливо прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Вэтой сфере психологии он проявил себя большим мастером, улавливавшимдействительно тончайшие, зыбкие движения души, почти не переводимые влогические категории".
Чтобыопределить, о какой любви писал Тургенев, нужно еще раз внимательно вчитаться втекст повести, пытаясь понять, что же произошло между главными ее героями.
Автобиографическаяоснова повести
Воснове повести «Ася» автобиографические сведения.
В1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родиласьвнебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила вимении Тургеневых, в Спасском. Положение ее было унизительное и жалкое. МатьИвана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворняназывала Полю злорадно «барышней».
В1859 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, котораявоспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочьТургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом точь-в-точьистория Аси, история ее странной жизни, сотканной из противоречий.
Основнаятема повести
Повесть«Ася» — о любви и только о любви, которая, по мнению Тургенева, «сильнеесмерти и страха смерти» и которою «держится и движется жизнь».Эта повесть имеет необыкновенное поэтическое обаяние, красоту и чистоту.
Главнаятема повести – любовь. Все о ней, о любви, о серьезном и строгом, о сокровенноми важном… В основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-закаких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя,который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившейего девушки.
Любовь…Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как,пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимающимрождение вечно юного чувства – любви. Как справиться с сердечной болезнью? Какодолеть печаль? Безответная любовь – что это? Как первой сказать «люблю»человеку, в котором ты не совсем уверена? Как пережить страдания отвергнутойлюбви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви,как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит! Краскистановятся ярче, звуки отчетливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует,острее видит, сердце его открывается для красоты, добра.
Вопросыи вопросы… Прямых ответов на них мы не найдем у Тургенева, но все тургеневскиегерои проходят испытание любовью, своего рода проверку на жизнеспособность.Один из исследователей творчества Тургенева П. Анненков писал, что повести ирассказы Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическаязагадка». Вот нам и предстоит попытаться разгадать эту психологическуюзагадку, понять, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открытьнам тайны душевных переживаний; проследить, как знакомство Н.Н. с Гагинымиперерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником каксладостных романтических волнений, так и горьких терзаний, которые потом, сгодами, хоть и утратили вою остроту, обрекли героя на судьбу бобыля.
Будучисосредоточенной на вопросах любовно-психологических, повесть эта не может невызвать интереса.
Образглавного героя
Главныйгерой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, — двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, «безвсякой цели, без плана». Юноше незнакомы мучительные раздумья о смыслесуществования. Единственное, что руководит героем в жизни, — это егособственное хотение: «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня непереводились, заботы не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел,процветал, одним словом, — признается рассказчик „…я жил без оглядки“.
»Безоглядки" — показатель степени его социальной раскрепощенности, котораяопределяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскимизаботами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой вплане морально-этическом.
«Безоглядки» — значит, не задумываясь о последствиях своих поступков, «невозлагая на себя ответственности за судьбу ближнего».
«Безоглядки» подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений идействий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны.
Каквидим, характер героя повести с самого начала задан автором как довольно противоречивый.С одной стороны, настроенность на волну собственных хотений свидетельствует обизвестной эгоистичности его натуры. Вместе с тем глубокая внутренняяпотребность героя – влечение к обществу, а это противоречит эгоизму. Имруководит любопытство, неподдельный интерес к миру, к людям: «Менязабавляло наблюдать людей… да я даже не наблюдал их, я их рассматривал скаким-то радостным и ненасытным любопытством». Однако устремленность героянавстречу людям отчасти мнимая, ведь роль стороннего наблюдателя подразумеваетнекую приподнятость над окружающими людьми, оторванность от общества. Но в тоже время, наряду со стремлением занять позицию ведущего, он не испытывает нималейшего дискомфорта и от положения ведомого: «В толпе мне было всегдаособенно легко и отрадно; мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когдадругие кричали, и в то же время я любил смотреть, как эти другие кричат».Заметим, что в итоге именно ведомость, которой на поверку обернулась свободаволеизъявления героя, именно зависимость от мнения «толпы», отрасхожих социально классовых предрассудков помешала герою обрести счастье:полюбив, он так и не отважился связать свою судьбу с девушкой более низкогопроисхождения, незаконнорожденной дочерью помещика.
Тургеневмастерски показывает зарождение и эволюцию любовного чувства в герое. Припервом свидании девушка, которую увидел господин Н., показалась ему оченьмиловидной.
Далее– беседа в домике Гагиных, несколько странное поведение Аси, лунная ночь,лодка, Ася на берегу, бросающая неожиданную фразу: «Вы в луны столбвъехали, вы его разбили…», звуки ланнеровского вальса – этого достаточнодля того, чтобы герой почувствовал себя беспричинно счастливым. Где-то вглубине души у него рождается мысль о любви, но он не дает ей ходу. Вскоре судовольствием, даже со скрытым самодовольствием герой начинает догадываться,что Ася его любит. Он утопает в этом блаженном сладостном чувстве, не желаязаглядывать в самого себя и ускорять события. Не такова Ася. Полюбив, онаготова на самые крайние решения. И этих решений требует от героя. Но когдаГагин заводит разговор о женитьбе, Н.Н. снова уходит от ответа, как когда-тоуходил от него в разговоре с Асей о крыльях. Успокоив Гагина, он начинаеттолковать «хладнокровно по мере возможности» о том, что следуетпредпринять в связи с запиской Аси. А затем, оставшись один, раздумывая опроисшедшем, замечает: «Любовь ее меня и радовала и смущала… Неизбежностьскорого, почти мгновенного решения терзала меня…». И приходит к выводу: «Женитьбана семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!».
Структураобраза рассказчика в повести очень непростая. По первому предложению повести мыпонимаем, что история эта записана со слов Н.Н. Тот, кто якобы записал ее,обнаруживает себя всего двумя словами: "… начал Н.Н." Затем Н.Н.рассказывает повесть о своей любви, ему в это время, вероятно, около пятидесятилет. В повести одновременно сосуществуют несколько Н.Н.:
— Н.Н. пятидесяти лет;
— Н.Н. двадцати пяти лет – такой, каким он был в реальности (обнаруживается впоступках);
— Н.Н. двадцати пяти лет – такой, каким видит его Н.Н. в пятьдесят лет(обнаруживается через попытки самоанализа).
Повестьимеет форму воспоминаний, которыми делится Н.Н. спустя двадцать пять лет послевстречи с Асей. Временная дистанция необходима Тургеневу для того, чтобы датьпостаревшему герою возможность взглянуть на себя со стороны, вынести самомусебе приговор.
Такимобразом, читатель видит Н.Н. – молодым человеком лет двадцати пяти, веселым,беззаботным, живущим в свое удовольствие. Он тонко чувствует красоту природы,наблюдателен, начитан, приобрел познания в области живописи и музыки,общителен, испытывает интерес к окружающему миру, к людям. А вот к труду онравнодушен, да и нет ему надобности в этом. Тем не менее, при всех своихдостоинствах и недостатках он сумел тронуть сердце Аси.
Рольпейзажа в повести
Большуюроль в раскрытии человеческого характера играет пейзаж.
Самгерой признается, что «не любил так называемых красот» природы, «нелюбил, чтобы она навязывалась», «мешала» сосредоточить вниманиена человеке. Маленький, уютный немецкий городок как раз и привлекает героясвоей простотой, тем, что в нем нет ничего «величественного» и «сверхинтересного»,а более всего – своей умиротворенностью, которая чувствуется во всем. Неслучайно, знакомя читателя с З., автор живописует его в ночное время суток,когда городок «чутко и мирно» дремлет. Лунный свет повествовательназывает «безмятежным», лучи ночного светила – «неподвижными»;свисток ночного сторожа звучит «сонного», и собака ворчит «вполголоса»,и свечки «скромно теплятся в узких окнах». И даже воды знаменитогоРейна «скользили мимо, чуть-чуть вспухая и урча», и кораблики,пущенные на воду детворой, «тихо бежали на слабо надувшихся парусах».Обосновавшись в З., герой чувствует себя довольно комфортно, быт может, потому,что спокойный, размеренный ритм жизни З. удивительным образом соответствуетбиоритму его собственного организма. Неторопливо прогуливается Н. Н. по тихимулочкам или мирно посиживает на берегу речки, проводя время в приятномсозерцании.
Вповести Тургенева каждая деталь пейзажа по-своему живет и дышит. «Виноградныелозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-топробегало в тени около старинного колодца,… а воздух так и ластился к лицу…».Все говорит о том, что покой уснувшего городка всего лишь видимость: статикатаит в себе беспрерывное движение, за видимой умиротворенностью отчетливоощутим напряженный пульс идущей своим чередом жизни.
Сопоставлениеповести «Ася» и «Доктора Фауста» Гете.
Заключительныестроки: «Липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже дышала, ислово „Гретхен“ — не то восклицание, не то вопрос – так и просилосьна уста» — не только передают восторженное состояние души героя,очарованного прелестью летней ночи, но и придает изображению некий национальныйколорит.
ИмяГретхен не случайно упоминается на страницах повести Тургенева.
Какизвестно, одно из искушений, предложенных Мефистофелем Фаусту – это искушениелюбовью. Мефистофель сводит Фауста с Маргаритой и помогает ему удовлетворитьвспыхнувшую страсть. Однако то, что вначале представлялось простой прихотью,перерастает в серьезное чувство. Тем не менее, Фауст, увлекаемый Мефистофелем кновым соблазнам, забывает о своей возлюбленной. Отвергнутая людьми, оставленнаяженихом, в отчаянье Маргарита убивает только что родившуюся дочь. Фауст слишкомпоздно узнает о трагической судьбе своей возлюбленной. Он пытается освободитьее из тюрьмы, куда она заключена за убийство ребенка, но молодая женщина,мучимая раскаянием, решает принять расплату за грехи, ответить за содеянноеперед Божьим судом.
Упоминаниев «Асе» о Гретхен (уменьшительное от Маргариты), безусловно, весьмамногозначительно. И тургеневская Ася и Гетевская Маргарита – два юных создания,едва вступивших во «взрослую» жизнь, соприкосновение с которойзаканчивается драматически для обеих. И та и другая впервые познали любовь, ита и другая оказались обманутыми в своем первом чувстве (Тургенев, правда, недопускает грехопадения своей героини). Это что касается сходства на сюжетномуровне. При более глубоком анализе женских образов также можно выявить немалообщего, отметив, впрочем, и отчетливо видимые черты различия. В духовном планегероиня поэмы Гете довольно непритязательна. Она не может понять высокихинтеллектуальных запросов своего возлюбленного.
Говоряоб Асе, приходится отметить, что образование, полученное героиней довольнонесистематично. Но ни Н.Н., ни читатель не делают вывода о духовнойограниченности тургеневской героини, ибо, в отличие от Маргариты, в Асе великостремление к познанию, к самосовершенствованию. «Скажите мне, что я должнаделать? Я все буду делать, что вы мне скажете», — почти умоляет она Н.Н…Фраза эта, кстати говоря, удивительным образом перекликается со словамиМаргариты, обращенными к Фаусту.
Ядля тебя на все согласна!
Тыприковал какой-то чудной силой
Меняк себе: на все готова я;
Ибольше сделать, кажется нельзя,
Чемдля тебя я сделала мой милый!
Однакосмысл, вложенный в сказанное героинями двух различных эпох и произведений,отнюдь не одинаков. «Я все буду делать, что вы мне скажете» — в устахтургеневской героини означает признание за возлюбленным роли идейногоруководителя. В словах Аси – жажда приобщения к подлинным духовным ценностям,жажда выхода на новый виток интеллектуального и нравственного развития. Всловах же Маргариты: «Я для тебя на все согласна!» — напротив, несоздание, а разрушение моральных запретов, готовность переступить через то, чтоеще недавно представлялось незыблемым. Как видим, здесь русская девушка стоит нанедосягаемой высоте.
Наконец,рассмотрим параллель «Фауст – господин Н.Н.». На первый взгляд, вН.Н. нет ничего фаустовского. И, тем не менее сближает обеих та трагическаяроль, которую им довелось сыграть в жизни своих возлюбленных. Так, Фауст нетолько не обрел счастья и гармонии в любви к Маргарите, но, со своей стороны,выступил разрушителем чужого, пусть ограниченного, и все же по-своему цельногомирка.
ПодобноФаусту, герою повести Тургенева также суждено было стать лишь разрушителемнадежд юной души. Миссия наставника, с наивной доверчивостью возложенная нанего Асей, оказалась Н.Н. явно не по плечу.
Главнаягероиня повести. Ася – «тургеневская девушка».
Втораяглава переносит читателя на противоположный берег Рейна, где находится другойгородок – Л… В Л. Жизнь бьет ключом. Там нет и следа той тишины иумиротворенности, что характерна для З… На площади развеваются флаги, играетгромкая музыка. Несмотря на то, что герою повести больше сродни спокойствие,его притягивает и иной ритм жизни: «Все это радостное кипение жизни юной,свежей, этот порыв вперед – куда бы то ни было, лишь бы вперед, — этодобродушное раздолье меня трогало и поджигало. „Уж не пойти ли к ним?“- спрашивал я себя…» Немаловажен тот факт, что именно здесь, на праздникежизни Н.Н. встречает Асю – девушку, которая являет собой самое жизнь.
Асяотнюдь не красавица, хотя кажется повествователю «очень миловидной».Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой «тургеневскойдевушки». «Тургеневские девушки» — героини, у которых ум, богатоодаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту исердечную искренность; это пленительные непосредственные натуры без какой-либофальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. В обликесвоих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческаянеповторимость.
Натурахудожественная, романтическая, Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающегомира. «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», — кричит она Н.Н…Об этом же говорит выбор «места жительства». Брат и сестра поселилисьза городом в «небольшом домике», стоявшем «на самом верху горы»,и не устают восхищаться прелестью здешних мест. "- Вот и наше жилище! –воскликнул Гагин, как только мы стали приближаться к домику… оглянитесь… каковвид?". Восторг хозяев передается гостю. «Вид был, точно, чудесный, — записывает рассказчик. – Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зеленымиберегами; в одном месте он горел багряным золотом заката…». Природа какбудто распахнула свои объятья навстречу подлинным ее ценителям: «Приютившийсяк берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы иполя. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше…». Однако более самихприродных красот героям импонирует раздолье, открывающееся с высоты. Пошлость имирская суета словно остаются где-то далеко внизу, у подножия горы. Даже звукимузыки, «пошлые и грубые» вблизи, в отдалении, по словам Гагина,воспринимаются совсем иначе: "…Так и шевелит в вас все романтическиеструны".
Самаповесть называется «Ася», по имени главной героини, так как онаоказалась не только лучшей по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась навсю жизнь неповторимой в памяти рассказчика. С первых же минут появления ее настраницах рассказа читатель начинает чувствовать, что героиню окутываеткакая-то тайна. Гагин представляет ее как свою сестру. Но она нисколько непоходила на своего брата. Тайна Аси раскроется через некоторое время из устсамого Гагина.
Отецего, Николай Гагин, «человек весьма добрый, умный, образованный»,женился рано, по любви. Жена его умерла, когда сыну едва исполнилось шестьмесяцев. Спустя несколько лет после смерти жены Николай Гагин сошелся сгорничной своей жены, Татьяной. Когда младший Гагин поступил в юнкерскую школу,Асе, незаконнорожденной дочери помещика, было уже два года. Татьяна несогласилась стать женой барина и жила с дочерью у своей сестры, скотницы.
УТатьяны, видимо, присутствовало интуитивное понимание того, что она не можетсоответствовать социальной роли барыни, что отношение крестьян к ней и к еедочери всегда будет двусмысленным с негативным оттенком. Желая избежатьзлоречия, она воспитывала дочь в строгости, стремилась к тому, чтобы Асяусвоила роль крестьянки.
Ещечерез семь лет Ася осталась сиротой и очутилась в господском доме. Ее отец, несмея признать ее открыто как свою дочь, говорил, что взял ее «напрокормление». Гагин, рассказывая Н.Н. историю Аси, произносит такуюфразу: «Представьте же себе, что должно было произойти в Асе, когда еевзяли к барину. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда ей в первый разнадели шелковое платье и поцеловали у ней ручку».
Такчто же должно было произойти в душе Аси?
Глубокоепотрясение должна была испытать детская душа, для которой весь мир перевернулсяс ног на голову. Нарушился незыблемый, казалось бы, порядок, установленный длянее матерью, порядок, которому подчинялось все вокруг.
Ася,получившая атрибут дворянки (шелковое платье, проживание в господском доме,внешнее почтение со стороны слуг), не получила тем не менее дворянскогостатуса. Она не была законной дочерью и чувствовала себя «на прокормлении».Ее судьба полностью зависела от настроения отца: "… бывало, я по одномупапашиному кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет".
Однусоциальную роль у нее отняли, а другую не присвоили.
Наформировании характера Аси сказалась и искусственная изоляция от мира: "…кроме отца она никого не видала". Это привело к отсутствию опыта общенияименно в том возрасте, когда развиваются основные навыки социальной ориентации.
Гагинрассказывает: «Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала,что барин ее отец; но она также скоро поняла свое ложное положение; самолюбиеразвилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренились,простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставитцелый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдиласьсвоего стыда, и гордилась ею».
Гордиласьпотому, что мать была прекрасной, простой, строгой и умной женщиной; стыдилась,потому что, рожденная матерью-крестьянкой, не могла чувствовать себяестественно в дворянской среде; стыдилась стыда, так как по достоинствуоценивала лучшие качества своей матери. Все существо девочки протестовалопротив искусственной и надуманной ситуации, в эпицентре которой она оказалась.
Позже,оставшись сиротой, Ася привязалась к брату, затем «выжила» вПетербургском пансионе четыре года. «Ася была чрезвычайно понятлива,училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень,упрямилась, глядела букой…»
Послесемнадцати лет, когда оставаться долее в пансионе стало невозможным для Аси,Гагин выходит в отставку, забирает сестру и едет с нею за границу.
Путешествуяс братом по Германии, Ася отчаянно ищет себя, пытается понять сущность своейличности, интуитивно чувствуя, что социальная роль еще не составляетчеловеческой индивидуальности. Но мир вокруг нее таков, что все проявления душистрого регламентированы социумом.
Романтическаянедоговоренность образа Аси, печать таинственности, лежащей на ее характере иповедении, придают ей притягательность, очарование, а всей повести –неизъяснимый поэтический колорит.
Авторраскрывает особенности характера героини через описание внешности, поступков. Олице Аси рассказчик говорит: "… самое изменчивое лицо, какое я тольковидел". А затем пишет: «Ее большие глаза глядели прямо, светло,смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становилсяглубок и нежен…». Лицо и вся внешность Аси, видимо, подстать характерухозяйки, имеет предрасположенность быстрому и внезапному изменению. Тургеневпочти не называет чувств, которые владеют героиней в тот или иной промежутоквремени, он в изменениях, в движении рисует ее портрет – и читатель понимает,что совершается в ее душе. Писатель тщательно следит не только за содержаниемречей, которыми обмениваются герои, но и за тоном, которым произносятся речи, иза «поединком» взоров, выражений лиц, за бессловным общениемсобеседников.
Основноепредставление о героине складывается из ее поступков и поведения в разныхситуациях. Поведение Аси можно в полной мере назвать экстравагантным. Она состаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет ишалит, положив сломанную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом; тонадевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду тщательнопричесанная, перетянутая и в перчатках; то в стареньком платьице тихо сидит запяльцами – совсем как простая русская девушка; то нарушая всякие правилаприличия, готовая на все, назначает свидание молодому человеку наедине;наконец, решительно порывает с ним и окончательно уезжает из города, чтобыпотерять своего любимого навсегда.
Вчем причина такой экстравагантности героини? Как тонкий психолог, Тургеневчасто заставляет самого читателя делать выводы, сопоставляя факты.
Ещеодин прием использует автор, чтобы дать более полное представление о героине –отзывы о ней других лиц. Прежде всего, это ее брат. Рассказывая о детских годахАси, он обращает внимание на ненормальные условия воспитания, что не могло несказаться на повышенной ранимости, на самолюбии. Да и сама героиня постоянноразмышляет о себе, раскрывая свою душу в как будто случайно брошенных словах. Итогда мы узнаем, что она мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, натрудный подвиг… А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?».
Далеконе заурядная девушка, она мечтает, как говорит Гагин, о герое, необыкновенномчеловеке, или живописном пастухе в горном ущелье.
Асюманят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожитьнедаром, след за собой оставить», а также совершить «трудный подвиг»по силам любому человеку. Н.Н. давно разуверился в подобных вещах. И конечно,крылья, о которых упоминает тургеневский герой, это крылья любви, в первуюочередь. Глубинный смысл высказывания рассказчика о крыльях, которые могутвырасти у человека, выходит за рамки любовной тематики. Когда говорят обокрыленности, то имеют в виду способность человека воспарить над обыденностью.Метафора эта настолько близка и понятна Асе, что она тут же «примеривает»ее к себе («Так пойдемте, пойдемте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мывообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья»), высвечиваетдоминанту характера героини: тревожную порывистость души в ее устремленности квозвышенно идеальному. Таким образом, характер Аси противоречив, ее поступкичасто непредсказуемы, как сама жизнь. Н. Н. боится Асиной «странности»,боится неожиданностей и беспокойств, которое ему сулит женитьба на ней.
Рассказываяисторию пробуждения в душе этой девушки сильного и глубокого чувства любви,Тургенев с большим мастерством художника-психолога раскрывает самобытную натуруАси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», — говорит о нейГагин. Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образкоторой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет,чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о смелом и вольномполете в неизведанную высь. «Если бы мы с вами были птицы, — как бы мывзвились, как бы полетели»… — говорит Ася человеку, которого она полюбила.
Ноей пришлось горько разочароваться: господин Н.Н. не принадлежит к числу героев,способных на смелый подвиг, на сильное, самозабвенное чувство. Он по-своемуискренне увлечен Асей, но это не настоящая любовь, свободная от сомнений иколебаний. Когда Гагин прямо ставит перед ним вопрос: «Ведь вы не женитесьна ней?» — он трусливо избегает ясного ответа, потому что неизбежностьскорого, почти мгновенного решения терзала его. Даже наедине с самим собой онне хочет признаться, что его пугает не только дикий нрав семнадцатилетнейдевочки, но и «сомнительное» ее происхождение, потому что в егонатуру слишком глубоко въелись барские предрассудки. В сцене последней встречис Асей Тургенев развенчивает своего героя, рисуя его человеком нерешительным,безвольным и трусливым.
Последнеесвидание.
Сценапоследнего свидания подготовлена всем предшествующим динамичным сюжетнымразвитием повести: случайным знакомством персонажей, их встречами и беседами.Свидание назначает сама Ася, поступая в данном случае как пушкинская Татьяна, — как и она, первой признаваясь избраннику сердца в любви.
ЧувствоАси к Н.Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и также неотразимо, гакгроза», по словам Гагина. Обратим внимание на художественное пространствоэпизода. Свидание Н.Н. и Аси происходит в небольшой, в довольно темнойкомнатке, в домике вдовы бургомистра, фрау Луизе. Закрытость и укромностьпространства, в котором происходит сцена свидания, подчеркивают скрытность Аси,глубину ее чувства к Н.Н… Большинство других встреч персонажей происходят воткрытом природном пространстве.
Сценасвидания наиболее ясно отражает психологическое противоречие, несовпадениепсихологических ритмов Н.Н. и Аси. Полнота чувства, испытываемого Асей, ееробость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословныхрепликах, едва слышных в тишине темной комнаты.
Напротив,Н.Н., которому принадлежит инициатива в диалоге, многословен, он словностремится за упреками и громкими восклицаниями скрыть свою неготовность кответному чувству, неспособность отдаться любви, которая столь медленновызревает в его созерцательной натуре. Любовь Н.Н. к Асе, подчиняясьприхотливой игре случая или роковой предопределенности судьбы, вспыхнетпозднее, когда ничего уже нельзя будет поправить.
Геройсам признает это: «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мнееще не было ясного сознания моей любви… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишьнесколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я сталискать и звать ее… но уж тогда было поздно».
Такимобразом, сцена свидания, в которой читатель в последний раз встречается сглавной героиней повести, окончательно проясняет сложный, противоречивыйхарактер героини. Испытав в короткое время свидания целую гамму чувств — отробости, мгновенной вспышки счастья и полной самоотдачи («Ваша… — прошептала она едва слышно») до стыда и отчаяния, Ася находит в себе силысама прекратить мучительную сцену и, победив свою слабость, «с быстротоюмолнии» исчезает, оставив Н.Н. в полной растерянности.
Таки заканчивается история о любви странной девушки Аси.
Тургеневсклонен осуждать нерешительность Н.Н… он объясняет такое решение известнымлегкомыслием и даже безответственностью юности, верой молодого человека в то,что жизнь бесконечна и все может повторится. Очевидно, именно поэтому он в тегоды не слишком долго грустил по Асе, лишь спустя много лет он понял значениевстречи с ней в своей жизни. Отодвигать решение на неопределенный срок –признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности засебя и окружающих в каждую минуту своей жизни.
Такпочему же не состоялось счастье героев?
Возможнопотому, что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережилакульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов тольконаслаждаться романтическим созерцанием; он тогда в себе не чувствовал того, чтоснимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви к нему пришлопозднее. Причины жизненной драмы героев кроются в разности их психологическогосклада, их темпераментов.
Повесть«Ася» предоставляет много возможностей для организацииисследовательской деятельности учащихся.
Читая«Асю», ученики первый раз встречаются с произведением о любви,которое им предстоит обсудить в классе. От того, насколько серьезным будет этообсуждение, зависит многое в дальнейшей работе с материалом, посвященным этойтеме. На наш взгляд, не стоит сосредотачиваться на разговоре о прототипахгероев повести: все внимание необходимо направить на анализ текста.

ГлаваIII. Практическаячасть
Прежде чем приступить к написанию нашей работы мывыдвинули гипотезу. Чтобы подтвердить наше предположение был проведенэксперимент.
Практическое задание отрабатывалось в школе № 41 в 7 «а»классе. В эксперименте принимали участие 17 человек. На параллели седьмыхклассов этот класс – самый сильный. У учащихся хорошая успеваемость политературе. На уроке дети активно работают, высказывают свои суждения, успешновыполняют самостоятельные работы. Программа по литературе, по которой обучаютсяшкольники, предусматривает изучение повести «Ася» в 8 классе, поэтомумы изучали повесть факультативно.
Учащиеся изучают литературу по учебнику под редакциейГ.И. Беленького. В центре внимания учащихся выдающиеся произведения русскихписателей. Школьники получают общее представление о писателях – их жизни итворчестве, о связи изучаемых произведений с историческими условиями, в которыхони были созданы и которые в них так или иначе отразились. Можно выделить впрограмме две основные идеи курса литературы: любовь к родине как основа жизничеловека; смысл жизни, к осознанию которого на определенном этапе подходитчеловек. Патриотическая идея выражена в ряде произведений в прямой форме.
Изучение литературы в седьмом классе играет важнейшуюроль, так как именно в этот период происходит интенсивное формированиеценностной ориентации школьников. В этой ситуации повышается роль личностиучителя, становятся особенно важными нравственные проблемы, поднимаемыелитературой.
Содержание курса учитывает читательские интересы ивозрастные особенности школьников.
При изучении произведения педагогу важно учитывать всестадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом: первичное восприятие ипонимание, анализ, углубленное понимание, оценку.
Ученик движется от понимания смысла слова в произведениик умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного.Авторы программы рекомендуют учителю обращать внимание на работу по развитиюречи, на расширение словарного запаса учащихся, на умение формулироватьсобственные мысли и впечатления.
Перед тем как приступить к изучению повести «Ася»,мы провели с учащимися анкету. В анкете были предложены вопросы, касающиесяжизни и творчества писателя и несколько вопросов по повести «Ася». Ниодин из учащихся не справился с анкетой. 11% допустили по семь и по шестьошибок, 41% учащихся допустили пять ошибок, 23% допустили четыре ошибки, 6%допустили три ошибки и одну ошибку. Большинство ошибок было допущено в вопросах,которые касаются понимания учащимися повести «Ася».
Конспект урока.
Класс 7 «а».
Тема: Тема любви в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася».
Цели:
Обучающие – подготовить учащихся к восприятию повести «Ася»;проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за ее развитием;выявить, с помощью каких средств автор передает психологическое состояниегероев; обучение анализу эпизода.
Развивающие – формировать навыки устной связной речи;формировать навыки выразительного чтения.
Воспитательные – формировать у учащихся интерес крусской литературе; способствовать воспитанию у учащихся нравственных качеств.
Методические приемы: слово учителя, беседа,выразительное чтение, анализ художественного текста.
Тип анализа: анализ развития действия с элементамианализа художественного образа.
Ход урока:
Любовь, любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново?
Томленье духа ты или благодать?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :