Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности управления развитием образования в Саратовской области

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.       Некоторыеспособы реализации программы, направленной на развитие образования в регионе…………………………………………………..……….4
1.1.    Сельскийшкольный автобус………………………………………………7
1.2.    Оснащениешкол учебно-наглядными пособиями и оборудованием....9
1.3.    Доступк Интернету………………………………………………………11
1.4.    Поддержкаталантливой молодежи……………………………………..14
1.5.    Повышениеуровня воспитательной работы в школах………………..17
2. Результатывсероссийского конкурса региональных комплексных проектов модернизацииобразования…………………………………………………..…20
3.       Комплексныйпроект модернизации системы образования Саратовской области…………………………………………………………………………....23
3.1.     Введениеновой системы оплаты труда работников общего
Образования……………………………………………………………………...25
3.2. Переход на нормативное подушевое финансированиеобщеобразовательных учреждений (НПФ)…………………………………….27
3.3. Развитиерегиональной системы оценки качества образования…………28
3.4. Развитие сети общеобразовательныхучреждений……………………….30
3.5. Расширениеобщественного участия в управлении образованием……..31
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список использованныхисточников…………………………………………...33

Введение
Совершенствование системыобразования составляет приоритетное направление развития области.
Организационной основойгосударственной (областной) политики в сфере образования являются областные программыразвития образования.
Экономическая политикав сфере образования области направлена на поддержку и развитие образовательныхучреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм, форм собственностии ведомственной принадлежности.
Цельюнашей курсовой работы является рассмотрение темы «Особенности управленияразвитием образования в регионе ».
Переднами стоят следующие задачи, такие как рассмотрение проектов модернизациисистемы образования Саратовской области, развития региональной системы оценкикачества образования, развития сети общеобразовательных учреждений.
Исследованиеособенностей социально-экономического развития муниципального образованияпозволяет решить ряд методических и практических вопросов совершенствованияуправления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночныхфакторов и региональных особенностей. Практическая реализация самоуправлениярегионов, сковывание инициативы на местах обусловлено нечёткостью разграниченияфункций центральных и местных органов, неопределенностью генеральной линии потаким важнейшим направлениям экономической политики как приватизация,реструктуризация экономики.
При выполнении даннойкурсовой работы нами были использованы материалы периодической печати.

1.       Реализация программ направленная на развитиеобразования в регионе
Нареализацию национального проекта «Образование» в Саратовской области направлено236,2 миллиона рублей.
Завосемь месяцев 2006 года финансирование реализации основных направлений национальногопроекта «Образование» на территории Саратовской области составило 236,2 млн.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 161,2 млн. руб., засчет средств областного бюджета – 74,9 млн. руб. Эти данные были озвученыминистром образования Саратовской области Игорем Плеве на заседаниимежведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту«Образование», прошедшем 26 сентября в Москве.
Каксообщил Игорь Плеве, в рамках направления «Инновационные школы» Саратовскойобласти была выделена квота – 53 общеобразовательных учреждения, которые порезультатам конкурсного отбора смогут получить по 1 млн руб. Для проведенияконкурса была сформирована экспертная комиссия, в состав которой вошлипредставители образовательного сообщества и общественных организаций, таких какобластной комитет профсоюза работников образования и науки, областной советветеранов педагогического труда, молодежный совет области и других. Нарассмотрение комиссии было представлено 96 заявок от школ Саратовской области,и по итогам конкурсного отбора победителями стали 28 городских и 25 сельскихшкол. По словам Игоря Плеве, средства, предназначенные школам, уже поступили вобласть в полном объеме (53 млн руб.). Кроме того, в областном бюджетепредусмотрены средства на проведение капитального ремонта зданийшкол-победителей, для каждой школы – по 1 млн руб. 30% этих средств – 15,9 млнруб. – уже выделено этим общеобразовательным учреждениям.
Какрассказал министр образования Саратовской области, в регионе в срок былпроведен конкурс лучших учителей. По итогам конкурса и согласно федеральнойквоте было отобрано 177 победителей, из которых 40% – сельские учителя.Персональные денежные выплаты в размере 100 тыс. руб. каждому педагогу ипочетные грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации учителяполучат к Международному Дню учителя в начале октября 2006 года. Нарегиональном уровне также было выделено 0,4 млн. руб. для проведения конкурсапрофессионального мастерства «Учитель года»/1/.
Каксообщил Игорь Плеве, в настоящее время четыре вуза области готовятся к участиюво втором этапе конкурсного отбора высших учебных заведений, внедряющихинновационные образовательные программы.
Пословам министра образования региона, в рамках направления «Повышениевоспитательной работы в школах» общая сумма дополнительных выплат класснымруководителям за восемь месяцев 2006 года составила 110,2 млн. руб. Эти доплатыполучили 14 588 учителей области. Кроме того, в рамках софинансирования данногонаправления в консолидированном бюджете области на текущий год предусмотрено81,8 млн. руб., из которых за прошедшие восемь месяцев уже выплачено 55,6 млнруб. В связи с расширением перечня образовательных учреждений, классныеруководители которых имеют право на дополнительные выплаты, в области былпроизведен перерасчет сумм, необходимых на эти цели. Выяснилось, что необходимодополнительно 9,55 млн. руб. В настоящее время из федерального бюджета в регионпоступило 7,966 млн. руб. Выплата указанного вознаграждения начнется послевнесения изменений в областной бюджет на 2006 год.
Врамках реализации направления «Поддержка талантливой молодежи» квота дляСаратовской области составляет 25 премий по 30 тыс. руб. Как сообщил ИгорьПлеве, конкурсный отбор победителей региональных и межрегиональных олимпиад былпроведен и список юных талантов области был направлен в Москву. Помимо этого вфедеральный список кандидатов на получение премий в 60 и 30 тыс. руб. ужевключено 30 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсныхмероприятий. Таким образом, в 2006 году Саратовская область получит более 50премий для талантливых детей, подростков и молодежи. Выплата премий будетосуществлена в октябре-ноябре текущего года.
Пословам министра образования Саратовской области, в подключении к сети Интернетв настоящее время нуждаются 1294 школы региона. В рамках участия области вреализации данного направления нацпроекта проведен открытый конкурс на созданиеобразовательного портала Саратовской области. Кроме того, за семь месяцев 2006года обучение информационно-коммуникационным технологиям прошли 1284преподавателя и руководителя общеобразовательных школ/1/.
Вчасти оснащения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием иреализации направления «Сельский школьный автобус» подписано соответствующеесоглашение между Федеральным агентством по образованию и правительствомСаратовской области. Данным соглашением предусмотрена поставка в школы области153 комплектов учебного оборудования, среди них по 30 кабинетов физики, химии ибиологии, 31 кабинет географии и 32 интерактивных доски. В соответствии с соглашениемобязательства области включают поставку 196 комплектов учебного оборудования:100 кабинетов истории и 96 кабинетов математики. Что касается сельских школьныхавтобусов, то за счет федерального бюджета будет закуплено 33 транспортныхсредства, а за счет областного – 26.
Завершаясвой доклад, министр образования Саратовской области определил основные задачипо реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территорииСаратовской области до конца 2006 года. По его словам, планируется созданиеассоциаций школ и лучших учителей, победивших в конкурсах, для распространенияих инновационного опыта и содействие вузам в подготовке ко второму конкурсуинновационных программ.
1.1.    Сельскийшкольный автобус
Пооценкам Федерального агентства по образованию, на начало реализациинационального проекта потребность сельских школ в автобусах составляла более10,5 тыс. машин.
В2006 году на закупку автобусов для сельских школ из федерального бюджета былвыделен 1 млрд. руб. С учетом софинансирования данного направления регионами всельские школы в 2006 году планировалось направить не менее 3500 единицавтотранспорта: 1750 за счет средств федерального бюджета и 1750 за счетбюджетов регионов. Фактически федеральным центром было закуплено и поставлено1769 единиц автотранспорта.
В2007 году транспорт для сельских школ планируется закупить в том же объеме.Предполагается, что при сохранении таких же темпов поставок за четыре годароссийские сельские школы могут быть полностью обеспечены автобусами.
Регионаминаиболее востребованы автобусы вместимостью до 11 и 22 мест. Разработанныетребования к школьным автобусам включают в себя около 40 условий, призванныхобеспечить детям безопасность и комфорт при перевозке и соответствовать нормамГОСТа для перевозки детей. Кроме того, учтены интересы инвалидов: в требованияхк школьному транспорту четко указана необходимая ширина прохода и обязательноналичие мест для двух кресел-колясок. Автобусы для перевозки детей окрашены вярко-желтый цвет, наиболее заметный в дорожных условиях, а специальноеустройство не позволяет развивать школьному автобусу скорость выше 60 км/ч. Призаказе техники также учитываются климатические особенности регионов. Так, врегионы с суровым климатом будут направлены специальные утепленные автобусы.
В2006 году Рособразование проанализировало потребность образовательныхучреждений субъектов Российской Федерации в школьных автобусах и сформировалосоответствующую базу данных. Объем федеральных поставок автобусов в каждыйрегион определялся в зависимости от количества учащихся сельских школ и отуровня бюджетной обеспеченности.
Уточнятьпотребность регионов в автобусах планируется ежегодно.
Всоответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 сентября2006 года № 551 и от 28 декабря 2006 года № 815 закупленные на средствафедерального бюджета автобусы передаются Федеральным агентством по образованиюв собственность субъекта Российской Федерации, после чего самостоятельнораспределяются органом управления образованием субъекта Российской Федерации помуниципальным общеобразовательным учреждениям, расположенным в сельскойместности.
Вопросысодержания, обеспечения горюче-смазочными и расходными материалами такжерешаются на местах региональными властями/2/.
1.2.    Оснащениешкол учебно-наглядными пособиями и оборудованием
Вомногих школах сегодня не хватает учебно-наглядных пособий и лабораторногооборудования.
Врамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года вроссийские школы началась поставка нового учебного и учебно-наглядногооборудования. За счет средств федерального бюджета закупается оборудование длякабинетов физики, химии, биологии, географии, русского языка, а такжеинтерактивные аппаратные комплексы. Регионы также принимают участие вфинансировании данного направления.
В2006 году на эти цели из федерального бюджета было выделено 2,3 млрд. руб.Такой же объем финансирования предусмотрен и на 2007 год. Планируется, что задва года только за счет средств федерального бюджета для образовательныхучреждений России должно быть закуплено не менее 14 200 комплектов учебногооборудования.
Всвязи с тем, что 2007 год был объявлен Президентом РФ Годом русского языка,предполагается также закупить для российских школ не менее 1 тыс. комплектовоборудования для кабинетов русского языка и литературы.
Необходимовыяснить, от чего зависит количество поставляемого в регионы учебногооборудования.
Федеральноеагентство по образованию в 2006 году проанализировало потребностьобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации в учебномоборудовании и сформировало соответствующую базу данных. Объем федеральныхпоставок оборудования в каждый регион определялся в зависимости от количестваучащихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской исельской местности, и от уровня бюджетной обеспеченности.
Уточнятьпотребность регионов в учебном оборудовании планируется ежегодно.
Всоответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 сентября2006 года № 551 и от 28 декабря 2006 года № 815 закупленное учебное оборудованиепередается Федеральным агентством по образованию в собственность субъектаРоссийской Федерации, после чего самостоятельно распределяется органомуправления образованием субъекта Российской Федерации по муниципальнымобщеобразовательным учреждениям в зависимости от потребности.

1.3.    Доступк Интернету
Подключениероссийских школ к сети Интернет
Выяснимдля чего нужно подключать к Интернету российские школы?
Реализацияданного направления позволит и учителям, и школьникам освоить современныеинформационные технологии, что в конечном счете приведет к формированию единогообразовательного пространства на всей территории страны.
Крометого, нормальный двусторонний доступ к образовательным ресурсам, включаяФедеральный центр информационных образовательных ресурсов, даст педагогам иучащимся возможность использовать наиболее актуальные и современныеметодические, научные и учебные материалы, а также организовать эффективнуюобратную связь между участниками учебного процесса.
Планируется,что к концу 2007 года все школы будут обеспечены доступом к сети Интернет.
Изфедерального бюджета на эти цели выделено 3 млрд. руб., в том числе: на 2006год – 1 млрд. руб., на 2007 год – 2 млрд. руб./2/.
Конечнаязадача данного направления проекта – подключение к сети Интернет всехроссийских школ. Перечень подключаемых образовательных учреждений был составленпо итогам проведенного Федеральной службой по надзору в сфере связи(Россвязьнадзор) в 2006 году анализа уровня фактической оснащенностиинформационно-коммуникационными технологиями образовательных учрежденийРоссийской Федерации, согласован главами субъектов Российской Федерации,органами управления образованием, утвержден совместным приказом МининформсвязиРоссии и Минобрнауки России № 176/85 от 30 июня 2006 года. Перечень определялсяв соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» и типовыми положениями,утвержденными Правительством Российской Федерации, и включает в себя:образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты;оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей,нуждающихся в длительном лечении; образовательные учреждения для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательныеучреждения для детей и подростков с девиантным поведением открытого и закрытоготипа; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся,воспитанников с отклонениями в развитии; вечерние (сменные) общеобразовательныеучреждения; общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летнойподготовкой.
Всвязи с тем, что происходят процессы реструктуризации сети школ – за времяпроекта часть закрылась, открыты новые, – перечень был уточнен совместнымприказом Минобрнауки России и Мининформсвязи России от 31 января 2007 года №38/14 «О внесении изменений в перечень образовательных учреждений, подключаемыхк сети Интернет в рамках мероприятий ПНПО, утвержденный приказом от 30.06.06 №176/85».
Виюне и сентябре 2007 года также пройдут уточнения, Федеральным агентством пообразованию направлены соответствующие запросы в регионы.
Подключениесельских школ к системе Интернет является одной из важных задач приоритетногонационального проекта «Образование».
Втечение двух лет с момента подключения оплата круглосуточного неограниченногодоступа образовательных учреждений к сети Интернет на скорости не менее 128кбит/с будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Министерствообразования и науки РФ совместно с Министерством информационных технологий исвязи РФ планирует проведение второго конкурса по оплате услуг связи в2008–2009 годах. В дальнейшем вопрос об оплате доступа к сети Интернет будетрешаться на уровне субъектов.
Наоснове анализа законодательства РФ и мировой практики разработана концепцияобеспечения безопасного и эффективного использования сети Интернет в школах.Концепция предоставления услуги безопасного и эффективного использованияресурсов сети Интернет в образовательных учреждениях предусматривает два уровняконтроля, реализация которых должна быть завершена к 2009 году: федеральный ирегионально-муниципальный. На федеральном уровне реализуется контроль заинтернет-ресурсами, запрещенными к распространению законодательством РФ;осуществляется мониторинг работы всей системы. На регионально-муниципальномуровне решаются задачи фильтрации контента, несовместимого с задачамивоспитания и образования учащихся, а также обеспечения целевого доступа всоответствии с регламентами и правилами, утвержденными в субъектах РФ иотдельных школах.
СубъектыРоссийской Федерации обязаны обеспечить образовательные учреждения, планируемыек подключению к сети Интернет, автоматизированными рабочими местами (какминимум по одному на школу), отвечающими утвержденнымМинобрнаукиРоссиииМининформсвязиРоссии требованиям, осуществлять контроль за ходом оказания услуги на местах,обеспечивать внедрение в школы системы фильтрации, исключающей доступ кинформационным ресурсам нежелательного содержания, несовместимым с задачамиобучения и воспитания обучающихся, осуществлять информационное сопровождениепроекта.

1.4.    Поддержкаталантливой молодежи
 
Премиидля поддержки талантливой молодежи присуждаются гражданам Российской Федерациив возрасте от 14 до 25 лет включительно – победителям и призерам международныхолимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе (далее –конкурсные мероприятия), победителям и призерам всероссийских олимпиад и иныхконкурсных мероприятий, победителям региональных и межрегиональных олимпиад ииных конкурсных мероприятий.
Присуждениепремий для поддержки талантливой молодежи производится в соответствии с УказомПрезидента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерахгосударственной поддержки талантливой молодежи», постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 27 мая 2006 года № 311 «О премиях для поддержкиталантливой молодежи», приказом Министерства образования и науки России от 9июня 2006 года № 145 «Об утверждении Правил присуждения премий для поддержкиталантливой молодежи и порядка выплаты указанных премий», а также приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2007 года №121 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогамкоторых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2007 году».
Премииносят персональный характер, присуждаются ежегодно и не могут поддержкиталантливой молодежи в 2007 году. Данным приказом определены всероссийскиемероприятия по номинациям:
Уполномоченнаяорганизация до 5 октября проводит экспертизу представленных документов ипредставляет список кандидатов для присуждения премий в Министерствообразования и науки России.
Списоклиц, которым присуждены премии, объявляется ежегодно приказами МинобрнаукиРоссии не позднее 15 октября/2/.
Всоответствии с Правилами присуждения премий для поддержки талантливой молодежии порядком выплаты указанных премий, утвержденными приказом Минобрнауки Россииот 9 июня 2006 года № 145 (зарегистрирован Минюстом России 10 июля 2006 года,регистрационный № 8026), утверждены приказы Минобрнауки России от 15 июня 2007года № 176, от 12 июля 2007 года № 203, от 31 июля 2007 года № 232 «Оприсуждении в 2007 году премий для поддержки талантливой молодежи» и от 31 июля2007 года № 231 «О внесении изменения в Список лиц, которым в 2007 годуприсуждены премии для поддержки талантливой молодежи».
Поитогам 30 конкурсных мероприятий приказом Минобрнауки России от 15 июня 2007года № 176 «О присуждении в 2007 году премий для поддержки талантливоймолодежи» отмечено 603 человека (275 победителей и 328 призеров всероссийских имеждународных конкурсных мероприятий). По итогам 20 конкурсных мероприятийвторым приказом Минобрнауки России от 12 июля 2007 года № 203 «О присуждении в2007 году премий для поддержки талантливой молодежи» определены 246 человек (изних 84 победителя и 162 призера). Третьим приказом Минобрнауки России от 31июля 2007 года № 232 «О присуждении в 2007 году премий для поддержкиталантливой молодежи» по итогам 20 конкурсных мероприятий определены еще 1398человек (из них 333 победителя и 1065 призеров).
Наданный момент определены 2247 человек, которым присуждается премия дляподдержки талантливой молодежи в 2007 году.
Выплатупремий осуществляет Федеральное агентство по образованию путем перечисленияфинансовых средств на личные счета каждого молодого человека, которомуприсуждена премия.
Наоплату в бухгалтерию Федерального агентства по образованию переданы документына 851 человека (по итогам двух приказов Минобрнауки России: № 176 и № 203), ивыплаты уже произведены. Сумма выплат составила 36 300 000 руб. В настоящеевремя в бухгалтерию Федерального агентства по образованию переданы документы на1398 человек, и после проверки всех документов начнутся производиться выплаты.Сумма выплат составит 51 870 000 руб.
Вноябре-декабре месяце планируется закончить выплату премий, а в декабре –провести мероприятия по награждению талантливой молодежи.
Процедуранаграждения лиц, которым присуждены премии, проводится ежегодно в декабре. Датаи место проведения процедуры награждения определяются субъектами РоссийскойФедерации и сообщаются в Министерство образования и науки России не позднее 1ноября текущего года.
Процедуранаграждения лиц, которым присуждены премии, в субъекте Российской Федерацииразрабатывается региональной конкурсной комиссией и утверждается руководителем(заместителем руководителя) органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации.
Лицам,которым присуждены премии, вручаются диплом о присуждении премии и выписка изприказа Министерства образования и науки России о присуждении премии дляподдержки талантливой молодежи.
Награждениелиц, которым присуждена премия, проходит в торжественной обстановке с участиемруководителей субъектов Российской Федерации и представителей федеральныхорганов исполнительной власти.
Периодподготовки процедуры награждения, ее ход и итоги проходят открыто для СМИ иобщественности, обращая внимание на пропаганду достижений молодых талантов,информационную поддержку региональной системы отбора талантливой молодежи
1.5.    Повышениеуровня воспитательной работы в школах
Дополнительноеденежное вознаграждение за классное руководство, которое получают учителягосударственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, вечерних(сменных) школ, школ-интернатов, специальных (коррекционных)общеобразовательных школ и учебно-воспитательных учреждений, образовательныхучреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа, введено с января2006 года. Размер доплаты составляет 1 тыс. руб. в месяц в классенаполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек длясельской местности и в соответствии с типовой наполняемостью классов длякоррекционных учреждений; в классе с меньшей наполняемостью размервознаграждения уменьшается пропорционально численности обучающихся.
Виюне 2006 года постановлением Правительства РФ список государственныхучреждений, классные руководители которых имеют право на дополнительныевыплаты, был расширен. В него вошли:
•общеобразовательные учреждения;
•вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;
•кадетские школы и кадетские школы-интернаты;
•общеобразовательные школы-интернаты;
•образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
•специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся,воспитанников с отклонениями в развитии (кроме специальных (коррекционных)профессиональных училищ);
•специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантнымповедением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные)общеобразовательные школы);
•образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической имедико-социальной помощи;
•образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей;
•оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей,нуждающихся в длительном лечении;
•общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой/3/.
Ссентября 2006 года в число получателей дополнительного вознаграждения вошлитакже классные руководители федеральных общеобразовательных учреждений другихвидов и типов.
Выплатыза классное руководство продолжаются в 2007 году. Правила предоставлениясубсидий субъектам РФ на выплату дополнительного вознаграждения класснымруководителям в 2007 году были утверждены постановлением Правительства РФ от 28декабря 2006 года № 814.
Значимостьподдержки классных руководителей для системы образования России заключается втом, что:
–на федеральном уровне признана особая важность воспитательной работы в общемобразовании;
–впервые нормативно закреплен статус классного руководителя;
–впервые классным руководителям оказана государственная поддержка, чтоспособствует активизации воспитательной работы в общеобразовательныхучреждениях;
–учтена специфика деятельности классного руководителя в сельской местности, гдепри более низкой наполняемости классов объем работы остается значительным.
Засчет каких средств производятся дополнительные выплаты?
Дополнительноеежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство финансируется изфедерального бюджета.
Вобщей сложности в 2006 году сумма субсидий на обеспечение дополнительных выплатклассным руководителям, согласно годовому отчету Федерального агентства пообразованию (Рособразование), составила 11,7 млрд. руб.
В2007 году дополнительные выплаты получают не менее 800 тыс. человек, на что вфедеральном бюджете предусмотрено 11,7 млрд. руб.
Приопределении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработнойплате, установленные решениями органов государственной власти СССР илифедеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севераи приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и другихрайонах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления поединому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионноестрахование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний/3/.

2.       Результаты всероссийского конкурса региональныхкомплексных проектов модернизации образования
Конкурс проходит врамках приоритетного национального проекта «Образование».Регионы-победители (а их будет порядка 20) получат от 150 миллионов до одногомиллиарда рублей на реализацию своих проектов. Всего же объем государственнойподдержки российских регионов, внедряющих комплексные проекты модернизацииобразования, в 2007 году составит 3,5 миллиарда рублей, а предполагаемый объемфинансирования победителей в течение трех лет — 16,3 миллиарда рублей.
Как рассказалкорреспонденту «РГ» Игорь Остроумов, проректор понаучно-исследовательской работе Саратовского института повышения квалификации ипереподготовки работников образования, проект предусматривает введение новойсистемы оплаты труда школьных педагогов. Планируется разделить зарплатуучителей на базовую и стимулирующую части. Первая — остается неизменной иустанавливается согласно тарифной сетке, вторая — меняется в зависимости отэффективности работы учителя — здесь учитывается и квалификация педагога,участие его класса в жизни школы, района, города, а также ряд других критериев.Если намеченное удастся воплотить в жизнь, то уже к 2009 году зарплата учителейвырастет на 50 процентов. Специалисты рассчитывают, что такая существенно модернизированнаясистема оплаты труда педагога позволит привлечь в школы молодых специалистов.По данным министерства образования, средний возраст учителя в области сейчассоставляет 46 лет, а ведь еще два года назад этот показатель не превышал 41года.
Разработчики проектауже сейчас ожидают, что больше всего споров вызовет планируемое укрупнение рядасельских школ — создание так называемых базовых школ в крупных населенныхпунктах, куда школьников будут подвозить из соседних и даже отдаленных сел. Восновном это коснется учащихся старших классов, программу начальногообразования сельские ученики будут осваивать в родных школах. Эти мерысчитаются неизбежным и, как полагают в областном министерстве, представляютсобой один из путей повышения качества образования на селе. С 2002 годачисленность учащихся в сельских школах сократилась с 329 тысяч до 243 тысяччеловек. И тенденция эта продолжается: в некоторых сельских школах сегодняучатся меньше десятка ребят.
Эту проблему как раз ипризваны решить школьные автобусы.
Оценивать качествообразования теперь тоже будут по-новому. Кроме повсеместного введения единогогосударственного экзамена (к 2009 году в Саратове его будут сдавать уже по 11предметам, тогда как сегодня лишь по четырем), изменения ждут идевятиклассников. Второй год в области идет эксперимент: экзаменыдевятиклассники сдают не своим педагогам, а муниципальной экзаменационнойкомиссии. Письменные работы шифруются, так что проверяющие не знают, кому ониставят оценку. В 2005 году в эксперименте участвовали четыре района:Красноармейский, Балашовский, Советский и Кировский район Саратова. В этом годуучаствовать в эксперименте будут уже девять территорий. Планируется, что к 2009году все саратовские девятиклассники будут сдавать экзамены по такойсистеме.
Предложилиспециалисты-педагоги и свой вариант расширения общественного участия в школьномуправлении — создание управляющих советов/3/.
— Такой прецедент внашей области уже есть, — рассказывает Остроумов. — В школе №1 поселка СтепноеСоветского района создали такой совет, в него вошли родители, представители отработодателей района, профсоюзной организации, ну, и, конечно же, шефы — руководители крупных предприятий, которые помогают школе. Предполагается, чтоуправляющие советы вместе со школьной администрацией будут определять размерыстимулирующей части зарплаты учителей, решать, какие специалисты должныработать с их детьми. Известно, например, что на психологах и социальныхпедагогах директора школ сегодня нередко стараются экономить, а родители какраз хотят видеть таких специалистов рядом со своими детьми. Совет, в частности,будет наделен правом вмешиваться в подобные ситуации, вплоть до наложения прававето на решения администрации.
По словам ИгоряОстроумова, все намеченные в проекте направления реалистичны. Но получениедополнительной финансовой поддержки в случае победы регионального проекта вовсероссийском конкурсе позволит намного быстрее начать модернизацию системы.
На протяжении последнихдесяти лет очень много говорилось о повышении качества образования, но реальныхшагов предпринималось не так уж и много. По моему мнению, есть две главныхсоставляющих качественного образования — хорошие педагоги и сильнаяматериально-техническая база. Именно на их укрепление и направлен наш проект.Оснастить все сельские школы на достойном уровне не получится, да и вряд лиимеет смысл, когда за партой сидят лишь десять человек. А вот серьезная помощьбазовой школе, рассчитанной в большей степени на учащихся старших классов, — вполне возможна. Объединять школьников важно не только ради более высокогоуровня знаний, но и в целях их социальной адаптации перед поступлением в вузы итехникумы.
Думаю, что главнаязаслуга нацпроекта в целом и конкурса комплексных проектов модернизацииобразования заключается в том, что они смогли дать толчок руководителям изаставить их обратить внимание на систему образования в своем регионе,приступить к ее реальной модернизации.

3.       Комплексный проект модернизации системы образованияСаратовской области
Срок реализации –2008-2009гг.
Источникифинансирования:
областной бюджет –средства, выделенные в рамках реализации областных целевых программ «Развитиеобразования» на 2006-2008 гг., «Дети Саратовской области» (подпрограмма«Одаренные дети») на 2007-2010 гг., «Информатизация Саратовской области» на2008-2010 гг., «Развитие информационного партнерства органов государственнойвласти Саратовской области со средствами массовой информации на 2008-2010годы»;
федеральный бюджет — средства, выделенные в рамках реализации направления«Модернизация региональных систем образования» приоритетного национального проекта«Образование».
Участники проекта:
министерство образованияобласти;
Саратовский институтповышения квалификации и переподготовки работников образования;
Муниципальные органы управленияобразованием;
Муниципальные финансовыеслужбы в сфере образования;
Общеобразовательные учрежденияобласти
Цель проекта:
предоставить всемшкольникам независимо от места жительства возмож-ность получать качественное образование
Направления реализации проекта:
1.       введениеновой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышениедоходов учителей;
2.       переходна подушевое финансирование Общеобразовательных учреждений;
3. развитиерегиональной системы оценки качества образования;
4. Развитие сети общеобразовательныхучреждений;
5. расширениеобщественного участия в управлении образованием
3.1.Введение новой системы оплаты труда работников общего образования направлен на повышениедоходов учителей (НСОТ)
Введение НСОТ планируетсяв 2этапа:
I этап – с сентября 2008г.– городские школы;
II этап – 2009 год – всеобщеобразовательныеучреждения.
При переходе на НСОТустанавливается прямая зависимость базовой части зарплаты учителя от количестваучеников в классе. Надтарифная часть будет учитывать интенсивность труда иквалификацию педагога. При этом учебному учреждению предоставляется высокаястепень самостоятельности при расчете стимулирующих доплат.
Особая роль в распределениистимулирующей части фонда оплаты труда, определении качества работы педагоговбудет отведена органам государственно-общественного управления школ(попечительские, управляющие советы, родительские комитеты)/4/.
Изменится и системааттестации учителей. Обновление процедур и форм аттестации, педагогических ируководящих работников образовательных учреждений осуществляется с 2007 г.Новая модель аттестации педагогических работников образовательных учрежденийобъединяет в единую систему мониторинг профессиональной деятельности педагога иего повышение квалификации, с учетом критериев и показателей результативноститруда. Такая система позволяет проследить динамику профессионального развития ив связи с введением новой системы оплаты труда повысить требования кработникам, претендующим на присвоение первой и высшей квалификационных категорий.
Таким образом,внедряемая модель НСОТ Саратовской области предполагает:
дифференциациюзаработной платы в зависимости от квалификации работника;
сложности и интенсивности(специфики труда по типам и видам образовательных учреждений);
повышение стимулирующихфункций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплатытруда до 20% (в настоящее время – менее 3%);
совершенствованиемеханизмов учета в оплате труда всех видов деятельности работников образования;
внедрение механизмасвязи заработной платы с качеством, результативностью труда, основанного наисчислении рейтинга педагога за учебный год;
совершенствованиесистемы аттестации управленческих и педагогических кадров.
Применение такойсистемы оплаты труда позволит увеличить среднюю заработную плату учителя в 2раза (до 14 тыс. руб.)
Для введения НСОТработников образования области в I полугодии 2008 г. будет принятсоответствующий закон области и внесены изменения в действующие региональныезаконодательные акты. Запланирована разработка автоматизированной программырасчета бюджетов общеобразовательных учреждений, обучение работниковобразования/4/.
3.2.Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)
Переход на нормативноефинансирование образовательных учреждений в Саратовской области осуществляется поэтапно.
29 июля 2005 года былпринят закон Саратовской области № 63-ЗСО «О порядке определения нормативовфинансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализациюобщеобразовательных программ».
Данный законпредусматривал расчет на нормативной основе субвенций, направляемых вмуниципальные бюджеты на реализацию общеобразовательных программ. Он вступил всилу с 1 января 2006 года. На муниципальном уровне субвенция распределяется пообщеобразовательным учреждениям по фактически сложившимся расходам.
Следующим этапомперехода на нормативное финансирование является формирование бюджетовмуниципальных общеобразовательных учреждений с использованием нормативовфинансирования (с 1.01.08 г). Для этого приняты необходимые нормативныеправовые акты, проведено обучение работников образования.
Переход на НПФ, вчастности, позволит увеличить долю учебных расходов в нормативе финансированияв 2009 г. до 8%. Уровень учебных расходов в нормативе финансирования в бюджете2008 г. увеличен более чем в 5 раз по сравнению с 2007 г. (с 0,6 до 3%) за счетвключения в него в полном объеме расходов на учебно – методическую литературу.
3.3.    Развитиерегиональной системы оценки качества образования
В области сформированасистема оценки качества общего образования, включающая оценку условийорганизации функционирования систем образования, образовательного ивос-питательного процесса, оценку результатов образовательной деятельности.
С 2006 г. в областиапробируется независимая форма государственной (итоговой) аттестациивыпускников 9-х классов школ. В 2007г. она проведена в 19 муниципальныхобразованиях области для 16853 (57% от общего числа, 7,5 % в 2006г.)выпускников 9-х классов из 285 общеобразовательных учреждений. В результатереализации проекта в 2009 г. обязательные экзамены в независимой форме будутсдавать все выпускники 9-х классов школ/5/.
С 2004 г. Саратовская областьучаствует в федеральном эксперименте по введению единого государственногоэкзамена (до 2007 г. – по 3-м предметам, 2007г. – по 4-м предметам). В 2008 г.единый государственный экзамен будет проводиться по 6-ти предметам. В 2009 г.экзамен пройдет в штатном режиме по всем предметам учебного плана.
Ежегодно вмониторинговых исследованиях в среднем принимают участие более 15000обучающихся, 1370 педагогов, 5240 родителей, 570 медицинских работников.
Задачи, решаемые в ходереализации проекта по развитию РСОКО:
• систематизацияразличных информационных потоков по результатам мониторинговых исследований(деятельность образовательных учреждений, работников системы образования,образовательные достижения школьников),
• разработка ивнедрение стандартизированных процедур оценки качества образования,
• формированиеавтоматизированной системы организации работы с базами данных на муниципальноми региональном уровнях.
Решение вышеуказанныхзадач предполагает создание в 2008 г. регионального Центра оценки качестваобразования. В целях создания единой информационной среды оценки качестваобразования запланированы поставки в базовые школы, органы управленияобразованием, муниципальные методические службы компьютерного оборудования ипрограммного продукта.

3.4.Развитие сети общеобразовательных учреждений
Сеть образовательныхучреждений представлена 1291 школой, из которых 17 гимназий, 18 лицеев, 68учреждений с углубленным изучением различных предметов, 28 коррекционных школ ишкол-интернатов.
Главным направлениемразвития сети общеобразовательных учреждений является создание базовых школ.Это позволяет сконцентрировать материально-технические и кадровые ресурсы дляобеспечения качественного образования, соответствующего современным стандартам.До 2009 г. планируется создание 206 базовых общеобразовательных учреждений.
Получит дальнейшееразвитие предшкольное образование; внедрение новых учебно-методическихкомплектов в начальной школе; предпрофильная подготовка и профильное обучение,реализация программ психолого-педагогического сопровождения и обеспеченияздоровьесбережения обучающихся.
Запланированы большиеобъемы поставок в общеобразовательные учреждения учебного и учебно-наглядногооборудования по различным предметам, компьютерного, спортивного, медицинского оборудования,оборудования для пищеблоков. В результате, доля школ, отвечающих современнымтребованиям к условиям осуществления образовательного процесса, в 2009 г. увеличитсядо 70%.
3.5.    Расширениеобщественного участия в управлении образованием
Внедрение моделейгосударственно-общественного управления в общеобразовательных учрежденияхнепосредственно связано с переходом на новую систему оплаты труда работниковобразования (участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты трудаработников образования).
Одним из элементовобщественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями вСаратовской области стала деятельность попечительских советов, создание которыхначалось в 2000 году во исполнение Указа Президента РФ «О дополнительных мерах поподдержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» от 31.08.1999года №1134. В 2007/2008 учебном году советы действуют в 1060 школах и 512 ДОУ,в том числе 237 — в форме юридического лица/6/.
В ходе реализациипроекта большое внимание будет уделено созданию управляющих советов в школах.Основные функции управляющего совета:
а) определяет основныенаправления развития общеобразовательного учреждения;
б) способствуетповышению эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательногоучреждения, стимулированию труда его работников;
в) содействует созданиюв общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательногопроцесса;
г) осуществляетконтроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда вобщеобразовательном учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся,за целевым и рациональным расходованием финансовых средств общеобразовательногоучреждения;
д) участвует врассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Заключение
Все поставленные цели изадачи были выполнены в данной курсовой работе.
Совершенствование системыобразования составляет приоритетное направление развития области.
Организационной основойгосударственной (областной) политики в сфере образования являются областные программыразвития образования.
Экономическая политикав сфере образования области направлена на поддержку и развитие образовательныхучреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм, форм собственностии ведомственной принадлежности.
Органы государственной властиобласти осуществляют политику персональной экономической поддержки наиболее одаренныхобучающихся, лучших педагогических работников, инновационных образовательных учрежденийи победителей конкурсов проектов развития образования в форме стипендий, грантов,целевого финансирования/7/. Органы государственной власти области создают организационно-экономическиеусловия для развития научно-образовательного потенциала учреждений высшего профессиональногообразования и обеспечивают стимулирование их инновационной научно-технической деятельностикак базы социального и экономического развития области.

Списокиспользованных источников
1.       «Российскаягазета» — Средняя Волга: Саратов№4326 от 28 марта 2007 года
2.       СРРЦСГСЭУ; (c) 2006 г. Министерство образования Саратовской Области г.Министерство образования Саратовской Области
3.       «Нормативно-правовоеобеспечение образования. Правовое регулирование системы образования». — Ягофаров Дамир. Владос,2008 г.
4.       АнимицинаЕ.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000
5.       Антикризисноеуправление в муниципальном образовании. – Учебнометодическое пособие.- М.: РИЦ«Муниципальная власть»,2000
6.       БабичА.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999
7.       Муниципальноепланирование: Учебное пособие./ Под ред. В.Е. Рохчина, СПб.: СПбГИЭА,1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.