Реферат по предмету "Педагогика"


Основные компоненты педагогической характеристики социализации школьника

Федеральное агентство пообразованию
ГОУВПО «Марийскийгосударственный университет»
Кафедра педагогикиначального образования
Контрольная работа посоциализации личности
на тему:
«Основные компонентыпедагогической характеристики социализации школьника»
Выполнила:
студентка ФНК з/о 51группы
Н.В. Корнева
Проверила: Головина Н.Н.
Йошкар-Ола, 2010

Содержание
1. Компонентыпедагогической характеристики процесса социализации
2. Педагогическая сущностьпроцесса социализации
3. Функция средствсоциализации
Заключение
Источник используемойлитературы
1. Компоненты педагогической характеристикипроцесса социализации
Кореннымвопросом всякой науки является определение явлений и процессов, попавших в ее«поле притяжения» с помощью собственных категорий. Педагогика, включая в свойпредмет социализацию, также должна описать этот процесс по-своему, в своейпонятийной интерпретации. Характеризуя социализацию как педагогический процесс,следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функциисубъекта и объекта.
Содержаниепроцесса социализации определяется культурой и психологией общества, с однойстороны, и социальным опытом ребенка — с другой. Для педагогики первостепенноважно изучение взаимосвязи этих сторон содержания социализации, выявление иобоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, членаопределенной группы, включенного в конкретный социум.
Социализациякак процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе какбы два плана:
1) широкиесоциальные влияния, недостаточно организованные контролируемые (воздействиясредств массовой информации, традиций региона, школы, семьи);
2) спонтанныепроявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении(меняющиеся отношения, изменения оценок, взглядов, суждений, обнаружение ихотличия от направленности официального воспитания).
Первый плансодержания социализации не только непосредственно связан с воспитанием, а посути является более широкой формой воспитания по сравнению с воспитанием всемье или классном коллективе.
Второй плансодержания социализации в массовом педагогическом сознании часто воспринимаетсякак недостаток, слабость воспитания. Педагогические доктрины эпохитоталитарного общества всегда стремились создать жестко контролируемую, открытонаправляемую систему воздействия на личность ребенка. В сознание огромногочисла учителей и воспитателей вбивалось утверждение, что толькоцеленаправленное и политически определенное воздействие, строгое единообразиеорганизации воспитания по всем направлениям всестороннего развития личности,подчинение детей максимальному педагогическому контролю в семье, в школе,организация специальных воспитательных мероприятий как главных источниковсоциальных идей для школьников позволит воспитать поколение, радующее взрослыхсвоим поведением и жизненной позицией.
Не случайнотаким образом методологически выстроенная авторитарная система все недостаткивоспитания списывала на стихийные, внешние воздействия, на тлетворное влияниебуржуазной идеологии и пережитков прошлого. Немало сетований раздается и сейчаспо поводу крушения всеобщих ценностей, единой системы воспитания, жесткогогосударственного контроля в системах информации, в книгоиздании, в досуговойиндустрии. Между тем действительно воспитанный человек отличается прежде всеготем, что активно стремится сам разобраться в жизненных обстоятельствах,способен сам противостоять неблагоприятным влияниям, то есть он достаточнохорошо социализирован.
Анализпроцесса социализации как педагогического явления позволяет представить егосодержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.
1.Коммуникативный компонент. Вбирает в себя все многообразие форм и способововладения языком и речью, другими видами коммуникации (например, языкомкомпьютера) и использование их в разных обстоятельствах деятельности и общения.
2.Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний обокружающей действительности, становление системы социальных представлений,обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения ивоспитания, включая средства массовой информации, в общении, а проявляетсяпрежде всего в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваиваетинформацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить,уточнить свое представление о мире.
3.Поведенческий компонент — это обширная и разнообразная область действий,моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытовогоповедения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этоткомпонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу,выработанных в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходеприобщения к культуре данного общества.
4. Ценностныйкомпонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностнойсферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательноеотношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь вжизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальныеявления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимымилично для себя, наполнить их смыслом. Еще В.Франкл утверждал, что смыслчеловеческой жизни не может быть дан «извне», но и не может быть «придуман»человеком; он должен быть «найден».
В работахмногих авторов, особенно социальных педагогов, содержание социализации нередковсе еще рассматривается по аналогии с содержанием «основных направленийкоммунистического воспитания»: нравственная социализация, политическаясоциализация, экономическая социализация, правовая социализация и т. д.
Нампредставляется более оправданной позиция тех психологов и педагогов (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Б.П. Битинас, Л. Колберг, И.С. Кон и др.), которые вкачестве основания содержания социализации выделяют социальные идеи, символы,ценности и установки, социальные навыки и модели поведения. Эти составляющиесодержания обобщенного социального опыта в процессе социализации преобразуютсяво внутренние требования личности — uнmepнaлuзupyюmcя.
У ребенка впроцессе социализации складывается определенная модель мира, система социальныхпредставлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошейсемьи, образ счастливой жизни). Интернализируясь, социальные идеи и образы непросто усваиваются им на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются всодержание его личности. Педагогику в первую очередь интересует возрастнаяспецифика превращения социальных идей в содержание личности и динамика этогопроцесса при участии воспитания и самовоспитания.
2.Педагогическая сущность процесса социализации
Педагогическаясущность процесса социализации предполагает рассмотрение средств социализации.В самом общем смысле это — элементы окружающей среды, которые оказываютсоциализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях.
В однихслучаях педагогическим средством в процессе социализации становятся ее факторы:социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическаяситуация.
Педагогическимсредством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу,общество сверстников, религиозные организации, средства массовой информации.
На третьемуровне педагогическим средством социализации выступают отношения.
Впсихолого-педагогической литературе понятие «отношение» употребляется в двухсмыслах, неразрывно связанны между собой. Отношение характеризуется какобъективная связь человека и предмета, одной личности и другой (Я.Л. Коломинский, Н.К. Платонов, А.И. Щербаков). Кроме того,отношение рассматривается как своеобразный отклик на предметы, вещи, явления,как субъективная позиция, которую занимает человек (А.Д. Алферов, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев). Этасубъективная позиция, которая возникает в общении и деятельности ребенка,«работает» как средство социализации. «В связи с удачно или неудачносложившимся опытом отношений формируются не только индивидуальные симпатии илиантипатии, но и многие черты характера: благожелательность, доверчивость илинедоверие, боязнь. При этом отношения становятся упроченными, начинаютхарактеризовать личность, становятся чертами характера.
Социальноевлияние отношений как системы субъективных избирательных связей ребенокспособен воспринимать достаточно рано. Но в дошкольном детстве и во многихситуациях первых школьных лет он еще нечетко различает познавательный исоциальный план этих отношений. Так, А.Н. Леонтьев подчеркивает: «Первоначально отношения к миру вещейи к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит ихраздвоение и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития,переходящие друг в друга».
Отношениеребенка к другим людям начинается с диады «ребенок — взрослый» и постепенно впроцессе социализации и воспитания накапливается опыт отношений в диаде«ребенок — ребенок». Отношение к себе как субъекту социальной жизни появляетсяпозже отношения к другим. В процессе социального взаимодействия, социальногосравнения себя с другими на межличностном и межгрупповом уровне у ребенкаскладывается позитивная социальная идентичность.
3. Функциясредств социализации
Бесконечномногообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняютразличные функции.
Во-первых,средства социализации обеспечивают информационно-образовательные функции:распространение и усвоение определенной социальной информации. Этим специальнозаняты институты коммуникации и массовой пропаганды, система образования с ееинститутами, где особенно важную роль выполняет школа.
Втораяфункция средств социализации — организационно-регулирующая. Они создают в процессесоциализации определенные организационные возможности и условия дляформирования у ребенка собственного социального опыта. Такими средствамиявляются формы организации деятельности детей (учебный класс, художественнаястудия, спортивная команда, клуб по интересам), определенные в них правилаповедения, права, обязанности, полномочия и ответственность каждого участника.
Третьяфункция средств социализации — регулятивно-контролирующая: обеспечение системысоциальных эталонов. В качестве социальных эталонов используются прежде всегосоциальные нормы. Они определяют меру типичных обязательных и допустимыхвариантов поведения, предписывают ее, облекаясь в политические, правовые,нравственные формы. Также эти функции выполняют социальные эталоны, не столькопредписывающие границы поведения, сколько влияющие на ценностную ориентациюличности. Это различные художественные образы, традиции, стереотипы, идеальныеи материальные ценности.
Четвертаяфункция средств социализации — стимулирующая. Проявляясь на политическом,гражданском, этическом и житейском уровнях, они обеспечивают стимулированиесоциальной активности личности.
Непременнымикомпонентами процесса социализации, с точки зрения педагогического анализа,выступают субъект и объект социализации. Функцию субъекта в процессесоциализации выполняют в первую очередь факторы, институты и агентысоциализации. В таком контексте социализирующаяся личность выступает в качествеобъекта социализации. «Многофакторный» субъект социализации и личность как ееобъект находятся в состоянии глубокого противоречия, так как личность не простовходит в систему социальных связей и адаптируется в обществе, но в той или иноймере если не противостоит обществу активно, то всегда как-то сопротивляетсяжизненным обстоятельствам. Иными словами, личность как объект социализациипостоянно пребывает в острой ситуации выбора между идентификацией с социальнымивоздействиями и обособлением от них или даже борьбой с какими-то из них. Такаяпротиворечивая позиция личности несет в себе одновременно и характеристикисубъекта социализации.
Весьмасущественно, что на микросоциальном уровне (на уровне социальных влияний семьи,группы сверстников, общения в воспитательных учреждениях и школе) в качествесубъекта и объекта социализации проявляют себя традиционные персонажипедагогического процесса — воспитатель и воспитанник. Воспитатель —сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель педагогической целии организатор воспитывающей деятельности в процессе социализации предстает какбы в двух «плоскостях».
Во-первых, онвоспринимается ребенком как часть, как представитель определенной среды,конкретного образа жизни. Эти особенности своих проявлений взрослые,воспитатели, как правило, не контролируют; они «работают» на уровнепараллельного педагогического действия и нередко вступают в противоречие с ихже целенаправленными актами.
Во-вторых,воспитатель может действовать и открыто, целенаправленно через социализирующиеканалы воспитания. При такой позиции решающую роль будут играть непосредственные,личностные отношения с ребенком: чем они глубже и гуманнее, тем ребеноквоспринимает мягче и естественнее «социальную субъектность» воспитателя. Но приэтом сам воспитатель не перестает быть объектом социализации в своем взросломвзаимодействии с социумом.
Главнаяхарактеристика воспитанника в процессе социализации — носитель определенногосоциального опыта. В ранние периоды детства ребенок еще не выделяет себя изсоциально-природного окружения. Но с развитием мышления и речи он начинает всебольше осознавать себя в контексте определенного образа жизни.
В нашемнаучном обиходе в качестве метафоры встречается определение человека каксущества «генетически социального». Такие штампы нередко уводят от предметногосмысла характеристики, а суть ее в том, что ребенок с первых же минут рождениявключается в сложный мир человеческих социальных связей. Сущностью его жизнистановятся не сами по себе воздействия окружающей среды (природной, культурной,социальной), а первые опыты сотрудничества со взрослыми, осознание изменений,которые происходят как с предметом его деятельности, так и с ним самим.Бесспорно, ребенок представляем взрослым традиционно как объект социализации,на которого направлены все заботы, чтобы он занял достойное место в обществе.Но ребенок в той или иной степени (насколько он в этом плане воспитан) всегдапроявляет позицию субъекта своей жизнедеятельности.
Цель каккомпонент процесса социализации существует не сама и себе, а как бы включаетсяво все средства социализации: декларируемся в образовательно-коммуникативныхформах, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляетсяв качестве cti мулов и регуляторов поведения. В педагогическом отношениипонимание этой особенности цели социализации помогает выйти на личностный плансоциализации, на избирательные действия личности в системе «цель — мотив»,которые и составляют предмет воспитания и самовоспитания.
Каковмеханизм взаимодействия основных компонентов процесса социализации? Движущейсилой социального развития личности в современной науке признается противоречиемежду двумя моментами, двумя составляющими субъекта — потенциальным иактуальным. Эти противоречия неизбежно возникают в «точке столкновения»объективной системы социальных требований, предъявляемых субъекту, и егореальной жизнедеятельностью. Согласно убедительному высказыванию Л.И.Анцыферовой, личность — это «человек, постоянно и повествующий самому себе освоих взаимоотношениях с целым миром и во внутренней полемике сподразумеваемыми собеседниками утверждающий, защищающий, осуждающий,изменяющий, совершенствующий себя».

Заключение
Инымисловами, механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуетсячерез деятельность личности. А как известно, организация деятельности, еемотивация, осмысление, переживание, стимулирование составляют сущностьвоспитания, что прямо указывает на педагогическую природу процессасоциализации. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализацииот форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых детейпостепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственно инициативе иответственности взрослеющего ребенка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.