Реферат по предмету "Педагогика"


Ознакомление школьников с некоторыми приемами доврачебной помощи

Содержание
Введение
Глава 1. Авторский элективный курс «основы медицинскихзнаний»: задачи и содержание программы
Глава 2. Ознакомление школьниковс некоторыми приемами доврачебной помощи
Глава 3. Лабораторный практикум
Литература 
Введение
В программе факультативного курса «Физиология человека»предусмотрено ознакомление учащихся с доврачебными методами восстановления дыханияи сердечной деятельности. Для изучения этого Материала целесообразно отвести специальноедвухчасовое занятие и на нем рассказать ребятам о важности оказания доврачебнойпомощи пострадавшему при Несчастном случае, пояснить, в чем состоит суть этой помощи,ознакомить учащихся с методикой реанимационных процессов и с помощьюсамодельного тренажера научить школьников выполнять эти приемы.
Глава 1. Авторскийэлективный курс «основы медицинских знаний»: задачи и содержаниепрограммы
Авторский элективный курс «Основы медицинских знаний»предлагается для учащихся, проявивших интерес к физиологии, анатомии и другим биологическимдисциплинам. Курс рассчитан на 17 часов.
Занятия по предпрофильному обучению будут способствовать овладениюучащимися системой медицинских знаний, которые помогут лучшему усвоению знаний курсаанатомии и физиологии человека. Программа знакомит школьников с процессами, происходящимив организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровьялюдей, оказания первой медицинской помощи в критических ситуациях.
Возрастная направленность программы — учащиеся 8 — 9 классов,имеющие подготовку в области анатомии и физиологии человека. Предусмотрено ознакомлениес приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемогодела.
Программа имеет прикладное значение — профориентация учащихсяна медицинские специальности врача, медсестры, санитара.
Результатом изучения элективного курса «Основы медицинскихзнаний» является зачет, где проверяется не только теоретическое знание вопросовмедицины, но и практические навыки, полученные на уроках курса.
Основные задачи курса:
1. сформировать общее представление о медицине как о науке, возникшей в глубокойдревности, великих ученых Гиппократе, Авиценне, Сербском и других выдающихся светилпрошлого;
2. формировать интерес к изученному предмету — анатомии человека;
3. вооружить учащихся знаниями и практическими навыками оказания первой доврачебнойпомощи в различных опасных для жизни ситуациях;
4. содействовать воспитанию физически крепкого молодого поколения с гармоническимразвитием физически и духовных качеств;
5. дальнейшее формирование у учащихся умения самостоятельно находить материали практически применять его.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение (2 часа)
История медицины.
Организм как целостная система.
Практическая работа №1. Рассматривание под микроскопом нормальныхи патологических мазков крови человека.
2. Опорно-двигательный аппарат. Оказание доврачебной помощипри переломах костей, вывихах, растяжении связок (5 часов)
Понятие о травме. Виды травм. Механическая травма. Ссадины, кровоподтёки.Переломы костей: травматические и патологические. Открытые и закрытые переломы.Обнаружение переломов, оказание первой помощи.
Вывих, причины вывихов, их обнаружение. Частичный вывих. Оказаниепервой помощи при вывихах.
Растяжение связок. Оказание первой помощи. Правила наложенияповязок. Стерильность повязок. Шинирование.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Перваямедицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.
Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
Практические работы:
№2. Рассматривание рентгенограмм с различными переломами костей.Наложение шин на верхние и нижние конечности.
№3. Виды повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы,спиральная повязка на палец руки и стопы. Восьмиобразная повязка на голеностопныйсустав, косыночная повязка на предплечье и плечо.
№4. Шапочка Гиппократа.
№5. Виды повязок при травмах груди и живота.
№6. Повязки на тазобедренный сустав. Эвакуация больного с травмойпозвоночника.
3. Кровь. Оказание первой помощи при кровотечениях (3часа)
Кровь. Состав крови. Общие свойства крови: скорость оседанияэритроцитов (СОЭ), группы крови, свёртывание крови. Кроветворные органы. Иммунитет.Воспаление — реакция всего организма. Антибиотики, их открытие и применение.
Кровотечение: наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное,венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждениюзаражения раны. Перевязочный пакет. Обеззараживание рук и перевязочного материала.Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложения давящей повязки.Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Жгуты: резиновый, матерчатый, самодельный.Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Борьба с болью.
Практические работы:
№7. Определение гемоглобина в крови человека, определение группыкрови человека, определение СОЭ.
№8. Накладывание давящей повязки, жгута.
7. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточностии инсульт (1 час)
Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт,возможные причины и возникновение.
Практическая работа
№9. Первая медицинская помощи при острой сердечной недостаточностии инсульте.
7. Первая медицинская помощь при остановке сердца (1 час)
Понятие о клинической смерти и реанимации. Возможные причиныклинической смерти и ее признаки.
Практическая работа:
№10. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственнойвентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.
6. Первая помощи при некоторых неотложных состояниях(2часа)
Первая медицинская помощь при поражении электрическим током имолнией. Первая помощь при утоплении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечномударах. Первая помощь при судорогах.
7. Заключение (1 час)
Итоговый урок-зачет с элементами практических заданийГлава 2. Ознакомлениешкольников с некоторыми приемами доврачебной помощи
В начале занятия учитель рассказывает о том, что у человека притравматических повреждениях, кровотечении, отравлении, утоплении, поражении электрическимтоком, молнией и в других несчастных случаях может внезапно остановиться дыханиеи прекратиться работа сердца, в этом случае пострадавший нуждается в немедленнойдоврачебной помощи. Немедленной, потому что спустя 4-5 мин после прекращения сердечнойдеятельности и дыхания в организме развивается кислородное голодание (гипоксия),которое ведет к нарушению функций всех органов и систем. К недостатку кислородаособенно чувствительны клетки коры больших полушарий головного мозга: после 5-минутногопрекращения кровообращения в них наступают серьезные, практически необратимые изменения,и тогда спасти жизнь человека невозможно. Поэтому именно в первые 4-5 мин свидетелинесчастного случая должны, не теряя ни секунды, приступить к оживлению (реанимации)пострадавшего: искусственному дыханию «изо рта в рот» или «изо ртав нос и наружному (непрямому, закрытому) массажу сердца. Успех этих реанимационныхмероприятий зависит от того, как скоро начинают оказывать помощь пострадавшему.Чем раньше приступают к восстановлению сердечной деятельности и дыхания, тем вышеэффективность оживления.
Следует особо обратить внимание ребят на то, что спасти жизньпострадавшему при различных несчастных случаях может нe только медицинский работник,но и любой человек, владеющий простыми приемами искусственного поддержания дыханияи кровообращения. Но нужно знать их. Поэтому в нашей странепроводится постоянная работе по ознакомлению людей различныхпрофессий с доступными методами реанимации. Ученые и врачипостоянно выступают на страницах научно-популярных журналов „Наука и жизнь“и „Здоровье“ со статьями, в которых освещаются приемыпервой доврачебной помощи пострадавшему (эти статьи печатаются под рубриками»Это должен уметь каждый", «Это обязан знать каждый»,«Умейте оказывать помощь»). Организуются телевизионные передачи, посвященныеознакомлению широких слоев населения с методами искусственногодыхания и наружного массажа сердца. И уже известно много случаев,когда люди, не имеющие отношения к медицине, после обучения методам реанимации илипросмотра телевизионных передач на эту тему возвращали жизнь пострадавшим.
Далее учитель, еще раз подчеркнув важность овладения каждым человекомприемами реанимации, рассказывает о сути приемов искусственногодыхания и наружного (непрямого, закрытого) массажа сердца,раскрывает современную методику этих приемов.
Искусственное дыхание по способу «изо рта в рот» и«изо рта в нос»
Суть приема состоит в искусственном осуществлении вентиляциилегких, что позволяет не допустить развития кислородного голодания и способствуетвосстановлению естественного дыхания.
Методика приема состоит в выполнении следующих действий,
1. Проверка и очистка верхних дыхательныхпутей. Прежде чем начать искусственное дыхание, необходимо убедиться, свободны ливерхние дыхательные пути. Для этого у пострадавшего следует быстро открыть рот и,если в нем есть жидкость, слизь, ил, песок, удалить их с помощью любой мягкой ткани.Съемные зубные протезы нужно снять. Расстегнуть у пострадавшего воротник, пояс.
У утонувшего после извлечения его из воды следует удалить издыхательных путей и желудка попавшую туда воду. Для этого оказывающий Помощь должен поло жить пострадавшего животом на бедро своей ноги,согнутой в коленном суставе, и надавить ладонью на его спину между лопатками несколькораз. Когда вода вытечет, следует еще раз очистить рот и затем безотлагательно приступитьк искусственному дыханию. Не следует стремиться удалить всю попавшую воду, так какна это уйдет много времени.
На перечисленные процедуры, связанные с проверкой проходимостидыхательных путей для воздуха и очистки рта, не должно затрачиваться более 30-45с.
2.Расположение пострадавшего. Для проведения искусственногодыхания «изо рта в рот» или «изо рта в нос» нужно положить пострадавшегона спину и максимально запрокинуть его голову назад. В этом положении язык не закрываетвход в гортань, просвет воздухоносных путей расширяется, доступ воздуха в легкиеоткрыт. (В противном случае язык прикрывает вход в гортань и воздух в легкие непоступает.) Для удержания головы в запрокинутом состоянии под плечи пострадавшегоможно положить валик, скатанный из одежды.
3.Осуществление искусственного дыхания. Оказывающий помощьдолжен встать на колени у головы пострадавшего, положить одну руку ему под шею,а другую на лоб, удерживая голову пострадавшего в максимально запрокинутом положении,сделать глубокий вдох, зажать пострадавшему ноздри рукой, лежащей на лбу, плотноприжать свой рот (можно через платок или марлю) к открытому рту пострадавшего ивдуть в него воздух.
Вдувать воздух следует резко и ДО тех пор,пока грудь пострадавшего не начнет заметно подниматься.
Сделав вдувание, оказывающий помощь должен отстраниться от пострадавшегои ждать, пока у того произойдет выдох.
Выдох у пострадавшего происходит пассивно, вследствие создавшегосяповышенного давления в легких, тяжести грудной клетки и эластичности реберных хрящей.Во время выдоха грудная клетка опускается и возвращается в исходное положение.
По окончании выдоха у пострадавшего оказывающий помощь долженснова произвести вдувание. В 1 мин следует сделать 12-16 вдуваний (в соответствиис числом дыхательных движений в норме). Этого вполне достаточно для поддержанияискусственной вентиляции легких.
Искусственное дыхание по способу «изо рта в нос» проводяттогда, когда челюсти 'Пострадавшего плотно сжаты, В этом случае оказывающий помощькладет одну руку на лоб пострадавшему, а другой, поддерживая нижнюю челюсть, закрываетрот в момент вдувания воздуха в нос.
Наружный (закрытый, или непрямой) массаж сердца
Суть приема состоит в искусственном продвижении крови по сердечно-сосудистойсистеме, что позволяет поддерживать кровообращение и способствует восстановлениюестественных сокращений сердца.
Сердце человека расположено в грудной полости между грудинойи позвоночником. Если во время потери сознания, когда у человека расслабляются всемышцы, в том числе и мышцы грудной клетки, надавливать руками на грудину, то ееудается смещать на 3-5 см по направлению к позвоночнику, При этом сердце сдавливается,и кровь из его желудочков поступает в артерии большого и малого кругов кровообращения.Когда давление руками на грудину прекращается, грудная клетка расправляется, полостисердца расширяются и заполняются кровью из вен (см. рис.1). Ритмично сдавливая такимобразом сердце, можно искусственнее поддерживать кровообращение, предупреждая темсамым нарушение функций жизненно важных органов и стимулируй
/>
Рис.1
Схема движения крови в сердцепри его наружном массаже.
А — передвижение крови изжелудочков в аорту и легочную артерию при надавливании на грудину и сжатии сердца,Б — поступление крови из вен в предсердия сердца после прекращения надавливанияи расширении полостей сердца.
1 левое предсердие,2 — левый желудочек, 3 —. правое предсердие,4 — правый желудочек, 5 — аорта, — легочная артерия,
2 легочные вены,
3полые вены, У — позвоночник, 10 — грудина.Стрелками показано направление движения грудины при наружном массаже сердца
/>
Методика приема состоит в выполнении следующих действий.
1. Расположение пострадавшего. Для проведениянаружного массажа сердца пострадавшего нужно быстро положить вверх лицом на твердуюповерхность: пол, стол, землю, щит. Если пострадавший остается лежать на мягкойповерхности (диване, кровати), то под спину ему следует подложить твердый щит илиширокую доску. Это нужно сделать потому, что на мягкой поверхности ввидуее амортизации не удается сместить грудину к позвоночнику и сжать сердце.
У пострадавшего нужно расстегнуть пояс, освободить от одеждыгрудную клетку.
2. Определение места надавливания на грудину.Оказывающий помощь, став справа или слева от пострадавшего или спустившисьна колени, если пострадавший лежит на полу или на земле, должен путем прощупываниянайти у него нижний конец грудины, примерно на два пальца выше этого места расположитьладонь одной руки, а ладонь второй руки положить сверху под прямым углом. Пальцына обеих руках следует свести вместе и приподнять,
3. Массаж сердца. Для осуществления наружногомассажа сердца оказывающий помощь должен обеими руками, выпрямленными в локтевыхсуставах, производить толчкообразные ритмичные надавливания на нижнюю часть грудины.
/>
При каждом толчке грудина должна прогибаться примерно на 3-4 см. При оказании помощи пожилым людям, у которых грудная клетка менее упруга и эластична, чем у молодых,нужно увеличить давление на грудину во время толчка, помогая себе тяжестью верхнейчасти туловища.
Во избежание повреждения грудины, ребер и внутренних органовтолчки следует делать резкие, но не чрезмерно сильные.
После осуществления толчка давление на грудину нужно прекратить,руки расслабить, не отнимая их от грудины. При этом грудная клетка пострадавшегорасправляется, сердце заполняется кровью.
Толчки нужно производить ритмично, с частотой 60 раз в минуту,если пострадавший взрослый человек. Детям, до 10 — 12 лет массаж сердца делают однойрукой, с частотой 60-80 толчков в минуту, а детям до года — двумя пальцами в ритмедо 100-110 толчков в минуту.
При восстановлении кровообращения появляется пульс, суживаютсязрачки, кожа слегка розовеет.
Одновременное проведение искусственного дыханияи наружного массажа сердца
Остановка работы сердца сопровождается дыхательной недостаточностью,поэтому массаж сердца необходимо сочетать с искусственным дыханием.
Если помощь оказывают два человека, тогда один из них делаетискусственное дыхание, а другой — массаж сердца. Причем их действия должны производитьсяне одновременно, а чередоваться: вначале один оказывающий помощь делает вдуваниевоздуха в легкие пострадавшего, затем другой совершает 4-5 нажатий на грудину. Можночередовать 2 вдувания воздуха в легкие и 12-15 нажатий на грудину. Важно, чтобыво время вдувания воздуха в легкие не производились нажатия на грудину.
Если помощь оказывает один человек, то он чередует 2 быстрыхвдувания воздуха в легкие пострадавшего с 12-15 нажатиями на грудину.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца не следует прекращатьни на минуту до прихода врача или появления самостоятельного дыхания и кровообращения.
Рассказывая учащимся о важности своевременного проведения приемовреанимации, знакомя ребят с методикой проведения искусственного дыхания и наружного(непрямого, закрытого) массажа сердца, учитель использует специальные плакаты илисамодельные таблицы с изображением отдельных моментов изучаемых приемов. Практическоеознакомление школьников с методикой реанимационных Приемов целесообразно проводитьна самодельном тренажере. Его можно сделать самостоятельно.
Устройство и изготовление тренажера
Тренажер (см. рис.2) для обучения искусственномудыханию. и наружному массажу сердца включает следующие основные части: модель головы,шеи и грудной клетки, резиновую камеру с трубками, имитирующими дыхательные путии легкие, резиновый баллон (резиновая груша), имитирующий сердце.
Для контроля за правильностью проведения искусственногодыхания и массажа сердца к тренажеру подключаются электрические лампочки или используетсядругая система размером 14X9,5 см (лицевая часть модели головы), прямоугольник размером9,5X6 см («лоб» модели), 8 прямоугольников шириной 9,5 см для соединения боковых частей модели головы.
/>
На заготовке лицевой части головы вырезают 2 отверстия,имитирующие нос рот. Затем из заготовок конструируют модель головы, скрепляя заготовкидруг с другом с помощью деревянных брусочков и маленьких гвоздей. Брусочки крепятк заготовкам боковых частей модели и к ним уже прибивают заготовки-прямоугольники.Разумеется, брусочки должны быть расположены с внутренней стороны модели.
Модель шеи (см. рис.2, Б), Для ее изготовленияиз фанеры вырезают 4 прямоугольника размером 17X8 см (2 боковые, передняя и задняястенки модели шеи). Их скрепляют с. помощью брусочков и гвоздиков. Затем в затылочнойчасти модели шеи вырезают отверстие диаметром 1 см, через которое при сборке тренажера пропускают резиновую трубку, имитирующую трахею. Такое положениеконтроля, например водяные манометры, модель кровообращения и т.д.
Для изготовления тренажера нужны фанера, деревянныебрусочки, резиновые и стеклянные Трубки, резиновые камера и груша тройник, 2 электрическиелампы с проводами и 2 электроключа.
доврачебная помощь искусственное дыхание
Модель головы. Для ее изготовлениявначале из фанеры вырезают заготовки: 2 одинаковых 11-угольника (боковые части моделиголовы), прямоугольник раз резиновой трубке придается специально: если модель головытренажера во время отработки приемов искусственного дыхания не будет запрокинутаназад, то резиновая трубка будет прижата (в месте отверстия)и воздух не будет поступать в модель легких.
/>
Модель шеи при помощи 2 коротких болтов соединяютс моделью головы.
Модель грудной клетки (см. рис.2, В). Для ееизготовления из фанеры вырезают 6 прямоугольников: 1 размером 29X26см (передняя часть модели грудной клетки), 2 размером 29X10 см (боковые сторонымодели), 1 размером 25,5X10 см (брюшная часть модели), 2 размером 9X10 см (шейнаячасть модели). Затем вырезают из фанеры прямоугольник размером 60X26 см. На нем,как на основании, монтируют модель грудной клетки, скрепляя детали брусочками игвоздями. Переднюю и брюшную части модели грудной клетки прикрепляют шурупами. ЭтоНужно для того, чтобы обеспечить доступ к полости модели.
Для того чтобы фанерный прямоугольник, имитирующийпереднюю стенку грудной клетки, поддавался при надавливании на «нижнюю Честьгрудины» смещению по направлению к основанию тренажера («к позвоночнику»),необходимо нижнюю его часть сделать подвижной: вырезать небольшой ее участок (см.рис.3) и укрепить его на амортизаторах. Амортизаторы нужны для того, чтобы послеокончания надавливания на «грудную клетку» нижний конец «грудины»возвращался в исходное положение. В качестве амортизаторов можно использовать пружины,полоски твердой резины, небольшие резиновые мячи и др. И подвижную часть переднейстенки модели, и амортизаторы прикрепляют гвоздиками к дополнительному листу фанеры,который со всех сторон окружают направляющими деревяннымипланками, так, чтобы фанерный лист двигался между ними только вверх и вниз, какпоршень в шприце. Под этот лист помещают модель сердца — резиновую грушу, заключеннуюв матерчатую сумочку, которую прикрепляют гвоздиками к нижней стенке модели груднойклетки.
Нижняя стенка модели грудной клетки служит одновременнооснованием тренажера. Для сбора тренажера в шейную часть модели грудной клетки,в отверстие размером 8X10 см вдвигают на 1,5-2 см модель шеи и прикрепляют к основанию. Для этого в ее нижней стенке, в конце, обращенном к грудномуотделу, и в основании тренажера делают отверстия. Через Которые Пропускают болт.Болт закрепляют таким образом, чтобы головной конец модели шеи можно было приподниматьна 2-3 см, а сама модель шеи при этом не смещалась бы сильно в стороны.
Воздухоносная система тренажера (см. рис.4) состоитиз резиновой камеры, имитирующей легкие, и системы резиновых трубок, соединенныхтройником.
В качестве резиновой камеры, имитирующей легкие,можно использовать камеру ручного мяча, футбольную камеру и др.
Резиновую камеру размещают в полости модели груднойклетки. К ней присоединяют резиновую трубку диаметром 0,6-0,8 см, пропускают ее, как показано на рис.4, через отверстие в нижней части модели шеи и далее в полостьмодели головы, где ее присоединяют к тройнику. От тройника отводят одну резиновуютрубку к «носовому» отверстию модели, другую — к «ротовому»отверстию. В трубку, выведенную в «ротовое» отверстие, вставляют мундштук(например, стеклянную трубочку с оплавленными краями).
Электрическая схема тренажера. Контроль за правильностьювыполнения приемов искусственного дыхания и массажа сердца можно осуществлять спомощью очень простой электрической цепи, состоящей из 2 электролампочек, 2 электроключейи системы проводов, соединение которых в цепь показано на рис.5. Электрические ключи(каждый с пружинной пластинкой, которая отводит рычаг от контакта и размыкает цепь)устанавливают в полости модели грудной клетки. Один ключ укрепляется в месте расположениярезиновой камеры, имитирующей легкие, другой — в области подвижной части моделигрудной клетки, рядом с резиновой грушей, имитирующей сердце.
При вдувании воздуха в резиновую камеру она расширяется,ее стенки давят на рукоятку рычага ключа, контакты соединяются, и электрическаяцепь замыкается. При замыкании цепи электролампочка загорается. Когда воздух выходитиз резиновой камеры, давление на рычаг ключа прекращается, пружинная пластинка отводитего от контакта, цепь размыкается, и электрическая лампочка выключается.
Второй ключ замыкает электрическую цепь в моментнадавливания на подвижную часть модели грудной клетки, при смещении ее вниз (понаправлению к основанию тренажера) на 3-А см. Количество нажатийна «грудину» соответствует числу вспышек электролампочки.
Вместо электрических пластиночных ключей можноиспользовать тонкие металлические пластинки, например, от скоросшивателя. В этомслучае к металлическим пластинкам припаивают или плотно прижимают зачищенные концыразрезанного провода. После этого пластинки прикрепляют гвоздиками к деревяннымчастям полости модели грудной клетки так, чтобы они замыкали цепь в момент вдуваниявоздуха в модель легких (или в момент надавливания на модель грудины).
Электрические лампочки укрепляют на боковой стороне модели груднойклетки (см. рис.2).
Собранный тренажер можно раскрасить: на модели головы схематическиизобразить волосы, уши, глаза, брови, рот, нос; на модели грудной клетки — плечи,руки, нижний конец грудины, отходящие от нее ребра.
Хранить тренажер нужно под специально сшитым чехлом.
Отработке на тренажере приемов искусственного дыхания и массажасердца целесообразно посвятить всю вторую половину занятия.
Перед проведением практической работы учитель знакомит учащихсяс устройством и принципом работы тренажера. Затем, установив тренажер на кушеткеили на полу, подключает электрическую цепь тренажера к сети, ватным тампоном, смоченнымспиртом, обрабатывает мундштук «ротового» отверстия модели, накрываетего кусочком марли и предлагает учащимся приступить к выполнению приемов реанимации.(Если каждый обучающийся будет пользоваться своим носовым платком или отдельнымкусочком марли, то дезинфекцию мундштука можно не проводить.)
/>
Учащиеся отрабатывают на тренажере последовательно все изученныеприемы оказания доврачебной помощи.
Правильность выполнения приемов контролируется с помощью электрическойцепи тренажера. Так, если оказывающий помощь при вдувании воздуха в дыхательнуюсистему тренажера не зажмет носовое отверстие модели, то значительная часть воздухавыйдет через него наружу, резиновая камера, имитирующая легкие, не расширится, электрическаялампочка не загорится. В случае, если учащийся забудет запрокинуть назад модельголовы, воздух при вдувании также не поступит в модель, легких, так как резиноваятрубка, соединяющая «ротовое» отверстие с резиновой камерой, будет пережата.Последнее имитирует перекрытие воздухоносных путей у пострадавшего человека, лежащегос незапрокинутой головой.
Тренажер может быть использован не только на факультативных,но и на кружковых занятиях, а также на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека,посвященных ознакомлению учащихся с доврачебными методами восстановления, дыханияи сердечной деятельности. Причем выполнение изучаемых приемов peанимации могут продемонстрироватьна тренажере сами школьники, посещавшие факультативные занятия и хорошо изучившиеэти приемы.Глава 3. Лабораторный практикумПервая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,переломах костей
Задачи: на основе повторения учебного материала о строении костей и скелетачеловека охарактеризовать виды травм системы опоры и движения; научить учащихсяоказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов,переломах костей.
Оборудование: модель скелета человека; таблица «Строение костей итипы их соединения; простейшие шины (дощечки, палочки, линейки), перевязочный материалдля демонстрации приемов оказания первой помощи.Методические рекомендации
I. Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений, особенностяхстроения скелета. (Усложненный опрос учащихся с использованием скелета человека:устные ответы о строении и составе скелета, типах соединения костей, строении сустава;взаимоконтроль по заданиям к рубрикам; задания рабочей тетради; биологический диктант.)
II. Изучение нового материала
1. Повреждения костей и суставов — наиболее распространенные виды травм опорно-двигательнойсистемы. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов. (Рассказ учителя с элементамибеседы об особенностях строения костей, суставов. Практическая работа школьников»Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, вывихах суставов". Беседапо итогам практической работы с использованием скелета, торса человека. Проверкаусвоения навыков.)
2. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи. (Рассказ учителя и демонстрацияприемов оказания первой помощи.)
3. Переломы костей грудной клетки, черепа, позвоночника. (Рассказ учителя с элементамибеседы об особенностях строения плоских, трубчатых костей. Демонстрация приемовоказания первой доврачебной помощи на муляжах торса и скелета человека. Практическаяработа школьников.)
4. Значение лечебной физкультуры и массажа в посттравматический период. Режимдвижения и нагрузок. (Рассказ учителя биологии или учителя физкультуры.)
III. Закрепление знаний о мерах первой доврачебной помощи при поврежденияхскелета.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы.
/>
2. Вставьте пропущенные слова в текст задания: «При повреждении и растяжениисвязок в суставе происходит. костей больше допустимой величины или изменение ихобычного положения. При вывихах в суставе головка одной кости может. или выйти из.другой. Перелом — это. кости. Происходит такая патология в случае. направления действиянагрузки и изменения распределения на. кости. Переломы бывают. и. При. переломепроисходит повреждение не только., но и., и.» (приводятся примеры заданий).
3. Тестирование.
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?
А. Доставить пострадавшего к врачу.
Б. Обездвижить конечность.
В. Наложить холод на поврежденное место.
Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.
Каковы ваши действия при оказании помощи человеку с переломом локтевой кости?
А. Наложить шину.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Обложить конечность мягким материалом.
Г. Прибинтовать шину к конечности.
4. Проверка усвоения навыков оказания первой доврачебной помощи при травмах скелета.(Групповая работа по выполнению заданий-задач с последующей защитой ответов.)
· У человека перелом ребер грудной клетки. Опишите ваши действия и обоснуйтеих.
· У человека открытый перелом голени конечностей. Опишите ваши действияи обоснуйте их.
· У человека перелом плечевой кости. Опишите ваши действия и обоснуйтеих.
(Приемы оказания помощи демонстрировать на муляжах человека. В проверке выполненияработы участвует школьный врач.)
IV. Задание на дом: ответить на вопросы в учебнике; поупражняться домав наложении шин, повязок и оказании первой помощи.
Литература
1. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов, 1982год.
2. Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство»2002 год.
3. Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы.Москва. «Просвещение». Учебная литература. 1996 год
4. Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений,под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологічна підготовка працівників міліції
Реферат Алексеев, Пётр Алексеевич революционер
Реферат Society Is Evil Essay Research Paper Humans
Реферат Хронология Древней Руси
Реферат Тайные общества России в 19 веке
Реферат Тваринний світ та його охорона
Реферат Невербальні засоби комунікації
Реферат Актуальность исследования обусловлена тем, что международная торговля одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений
Реферат История балета 20 века
Реферат Развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Реферат История российского уголовного законодательства XX века
Реферат Основные управленческие функции в организации
Реферат Понятие и особенности аграрных правоотношений, их элементы
Реферат Роль материнского генома в развитии потомка
Реферат Запровадження християнства на Русі Викладач Колосюк В О