Реферат по предмету "Педагогика"


Одаренность как отклонение от нормы

Курсовая работа на темуОдаренность как отклонение от нормы
Содержаниеинтеллектвундеркинд воспитание одаренностьВведениеГлава 1. Детская одаренность какпсихолого-педагогическая проблема1.1Вундеркинды1.2Дети-индиго1.3Проблемы в обучении и воспитанииодаренных детей1.3.1 Обучение одаренных детейГлава 2. Определение одаренности детейЛитератураПриложение
ВведениеВэтой работе речь пойдет об умственной одаренности детей (интеллекте, общих умственныхспособностях). Признаки одаренности проявляются у детей повышеннойвосприимчивостью к учению, при довольно быстрых темпах продвижения в учебе приравных условиях. В настоящее время внимание к детям с теми или иными признакаминезаурядного интеллекта становится большой и общей задачей школ.Возникновениеэтой проблемы становится предметом дискуссий. Одни считают, что проблемаповышенного интеллекта связана с взаимодействием наследственности и среды,другие считают с ранним приобщением детей к достижениям науки и новойэлектронной техники, третьи считают соотношением быстрого созревания иразвития.Вгоды возрастного созревания замечательные возможности развития заметныпрактически у всех детей. Каждый полноценный ребенок, будучи беспомощным, прирождении растет и развивается с помощью взрослых и он постепенно становится «человекомразумным».Всемдетям свойственна умственная активность, тяга к познанию, дать определенныеоценки окружающим предметам и явлениям. В этом органически нуждается ихразвивающийся головной мозг. В детские годы умственное развитие идет в такомтемпе, что по мере познания и взросления эта интенсивность становитсянедоступным в более зрелом возрасте.Вместес тем постоянно обнаруживается, что даже в относительно равных условиях психическоеразвитие детей различаются и развиваются неодинаково.Некоторыедети развиваются гораздо интенсивнее других, в школьные годы проявляютисключительные способности. Однако ранние признаки одаренности становятсячем-то временным и преходящим.Укаждого ребенка своеобразное сочетание признаков умственной способности, икакое из этих окажется более перспективным сказать трудно.Поэтомупрогноз умственных достоинств, всегда остается проблематичным, даже в отношенииучеников с чрезвычайно развитым интеллектом.Так,может быть, не надо принимать всерьез проблему детской одаренности, разпризнаки ее такие неоднозначные, а интеллект проявится в будущем?Проявленияобщих умственных способностей детей и подростков указывают на некотороеслагаемое умственной способности и одаренности, позволяют видеть, какподготавливается и формируется интеллект в ходе возрастного развития.Словосочетание«возрастная одаренность» привлекает внимание к тому, чтохарактеризуется именно ребенок или подросток, чьи умственные достоинства еще неуказывают достаточно определенно на их уровень развития в будущем.УченицаА.         У нее в раннем возрасте начали проявляться незаурядные склонности.Хорошо ориентировалась на местности. В 4 года могла ходить на лыжах и моглапрогуляться по всему селу. Хорошо заучивала и читала стихи. В 5 лет научиласьчитать. Могла писать некоторые буквы шрифтом. Хотела поступить в школу, и сбратом пришел в школу. Брат учился во 2 классе. Попросился на урок и сел запарту. После урока директор спросил ее, «зачем пришла в школу». Онаответила, что хочет учиться. Директор школы вежливо объяснил ей, что еще рано ипридет через год. Через год поступила в первый класс. Училась с желанием до 5класса, практически на «отлично». Родители, увидев незаурядную тягу кмузыке, перевели ее в музыкальную школу. Она чуть не разочаровалась, когда еезаписали в группу струнных инструментов. Её желание было научиться играть набаяне. Но педагоги, обращая на её маленький рост, объяснили ей, что баянтяжелый инструмент, и ей будет трудно, и что инструмент повредит её осанку. Ноона смогла перебороть свои разочарования, и закончила музыкальную школу на «отлично».Затем поступила в пединститут на физико-математический факультет. Закончив его,по распределению направлена в с.Раздолье Караидельского района РеспубликиБашкортостан и работает успешно в этой школе уже 23 год. Как и прежде любитмузыку, играет в шахматы, участвует на соревнованиях по лыжным гонкам.Тема исследования:Одаренностькак отклонение от нормыОбъект исследования: дети с незаурядныминтеллектом.Предметисследования: психология одаренности детей и проблема одаренности какотклонения от нормы.Цели исследования:датьобъективную и субъективную оценку проблемам одаренностиЗадачи исследования:Исследованиенеравномерности хода возрастного развития и предпосылки различий в интеллекте.Исследованиеиндивидуальных различий в своеобразии одаренности.Исследованиевзаимосвязи индивидуального и возрастного проявления в интеллекте.ГипотезаДаннаяпроблема при детальном изучении будет адаптировать одаренных детей, и помогатьв их дальнейшем развитии.Изучениепроблемы поможет развить методологию развивающего обучения, разнообразить формыи методы их применения.
Глава 1. Детская одаренностькак психолого-педагогическая проблемаИзвестно,что при подходе к индивидуальным различиям по способностям очень важноучитывать возможности человеческие вообще. Как отмечал Рубинштейн, при отрывеот этой «почвы» выдающиеся способности отдельных людей неизбежномистифицируется и путь для их изучения обрывается.Быстрыетемпы развития ребенка в дошкольном и дошкольном возрасте, а также отсутствиекаких ‑ либо требований к ребенку со стороны родителей и воспитателейдетских садов, могут оставить без должного внимания различные отклоненияребенка от нормального развития. Эти незамеченные или показавшиесянезначительными отклонения в развитии ребенка ‑ до школьника подчасприводят к выраженным сдвигам, когда ребенок начинает обучение в школе.Именношкола является тем индикатором, который проявляет все проблемы винтеллектуальном развитии ребенка, так как становится очевидной егонеспособность овладеть учебной программой. Но в этом случае первичные нарушенияв интеллекте ребенка сопровождаются появлением вторичных – деформация личности,появление различных психосоматических и психоневрологических патологий, быстраяутрата интереса к процессу обучения. В этой ситуации страдают не только самидети, но и их родители.Особенностии закономерности развития интеллекта у детей. Изучение этого вопроса связано преждевсего с именем швейцарского психолога Жана Пиаже (Пиаже, 1969). Начиная с 20‑хгг. XX в. он в течение 50 лет занимался теоретическими и практическимивопросами детского интеллекта.Процессразвития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, втечение которых происходит становление трех основных структур. Сначалаформируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий,выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигаютсоответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий,выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этогооткрывается возможность для формирования формальных операций.Классификациястадий развития интеллектаI.Сенсомоторный интеллект — 0-24 месII.Репрезентативный интеллект и конкретные операции — 3-12 летIII.Репрезентативный интеллект и формальные операции — 12–14 лет.Развитие,по Пиаже, – это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегдаподготавливает последующую. Так, конкретные операции служат основой формальныхопераций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещениенизшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур;предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.Применительнок школьным годам педагоги и психологи используют следующую периодизацию:Младший школьный возраст(6-10 лет);Подростковый или средний возраст (10-15 лет);Старший школьный возраст(15-17 лет).Как известно, в младших классах все учебные предметы ведетодин педагог, чаще всего учительница. Личные особенности учителя становятсяфактором биографии учеников.Итак, в младшем школьном возрасте выделяются ученики снеобычно быстрым, стремительно развитым интеллектом, которые развиваются еще вдошкольные годы. Крайние случаи такого рода – вундеркинды. В среднем возрастеразличия в умственных способностях не так уж заметны. В старших классахнаблюдается интеллектуальный подъем у некоторых учащихся. Все это – разныеварианты неравномерности хода развития.
1.1 ВундеркиндыНекоторыедети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению. Необычностьумственных успехов таких детей становится очевидной после поступления в учебу,где происходит сравнение детей друг с другом. Уже тогда обнаруживаютсянеобычные способности некоторых учеников и умственное развитие их далеко отсверстников.УченикСаша. Саше не было еще 4 лет, когда он научился читать. Случилось это так. Емукупили азбуку: на отдельных картинах нарисованы буквы алфавита. Мальчик играл ипо подсказке бабушки начал называть буквы. Затем, вслушиваясь в произносимыеслова, стал подбирать соответствующие картинки.Далееон научился считать. В этот период он начал увлекаться не только счетом, но истал их чертить. Ему уже было 4 года.Интереск числам ослабел, когда он увлекся географией. В начало пятого года он сделалкарту полушарий. Причем все очертания и обозначения с удивительной точностьюсовпадали с географической картой.Вдальнейшем 7-летний Саша прямо из детского сада поступил в 4 класс школы, успешновыдержав все вступительные экзамены. В школе успевал только на «отлично».Семейное окружение его: мать – экономист, бабушка 70 лет и сестра – студенткафилологического факультета, отец – инженер, с семьей не живет). Мальчик восновном находится под наблюдением у бабушки.Сашав школе не занимает особого положения. Учителя к нему относятся как к обычномуученику. Преподаватели отмечают сознательность его ответов и умение кратко иясно излагать свои мысли. Но он долго занимается самообразованием. Подготовкадомашних заданий занимает больше 1,5-2 часов в день, он практически не гуляет.Стал увлекаться орнитологией. Его работа о птицах – толстая пачка исписанныхтетрадей и огромное количество рисунков.Многосамостоятельности проявлено и в иллюстрациях. Он не только копирует рисунки, арисует на основе описания. У него хорошая зрительная память. После посещениязоопарка или зоомузея он делает схематические рисунки, описывает их. Он умеетразличать даже незначительные различия в цвете и форме.Сашаочень подвижный. У него стремительная походка.Сосредоточенностьего на учебной стороне урока создает определенную отрешенность от происходящеговокруг. Он не только реагирует на поведение других, но и даже соседа по парте.Удоски Саша держится скромно, даже застенчиво. Он не смотрит на себя со стороны,не любуется своим голосом, произносящим умные и ученые слова.Когдаучительница неторопливо, педагогическим тоном, задала ему дополнительныйвопрос, можно было видеть, что у него ответы готовы прежде, чем она замолкала.Познанияего по всем предметам отличаются конкретностью и точностью. Письменные работыотличаются необычайной краткостью.1.2 Дети – индигоДети– индиго – это не просто дети с необычным цветом ауры (кстати, что такое аура,тоже никто не смог толком объяснить), это в первую очередь неординарные дети,которые буквально всем отличаются от обычного представления о детях. С малоговозраста они рассуждают о судьбах мира, проявляют уникальные феномены италанты, отличаются от других необычайной линией поведения, обладаютуникальными лидерскими качествами, в результате чего отвергают все шаблонывоспитания. Одним из известных примеров ребенка Индиго является мальчик. В 5лет освоивший весь мировой репертуар произведений для скрипки и в том жевозрасте выступавший с оркестром уже взрослых музыкантов в качестве первойскрипки.Дотех пор, пока к изучению детей Индиго будут подходить однобоко, то есть искатьпричины необычности в материальных или физических факторах, понять ихособенности, отличия от других и методы воспитания будет невозможно. Толькопосле того, как будут приняты во внимание невидимые разум и душа и ихпотенциальные свойства, только тогда найдется ответ на вопрос «кто такиедети Индиго?»Длятого, чтобы прояснить большинство вопросов относительно детей Индиго, нужновспомнить идею Д.И.Менделеева о троичности человека и окружающего мира, о том,что все вокруг имеют три сущности: разум, душу и тело (материальную оболочку),и разум среди них –главный. Именно наследованием разума занимался последовательД.И.Менделеева В.И.Вернадский. он первый среди ученых сформулировал концепциюоб устройстве ноосферы, то есть разума – среды, в которой содержатсясовершенные истинные знания и с которой абсолютно совместим разум человека.Отсюдастановится очевидным, что одаренность и высокоразумностьдетей индиго обусловлена не наследственностью, не генетическим изменениями иливоспитанием (то есть сущностями материального мира), а именно особымисвойствами их невидимых разумов и душ, потенциал которых на несколько порядковвыше предшествующего им поколения детей.1.3 Проблемы в обучении ивоспитании одаренных детейМногие думают, что ребенок, опережающий сверстников поуровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречатьтрудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чему других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветоммогут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастногоразвития.Прежде всего важно, как поведут себя родители и другиестаршие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду сгордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу.Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишьмечтать, ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, егоне оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие кумственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти летежедневно приносит из библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора,тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боемприходится укладывать ее спать… У мальчика девяти лет плохое зрение,приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встаети читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило,опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. Ибольше всего боятся не болезнь ли все это – необычная яркость способностей,неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко невсегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомненияи страхи.В других семьях чрезвычайные детские способностипринимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, которыйсулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью еговозможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Такподогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-толегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернутьсянемалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.Дети с ранним умственным подъемом нередко особенночувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могутввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен,кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок,естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Еслиже старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей,смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такоеотношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детскогосознания.В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным.Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чегоони не ожидали.1.3.1Обучение одаренныхдетейВремя от времени то в одной, то в другой газете промелькнетне перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в ВУЗ школьника13–14 лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10–11 лет всего 6–7 лет. Чащевсего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в шесть – семь лет впервый класс, но потом его ускоренно, иногда в первом же учебном году,переводят в последующие классы. Бывает и так, что «перескок» черезкласс или несколько таких «перескоков» происходят уже в подростковомвозрасте. Раньше для этого требовалось специальное разрешение органов народногообразования. Теперь, согласно новому Положению об общеобразовательной среднейшколе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу вцелом. (7)Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей.Ведь при этом возникают новые сложности.Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях,умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.Во-вторых, приходится иметь дело с различиями в физическоми нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Тут ифизкультура, и трудовое обучении, и, наконец, этика и психология семейнойжизни… Как в этих условиях идет формирование самооценки, отношений содноклассниками и взрослыми? Кто и как должен разрабатывать для одаренных детейиндивидуальные учебные программы и планы? Прежде всего необходимо, чтобы вовсех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующуюкурсовую подготовку. Иначе члены педагогического коллектива, прежде всегоруководители школы, будут относиться к «перескакиванию» с большимиопасениями.Второй путь – создание лицеев и гимназий для одаренных. Внаши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что же –это неплохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс влицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточноразнообразной методической базе (что пока, к сожалению, не везде).Третий путь – создание для детей с повышеннымиспособностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе.Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных чертможно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей нерассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Даи сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должнабыть не только дифференцированной, но и единой.
ВыводЕслиодаренность детей с одной стороны восхищает, с другой они становятся проблемойдля окружающих. Высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражаютинтеллектуалы.Проблемыодаренных детей:1. Неприязнь кшколе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна дляних.2. Игровыеинтересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаютсяих сверстники средних способностей.3. Конформность.Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образомконформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.4. Погружениев философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть,загробная жизнь, религиозное верование.5. Несоответствиемежду физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитаютиграть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудностать лидерами.Уитмор(1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:1. Стремлениек совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняюСтремление к совершенству проявляется рано.2. Ощущениенеуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворены, отсюда – низкая самооценка.3. Нереалистическиецели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление ксовершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.4. Сверхчувствительность.Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к.постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.5. Потребностьво внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызываеттрения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.6. Нетерпимость.Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальномразвитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Глава 2. Определениеодаренности детей
 
ОпределениеРензулли
Рензуллипредложил альтернативное определение, основанное на свойствах, отмеченных водаренных взрослых. В соответствии с этим определением, одаренность являетсярезультатом сочетания трех характеристик интеллектуальных способностей,превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости. Применительнок дошкольникам связь между этими характеристиками и будущим успехом нерассматривалась. Таким образом, хотя определение Рензулли дает ясноепредставление об одаренности взрослых и, возможно, вполне валидно,правомерность его переноса на критерий одаренности дошкольников еще предстоитдоказать.
Другое важноесоображение относительно определения Рензулли связано с возможной изменчивостьюуказанных им трех характеристик. Если эти характеристики или их сочетаниеподвержены изменениям, то вполне вероятно, что опыт раннего обучения можетоказать какое-то благотворное влияние на проявление одаренности у взрослогочеловека. Если же, напротив, характеристики и их сочетания неизменны, то раннееобразование не имеет сколько-нибудь серьезного значения. Можно предположить,что одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства, хотяприрода этой связи до сих пор не ясна.
Альтернативныестратегии поиска
Подход впоиске одаренных детей опирается на использование разнообразных методикпредварительного отбора детей и непрерывное наблюдение за их успехами смоментами поступления в группу. Если ребенок не добивается заметных сдвигов в планедостижений или роста заинтересованности, его не трудно перевести в другойкласс, в большей степени отвечающей его потребностям и способностям. Еслиспециальная программа осуществляется в обычном классе, педагог может простопрекратить с данным ребенком занятия по специальной программе. При такомподходе разработка эффективной системы выявления одаренных детей приобретаетэмпирический характер, а проблема решается с помощью постоянного наблюдения зауспехами детей.
Вариантомподхода, предполагающее непрерывное наблюдение, является предложенный Рензулли,Рейсом и Смитом (1981) принцип «турникета». При этом подходепрограммой охватывается широкий круг кандидатов. Дети включаются или выходят изпрограммы в разное время в течение всего года в зависимости от их интересов идостижений — как в рамках программы, так и вне их.
Независимо отприменяемого подхода, составители программы должны обосновать и процедурупоиска, и специальные учебные программы, исходя из их рабочего определенияодаренности.
Моделивыявления одаренных детей
Существуетдва основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основываетсяна системе единой оценки, второй – на комплексной. Традиционная система, покоторой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине,является примером единой оценки. Еще один пример – поэтапный процесс, когдаребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешнопреодолеет этап предварительного отбора.
Системакомплексной оценки.
В последниегоды, в соответствии с некоторыми программами, одаренные дети выявлялись наоснове комплексной оценки. Примером такого подхода является " резервуарнаямодель" Гауэна (1975). На основании множественных оценочных процедур, втом числе и результатов группового тестирования, рекомендаций классногоруководителя, очерчивается круг кандидатов. Ребенок должен либо показатьвысокие результаты в любых трех (из четырех) видах оценки, либо набратьопределенную квалификационную сумму балов по шкале Станфорд-Бине, при этомучитывается и мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разработана для детейшкольного возраста, но легко может быть приспособлена и к нуждам дошкольников.
Проект «RAPYHT»в университете штата Иллинойс США использует один из вариантов комплекснойдиагностики одаренных. В проекте «RAPYHT» применяется серия опросныхлистов для определения талантливости. Они заполняются учителем и родителями накаждого ученика. Они заполняются учителем и родителями на каждого ученика.Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка вкаждой из следующих областей: творчество, естествознание, математика, чтение,музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера(психомоторика). В случае если оценка ребенка педагогом или родителем превышаетопределенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в числокандидатов для включения в программу «RAPYHT». Таким образом, дляотбора одаренных дошкольников используется два существенно различных источникаинформации – учителя и родители. С целью проверки данных, казанных в опросныхлистах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специальноорганизованным занятиям в небольших группах в соответствии с характером иходаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень по меньшей мере в одномили двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу. Вотношении людей с серьезными или сенсорными недостатками принимаются вовнимание и данные дополнительных стандартизированных тестов с тем, чтобыопределить, на сколько программа «RAPYHT» может быть им полезной.
Посколькуметодика многомерной оценки может использоваться для определения широкогоспектра способностей и опирается на различные источники информации о поведенииребенка, она имеет серьезные преимущества перед другими в том, что увеличиваетвероятность включения в специальные программы из различных этнических, расовыхи социоэкономических слоев общества.
Отдавая себеотчет в преимуществах комплексной оценки, важно помнить, что искомыехарактеристики, способ и критерии отбора должны быть подчинены достижениюреального соответствия предлагаемой специальной программы потребностям испособностям детей, отобранных для участия в ней.
Методикивыявления и оценки способностей ребенка
В связи стеоретическим и практическим расширением понятия «одаренный ребенок»и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых разных группахи слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционноиспользуемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестовна интеллектуальные и творческие способности детей, а также гестов на оценку ихуспеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованиемоценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данныминаблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведениипрактических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных италантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикойих развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либоодноразовой процедуры тестирования.
Стандартизированныеметоды измерения интеллекта
В настоящеевремя стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболеешироко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут бытьнаправлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей.Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которыепозволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. В данномслучае по сумме контрольных или квалификационных баллов выделяется 7% наиболееспособных дошкольников из среды их сверстников.
ШкалаСтанфорд-Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерениеумственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и увзрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу,однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точныхдвигательных реакцией. Этот тест позволяет определить умственный возрастиспытуемою (МА) и IQ (среднее значение IQ равно 100, МA-mental age, в переводе «умственныйвозраст»). Измерительная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что длятого, чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составить 124балла или выше. Следует добавить, что существуют методики, позволяющиепроанализировать оценки мыслительных способностей детей, полученные по системеСтанфорд-Бине, исходя из модели структуры интеллекта, разработанной Гилфордом.
Векслеровскаяшкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI).
Тест «WPPSI»так же является индивидуальным и применяется для измерения общих умственныхспособностей. Шкала Векслера состоит из двух частей вербальной шкалы,содержащей 6 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания наосведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства,словарный запас, оперативная память на цифры. Шкалу действия образуют субтестына недостающие детали, последовательные картинки, кубики Коса, складываниефигур, шифровка, лабиринты.
ТестСлоссона измерения интеллекта детей и взрослых («SIT»)
Тест Слоссонаразработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых,так и у детей. Характерно, что, как правило, все задания теста предполагаютустные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей,которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша).Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых.Квалифицированным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.
Колумбийскаяшкала умственной зрелости («CMMS»)
Колумбийскаяшкала («CMMS») предназначена для индивидуального обследования детей,имеющих сенсорные, двигательные или речевые нарушения. Согласно условиям теста,испытуемым предлагается найти различия в 92 предъявляемых рисунках. Испытуемыев данном случае должны жестом указать на те рисунки, которые по их мнению,отличаются от других. При помощи этого теста измеряется уровень общиханалитических способностей детей, проявляющихся в умении различать цвета,формы, числа, размеры, символы и т.п. Тест включает задания на перцептивнуюклассификацию, а также абстрактное оперирование символическими понятиями.
Рисуночныйтест на интеллект
Тестпредназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 8 лет, втом числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит иззаданий 6 видов на определение объема словарного запаса, понимание,установление сходства, знаний величин и чисел, память. По условиям теста вкачестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихсявариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются впоказатели умственного возраста, который в свою очередь переводится впоказатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индексобщего познания.
Стандартизированныетесты достижений для дошкольников
Стандартизированныетесты достижений предназначены для выявления детей, имеющих исключительныеспособности в таких основных учебных дисциплинах, как чтение, математика иестествознание. Несмотря на то, что анализ достижения в учебных предметах удетей дошкольного возраста может показаться несколько преждевременным онабсолютно необходим, если ставиться задача раннего выявления детей, имеющихуникальные для своего возраста способностей.
Непосредственнодля выявления творческой одаренности Дж. Гилфордом в университете штатаКалифорния были разработаны тесты выявляющие такие особенности дивергентногомышления как легкости гибкости и точности. К задачам образования адоптировалюжнокалифорнийские тесты Э. Торранс.
Тестытворческого мышления Торренса
12 тестовтворческого мышления Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную извуковую батареи. Первая батарея обозначается как словесное творческоемышления, вторая – изобразительное творческое мышление, третья –словесно-звуковое творческое мышление. С тем чтобы избежать беспокойстваиспытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называютсязанятиями и как все время подчеркивается в инструкциях, занятиями веселыми.Тесты предназначены для использования в детскому саду и во всех классах школы,хотя до IV класса их нужно предъявлять индивидуально и устно. (8)
Литература
1. Божович И.А. личность и ее формирование в детском возрасте– М.:,1968.

Приложение 1
Определение школьнойзрелости
Существуют разные методыопределения школьной зрелости. Для первичного знакомства с ребенком наиболееудобно использовать тест Керна-Йирасека, поскольку он имеет нормативы, требуетдля своего проведения немного времени.
Тест состоит из трехзаданий. Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе –срисование письменных букв, третье – срисование группы точек. Результат каждогозадания оценивается по пятибалльной системе. (1-высший балл, 5 – низший балл).,и затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получившихв сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего,7-11 – среднее, 12-15 – ниже нормы.
Инструкция по применениютеста.
Ребенку (группе детей)предлагают бланк теста. На лицевой стороне бланка должны содержаться данные оребенке, и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины, на обороте вверхней части помещен образец письменных букв, в нижней левой части – образецгруппы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной длявоспроизведения образцов ребенком.
Оценка результатов теста.Задание №1 – рисование мужской фигуры.
1 балл выставляется привыполнении следующих условий. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловищеи конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть большетуловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) иуши, на лице – глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ногивнизу отогнуты. Фигура нарисована таким образом, что можно обвести однимконтуром, не отрывая карандаша от бумаги «синтетический» иликонтурный способ. «Аналитический» способ рисования предполагаетизображение каждой из составляющих фигуры.
2 балла. Выполняются всетребования на 1 балл, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующиедетали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать,если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура имеетголову, туловище и конечности. Руки и ноги объемные. Допускается отсутствие шеи,волос, ушей, одежды, пальцев и ушей.
4 балла. Примитивныйрисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованытолько одной линией каждая.
5 баллов. Отсутствуетчеткое изображение туловища или обеих пар конечностей.
Задание №2. копированиеслов, написанных письменными буквами.
1балл. Хорошо и полностьюразборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образцане более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописнойбукве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется отгоризонтальной линии не более чем на 30%.
2 балла. Все ещеразборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии неучитываются.
3 балла. Явная разбивканадписи на три части. Можно понять хотя бы четыре образца.
4 балла. С образцомсовпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строкунадписи.
5 баллов. Каракули.
Задание №3.
Срисование группы точек.
1 балл. Почти совершенноекопирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки отстроки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно бытьболее чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла. Число ирасположение точек соответствует образцу. Можно не учитывать отклонение неболее трех точек не половину ширины зазора между строкой или колонкой.
3 балла. Рисунок в целомсоответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое.Число точек может соответствовать образц, но их не должно быть больше 20 и меньше7. допускается любой разворот даже на 1800.
4 балла. Контур рисункане соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и числоточек не учитываются. Иные формы, например, линии не допускаются.
5 баллов. Каракули.

Приложение 2
Определение уровняинтеллектуального развития
Особенности мышленияпроявляются в работе школьников с любым учебным материалом. Например, учащимсяначальных классов дали 8 карточек, на каждой из которых был напечатан текстпословицы, и предложили объединить пословицы в группы по основному замыслу,заключенному в них.
Одни дети обобщаютпословицы по существенному признаку.
Волков бояться в лес неходить. «Тут о смелости говорится. Смелый человек ни волков, ни врагов небоится».
Семь раз примерь — одинраз отрежь. «Делать надо все как следует, подумать сначала».
Другие дети обобщают повнешнему, лежащему на поверхности признаку:
Волков бояться в лес неходить. «Это все про зверей».
Семь раз примерь — одинраз отрежь. «Здесь есть семь и один».

Приложение 3
Математический материал
Учащимся дается листбумаги, на котором напечатаны примеры с пропущенными числами. Задание:«вставьпропущенные числа так, чтобы примеры были решены правильно» Даны триусложняющиеся столбика примеров (пропущены одно, два, три числа), в каждомстолбике – примеры одинаковой сложности:
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 70-Ф3
Реферат Издержки производства 3
Реферат Місцеві суди в Україні
Реферат Государственное управление в административно-политической среде
Реферат Модернизация системы охлаждения двигателя "Газели"
Реферат Арбитражный процессуальный кодекс РФ (полный текст)
Реферат Ответственность за правонарушения (КоАП РФ) с 1 июля 2002 года. Таблица штрафов.
Реферат Стандартизация товаров. Парфюмерная продукция
Реферат Доказательство в арбитражном процессе
Реферат Идеи для пайщиков
Реферат Изучение и прогнозирование производственной деятельности организации
Реферат Катерина Кварнеги архитектор Санк-Петербурга
Реферат Атриовентрикулярная блокада: основные концепции
Реферат Анализ живописных произведений флорентийской школы
Реферат Альд Пий Мануций