Реферат по предмету "Педагогика"


Образовательная программа Мягкая игрушка

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр г. Петрозаводска.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ДЮЦ_____________

С.Э.Воздвиженский
Образовательная программа

«Мягкая игрушка»

Для детей 7-12 лет


Срок реализации программы-3 года

Учебная нагрузка:

1 год обучения – 144

2 год обучения – 144

3 год обучения – 216

Педагог дополнительного образования: Лери О.С.

Утверждена на методическом совете________2009

Пояснительная записка

Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной программой, составленной на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по мягкой игрушке, на основе изучения методической литературы: « Кружок изготовления игрушек-сувениров», В.М. Петуховой « Мягкая игрушка». А также 25-летнего практического опыта работы педагога Детско-юношеского центра г. Петрозаводска.

В объединение « Мягкая игрушка» занимаются дети с 7-12 лет микрорайона « Ключевая», среди них много детей из неполных, многодетных, малообеспеченных семей.

В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Это время, когда наиболее выпукло проявляется способность человека « выполнить» себя, т.е. усовершенствовать и развить свои задатки, сформировать себя как личность.

Моя задача как педагога, помочь детям найти ключик для собственного развития, помочь в реализации их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость в труде, профессии, создать счастливую семью и тем самым создавать процветающее государство.

Сегодня общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе – трудовое обучение, а в условиях дополнительного образования программа « Мягкая игрушка» Лежащая в основе этой программы предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает развивающим потенциалом. Ручной труд является эффективным « гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребенка.

Программа « Мягкая игрушка» направлена на развитие в ребенке способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно – заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим.

Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:

— радость общения

-удовлетворение результатами своего труда

-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)

— создание обстановки взаимопомощи.

Воспитательная система социальной ориентации

В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, семья, совместный труд. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.

Вид воспитательной системы:

Воспитательная система – коллектив

Воспитательная система уюта и комфорта

Воспитательная система социального творчества

Цель воспитания – воспитание личности успешно выполняющей весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, члена детского коллектива;
Педагогические технологии:

-коллективные творческие дела

— общественно полезные акции

— экскурсии

Ключевым направлением работы является социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.

Компоненты воспитательной системы:

— система обучения социальным навыкам

— работа с родителями – включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей.

— участие в различных социальных акциях.

Диагностика достижения воспитательных результатов

Основными результатами воспитательной системы являются:

— сплоченность коллектива

— творческие работы учащихся

— достижение учащихся в различных социальных сферах

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов

— набор достижений воспитанника

— тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентации.

— оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения
Программа рассчитана на 3 года обучения и включает в себя следующие разделы (курсы по годам обучения)

Курс « Умелые руки» 1 год обучения.

« Учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными»:

Дети получают общие представления о многообразии форм и цвета материалов в окружающей действительности, радость познания и созидания.

Курс « Первые шаги мастерства» 2 год обучения.

« Учусь наблюдать, размышлять и действовать»

Обучение детей основам декоративно-художественного отражения мира.

Курс «Секреты мастерства» 3 год обучения

Изучение мира вещей как источник историко-культурной информации, изучение традиций, их роли в жизни и искусстве.

При организации образовательного процесса по программе, особое внимание уделяется на комфортный, неформальный характер психологической атмосферы в объединении, не регламентированный обязательствами и стандартами. Кроме того: возможность сочетать различные формы занятий с учетом свободного времени, возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту).

Принципы работы в объединении « Мягкая игрушка»

— Добровольность

— Индивидуальный подход к каждой личности ребенка.

— Осуществление работы поэтапно, в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному»

— Право на свободный творческий поиск.

Одна из применяемых форм занятий – коллективная. Дети работают сообща, чтобы выполнить общее задание. Таким образом, они получают не только знания, но и опыт общения в сообществе ровесников, что особенно важно для детей. Большое внимание также уделяется подготовке инструкторов для младшего школьного возраста («Научился сам – научи младшего»)

Вышеизложенное показывает, что программа действительно актуальна и привлекательна для детей.

Цели и задачи программы.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию увлечений и мастерства у детей в прикладном творчестве, в частности « Мягкой игрушке»

Задачи:

Раскрыть истоки народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества.

Дать специальные знания и практические умения, и навыки, необходимые для работы в « Мягкой игрушке»

Развитие творческой активности, фантазии, изобретательности.

Развитие художественного вкуса и формирование эстетических потребностей



Формы и методы проведения занятий.

Формы:

Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные;

Беседы

Экскурсии

Творческая мастерская

Игровые программы

Праздники

Занятия-исследования

Викторины

Выставки

Общественно-полезные акции

Способы усвоения содержания:

— занимательный способ

— репродуктивный способ (« делай как я»)

— креативный способ (поисково-исследовательский)

Методы:

1 Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия

2 Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков.

3 Практические методы: практические занятия. Занятие-исследование.

4 Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.

Содержание программы

Курс « Умелые руки»

( 1 год обучения)

Возраст детей от 7 до 9 лет

Цель курса:

Дать представление многообразие форм и цвета материалов в окружающей действительности, радости познания и созидания (« учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными).

В эту группу входят дети, у которых недостаточная степень развития технических умений, а также дети с нарушением речи и неразвитостью линии ладони, недостаточно развита мелкая моторика рук. Это тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов.

Поэтому для данной группы ставятся следующие задачи:

Научить правильно, пользоваться необходимыми инструментами (ножницами, иглой)

Ознакомить с различными видами бумаги и приемами изготовления аппликаций.

Дать знания и практические умения через изготовление простейших игрушек и сувениров.

Учить наблюдательности, аккуратности, настойчивости при выполнении работы.

Научить работать с книгой.

Формировать желание приносить радость своим трудом окружающим.

Познакомить с различными видами тканей.

Темы курса:

Вводное занятие. История возникновения мягкой игрушки. Правила безопасного труда на занятиях. Правила пользования необходимыми инструментами.

Аппликация – один из видов прикладного искусства. Виды аппликаций из бумаги: предметная, декоративная, сюжетная. Работа с книгой.

Цветовая гамма. Различные виды бумаги и приемы изготовления аппликаций.

Аппликация из ткани. Технология выполнения аппликации Виды тканей (гладкий и набивной ситец, трикотаж, драп, шелк) и другие используемые материалы (меховой лоскут; синтетический, натуральный)

Зимнее рукоделие. Новогодние подарки и елочные украшения. Основные виды швов «вперед иголку», «через край»

Комбинированные работы с использованием бумаги и ткани. Плоские игрушки.

Бытовая игрушка (первые шаги в «мягкой игрушке»). Правила пользования шаблонами, выкройками. Правила раскроя. Изготовление изделий по выкройке и образцу, по эскизу и выкройке, по выкройке (шаблону) Игольницы, прихватки, сумочки, кошельки. Украшение для мамы. Футляр для очков. Салфетки.

Музейное пространство: экскурсии- Дом кукол, Краеведческий музей, Выставочный зал, Центр карельских мастеров. Знакомство с различными видами прикладного творчества. Проведение русских народных праздников, знакомящих с историей и традициями России.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

В результате освоения курса дети должны знать:

Уметь определять вид ткани и других используемых материалов.

Выполнять основные виды швов («вперед иголку», « через край», « петельный»).

Уметь правильно пользоваться шаблонами, выкройками. Уметь изготавливать изделие: — по образцу и выкройке

— по эскизу и выкройке

— по выкройке

4. Знать виды и особенности прикладного искусства.

5. Знать правила безопасного труда на занятиях « мягкая игрушка «.

6. Участвовать в выставке « Моя первая игрушка».

Курс «Первые шаги мастерства » (2 год обучения)

Возраст детей от 8 до 10 лет.


Цель курса: Дать основы декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать).

Задачи: 1. Ознакомить с более сложными приемами изготовления изделий.

2. Развивать фантазию и воображение через конструирование игрушек

3. Познакомить с общими принципами, роднящими народную и современную

игрушку.

Дети в этой группе хорошо владеют различными приемами пошива плоских и объемных игрушек из ткани и мехового лоскута. Самостоятельно создают и перерабатывают готовые образцы. Творчески работают с методической литературой.

Темы курса:

Вводное занятие. Содержание работы в мастерской мягкой игрушки в учебном году. Правила безопасности. Дежурство и порядок работы в помещении.

Бытовая игрушка. Демонстрация образцов игрушек. Особенности бытовой игрушки, ее назначении. Эскиз. Выполнение эскизов и выкроек по ним. Настенное панно (для кухни и прихожей). Карандашница настенная и настольная. Игольницы.

Объемная аппликация. Особенности изготовления. Используемые материалы: бумага, ткань, мех. Правила раскроя из меха. Сюжетная аппликация (индивидуальная работа).

Новогодние сувениры. Декоративные швы («тамбурный», «гладь») в изготовлении сувениров. Творческое использование известных и новых способов работы.

«Все для дома, все для семьи» Разработка бытовых вещей, применяя в работе формулу « красота + польза». Декоративные подушки. Тапочки для гостей. Грелки на чайник. Коврики. Прихватки-рукавицы.

Кукла. Рукоделие в духе народных традиций. Тряпичная кукла в народном быту. Особенности художественного оформления национальной одежды (русской и карельской). Ручной женский труд в народных традициях. Кукла — эталон мастерства юной рукодельницы.

Музейное пространство: экскурсии — Дом кукол, Центр ремесел, выставочный зал. Экскурсии в природу. Игровые программы, праздники. Знакомство с русскими и карельскими играми. Особенности народных праздников.

8. Заключительное занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

К концу второго года обучения дети должны:

1. Уметь изготавливать сложные изделия по образцу.

2. Уметь делать самостоятельные эскизы и выкройки по ним.

3. Эстетически оформить изделие в творческом решении.

4. Самостоятельно работать с методической литературой.

5. Знать особенности художественного оформления национальной одежды.

6. Выполнять декоративные швы («тамбурный», «гладь»).

7. Участвовать в формировании сувенирного фонда.

8. Подготовить коллекцию изделий к итоговой выставке.


Курс « Секреты мастерства»

(3 год обучения)

Возраст (9-11 лет)

Цель курса: Мир вещей как источник историко-культурной информации, традиции и их роль в жизни искусстве.

Задачи: 1. Совершенствовать навыки обработки различных материалов.

2.Развивать фантазию через конструирование игрушек.

3. Научить передавать свои знания и умения младшим.

4. Развивать интерес к народному творчеству.

Это смешанная возрастная группа. В данной группе также занимаются девочки, закончившие работу по программе, но продолжающие заниматься в объединение в качестве инструкторов. Работа проходит по подгруппам, занятия носят индивидуальный характер. Качественно новый и более подробный уровень раскрытия ранее изученных тем.

Темы курса:

Вводное занятие. План работы в учебном году. Правила техники безопасности.

Бытовая игрушка. Обучение приемам переработки готовых образцов, подготовка к конструированию игрушек. Объемные картины, особенности их изготовления. Настенное панно для кухни, украшение для спальни, украшение для прихожей.

Русские народные игрушки Персонажи русских народных сказок.

Новогодний сувенир. Игрушки « Знака зодиака» Елочные украшения.

Вышивка. Техника выполнения декоративных швов, используемых в « мягкой игрушке»

Аппликация из ткани: плоскостная, рельефная. Сюжетная аппликация (выбор сюжета по индивидуальным эскизам). Лоскутная техника.

Работа с методической литературой по изготовлению игрушек.

Разработка новых видов сувениров. Коллективная работа.

Русские народные праздники. Игровые программы, знакомящие с русскими и карельскими играми. История и традиция праздников.

Я и природа. Культурно-экологическое поведение в естественной природе. Походы. Экскурсии в природу (времена года) Работа в интернет классе («Заповедники Карелии», «Профилактика здорового образа жизни»)

«Умелые руки – не знают скуки» Коллективная творческая деятельность:

— реставрация старых работ

— выполнение работ на заказ

— изготовление наглядных пособий

— организация досуга младшим школьникам

— общественно-полезные акции

12. Музейное пространство: экскурсии. Знакомство с различными видами прикладного. творчества. Дом кукол. Центр ремесел. Краеведческий музей. Выставочный зал. Центр карельских мастеров.

13. Заключительное занятие. Выпускной.

К концу 3 года обучения дети должны знать:

Вести поиск необходимой информации по изготовлению игрушек и работать творчески с литературой.

Уменьшать и увеличивать выкройки. Уметь перерабатывать образцы и новые элементы.

Создать одну или несколько творческих работ.

Уметь работать с младшими группами.

Помогать педагогу в проведении занятий и праздников.

Выполнять работу по индивидуальному заказу.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения образовательной программы « Мягкая игрушка» воспитанники:

Научаться самостоятельно, выполнять все работы по изготовлению мягкой игрушки, а также оказывать помощь другим при необходимости.

Вести поиск необходимой информации для изготовления игрушек и работать творчески с литературой.

Познакомятся с истоками народного творчества и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.

Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе.

Ожидается также, что освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию эстетических потребностей ребенка, его творческой активности. Фантазии, изобретательности.

Система отслеживание результатов.

( апробированные способы)

Проведение конкурсов после пройденных тем в программе.

Контрольный срез в начале и в конце учебного года

Алгоритмизация действий воспитанников (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задании по определенному алгоритму).

Беседы с детьми и их родителями

Наблюдение за воспитанниками в процессе работы.

Коллективные творческие дела, ролевые игры.



Условия реализации программы.

Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.

Наличие материалов и инструментов для изготовления игрушек.

Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Правила противопожарной безопасности.



У
чебно-тематический план

Курс « Умелые руки» (1 год обучения)

144 часа (4 часа в неделю)


Тема

Общее количество часов

Теоретические

Практические

1. Вводное занятие

2

1

1

Аппликация

22

3

19

Аппликация из ткани

20

3

18

Зимнее рукоделие

26

3

23

5. Комбинированные работы

18

2

16

6. Бытовая игрушка

20

3

17

7. Музейное пространство

34

-

34

8. Заключительное занятие

2

1

1

Итого

144

15

129

Курс «Первые шаги мастерства»

2 год обучения 144 часа (4 часа в неделю)

Тема

Общее кол-во часов

Теоретические

Практические

Вводное занятие

2

1

1

Бытовая игрушка

22

4

18

Объемная аппликация

16

2

14

Новогодние сувениры

32

6

26

Все для дома, все для семьи.

24

4

20

Кукла

12

2

10

Музейное пространство

34

-

34

Заключительное занятие

2

1

1

Итого

144

20

124


Курс « Секреты мастерства»

3 год обучения 216 ч. 6 ч. В неделю.

Тема

Общее количество часов

теоретические

практические

Вводное занятие

2

1

1

Бытовая игрушка

26

6

20

Русские народные игрушки




28

4

24

Новогодний сувенир

24

4

20

Вышивка

6

1

5

Аппликация из ткани

20

2

18

Работа с методической литературой

24

2

22

Разработка новых видов сувениров

12

2

10

Русские народные праздники

20

4

16

Я и природа

16

4

12

Умелые руки – не знают скуки

16

4

12

Музейное пространство

20

2

18

Заключительное занятие. Подведение итогов

2

1

1

итого

216

37

179


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.