Реферат по предмету "Педагогика"


Нравственные идеалы в народной педагогике

Содержание
Введение
Глава I. Характеристика нравственного идеала в народной педагогике
1.1 Возникновение идеи нравственногоидеала
1.2 Основные средства морально-нравственного воспитания вэтнопедагогике
1.3 Этнический характерсовершенного человека
Глава II. Традиции народной педагогики в учебно-воспитательномпроцессе
2.1 Использование традицийнародной педагогики в малочисленных сельских школах
2.2 Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Проблема идеала человекаи целей воспитания в педагогической теории и практике признается одной изкраеугольных[1]. Нецеленаправленные,смутные представления о цели воспитания становятся фактором разобщения впонимании многих педагогических проблем, особенно тех, которые связаны сразвитием духовности личности и общества в целом, замыкая людей лишь наценностях материальных и личностных.
Идеалчеловека — абстрактное представление о совершенном человеке, обладающим лучшиминравственными качествами, знаниями и умениями является связующим звеном междупризнаваемыми обществом ценностями и целями воспитания. Изменения пониманиясоотношения материальных и духовных ценностей общества, отражаются, преждевсего, на достаточно абстрактном представлении об идеале человека исоответственно на целях воспитания.
 Идеал человека хотя и недосягаем вреальной жизни, но для педагогов он важен, так как выполняет функцию ориентирав их деятельности, при определении содержания и организации процессоввоспитания и образования. В педагогической теории идеал человека необходим какдля разработки теории и практики воспитания, так и для их оценки.
Осмысление состоянияразвития духовных ценностей является необходимой предпосылкой разработки любойпедагогической концепции, теории или организации практики воспитания.Деятельность любого педагогического учреждения или отдельного воспитателявсегда ориентирована на определенный идеал человека[2].
Такимобразом, тему моей работы «Нравственные идеалы в народной педагогике» можносчитать актуальной.
Цель даннойработы: Проанализировать нравственные идеалы в народной педагогике.
Задачиработы:
1)        Датьхарактеристику нравственного идеала в народной педагогике.
2)        Рассмотретьтрадиции народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.
3)        Сделать выводы.
Объектомданного исследования является нравственный идеал.
Субъектом данногоисследования является нравственный идеал в народной педагогике.
Глава I. Характеристика нравственного идеала в народнойпедагогике 1.1 Возникновение идеи нравственногоидеала
В этнопедагогикебольшинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая подэтнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания иобучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что онапронизывает все сферы духовной и материальной жизни народа: обычаи, традиции,обряды, верования, фольклор, игры, игрушки, быт и т.д.
Народное воспитание,развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять рядфункций. Очень важна его роль в механизмах формирования национальногосамосознания, преодоления отчуждения, воспроизводства этнической культуры.Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности и включает в себяэлементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря настоль широкий спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была впервую очередь ориентирована на нравственное воспитание.
Ярким примером этогоявляется этнопедагогика русского народа. Практически все ее средства и факторыв той или иной степени направлены на формирование у подрастающего поколенияценностей, идеалов, потребностей, нравственных норм, характерных для русскогоэтноса.
Идеясовершенства человеческой личности первоначально — в самом примитивном виде — возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале идействительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрахвторого и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом пониманиистало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших,обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейсяпедагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновениячеловечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции,ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился отпоколения к поколению более разнообразным, более совершенным, болеемногосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании,немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретноеего проявление. А что же касается целей «все более высоких», то онисвидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания.Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф.Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой — содействовали этому совершенству.
Формированиесовершенного человека — лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным инаиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самоесовершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимоестремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценностьчеловеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемойсамореализации заключен именно в этой способности[3].
Самопонятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессомчеловечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктомсамосохранения; из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота обукреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому — о гармониив отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудийтруда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самыхпримитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденныене только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существованиепредки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия иоказывать — пусть в первое время и неосознанно — друг другу помощь. Сама вечнаягармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делалиестественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идеягармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и вхарактере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно былиуже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировалипервые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; нетолько руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глазаначинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность быланачалом примитивного чувства прекрасного.
Совершенствованиеиндивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениямичеловеческого рода — наследственностью и культурой (материальной и духовной). Всвою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей ксовершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью,шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и внеего, в человеческом общении. 1.2 Основные средстваморально-нравственного воспитания в этнопедагогике
Исследователи выделяютряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение,традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствуетнравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики — ееприродосообразность, возникает благодаря естественности народных традицийвоспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитываясвоих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красотеприроды, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ковсему живому.
Народные игры,способствуя интеллектуальному и физическому развитию, несли в себе определенныйнравственный потенциал. В играх в значительной степени нашли отражениенациональные особенности, хозяйственно-бытовой уклад, мировоззрение народа, онитесно связаны с исторической судьбой этноса. Все это определяло и функции игр:их посредством ребенку прививалось уважение к национальным обычаям,формировались качества личности, ценные для данного этноса, осуществлялосьприучение подрастающего поколения к правилам и нормам поведения.
Следующий фактор — слово,играет в этнопедагогике определяющую роль, тем более в деле морально-нравственноговоспитания. Отметив присутствие вербальных элементов практически во всехфакторах народного воспитания, выделим собственно словесные средства народнойпедагогики: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, скороговорки,прибаутки, басни, притчи, назидания и т.д. Количество словесных формвоздействия на чувства, сознания и поведение ребенка в народной педагогикеогромно: поучение, наставление, увещевание, упрек, осуждение, завет и многоедругое.
В этнопедагогике русскихпо традиции одно из важнейших мест занимают сказки. Простота, искренность,непосредственность сказки соответствуют аналогичным свойствам психики ребенка итем самым позволяют достичь гармонического сочетания умственного инравственного развития.
Создавая сказки, народ стремилсяотразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и передать ихподрастающему поколению: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость,правдивость, человеколюбие и др. воспеваются в сказках, а противоположные имкачества высмеиваются и осуждаются.
Уникальным творениемнародного творчества являются песни, которые в не меньшей степени, чем сказки,способствуют нравственному воспитанию, поскольку в них народ отразил все своемировоззрение, в том числе и взгляды на мораль. Складываясь на протяжениинескольких тысячелетий, песни проходили естественный отбор народных педагогов,которые, понимая огромное значение музыкально-поэтических произведений в делеформирования личности человека, культивировали те их виды, которыеспособствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию[4].
Огромное значение в деле формированиянравственной личности играли пословицы, которые, являясь концентрированнымвыражением народной мудрости, были призваны удовлетворять различные духовныепотребности людей: познавательные, этические, эстетические, производственные ит.д. Пословицы русского народа являются развернутой системой, показывающейидеал человека. Он должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим Родину.
Исключительное место вжизни русских занимала религия, также относящаяся к числу факторовэтнопедагогики. Огромный воспитательный потенциал христианства эффективноиспользовался в народной педагогике: приобщение детей к молитве, исповедиспособствовало формированию у них нравственных устоев.
Нравственное воспитаниеневозможно без важного фактора этнопедагогики — примера-идеала, который призванпоказать ребенку, каким должен быть человек. Используемые в воспитании былины,легенды, исторические песни стимулировали деятельность ребенка для достижениянравственного идеала. Ясно осознавал русский народ значение личного примера ввоспитании, в связи с чем был выработан целый кодекс поведения родителей сдетьми.
Другие факторы народнойпедагогики — труд, искусство, общение, традиции также способствовалинравственному воспитанию детей. Участвуя в трудовой, коммуникативной, эстетическойдеятельности, ребенок закреплял те черты личности, которые считаются ценнымидля данного этноса. 1.3 Этнический характер совершенногочеловека
Представлениякаждого народа о совершенной личности развивались под влиянием историческихусловий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в егонациональном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народовКавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца»родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т. п. В основныхже человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близкидруг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине,честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т. п. В личностномидеале вдех народов главное — не национальная принадлежность, аобщечеловеческие начала.
Вместес тем народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так,например, до сих пор у чувашей сохранилось выражение «совершенный чуваш»,применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующееих представлению о хорошем человеке, т. е. слово «чуваш» в данном случаетождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) чуваш» — это русский,татарин, мордвин, мариец, удмурт, это люди, с которыми общался чуваш и которыевполне соответствовали его представлениям о хорошем. У адыгов любовь к Родине — одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе счувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях отадыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода,племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», «Смотри, старайся неснимать адыгское лицо», т. е. не позорь честь и достоинства адыга[5].
Воспитаниенационального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствованияличности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждениеповедения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственностиперед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами — за доброеимя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будьдостойным сыном (дочерью) своего народа», — такое благопожелание присутствует впедагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать освоем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своимипатриотическими действиями множить славу народа — такими хочет видеть любойнарод своих воспитанников и исходя из этого строит свою педагогическую систему.Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народаудостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бываютплохими его сыновья.
Чувствонационального достоинства предполагает наличие чувства ответственности задостоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальноедостоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважениепредставителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувстванационального достоинства заложены одновременно как идея национальногорасцвета, так и идея интернационального сближения.
Естественнымбыло стремление народов к счастью, которое не мыслилось без стремления ксовершенству. Татская сказка «Ум и счастье» утверждает, что счастье невозможнобез ума, что «глупость может вес разрушить». Здесь ум объявляется старшимбратом счастья: «Брат мой, Ум, теперь я перед тобой преклоняюсь. Признаю, тывыше меня». Подобный сюжет распространен в Индии, а также у евреев какевропейских, так и афро-азиатских. Сказка с таким же сюжетом распространена исреди многих народов Дагестана. В ней настоящий аварский джигит умеет ценить женскуюкрасоту, но в то же время на вопрос «Что ты предпочтешь — ум старика или ликкрасавицы?» отвечает: «В двадцать раз больше я ценю совет старика». Аналогичнаядилемма возникает и в армянской сказке «Разум и сердце». Однажды разум и сердцезаспорили: сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал наобратном. Заключение сказки следующее: «Раскаялись разум и сердце в том, чтосделали, и дали зарок отныне действовать вместе, решив, что человека делаютчеловеком разум и сердце, сердце и разум». Общие сюжеты и схожая трактовкаодного и того же вопроса в сказках разных народов свидетельствуют, что в нихглавенствующими являются общечеловеческие начала. И народный педагог Ушинский,черпая из источников народной мудрости свои идеи, делает схожий с приведеннымивыше сказками вывод: «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо,вполне надежный человек».
Врусской сказке «Правда и Кривда» об одном из двух братьев сказано, что жил он«правдой, работал, трудился, людей не обманывал, а жил бедно...». Усилениеконкретных проявлений правды синонимами — «работал», «трудился» — свидетельствует о том, что, по народному убеждению, правда — в честном труде иона — на стороне трудящихся. Подобные идеи были присущи и другим народам.Национальное при этом сказывалось не в их сущности, а только в форме передачи.Народы в характеристиках положительной и отрицательной личности толькодополняют друг друга. Общечеловеческие представления о красоте и добре, осовершенной личности складываются из суммы представлений многих народов,отражая при этом историю, традиции и обычаи народа[6].
Восетинских сказках «Волшебная папаха» и «Близнецы» раскрываются характерныечерты совершенного горца, главные из которых — гостеприимство; трудолюбие всочетании с умом и добротой: «Одному, без друзей, пить и есть — позор дляхорошего горца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел не то чтодля друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливобудет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя дорога!»; Примечательнахарактеристика юноши сына бедной вдовы, се надежды и опоры: «Он отважен, какбарс. Подобно солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».
Следуетотметить лаконичность и красоту формы народных сказок. Эстетика формы так же,как и словесные характеристики, передает красоту человеческой личности,идеального героя и таким образом усиливает воспитательный потенциал народныхсказок, как одного из средств народной педагогики.
В заключение необходимоотметить, что нравственное воспитание подрастающего поколения не может бытьабстрактным, оно всегда конкретно национально. Нравственные нормы и ценности вэтнической культуре приобретают свое особое звучание и лишь историческивыработанный механизм их воспроизводства (этнопедагогика) способствуетэффективному воспитанию. Вот почему многие педагоги считают, что нравственноевоспитание должно опираться на народные педагогические традиции.
Глава II. Традиции народной педагогики вучебно-воспитательном процессе 2.1 Использование традиций народнойпедагогики в малочисленных сельских школах
Как известно,воспитание в традициях русской народной педагогической культуры никогда непротивопоставлялось обучению. Наследуя в своей профессиональной деятельностипрогрессивные народные педагогические традиции, современные педагогирассматривают образование как неотъемлимую часть несоизмеримо более широкогосоциально-педагогического процесса — воспитания. Необходимо всегда помнитьмудрое народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых делах,тот больше отстает, чем успевает». Сегодня прогрессивные идеи народнойпедагогики, вновь, как никогда ранее, становятся остро востребованными теориейи практикой воспитания[7].
Существуетмножество возможностей использования традиций народной педагогики. Так преподавателималочисленных сельских школ основополагающей для экспериментальной работывыбирают идею общинности. В качестве принципа стремятся реализовать эту идею напрактике, определяют ее и в фундамент развиваемой теории воспитательной системышколы.
Если бытьпоследовательным в реализации принципа общинности, то воспитание, в сущностисвоей, есть обмен духовными ценностями, осуществляемый в процессемежличностного общения. А цель воспитания и обучения все же едина: формированиеличности, способной к социально-значимой творческой деятельности, непрерывномунравственному самосовершенствованию. В своей опытно-поисковой работепреподаватели многократно убедились, что педагог, для того, чтобыпрофессионально-грамотно организовать жизнедеятельность своих учеников долженсам жить этой детской жизнью. Тогда и только тогда он сможет найти кратчайшийпуть к сердцам и душам своих воспитанников. А «волшебным ключиком», открывающимдуши детей, пробуждающим их познавательно-творческую активность являетсясовместное творчество.
Культивированиетворческой деятельности изначально предполагает самостоятельность,независимость, оригинальность мышления, богатство внутриличностных,межличностных и внутригрупповых отношений в коллективе. Стремление развить этичрезвычайно ценные качества и движет педагогами при организации воспитательнойработы с детьми. Но здесь важно помнить, что создание чего-то нового дляребенка всегда означает создание того, что у него еще никогда не получалось.Это крайне сложная и педагогически предельно ответственная задача. Реализуемаясистема воспитательной деятельности ориентирована именно на всемерную поддержкутворческих инициатив детей, развитие их самостоятельности, создание условий дляпроявления творческой активности, в целом, формирование личности,ответствепнной за свои поступки.
Основныенаправления системы воспитательной работы в школе:
1)        познавательное,понимаемое как обогащение представлений детей об окружающем мире, формированиепотребности в систематическом образовании, непрерывном интеллектуально-творческомразвитии;
2)        трудовое,рассматриваемое как содействие социализации, обеспечение сознательнойвключенности детей, подростков, старшеклассников в актуальные проблемыобщественного развития, интенсивное приобщение к активно-преобразующей общественно-полезнойдеятельности;
3)        социально-ориентирующее,включающее в себя формирование объективного представления об общечеловеческихсоциальных ценностях, формирование чувства своей причастности к социальномуразвитию, пониманию нерасторжимого единства школы и жизни, учения и творчества,игры и будущей профессиональной деятельности;
4)        художественное,предполагающее целенаправленное развитие эмоционально-чувственной сферыребенка, его художественно-творческого мироощущения, потребности в творческойдеятельности, разносторонней реализации своих художественных задатков испособностей;
5)        спортивно-оздоровительное,культивирующее здоровый образ жизни, пропаганду выносливости, пластичности,представления о красоте человеческого тела.
В условияхсельской малочисленной школы, воспитательная система с необходимостью являетсясоциально открытой педагогической системой. К этому располагает и реализуемая вшколе концепция, где общинность, дух возрождаемых народных педагогических идейставят педагогический коллектив школы перед актуальной задачей — налаживанияустойчивых воспитывающих взаимоотношений с открытым социумом.
Общественно-семейныеотношения в этом плане представляют особый интерес. Традиции русской народнойпедагогической культуры, обогащенные современным научным знаниям, обнаруживаютсвою особую жизнеспособность, свою исконную созидательную силу.
Приорганизации работы с родителями педагоги стремятся «вернуть родителей в школу»,повысить их ответственность за воспитание детей. В народной педагогической культуревоспитание детей — самая первая и самая важная обязанность родителей. Вотпочему так важно сегодня наладить взаимодействи учителей учеников и родителей.Факт самоустранение родителей от воспитания является противоестественной дляроссийского менталитета тенденцией, подлежащей всемерному искоренению всемипедагогически доступными средствами.
Союз семьи ишколы обеспечивается реализацией следующих трех основных направлений:
1)        педагогизациявнутрисемейных отношений;
2)        целенаправленноеповышение роли семьи в разностороннем духовно-нравственном развитии ребенка;
3)        использованиепотенциальных воспитательных ресурсов семьи для формирования ученика каксубъекта русской культуры.
В качествкритериев эффективности осуществляемой воспитательной работы используютсяследующие параметры:
1)        воспитанностьучащихся (доминирующая направленность развития личности, мотивысоциально-значимого поведения, степень сформированности общетипических дляшколы и индивидуально-личностных характеристик воспитанников, доминирующиенравственные ценности и ориентации ребенка);
2)        уровеньсоциальной зрелости детей (социальная адаптивность, социальная активность,социальная устойчивость);
3)        характервзаимоотношений между участниками целостного педагогического процесса (междусамими учащимися, между родителями и детьми, педагогами и учащимися, стильвзаимоотношений в учительском коллективе);
4)        повышение ролисамоуправления в учебно-воспитательном процессе.
Динамикапоказателей, характеризующих названные критерии, свидетельствует об эффективностипроводимой воспитательной работы.
Результатывыполненных мониторинговых обследований показали, что 96% школьников чувствуютсебя в школе комфортно, 70% из числа опрошенных отметили позитивное отношение кзанятиям. Мониторинговое исследование родительской удовлетворенности такжепоказало, что 82% опрошенных удовлетворены отношением учителей к ребенку; 90%удовлетворены взаимоотношениями с учителями, 83% родителей вполне устраиваетхарактер их взаимодействия со школой. В отношении воспитательного результатапредставляется принципиально важным отметить то, что выпускники, выйдя из стеншколы, не забывают ее и часто приходят в гости со словами благодарности,присылают письма и др[8]. 2.2 Идеи этнопедагогики в современных«народных» школах
Вомногих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовыватьсятак называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы:
1)        Принципоткрытости. Народная школа — открытая образовательная система.
2)        Принципкультуросообразности — гуманистическая основа народной школы.
Реализацияпринципа культуросообразности в образовании и социальном воспитании осложняетсярядом проблем, обусловленных социокультурной ситуацией, сложившейся в России.Стремление ориентироваться на евро-американскую цивилизацию утверждает вкачестве ценностей свободу, приоритет прав личности, предприимчивость и др. Вто же время и до 1917 года, и в советское время подобные ценности не былихарактерными для русской культуры. Напротив, российская мораль всегда былаколлективистской по своему содержанию. Применительно к социокультурным условиямроссийской школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы иметоды обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в томслучае, если станут отражать ценности конкретного социума: определенного этносаи таких социальных групп, как рабочие семьи и семьи интеллигенции. Современнаятрактовка культуросообразности во многом обусловлена не только переходом кгуманистическим концепциям воспитания и образования, но и ориентацией наособенности антропогенной цивилизации. Человек в антропогенной цивилизации — духовная личность, ищущая смысл жизни в творческой активности, в социальныхконтактах и общении.
3)        Принципприродосообразности и воспитания в народной школе.
Исходяиз концепции человека, развиваемой русской философской школой (И.О. Лосский,Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.), принцип природосообразности — этоотношение к ребенку как к части природы, знание его природной сущности,воспитание в единстве и согласии с природной средой, забота и поддержкадетства, сохранность здоровья детей и среды их жизнедеятельности и т.п.
4)        Принципстановления Человека и Гражданина.
5)        Принциппатриотизма — верности духовному и историческому наследию Родины, любви кБольшой и Малой Родине.
6)        Принципрегионализации образования и воспитания в соответствии с нормой ЗаконаРоссийской Федерации «Об образовании».
Впоисках «национального образовательного идеала» разработчики концепции основываютсяна провозглашенной русской педагогикой XIX века триединой сущности ребенка: природной,культурной, социальной. Необходимо отметить глубокое прочтение русскимипедагогами принципа культуросообразности Ф.А. Дистервега: «… в воспитаниинеобходимо принимать во внимание условия и места, и времени, в которых родилсячеловек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру вшироком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейсяродиной ученика»[9].
Косновным национальным ценностям русского народа могут быть отнесены:
1)        самоценностьжизни и человеческой личности;
2)        русский язык инародный фольклор;
3)        наследие русскойкультуры, культуры славянских народов;
4)        семья, хранящая ивоспроизводящая духовную культуру народа и др.
Предполагаетсяприобщение к народной культуре; модульное включение в рамках регионального ишкольного компонента в учебный план школы новых учебных курсов, факультативов,спецкурсов:
•устноенародное творчество;
•русскаясловесность;
•выдающиесялюди России;
•историярусской книги;
•русскаяистория;
•славяноведение;
•народныеремесла;
•«Мойгород»;
•русскийдом и др.
Разработчикиконцепции обозначили цель народной школы в возрождении народного характера,школа призвана быть опорой народу в становлении самосознания возрожденияотечественной культуры[10].
Заключение
Такимобразом, народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное,синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь,является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания.Идеал — универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачувсего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цельвоспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому ондолжен стремиться.
Нравственныйидеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую,мобилизующую, вдохновляющую роль. «Когда человек разучился ходить начетвереньках, — писал Горький, — природа дала ему в виде посоха идеал». Оченьвысоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личностиБелинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как онполагал, формирует «тоску по идеалу».
Какобщенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан однимчеловеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не могбыть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается,а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующимпоколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеалгармонически развитой личности создается только совместными усилиями всехнародов.
Этническаяпедагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своемузначению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов.Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических формвоспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительныепедагогические достижения всех народов и племен.
Список литературы
1)        Аксиологическиенациональные приоритеты образования и воспитания. Материалы XVIII сессииНаучного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Подред. З. И. Равкина. — М.: ИТОП РАО, 1997. — 370 с.
2)        Аношкина В.Л.,Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические исоциокультурные проблемы). — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. — 176с.
3)        Антонова Р.Я.Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. – Якутск, 1995. – 218 с.
4)        Арнольдов А.Наука постижения культуры. //Народное образование. -1998. — №5.
5)        Блинов В.И.Развитие теории и практики образования в России XVIII — начала XX века подвлиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях еговоспитания // Канд. Диссерт. – М., 2004. – 144 с.
6)        Богданов С. Нашинововведения. // Директор школы. — 1997. — №5.
7)        Богуславский М.,Фишер М. Реформы российского образования: блеф или реальность? //Миробразования. — 1996. — №4.
8)        Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 458 с.
9)        Вакаев В.А.Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики //Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Изд. МГУ, 2004.– 492 с.
10)     Волков Г.Н.Этнопедагогика. — М.: ACADEMIA, 2000. – 176 с.
11)     Дистервег Ф.А.Избранные педагогические сочинения. — М.: Наука, 1956. – 384 с.
12)     Дистервег А. Оприродосообразности и культуросообразности в обучении. // Народное образование.- 1998. — №7.
13)     Днепров Э.Д.Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. //Педагогика. — 1996. — №5.
14)     Культура,культурология, образование. Материалы «Круглого стола». //Вопросы философии. — 1997. — №2.
15)     Левчук Л.В.Региональная модель образования и национальные интересы России. //Народноеобразование. — 1997. — №2.
16)     Лебедева Н.Н.Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детейстаршего дошкольного возраста //Дошкольное образование. — №8. – 2004.
17)     Оконешникова А.П.Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. – Пермь, 1996.
18)     Стефановская Т.А.Педагогика: наука иискусство. — М.: Просвещение, 1998. – 84 с.
19)     Харина Н.Р.Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием.- №1. – август 2001.
20)     Харламов И.Ф.Педагогика. – М.: Юристъ, 1997. — 512 с.
ПриложениЯПриложение 1
 
Внеклассноевоспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики «Сказка — для светлого ума закваска» для младших школьников
Цель: Расширять знания детей о богатствеустного народного творчества; формировать углубленное смысловое восприятиесказки; развивать аналитическое мышление, память и речь.
Ходзанятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы свами собрались на несколько необычное занятие. Нам предстоит поговорить осказке.
(звучитмузыка)
У сказкичистая душа,
Как ручееклесной.
Она приходитне спеша
В прохладныйчас ночной
Родной народее творец,
Народ –хитрец, народ – мудрец,
В нее мечтусвою вложил,
Как золото вларец!
Сказкародилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Сказкисочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавалисказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Сегодняона пришла в гости к нам!
– Ребята, а вы любите сказки?
– Вы ихчитаете?
– Если выбыли внимательны, то заметили, что у нас приготовлена для вас небольшаявыставочка книг. Вы их смотрели?
– Какиебывают сказки? (Дети называют: русские, английские, французские…)
– Вот если ихнаписал автор? Как они называются? (авторские)
– Всегда ли усказок есть автор? Как вы считаете?
– Нет,конечно, правильно ребята! Как такие сказки называются? (народные)
– Сегодняодна из таких сказок пришла к нам! Встречайте!
(Звучитмузыка и ребята показывают кукольный спектакль по сказке «Репка»).
Представлениезаканчивается словами:
«СКАЗКА–ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»!
– Вы согласныс этим?
Илисовременный вариант: «СКАЗКА – ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА».
– Давайте свами немножечко порассуждаем: «подквасим ваши мозги».
1. – Как высчитаете, кто главный герой сказки?
А) Дед илиБабка?
Б) Внучка,Жучка, Кошка?
С) Репка?
Д) Мышка?
(Детям нужнодать понять, что все персонажи в сказке главные, что именно все вместе они силаи поэтому смогли справиться с трудным делом).
2. – Так очем же эта сказка?
А) О труде!
Б) О дружбе!
С) Овзаимопомощи!
(Датьвозможность каждому ребенку высказать свое мнение.)
После этогосконцентрировать внимание детей на том, что именно совместный труд и дружескиевзаимоотношения помогают людям добиваться положительных результатов, т. е.УСПЕХА.
– Так ккакому выводу мы с вами пришли?
(Детиобобщают сказанное).
– Заметили ливы, что в этой сказке Репка говорит?
Напоминаемслова Репки:
Я расту,расту, расту,
К небулистики тяну,
Солнца силунаберу,
В корешкеприберегу,
Выше, выше!Шире, шире!
Я расту,стараюсь,
Сокомналиваюсь!!!
Все! Устала ячуть – чуть…
Теперь можноотдохнуть.
Раздаем текстсо словами Репки и даем домашнее задание: поработать над образом Репки.
– Ребята, чтовы нового узнали на нашем занятии?
(Даемвозможность каждому ребенку высказаться.)
Звучит музыка– занятие на этом заканчивается.
Раздаетсястук в двери – это пришел почтальон, он принес нам телеграмму:
«Жду в гостик себе в октябре. Ваша Любимая Сказка.»
– Ребята,Хотите побывать в гостях у сказки?
– Да, –отвечают дети!
– Значит, вследующий раз мы отправимся путешествовать в страну сказок! До свидания!
Приложение 2Внеклассноевоспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики для подростков «Родимая сторонушка»
I. Цельурока:
1)        Развивать вподростке интерес к своим родовым корням, используя беседу с людьми старшего ипожилого возраста об их прошлом, об одежде, которую они носили. Развиватьинтерес к историческому костюму, народному костюму.
2)        Воспитыватьчувство патриотизма, любви к своей Родине, к родному краю, уважение к старшим.
3)        Учить грамотномудиалогу, правильному общению. Учить излагать свои мысли (рассказ о проделаннойработе перед сверстниками).
II.Задачи:
1)        Организоватьобсуждение стиля одежды, обратив внимание на связь времен.
2)        Научить учащихсяпознавать новое в области исторического костюма, через конкретный рассказреально существовавших людей.
3)        Выполнитьтворческую работу – зарисовки учащимися одежды, представленной на уроке.
III. Планурока:
1)        Организационныймомент. Сообщение темы занятия.
2)        Краткоеповторение пройденного материала по теме: «Народный костюм».
3)        Результатыпоисков одежды и утвари: рассказ учащихся, рассказ учителя.
4)        Практическаячасть: зарисовки учащимися одежды родного края.
5)        Обобщение всегоуслышанного материала на уроке.
IV. Методыи приемы обучения.
1)        Беседа, рассказучителя.
2)        Наглядные методы:иллюстрации, демонстрация.
а)Демонстрация коллекции одежды и вещей.
б)Иллюстрации из альбомов и книг по народному костюму.
в) Показ зарисовокучащихся.
3)        Практическиеметоды работы: зарисовки.
V.Предварительное задание:
Расспроситьстарших и пожилых людей о вещах, с которыми они жили, и одежде, которую носили.Задание учащимся дается за месяц до проведения занятия.
VI.Методическое обеспечение урока:
1)        Иллюстрации изальбомов, книг:
– Пармон Ф.М.Композиция костюма. – М.: Легкпромбытиздат, 1997. (рисунок 226, 225, 227, 228,цветные вкладыши книги).
– КарелинА.О. Творческое наследие. – Нижний Новгород: Волго–Вятское книжное издательство,1990. С. 24, 25, 161.
– Для памятипотомству своему…. Альбом. Народный бытовой портрет в России из СобранияГосударственного Исторического музея. – М.: Галактика Арт, 1993. С. 110, 252.
2)        Зарисовкиучащихся по теме «Народный костюм».
Сценарийурока:
«Уровенькультуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому…и своему отечеству…»
А.С. Пушкин
         I.            Учительобращает внимание детей на эпиграф и оборудование класса.
Учитель: Вы уже догадались по вещам, которыенаходятся в нашей аудитории, что темой сегодняшнего разговора будет результатваших поисков одежды и вещей. Наш этнографический урок называется «Родимаясторонушка».
Сегодня мыпостараемся раскрыть «сундук истории», через старые, порой никому не нужныевещи. Познать новое в судьбе своей семьи, в истории нашего родного края.
       II.            Повторениепройденного материала.
Учитель:
— Давайтевспомним, как выглядит народный костюм.
— А какаявышивка встречалась чаще всего?
— А гдерасполагалась вышивка на одежде?
— Какую рольв костюме играл головной убор?
Учитель:
Молодцы, вы хорошо знаетеособенности народного костюма.
III.Рассказ учащихся о результатах поисков одежды и вещей.
Учитель:
Судя попредставленным здесь на уроке экспонатам, вы неплохо потрудились над заданием,расскажите, как проходили ваши поиски, с кем пришлось разговаривать, что новогодля себя вы узнали?
Рассказучащихся о проделанной работе.
IV.Практическая часть урока.
Учитель: Ну, а теперь переходим к выполнениютворческой работы. Вам необходимо сделать в альбоме зарисовки представленнойздесь одежды. Модель для рисования можете выбрать по своему желанию.
Дети рисуют(время – 25 мин).
V. Заданиена дом:
а) Учитель:Я прошу вас дома, в альбоме сделать зарисовки мужской одежды, которая носиласьна территории Новосибирской области в конце XIX века в начале XX века. И,конечно же, продолжить свои этнографические поиски.
б) Обобщениематериала.
Учитель:
А закончить сегодняшнеезанятие я хочу словами краеведа, писателя Д.Н. Смирнова: «Любить свой край –это первая обязанность человека…». Так давайте же будем любить свою Родимуюсторонушку, людей живущих рядом с нами, свои родовые корни, ведь только изпрошлого произрастает будущее!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.