Реферат по предмету "Педагогика"


Использование педагогического мониторинга и педагогической диагностики как средств становления мастерства педагогов ДОУ

МинистерствоОбразования Российской Федерации
Квалификационнаяработа
на высшуюкатегорию
тема: «Использование педагогическогомониторинга и педагогической диагностики как средств становления мастерствапедагогов ДОУ»

автор: КочелаевскаяТатьяна Михайловна
г. Троицк
2003 год

Содержание
Введение
Глава I.Педагогический мониторинг как система отслеживания качества образования
1.1 Актуальность проблемы использования мониторинга вобразовательном учреждении
1.2     Мониторингкачества образования в дошкольных учреждениях
1.3 Организация методической работы на диагностической основе
Выводы по Iглаве
Глава II.Результаты работы по осуществлению мониторинга и педагогической диагностики вдошкольном учреждении.
2.1 Диагностический материал, характеризующий реальноесостояние образовательной системы в ДОУ
2.2 Система мониторинга педагогической деятельности,реализуемая в ДОУ
2.3 Целевая программа развития профессиональной квалификациипедагогических работников как выражение заказа на перспективу развитияучреждения
Выводы по II главе
Список используемой литературы
Приложение

Введение
На современном этапеобразования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательнойсистемы является оценивание результативности образования по конечным продуктам«полезности» овладения определенным уровнем образованности.
В Проекте национальнойдоктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетныхмер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимаетсоздание системы мониторинга качества образования.
Понятие «мониторинг»рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорито его достаточно широком применении.
В отечественнойпедагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которымизанимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров,С.Е.Шишов.
Понятие «педагогическаядиагностика» было предложено немецким преподавателем Карлхайнцом Ингенкампом,который считает, что «по существу педагогическая деятельность насчитываетстолько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно,всегда пытался определить и результаты своих усилий».
В современной российскойпедагогике мониторинговые и диагностические исследования пока нечастое явление,но их применение в дошкольном учреждении позволит увидеть объективную картинусостояния управляемой системой и изменений, происходящих в ней.
Обоснование проблемы.
Реформированиесовременной системы дошкольного образования ориентированного на социальнуюзащиту ребенка от непрофессиональных педагогических воздействий и на повышениекачества образовательных услуг, что потребует тщательного анализа, отслеживаниякачества образования.
Выявить качествообразовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки икоррекции собственной педагогической деятельности дошкольного учрежденияпозволяет педагогический мониторинг.
Опыт показывает, чтомногие руководители дошкольных учреждений имеют смутное представление опедагогическом мониторинге, технологии его применения в практике.
Проблемы видятся еще и втом, что в момент бурного инновационного всплеска в образовании педагогистолкнулись с трудностями в обновлении содержания педагогического процесса, ввыборе и реализации программ нового поколения. Поэтому возникает необходимостьв разработке модели педагогического мониторинга, основанной на постоянномизучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные иметодические услуги.

Глава I. Педагогический мониторинг каксистема отслеживания качества образования
 
1.1 Актуальностьпроблемы использования мониторинга в образовательном учреждении
Понятие «мониторинг»является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия,направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.
Педагогический мониторинг– это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространенияинформации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за еесостоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогическойсистемы.
Педагогический мониторингтесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемымив рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.
Мониторинг предполагаетотслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):
·       Воспитатели;
·       Руководитель;
·       Родители.
В зависимости от выбранногообъекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфическихцелей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуетсяпо двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности,процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболееинформативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых,осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объектамониторинга.
Практики часто путаюттакие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен спедагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.
Диагностика – естьдеятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее входе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание,которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученнуюинформацию.
По-мнению Л.С.Выготского,диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленнуюсистему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощьюкоторой данное частное явление подводится под обще понятие.
Отличительные особенностимониторинга:
·         Мониторингпредполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет.
·        Мониторинг –целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапахпедагогического процесса.
·        При проведениимониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, тоесть на особенности течения самого педагогического процесса, так как этапроцессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению срезультативной.
В ряде исследованийА.Талых выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга:
1.        Непрерывноенаблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции иполучение оперативной информации о ней;
2.        Своевременноевыявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающихих;
3.        Предупреждениенегативных тенденций в системе образования;
4.        Осуществлениекраткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системеобразования;
5.        Оценкаэффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
Так как мониторингпредставляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к немупредъявляются следующие организационно-методические требования:
·         Набор и формапоказателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течениеустановленного периода времени;
·         Показатели должныпо-возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которыедостаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровенькачества образования;
·         Показатели должныносить оценочный характер управления качеством образования;
·         Периодически (нереже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого наборапоказателей.
Таким образом, мониторингпредставляет собой целостную систему, реализующую множество функций.
В работе Тропниковой Н.П.выделяется ряд аспектов мониторинга:
1.        Непрерывность(постоянный сбор данных);
2.        Диагностичность (наличиемодели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояниеотслеживаемого объекта, системы или процесса);
3.        Информативность(включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателейи критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях вотслеживаемых процессах);
4.        Научность(обоснованность модели и отслеживаемых параметров);
5.        Обратная связь(информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вноситькоррективы в отслеживаемый процесс).
В работах Н.Калининой иЛ.Егоровой отмечается, что особое значение для мониторинга в образовании имеютвопросы распространения информации. Не отрицая важности таких инструментоввлияния на принятие решений как формирование общественного мнения, информированиесоциума, нельзя признать их основными для мониторинга в образовании.
Мониторинг в образованиибудет неполным без учета мнения самого образовательного учреждения илиобразовательной системы, которое выражают руководители.
Вообще между этапомполучения данных обследования и их анализом необходимо предусмотреть еще одинэтап. Им должно стать обсуждение результатов мониторинга с администрацией.Необходимость такого диктуется и еще одним требованием – дальнейшимрассмотрением полученной информации и ее использованием в практике. Само посебе обсуждение нельзя назвать научным способом получения информации, однако,для мониторинга его ценность представляется достаточно очевидной.
Действительно, мониторингв образовании должен предусматривать определенную систему распространенияинформации, достаточно сложную и вместе с тем надежную.
Это связано с тем, чтовыделяют только две группы способов осуществления мониторинга:
1.        Способ сбораинформации и регистрации текущей информации;
2.        Способ учетаполученных данных, принятие управленческих решений и регуляции педагогическогопроцесса.
Таким образом,актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждениизаключается в:
1.        определенииуспешности и результативности протекания образовательного процесса;
2.        обучениипедагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности вобразовательном процессе;
3.        осуществлениицелесообразного управления качества состояния образовательного процесса;
4.        прогнозированииперспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.
1.2 Мониторингкачества образования в дошкольном учреждении
А.Талых рассматриваетопределение педагогического мониторинга в совокупности. Автор считает, чтоначать его рассматривать необходимо с определения качества образования, котороерассматривается как характеристика образования, определяемая как совокупностьсвойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека иотвечающих интересам общества и государства.
Целью мониторингакачества образования в ДОУ является формирование целостного представления окачестве всей образовательной системы.
Качество образованияследует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной системыдошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплексуслуг, отвечающий как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиямзаконодательных нормативных документов.
Анализ информационнойбазы мониторинга качества образования показывает, что он обладаетспецифическими особенностями на этапе сбора и оценки информации. Изучаетсядалеко не вся доступная для получения и систематизации информация, а только та,которая позволяет создать целостную картину качества образования,обеспечиваемого дошкольным учреждением.
Можно выделить следующиеэтапы сбора информации:
1.        Выявление скрытыхрезервов, потенциальных возможностей личности каждого педагога и коллектива вцелом;
2.        Выявление условийреализации выбранных программ и технологий;
3.        Определениеинтересов, способностей и уровня развития детей, коллектива, педагогов;
4.        Помочь педагогамовладеть элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщениясвоего педагогического опыта;
5.        Способствованиетворческому развитию личности и овладению педагогами профессиональнойсамодиагностикой.
Е.Н.Степанов предлагаеталгоритм изучения эффективности воспитания:
·  Определение цели и задач изучения;
·  Подбор критериев и показателей дляопределения результативности процесса воспитания учащихся;
·  Выбор методик изучения;
·  Подготовка диагностическогоинструментария;
·  Исследование испытуемых;
·  Обработка и интерпретация результатовисследования;
·  Анализ, оценка и обсуждениерезультатов изучения;
Диагностика эффективностидеятельности образовательного учреждения является новой областью педагогическойнауки. Уже накоплено значительное количество диагностических методик. Болеесорока методик, которые можно использовать с этой целью, представлены в книгеЕ.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методическиерекомендации».
В мониторинговомисследовании используются различные способы и каналы получения информации дляоценки качества образования: наблюдение, изучение продуктов детскойдеятельности, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование спедагогами, родителями, детьми, анкетирование; анализ статистических данных;анализ документации и др.
 О.А.Сафоновойразработана система мониторинга качества образования, реализуемого дошкольнымучреждением. Автором определен общий вид мониторинга качества образования,который предполагает:
1.        выработкукомплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления осостоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам(нормам).
2.        сбор данных окачестве образовательной системы и оценка этих данных;
3.        принятиесоответствующих решений и оценка результатов их реализации.
О.А.Сафоновой разработанасистема мониторинга качества образования в дошкольном учреждении представленнаяв виде четырех блоков:
1.        Качествообразовательного процесса (основной процесс в ДОУ).
2.        Качестворесурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательногопроцесса).
3.        Качествоуправления.
4.        Качестворезультатов работы образовательной системы дошкольного учреждения.
В свою очередь каждый изкомпонентов выделенных блоков состоит из ряда взаимосвязанных элементов, всовокупности наиболее полно характеризующих его (см. таблицу 1).
Представленные блоки ивходящие в их состав элементы являются субстрактными носителями качестваобразования.
В структуре качестваобразования можно выделить два вида свойств: интегральных, характеризующихкачество как целостность, и простых, соответствующих его составным элементам.Так, к интегральным свойствам, определяющим качество образования в дошкольномучреждении, следует отнести адаптивность, системность,гуманитарно-культурологическую направленность, личностно-деятельностнуюориентацию, непрерывность, надежность, функциональность, оптимальность,эффективность и др.
К простым свойствам, кпримеру характеризующим качество содержания образовательного процесса, можноотнести полноту его состава, целостность, вариативность, обобщенность,цикличность и др.
Также в структурекачества дошкольного образования можно выделить качество дидактической системыразвития детской деятельности (игра, конструирование и другие виды деятельностидошкольника), качество различных форм организации жизнедеятельности детей(занятия, игр, развлечения и др.), качество самостоятельной детскойдеятельности.
Для изучения и оценкикачества образования используется группа показателей, ограниченных поколичеству, но в своей совокупности позволяющих исследовать объект мониторингав полном объеме.
При этом показательрассматривается как характеристика какого-либо аспекта свойства качества.
Таким образом, проблемапоиска путей обеспечения качества образования на всех уровнях образовательнойсистемы становится особо актуальной.
Решение проблемы качестваобразования на уровне дошкольного учреждения связано с проектированием ивнедрением системы управления качеством образовательного процесса. Дляобеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картинасостояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Этопредставляется возможным при условии организации мониторинга качестваобразования.
 
1.3 Организацияметодической работы на диагностической основе
Важное место воптимизации управления ДОУ занимает проблема повышения эффективностиметодической работы с педагогическими кадрами. Управление методической работойв ДОУ на диагностической основе позволяет оптимизировать педагогическийпроцесс, так как предполагает подробное изучение потребностей детей иродителей, возможностей педагогического коллектива и каждого воспитателя, чтопозволяет определить наиболее эффективный комплекс форм, методов, приемов методическойработы, повышающих профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство истимулирующих творчество педагогов.
Педагогическаядиагностика имеет двусторонний характер. С одной стороны, она направлена не наразвитие детей, а на улучшение условий образования, его эффективности, а сдругой стороны – на развитие и самосовершенствование самого педагога, повышениеуровня рефлексии, позволяющей понять особенности (достоинства и недостатки)своей собственной деятельности.
Таким образом, всовременном понимании педагогическая диагностика – это система методов иприемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовыхзаданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога,уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причинынедостатков и находить пути улучшения качества образовательных услугдошкольного учреждения.
Педагогическаядиагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки вработе, констатировать уровень развития воспитанников. Ее главноепредназначение – анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих,накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества,педагогического мастерства.
Причинами низкогокачества образовательных услуг могут быть конкретные просчеты впрофессиональной подготовке воспитателей, устаревшие образовательные программыи педагогические технологии и методики работы с детьми, бессистемный наборноваций, отсутствие взаимодействия с родителями, просчеты в организацииматериальной развивающей среды в дошкольном учреждении и многие другие причины.
Выявить их, оказатьвоспитателю консультативную помощь, дать конкретные рекомендации посовершенствованию работы с детьми и родителями воспитанников, разработать планреализации управленческого решения по повышению качества образовательных услугдошкольного учреждения – главное направление методической работы.
В процессе изученияпедагогической деятельности воспитателя оцениваются его профессиональные уменияруководить разными видами деятельности дошкольников (игровой,театрально-художественной, трудовой и т.д.); профессиональные умения поруководству развитием речи; профессиональные умения и качества, необходимые дляобщения с детьми.
Для данного изученияпедагогической деятельности воспитателя И.А.Комарова, Р.Л.Непомнящая предлагаютоценочные шкалы.
Этими же авторамиразработана оценочная шкала для изучения педагогического мастерства педагогов:проявление профессиональных качеств воспитателя, организационно-методических умений,личностных особенностей, внешние проявления.
Основной задачей дляруководителя в координации педпроцесса остается контроль над работойвоспитателя, а ключевым разделом работы выступает прогнозирование.
Педагогическаядиагностика позволяет в интегрированном виде решить следующие задачи:
·  Научное обоснование планирования иорганизация содержательной стороны педагогического процесса;
·  Критическое апробирование иприменение той или иной педагогической технологии;
·  Достижение результативности и эффективностипедпроцесса;
·  Возможности прогнозирования развитияличности дошкольника.
Владение педагогическойдиагностикой позволяет усилить профессиональную направленность работы каждоговоспитателя и руководителя, повысить заинтересованность в научно-методическомосмыслении своей работы.
Разделы повышенияквалификации воспитателей в данном направлении:
1.        Сообщениенаучно-теоретических знаний. Необходимо добиться понимания, что педагогическаядиагностика – это не перечень диагностических методик и процедур, а теоретическийфундамент практической деятельности, как и вся методика. Критерии, которыепозволяют дать оценку качеству диагностического измерения:
·                   Объективность;
·                   Надежность(точность);
·                   Валидность(достоверность).
2.        Корректировкапроводимой диагностики развития детей дошкольного возраста.
3.        Формированиепредставлений о диагностике педпроцесса.
Диагностика не исключаетпедагогический контроль. Некоторые научные работники (Багаутдинова С.Ф.)рекомендуют попробовать привлечь воспитателей к преобразованию системысуществующего педагогического контроля посредством использования в немдиагностики. А именно: отказаться от регламентированного контроля,придерживаться принципа доверия, возможно, перейти на самоконтроль и взаимныйконтроль, соотнести контрольные этапы с диагностическими компонентами, особеннос анализом и прогнозированием. Таким образом построить модель педагогическогоконтроля.
Следующий этап работы –выбор эффективной технологии диагностирования, включающей комплекс эффективныхи рациональных методов анализа и создание условий для их использования,определение формы, способа регистрации результатов и показателей.
Проблема педагогическогоконтроля и педагогической диагностики актуальна и для руководителей ДОУ.
С одной стороны,необходимо стимулировать творчество и свободу педагогов, а с другой –регулировать и корректировать этот процесс.
Создание моделипедагогической диагностики позволит решать вопросы прогнозирования работы в ДОУ,аттестации ДОУ и педколлектива, выявление соответствия деятельности дошкольногоучреждения государственному образовательному стандарту.
В настоящее время педагогдошкольного учреждения должен обладать компетентностью, креативностью,готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вестиопытно-экспериментальную работу.
Под культуройпрактической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога,направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении,воспитании и развитии детей. Она характеризуется следующими чертами:
·    Новизна в постановкецелей и задач;
·    Глубокаясодержательность;
·    Оригинальностьприменения ранее известных и использование новых методов решения педагогическихзадач;
·    Разработка новыхконцепций, содержания, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализацииучебно-воспитательного процесса.
·    Способностьсознательно изменять и развивать себя, вносить свой вклад в профессию.
Освоение специалистамиДОУ методики педагогической диагностики является важнейшим условиемпрофессиональной компетенции. В настоящее время многие педагоги понимаютзначение педагогической диагностики и связывают необходимость овладения ею срезультативностью педагогического процесса.
Педагогам необходимоовладеть:
·    Методамипсихолого-педагогической диагностики развития детей;
·    Методами изученияособенностей педагогической культуры родителей;
·    Методамипсихолого-педагогической самодиагностики;
·    Умением оцениватьматериальную среду и медико-социальные условия пребывания детей в детском саду;
·    Способами анализаи обобщения материалов диагностики педагогического процесса.
Выводы по первойглаве:
На основе анализапсихолого-педагогической теории удалось выяснить следующее:
1.        Проблемаиспользования мониторинга в образовательном учреждении актуальна, так какмониторинг, во-первых, позволяет определить успешность и результативностьпротекания образовательного процесса; во-вторых, способствует повышениюпрофессиональной компетенции педагогов; в-третьих, осуществляет целесообразноеуправление качеством состояния образовательного процесса; в-четвертых,прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.
2.        Определитьосновные направления диагностической деятельности старшего воспитателя:диагностика профессионального труда воспитателей, творческого потенциала итворческой деятельности воспитателей, диагностика педагогическоговзаимодействия в работе с детьми; помощь воспитателям в диагностике развитиядетей; организация и руководство самодиагностикой педагогов.

Глава II. Результаты работы по осуществлениюмониторинга и педагогической диагностики в дошкольном учреждении
 
2.1 Диагностическийматериал, характеризующий реальное состояние образовательной системы в ДОУ
МДОУ «Детский сад № 19»является дошкольным учреждением комбинированного вида. В ДОУ функционируетшесть возрастных групп: две группы для детей ясельного возраста, три группы длядошкольников и один класс для шестилеток.
Наполняемость группдетьми:
1.     от 1,5 до 2 лет –21 ребенок
2.     от 2 до 3 лет –25 детей
3.     от 3 до 6 лет(санаторная группа) – 16 детей
4.     от 4 до 5 лет – 25детей
5.     от 5 до 6 лет –22 ребенка
6.     от 6 до 7 лет –19 детей
Всего по учреждению 128детей.
В ДОУ работают 17педагогов:
·       воспитатели (10человек);
·       специалисты (5человек)
музыкальный руководитель– 2
физ.инструктор – 1
специалист ИЗО – 1
логопед – 1
·       старшийвоспитатель – 1
·       заведующий – 1.
Из них 5 человек состажем работы более 20 лет, что составляет 29%;
7 человек со стажемработы от 10 до 20 лет (41%);
1 педагог со стажемработы от 5 до 10 лет (6%);
3 педагога – от года до 5лет (18%), до года – 1 педагог (6%).
/>
Структура профессионально-педагогическойквалификации разнообразна: 1 педагог имеет высшую квалификацию., 6 педагогов –1 квалификационную категорию, 4 педагога – 2 квалификационную категорию, 6педагогов (молодых специалистов) не аттестованы.
Работа в учреждениистроится на диагностической основе. В процессе диагностики выявляются проблемы,на основе которых коллективом формируются задачи работы.
Активный курс на созданиеединого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, таки семья. Взаимодействие ДОУ с родителями — достаточно сложный процесс. Поэтомуперед нашим коллективом стоит ряд проблем, касающийся вовлечения родителей впедагогическую деятельность, их заинтересованное участие ввоспитательно-образовательном процессе. Чтобы найти ключ к решению даннойпроблемы, педагогами проводится анкетирование родителей и диагностика семей.
Анализ изучения социально-экономическогоположения семей показал, что 70% детей воспитываются в полных семьях, 25% — внеполных семьях с матерью, а также есть 4 неполных семьи с отцом (3%), и в 3-хсемьях детей воспитывают бабушки (2%).
Материальное положение54% семей хорошее, 35% семей удовлетворительное и в 11% семейнеудовлетворительное.
Анализ социальныххарактеристик позволяет сделать вывод, что преобладающий возраст родителей от26 до 30 лет.
Основная масса родителейимеют средне-профессиональное образование. Преобладающие профессии родителей:работники сферы обслуживания, служащие, частные предприниматели,военнослужащие, работники образования и медицинские работники.
Анализируя принадлежностьк той или иной национальности, основной контингент родителей – русские (92%),татары (4%), украинцы (2%) и по 1 представителю узбеков, азербайджанцев, цыган.
В ДОУ отрабатываетсямеханизм организации образовательных услуг для детей не посещающих дошкольноеобразовательное учреждение. Выявляются семьи, проводится диагностика детей иорганизуется группа кратковременного пребывания детей.
Поэтому статус ДОУ срединаселения нашего микрорайона высок.
Взаимодействие МДОУ«Детский сад № 19» с другими учреждениями./> /> /> /> /> /> />

/>/>
МДОУ
 «Детский сад № 19»
«Сказка»    
/>


Воспитательно-образовательныйпроцесс, осуществляемый в ДОУ, строится на основе типовой программы подредакцией М.А.Васильевой и ряда элементов современных развивающих программ,систем, технологий. Используются элементы программы «Детство» В.И.Логиновой,Т.И.Бабаевой, «Эврика» С.И.Рябцевой, Р.Г.Завьяловой, «Наш дом – природа»Н.А.Рыжовой, «Я и мое здоровье» Т.А.Тарасовой.
Отбор содержанияобразования обусловлен следующими обстоятельствами:
·       Спецификадошкольного образовательного учреждения;
·       Выявленныеобразовательные потребности детей и запросы их родителей;
·       Квалификацияпедагогических кадров;
·       Обновления всодержании дошкольного образования.
Конкретизация цели нашегоучреждения выражается в следующем: «систематизация деятельности дошкольногообразовательного учреждения № 19, содействующей личностному развитию ребенка,его физическому и психологическому здоровью».
Поэтому одним из главныхнаправлений нашей работы является гуманизация педагогического процесса,ориентирующего педагога на личность ребенка, удовлетворение потребностей,интересов ребенка в разных видах деятельности, познании, развитии. Реализацияпринципа гуманизации педпроцесса осуществляется благодаря рядупсихолого-педагогических условий, в том числе среды развития ребенка.Предметно-пространственная организация помещений учреждения служит интересам ипотребностям ребенка, его развитию и максимальной самореализации. В учреждениии групповых комнатах оборудованы зоны для игр и отдыха:
·       Зоны отдыха и игр«Наш дом», «Детский сад»;
·       «Улицы нашегогорода с элементами конструирования и моделирования;
·       Зоныэмоциональной разгрузки «Уголки уединения» с соответствующим дизайном иоформлением, учитывающим возрастные особенности детей;
·       Зоны двигательнойактивности, оснащенные спортивным и игровым оборудованием.
Большое вниманиеуделяется в учреждении физическому развитию, обеспечивающем в целом физическоездоровье и психологическое благополучие детей. Анализ и учет показателейфизического развития детей позволяет организовывать физкультурные занятия,досуги дифференцированно, регулировать физическую нагрузку ребенка.Разнообразное игровое, спортивное оборудование физкультурного зала обеспечиваютподдержание у детей интереса к физическим упражнениям, движениям. Этомуспособствуют игровые методы организации образовательного процесса, комплексныезанятия, тематические занятия с использованием упражнений дыхательнойгимнастики, точечного массажа. Полноценному гигиеническому воспитаниюспособствует познание ребенком своего организма посредством системы занятийздоровья: «Я – человек» (темы занятий: «Я – частица природы», «Я и моездоровье», «Я и мое тело: из чего я сделан», «Знать, чтобы быть здоровым»).
Нравственно-экологическийаспект обеспечивает формирование представлений у детей самоценности природы,эмоционального положительного отношения к ней, выработки первоначальных навыковэкологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, желания иинтереса к труду в природе. Большое внимание отводится деятельностиэкспериментирования, трудовой и игровой, наблюдению.
Реализация принципагуманизации педагогического процесса потребовала обновления содержанияобразования в ДОУ. Опора на рекомендации «Ориентиры и требования к обновлениюсодержания дошкольного образования» Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой позволилавнести коррективы в организацию образовательного процесса, осуществляемого сучетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакциейВасильевой.
В блоке специальноорганизованного обучения в форме занятий пересмотрена сетка занятий, уменьшениеколичества которых связано с интеграцией ряда занятий, получивших условноеназвание «познавательный час». Решение ряда программных задач перенесено вповседневную жизнь – в блоки совместной и самостоятельной деятельности детей.
Появившийся резерввремени позволил организовать работу по дополнительному образованию детей сучетом их интересов и запросов родителей. В качестве дополнительныхобразовательных услуг входят следующие виды деятельности:
·       Развитиепевческих навыков, обучение нотной грамоте (кружок «Музыкальная шкатулка»);
·       Развитие творчествапосредством изобразительной деятельности (кружок «Умелые ручки»);
·       Формированиепредставлений о взаимосвязях в природе, гуманное отношение к ней (кружок«Лесовичок»);
·       Формированиевыразительности и произвольности движений (кружок ритмической гимнастики);
·       Обучение ходьбена лыжах (секция лыж).
Использованиеразнообразных форм организации обучения (групповых, подгрупповых,индивидуальных) занятий по интересам, коррекционной работы, высокой культурыинтерьера развивающей среды обеспечили возможность самореализации, саморазвитияребенка в дошкольном учреждении.
Музыкальнымруководителям, воспитателям, руководителям изостудии разрабатываются сценариипраздников, посвященные проводам детей в школу, обрядовым праздникам(«Масленица», «Праздник русской березки», «Рождественские колядки»), а также«Юморина», «Осенний бал» и другие.
У ряда воспитателейнакоплен педагогический опыт разработки системы образовательного процесса поэколого-нравственному воспитанию детей:
·       Свиридова В.А.:«Формирование экологических представлений, их взаимосвязи и воспитание у детейбережного отношения к природе».
·       Дорохова Л.Б.:«Воспитание у детей любви к природе, бережного отношения к ней в процессеорганизации труда на участке».
·       Братко В.А.:«Формирование экологических представлений у детей о жизни животных и птиц вприроде, организация наблюдений».
Система образовательныхсредств по экологическому воспитанию, разрабатываемая в учреждении более 16 летс момента его открытия, обеспечивает ценность образовательного процесса и определеннуюрезультативность по реализации основных задач воспитания детей.
Важной частьюхарактеристики образования в учреждении является состояния управлениядошкольным образовательным учреждением. Управление нашего учреждения опираетсяна ряд принципов:
1.     Приоритетразвивающейся личности;
2.     Гуманизацияуправления образованием;
3.     Демократизациявзаимодействия субъектов образования на основе партнерства, сотрудничества;
4.     Связь теории спрактикой;
5.     Системность исистематичность.
Выделение принципа управления,направленного на учет специфики конкретной личности, связано с умениемпедагогов планировать и организовывать образовательный процесс,сориентированный на личностные особенности детей, которое обеспечит в целоминновационную деятельность педагогов, а в учреждении – управление инновационнойдеятельностью, требующее определенных знаний, умений для упорядочения этойдеятельности.
Анализ состоянияобразования в учреждении позволил выявить следующие противоречия:
1.     между социальнымзаказом на образованность выпускника ДОУ и содержанием образования, не в полноймере соответствующим решению задач социального заказа.
2.     между социальнообусловленной необходимостью реализации личностно-ориентированного образованияи неготовностью педагогов к этой деятельности.
3.     междунеобходимостью развития педагогического мастерства работников и недостаточнойготовностью к этому через систему повышения квалификации педагогическихработников.
4.     междунеобходимостью системного подхода к осуществлению оздоровительной работы инеготовностью работников образования к реализации этой деятельности.
5.     междуактуализацией личностно-ориентированного образования и связанной с нейинновационной деятельностью и несориентированностью учреждения на управлениеэтими процессами.
Из данных противоречийможно выделить проектируемые результаты:
1.     Целевая программаразвития профессиональной квалификации педагогических работников как выражениезаказа на перспективу учреждения.
2.     Созданиеучебно-методических комплексов, обеспечивающих личностную образованностьвоспитанников учреждения.
3.     Система мер,направленных на разработку критериев оценки эффективности протеканияобразовательного процесса.
4.     Системанормативных документов, регулирующих инновационную деятельность педагогическихработников.
5.     Система мер,обеспечивающих охрану здоровья детей.
6.     Проектсовершенствования материально-технической базы учреждения.
Реализация первогопроекта осуществляется на научной основе. Нами были организованы курсыповышения квалификации воспитателей города на базе нашего ДОУ с привлечениемпрофессорско-преподавательского состава дошкольного факультета МаГУ и Троицкогопедагогического колледжа. На семинарских занятиях по проблеме: «Комплексныйподход к развитию ребенка-дошкольника» были изучены следующие темы:
 1. Характеристикасовременного образовательного процесса ДОУ.
 2. Современные подходы корганизации самостоятельной деятельности детей.
3. Планированиепедагогической деятельности.
4. Предметно-развивающаясреда.
5. Современные подходы квопросам взаимодействия с семьей.
6. Организациякоррекционной работы с детьми, и другие.
Нами планируется и вдальнейшем плодотворное сотрудничество с наукой.
2.2 Системамониторинга педагогической деятельности, реализуемая в ДОУ
Структура мониторинга ипедагогической диагностики в ДОУ, этапы работы.
I.         Ориентационныйэтап: выбор проблемы, постановка цели.
II.       Диагностико-конструктивныйэтап: планирование диагностической деятельности, ее реализация, диагностическоепрогнозирование.
III.      Обучающе-коррекционныйэтап: разработка педагогических рекомендаций к практическим действиям покоррекции.
IV.     Обобщающий этап:самоанализ педагогов, обсуждение решенных и нерешенных проблем.

Методы и формыосуществления педагогического мониторинга в ДОУ.
Система отслеживания профессиональных умений и навыков педагогов.   1.                                                                    профессиограмма
/>/>                                                                              столбчатаядиаграмма
                                                                             
Тестирование.   />2.                                                                           тесты
/>                                                                              анкеты/>
Диагностирование динамики роста педагогов.  

/>3.                                                                           аналитическаякарта
Профессиограмма педагогов
Ф.И.О.
педагога
Знание
педагога
Аналитич
умения
Проектир
умения
Конструк
умения
Организ
умения
Коммуник
умения
Личност
качества Выводы Братко В.А. 4 4 3 4 4 3 4 3,7 Герасимова Г.Ф. 4 4 3 4 4 3 3 3,6 Видякина Н.Ю. 4 2 3 3 3 4 4 3,3 Дорохова Л.Б. 3 3 3 4 4 4 4 3,6 Кулешова В.С. 3 2 2 3 3 4 4 3 Мосунова Е.А. 3 3 3 3 2 3 4 3 Полещук С.В. 4 3 3 4 4 3 3 3,4 Половнева Н.М. 3 3 3 2 4 3 3 3 Маланьина Т.В. 4 4 3 3 3 4 4 3,6 Рябчикова Т.А. 4 3 4 3 4 4 4 3,7 Саттарова Р.Ш. 4 4 4 3 4 4 4 3,9 Свиридова В.А. 4 3 4 3 4 4 4 3,7 Шумилова И.В. 3 2 3 3 3 4 3 3 Коновалова Н.В. 3 3 4 4 4 4 4 3,7 3,6 3,1 3,2 3,3 3,6 3,6 3,7 3,4
Общий балл: 3,4
Начальный уровень – 0
Ниже среднего – 0
Средний уровень – 6 чел.
Выше среднего – 8 чел.
Высокий уровень – 0
В профессиограмме знанияи умения педагогов оценивается на трех уровнях: самооценка, оценка заведующегои старшего воспитателя. Затем суммируются оценки по каждому пункту, ивысчитывается общий балл.
Данные проводимогомониторинга в учреждении позволяют определить и общий уровень развитияпедагогического коллектива (общий показатель – 3,7), а также, на каком уровненаходятся знания, умения, личностные качества педагогов.
Оценочные уровни:
2 балла – начальныйуровень;
до 3 баллов – уровеньниже среднего;
от 3 до 3,5 баллов –средний уровень;
от 3,5 до 4 баллов –уровень выше среднего;
4 балла – высокийуровень.
По данным профессиограммыэтого учебного года наглядно видно, что у педагогов недостаточно сформированыаналитические умения (3,1), проектировочные умения (3,2), конструктивные (3,3).Общий балл профессиональных качеств педколлектива составил 3,4, чтосоответствует среднему уровню. Это объясняется тем, что состав педколлективамолодой, почти половина педагогов – молодые специалисты, которые недавнозакончили педколледж и имеют небольшой стаж работы.
Хотя, анализируя уровеньпрофессиональных качеств педагогов за предыдущие 3 учебных года, можнонаблюдать некоторый рост. Отсутствие высоких оценок объясняетсянедостаточностью использования инновационных программ и технологий, методов иформ осуществления личностно-ориентированного образования, авторских пособий,проектов, программ.
Результаты мониторингапоказывают в целом потребность педагогических работников в повышениимастерства. Данные по результатам мониторинга, отраженных в профессиограмме обозначенынаглядно в столбчатой диаграмме.
/>
Молодые воспитатели, какправило, в начале своей профессиональной деятельности испытывают затруднения ворганизации воспитательно-образовательной работы с детьми. С данными педагогамиорганизуется тестирование, анкетирование с целью – выяснить, в чем именнозатрудняются воспитатели. Возможные формы методической работы с молодымиспециалистами – наставничество, школа молодого воспитателя.
Цели и задачи работы:
·       Коррекцияпрофессиональных знаний, умений.
·       Переносполученных знаний в ВУЗе на практику.
·       Формированиеумений самоанализа своей деятельности.
·       Адаптация кпедагогической деятельности.
Динамику роста педагоговможно проследить в аналитической карте (см. приложение).
 
2.2 Целевая программаразвития профессиональной квалификации педагогических работников как выражениезаказа на перспективу развития учреждения
 № Мероприятия
Сроки
проведения
Ответственные
исполнители
Ожидаемый результат
или форма представления
планируемых рез-тов
Источник
финансир-я 1. Изучение потребностей в повышении квалификации педагогических работников. 2002
Старший
воспитатель Аналитический материал
Бюджетные
средства 2. Выявление тенденций в развитии педагогического образования. 2002-2003 Заведующий
Аналитический
материалы
Бюджетные
средства 3. Разработка показателей готовности педагогических работников учреждения системы повышения квалификации 2002 Заведующий, старший воспитатель Характеристика состояния готовности педагогических работников Бюджетные средства 4. Направление педагогических работников в учреждения системы повышения квалификации для получения новых специализаций, более высоких квалификационных категорий. Согласно целевой программе Заведующий Повышение уровня профессиональной педагогической квалификации Бюджетные средства 5. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников. Ежегодно Старший воспитатель Индивидуальная программа Бюджетные средства 6. Привлечение педагогических работников к разработке индивидуальных программ развития профессиональной педагогической деятельности. 2002 Старший воспитатель Программа развития профессионально-педагогической деятельности Бюджетные средства 7.
Создание в учреждении творческих методических групп следующих направлений:
·       Индивидуальное профессионально- педагогическое самообразование;
·       Разработка индивидуальной программы развития профессионально-педагогической деятельности;
·       Разработка педагогических средств образования. 2002-2003 Заведующий, старший воспитатель
Положение
Педагогические средства образования Бюджетные средства
Выводы по второйглаве:
В результате анализатеоретического материала и практической деятельности удалось:
1.     доказатьнеобходимость использования мониторинга и педагогической диагностики в практикедошкольного образования.
2.     выявить иапробировать различные методы и формы осуществления педагогического мониторингав дошкольном учреждении.
3.     доказать влияниерезультатов мониторинга и педагогической диагностики на процесс становленияпрофессионального мастерства педагогов.

Список использованной литературы:
 
1.        Готовимся каттестации. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2000. – с.51-60, с.120-134.
2.        Гуманизацияпедагогического процесса дошкольного учреждения. – Магнитогорск: МаГУ, 1995.
3.        Егорова Л.,Калинина Н. Мониторинг учебных возможностей младших школьников.// Народноеобразование.-2000.-№ 9.-с.198-203.
4.        Засорина Л.Н.Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования./ Л.Н.Засорина,Е.Н.Плюснина.//Нач.школа.-1999.-№ 1. –с.74.
5.        Краткийсловарь-справочник./Сост. Ю.М.Малыгина.-М.: Агропромиздат, 1991.
6.        Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательнымучреждением в условиях социального партнерства. – Санкт-Петербург: «Детство –Пресс», 2001. – с.36-43.
7.        Поздняк Л.В.,Морозова А.Н. Подготовка старших воспитателей к управлению методической работойв ДОУ на диагностической основе.//Управление ДОУ. – 2002. — №5. – с.87-96.
8.        Сафонова О.А.Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении (теоретическийаспект).// Управление ДОУ. – 2002. — № 6. – с.8-11.
9.        Словарь деловогочеловека./Сост. В.Ф.Халипов. – М.: Интерфакс, 1994.
10.      Степанов Е.Н. Диагностикаудовлетворенности родителей и педагогов работой образовательного учреждения.//Управление ДОУ. – 2002. — №5. с.10-18.
11.      Талых А. Предметмониторинга – качество образования.//Дир.шк. – 1999.-с.13.
12.      Тропникова Н.П.Особенности осуществления мониторинга личностно-ориентированногообразовательного процесса. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. – с.7.
13.      Управлениеобразовательными учреждениями и качеством образования. – Магнитогорск: МаГУ,2000. – с.31-33.

Приложение № 1
Этапы исследования попрофессиограмме.
1.                                              Знания педагога:
·         Владеет основаминеобходимых знаний согласно нормативным документам (программе обучения,положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания).
·         Знание ииспользование в работе новейших, передовых, новаторских методик.
·         Знаниепсихологических особенностей возраста.
·         Знание форморганизации различных видов деятельности.
·         Знание методики иприемов обучения.
·         Знаниеиндивидуальных особенностей каждого ребенка.
 2. Умения и навыки:
 Аналитические.
·         Наблюдать игры,анализировать, оценивать уровень развития игровой, театральной деятельностидетей.
·         Умение оцениватьдеятельность детей на занятии.
·         Владеть умениемоценивать развитие детей своей группы.
·         Умениеанализировать деятельность других педагогов на основе наблюдения (+ и — ).
·         Умениеанализировать, оценивать свою собственную педагогическую деятельность.
Проектировочные.
·         Проектироватьразвитие игровой деятельности, планировать приемы, направленные на ее развитие.
·         Умениепланировать перспективы учебной деятельности детей.
·         Умениепланировать развитие личности ребенка и коллектива в целом.
·         Умениеобоснованно выбирать средства, методы и формы воспитательно-образовательнойработы.
Конструктивные.
·         Умение отбиратьдемонстрационный и раздаточный материал, отвечающий дидактическим целям.
·         Умение проявлятьгибкость в руководстве разными видами деятельности (игровой, учебной, трудовойи др.)
·         Владение умениемделить каждое действие на отдельные операции.
Организаторские.
·         Умение приобщатьдетей к творческой деятельности.
·         Умение снятьнапряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе.
·         Видение важностисовместной работы с родителями.
·         Желаниеподелиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним.
·         Умение быстропринимать решения и находить наиболее сильные средства педагогическоговоздействия.
Коммуникативные.
·         Умение легко ибыстро налаживать контакт с детьми.
·         Умение проявлятьпсихологический и педагогический такт.
·         Умение управлятьсвоим поведением, психологическим состоянием, проявлять терпение в общении,сохранять спокойствие и уравновешенность в экстремальных ситуациях.
·         Умение руководитьобщением в группе, решать детские конфликты, предупреждать их.
Личные качества.
·         Любит и уважаетдетей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать.
·         Проявляеттворчество в деятельности и интерес к работе.
·         Добросовестность.
·         Требовательностьк себе.
·         Гуманность.
·         Терпение ивыдержка.
·         Владеет силойубеждения, авторитетом.

Приложение № 2.
Аналитическая картаработы воспитателя Братко В.А. за 2001-2002 учебный год.№ Критерии оценки Кварталы Общий уровень 1 2 3 4 1 Выполнение плана посещаемости детей
/>
/>
/>
/> 2 Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей
/>
/>
/>
/> 3 Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе, эстетичность оформления групповых помещений
/>
/>
/>
/> 4 Организация предметно-развивающей среды
/>
/>
/>
/> 5 Характер взаимодействия с детьми
/>
/>
/>
/> 6 Взаимодействие педагога с родителями
/>
/>
/>
/> 7 Проявление творческой активности
/> 
/>
/>
/> 8 Участие в методической работе МДОУ
/>
/>
/>
/> 9 Участие и руководство педагогической практикой студентов
/>
/>
/>
/>
/>
                                             — хорошо
/> - удовлетворительно
/> - плохо
/>

Приложение № 3
Диагностика типаориентированности педагога.
Ф.И.О. Рябчикова Т.А.
1.        Строгийвоспитатель лучше, чем нестрогий. 3
2.        Воспитатель –главная фигура, от нее зависит успех и эффективность воспитательной работы. 3
3.        На занятиях, входе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем. 2
4.        Послушание детей– заслуга педагога. 3
5.        Ребенок подобенглине, из него можно лепить все, что угодно. 3
6.        Ребенок долженвыполнять все требования воспитателя. 4
7.        Основная цельвоспитания – реализовать требования программы воспитания и обучения детей. 2
8.        Центральнаязадача воспитательно-образовательной работы – вооружение детей знаниями,умениями, навыками. 2
9.        Главное в работепедагога – добиться исполнительности детей. 2
10.      Воспитание –прежде всего требовательность к детям. 2
11.      Поощрять следуеттолько те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленнымпедагогом задачам. 2
12.      Хорошаядисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей. 3
13.      Наказание – нелучшая форма воспитания, но она необходима. 4
14.      Деятельностьдетей нуждается в постоянном контроле. 3
Итоговый балл: 38
Тип ориентации:выраженная ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми.
Вашему вниманиюпредлагаются утверждения, касающиеся процесса воспитания и обучениядошкольников.
Если вы полностьюсогласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл 5, если вбольшей степени согласны, чем не согласны, — 4, если согласны и не согласны вравной степени – 3, если в большей степени не согласны – 2, если полностью несогласны – 1 балл.
Обработка результатов:
Полученные баллыскладываются. Итоговый балл характеризует степень выраженности ориентации надисциплинарную или личностную модели взаимодействия с детьми.
Оценка типа ориентациивоспитателя на модель педагогического взаимодействия.Количество набранных баллов Тип ориентации 48 баллов и выше Выраженная ориентация на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми. 43-47 баллов Умеренная ориентация на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми. 38-42 балла Умеренная ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми. 37 баллов и ниже Выраженная ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми.

Приложение № 4
Анкета для воспитателей.
Проанализируйте себя последующим вопросам:
1.     Есть липедагогические проблемы, которые Вас постоянно волнуют или, как правило, Выработаете на основе существующих конструкций?
2.     Имеются ли у Васпедагогические идеи, усвоенные из литературы, выведенные из личного опыта илиопыта коллег, которые Вы стремитесь положить в основу своей деятельности?
3.     Есть ли у Васпотребность и необходимость систематически размышлять над собственнымипедагогическими идеями?
4.     Считаете ли Вы,что Ваше текущее педагогическое планирование носит творческий характер?
5.     В какой мере Вашатворческая деятельность предполагает реальное сотворчество ребенка, егопознавательную активность?
6.     В какой мере, ипо каким параметрам Ваше педагогическое творчество согласуется с деятельностьюколлег, их стилем работы?
7.     Доставляет ли Вамудовольствие излагать собственные педагогические идеи коллегам и убеждать их вплодотворности Вашего подхода?
Данная анкета даетвозможность воспитателю оценить собственные педагогические взгляды, личноепедагогическое видение учебно-воспитательного процесса. Дает возможностьпроанализировать себя, поработать над собой.

Приложение № 6.
Образец плана-программыпо взаимодействию с родителями, дети которых посещают санаторную группу.
2002 – 2003 учебный год.
Воспитатель: СатароваР.Ш.
1.        Аналитическаячасть.
1.1.    Классификациясемей по типу различий в микроклимате и отношению к воспитанию ребенка:
Из 16 семей к группе Аможно отнести 5 семей, к группе Б – 8, к группе В – 3 семьи.
Таким образом основнаямасса – семьи в которых уровень образованности и культуры родителей довольновысокий. Общей заботой в этих семьях является материальная обеспеченность.Уважают друг друга, но безразличны к интересам и увлечениям детей. В этихсемьях меньше эмоциональной отзывчивости. Недостаточно высока педагогическаякультура родителей, отсюда и непорядочность воспитательных воздействий,неумение соблюдать единый подход к детям. Родители прислушиваются к советамдетского сада, но у них не хватает выдержки и терпения для последовательноговыполнения полученных рекомендаций. Данные родители не оспариваютнесостоятельности своей воспитательной системы и соглашаются учиться. Ониготовы воспринимать педагогическую информацию.
И 19 % составляют семьи,которые характеризуются тем, что все живут сами по себе.
1.2. После проведенияанкетирования с целью определения социальной характеристики родителей,выяснилось:
из 16 семей лишь 5 детейживут в полной семье, с матерью и отцом, 2 детей – в полной с матерью иотчимом, 5 детей – в неполной с матерью, 3 детей – в неполной с отцом, 1ребенок воспитывается у бабушки и дедушки.
Средний возраст родителейданной группы составил 31 год. По социальному положению основная частьродителей относится к работникам сферы обслуживания и образования.
Семьи, воспитывающиеодного ребенка, составляют 70 %.
2.        Задачи и целиработы.
·  Привлекать родителей к созданию вокружении ребенка культурной, богатой речевой среды и всячески способствоватьактивации детской речи.
·  Взаимодействовать с родителями повопросу формирования основ доброжелательного отношения к сверстникам.
3.        Планируемыемероприятия по намеченным задачам.№ Мероприятие Время 1.
Анкетирование родителей:
·           Организация совместных видов деятельности в семье;
·           Создание развивающей среды в семье. Сентябрь 2. Консультация: «Учите детей общаться». Сентябрь 3. Изготовление родителями с детьми игрушек для театрального уголка (тренинг). Октябрь 4. Папка-передвижка на тему: «Воспитание сказкой». Ноябрь 5. Индивидуальные беседы: «Учите детей диалогу». Декабрь 6. Выставка рисунков «Это я» — составление рассказов детьми о себе с помощью родителей. Январь 7. Родительское собрание на тему: «Каким я хочу видеть своего ребенка» (проблемы нравственного воспитания). Январь 8. Консультация на тему: «Домашняя игротека» (в какие словесные игры можно играть в свободную минуту). Февраль 9. Ширма: «Пришли мне чтения доброго…» (знакомство родителей с задачами программы по художественной литературе, перечень материала для семейного чтения). Март 10 Консультация на тему: «Мини-театр дома» (создание условий для свободной театрализованной деятельности в домашних условиях) Март 11 Проведение совместного досуга «В гостях у друзей». Апрель 12 Оформление альбома «Мой детский сад» с привлечением родителей (рисунки, детские рассказы, фотографии). Май

План работы семинара.
«Инновационноедошкольное образование»
программа«Детство».
 Тема и содержание занятия Форма работы
Занятие 1.
«Чувствовать – познавать – творить».
1.             Знакомство с основными направлениями, разделами программы «Детство».
2.             Знакомство с разделом «Экологическое воспитание», представленными авторами программы «Детство». Лекция
Занятие 2.
a)          Знакомство с разделом «Первые шаги в математику».
(раскрытие основных методов и приемов, методическое обеспечение по данному разделу).
2. Планирование одного дня работы по программе «Детство».
Лекция
Практическое занятие
План работы
«Дискуссионного клуба»
 
Тема и содержание занятия
Форма работы
Занятие 1.
Проблемы дошкольного образования:
a)          Программное обеспечение;
b)          Инновационное дошкольное образование;
c)          Предметная среда в ДОУ;
d)          Анкетирование педагогов.
Лекция
Лекция-диалог
Анкета
Занятие 2.
Организация воспитательно — образовательной работы в группах раннего возраста.
a)          Учет психологических особенностей в работе с детьми раннего возраста, разнообразие форм работы;
b)          Рекомендуемая литература (метод.), использование художественного слова в работе с детьми данного возраста;
c)          Решение педагогических задач.
Беседа
Дискуссия
Занятие 3.
Организация воспитательно-образовательной работы в дошкольных группах.
a)          Психологические особенности – основа в работе с детьми дошкольного возраста, разнообразие форм работы;
b)          Значение познавательной, исследовательской деятельности дошкольников;
c)          Рекомендуемая методическая и художественная литература;
d)          Решение педагогических задач.
Беседа
Диалог
Дискуссия


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.