Реферат по предмету "Педагогика"


Дистанционное обучение: понятие и значение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 
 
 
 
 
 
Кафедра
Реферат
«Дистанционноеобучение: понятие и значение»
 
 
 
Выполнила: студентка курса группы
Ларина Татьяна Викторовна
Проверил:
 
 
 
 
 
 
 
 
Шуя 2011

Содержание
Введение
1. Историяразвития дистанционного обучения
2. Формыдистанционного обучения
3. ИнтеграцияДО и других форм обучения
4. Преимуществадистанционного образования
Литература

 
Введение
Дистанционное обучение(ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основногообъема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых ипреподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможностисамостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессеобучения.
Современноедистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
· средыпередачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационныесети),
· методов,зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее времяперспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредствоминформационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется средаинтернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработкустандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагаетширокое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует какуглублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований кпрограммному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработкипрограммного обеспечения, которые достаточно широко применяются какотечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги подистанционному обучению.
Дистанционное обучениепретендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней,экстернатом).
Использованиетехнологий дистанционного обучения позволяет:
· снизитьзатраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений,поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
· проводитьобучение большого количества человек;
· повыситькачество обучения за счет применения современных средств, объемных электронныхбиблиотек и т.д.
· создатьединую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Дистанционное обучение- это модернизированное заочное обучение, плюс общение с преподавателем черезИнтернет. В процессе обучения вы получаете учебные материалы и задания на свойкомпьютер, выполняете тесты и контрольные работы и отправляете ихпреподавателю. Вы знаете своего преподавателя и методиста, можете задавать имвопросы и своевременно получаете на них ответы.
· Дистанционноеобучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использованиидистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении спомощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить какочно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону обобразовании, связанных с дистанционным обучением.

 
1.История развития дистанционного обучения
В Европе в конце XVIIIвека, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло«корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебныематериалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу илив виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX векахарактеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона.Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время,продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем миревели и ведут его до сих пор.
Появление радио ителевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это былзначительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнятобучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевиденияи радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получитьобратную связь.
В 1969г. вВеликобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования– Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать егодоступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещатьаудиторные занятия.
Другие известныеуниверситеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University ofSouth Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальныйтехнологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженернымспециальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна(ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытаяшкола бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальнаяинформационная сеть.
В конце 80-х доступностьперсональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением иавтоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первыхкомпьютерах в виде различных игр.
В 1988 был реализованСоветско-американский проект «Школьная электронная почта».
Пионерами спутниковыхтехнологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация«Знание» и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.
В России датойофициального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года,когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводитьэксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступностькомпьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещепроще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чемрадио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связьот любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета»дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
 
2.Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение,осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формызанятий.
Чат-занятия —учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятияпроводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которойс помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов иучеников.
Веб-занятия —дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы,практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средствтелекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятийиспользуются специализированные образовательные веб-форумы — форма работыпользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемыхна одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятийвеб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы иасинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции —проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованиемэлектронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижениеобразовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, прикотором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системызаложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения»(Natural Learning Manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая исвободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании[источник не указан 588 дней]и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительногообразования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретаетустойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются бездополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения.Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематическогоизучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений нааудио и видеоносителях.
Существует многоразличных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствиес помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт экспериментпо такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома закомпьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт емувопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботенаходится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, чтоон находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, онможет так же общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станетудачным, он может открыть дорогу большому проекту, по внедрению, такого методадистанционного обучения по всей России.
 
3.Интеграция ДО и других форм обучения
дистанционныйобучение
Как правило, придистанционном вузовском обучении от студентов не требуется всё время находитьсяв аудитории. В большинстве программ и курсов учебных заведений, реализующихдистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или выходным.Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны длявыработки у учащихся практических навыков. Также в ряде учебных заведенийиспользуются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собратьучащихся на выходных для групповой работы.
При дистанционномобучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебнойинформации. Уже сменилось несколько поколений используемых технологий — оттрадиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий(радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции,E-Learning/online Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции).
Однако до сих пор вомногих случаях, несмотря на появление технологических новинок, предпочтениеотдаётся более простым методам. Например, в Индии очень популярным являетсяиспользование для дистанционного обучения радио, благодаря его доступностибольшинству населения и отсутствию необходимости в дополнительнойинфраструктуре, что позволяет сделать обучение действительно открытым идоступным широким слоям населения.
Многие крупные компаниисоздают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобыстандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала.Практически, ни одна современная компания уже не может прожить без этого. Или,например, компания Microsoft создала большой обучающий портал для обучениясвоих сотрудников, пользователей или покупателей своих продуктов, разработчиковпрограммного обеспечения. При этом некоторые курсы предоставляются бесплатноили в комплекте с покупаемым ПО.
Одной из своеобразных,но активно развивающихся в последнее время форм дистанционного обучениястановятся онлайн-симуляторы и игры-менеджеры. Это и симуляторы управленияразличными транспортными средствами, игры имитирующие процессы управленияразличными отраслями и бизнесами, глобальные многопользовательские экономическиеигры и бизнес-симуляторы, обучающие пользователей основам менеджмента и дающиебазовые навыки управления как маленькой компанией, так и транснациональнойкорпорацией.
Чем же дистанционнообучение отличается от традиционного заочного обучения? Заочноеобучение главным образом базируется на самостоятельной работе студента. Приэтом общение происходит только между студентом и его преподавателем, причемзачастую в письменной форме. Дистанционное обучение делает акцент прежде всегона методе совместного обучения в группах. Совместные групповые семинары,дискуссии и диалоги обеспечивают поддержу и понимание каждому члену группы. Приэтом полностью исчезает изолированность, которая характерна для заочногообучения.
Метод обучения вдистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как студентыпостоянно обмениваются информацией. Для этого существуют специальные форумы,чаты, интернет-конференции, где можно спросить совета или подискутировать состудентами, которые изучают курс одновременно с Вами. В виртуальной группе собираютсялюди, которые пришли сюда научиться работать, повысить свою профессиональныйуровень знаний, получить новую квалификацию, новые навыки, необходимые дляВашего дальнейшего профессионального совершенствования.
У всех студентовдистанционных групп есть одинаковые возможности для активного участия всеминарских занятиях. Дискриминация по расовым или половым признакам полностьюисчезает в атмосфере интерактивного общения. В результате мнение каждогостудента учитывается и привлекает всеобщее внимание. Нет необходимости ездитьна сессии и консультации. Бесспорным преимуществом дистанционного обученияявляется возможность регулярных консультаций с преподавателем в режиме онлайн ииндивидуальный подход преподавателя к каждому студенту.
Есть мнение, что когда учишьсядистанционно, легко писать работы и сдавать экзамены — списал и прислал. Этимбольше страдает традиционное заочное обучение. В дистанционных же курсах нетработ, предполагающих списывание. Если же прислана работа, которая списана (этоочень легко определяется), то она не принимается. Это специально оговорено винструкции. При сдаче экзаменов студентам-дистанционникам нет смысла списывать,так как традиционных билетов здесь нет. В дистанционных программах наиболеераспространены тесты и профессионально-ориентированные задачи, при решениикоторых учебником и дополнительными материалами пользоваться дажерекомендуется. На тесты же, особенно итоговые, часто предлагается отвечать врежиме реального времени, причем каждый вопрос «висит» на экранестрого определенное время. Не уложился, полез в учебник или лекции — вопросисчез и считается не отвеченным. И какой смысл в списывании? Вы хотите получитьобразование, а не бумажку. Дистанционное образование ориентировано на людей,желающих получить именно образование, а не корочку.
 
4.Преимущества дистанционного образования
Дистанционноеобразование отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто недолжен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической иливременной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещатьобразовательные учреждения в силу физических недостатков или занятостипроизводственными и личными делами.
· образованиедоступно всем слоям населения без ограничения по состоянию здоровья.
· дистанционноеобучение дешевле традиционного;
· обучениеэффективнее — Вы сами устанавливаете график занятий, темп обучения;
· дистанционноеобучение доступно из любой точки мира — достаточно только иметь компьютер идоступ в Интернет;
· дистанционноеобучение перспективно — доля дистанционных технологий в образовании растет годот года!
· дистанционноеобразование предоставляет возможность учиться, одновременно работая, т.е.применяя свои знания на практике.
· длядистанционного обучения предоставляются самые полные и новейшие материалы.
· дистанционноеобразование предполагает составление удобного для Вас индивидуально расписания.

 
Литература
 
1. АндреевА.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ,1997 г.
2.  ЗайченкоТ.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебноепособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. — 167 с.
3.  ЗайченкоТ.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения:Монография. — СПб.: Изд-во «Астерион», 2004. — 188 с.
4.  Захарова И.Г.Информационные технологии в образовании. М.: «Академия», 2003. — 192с.
5. МалитиковЕ.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развитиядистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право иобразование. – 2000. – №1 (2). – С. 42–54.
6.  ПолатЕ.С. Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционногообучения / Под ред. Е.С. Полат. — М., «Академия», 2006.
7.  Теорияи практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М.,«Академия», 2004.
8.  ХуторскойА. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. — №36. – С.26-30.
9.  ХуторскойА.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийскаянаучная конференция Relarn. Тезисы докладов. — М., 2000.
10. Достоинстваи недостатки дистанционного обучения // «Образование: путь к успеху».- Уфа., 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет годового дохода предпринимателей при патентной системе налогообложения
Реферат Флаг Республики Ингушетия
Реферат Исторические тесты по эпохе Петра 1
Реферат Аналитическая информация о социально-экономической ситуации Маловишерского муниципального района за 9 месяцев 2011 года. Демография
Реферат Виды моделей выбора оптимального портфеля ценных бумаг. Фьючерсные стратегии
Реферат Привод ленточного транспортера, состоящего из электродвигателя, открытой клиноремённой передачи цилиндрического одноступенчатого редуктора и соединительной муфты
Реферат Абжение жилых домов улицы Верхняя (1,3,5) Ярославская область, Борисоглебский муниципальный район, Борисоглебское сельское поселение, поселок Борисоглебский, ул
Реферат Организация и методика проведения производственного обучения по теме: "Блюда русской кухни"
Реферат Особенности формирования научного мировоззрения учащихся при изучении эволюции Земли в рамках дисциплин естественно-научного цикла
Реферат Лесков Н С Левша
Реферат Задов, Лев Николаевич
Реферат Особенности изображения любви в повести "Гранатовый браслет" А. И. Куприна
Реферат Товароведческая характеристика упаковки для кофе
Реферат Civilized Essay Research Paper Question What does
Реферат Інші методи лікування та оздоровлення психотерапія, альтернативні традиційні І нетрадиційні методи І. З. Самосюк, В. В. Єжов, В. П. Лисенюк, Ю.І. Андріяшек, Т. П. Лутай