Реферат по предмету "Педагогика"


Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы

Содержание
Введение
Глава 1 Теоретическиеаспекты деятельности женщины-руководителя
1.1Понятиеуправления. Качества, присущие руководителю
1.2Сходстваи различия в управленческой деятельности мужчин и женщин
1.3Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
1.4Личные качества женщины-руководителя
Глава 2. Анализдеятельности в организации женщины-руководителя на примере школы
2.1 Краткаяхарактеристика школы №
2.2 Должностныеобязанности директора школы
2.3Личностныекачества руководителя школы
2.4 Имидж директорашколы
2.5 Анализ деятельностидиректора школы
2.6 Рекомендации посовершенствованию работы директора школы
Заключение
Список используемойлитературы
Приложение 1

Введение
Участие женщины в бизнесе в развитыхстранах явление привычное и не вызывает удивления в деловом мире и обществе.Скорее вызывает уважение тот факт, что на этом поприще женщины проявляютнедюжинные способности и деловые качества.
Существуетпонятие, что женщины — слабый пол, и это верно в отношении физической силы. Вотношении силы духа — вопрос далеко не бесспорный. Сила духа особенно важна дляженщины — руководителя, она должна управлять, оценивать, вознаграждать илинаказывать. А как это воспринимают мужчины? Многие из них считают, что работапод руководством женщины их унижает. Они толком не знают, как вести себя сженщиной-начальником. Зато женщины прекрасно знают, как вести себя смужчиной-начальником.
Безусловно,многие профессии гораздо лучше «даются» женщинам в силу ихпсихофизиологических качеств.
Изучение личности работника в организации, в частностироли женщины-руководителя, анализ влияния организации насоциально-психологическую структуру и развитие коллектива — всё это и многоедругое составляют актуальность моей работы.
Благодарясвоей творческой натуре женщины с большим успехом, чем мужчины могут обнаружитьсуществующие вокруг них потребности и удовлетворить их. С другой стороны онилучше знают реальную жизнь и обычно более наблюдательны. Сочетания воображенияс практическим складом ума помогает женщинам в разработке новых видов услуг, новыхпродуктов, новых предприятий, особенно в культурно-досуговой деятельности.
Степеньразработанности проблемы. Проблему женщин-руководителей основательно исследуетамериканский ученый Хьберт Хэмфри, выделяя два похода к оценке «идеальной»женщины-руководителя: первый – основан на сходстве женщин с мужчинами; второй –на их различии и факторе дополняемости; также А. Миллер и У. Миллер оцениваютженщин-руководителей с позиции их личных качеств, черт, которыми они обладают.
Проблемыженщин-руководителей занимаются также российские исследователи. Так, О.А.Здравомыслова изучает феномен противостояния мужского и женского менеджментавысшего уровня, А.А. Бражник отзывается о женщинах — руководителяхнеодобрительно, т.к. женщины доверяют интуиции, а не разуму, хотя именноинтуиция – необходимый элемент в социально-культурной деятельности.
Можнопредположить, что женщины с высоким уровнем мотивации, в социально-культурнойдеятельности могут быть хорошими руководителями, т.к. он практичны,ориентированы на достижение высоких производственных показателей, отличаютсятворческим подходом к своим обязанностям, умеют организовать свой труд и работуподчиненных.
Научнаяновизна. В данной курсовой работе предпринята попытка исследования мотивации втрудовой деятельности женщины-руководителя в социально-культурной сфере.Следовательно, объектом исследования является женщина-руководительсоциально-культурной сферы.
Предметомисследования является деятельность женщины-руководителя в организации.
Цельданной работы является изучение социально-психологических особенностейженщины-руководителя и анализ деятельности женщины-руководителя в организации.
Гипотезаисследования: мы предполагаем, что женщина в равной с мужчиной степени может сбольшим эффектом для результатов «культурной» деятельности быть руководителем всоциально-культурной сфере.
Задачамикурсовой работы являются:
ü  Раскрытьпонятие управления, а также качества, присущие руководителю;
ü  Выявитьсходства и различия в управленческой деятельности мужчин и женщин;
ü  Рассмотретьпрепятствия, мешающие стать женщине руководителем;
ü  Охарактеризоватьличные качества женщины-руководителя;
ü  Провестианализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы;
ü  Атакже дать рекомендации по совершенствованию работы директора школы.

Глава1. Теоретические аспекты деятельности женщины-руководителя
1.1Понятие управления. Качества, присущие руководителю
Управление- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый длятого, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоитв оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достиженияпоставленных целей.
Управление- как наука — система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов,способов и форм управления.
Управление- как искусство — способность эффективно применять данные науки управления вконкретной ситуации.
Управление- как функция — целенаправленное информационное воздействие на людей иэкономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получитьжелаемые результаты.
Управлениепредставляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования,организации, руководства, мотивации сотрудников и контроля.
Руководитель- человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения иосуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «наборопределенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению иликонкретной должности».
Дляуспешного управления трудовым коллективом руководитель должен обладатьопределенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические иморальные.
Деловыекачества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической иэкономической подготовки и знаний в области государственного законодательства,педагогики, организаторских способностей. Политические качества проявляются вего общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлениюпроизводством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологическом воспитаниитрудящихся. Моральные качества характеризуют руководителя с точки зрениянравственности, человечности, порядочности.
Внастоящий период мы переходим к новой управленческой философии, новойуправленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменением внешнейсреды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращение рынковсбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных исырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.). Все это требует новых,адекватных современным условиям, систем управления на уровне предприятия ипредъявляет жесткие требования к личностным качествам руководителя.
Известныйспециалист в области управленческого консультирования Б. Карлофф выделяетследующие деловые качества, необходимые современному руководителю:
а)умение смоделировать ситуацию, способность к анализу;
б)умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;
в)способность разработать стратегию изменений;
г)наличие организаторских способностей;
д)способность использовать в ходе изменений надежные, передовые методыуправления.
Кнаиболее существенным личностным (моральным) качествам руководителя можноотнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умениенаходить индивидуальный подход к людям; порядочность.
Руководитель,обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их напрактике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег ивышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя иполном доверии к нему. Реальный авторитет складывается из личного и служебногоавторитета и определяется умением руководителя оставаться в любыхобстоятельствах выдержанным, тактичным, доброжелательным и справедливым.
Личныекачества руководителя определяют в зависимости от преобладания тех или иныхкачеств поведения. Достаточно распространенной в настоящий период являетсяследующая классификация типов руководителей, учитывающая личностныеособенности.
1)руководитель антрепренер (новатор) – видит преимущества изменений в организациии берется за их реализацию;
2)руководитель – «распределитель ресурсов и работ» – умеет оптимально расставитьсроки выполнения заданий и их последовательность, хороший организатор;
3)руководитель – «монитор» является связующим звеном между своей организацией ипредставителями других фирм и внешних организаций. Это хороший политик икоммуникатор.
Измененияв обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятияуправления в современной организации, переформулировать профессиональныехарактеристики управляющего, необходимые для успешного управления организациейв современных условиях.
1.2Сходства и различия в управленческой деятельности мужчин и женщинВ чем отличие мужского иженского стиля руководства?
Мир изменился, во многих отраслях жесткое иерархическоеуправление оказывается менее эффективным по сравнению с управлением,построенным на влиянии, убеждении и мотивации.
В отличие от мужчин-руководителей, которые пытаются любуюструктуру выстроить в виде вертикальной властной пирамиды, женщины предпочитаютболее тонкие инструменты управления, построенные на внимании к личности. Инымисловами, в терминах социологии женщины управляют при помощи инструментоввлияния, основанных на горизонтальных связях (убеждение и мотивация), а мужчины— на основе инструментов власти (принуждение и иерархия). Именно поэтомумальчики постоянно соревнуются, а девочки договариваются, пытаются решитьзадачу, мотивируя исполнителей на личностном уровне.
Слабость женского типа управления является естественнымпродолжением сильной стороны.
Управление, построенное на основе влияния, может привести кнекоторой анархии. Женщины-руководители часто не могут эффективно выстроитьотношения с мужчинами-подчиненными.
Многие мужчины, привыкшие к иерархическим отношениям власти«начальник — подчиненный», считают проявлением слабости попытку руководителя-женщиныуправлять в системе партнерского взаимодействия. Что касается управленияженщинами, привыкшими к мужскому стилю начальствования, то появление женщины-руководителячасто влечет за собою расцвет интриг и подсиживания.
По моему мнению, женщина не способна качественно управлять виерархической системе, она будет делать это хуже мужчины-руководителя. Но условиябизнеса в наши дни меняются все чаще и чаще, компании вынуждены делатьорганизационные структуры все более адаптивными и руководить сотрудникамиприходится с помощью не властных, а мотивационных инструментов, поэтому будетрасти востребованность женщин-руководителей.
Управленческиерешения, принимаемые мужчинами и женщинами вероятней всего будут различаться,причем как по мотивам, так и по их направленности и результатам. Чем можнообъяснить такие различия? Конечно, это различия в психологических предпосылках,а именно то, что мужчины и женщины изначально обладают разными психологическимиустановками и характеристиками, что не может не сказаться на особенностяхуправления.
Однакохотелось бы подробнее рассмотреть причины и особенности принятия управленческихрешений руководителей-мужчин и руководителей-женщин. Так, в ситуациях,требующих наказания подчиненных, женщины-руководители чаще прибегают к мерамморального и психологического воздействия, а мужчины-руководители – кадминистративным мерам. Женщины, как правило, оправдывают своих подчиненных, втом числе и коллег. Они перебирают больше вариантов принимаемых решений,ссылаясь в основном на свою интуицию, в то время как мужчины чаще ссылаются насвою логику и сложившиеся условия. Учеными было установлено, что уженщин-руководителей преобладают «уравновешенные», а также «осторожные»решения, а у мужчин чаще встречаются «уравновешенные» решения и «решения сриском».
1.3Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
Естьженщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия?
Преждевсего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительностьрабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и ихзаместителей – 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день –от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше.
Дефицитвремени – одно из профессиональных приобретений руководителя. Неумолимодействует неравенство: если что-то поглощает большую часть дня, то на всеостальное остается очень и очень мало времени. Поэтому, чтобы достать илиприобрести время, женщина отказывается от времяпожирающей профессии.
Следуетучитывать и такую психологическую особенность. У женщины веками сформироваласьпривычка заботить о доме. Мужчина постоянно и легко отходит от семейных дел.Придя на работу, он как бы снимает их вместе с пальто или пиджаком. Женщина,наоборот, постоянно носит их вместе с собой. Также и на руководящей должности.Водоворот дел смывает с мужчины домашние заботы, а у женщины они – частьповседневной круговерти. И вот это внимание на два фронта делает профессиюруководителя для женщины более трудной.
Вторымиз главных препятствий для женщины на руководящей тропе выступает проблема«продукты – приготовление пищи». Начать можно с громкой фразы: решение продовольственнойпроблемы является одним из путей раскрепощения современной женщины и женщинпоследующих поколений. Когда на продуктово-пищевом фронте умело, действуютбабушка или мама, это снимает с деловой женщины значительную нагрузку. Женщине,руководителю по профессии, значительно труднее, чем обычной хозяйке из-занеустроенности быта. Опыт различных стран в облегчении домашнего труда примерноодинаков: пищу готовят из высококачественных и разнообразных полуфабрикатов,повышают уровень кухонной механизации и автоматизации, развивают сферу услуг.Но, тем не менее, здесь мужчины-производственники в неоплатном долгу передженщинами. А может быть, им выгодно, чтобы этот долг оставался как можнодольше?
Мужчинадома охотнее становится подчиненным. Женщина по древней традиции домапревращается в управляющего домашним хозяйством, совмещая функции «министрафинансов», начальника «снабжения и сбыта», заведующего отделом «народногообразования», повара, разнорабочего и т.д. Она выполняет различные роли и видыработ, как предусмотренные, так и не предусмотренные пьесой жизни.
Многоев становлении женщины-руководителя зависит от того, как относится и понимаетэту профессию муж и ближайшее семейное окружение. Если мужчине предлагают статьруководителем, то это воспринимается естественно. А в словосочетанииженщина-руководитель содержится немало противоречий. Сколько случаев известно,когда деловая карьера женщин заканчивалась из-за семейных конфликтов: мужсердит, что жена рано уходит и поздно приходит, в квартире неуютно. Родилсяребенок – дома дел прибавилось. Тоже причина, чтобы отказаться от руководства.Но немало женщин, долго работающих руководителями в промышленности, со сложнойсемейной судьбой, зачастую так и не сложившейся в классическом ее понимании.Они не изменили своей профессии.
Помнению женщин-руководителей, первейший фактор, создающий условия для ихэффективной деятельности, — прочность и надежность «тыла»: добрыевзаимоотношения родных, способность их самостоятельно справляться с домашнимиделами.
Вэтой связи мы выходим на вполне конкретную проблему, которая пока не изучаетсянаукой. Обычно считается так: вот – руководитель, а какие у него отношения в семье,какова его личная жизнь, это никого особенно не волнует, кроме любопытногоисследователя, сердобольного товарища и участливой подруги. Сказывается привычкасмотреть только на производственную сторону жизни руководителя, забывая, что унего есть еще и личная. Этим прочно укоренившимся стереотипом можно объяснитьтот факт, что вы не найдете сегодня результатов наших социологическихисследований, посвященных второй жизни руководителя – дома, в семье, а такжевлиянию семьи на производство.
Ещеодно препятствие в проблеме быть или не быть женщине руководителем – отношениек ней мужчин. Несмотря на внешний дипломатический лоск рассуждений одопустимости и возможности женского руководства, руководители-мужчины имеютразличные точки зрения.
Перваяиз них: полное отрицание необходимости выдвижения женщин на руководящиедолжности. Ведущий аргумент: пусть больше занимаются домом, детьми и собой.Раньше за подобное воззрение пришивали ярлык проповедника буржуазной теории«трех К» – Kinder (дети), Kurhe(кухня) и Kirche (церковь). Новзгляды формируются и меняются в зависимости от бытия. По крайней мере, женщинысогласны с мужчинами-отрицателями по первому из «К».
Второйвзгляд сводится к специфике женского стиля руководства и проблем совмещения сним мужского стиля подчинения женщине. Особо подчеркивается сложностьприобретения женщиной-руководителем профессиональных качеств. Сторонники этойпозиции оказывают противодействие женщине в ее служебной карьере. Некоторыеженщины-руководители на себе ощущают подобный взгляд и вполне отчетливопонимают его «мировые» и конкретные причины.
Третьяточка зрения: женщина может быть руководителем, но в пределах ограниченногопространства, на традиционных женских должностях, под началом мужчины и т.д.Основание есть. Дело в том, что линейные должности в сфере, например,промышленного производства (мастер, старший мастер, начальник участка и цеха,заместитель начальника цеха) находятся на передовой линии борьбы за план,выполнение заданий. Это наиболее загруженная и даже перегруженная частьруководителей. Несколько меньшая, хотя по своему содержанию непростая нагрузкау тех, кто возглавляет так называемые функциональные подразделения – отделы,службы, бюро, лаборатории. Руководящие должности здесь более посильны дляженщины. Поэтому на практике волей-неволей сложилась иерархия женскихруководящих мест.
Средимужчин есть и такие, которые не делают особых различий между руководителямимужчинами и женщинами. Сегодня в промышленности работает около 12%женщин-руководителей. Принципиальные аргументы сторонников «равных природныхсил», хотя и категоричны, но понятны. Мужчина-руководитель означает: бытьпродолжению многовековых традиций и устоявшейся психологии.Женщина-руководитель – это своеобразный вызов: не быть мужскому гегемонизму,привычному, закрепившемуся во взглядах. И вместе с тем, быть или не бытьженщине руководителем, настолько плотный клубок, что одна нитка–проблема тянетза собой другую.
Мужскоеотношение к женщине, бытующее в конкретной управленческой среде, и взглядыженщин на профессию руководителя с учетом различных обстоятельств, сказываетсяна системе выдвижения и работе с кадровым резервом.
Считается,что не последнее значение имеет личная симпатия. Хотя об этом не принятораспространяться, но следует признать, что психологические факторы играют оченьважную роль в руководстве. Некоторые женщины стали руководителями (и при этомхорошими), благодаря симпатии к ним и поддержке со стороны мужчины. Без этогоженщину просто-напросто «съели» бы «дикие звери» в дремучем управленческомлесу». И наоборот, другие не проявили своих организаторских способностей,потому что им вовремя не помогли, не помогли словом и делом.
Новсе же выдвижение женщин на руководящие должности не имеет устойчивогоорганизаторского характера. Ребенок, так нужный обществу, становится преградойна пути деловой женщины. Иных молодых женщин-специалистов с высшим образованиемсильно задевает факт, когда в руководители сватают только лиц мужского пола.Думается, что в данном отношении мужчины и женщины должны иметь равныевозможности через построение системы подготовки и выдвижение кадров. Каждыйстремится выбрать то, что ему нравится. И вопрос быть или не быть руководителемпусть желающий решает, прежде всего, сам и на семейном совете.

1.4Личные качества женщины-руководителя
Женщин,особенно молодых специалистов, нередко задевает тот факт, что на руководящиедолжности выдвигают преимущественно лиц мужского пола.
Теоретическии женщины, и мужчины имеют равные возможности стать руководителями, нофактически все выглядит несколько иначе. Основные препятствия на путипродвижения женщины заключаются в следующем:
а)недостаток времени (из-за домашних забот женщина нередко отказывается отпредлагаемой должности, даже если она ей соответствует);
б)внутренняя неготовность многих мужчин иметь руководителя – женщину.
Требования,предъявляемые к женщине-руководителю в целом идентичны «мужскому наборуправил», однако имеются и некоторые специфические отличия. В разных источникахподчеркивается важность более чем ста качеств, необходимых женщинам, занимающимруководящие должности. Прежде всего, это женственность, обаяние, привлекательность.Женщина – руководитель, перенимающая худшие мужские качества (грубость,крикливость и т.п.) обычно не пользуется авторитетом у подчиненных.
Втораягруппа качеств, которые ценятся у женщины – руководителя, аналогична мужским:деловитость, дисциплина, знание дела, организованность и т.п. Эти качестваимеют свой оттенок. Если сухость, лаконичность, жесткость мужчины в деловомобщении считается нормальной, то со стороны женщины они воспринимаются какчерствость, казарменность. Подчиненные хотят видеть в женщине «милосердную»;«мягкую» деловитость, лишенную металлических конструкций и звучаний.
Уженщины – руководители имеются следующие преимущества перед руководителямимужчинами:
а)обычно они точнее распознают особенности человека по внешнему облику, точнееулавливают ситуацию при общении;
б)при планировании женщины обычно не строят отдаленных планов, они болееориентированы на реальность.
Преимуществамужчины – руководителя перед женщиной – руководителем можно свести к рядумоментов:
а)мужчины обычно смелы и чаще склонны к риску;
б)от мужчин чаще можно ожидать творческих находок;
в)обычно у мужчин лучше развиты математические способности.
Такимобразом, можно прогнозировать, что женщина будет более успешна в качествеменеджера или второго лица при инициаторе дела. Однако успех для женщины неисключен и в качестве новатора, хотя этот вариант встречается значительно реже,чем у мужчин.

Глава2. Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы
2.1Краткая характеристика школы
Рассмотриманализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы.
Названиешколы: Областное государственное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностямиздоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернатVIII вида».
Адресшколы: г. Муром, ул. Тимирязева, 2.
Даннаяшкола обладает двумя зданиями, одно из них – для учеников начальных классов,второе – для учеников среднего и старшего звена.
Водворе школы имеются спортивная площадка, футбольное поле, а также небольшойогород.
Рассмотримдеятельность женщины-руководителя на примере директора данной школы. Для началарассмотрим должностные обязанности директора школы.
Структураперсонала школы представлена в приложении 1.
2.2Должностные обязанности директора школы
Надиректора школы возлагаются следующие обязанности, а именно директор:
1)организует и контролирует учебно-воспитательный процесс, обеспечивает качествознаний и высокий уровень воспитанности;
2)осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, обеспечиваетправильный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия дляповышения квалификации работников;
3)осуществляет контроль за качеством знаний и поведением учащихся, содержанием иорганизацией внеклассной и внешкольной работы;
4)организует работу по профессиональной ориентации учащихся;
5)направляет работу ученического самоуправления, оказывает помощь и содействиесамодеятельным организациям школы;
6)организует работу школы с родителями учащихся и общественностью, направляетработу родительского комитета;
7)устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правиламивнутреннего распорядка и Уставом круг обязанностей работников школы;
8)обеспечивает соблюдение правил внутреннего трудового распорядка,санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности в школе;
9)отчитывается о работе школы перед соответствующими органами, выступает вкачестве ее представителя в общественных организациях и перед населением,является распорядителем кредитов;
10)в установленном порядке принимает на работу и увольняет с работыучебно-воспитательный и обслуживающий персонал школы, поощряет работников школыи учащихся и налагает на них взыскания.
2.3Личностные качества руководителя школы
Какимикачествами должен обладать директор школы вообще? Рассмотрим их. Это:
1. политическаязрелость,
2. любовьк детям и к работе с детьми,
3. чувстводолга и ответственности,
4. дисциплинированность,трудолюбие, работоспособность и физическая выносливость,
5. чувствонового и интерес к нему,
6. энергичность,настойчивость, решительность, целеустремленность,
7. сообразительность,быстрая ориентация, предвидение возможных реакций учеников, педагогов,прогнозирование дальнейшего поведения членов педагогического коллектива,
8. спокойствиеи выдержка, тактичность, умение работать с людьми,
9. приветливость,устойчивость настроения, мажорный тон, оптимизм,
10. разносторонность,общая высокая культура, приятные манеры, культура речи, логичность мысли,умение распределять внимание,
11. собственныйстиль руководства.
Обычно,директорами школы назначают женщин. Это связано с тем, что изначально в учителяидут женщины в связи с невысокой заработной платой. Да и коллектив в школах обычносугубо женский. А в таком коллективе обычно бывают ссоры, сплетни, зато небывает служебных романов. Директор школы в таком коллективе должен обладатьтакими качествами, как справедливость и внимательность, чтобы вовремя заметитьнамечающиеся конфликты и попытаться их избежать.
2.4Имидж директора школы
Эффективное управление школой, как специфического социальногосоциума, немыслимо без привлекательного облика того, кто по должностномуположению этим занимается. Руководитель школы является публичным деятелем, таккак в своей работе он постоянно вступает в общение с четырьмя социальнымигруппами: учащимися, педагогами, техническим персоналом и родителями. Кромеэтого, ему необходимо поддерживать связь с общественностью своего региона.
Исходя из столь обширного и неординарного социальногоплацдарма, на котором работает директор школы, ему необходимо быть обаятельнойи авторитетной личностью. Обладание названными характеристиками и их нравственно-профессиональнаявесомость имеет важное значение для утверждения общественного статуса директорашколы. Общеизвестно, что без должного социального признания руководитель школыне может возглавлять образовательное учреждение. Таково одно из существенныхотличий определения профессиональной пригодности руководителя школы какуправленца.
Понимая это, многие руководители школ настоятельнее проявляютинтерес к своему имиджу, как личностному инструментарию, с помощью которого онимогут утвердиться в социальной среде, формировать доверительные отношения сдетьми, родителями и работающим в школе персоналом. В конечном итоге, обрестипрофессиональную репутацию и личный авторитет.
Современный директор школы — это профессионал, эрудит,добросовестный работник. Однако, общаются с директором школы педагоги восновном по необходимости. Риторическим искусством значительное большинстворуководителей школ не владеет. Тревожно то, что 50% педагогов не имеют желаниясоветоваться с руководителем по вопросам, не связанным с работой. Что свидетельствуето преобладании в педагогических коллективах формальных отношений сруководителями школ. Как отмечалось выше, преобладание формальных отношений вшкольном коллективе противоестественно природе этого социума и егопредназначению.
Современный руководитель образования должен уметь располагатьк себе людей, правильно определять цели, находить пути их достижения. В этойсвязи актуализируется значение профессиональной подготовки директоров школ какуправленцев, владеющих в обязательном порядке набором человековедческихтехнологий и обладающих выразительным персональным имиджем.
Обаятельный личный имидж руководителя имеет особое значение вформате образовательного учреждения. Директор школ – это «Светило» для педагогови учащихся, «Личность», обладающая неординарной человеческой притягательностью.Директор школ должен уметь «светиться» людям доброжелательностью, вызыватьдоверие и заряжать педагогов и учащихся оптимизмом, быть примером соблюденияздорового образа жизни.
В нашей жизни имеется немало примеров таких руководителейшкол. Например, такой личностью является Иванова И.И. – директор «Специальной(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида». Будучи впреклонном возрасте, она являет собой облик эстетически привлекательногоруководителя и блестящего профессионального управленца. Она всегда строго и совкусом одета — строгий синий костюм с пепельной белой блузой и кружевнымиманжетами. А также отличается такими качествами, присущими не каждомуруководителю – справедливостью, стремлением к саморазвитию, оптимизмом,строгостью, но, в то же время, отличным чувством юмора. Дети и сотрудники школылюбят своего руководителя и относятся к ней с уважением.
2.5Анализ деятельности директора в школе
Директор«Специальной(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида» предложиласистему дополнительного образования в школе. В школе были открыты более 10наименований кружков, секций, факультативов, в которых были представлены самыеразнообразные виды деятельности. Появились новые виды деятельностидополнительного образования:
1. Бисероплетение;
2. Папье-маше;
3. Мягкаяигрушка;
4. Резьбапо дереву;
5. Рисование;
6. Ритмика;
7. Музыка;
8. Баскетбол;
9. Футбол;
10. ЛФК(лечебно-физическая культура).
Занятияпроводятся во второй половине дня. В различных формах организации дополнительногообразования заняты все учащиеся, многие посещают несколько кружков.
Однойиз важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья настарте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебнойдеятельности. Поэтому важной составляющей работы центра дополнительногообразования является создание здоровьесберегающих условий организацииобразовательного процесса.
Всвязи с этим директором школы решаются задачи:
1.Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципамигуманистического образования.
2.Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровойжизнедеятельности.
3.Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.
4.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
5.Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культурыздоровья.
Вшколе уроки строятся с соблюдением:
1.Строгойдозировки учебной нагрузки;
2.Построениеурока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3.Соблюдением гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловойрежим, хорошая освещенность, чистота);
4.Благоприятного эмоционального настроя.
Содержаниепедагогического (образовательного) процесса фиксируется в конкретной программе:программе базового образования или программе дополнительного образования. И те,и другие имеют общие для программ требования и компоненты, но программыдополнительного образования имеют специфические особенности, поскольку вобразовательный процесс учреждения дополнительного образования входит иобучение и воспитание. Современная программа дополнительного образования,реализующаяся в школе полного дня, в силу своей специфики должна отражать весьучебно-воспитательный процесс и оздоровительный процесс в целом. Программа утверждаетсядиректором школы за подписью и печатью.
Такимобразом, школа, работая в режиме полного дня, получила высокую оценку уродителей. Родителями был также отмечен широкий выбор кружков и студий, секцийспортивного направления и дополнительных предметных занятий по интересамучащихся.
Такимобразом, образовательный процесс, организованный в системе дополнительногообразования детей в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернатаVIII вида» отвечает следующим требованиям:
/> имеетразвивающий характер, направлен на развитие природных задатков школьников,реализацию их интересов;
/> являетсяразнообразным как по форме – групповые и индивидуальные, теоретические ипрактические, исполнительские и творческие занятия, так и по содержанию, тоесть способствуют развитию общих и специальных способностей детей;
/> основываютсяна многообразии дополнительных образовательных программ;
/> базируютсяна развивающих методах обучения детей.
Работатаких секций дополнительного образования как футбол, баскетбол, ЛФК (подруководством педагогов Беленкова Н.А. и Собачкина В.Е.) сами по себе работаютна сохранение и укрепление здоровья детей и формирования здорового образажизни.
Занятияаэробикой, художественной гимнастикой являются важными еще и тем, что, здесьвозможны занятия сразу для всей семьи, что, помимо собственно «соматического»эффекта, несет в себе и огромный психологический и педагогический потенциал.
Основнымисодержательными линями программы музыки, ритмики являются: обогащение опытаэмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладениеспособами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащениеопыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Приорганизации дополнительного образования со здоровьесберегающими технологиями в «Специальной(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида» создается целостнаясистема с использованием культурологического подхода позволяющего объединитьдополнительное образования гуманитарное и естественнонаучное знания,предоставить возможность восприятия мира и в полной мере реализовывать идеигуманизации и гуманитаризации образования здоровой личности.
Всеэти плюсы говорят о положительной работе директора «Специальной(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида», о егостремлении принести пользу обществу и детям, а также о том, что директор школыхороший руководитель. И данный руководитель пошел в школу именно по призванию.
2.6Рекомендации по совершенствованию работы директора школы
Итак,как мы выяснили, работа директора школы является добросовестной и качественной.Имидж директора школы на высоком уровне. Директор данной школы являетсяпозитивным и справедливым человеком. Отношения между персоналом являютсяпрактически бесконфликтными, а то во многом заслуга директора школы. Именно онавыбирает персонал, а также не создает ситуаций для конфликтов (справедливость враспределении премий, дополнительных уроков и пр.).
Намой взгляд, в данной школе можно было бы ввести еще несколько кружков, такихкак:
1. Бадминтон;
2. Гитара;
3. Макияждля девушек;
4. Хозяюшкаи домоводство;
5. Аэробика;
6. Художественнаягимнастика;
7. Этикет;
8. ЦифроваяФотостудия;
9. Плавание;
10. Компьютерныекурсы;
11. Урокишитья.
Поокончанию некоторых курсов (например, компьютерных или кройки и шитья)воспитанникам данной школы следует выдавать свидетельства о прохождении данныхкурсов. Возможно, в будущем им это пригодиться в работе или получениипрофессии.
Длятого, чтобы все это осуществить, директор школы должна запастись терпением ирешительностью, чтобы получить разрешение на введение этих кружков увышестоящего начальства.
Такжев школе необходимо сделать ремонт некоторых помещений, а также построитьбассейн. А это требует дополнительных вложений, и опять же решительного настроядобиться всего этого, чтобы воспитанники данной школы не чувствовали себяущемленными в силу своих ограниченных возможностей.
руководитель женщина школа

Заключение
Изучениеличности работника в организации, в частности роли женщины-руководителя, анализвлияние руководителя на социально-психологическую структуру и развитиеколлектива является одним из наиболее важных факторов в вопросах повышенияэффективности работы коллектива.
Руководительдолжен заботиться о продвижении сотрудников любого пола. А женщине в качестверуководителя можно отдать в некоторых случаях (в зависимости от условий труда,характера работы и т.д.) предпочтение, т.к. она более глубоко чувствуетотношения в коллективе, интуитивно оценивает поведение других людей, болеечутко реагирует на нюансы взаимоотношений между людьми и по отношению к себе.
Привыдвижении женщины на должность руководителя очень важно признание ееравноправия, равенства ее возможностей и способностей в управлении коллективом.В таких случаях для сохранения паритета наиболее ценных качеств мужчин- иженщин-руководителей рекомендуется в качестве заместителя или помощниканазначать мужчину.
Еслиженщина-руководитель сумеет сочетать качества настоящего лидера (сильныйхарактер, профессионализм, инициатива, умение рисковать) с традиционно женскимиценностями, такими как чуткость, гуманность, гибкость, хитрость, практичность ит.д., то она может стать идеальным руководителем.
Наукойне достаточно изучается проблема изучения факторов, создающих условия длявыдвижения женщины на пост руководителя. Учитывается, как правило, толькопроизводственная сторона, и, к сожалению, мало социологических исследованийпосвященных влиянию семьи на производство. Другое препятствие в выдвиженииженщины на пост руководителя – стойкое убеждение мужчин в том, что женщинадолжна заниматься больше домом и детьми. Не совсем верна и другая точка зрения,что женщина может быть руководителем только на традиционно женских должностяхпод началом мужчины.
Мужскоеотношение к женщине, бытующее в конкретной управленческой среде, и взглядыженщин на профессию руководителя с учетом различных обстоятельств, сказываетсяна системе выдвижения и работе с кадровым резервом.
Вопросбыть или не быть руководителем должен решать каждый сам, но при этом мужчины иженщины должны иметь равные возможности через построение системы подготовкивыдвижения кадров.
Напримере деятельности директора «Специальной (коррекционной) общеобразовательнойшколы-интерната VIII вида», мы выяснили, что женщина-руководитель можетпрекрасно руководить организацией, быть лидером, обладать безупречным имиджем,а также более чутко, чем мужчина-директор чувствовать проблемы воспитанников иподчиненных, тем самым более умело управлять людьми.

Списокиспользуемой литературы
1. БарышеваА. Что бы у фирмы было «завтра»//Управление персоналом.-2000-№5.
2. БелядскийН.П. интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие/Н.П.Беляцкий.-Минск: Новое знание.-2001.
3. КарезинВ. Самый главный экзамен// Управление персоналом.-2000.-№5.
4. ТравинВ.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-прак.пособие.-2-еизд.-М.: Дело,2000.
5. КотоваИ. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов-на-Дону, 2000.
6. ПидкасистыйП.И. Педагогика: Учебное пособие -5 изд. и допол. — М.: Педагогическое обществоРоссии, 2003 г.
7. ПодласыйИ.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов – М.: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 2002.
8. СластенинВ.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для пед. вузов — Издание4. – М. Просвещение, 2005 г.
9. СергеевИ.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2004.
10. СмирновС.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: «Академия»,2000.
11. ХарламовИ Ф Педагогика: Учебное пособие — Издание 4. – М.: Просвещение, 2006 г.
12. ЕмельяноваС. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директоршколы. – 2004. — №4.
13. ВорошиловВ. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. – 2004.- №7.
14. МосквинаН.Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя: Исследование//Педагогика. – 2005. — №8, нояб.
15. АронсонЭ., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
16. БалибаловаД. И. Женщина в условиях перехода к рыночной экономике. Феми¬низм и российскаякультура. – СПб.: Питер, 2002.
17. БелинскаяЕ.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс,2001.
18. БерезовчукЛ. У феминизма не женское лицо. // Октябрь. – 2002. – №1.
19. ГришинаН.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
20. КириленкоО. Политика, социальное развитие и женщина. // Персонал. – 2001. – №3.
21. КисилеваТ.Г. Социальный образ женщины в культурах мира. // Общественные науки исовременность. – 2003. – №3.
22. КуликоваЛ.Г. Профессиональная деятельность как путь личностного совершенствованиясовременной женщины. // Актуальные проблемы современной науки. – 2004. – № 6.
23. СвенцицкийА.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2004.
24. ЧириковаА. Женщина – менеджер в современном бизнесе. Гендерный калейдоскоп. – М.:Академия, 2001.
25. Основытеории экономического управления предприятие», С.А. Жданов. – М.: Финпресс, 2000 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.