Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание привычек нравственного поведения у детей в средней группе

--PAGE_BREAK--Таким образом, в центре внимания проблемы морального развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию поступков нравственного поведения у детей.
Сегодня достоверно известно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [12; 63].
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком [18; 463].
Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания — активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:
жизненная ситуация ® переживание ® осмысление ситуации и мотивов ® выбор и принятие решения ® стимул ® поступок.
Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.
Начальный уровень, практически внутренне бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от неосознанных импульсов и внешних воздействий. Постепенно, через эмоциональную подсознательную сферу психики, формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает возможность некоторого самоконтроля над поведением благодаря привычкам, укреплению привычных действий. На базе привычного поведения, под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у ребенка развивается нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собою психические преобразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляется ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях. Для детей постоянно такие ситуации возникают в процессе жизни.
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Воспитатель сводит до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят и внешним миром и между собой порождает напряженность переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших дошкольников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании.
Воспитатели, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, выделяют три основных варианта воспитательного воздействия:
1. дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;
2. дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.
3. дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.
В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.
Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.
Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.
Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.
Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей [27; 253].
Средний дошкольный возраст является начальным и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных привычек.
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что проблема воспитания привычек нравственного поведения у детей 4-летнего возраста не нова и в этой области сделано немало открытий. Тем не менее, проблема эта усложняется и приобретает особую актуальность в связи с возникшими в последние полтора десятилетия в нашем обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей), которые ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
По этой причине сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.
Таким образом, процесс нравственного воспитания имеет в настоящее свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, педагог детского сада в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения.

2 Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста 2.1 Средний дошкольный возраст как наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу и т.д.
На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения к труду. Первые проявления этих чувств ещё очень наивны: чувство интернационализма, например, сначала выражается в форме симпатии к людям других национальностей. Формирование нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым.
Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.
Нравственное поведение – это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении. Привычка нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье, в детском саду будут предъявляться ребёнку постоянно. Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.
Поскольку нравственное воспитание ведётся с расчётом на будущее, с расчётом на того человека, которым ребёнок станет, повзрослев, надо уметь видеть за малым большое, уметь различать перспективу. Поэтому необходимо обратиться к вопросу, что мы понимаем под словами «честность», «правдивость»? Честность и правдивость являются для маленького ребёнка как бы «врождёнными». В возрасте 3-4 лет в силу своей непосредственности он не умеет ни скрывать свои чувства, ни утаивать возникшие мысли. Поэтому главная задача взрослых – развить это качество, постепенно переводя его, конечно, в более взрослые рамки.
Также этот возраст характеризуется тем, что в этот период происходит развитие моральных эмоций и формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Ребёнок усваивает определённую систему нравственных норм и правил поведения в обществе.
Авдулова Т.П. выделяет в сфере нравственного развития в дошкольном возрасте 3 составляющие: 1. нравственное сознание (оценка, суждение); 2. нравственное поведение (добровольное следование нормам в отсутствии внешнего контроля); 3. нравственное переживание (стыд, сопереживание) [2].
В дошкольном возрасте развитие нравственных оценок по-прежнему неразрывно связано с оценками взрослого.
Влияние взрослого на ребёнка осуществляется главным образом в процессе деятельности, в деятельности значения приобретают личностный смысл. В процессе нравственного развития нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения. Когда ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему, появляется нравственная мотивация поведения, нравственность «интериорицируется».
Решающее значение для формирования нравственного сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного поведения, соподчинение мотивов. Способность действовать по социально-принятому намерению, является основополагающей для нравственного поступка. Так как дошкольный возраст – это возраст существенного изменения человека во всех отношениях, то в связи с этим многие авторы по-разному относятся к этому периоду, как к периоду становления нравственной основы личности. В этом периоде они выделяют несколько этапов, которые характеризуются каждый по-своему. Лебедев в этом периоде выделяет несколько стадий, по которым осуществляется становление нравственной основы личности. Во-первых, это вненравственный период, т.к. в 3-4 года дитя не есть нравственное существо. Здесь ребёнок только приобретает разные привычки, приучается к исполнению приказаний. Во-вторых, это донравственный период, который характеризуется развитием у детей симпатических чувствований.
Развитие симпатии совершается сначала в пределах семьи, тех лиц и отношений, которые встречаются в семье, а затем, с течением времени, с возрастом ребёнка, симпатия переходит границы семьи. В донравственном периоде Лебедев выделяет также такое явления как выполнение маленьких обязанностей, т.е. приучение детей к соблюдению определённого порядка в их жизни и деятельности. В семье детей приучают вставать вовремя, вести себя надлежащим образом, приучают детей к сдержанности и т.д. Это выполнение маленьких обязанностей может прямо побуждать детей к борьбе со своими недостатками. Таким образом, вненравственный и донравственный периоды являются зачатками в становлении нравственной личности. Лихачёв в своей философии воспитания даёт иное развитие нравственных основ личности в дошкольном возрасте. Так, он выделяет 3 периода: Первый период характеризуется господством естественного эгоизма. Ребёнок рождается не нравственным существом (это сближает его с Лебедевым) и некоторое время ребёнок находится по ту строну добра и зла. Это период постепенного накопления опыта социальных отношений. Здесь происходит подготовка сознания к восприятию и усвоению норм, требований морали, перехода от внеморальности в мир осуществлённой морали. В обыденном воспитании естественный эгоизм ребёнка вызывал стихийную реакцию взрослого: систему запретительных воздействий и наказаний. Педагогическим фундаментом этого является авторитет воспитателя, любовь, интерес уважение к нему со стороны детей. Второй период — это социализация ребёнка, его нравственное воспитание, введение в систему норм общественной морали. Они поддерживаются силой общественного мнения [9].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Здесь наступает прозрение, что аморальные поступки осудит общественное мнение, а противоправные покарает закон. Система общественного нравственного воспитания представляет собой свободно-принудительное приобщение детей к общественным нормам отношений, обеспечивающим цивилизованное удовлетворение потребностей. Традиционными путями и способами нравственного воспитания стали методы формирования нравственного сознания. С их помощью детей знакомят с нравственными нормами и какое значение представляют они для общества. Третий период — есть период свободного интеллектуально-нравственного саморазвития.
Это та стадия, на которой человек способен духовно автономизироваться на основе внутренне-принятых общественно ценных идеалов и принципов, в нём образуется собственное нравственное начало как высший закон повседневного поведения и деятельности. Человек становится принципиальной, критически мыслящий, ответственной, внутренне раскрепощённой личностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в среднем дошкольном возрасте, включенных в программы детского сада.
2.2 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации Несмотря на разнообразие альтернативных программ, большинство детских садов до сих пор пользуется базисной типовой программой детского сада. Нравственное воспитание входит в число основных задач данной программы, хотя занимает в ней далеко не ведущее место и по своей детализации уступает задачам умственного и познавательного развития.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.
Методы реализации этих задач в типовой программе ограничены двумя направлениями: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок.
К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:
1. Воспитание нравственных привычек;
2. Пример взрослого или других детей;
3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
4. Организация совместной деятельности;
5. Совместная игра.
Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.
Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят: беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний.
Итак, главный акцент в этой программе делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.
Хотя в задачах и провозглашается развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), либо на формирование представлений, оценок и суждений.
Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования. Можно отметить наиболее популярные программы, утвержденные Министерством образования РФ: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки». Анализируя их, уделим особое внимание направленности той или иной программы на нравственное воспитание ребенка, попытаемся, прежде всего, очертить цели и задачи, связанные с нравственным воспитанием детей, и те методы их решения, которые предлагают авторы.
В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками [32]. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей. Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.
Авторами программы не ставятся специальные задачи нравственного воспитания детей по причине того, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой» [32; 7]. Несмотря на это, в программе заложены предпосылки развития нравственных отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно.
Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга»[33]. Это комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).
Однако программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех целей и задач, которые в ней поставлены, нет описания конкретных педагогических методов и приемов их достижения.
В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [7].
В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать–Познавать–Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».
Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.
Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.
Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре [10]. Данная программа, в отличие от многих других, направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.
Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:
-                   рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
-                   чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
-                   игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
-                   положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.
Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности.
Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.
Итак, можно отметить, что в рассмотренных программах наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе. Несмотря на то, что главной задачей воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой – правильных оценок и моральных суждений. Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития. Однако это не так.
Формирование коммуникативных навыков и «нравственных привычек» предполагает автоматическое воспроизведение правила или образца поведения в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражанием модели (образцу), а с другой – через поощрение правильных и осуждение неправильных действий (т.е. научение). В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия. По-видимому, для морального развития такое различение необходимо.
Другой метод воспитания – формирование моральных оценок и суждений: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Этот метод предполагает допущение, что морально-нравственные представления перерастают в мотивы собственных действий ребенка и становятся залогом и источником его альтруистического поведения. Данный метод является наиболее понятным и привлекательным с педагогической точки зрения, поскольку он предполагает традиционные и доступные педагогические средства: «объяснение», чтение литературы, приведение положительных примеров и пр. По-видимому, в силу этого данная стратегия остается наиболее распространенной. Общепринятым и очевидным является представление о том, что для формирования морального поведения необходимым условием является осознание моральных норм.
Итак, в результате рассмотрения существующих методов воспитания привычек нравственного поведения мы видим, что эти методы довольно однообразны и недостаточно конкретны.
2.3 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и на­блюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выпол­нению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверст­никами, бережного отношения к игрушкам и вещам, находя­щимся в общем пользовании.
Воспитательные воздействия пе­дагогов и родителей на малышей должны быть едиными, по­стоянными и последовательными. Очень важен наглядный по­каз и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональ­ную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие дру­гие, базирующиеся на ее основе, чувства — жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость [28; 4].
При воспитании детей среднего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы   действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста уже способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только перед едой и после туалета, но и после ухода за животными, растениями, уборки групповой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых. Ребята бережно относятся к при­роде, не только аккуратно пользуются игрушками, вещами, но и чинят их, приводят в порядок.
В возрасте 4-5 лет навыки нравственного поведения детей по­степенно переходят в привычку, становятся естественной по­требностью, потому что дети овладели элементарными пред­ставлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравст­венных поступках. Педагог, например, не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке [28; 5].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обя­зательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение ре­продукций картин, рисунков, художественных фотографий.
Эти приемы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмо­циональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения.
Таким образом, для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.
2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организует выставки работ.
3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений:
-                   направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);
-                   направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);
-                   направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были – вам не скажем, а что делали — покажем»);
-                   направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);
-                   направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают») и др.
4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Остановимся на соблюдении некоторых важных условий, способствующих наиболее эффективному усвоению норм нравственности и формированию привычек нравственного поведения у дошкольников средней группы.
Крайне важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, необходимо снова вернуться к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для воспитания привычек нравственного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек. Всю эту работу по формированию у дошкольников средней группы привычек нравственного поведения необходимо проводить вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры можно порекомендовать использование следующих методов:
¾              общие и групповые родительские собрания;
¾              консультации;
¾              посещения педагогом семей своих воспитанников;
¾              дни открытых дверей;
¾              папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.
Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью словарной работы.
Воспитание культуры поведения, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Здесь необходимо помнить про единство следующих принципов обучения и этикета:
¾              принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
¾              принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения дошкольников в средней группе, необходимо эту работу планировать.
Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален, составлен с учётом тех условий, материальной базы, которые существуют в детском саду.
Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и.т.д. Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. Однако формирование навыков поведения (вежливого и заботливого отношения к окружающим людям, аккуратного и бережного отношения к вещам, культурно-гигиенических навыков) требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирования, т.к. формирование навыков – процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий. В овладении навыками культурного поведения дети проявляют значительные индивидуальные различия, поэтому в плане предусматривается и индивидуальная работа с ними [12; 54].
Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличи­вается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окру­жении, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое зна­чение.
Сочетание руководства практической повседневной само­стоятельной деятельностью детей в детском саду и дома с при­влечением, их внимания к труду взрослых, общественному зна­чению этого труда содействует успешному решению задач вос­питания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, в частности, ор­ганизации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется эгоизм детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы этого не произошло, нужно научить де­тей видеть, понимать и оценивать (в соответствии с возрастом) труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хоро­шее средство для этого — правильное отображение таких дей­ствий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить в течение года специально воспита­нию уважения к окружающим взрослым
В случае, когда нужно обеспечить более углубленную работу по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей, используют систематические занятия по культуре, которые включаются в познавательный раздел. Таким образом, раз в 2-3 недели в средней группе ДОУ проводят такие занятия, соответственно в плане прописывают тему и программное содержание. Важной формой работы являются беседы, где в плане указывается название и основные вопросы к детям. Так же самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность». Здесь непосредственно планируются цели таких форм: игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, рассматривание картин и иллюстраций, ситуации, моделирование, дискуссии, наблюдения, служба спасения, поручения, задания, изготовление поделок, работ, чтение художественной литературы, прослушивание аудио и видео записей и другие формы работы с детьми.
Нужно отметить, что и самостоятельная деятельность детей должна носить целенаправленный характер и планироваться в соответствующем разделе. Нельзя обойти такую форму организации как праздники и развлечения в детском саду, куда так же можно включать введение специализированных дней («день здоровья», «день вежливости», «день добрых дел» и др.). Как уже было отмечено выше, воспитание должно осуществляется в единстве с семьёй, поэтому планируется и проводится работа с родителями по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей. Работа с родителями включает такие формы, как консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек, статей на определённую тематику, открытые занятия, конкурсы, вечера вопросов и ответов.
Составление примерного планирования работы по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию в средней группе ДОУ целесообразно составлять на год. Удобнее всего осуществлять планирование по блокам: занятия, беседы, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, праздники и развлечения, работа с родителями. Это позволит проследить системность и последовательность целей и задач. Здесь же необходимо указывать формы работы.
Такой план можно использовать гибко, т.е. его можно изменить и варьировать в соответствии с предоставленными условиями. Главное условие, все же – это творчество педагога, создание для детей нравственной среды, которая влияет на формирование привычек нравственного поведения в обществе.
Таким образом, планирование является важнейшим условием формирования культуры поведения и нравственного воспитания, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа.
Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я.Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».

3 Диагностика уровня сформированности некоторых привычек нравственного поведения Для того чтобы составить программу нравственного воспитания детей средней группы, необходимо провести диагностику уровня сформированности привычек нравственного поведения.
В нашем исследовании приняли участие 10 детей второй средней группы ДОУ № 31 г. Сызрани (5 девочек и 5 мальчиков), возраст выбранных испытуемых – от 4 лет 7 мес. до 5 лет 1 мес.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.