Реферат по предмету "Педагогика"


Анализ ценностных ориентаций молодежи

Содержание
Введение
1.Ценности современной молодежи
2.Роль образования в формировании ценностных ориентаций молодежи
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Молодежная проблематика является одной из наиболеедискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современногообщества.
Современная ситуация в российском обществехарактеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума,когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще несформировались.
Отсутствие идеалов и целей в жизни отрицательносказывается на становлении молодежи, которая всегда критически относится кразличного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другойстороны — для нее обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем,чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессиональногостановления и гражданственности.
Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена,прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостьюсохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения.
К важным и актуальным особенностям возрастной когортыроссийской молодежи можно также отнести усложнение процессов формированиясистемы ценностей, связанное с системным кризисом, перехода к рыночнымотношениям. Такого рода кризис затрудняет воспроизводство существующихобщественных структур, норм, традиций, а также формирование и развитие обществав целом. Новая общественная среда требует от каждого индивида нового уровнясознания, иных моделей поведения.
Одним из основных институтов социализации в молодомвозрасте является образование. Общеобразовательная и высшая школа формируютнравственные качества человека через образовательную, научную и досуговуюдеятельность, которые впоследствии способствуют закреплению его ценностныхориентаций и активной жизненной позиции.
Таким образом, проблема ценностных ориентаций молодежи всовременном обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной.
Цель работы выявить особенности ценностных ориентациймолодежи.
Работа состоит из введения, основной части, заключения исписка использованной литературы. Общий объем работы 13 страниц.

1. Ценности современной молодежи
Ценностные ориентации рассматриваются как смыслообразующаяоснова человеческой жизни, обозначающаю для личности все то, что затрагивает еекак субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу,т.е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности [4].
В процессе трансформации российского общества в 1990-хгодах понятие воспитания почти исчезло из сферы отечественного образования имолодежной политики, из деятельности СМИ. Стала предаваться забвениюпроверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становлениячеловека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Но оченьскоро выяснилось, что эти направления в работе с молодежью не могутигнорироваться. Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI века? Какиежизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какиеобразцы они ориентируются?
Исследования показали, что главными жизненными ценностямимолодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа,деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее времявозрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера [11].
Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи впоследние 30-40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касаетсязначимости труда. В советское время, в 1960-е — первой половине 1970-х гг.,ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирало неменее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, вчастности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественнойзначимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчезобраз честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегосячеловека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена«героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты,астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.).
Неблагоприятным фактором в современной ценностнойструктуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами.Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки»,то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюри манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на несколькихработах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь этопрекрасно фиксируют.
Система ценностей человека является «фундаментом» егоотношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социальнообусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных идуховных общественных благ. Системообразующим фактором работы с молодежьювидится, прежде всего, духовно-нравственное воспитание современного молодогочеловека. Без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности и групп,общества просто невозможно. Отказаться от этого опыта тысячелетий было бы, поменьшей мере, легкомысленно.
Академик Д.С.Лихачев в интервью, данном им незадолго досмерти говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том,что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «вобразовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодоепоколение от бездуховности и морального падения» [10]. Речь идет о созданииединого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно,что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов поработе с молодежью.
Не так давно появилась специализация «Социальная работа смолодежью» во многих ВУЗах страны на факультете социологии для подготовкиспециалистов по работе с молодежью — тех молодых людей, которые будут работать,взаимодействовать, вступать в диалог со сверстниками — студентами, рабочими,служащими, представителями официальных и неофициальных организаций, ибосистемность подразумевает охват всех групп молодежи.
2. Роль образования в формировании ценностных ориентациймолодежи
Особенности ценностных ориентаций молодежи определяютсявлиянием следующих факторов: возрастно-демографический;амбивалентно-транзитивный; дивиантно-деликвитный; образовательный [4].
Возрастно-демографический фактор формирования ценностныхориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом ив известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороныобщества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственностьи еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм. Позитивным моментомвозрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностныхориентаций молодежи, можно считать то, что сознание молодого человека широкооткрыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «егодуши еще много свободного места».
Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно-переходнымхарактером молодежи, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущейпрофессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности ещепредстоит реализоваться практически.
Девиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальныеформы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация,кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов,мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социальногоокружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать,а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать различныепатологические формы отклоняющегося поведения, как: алкоголизм, наркомания,суицидальный синдром и т.д.
Образовательный фактор является, пожалуй, самымпозитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в котороепомимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарногообразования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностныхориентаций молодежи [2].
В недавнем прошлом успех />воспитанияоценивался по тому, насколько удалось старшему поколению передать детямнакопленный опыт, знания и ценности, но сегодня этого явно недостаточно, таккак детям предстоит жить в мире, существенно отличном от мира их />родителей.Необходимо не только передать молодым опыт, но воспитать в нихсамостоятельность, инициативу, профессионализм и социальную ответственность, т.е. те качества, которых так не хватает предшествующим поколениям [7]. Сегодняприходит понимание того, что молодежь не только объект />воспитания,но и субъект социального действия, что требует принципиально иного типасоциальной политики, одним из мест реализации которой становятся учебныезаведения.
Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспеченияблагосостояния людей, нужно стимулировать (материально и морально)интеллектуальное развитие человека, создавать условия в социуме длявостребованности образованных, талантливых людей. Отвечая потребностямизменившегося российского общества, новая парадигма образования должна быть нена словах, а на деле ориентирована на человека. Для этого необходимо, особеннопри формировании новых структур, изучать ценностные ориентации индивидов,являющихся потенциальными ее объектами воздействия. Кроме того, влияниеморальных факторов на развитие общества, как отмечают многие российские ученые,стало ощущаться сейчас намного сильнее, чем раньше. Проблемы ценностныхориентации личности связаны с динамикой их приоритетов в процессе развитияобщества.
Ценностная пустота, возникшая вследствие крушения прежнихидеалов и отсутствия новых, не могла не привести к дезориентации современноймолодежи в отношении образования, с одной стороны. С другой стороны, пониманиефакта отсутствия идеалов и ценностных ориентиров, а также увеличение открытостии объема информации заставляют молодежь стремиться заполнить пустоту новымиценностными ориентациями.
Российское образование как один из социокультурных идуховных феноменов вступило в новый этап своего развития, связанный с переменойменталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только уподрастающего, но и старшего поколения. Они являются той основой, опираясь накоторые, можно строить нормальные межличностные отношения, отношения внутригосударства, с миром в целом.
Повышение качества образования является одной изактуальных задач педагогической науки и практики. Качество образованияскладывается из качества обучения и качества воспитания. Обучение попрофессиональным образовательным программам, участие в научно-исследовательскойи творческо-исполнительской деятельности вуза искусств и культуры тесно связанос формирование духовно-нравственных начал личности [10].
Воспитание в современном российском обществе реализуетсяв условиях социально-экономического и политического реформирования, что вызвалонаряду с позитивными изменениями и целый ряд серьезных проблем и противоречий.Это в первую очередь негативно сказалось на российской семье. Произошли резкаядифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Многие семьи не сумелиприспособиться к новым условиям, сформировать «защитные» механизмы. Углубляетсядезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормыи традиции семейного уклада. Усилились конфликтность отношений между супругами,родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие правовой,моральной, экономической незащищенности [7]. Все это обусловило резкое снижениевоспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие,бедность семей высокий уровень занятости родителей или безработица,криминализация российского общества, неблагоприятная психологическая атмосферапагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие.
В результате развития средств массовой информации икоммуникации, введения запрета на цензуру резко расширилось и преобразилосьинформационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. Существеннорасширился доступ детей к информации и материалам, распространяемым черезпрессу, телевидение, радио, компьютерные, информационные сети. Это очень даженеплохо, однако в этих условиях духовное и психическое развитие детей существеннодеформируется неблагополучной информацией. Но самое негативное, что произошло впервые годы независимой России — это посылка о том, что в школе не надовоспитывать, надо только обучать, что воспитание — это насилие над личностью.То есть фактически было устранено воспитание как задача образования.
Ослабление воспитательных функций образовательныхучреждений оказало негативное влияние на состояние коллективов обучающихся, ихроль в управлении делами учебных заведений, самоуправлении, что в свою очередьотрицательно сказалось на формировании социального опыта подрастающегопоколения. Все это в целом привело к ломке и разрушению системы ценностей,соответственно, к небывалому духовному кризису [5]. В этих условиях очевиднанеобходимость выбора новых подходов к определению приоритетов иосновополагающих принципов воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос осочетании стратегии и тактики в развитии воспитания, созданию динамическихсовременных методик воспитательной работы с учетом целей и задач образовательныхучреждений различных типов и видов.
Общеобразовательные учреждения являются центральнымзвеном всей системы образования, фундаментальной мировоззренческой базойвоспитания и развития детей. Выявим основные направления и условия развитиявоспитания в общеобразовательных учреждениях [4]:
— формирование воспитательной системы, включающей в себяцелостный учебно-воспитательной процесс (обеспечение единства его важнейшихсоставляющих — воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала обучения).Нужно осознать, что воспитание по сути «вплетено» в весь процесс передачисодержания образования. В определенной степени воспитательные аспекты отраженыв учебниках, учебных пособиях, книгах для самостоятельного чтения учащихся.Однако главные акценты расставляет сам учитель. От его интеллектуального иэмоционального потенциала зависят и интерес к предмету и воспитывающее влияниена личность ученика;
— усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин,включение в их содержание обществоведческих материалов, помогающих учащимсяпонять себя, мотивы своего поведения, проектировать свою жизнь;
— достижение возможной индивидуализации содержания,методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразияучебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы,развивающей творческие интересы и способности личности; планомерное исбалансированное включение в общее содержание образования регионального иэтнокультурного компонентов;
— эстетизация образовательного учреждения,жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественнойдеятельности (театр, рисование, пение, танец), различной клубной и досуговойдеятельности;
— создание условий для участия семей в воспитательномпроцессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителейк участию в управлении общеобразовательным учреждением.
Одной из примечательных характеристик общего образованиястала его вариативность: стабильно растет число новых видов образовательныхучреждений — лицеев, гимназий и образовательных центров, которые позволяютлучше учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрятьличностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. Существеннообогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии,технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасностижизнедеятельности. Складывающаяся вариативность обеспечивается многообразиемучебной литературы. Если в советской школе использовалось около 130 наименованийучебников, то на сегодня школьных учебников выпущено более 1000 наименованийтолько по федеральному компоненту. Внедрены государственные образовательныестандарты образования с учетом принципов автономии учебных заведений вразработке и реализации образовательных программ [8].
Значительные возможности для современного решения задачвоспитания предоставляет система дополнительного образования детей,ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительныхобразовательных программ. Сегодня школа и учреждения дополнительногообразования — партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четкообозначенными специфическими задачами в воспитании детей [10].
Кардинальные изменения произошли и в высшем образовании.
Во-первых, здесь введена многоуровневая системаподготовки специалистов, которую сегодня успешно реализуют 165 вузов.
Во-вторых, усилилась фундаментализация содержанияпрограмм высшего образования, что повлекло за собой существенное сокращениеноменклатуры специальностей, а также стало основой для преобразованияинститутов в университеты.
В-третьих, по объему и широте дисциплинсоциально-экономического цикла образовательно-профессиональные программыроссийского высшего образования без преувеличения теперь можно отнести к одним излучших в мире. Студенты ВУЗов, обучаясь таким предметам как история, философия,социология, история искусств, религиоведение, уже в процессе образованиясталкивается с философскими идеями, вокруг которых, как известно, вращаетсямир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей,с социологическими принципами и законами, на которых основана социальныестабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мировогоискусства и т.д. [6].
Творческое мышление в вузовском обучении — первейшаясовременная задача. В молодые годы вероятность получения наиболее значимыхнаучных результатов принципиальной новизны и фундаментального характераоказывается максимальной.
Для того чтобы наука и образование не утратили своегоположения в обществе и развивались, необходимо привлекать молодое поколение. Иглавная роль здесь принадлежит государственному регулированию этих процессов.

Заключение
Из сказанного выше можно заключить, что в руслемолодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большаядуховно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающегопоколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества наоснове патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливостии нравственности.
Многие ценностные ориентации формируются именно вюношеском возрасте, так как молодежь наиболее восприимчива к социальным икультурным изменениям в обществе. Ценностные ориентации молодежи во многомизменись за последние годы из-за обострения проблемы её социализации.
Одно, несомненно, что именно молодежь сегодня занимаетпередовую позицию среди других групп, так как оно является самым образованным.И именно оно в скором будущем будет составлять интеллектуальный ресурс нашейстраны.
Исследования по этой проблематике являются важными дляроссийского общества, так как показывают социальные, культурные изменения,которые происходят среди молодежи, и, следовательно, в стране.
Таким образом, главная миссия образовательных учрежденийсостоит в создании условий для всестороннего развития творческой личности и еёдуховного потенциала.

Список использованной литературы
1.        Введенский, В.Н. Непрерывное профессиональное образование / В.Н.Введенский// Социально-гуманитарные знания. – 2004, № 3. — С.208-209.
2.        Вильданова, Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвитияличности студентов / Ф.З.Вильданова // Прикладная психология. – 2002. – №5-6.
3.        Каптерев, П.Ф. Собрание сочинений. Т.4 / П.Ф.Каптерев. – М.: Наука, 1993.- С.170.
4.        Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е.Семёнов// Социологические исследования. – 2007. — №4. — C.37-43.
5.        Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегийстудентов / Н.Д.Сорокина // Социс. — 2003. — №10. – С.55.
6.        Спасибенко, С.Г. Социализация студента в процессе изучения социологии /С.Г.Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. — 2004. — №1. — С.128-134.
7.        Спасибенко, С.Г. Дорога длиною в жизнь: социализация взрослых /С.Г.Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 6. — С. 95-106.
8.        Тюкульмина, О.И. Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие/ О.И.Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2006. – 152 с.
9.        Щеглова, С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностяминформатизации / С.Н.Щеглова // Социс. — 2006. — №8. — С.117-123.
10.     Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенностисоциализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. – 2003, № 2. — С.240-250.
11.     Юрков, Е.Е. Русская речь в современной России: тенденции развития: Социальныеи ментальные тенденции современного российского общества / Е.Е.Юрков. — СПб.:Изд-во СПбГУ, 2005. – С.41.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.