Реферат по предмету "Педагогика"


Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае

Анализ современногосостояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярскомкрае

Содержание
Введение
1. Основные показатели всистемы дошкольного образования в Красноярском крае
2. Анализ и перспективыразвития дошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярского края
2.1 Состояние дошкольногообразования в г. Зеленогорске Красноярского края
2.2 Перспективныенаправления развития системы детского дошкольного образования в г. Зеленогосрке
Заключение
Список использованныхисточников
 

Введение
Дошкольноедетство является одной из наиболее теоретически разработанных иэкспериментально разработанных областей. Здесь существуют сложившиеся традиции,как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях по изучению проблематикиначальных этапов онтогенеза развития человека (Ж. Пиаже, М. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон,Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.). Однако,парадоксальность ситуации состоит в том, что общение ребенка со взрослым, какправило, рассматривается в рамках изучения «детско-родительских отношений». Чтоявляется существенной недостаточностью освещения вопроса. Это только одна из позиций«общественного взрослого». Не менее значимы и важны отношения с другой позицией«общественного взрослого»: воспитателем. Но, последние десятилетия практическине дают нам работ по изуче6нию матрицы отношений «воспитатель детского сада –ребенок». Однако, именно здесь взрослый занимает совершенно особую позицию.Следующий важный момент: практически нет работ, изучающих воспитателей детскихсадов как особой социально-профессиональной группы. Таким образом, несмотря надекларации о значимости сферы дошкольного воспитания и постоянные«подчеркивания» в различных концепциях по дошкольному воспитанию роли педагога,воспитатели находятся на периферии изучения. Таким образом, данная темаисследования является особо актуальной.
Цель работы — анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в Красноярскомкрае.
Задачи:
-         Провестианализ современного состояния дошкольного образованиясистемеобразования Красноярского края;
-         Выявитьпроблемы дошкольного образования;
-         Обозначитьперспективы развития в г.Зеленогорске Красноярского края.
Работасостоит из введения, основной части, заключения, списка использованныхисточников и приложений. Общий объем работы 20 страниц.

1. Основныепоказатели в системы дошкольного образования в Красноярском крае
 
Позаконодательству в России дошкольные образовательные учреждения реализуютобщеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности,обеспечивают уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей ввозрасте от 2 месяцев до 7 лет.
В1991 году по России году было 87.6 тыс. дошкольных образовательных учреждений,а к 2007 их осталось всего 47.8 тыс. При этом сокращение численности детей вдошкольных образовательных учреждениях происходило более интенсивно, чемуменьшение числа этих учреждений.
Сокращениечисла детей, посещающих детские сады, обусловлено действием двух факторов:демографического и социально-экономического. Всплеск рождаемости, наблюдавшийсяв первой половине 80-х годов и достигший пика в 1987 году, сменился ее резкимпадением, начавшимся в 1988 и закончившимся в 2000 году, что привело кестественному снижению численности детей дошкольного возраста в целом постране.
Однакоосновной причиной является общий спад экономической активности в стране. Другаяпричина сокращения охвата в 90-е годы – дифференциация доходов в обществе иформирование прослойки богатых людей. Этот факт иллюстрирует табл. 1, гдепредставлены результаты репрезентативного опроса семей дошкольников,осуществленного в 2005 году Фондом «Общественное мнение».[1]

Таблица1 — Распределение ответов на вопрос: «Почему Ваш ребенок не посещает детскийсад?»
/>
Всистеме образования Красноярского края функционирует 982 дошкольныхобразовательных учреждения, которые обеспечивают дошкольный уровень образованиядля 103,4 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Всистеме дошкольного образования Красноярского края действуют филиалы дошкольныхобразовательных учреждений:
-         19обособленных структурных подразделений;
-         26 вобщеобразовательных учреждениях;
-         40групп дошкольного образования, организованных в общеобразовательныхучреждениях.
Сетьдошкольных образовательных учреждений характеризуется следующими видами:
-         детскийсад (65,13%),
-         детскийсад комбинированного вида (16,28%),
-         детскийсад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одномуили нескольким направлениям развития воспитанников (6, 92%),
-         детскийсад компенсирующего вида (4,74%),
-         центрразвития ребенка – детский сад (1,92%),
-         детскийсад присмотра и оздоровления (1.15%).
Вкрае представлены как формальные виды дошкольного образования, так инеформальные. Среди формальных видов представлены муниципальные дошкольныеобразовательные учреждения различных видов, группы кратковременного пребываниядетей дошкольного возраста, функционирующие на базе дошкольных образовательных,общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования,ведомственные дошкольные образовательные учреждения. Кроме того, проходитапробацию такой вид дошкольного образования как семейный детский сад.
Срединеформальных видов дошкольного образования представлены частные формы:негосударственное дошкольное образовательное учреждение, семейныеобразовательные центры, детские клубы, центры развития детей, центры досуга итворчества, детские академии, детские анимационные площадки и др.
Проблемадоступности дошкольного образования является актуальной в течение последних 5лет. Рост рождаемости детей с 2004 года (средний уровень рождаемости 90-х годов– 29,3 тысяч детей, 2004 год – 32,4 тысяч детей, 2007 год – 34,2 тысяч детей)обострил проблему дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Внастоящее время охват детей от 1 года до 6 лет дошкольными образовательнымиучреждениями составляет 56,5%. Охват детей дошкольным образованием составляет68%.
Подемографическим показателям рост рождаемости ожидается до 2011 года, чтозначительно актуализирует на данный период проблему дефицита мест в действующихдошкольных образовательных учреждениях.
По состоянию на 1 января 2008 года дошкольныеобразовательные учреждения укомплектованы на 130 %: средняя наполняемость вгруппах детских садов города – 25 детей при норме 20 человек, средняянаполняемость в компенсирующих группах – 15 при норме 6 – 12 человек.
Число детей, занятых в системе дошкольногообразования, составляет 76 % (31199 детей) от общего числа детей в возрасте отполутора до семи лет. При этом дефицит мест в муниципальных дошкольныхобразовательных учреждениях остается самой острой проблемой.
Общее количество детей, состоящих на учете вкачестве нуждающихся в устройстве в детский сад, составляет 15366 человек (55 %от числа детей, не посещающих дошкольные учреждения), из них 46 % – детираннего возраста от полутора до трех лет.
Вцелях решения проблемы реализуется краевая целевая программа «Дети» до 2010года.
Увеличениюдоступности дошкольного образования способствуют два мероприятия указаннойпрограммы – это выделение субсидий на создание новых мест в системе дошкольногообразования через капитальный ремонт, реконструкцию имеющихся дошкольныхобразовательных учреждений, строительство новых дошкольных образовательныхучреждений и выплата компенсации за непредоставленное место в детском садуродителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Более29000 детей от 1,5 до 3 лет, нуждающихся в устройстве в дошкольныеобразовательные учреждения, получают ежемесячную компенсацию в размере 3000рублей за непредоставленное место в дошкольном образовательном учреждении.
Врамках краевой целевой программы «Дети» из средств краевого и муниципальногобюджетов в 2007 – 2008 годах введено дополнительно в системе дошкольногообразования 6985 мест. Отметим, в программы муниципалитетам выделено свыше 300млн. рублей на создание новых мест в системе дошкольного образования.
В2009 году для создания новых мест в системе дошкольного образованияпредусмотрено 139766 тыс. рублей. Ожидается введение около 1199 мест.
Запериод 2007-2008 г.г. 236 дошкольных образовательных учреждений получили грантыв размере 300 тыс. и 500 тыс. рублей, 1000 воспитателей получили денежноепоощрение в размере 40 тыс. рублей.
Вдошкольных учреждениях края реализуются комплексные, парциальныеобразовательные программы и программы коррекционной направленности. Наиболеераспространены в практике работы дошкольных образовательных учрежденийкомплексные образовательные программы: «Программа воспитания и обучения вдетском саду» (М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова); «Детство»; «Истоки»;«Радуга»; «Развитие».
ПедагогиДОУ осуществляют работу по формированию здорового образа жизни, 59% ДОУ имеютфизкультурные залы, 7% ДОУ плавательные бассейны, 4% ДОУ медико-оздоровительныецентры.
Вдетских садах реализуются физкультурно-оздоровительные технологии.
Технологиинаправлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка: развитиефизических качеств, двигательной активности и становление физической культурыдошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж, профилактикаплоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры вводной среде (бассейне) и на тренажерах, формирование элементов здоровогообраза жизни.
Дляудовлетворения потребности населения в образовательных услугах в краефункционируют дошкольные образовательные учреждения разных видов:
-         625 — детские сады общеразвивающего вида с приоритетнымосуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
-         127 — детский сад комбинированного вида (в состав могутвходить общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разномсочитании) с приоритетным направлением в развитии воспитанников(интеллектуального, художественно-эстетического, физического, экологического);
-         8 — детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлениемпрофилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
-         44 — компенсирующеговида для детей с различными нарушениями: слуха, речи, зрения, интеллекта,опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией.
-         109 — комбинированного вида с компенсирующими группами, с приоритетнымосуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом ипсихическом развитии воспитанников.
-         20 — детскиесады-центры развития ребенка с осуществлением физического и психическогоразвития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Реализует образовательную программу всоответствии с требованиями, превышающие временные примерные требования по всемнаправлениями относится к первой категории.
Воктябре-ноябре 2008 года, по заказу Министерства образования и наукиПравительства Красноярского края, было проведено социологическое обследование семейдошкольников и персонала дошкольных образовательных учреждений по проблематикеудовлетворенности системой дошкольного образования. Обследования выявиложизненные ценности и профессиональные ориентации воспитателей детских садов,стратегии воспитания и удовлетворенности родителей системой дошкольноговоспитания.

2.Анализ и перспективы развития дошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярскогокрая
 
2.1 Состояниедошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярского края
По оценкамспециалистов Департамента образования Красноярского края город Зеленогорскимеет лучшие в крае показатели по обеспеченности населения услугами дошкольныхучреждений.
Весной 2009года на выездном совещании в Зеленогорске полпред губернатора края ВадимМедведев подводил итоги реализации краевой целевой программы «Дети» в 2008 году.Данная Программа содействует дальнейшему развитию дошкольных образовательныхучреждений города, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг сучетом потребностей семьи и интересов общества; повышению качестваобразовательных услуг и доступности для всех слоев городского населения;обогащению педагогической практики вариативными формами дошкольногообразования. Программа включает в себя:
-         организациюи создание условий содержания детей в группах кратковременного пребывания;
-         реализациюпрограмм для групп кратковременного пребывания;
-         освоениепедагогами технологий воспитания и развития детей в условиях кратковременногопребывания;
-         созданиемоделей предшкольного образования;
-         организациюцикла семинаров по повышению педагогического мастерства и освоению программпредшкольного образования и воспитания и развития детей раннего возраста.
В настоящеевремя в Зеленогорске, кроме названной программы, успешно реализуется целый ряддругих социальных программ, в том числе, в области дошкольного образования.Четыре учреждения дошкольного образования Зеленогорска в 2008 году принялиучастие в краевом конкурсе на предоставление гранта по внедрению новыхтехнологий и методов образования. Гранто-получателями на выплату денежноговознаграждения в прошлом году стали 25 воспитателей дошкольных учреждений.
Высокуюоценку полпреда получила и работа, которая проводится по другим направлениямкраевой целевой программы «Дети», в сфере профилактики и диспансеризации детей,в области массовой физической культуры и спорта. По мнению Вадима Медведева,Зеленогорск сегодня является лидером в реализации краевой программы «Дети».«Этому во многом способствует позиция городской администрации, которая системноработает в данном направлении», — отметил полпред губернатора.
Вмуниципальной собственности находится 15 детских садов, еще – 9 находятся введомстве зеленогорского электрохимического завода. Это уникальный пример того,что градообразующее предприятие практически полностью сохранило свою социальнуюинфраструктуру. Не в последнюю очередь благодаря этому город имеет лучшиепоказатели по реализации краевой программы «Дети». Это хороший пример того, чтопроблему дефицита мест в дошкольных учреждениях можно решать, если естьжелание.
В настоящее время в Зеленогорскеобеспеченность детскими садами самая высокая в Красноярском крае и достигает 90%от требуемого числа мест. К началу года в городе не было очереди малышей дляопределения в детский сад. Это удалось реализовать благодаря реконструкции икапитальным ремонтам МДОУ №№ 32, 14, выплате ежемесячной компенсации в размере3000 руб. тем, кто имеет детей от 1,5 до 3 лет.
Реконструирован детский сад №32,оснащен самым современным оборудованием для развития детей. На прилегающейтерритории создана детская площадка, возведенная с применением современныхтехнологий. Вскоре завершится реконструкция еще одного дошкольного учреждения –детского сада №14. Он также будет комплексно переоборудован в соответствии споследними санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами. После того,как в 2008 году в эксплуатацию был введен новый ведомственный сад ЭХЗ, вочереди в детские сады осталось около 70 детей.
Все дошкольные образовательныеучреждения города имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности,успешно закончили прохождение аттестационного обследования, содержаниемкоторого явилось установление соответствия содержания, уровня и качестваподготовки выпускников детских садов требованиям государственных (федеральных)стандартов дошкольного образования, и получили свидетельства о государственнойаккредитации.
С января 2007 года Управлениемобразования администрации ЗАТО г.Зеленогорска выдано родителям 442 справки отом, что ребенку временно не предоставлено место в детском саду. В настоящеевремя на учете в Управлении образования для определения в ДОУ возрасте от 1,5лет до 3х лет состоит 269 детей.
В соответствии со статьями 52.1,52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» родителис 01.01.2007 г. В Зеленогорске получают компенсацию части родительской платы засодержание ребенка в ДОУ в размере 20% на первого ребенка свыше 1350 родителей,в размере 50% на второго ребенка — 523, в размере 70% на третьего и более – 48родителей.
Образованиемдетей в дошкольных образовательных учреждениях занимаются более 500 педагогов,среди них много специалистов, оказывающих специальную (коррекционную) помощьдетям с проблемами в развитии. Очевидно, что качество дошкольного образованияобеспечивается соответствующим уровнем профессионализма педагогов. Длявыполнения задачи повышения качества дошкольного образования имеетсяопределенный потенциал.
Одной изважнейших задач и существенной составной частью дошкольного образованиявыступает охрана и укрепление здоровья детей. Содержание педагогическогопроцесса в детском саду органично включает оздоровление и физическое развитиеребенка. Традиции системы дошкольного образования даже в трудных современныхусловиях обеспечивают определенный уровень охраны здоровья детей.
Педагоги ДОУ,медицинские работники, инструкторы физической культуры обеспечивают становлениеу детей ценностей здорового образа жизни, используя комплекс мер, которыйвключает закаливание с использованием разных процедур: воздушные ванны,обширное умывание, ходьба по мокрым дорожкам, солнечные ванны, купание вбассейне; профилактические и оздоровительные мероприятия: дыхательнаягимнастика, точечный массаж, фито- и физиотерапия, оздоровительный бег,релаксация и многое другое. Этому способствуют и созданные в ДОУсоответствующие условия. При этом оздоровительные процедуры выступаютнеотъемлемой частью не только процессов ухода и воспитания, но и самогосодержания обучения. Так, наиболее прогрессивные педагоги создают условия дляразвития у детей элементарных представлений об устройстве организма человека ибережном к нему отношении, помогая каждому ребенку понять, что каждый человексам, начиная с раннего детства, может заботиться о своем здоровье; способствуютстановлению у детей ценностей здорового образа жизни.
Работа посохранению здоровья детей в городе носит межведомственный характер. Особоговнимания требует специфика коррекционно-педагогической работы с ребенком наэтапе дошкольного детства. Управлением образования предпринят ряд мер поактивизации этого аспекта деятельности дошкольных учреждений, привлечениювнимания педагогов и родителей к проблемам развития, воспитания и обучениядетей с особыми нуждами.
В детскихсадах активно идет процесс обновления содержания дошкольного образования.Основополагающим ориентиром обновления явилась «Концепция дошкольноговоспитания», выдвинувшая как главное направление государственной политикипринципиально новый, личностно-ориентированный подход к ребенку, составляющийальтернативу традиционной учебно-дисциплинарной модели.
Организациядеятельности дошкольных образовательных учреждений по освоению новых программстановится все более эффективной, она обеспечивает поддержку индивидуальностиребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей,опираясь на индивидуальные особенности детей. В настоящее время педагоги городареализуют различные как комплексные, так и парциальные программы,рекомендованные МО РФ.
Важнейшимнаправлением деятельности дошкольных образовательных учреждений на современномэтапе является поиск новых форм и содержания сотрудничества детского сада ссемьей, которые должны существенно отличаться от устаревшихкомандно-назидательных, да к тому же скучных и весьма поверхностных контактоввоспитателя с родителями.
Коллективысоздают условия для проявления инициативности родителей, осознанию ими миссииродителя. Ведется работа с детьми и родителями по выявлению детей с личностнымипроблемами, имеющими трудности в общении и обучении. Предлагаются родителям «Вести»из группы, советы, рекомендации, проводятся совместные мероприятия, родителистановятся полноправными участниками образовательного процесса. Работа сродителями строится на принципиально новых позициях, основа которых — родительский договор.
Необходимотакже отметить, что и населением становятся востребованными новые формыдошкольного образования. Так, в системе дошкольного образования функционируютразные модели групп: адаптационные группы, группы развития, группы для детей сособыми потребностями, группы кратковременного пребывания для детей, непосещающих детский сад, группы выходного дня. Особенно востребованыкратковременные формы образования детьми старшего дошкольного возраста. Впроектном режиме разрабатываются модели предшкольного образования,нормативно-правовая база функционирования таких групп.
Организацияпредшкольного образования – одна из актуальных мировых проблем образования, чтоопределяется необходимостью решения одной задачи – обеспечения равных стартовыхвозможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Эта проблема сталаактуальной и в России последние десятилетия в связи с резким сокращениемколичества детей, посещающих детские сады. Целенаправленная и системная работас ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка –личностного, социального, когнитивного.
Таким образом,в городе Зеленогорске решены следующие приоритеты развития дошкольногообразования:
— обеспечение доступностидошкольных образовательных услуг для всех категорий населения;
— содействие развитиюмногообразия дошкольного образования;
— созданиеусловий для повышения качества образования.
Что в полноймере реализует генеральную цель ДОУ, сформулированную в ст. 18 Закона РФ «Обобразовании»: помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране иукреплении психического и физического здоровья, развитии индивидуальныхспособностей и необходимой коррекции недостатков развития.
2.2 Перспективныенаправления развития системы детского дошкольного образования в г. Зеленогосрке
В г. Зеленогорске,как и по России в целом, медленно, но начался рост рождаемости. Это означает,что уже в ближайшее время численность детей соответствующего возрастаувеличится. В результате общество может столкнуться с проблемой неадекватностисуществующей сети детских садов потребностям населения. К тому же начавшийся встране экономический подъем обусловил увеличение занятости среди экономическиактивного населения. Теперь для многих матерей альтернативные издержки времени,посвященного уходу за малолетними детьми, существенно возрастут и онипредпочтут пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений. Можно сполной уверенностью прогнозировать быстрый рост численности детей, включенных всистему детского дошкольного образования, который существенно увеличит нагрузкуна бюджет.
Одновременноисследование зафиксировало готовность родителей дошкольников к участию вфинансировании детских садов, при этом свыше 70% семей выражают готовностьувеличить официальную плату детским садам при повышении качества услуг,предоставляемых сферой детского дошкольного образования. Данная информацияпозволяет сделать вывод о необходимости модернизации системы дошкольныхобразовательных учреждений. Как отмечалось выше, дошкольные учреждения играютважную роль в процессе социализации ребенка и в получении им первичных знаний инавыков. Способствуя когнитивному развитию детей, они обеспечивают болееуспешное усвоение знаний на всех последующих ступенях образования.
Такаямодернизация позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет, значительноповысит качество услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, улучшитэкономические условия труда работающих в данной сфере и сделает более«прозрачными» расходы семей в этой области. Однако ее проведение потребует четкогонормативно-правового определения объема и структуры образовательных услуг.
Представленнаяниже модель дошкольного образования носит проектный характер, аккумулирует опытразличных регионов в этой области и позволяет охватить дошкольным образованием максимальноеколичество детей с учетом потребностей различных слоев и групп населения.
Согласнорегиональной модели, принятой в Красноярском крае, дошкольное образованиевключает три ступени, соответствующие особым возрастным группам детей иподразумевающие специфические формы организации. Первая ступень –преддошкольное образование детей в возрасте от полутора до трех лет. Втораяступень – образование детей дошкольного возраста в возрасте от трех до шестилет. Третья ступень – образование детей предшкольного возраста, или седьмогогода жизни.
В настоящеевремя в городе представлены образовательные формы для детей раннего возраста:
-         группамиполуинтернатного типа, существующими в детских садах;
-         группамисовместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель»,«ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др.),организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, вспециальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогическихцентрах;
-         группаминадомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейныегруппы», «мини-садик» и др.), организованных родителями на дому или вспециально арендованных с этой целью жилых квартирах.
Главнойорганизационной формой дошкольного образования является детский сад. Системагосударственного дошкольного образования представлена разнообразными видамимуниципальных детских садов, реализующих различные образовательные программы –основные и парциальные.
Детский сад вего классическом варианте является полуинтернатной формой, рассчитанной напребывание там ребенка в течение 8 часов и более. Однако детские садыклассического образца не могут вместить всех желающих.
Предлагаемая модельдошкольного образования предполагает их постепенную замену развивающейся сетьюгрупп надомного образования малышей. Для таких групп характерна малаянаполняемость – три-пять человека, обстановка, максимально приближенная кдомашней, усиленный родительский контроль и даже постоянное присутствие родителяв группе наряду с воспитателем.
Одной изстимулирующих мер для развития таких групп в Красноярском крае, в том числе вг.Зеленогорске, является введение денежной компенсации в размере 3000 рублейматерям, дети которых в возрасте от полутора до трех лет не посещают детскийсад. Нанять на выплачиваемое пособие няню довольно дорого, но работающие материмогут объединиться и пригласить воспитателя к трем-четырем детям. Это вполневозможно. Одна из задач – их легализация, организация их психолого-педагогическогосопровождения, а также расширение возможностей для работающих в таких группахпедагогов и посещающих их детей за счет прикрепления к более крупным центрамдошкольного образования, которые могли бы выступать в роли их кураторов.
В отличие отгрупп надомного образования, группы «ясли с мамой», адаптационные группы идругие, предполагающие кратковременное присутствие ребенка вместе с родителем вобразовательном центре, сейчас развиваются достаточно успешно как в рамкахгосударственного сектора, так и на платной основе. Их образовательный характерочевиден. Совместное посещение занятий малышами и родителями сказываетсяблагоприятным образом не только на развитии ребенка, но и способствуетповышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию эмоциональнойсвязи с детьми и укреплению семьи в целом. Работа таких групп организуется сучетом занятости родителей – в послерабочее время или в выходные дни. В отличиеот надомных групп, «ясли с мамой» вполне легитимны, организуются на базекрупных центров дошкольного образования и других организациях, способныхобеспечить их работе психолого-педагогическое и методическое сопровождение.Однако в настоящее время сеть таких групп нельзя признать развитой иобеспечивающей потребности всех желающих. Кроме того, подобные группыразвиваются по преимуществу на платной основе. Значит, родители должны иметьвозможность выбирать из нескольких групп ту, которая устраивает их посодержанию предлагаемой образовательной программы и по своей стоимости.
Предполагаетсятакже модель создания «условных», или «плавающих», групп кратковременногопребывания на базе «детский сад». Группа кратковременного пребыванияформируется из детей разного возраста, посещающих только занятия и (или)принимающих участие в утренних прогулках. Группа является условной структурой,так как все зачисленные в нее дети расходятся на занятия в другие группы,функционирующие в режиме обычной работы детского сада, — по два-три человекасверх списочного состава.
Другимспособом увеличения числа детей, охваченных дошкольным образованием, являетсяорганизация реальных групп кратковременного пребывания, работающих на площадяхдетского сада в режиме его дополнительной загрузки – в вечернее время и ввыходные дни.
Такимобразом, организационная модель преддошкольного образования должна базироватьсяна семейных и близких к семейным формах воспитания, курируемых крупнымицентрами дошкольного образования, обеспечивающих диагностику, коррекцию имягкую социализацию детей раннего возраста, а также ставящих перед собой задачиповышения психолого-педагогической культуры родителей. Усилия властей должныбыть направлены на развитие групп малой наполняемости, существующих в домашнихусловиях.
Стимулирующиемеры для развития сети надомных групп включают, с одной стороны, меры поэкономической поддержке семей, с другой – создание нормативно-правового иэкономического режима благоприятствования возникающим инициативам.

Заключение
О социальной востребованости дошкольногообразования свидетельствует наличие очередности на устройство детей в детскиесады. А с имеющимся сегодня ростом рождаемости эта проблема усугубляется. Росточередности на устройство детей в детские сады и недостаточная ёмкостьдействующей сети дошкольных учреждений становятся главной проблемой вреализации конституционного права граждан на получение общедоступного дошкольногообразования.
Обеспеченность населения, имеющего детейдошкольного возраста, местами в детских садах, является одним из показателей,характеризующих состояние системы дошкольного образования.
Проблема общедоступности дошкольного образованиядля всех категорий граждан решается сегодня за счет развития различных формдошкольного образования. В практику образовательных учреждений активновнедряются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста,оборудуются игровые комнаты. Работа с детьми ведётся по программам дошкольногообразования.
Проблемаобщедоступности дошкольного образования решается также сегодня за счетстроительства новых ДОУ, реконструкции существующих зданий под ДОУ, открытиедополнительных групп в уже действующих ДОУ.
Всемиорганами местного самоуправления муниципальных районов и городских округовразработаны и утверждены муниципальные программы развития дошкольногообразования. Использование программно-целевого подхода будет способствоватьрешению проблемы сохранения и развития сети образовательных учреждений,удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.
Такимобразом, основной задачей всех заинтересованных структур Красноярского края вцелом и г.Зеленогорска в частности, является создание системы, оптимальноотвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детейкачественным дошкольным образованием.

Списокиспользованных источников
 
1.    Абанкина И.В., АбанкинД.А., Башкина Г.В. и др. Межбюджетные отношения в российском образовании:проблемы модернизации. М.: ГУ–ВШЭ, 2002.
2.    Абанкина И.В., АбанкинаТ.В., Белов Н.В. и др. Бюджетное финансирование образования//Мониторингэкономики образования: Информационный бюллетень. М.: ГУ–ВШЭ, 2005,№4.
3.    Галицкий Е.Б., Левин М.И.Коррупция в системе образования//Мониторинг экономикиобразования:Информационный бюллетень. М.: ГУ–ВШЭ, 2004, №4.
4.    Городская целеваяПрограмма «Развитие дошкольного образования города Красноярска».
5.    Детское дошкольноеобразование: экономический аспект. Информационный бюллетень. – М.: ГУ–ВШЭ,2005. – 36 с.
6.    Ключевые направления исреднесрочные цели системы образования, задачи на 2008-2009 учебный год вконтексте актуальных задач современной модели общего образования («модель2020») / Доклад министра образования и науки Красноярского края на августовскомсовещании работников общего образования Красноярского края. — Красноярск, 2008.– 30 с.
7.    Логинов Д.А., ПетренкоЕ.С., Петренко К.В. Стратегии семей в сфере образования // Мониторинг экономикиобразования: Информационный бюллетень. М.: ГУ–ВШЭ, 2004,№2.
8.    Образование в РоссийскойФедерации. Статистический ежегодник. М.: ГУ–ВШЭ, 2007, 2008.
9.    Савицкая Е.В. Некоторыеитоги исследования системы детского дошкольного образования//Вопросыобразования, 2004, №4.
10.  Социологическоеобследование семей дошкольников и персонала дошкольных образовательныхучреждений по проблематике удовлетворенности системой дошкольного образования(2008)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Empire of tourism touroperator
Реферат Основные механизмы регулирования деятельности средств массовой информации
Реферат Поняття прав на чужі речі
Реферат Деятельность пресс-служб политический партий
Реферат Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
Реферат Господарська діяльність ВАТ "Київський завод безалкогольних напоїв "Росинка"
Реферат Иследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного взраста
Реферат Кооперативное движение в условиях фермерских и крестьянских хозяйств
Реферат Задачи Пятого Турнира Юных Математиков
Реферат The Founding Fathers And Slavery Essay Research
Реферат Быт и нравы барской Москвы
Реферат Эксплуатация по Южносургутскому месторождению
Реферат Аттестация персонала в организации Введение
Реферат Технологический расчёт СТО с детальной разработкой зоны
Реферат French And German Constitution Essay Research Paper