Реферат по предмету "Педагогика"


Методика аппликационных работ с разными материалами в школе

Оглавление
Введение
Глава 1. Аппликация, как один из видов художественноготворчества
1.1 История создания аппликации
1.2 Виды аппликационных работ
1.3 Технология создания аппликации из различных материалов
Глава 2. Методика организации аппликационныхработ
2.1 Методические рекомендации
2.2 Разработка элективного курса
2.3 Планы конспектов уроков по технике аппликации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Важным компонентом происходящей сегодня демократизации обществаявляется повышение уровня образования и воспитания молодёжи с учётом объективныхфакторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на процесс формированияличности. К таким факторам относятся материальные и психологические условия, в которыхразвиваются и растут учащиеся; та среда, где происходит становление личности.
Особое место в содержании курса трудового обучения занимает раздел«Основы художественной обработки различных материалов», он включает всебя овладение учащимися простейшими способами и приёмами работы с различными материалами,имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитиетворческих способностей и эстетическое воспитание школьников.
В данной дипломной работе нас интересует процесс аппликационныхработы учащихся, с разным материалом и какое влияние он оказывает на развитие школьника.Аппликации были известны уже в древнем Египте, Греции и Риме.
В ХVI веке аппликации были излюбленным декоративным элементом.Чаще всего ими украшали облачения священнослужителей, например ризы, балдахины,а также использовали для оформления интерьера, аппликацией украшали покрывала, подушки,занавески и т.д.
С давних пор аппликацию используют для украшения народных костюмов.Их нашивали на юбки — поневы, сарафаны, тулупы, туфли, головные уборы. Используядля этого красивые нитки, бусинки, стеклярус, бисер, жемчуг.
Аппликация является популярным и эффективным украшением любойодежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев. Они являются отличительной особенностьюдетской одежды. Очень привлекательно они выглядят на фартуках, прихватках, салфетках,скатертях подушках, ковриках ит.д. Также можно использовать при ремонте одежды,скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли. Аппликация выполняетсяиз кусочков фетра, обрезков мягкой кожи и разных материалов с плотным переплетениемнитей в тканях.
Аппликация — способ создания орнаментов или художественных изображенийпутем наложения на бумагу, ткань и т.д. разнообразного материала. Совершенствованиеразвивающего характера трудового обучения остается одной из наиболее актуальныхпроблем методики трудового воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школедолжен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей нанародных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культуройнарода, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.
Объект исследования: процесс трудового обучения в школе.
Предмет исследования: методика аппликационных работ с разнымиматериалами в школе.
Цель работы:
Изучить теоретический аспект проблемы и разработать методикупланирования и организации уроков технологии по аппликационным работам с разнымиматериалами в школе.
Гипотеза: трудовое обучение школьников в аппликационной работес разным материалом будет эффективным если:
Учитель будет владеть современной теорией и практикой трудовогообучения школьников.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том,что процесс аппликационных работ с разным материалом является источником всестороннегоразвития личности ребёнка.
Глава 1. Аппликация, как один из видов художественноготворчества1.1 История создания аппликации
Аппликация (от латинского слова «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочкамиразличных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер,шерстяные нити, металлические чеканные платины, всевозможная материя (бархат, атлас,шёлк)., высушенных листьев … такое применение разнообразных материалов и структурс целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения- коллаж.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшенияодежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимостьсшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им моно не толькосоединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов,стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастическиечудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целоеиз имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики.
Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребёнку длясоздания изображения, а мозаику — нет.
В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу(которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу,журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественныхпроизведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенныхсходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказываютопределяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома,засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиныйпух накладывается на бархатную бумагу.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественныхработ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даётвозможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, нои в создании картин, панно, орнаментов и т.д.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостнаяобобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.
Аппликация моет быть предметной, состоящей из отдельных изображений;сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающейорнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
 1.2 Виды аппликационных работ
Сочетание различных видов аппликации в различных комбинацияхдаёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи:
создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток,оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделоки т.д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно — выразительныхсредств аппликации и позволяет представить ее возможности.
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельныепредметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов(стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой,ясными пропорциями, локальной окраской.
Декоративная аппликация связана с понятиемдекоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм,цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрииэлементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительныет.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуетсяритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бываетбесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще однонаправление декоративной аппликации — шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков,текстов.
Сюжетно-тематическая аппликацияпредставляетсобой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой илисюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть какнесложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количествомперсонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могутбыть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первогои второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенностьокраски фигур первого плана, их детальная разработка.
Силуэтная аппликацияпредставляетсобой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным,«слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета.Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне идолжно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери,посуда и т.д.).
Такая аппликация может стать элементомцветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов,состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционновыполняемые детьми, относятся именно к этому виду.
Симметричная аппликацияпредставляетсобой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображенияпредметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополамили в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихсячастей.
В соответствии с различными типами симметрииразличают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображенияпредметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья,насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которойравномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра,когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.
Асимметричная аппликацияпредставляетсобой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе сцветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как недиктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов приизготовлении.
Геометрическая аппликацияпредставляетсобой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частичноиз деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться какэлемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетаниефигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективноеупражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.
Другой вариант использованиягеометрических форм — конструирование из них различных фигур сложного строения(машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковойили различной формы несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможностьсоздавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точкизрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемномуконструированию. Возможно и использование геометрических фигур в соседстве с негеометрическими,когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т.п.
Негеометрическаяаппликацияне накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощениеми стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.
Резаная аппликациявыполняется из бумаги традиционным способом — вырезанием, она также являетсябазовой.
Рваная аппликацияизготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными,смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.
Плоская аппликацияпредполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Этотрадиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когдаизображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеиваетсяподкладка одного или разных цветов.
Объемная аппликацияпредусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон толькочастью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты креплениядеталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскостив два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступаютобъемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности;элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной илитисненой бумаги.
Аппликация целымисилуэтамипредставляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельныедетали изображения предметов.
Раздробленная начасти аппликациясостоит из изображений предметов, выполненных из отдельныхдеталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболеечасто встречаются в практике обучения младших школьников.
Мозаика выполняетсяиз кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной(кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняяповерхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.
Однослойная аппликацияпредполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон безналожения друг на друга.
Многослойная аппликациявыполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов иих деталей в два-три слоя.
Итак, прежде чемприступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь характеристики,т.е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии,по форме, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, поколичеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представлениеоб особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположениемосновных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония исоответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы.
Еще одним немаловажным моментом является выбор материала дляработы, поскольку бумага имеет множество разновидностей по свойствам и внешнемувиду. Правильный выбор бумаги позволяет добиться выразительности образа, его точности,соответствия содержанию и стилю работы. Разнообразие видов и свойств бумаги служитдополнительным источником разнообразия аппликационных изделий.
И наконец, для работы с бумагой требуется целый набор инструментови приспособлений. От того, насколько подготовлено рабочее место, зачастую зависитне только качество аппликации, но и вообще возможность её выполнения.
 1.3 Технология создания аппликации из различных материалов
В ходе уроков поаппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции,предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.
Тематика работ оченьразнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, «Деревов снегу», Павлин и т.д.
Уроки аппликацииспособствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности,ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работатьс различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умениюсочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.
Рассмотрим некоторыевиды аппликаций.
Объёмная аппликация из лоскута
Использование текстильноголоскута в декоративно — прикладных работах, оформлении одежды и предметов быта открываетширокий простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду,художественной фантазии и вкуса.
Создание крупныхорнаментальных изделий из текстильного лоскута (одеяло, покрывало) требует длительнойкропотливой работы. Часто не только дети, но и взрослые не выносят монотонного повторенияоднотипных операций. Тем более, что учащимся в силу их возрастных особенностей хочетсябыстрее увидеть результат своего труда. Этому требованию в большой мере отвечаетнакладное шитье (аппликация) как один из технологически несложных видов лоскутногошитья.
Под аппликациеймы понимаем создание изображения нашиванием деталей на фон (основу). Простую аппликациюможно делать из готовых форм — изображений животных, цветов, листьев и т.п., выполненныхв материале. Более сложная — так называемая свободная (или пейзажная) аппликация,создается по своему эскизу или шаблону. Сложность такой аппликации заключается всоздании композиции и выборе цветового решения.
Пейзажную аппликацию можно использовать не только при изготовлениипанно и ковриков, но и для декоративного оформления одежды, сумок и др.
Наиболее часто впейзажной аппликации используются следующие элементы (условные изображения): горы,силуэт леса, изображение солнца и облаков, контуры деревьев и кустарников, строений;фигуры людей и животных.
Реализация конкретногозамысла (сюжета) требует внимательного подбора лоскутов ткани: по фактуре, цвету,рисунку, толщине. При этом необходимо учитывать свойства тканей: физико-механическиеи технологические.
Пейзажная аппликация,как правило, является многоплановой. Для большего ощущения «глубины» картинынеобходимо уметь правильно использовать не только зрительные иллюзии цвета(«отступающие» и «выступающие» цвета), но и зрительные ощущения,связанные с особенностями поверхности тканей (блеск, лоск, отражение, шероховатость,пушистость, мягкость, грубость и т.д.). Для большей декоративности можно использоватьматериалы с различными свойствами (растяжимые, драпируемые, сохраняющие жесткиескладки), а также внешний эффект вспомогательных материалов (атласной ленты, кружева,тесьмы, сутажа и т.п.). Кроме этого возможно использование машинной и ручной вышивки.Машинная вышивка может выполняться параллельно с технологической обработкой элементов.Ручная вышивка (шов «вперед иголку», стебельчатый шов, петельный шов,тамбурный шов, петля вприкреп, шов навивкой, прямая и косая гладь) может быть дополнениеми выполняться по окончании основных технологических работ. Возможно использованиеи цветной глади, но с учетом рисунка используемыхтканей.
Для придания картинедополнительной рельефности можно использовать синтепон: набивать им отдельные элементыили дублировать детали переднего и среднего планов.
Прежде чем приступитьк выполнению аппликации, у подобранных по цвету и рисунку лоскутов надо проверитьпрочность окраски. Затем разгладить их и смазать края с изнаночной стороны растворомклейстера, чтобы при вырезании они не осыпались (можно просто накрахмалить лоскутыполностью). Подсохшие лоскуты прогладить утюгом через сухой проутюжильник.
После этого делаютрисунок, переводя его на основную ткань и на лист бумаги — выкройку. Нанесенныйна ткань контур будет обозначать место расположения фрагментов, а выкройка разрежетсяна детали. При раскрое необходимо учитывать направление долевой нити: основная тканьи ткань отдельных деталей из лоскутов должны совпадать по основе и утку. Если деталибудущей аппликации имеют простую форму, то их вырезают строго по контуру. Если формасложная или деталь будет выполняться из сыпучего материала, то ее можно вообще невырезать. В этом случае деталь приметывают и закрепляют строчкой по контуру рисунка,затем обрезают излишки ткани и только после этого срезы обрабатывают вручную илина машине.
Чтобы срезы аппликациине осыпались, прежде чем ее вырезать, нужно укрепить ткань тонкой клеевой прокладкойили накрахмалить ее края. Припусков на аппликации оставлять не нужно, но чтобы изображениене пострадало от перекрывания его контура зигзагообразной строчкой, необходимо учитыватьее ширину и соответственно планировать фрагменты изображения.
Вырезанные деталив соответствии с замыслом надо наложить на основную ткань, закрепить булавками иприметать тонкой ниткой прямыми стежками. И приметывать и обрабатывать края деталиследует в направлении от середины к краю, чтобы не было морщин и перекосов.
Таким образом, порядокработы таков: закрепление детали на основе (фоне) булавками; приметывание ее; обработкакрая среза детали зигзагообразной строчкой.
При выполнении многоплановойпейзажной аппликации появляется некоторая особенность. Операции выполняются постепеннодля каждого элемента композиции: начиная с деталей заднего плана (небо, линия горизонтаи т.п.) и заканчивая деталями переднего плана. Необходимо учитывать, что каждыйпоследующий элемент перекрывает предыдущий таким образом, что его нижний срез остаетсянеобработанным.
Нитки для настрачиваниядеталей подбирают в тон основных элементов или фона. Но это может осложнить работу(частая смена верхней катушки ниток). Поэтому можно поступить так: для ночных ивечерних пейзажей использовать темные нитки, для весенне-летних — зеленоватые, дляосенних — желтоватые и цвета охры, для зимних пейзажей — белые или голубоватые.Чтобы подчеркнуть элементы композиции, сделать их более декоративными, лучше использоватьчерные нитки — хлопчатобумажные или шелковые. Нитки нужно использовать исходя изпоставленных задач. Придать блеск контуру можно с помощью шелковых ниток, а сделатьдетали картины более естественными и приглушенными помогут хлопчатобумажные. Приподборе ниток следует учитывать химический состав волокон тканей. Соответственнотолщине тканей подбирается номер катушечных ниток и машинной иглы.
Настрачивают детальна ткань основы зигзагообразной строчкой.
Рассмотрим основныеспособы обработки края деталей.
1. Машинный способ:
а) с использованиемклеевых прокладок для деталей из тонких тканей средней толщины с плотным переплетением;
2. Ручной способ.Край детали прикрепляется:
а) декоративнойстрочкой косыми стежками;
б) вышивкой в технике«гладь»;
в) крестообразнымистежками;
г) тамбурным швом;
д) стебельчатымшвом;
е) петельным швом.
Если ткани прозрачные(кружевные) и нельзя использовать плотные клеевые материалы, а подкрахмаливаниекрая детали не дает должного эффекта, то можно поступить следующим образом:
1. При использованииэлемента из кружевного полотна вырезать его с припуском (1-2 ряда сеточки). Еслиэтого не сделать, то нитки, которыми прошиты контуры узора, могут осыпаться.
2. Прикрепить элементиз кружева вручную прямыми стежками по контуру рисунка на расстоянии 6 мм от края.
3. В случае использованияготового фрагмента;
б) без клеевых прокладок- для деталей из прозрачных тонких тканей с редким переплетением. кружева настрочитькрая аппликации прямой машинной строчкой, отступив внутрь на 6 мм.
Если фрагмент былвырезан с нарушением целостности контура узора кружева, то его настрачивают сначалаузкой зигзагообразной строчкой на расстоянии 2-3 мм от края, а затем устанавливают на машине атласную гладьевую строчку и тщательно обрабатывают срездетали.
Детали аппликациимогут быть приклеены. Для этого укладывают основу лицевой стороной вверх на гладильнуюдоску, покрытую одеялом. Накладывают на нее кружочки нужного размера, вырезанныеиз клеевой паутинки, затем деталь аппликации и накрывают все толстой бумажной салфеткойили проутюжильником, хорошо впитывающим влагу. Приклеивают, проглаживая утюгом.
Несколько дополнительныхсоветов по выполнению аппликации.
Если аппликациявыполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашиваетсядеталь, флизелином или калькой. Это облегчит обметывание уголков и овальных краеваппликации.
Отстрачивая уголки,следует постепенно сужать атласную гладьевую строчку. Дойдя до уголка, повернутьоснову с аппликацией под иглой и продолжить обработку, расширяя строчку. Строчкасужается до половины своей ширины.
Внутренние уголки отстрачивают так же, как внешние, сужая ширинустрочки до половины, а затем расширяя ее.
Сборка деталейи закрепление аппликациииз волокнистых материалов
Сборка деталей изакрепление аппликаций из волокнистых материалов осуществляются различными способамив зависимости от жесткой или мягкой основы: приклеиванием деталей, предварительнымсшиванием деталей и их приклеиванием, пришиванием деталей к мягкой основе.
Для приклеиванияверевок, шнуров, тесьмы к жесткой основе рекомендуем использовать клей ПВА или«Момент».
Вначале клеем смазываютоснову или фон небольшими участками, затем веревку или шнур плотно прижимают к смазаннойклеем поверхности.
Иногда детали изображениязаготавливают отдельно, а потом уже закрепляют к фону. Для этого шнур или веревкуукладывают на заготовленном эскизе или шаблоне. Все спирали укладывают, начинаяс середины. Ряды уложенного шнура или веревки скалывают портновскими булавками параллельноплоскости эскиза или шаблона. Ряды сшивают швом «через край» или прокалываютиглой насквозь все ряды параллельно плоскости эскиза. Если узор идет по спирали,то булавки вкалывают в нескольких направлениях.
Булавки после соединениядеталей аппликации удаляют, а готовые детали приклеивают по эскизу к жесткой основе.Та сторона, с которой осуществлялось сшивание материала, является изнаночной.
По желанию сшитые и соединенные детали могут служить как самостоятельныеизделия — настенные украшения, подставки для горячей посуды и т.п.
Технология выполненияаппликации из природного материала школьниками предусматривает такие этапы работы:
подготовка материала,его выбор;
выбор рисунка дляаппликации;
положение материала,создание эскиза;
выбор оборудованияинструментов, вспомогательных материалов;
техника выполненияподелки различными способами.
Аппликационные работыиз природных материалов могут быть сделаны из:
1) Соломы — этонеобычно привлекательно: они отливают золотом, перламутром и они прекрасно вписываютсяв интерьеры современных помещений. Учащиеся легко справляются с предметной аппликациейиз соломы.
2) Засушенных листьев,цветов — это очень оригинальные композиции из стручков акации, из соломки, крупы,веточек цветов. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развиваеттворчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Занятияс растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного кней отношения.
3) Аппликации могутбыть сделаны из семян, косточек, разных орехов, тополиного пуха, скорлупы, ракушек,камушек и т.д.
Аппликационная работас растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитиеребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.
Обычно вначале детипредпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образеци старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенныхлистьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоитготовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие деталии каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способаизготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий,а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могутразделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повтореза взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникаютэлементы творчества.
Занимательностьработы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитиюу учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательното, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом трудевсегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенныхрезультатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроядетей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают присоздании аппликационной работы.
Кроме этого, выполнениеаппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность,трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаясяна формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающейдействительности деталей прекрасного.
А приобщать детейк миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэтаН.А. Некрасова о том, что «нет безобразья в природе». Поэтому каждогоиз нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьеви порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделатьлюбой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание наего своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид — формы листьев, цвета,фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.
Процесс превращенияприродного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения»детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, — воспитаниябережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков.В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложныекомпозиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.
Тематика работ оченьразнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, «Деревов снегу», Павлин и т.д.
Уроки аппликацииспособствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности,ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работатьс природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умениюсочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.
Аппликационные работы данного вида учащиеся выполняют начинаяс первого класса.
Аппликации из шпагата
Для учащихся 2-3-х классов вполне доступен самый простой видработы — изготовление картин из шпагата и природного материала. Главное здесь — чистота работы. Картина выполняется на бархатной бумаге темных тонов, на ней лучшевыделяется рисунок. Эскизы рисунка сначала делаются на простом листе бумаги. Наэскизе надо определить расположение рисунка, его композицию. Например, если вы нарисоваливазу с цветами, продумайте, из чего вы будете делать цветы, стебли и т.д. Венчикицветов хорошо получаются из семян различных растений — дыни, тыквы, арбуза, горохаили шишек и чешуек от них.
Стебельки букета, изготовленные из шпагата, выкладываются порисунку и аккуратно приклеиваются на бархатную бумагу. Затем приклеиваются цветыи листья, Листья тоже можно изготовить из развернутого и хорошо разглаженного шпагата.Форма листьев может быть различная. Вазочку для букета можно сделать из засушенноголиста, наклеенного на бумагу. Красить такую работу не надо — она смотрится лучше,если сохраняет свой естественный цвет. Для фона лучше использовать черную, коричневуюили бордовую бумагу. Если в вашем наборе нет таких цветов, то сделайте их сами.Подкрасив светлую бумагу черной тушью, получите черный цвет, а сильным раствороммарганцовки — коричневый. Используя скрученную бечевку или разглаженную утюгом идобавив кору, засушенные веточки, листья, можно создавать на листе бумаге пейзажныекартинки. Все дело во вкусе.
Глава 2. Методика организации аппликационных работ
 2.1 Методические рекомендации
Аппликация, т.е.изображение узора путём наложения на ткань кусочков другой ткани, может быть различнакак по расцветке, так и по способу исполнения. Так обычно различают аппликацию цветную,тюлевую, бельевую. В цветной аппликации используются лоскутки различно окрашеннойи различного качества ткани, например, сатина, шёлка, полотна, крепдешина,бархата, даже сукна в тонкой кожи. К шерстяным тканям хорошо идётаппликацияиз бархата или сатина, имеющего блестящую сторону. Тогдацвет лучше всегобрать тот же самый, и нитки — тоже. Аппликация по тюлю производится тонкими шелковыминитками; лоскутки батиста левого шифона пришиваются с помощью узких валиков и косымистежками. Это — очень тонкая ручная работа, требующая большого внимания и усидчивости.Более просто получается бельевая аппликация, особенно — не вручную, а на швейноймашине. Она применяется на тонком, полупрозрачном белье. Цветная ткань подшиваетсяс изнаночной стороны и должна слегка просвечивать сквозь основную ткань изделия.Настил делается тонкими валиками белой ниткой (вернее — того цвета, как бельё).
Разберём поподробнееодин из самых распространённых видов применения цветной аппликации — коврик на стенув детском уголке. Основная ткань — холст или парусина. Наносим на неё острым карандашомконтуры рисунка. Подбираем соответствующей расцветки ткань: зелёную двух-трёх оттенков,жёлтую, красную, коричневую и голубую; чёрного цвета в аппликациях лучше избегать.Подобрав лоскуты, наносим на каждом контурные линии соответствующей части узораи вырезываем по этим контурам с припуском, т.е. несколько крупнее того места, гдеим надлежит быть пришитыми. Вырезываем сначала приблизительно и пришиваем намёткойк тем местам, где они должны быть. Окончательное пришивание будем производить швомкордонне.
Задача применения этого шва в том, чтобы края, вырезанные излоскутов, пришить без повреждения и незаметно. Шов напоминает обмёточный, толькоего стежки кладутся так плотно, что кажется, будто это верёвочка, вшитая в ткань;на изнанке он почти совсем незаметен, на лицевой стороне идёт выпуклым шнурочком,создавая грань между основной тканью коврика и тканью наложенной аппликации.
На рисунке даётсяв порядке последовательности все стадии наложения и выполнения кордонне. Буква а- наложен коричневый лоскут; б — начатое в верхней части лоскута пришиваниеего швом кордонне постепенно продвигается по краю; в — все обводные швы коричневогоматериала сделаны швом кордонне; г — окончательная форма лоскута, подрезаннаятонкими ножницами.
Пришив таким порядкомодин лоскут, приступаем к следующему. Когда все крупные детали прикреплены к своимместам, завершаем узор, используя для деталей другие украшающие швы: узелки, стебельчатыйшов, тамбурный, строчку.
Аппликации применяются для выполнения ковриков, занавесок, надетских платьях, фартуках и так далее. Используются и на белье.
 2.2 Разработка элективного курса
Программа элективного курса для девочек 9-го класса: «Ручнаявышивка»
Пояснительная записка:
Ручная художественная вышивка — яркое явление национальной культуры,изучение и приобщение к которой обогащает, доставляет радость. Организация обученияи знакомства школьников с разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание натрадиционных видах народного искусства — наиболее эффективная форма приобщения детейк национальной культуре нашего народа.
Мы уделяем огромное внимание созданию курсов эстетического плана,которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.
Настоящая программа составлена для изучения ручных вышивок, знакомствус профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяетприобрести основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкойпредметы декоративно — прикладного характера, одежду, подарочные изделия и предметыинтерьера.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов- это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выборуузора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисункидля вышивки. Изучают историю рукоделия, назначение и применение вышитых изделий.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с разновидностямивышивок и способами труда, учатся получению и использованию информации через информационныесистемы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использоватьпередовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления,соблюдать правила техники безопасности.
В основу содержания программы положены сведения о вышивке народовРоссии. Программа включает цели и задачи курса, знания и умения которые должны получитьучащиеся, способы оценивания результативности, тематическое планирование, содержаниекурса, виды занятий, определяет последовательность и объем изучаемого материала,приложения. Программа рассчитана 16 часов — предпрофильный курс.
Основные цели курса:
С позиции актуальности для самих учащихся осмысление ценностейи перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности.
Возможность практического применения полученных знаний в быту,компетенции в области самореализации в выборе профессии.
Основные задачи курса:
Сохранить и развивать древний вид искусства — вышивка.
Развивать творческий потенциал учащихся.
Заниматься эстетическим воспитанием с учетом дизайна.
Создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала.
Спецкурс предполагает сочетание теоретических знаний с практическимиэлементами умений и навыков.
Формы проведения занятий:
1. Демонстрация изделий.
2. Занятия с элементами лекций.
3. Практические занятия.
4. Самостоятельная работа с литературой.
5. Работа над проектом.
Наглядность:
1. Таблицы: орнаменты, простейшие швы, гладь, мережка, крест.
2. Рисунки — плакаты: мережки, крест, гладь, простейшие швы.
3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты,образцы орнаментов.
4. Изделия, изготовленные учителем: наволочки, картины, полотенца,салфетки, скатерти в различных техниках.
Учащиеся должны научиться:
1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.
3. Начинать и заканчивать работу без узлов.
4. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
5. Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
6. Выполнять работу простым, тамбурным швом, гладевым швом, мережками,декоративными швами, свободными швами, счетным крестом, гобеленовым швом. Выполнятьработу качественно, учиться правильно, ухаживать за изделием.
7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
1. Виды ручной вышивки.
2. Историю и традиции вышивки.
3. Способы нанесения рисунка на ткань.
4. Способы закрепления нитей.
5. Способы выдергивания нитей.
6. Способы зашивок.
7. Применение мережек, креста, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
1. Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
2. Выполнение заданий.
3. Защита проекта.
Преподаватель, который будет работать по данной программе, долженобладать умениями, иметь возможность показать готовые работы и научить азам вышивки.
Тематический план курса№ пп Тема Часы Теория Практика 1 Место вышивки в истории костюма, интерьера. 2 1 1 2 Приспособления материалы, инструменты для рукоделия. 2 1 1 3 Виды гладевого шва. 2 1 1 4 Виды швов крестом. 2 1 1 5 Другие виды вышивок, их использование. 2 2 6 Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. 2 2 7 Практическое занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида. 2 1 1 8 Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. 2 1 1 8 Всего: 16 7 9
Содержание курса:
1. Место вышивки в истории костюма, интерьера.
Красота и польза вышитых вещей их история, значение рисунка,его расположение на вещи, потребительская ценность вышитого изделия, стоимость изделияприкладного искусства. Вышивка в интерьере своими руками. (лекция)
2. Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия.
Как подобрать пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок,цвет? Познакомиться с разнообразием ниток, их толщиной и способностью накладыватьсяна ткань.
3. Виды гладевого шва.
Двухсторонняя гладь, белая гладь, тоновая гладь. Какие изделияможно вышить гладевыми швами? Практический показ и пробы выполнения стежков (практическаяработа).
4. Виды швов крестом.
Крест простой и болгарский, гобеленовая вышивка, Практическийпоказ и пробы выполнения стежков (практическая работа).
5. Другие виды вышивок, их использование.
Узелковое шитье, хардангер, ришелье, показать практически и наизделиях, выполнение стежков.
6. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом
Помочь составить проект изготовления изделия, рассказать об оформлении,использовании и уходе за вышитым изделием. Работа над проектом.
7. Практическое занятие; формировать навыки вышивки выбранноговида.
8. Оценивание: защита творческого проекта, конкурс изделий ивыступлений. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условияхтрудовой деятельности
 2.3 Планы конспектов уроков по технике аппликации
УРОК 1.
Раздел: Работа с бумагой.
Тема: ВЫПУКЛАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ ПОЛОС
Класс: 3
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей ножниц;
2. Повторить способы аппликации;
3. научить делать выпуклую аппликацию из бумажных полос;
4. воспитывать аккуратность и терпение;
5. прививать навыки культуры труда;
6. развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.
Оборудование: белая бумага (писчая), цветная бумага, коробкаиз-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; ТСО — магнитофони кассета (веселая музыка, «Танец маленьких лебедей» П.И. Чайковского).
Тема урока: Изучение нового материала.
Литература:
1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара:Корпорация «Федоров», 2005 г.
2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
Место проведения: кабинет.
Рекомендации: выполнение ажурных аппликаций из бумаги лучше осуществлятьпарами: один держит колечко, а другой подклеивает. Обратить внимание при парнойработе на координацию действий, ведь что может упустить один, заметит и поправитвторой. Совместная деятельность объединяет соседей по парте и помогает их дружбе.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Изучение нового материала.
1. Беседа «Что могут ножницы?».
Откройте учебник, с. 19. Какие инструменты изображены? Для чегоони нужны?
Учитель. Ножницы — это инструмент для резания тонких материалов.
Посмотрите, как они устроены и как у них заточены режущие лезвия.Подумайте, почему они заточены только с одной стороны, а вторая сторона у них плоская.
Такими ножницами режут бумагу, ткань, кожу, клеенку. Ножницыдля бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.
Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы.У них короткая рабочая часть и длинные ручки.
Ножницы садовник — секатор.
Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканейбольших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Дляраскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразнымкраем.
Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они легкие,с прямыми и особенно острыми лезвиями.
Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закругленныеконцы. Представьте, как устала бы рука парикмахер, если бы ему пришлось работать,например, портновскими ножницами. А сколько времени ушло бы на стрижку маникюрными?
Очень важно правильно выбрать рабочий инструмент. Для выполненияизделий, предложенных в учебнике, вполне подойдут канцелярские ножницы.
Подберите ножницы с прямыми, не очень длинными лезвиями. Имибудет удобно резать о прямым, ломаным и изогнутым линиям.
1) Чтение рассказа из истории ножниц (с. 19 учебника).
2) Практическая работа
Рассмотрите фигуру петушка на с. 20.
Как при помощи ножниц можно сделать ажурного петушка?
(Нарезать полоски белой бумаги и склеить из них.)
Как можно сделать такие завитки? (Взять полоски разной длины,например отрезать полоски равной ширины, но разной длины: 5 см, 10 см, 15 см и20 см. Склеить поочередно маленькое колечко, потом побольше и т.д. вместе.)
Каким еще способом можно получать такие ажурные завитки? (Можносклеить длинную полоску, например,20 + 20 = 40, обернуть на палец один виток и склеить.Не отрезая, второй виток сделать на некотором расстоянии от первого также вокругпальца. Закрепить клеем второй виток и т.д.)
Как получить форму капли? (Нужно или клеить сразу капли, илипридать форму капли кругу, соединив пальцами один край углом.) Отрезайте
Полоски и тренируйтесь делать элементы ажура.
Работайте в парах.
Игра " Театр пальчиков".
Парта — это сцена, а артисты — ваши пальчики.
Первый номер нашего концерта — балетный номер. (Включает музыку«Танец маленьких лебедей».)
Пальцы изображают выбегающих балерин. Балерины встают на носочки.Стоя носочках, балерины начинают перебирать ножками: указательный и средний пальцысовершают танцевальные движения. В конце
балерины раскланиваются, при этом ладони покачивают вперед, иубегают.
Второй номер — русский танец.
На сцену выходят большой и указательный пальцы. Они под музыкуначинают танцевать русский танец, выполняя приседание и прыжки. Во время приседанийпальцы сгибаются и выпрямляются, их кончики соединены и расположены на поверхностистола. Во время прыжков кончики пальцев разводятся в стороны, а затем опять соединяются.
Третий номер — акробаты (пальцы изображают акробатов).
Последовательность выполнения аппликации " Петушок":
1. Взять коробку от конфет, вырезать и вклеить в нее фон.
2. Нарезать полоски белой бумаги шириной, равной глубине крышкикоробки от конфет.
3. Склеить круглую головку из кругов.
4. Склеить туловище в виде капли.
5. Склеить три больших капли для хвоста.
6. Соединить голову, туловище и хвост.
7. Склеить гребешок, бородку, нос и приклеить к петуху.
8. Приклеить ноги и жердочку к ногам.
9. Вклеить петуха в коробку.
Обратите внимание, что надо соблюдать пропорции тела петуха.Нарезайте полоски шириной, равной глубине коробки.
Приготовьте коробку с фоном для петуха.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Петух.
III. Итог урока.
Посмотрите на наших готовых петухов. Какое впечатление осталосьу вас от этой работы?
Давайте оценим ваши фигурки.
Дома вы потренируетесь делать ажурные изделия из полосок. Фантазируя,из разноцветных бумажных лент разных размеров, вы можете получить много веселыхигрушек. Учитель показывает детям рисунки.
Приводите в порядок рабочее место.
Урок закончен.
IV. Домашнее задание: прочитать текст(с.22 в учебнике), рассмотреть картинки, посчитать оси симметрии и уточнить их расположение.
УРОК 2.
Раздел: Работа с бумагой.
Тема: СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗЫВАНИЕ.
Класс: 3
Цели:
1. Повторить симметрию и асимметрию;
2. Повторить способы аппликации;
3. Научить вырезать симметричные фигуры из бумаги;
4. Воспитывать аккуратность и терпение;
5. Прививать навыки культуры труда;
6. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.
Оборудование: симметричные вырезки, пример симметричного вырезыванияна большом листе, карандаш, цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клейПВА, кисточка для клея, линейка; ТСО — магнитофон и кассета с записями звуков природы;большое прямоугольное зеркало.
Тип урока: Изучение нового материала.
Литература:
1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара:Корпорация «Федоров», 2005 г.
2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
Место проведения: кабинет.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Работа по теме.
1. Проверка домашнего задания.
Покажите ваши ажурные аппликации. Сегодня наш класс превращаетсяв филиал музея изящных искусств. Какие красивые поделки вы изготовили!
2. Рассказ об истории вырезывания.
Уже более 1000 лет во всём мире существует народное искусство- вырезывание из бумаги. Его используют для подарков, для украшения домов и окон,фонарей, вывешивают длинными гирляндами поперек улиц и дворов.
Искусство силуэта возникло в древности. В начале XVIIвека во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинуласьво все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтнымипортретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта,французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием избумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовална него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения сталиназывать силуэтом.
Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы:Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочникаГанса Христиана Андерсена.
Силуэты можно и рисовать и вырезать из бумаги.
В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовалисьсилуэты Ф.И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.
Искусство силуэта привлекало и художников XX века М.В.Добужинского, К.А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники:Г.И. Нарбут, Н.В. Ильин, Е.С. Кругликова.
Многие художники-графики и в настоящее время с успехомиспользуют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при созданииэкслибрисов, плакатов, в оформлении книг.
3. Практическая работа.
Откройте учебник на с.22.
Что вы заметили в изображении насекомого? (Изображение имеетось симметрии.)
Что это значит? (Если мысленно согнуть такое изображение пополам,две части совпадут.)
А как проверить, не сгибая? (Приложить зеркало.)
Зеркальное или одинаковое симметричное изображение можно получить,если сложить бумагу пополам, нарисовать узор, вырезать и развернуть (показ учителем)
Рассмотрите изображения насекомых на картинке.
У какого насекомого одна ось симметрии? (нет таких.) Где однаось симметрии? (на изображении паутины.)
У какого насекомого 2 оси симметрии? (у клопа-солдатика.)
Чем отличается вырезывание паук и клопа? (При вырезывании клопанадо сложить бумагу один раз, а потом еще раз, но не по серединке.)
ФИЗМИНУТКА
Жук.
Мы с вами рассмотрели всех насекомых. Осталось вырезать их, паутинкуи приклеить на лист бумаги.
Алгоритм выполнения задания:
1. Рассмотреть насекомое.
2. Определить количество осей симметрии.
3. Сложить листок бумаги по осям симметрии.
4. Нарисовать рисунок по образцу в учебнике, с.22.
Придумайте, где будут жить жуки, пауки, бабочки — на лужайкес цветами, на кустике и т.д.
При вырезывании соблюдайте ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ
III. Итог урока.
Чем мы с вами занимались на уроке? (Вырезыванием.) Это сложнаяи кропотливая работа. Кто не успел, закончите работу дома.
Приводите в порядок рабочее место.
Урок закончен.
IV. Домашнее задание: прочитать и подумать,как сделать аппликацию на с.23.
УРОК 3.
Раздел: Работа с бумагой.
Тема: НАРЯД ДЛЯ БАНОЧКИ.
Класс: 3
Цели:
1. Закрепить технику симметричного вырезывания;
2. Повторить симметрию;
3. Научить вырезать изображение, не нанося предварительный контур;
4. Воспитывать аккуратность и терпение;
5. Прививать навыки культуры труда;
6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.
Оборудование: баночки, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточкадля клея, линейка, карандаш; счетные палочки, стаканчики из-под йогурта.
Тип урок а: Изучение нового материала.
Литература:
1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара:Корпорация «Федоров», 2005 г.
2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
Место проведения: кабинет.
Рекомендации: повторить с детьми симметричное вырезывание, складываниебумаги гармошкой, вырезание гирлянд и снежинок. Желательно опросить как можно большедетей; побуждать к самостоятельному планированию работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Работа по теме.
1. Проверка домашнего задания.
III. Практическая работа.
Откройте учебник, с.24.
Посмотрите, какие красивые вазочки можно сделать из обычных баночек.
Какую технику применим для такого «наряда»? (симметричноевырезание.)
Вспомните, где вы использовали такое украшение. (При вырезаниигирлянд и снежинок.)
Рассмотрите по картинкам, ка сделать наряд для баночки. А теперьпоиграем в игру " Лестница к мастерству". Вы уже знаете, как составляетсяплан работы, каждый пункт — это ступенька лестницы.
1) Выбрать цветную бумагу.
2) Разметить на глаз размер бумаги и отрезать.
3) Сложить бумагу в 3 раза.
4) Отметить высоту баночки
5) Нарисовать узор.
6) Вырезать узор.
7) Развернуть заготовку, обернуть вокруг, отогнуть кружева и склеить.
Выполняем наряд для баночки по плану.
А как сделать баночку по плану.
1. Взять оранжевую, желтую или коричневую бумагу, отмерить ширинубаночки на глаз, плюс 2-3 см припуск на склеивание.
2. Сложить пополам, нарисовать половину лица и волосы.
3. Вырезать лицо и волосы.
4. Развернуть бумагу, ко дну баночки подклеить темную бумагу.
5. Обклеить баночку белой стороной вверх и расправить волосы.
IV. Итог урока.
Сегодня вы сделали очень красивые наряды для баночек. А как можносделать другие баночки с зелеными веточками? (надо взять двухстороннюю бумагу илисклеить одностороннюю белой стороной внутрь.)
Как получить одинаковые кружева для отделки? (Сложить бумагугармошкой и вырезать.)
Дома вы нарядите небольшую бутылочку из — под кетчупа, сока иливоды. Это будет полет вашей фантазии. Может, это будет бабушка в кружевной шали,а может, невеста в фате.
На след. уроке мы устроим выставку «На прогулке». Приведитев порядок рабочее место. Урок окончен.
V. Домашнее задание: повторить правилатехники безопасности на
с.5
УРОК 4.
Раздел: Работа с бумагой.
Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ПРОРЕЗНАЯ АППЛИКАЦИЯ.
Класс: 3
Цели:
1. Обобщить знания о прорезной аппликации на практике;
2. Расширение кругозора;
3. Развитие самооценки и умение анализировать приемы работ ивыбор
нужных;
4. Воспитывать аккуратность и терпение;
5. Прививать навыки культуры труда;
6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.
Оборудование: черная и белая бумага или картон, карандаш, канцелярскиеножницы, стаканчики из-под йогурта, счетные палочки, клей ПВА, тряпочка, клеенка,кисточка для клея.
Тип УРОК а: Изучение нового материала.
Литература:
1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара:Корпорация «Федоров», 2005 г.
2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
Место проведения: кабинет.
Рекомендации: провести этот урок в виде самостоятельной работы.Дети сами должны выбрать и материал, и инструменты для работы. Оценку работы в концеурока провести в форме игры «Найди как можно больше отличий». Педагогунадо сделать самому образец, как в учебнике, только с добавлениями, чтобы в концеурока учащиеся могли сравнить его со всеми.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Работа по теме.
1. Проверка домашнего задания.
2. Рассказ «Бамбуковый медведь панда»,
В наше время на просторах шара земного живут семь видов медведей.Интересно, что большинство видов получили название по окраске своего природногоодеяния: белый, бурый, черный, белогрудый, очковый — у него вокруг глаз большиебелые кольца или полукружья. Остальные два вида по окраске тоже черные, но названиеимеют иное, ведь черный-то уже есть. Это медведи малайский и губач. У губача длиннаяморда и подвижные губы, которые он складывает трубочкой, вытягивает вперед и, раскопавдом термитов, всасывает его обитателей, словно живым шлангом. Вот и все медвежьесемейство. Но иногда в литературе, да и в разговорах среди специалистов можно услышатьи о восьмом медведе-бамбуковом. Есть ли такой в природе? Есть, но он не медведь.
История этого медведя — не медведя очень интересна и даже романтична.Во второй половине прошлого века в кругах зоологов и натуралистов произошло событие,всполошившее даже маститых ученых многих стран. В парижский Музей естественной историидоставили оригинальную по окраске шкуру крупного зверя, похожую с первого взглядана медвежью. Но когда ее расстелили на полу, подумали было, что она сшита искусныммастером из больших лоскутов звериного меха черного и белого цвета. Загадка! Шкуруподвергли тщательному осмотру, вертели в руках и так, и сяк, но ни каких следовкройки и шитья, склейки или иной скрепки не обнаружили. Что же это за шкура? — задумалисьученые. Может, принадлежит она вымершему животному? Но некоторые специалисты возражалии считали, что мех на шкуре хитро вытравлен или окрашен, а в действительности онамедвежья. Но кто же и где раздобыл и доставил в Париж эту шкуру — загадку?
В 1869 году по Китаю путешествовал французский миссионер АрманДавид. Помимо своей религиозной деятельности он, будучи натуралистом, попутно собиралсведения о животном мире страны, приобретал интересные экспонаты. В одном из глухихселений провинции Сычуань он и обнаружил на ограде дома эту странную шкуру. Давидприобрел ее после того, как местные жители сообщили ему о том, что принадлежит онареальному зверю, обитавшему в окрестностях селения, высоко в горах среди бамбуковыхзарослей. Название зверя " бей-шунг", что в переводе примерно означает" белый горный медведь".А. Давид сумел отправить шкуру в Париж, а сампродолжил поиски хозяина шкуры. Ему повезло. В том же году он приобрел у охотниковубитого бей-шунг, обработал его и с изложением охотничьих рассказов отправил воФранцию. Было это более ста лет тому назад. Получив вторую шкуру и скелет, ученыесмогли уже делать выводы. За большое внешнее сходство с обыкновенным медведем ипо характеру питания его первоначально нарекли бамбуковым медведем. Однако, тщательноизучив поступившие материалы, зоологи, вскоре отказались от поспешного определенияи нового зверя отнесли к семейству енотовых, назвали большой пандой. Большой потому,что ранее, в 1825 году, в семейство была зачислена малая панда, зверек, обитающийв некоторых областях Азии. Шли годы, но первоначальное название большой панды — бамбуковый медведь — оказалось живучим, и его часто употребляют в обиходе, посколькувнешнее сходство с медведем несомненное.
Открытие необычного зверя, как водится, обернулось против негосамого. Пандой заинтересовались не только ученые, но и добытчики редких охотничьихтрофеев, ловцы и торговцы дикими животными. В Китай устремилось немало авантюристовиз Европы и Нового Света. Но добраться до мест обитания больших панд было чрезвычайнотрудно. На пути охотников встали высокогорья, бездорожье, густые леса, непроходимыезаросли бамбука, многочисленные водные преграды, горные обвалы…
С помощью местных жителей первую большую панду удалось пойматьв 1916 году, но она быстро погибла. И лишь через двадцать лет одна американка приобреламолоденькую панду и благополучно доставила ее в США, в город Сан-Франциско.
В 1957 году большая панда впервые поселилась в нашей стране,в специальном домике на территории Московского зоопарка.
В естественных условиях большие панды питаются в основном листьямии молодыми побегами бамбука, поедают и некоторые другие растения, насекомых. Естьсведения, что иногда бамбуковые мишки лакомятся рыбой, мелкими грызунами и другимиживотными.
Максимальная продолжительность жизни больших панд в неволе 13-14лет. Сколько они живут в естественных условиях, и сколько их бродит сегодня в густыхгорных лесах, никому не ведомо, подсчитать их количество-
Дело чрезвычайно трудное. Сейчас, как, впрочем, и раньше, большиепанды — большая редкость в неволе. Изображение этого чудесного зверя стало эмблемойМеждународного фонда охраны дикой природы.
4. Самостоятельная практическая работа.
Внимательно прочитайте текст на с.28. Посмотрите на значки. Вспомните,что они означают. Составим лесенку — план работы:
1) Переведите через копировальную бумагу выкройку на белую бумагу(с.100.)
2) Вырежьте прямоугольник из черной бумаги или картона для фона.
3) Вырежьте контур из белой бумаги и наклейте на черный фон.
4) Вырежьте 2 глаза и нос из черной бумаги, наклейте на панду.
Задание. Изготовьте панду.
Учитель наблюдает, комментирует, помогает. Особое внимание уделяеттехнике безопасности.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
III. Итог урока.
Подпишите и положите ваши работы на парту.
Игра " Найди отличия".
Откройте учебник и посмотрите на картину в учебнике, затем насвою работу. Поднимите руку, у кого работа такая же, как на картинке. Поднимитеруки, у кого одно отличие, два отличия.
А теперь сравните свою работу с выполненной мною. Найдите отличия(когти на лапах, сук, на котором сидит медведь, и две веточки в лапах и внизу).
Вспомните, как вырезать симметричные детали.
Приводите в порядок рабочее место.
Урок окончен.
Заключение
Работая над дипломной работе по технологии и методике обучениятехнике аппликации в школе, мною была изучена история развития аппликации как виддекоративно-прикладного искусства.
А также были разработаны планы уроков, направленные на изучениеи выполнения поделок по технике аппликации.
Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетическоговоспитания учащихся начальных классов средствами аппликации позволяет сделать следующиевыводы:
1. Эстетическое воспитание — формирование в человеке эстетическогоотношения к действительности и активизации его дотворческой деятельности по законамкрасоты.
2. Аппликация — один из важных факторов эстетического развитияличности.
З. В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместнаядеятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятиюкрасоты окружающего мира.
4. Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детствозаполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигаетсячеловеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителядуховных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности,могут являться потенциальными нарушителями культурных традиций общества. При отсутствиицеленаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностейучащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимовсех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любойстране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересоми любопытством пытался вязать, вышивать, некоторые делали замечательные игрушкииз бумаги, ткани и т.д. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияетна подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведенияи общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовноеразвитие человека — через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
Творческий процесс по созданию декоративно-прикладного искусстваносит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет в ходе практическоговыполнения изделий приобрести общетрудовые, специальные трудовые умения и навыки,а так, же специальные навыки в области художественно-практической деятельности.
У школьников появляется желание и потребность трудиться, т.к.эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческоеудовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновьиспытывать чувство радости от этого процесса и результатов. Нередки случаи, когдадетское увлечение становится профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжутсвою жизнь с декоративно-прикладным искусством, навыки, полученные на занятиях,помогут им в работе по любой специальности. Недаром многие взрослее в организациисвоего досуга возвращаются к увлечениям детства.
И в заключение необходимо отметить, что аппликация — один изнаиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цветбумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезыванияи наклеивания. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формированиеу детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности.Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов,их величине, форме и композиции.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство в частности техникааппликации в начальной школе позволяет решать те воспитательные задачи, которыесегодня являются одними из наиболее важных.
Список использованной литературы
1. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественногои логического. — СПб.: КАРО, 2004. — (Модернизация общего образования).
2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов,обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Ассоциация«Профессиональное образование», 2007. — с.219.
3. Беляков, Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелыеруки» в школе. — М., 2007. — с.158.
4. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. — М.: Просвещение, 2008.
5. Бубекина, Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала.- М., 1999. — с.180.
6. Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. — М., 2003.- с.95.
7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: 1999.
8. Гусакова, М.А. Аппликация. — М., 2007. — с.153.
9. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогическихучилищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010«Воспитание в дошкольных учреждениях». — М.: Просвещение, 1999.
10. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Гуманитизд. Центр ВЛАДОС,2001.
11. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольныхучреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). — Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
12. Косминская, В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусстваи методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебноепособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика ипсихология» (дошк.) — М.: Просвещение, 2000.
13. Крылова, О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовомуобучению.1 класс. Учебное пособие. — М.: изд. «Экзамен», 2006. — с.86.
14. Махмутов, М.И. Современный урок: Вопросы теории.М., 2003. — с.92.
15. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М., 1978.- с.147.6 Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детскомсаду» (сост. Л.В. Русскова) — М.: Просвещение, 2006.
16. Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания:Книга для учителя. — М., 2001. — с.210.
17. Новожилов, Э.Д. Технология и предпринимательство. — М.: МПУ, 2006.- с.87.
18. Основные понятия технологического образования. Учебно-методическоепособие. Автор-сост.: Соловьянюк, В.Г. — Бирск, 2007. — с.114.
19. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах: Книгадля воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. — М.:Просвещение, 2007.
20. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие,автор-сост.: Соловьянюк В.Г. — Бирск, 2007. — с.139.
21. Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы нафакультете технологии и предпринимательства. — Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006.- с.43.
22. Самородский, П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителятехнологии и предпринимательства. — Брянск: Издательство БГПУ, 2000. — с.68.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Увеличение электрической прочности ускоряющего промежутка электронного источника при наличии пучка
Реферат Особенности временной адаптации при перелетах на восток и запад, средства коррекции и профилактики десинхроноза
Реферат Межличностное восприятие человека человеком
Реферат Расчет квантово-химических параметров ФАВ и определение зависимости "структура-активность" на примере сульфаниламидов
Реферат Организации коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли
Реферат Гидробиологические исследования: зоопланктон
Реферат Проект строительства двухэтажного одноквартирного 4-х комнатного жилого дома
Реферат Республика - форма правления
Реферат Reflections On Eating Habits And Who A
Реферат «забытый великан»
Реферат The Battle Of Gettysbury Essay Research Paper
Реферат Вексельное обращение в коммерческом банке
Реферат Ліцензування та акредитація в системі охорони здоров’я
Реферат Imperialism In India Essay Research Paper British
Реферат по Теории государства и права