Реферат по предмету "Педагогика"


Место воспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом

Министерствообразования Российской Федерации
БелгородскийГосударственный университет
Кафедрапсихологии
Курсоваяработа
на тему: Местовоспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом

Белгород,2003
 

Содержание
 
I. Введение
II.1 Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанникав управлении воспитательным процессом в педагогической литературе
а) о теории воспитания
б) методы и приемы воспитания, необходимые для использованияв педагогической практике на современном этапе ее развития
II.2 Формы взаимодействия «учитель — ученик»
а) из опыта педагогов – новаторов
б) место воспитателя и воспитанника в управлениивоспитательным процессом Северной средней школы № 2 белгородского районаБелгородской области
в) ситуации педагогического воздействия ученика на учителя
III. Заключение
Список литературы
 

I. Введение
Вопрос о местевоспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом становится всеболее актуальным в педагогике. В последние годы разработаны не только программывоспитания Министерством образования, создаются региональные программы и намечаютсянаправления с учетом национальных, религиозных особенностей. Помимо этогосуществуют альтернативные программы частных школ ведущих педагогов страны.Такое многообразие вызвано пониманием огромной роли воспитания подрастающегопоколения в России. Воспитывающим становится и обучение. Каждый урок по любомупредмету должен выполнять не только учебные, но и воспитательные задачи. Какрешать эти задачи, на какие принципы опираться, какие методы выбрать, педагогуподсказывает не только хорошее знание теории воспитания, но и чуткое пониманиеинтересов и запросов современного школьника. В данной работе рассмотрены нетолько теоретические вопросы воспитания, но и описан опыт отдельной школы какпример личностно – ориентированного образования и воспитания всесторонне — развитой личности.
Целью данной работыявляется осознание фактов педагогического воздействия не только учителя наученика, когда учащийся — это объект воспитания. Рассматриваются ряд примеровобратного воздействия, где ученик не только субъект, но и педагог.
Сегодня учителю,независимо от собственных убеждений, опасно стать «лицом» устаревшей формации,устаревшей школьной системы, ориентирующейся на стереотипы вчерашнего дня.Такая система может быть насильственной по отношению к учителю, более того,может принуждать его к аналогичному насилию над детьми. Тогда учительоказывается перед выбором: с кем «дружить»
— с детьми или сдиректором (завучем, методистом, проверяющим из РОНО и т.д.).
Понимая всю сложность инеоднозначность данной темы, хочется не просто привлечь к ней внимание, аименно акцентировать педагогическую роль ученика, ученика – субъекта обучения,осознать место учителя, его роль и место в этом процессе.

ІІ.1Освещение вопроса о местевоспитателя и воспитанника в педагогической литературе
 
а) о теории воспитания
В теории и на практике С.Т. Шацкий развивал положение о том, что воспитание есть прежде всегоорганизация детской жизни и деятельности, имеющая целью подготовку людей сшироким кругозором, всесторонне — образованных и развитых.
Главный результатвоспитательного процесса – формирование всесторонне и гармонически развитойличности. Этот процесс двусторонний, предполагающий как организацию ируководство, так и собственную активность личности воспитуемого. Однако ведущаяроль в этом процессе принадлежит педагогу, который разрабатывает программуреализации общей цели воспитания, обоснованно выбирает и применяет формы,методы и приемы воспитания.
В чем же сущностьвоспитательного процесса вообще?
Так как сущность отражаетглубинные связи, внутренние отношения, определяющие основные черты и тенденцииразвития данного явления, то сущность воспитательного процесса раскрывается всвете комплексного подхода к воспитанию.
Комплексный подход квоспитанию имеет ряд значений.
-Личность как закономерныйрезультат воспитания представляет собой целостное образование. Многообразныекачества личности не изолированы друг от друга, а тесно связаны между собой,всегда выступают как проявление ее сущности, ее различных сторон. В процессевоспитания личность ребенка формируется не по частям, а в целом, в комплексе.Это не исключает, конечно, что на каком – то этапе может быть усилено вниманиек развитию тех или иных качеств, но в целом процесс воспитания всегда обращен кцелостной личности. По мере роста развития ребенка воспитательные задачиусложняются, углубляются, дифференцируются.
-Идея комплексногоподхода является отражением системного анализа.
С его позиций воспитаниеможно представить как систему, которая состоит из определенного комплекса соотнесенныхи взаимосвязанных компонентов. Связи между этими компонентами настолько тесны,существенны, что изменение одного из них обычно вызывает изменение других, анередко и системы в целом. Построение системы воспитания можно сравнить ссооружением здания из кирпича, бетонных плит, арматуры и других деталей. Каждаядеталь несет свою функцию, в то же время выполняя в определенной мере общеезначение. Но так же как набор определенных деталей, пусть самыхвысококачественных, еще не представляет собой здания, так и отдельные части,компоненты воспитательного процесса не обеспечивает необходимого результата.Все они должны быть взаимосвязаны и сцементированы общностью цели, задач,содержания, форм и методов воспитания.
Комплексный подходобъективно требует построения и функционирования таких педагогических систем,которые обеспечивает тесное единство умственного, нравственного, трудового,эстетического и физического воспитания, сознания, поведения и деятельностиучащихся, сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм организациивоспитательного процесса. Воспитание – это процесс социализации личности,формирование ее четкой жизненной позиции.
По самой своей природевоспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, чтостановление личности ребенка происходит под влиянием самых разнообразных,прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общества, социальной среды и средыближайшего окружения. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего –родители и педагоги. Воспитание является длительным, долговременным и, посуществу, непрерывным процессом, который начинается еще до прихода ребенка вшколу и продолжается фактически всю его жизнь.
Воспитательный процесс,как правило, сопровождается перевоспитанием, преодолением, устранением тех отношенийи свойств личности, которые порождаются в результате отрицательных контактов стеми или иными явлениями окружающей ребенка среды. Процесс воспитания,достигающий наивысшего уровня, вызывает к жизни функцию самовоспитания.Самовоспитание определяют как внутреннюю деятельность, направленную навыработку и совершенствование у себя общественно ценных качеств личности ипреодоление отрицательных качеств.
Эффективностьвоспитательного процесса тем выше, чем он больше обогащает и перестраиваетпотребностно – мотивационную сферу личности, развивает ее интеллектуальную иэмоционально – волевую активность.
Трудами И.П.Павлова и егоучеников доказано, что учебно – воспитательный процесс представляет собойсложный, многозначный условно-рефлекторный акт. Посредством воспитания иобучения между внешними агентами и определенной ответной деятельностьюобразуются связи, называемые условными рефлексами.
Систематическиевоздействия, направляемые на организм в неоднократных повторениях, создаютдинамический стереотип – условные связи, отличающиеся известным постоянством,стабильностью, устойчивостью.
Зная эту особенностьнервной системы, педагоги имеют возможность выработать на основе многократногоповторения одних и тех же действий, движений, поступков прочные навыки и привычкиповедения учащихся.
 
б) методы и приемывоспитания, необходимые для использования в педагогической практике насовременном этапе ее развития
Успех воспитания зависитот того, насколько педагогически целесообразно учитель применяет тот или инойметод и прием воспитания, насколько они включены в систему воспитания данногоколлектива, насколько применяемые методы, приемы и средства воспитания отвечаютпоставленным задачам и целям воспитания, обеспечивают комплексное воздействиена личность ребенка.
Воспитательные коллективысоздаются на базе учебно – воспитательных учреждений (школ и школ – комплексов,интернатах, детских садов и домах ребенка), детских и молодежных организациях.В современной школе функционирует целый ряд воспитательных коллективов: коллективкласса, коллективы по интересам, ученические производственные коллективы,лагерей отдыха, детские общественные организации. Наличие в школе разнообразныхпо своим воспитательным функциям коллективов создает определенныепедагогические предпосылки для всестороннего развития и обогащения каждойформирующейся личности.
Не всякое объединениедетей можно назвать коллективом. Стремление ребят к общению, совместнойдеятельности в свободное от занятий время приводит к объединению школьников вгруппы. В таких стихийно возникающих группах наблюдается общность интересов,увлечений играми, коллективными делами, современными технологиями (компьютер).Ребята в таких группах испытывают моральное и эмоциональное удовлетворение отобщения, учатся оценивать поступки людей, формируют суждения об окружающейжизни. Такие самовозникающие группы с помощью целенаправленного влиянияучителей, детской организации могут стать благоприятными группами свободногопроведения досуга. Но нередко встречаются стихийно возникающие группы, вкоторых преобладают отрицательные взгляды, асоциального поведения, видыдеятельности которых противоречат нормам морали.
До 1990 года воспитаниеучащихся школ осуществлялось в детских общественных организациях: октябрятской,пионерской, комсомольской. Затем их почти везде упразднили и воспитательныйпроцесс остался без четкой программы. Однако каждый учитель хорошо понимал, чторебенку недостаточно дать только знания, необходимо как можно лучше подготовитьего к самостоятельной жизни. «Обществу сегодня нужен специалист, не толькоимеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но исформированный как творческая личность»[1].
Учителя нового типаотличает высокая гражданственность и социальная активность. Учитель, любящий ипонимающий детей, способен к педагогическому сотрудничеству с ними, родителями,коллегами, он видит в формировании личности растущего человека главный смыслжизни.
Такой учитель не«искореняет недостатки и пороки», а опираясь на диагностику личностивоспитанника, определяет стратегию и тактику его развития; его отличает подлиннаяинтеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе сдругими. Такой учитель становиться живым примером для детей, ему свойственнывысокий профессионализм, инновационный стиль научно – педагогического мышления,готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений.
 
ІІ.2 Формы взаимодействия «учитель –ученик»
 
а) из опыта педагогов– новаторов
Уже на уроках основнойформой взаимодействия между учеником и учителем должно являться сотрудничество.При этом сохраняются элементы распорядительства и подчинения. Педагог учитываетмнения и пожелания учеников; советуется с ними, глубоко проникает в их мысли инастроения, проявляет максимум чуткости, заботы, делает все возможное дляудовлетворения их разнообразных потребностей и интересов. Учитель вместе сошкольниками планирует урок, организует работу, контролирует ее и оцениваетрезультаты.
Опыт передовых учителей,в том числе, работающих в Белгородской области показывает, что творческийподход к обучению формирует у учащихся стойкий интерес к учению, помогаетраскрыть индивидуальные способности, развивает моральные качества. Такиеучителя, как Шаталов В.Ф., Ильин Е.Н., Волков И.П., Амонашвили Ш.А. и многиедругие создали инновационные методы обучения на основе теоретическогоосмысления и обоснования. Творческий и нерасторжимый союз теории и практики –залог высокого качества педагогического процесса в любом образовательномучреждении. Многие опытные педагоги понимают, что формирование личности,проявление различных нравственных качеств учащихся возможно только вдеятельности. Чтобы этот процесс деятельности был направленным, отвечалконкретным воспитательным задачам, в каждой школе организуется планвоспитательной работы, создаются детские самодеятельные организации, классныйколлектив становится звеном в воспитательной цепи школы. От руководства школы,вожатых, классных руководителей зависит, чтобы в этих коллективах «непотерялась» отдельная личность подростка, учитывались ее индивидуальныеособенности и возрастные, и психологические, а сам процесс воспитания проходилкорректно, неагрессивно.
Что же такое нравственноевоспитание? Воспитание школьников осуществляется в самых различных сферах ихжизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в школе,на улице. Часто это влияние не бывает адекватным нормам общественного поведения.В школе осуществляется специальная воспитательная работа, направленная навсестороннее развитие личности. Каждый педагогический коллектив ставит конечнойцелью и задачей нравственного воспитания – выработать у каждого человекаактивную жизненную позицию.
Все задачи нравственноговоспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамкахкомплексного подхода к воспитательной работе. В трудовой, общественной,творческой, игровой, спортивной и других видах деятельности школьники вступаютв разнообразные нравственные отношения, в результате которых происходитформирование личности.
Каждая группанравственных отношений включает в себя определенные нравственные качества.Моральные качества представляют собой как бы сплав, единство нравственного сознания,чувств и поведения.
Сухомлинский писал:«Утверждение в юных душах системы положительных взглядов невозможно без горениястрастей, без горячей, беспощадной нетерпимости и непримиримости к злу,неправде, унижению человеческого достоинства, беспринципности. Добро и красота,нравственное достоинство и доблесть лишь тогда овладевают юными сердцами, когдая утверждаю в них исключительную чувствительность к злу, внутреннюю готовностьне только не допустить в свое сердце нравственные пороки, но и быть борцомпротив зла, где бы оно не проявлялось».[2]
Гуманизм как нравственноекачество, характеризующее нравственное отношение к людям, воплощается в труде,в поступках, разнообразных делах на пользу окружающим людям. Осознаниеличностью своего нравственного облика, своего места в обществе, в коллективехарактеризует нравственное отношение к себе, к своему поведению. Эталономнравственной оценки самого себя как личности являются моральные принципы и нормы,существующие в обществе. Нравственная оценка себя как личности построена напостоянной оценке своего поведения. Человек сравнивает свои дела и помыслы сжизнью окружающих людей, критически оценивает себя. Формирование нравственногоотношения личности к себе, к своему поведению происходит наиболее успешно, есличеловек предъявляет к себе высокие требования, ориентируясь при этом нанравственный идеал общества.
Одной из ведущихморальных норм, характеризующих отношение человека к своему поведению, являетсясознательная дисциплина. Дисциплина как моральная норма общественного поведениятребует соответствия поведения человека моральным требованиям общества, нормами правилам общества. Основную роль в воспитании дисциплины у школьников играетколлектив, отношения в котором строятся на взаимном доверии и уважении друг кдругу, взаимопомощи и товариществе. В таком коллективе дисциплинавоспринимается ребятами не как что — то навязанное, а как необходимость длянормальной, интересной жизни коллектива.
Воспитание культурыповедения предполагает формирование у подрастающего поколения определенныхнравственных привычек. Сюда относятся привычки, связанные с организациейумственного и физического труда, с поведением школьника в коллективе и вобществе в целом, с правилами личной гигиены и т.д. Культура поведенияхарактеризует и уровень эстетической воспитанности учащихся, котораяпроявляется в умении одеваться, окружать себя вещами высокой художественнойценности, в манерах, жестах.
Таким образом, понятиекультуры поведения довольно сложное и имеет целый ряд компонентов. Воспитаниекультуры поведения в школе следует проводить по определенной программе, котораяусложняется при переходе ребят из одной возрастной группы в другую. Такойсвоеобразной программой воспитания являются Правила для учащихся или Уставышкол.
Таким образом, программанравственного воспитания школьников очень обширна, она охватывает кругразличных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются различныеморальные качества.
Центром нравственноговоспитания учащихся являются коллективы школы, класса, но программунравственного воспитания успешно выполнить можно только в таком коллективе, гдежизнь наполнена делами, увлекающими всех ребят. В таком коллективе у школьниковрождается стремление к взаимопомощи и взаимовыручке, чувство локтя и в тожевремя проявляется требовательность к себе, к своим товарищам. Сама атмосферажизни в коллективе в этом случае благоприятна для формирования нравственныхотношений. Воспитываясь в коллективе, жизнь которого насыщена большими,содержательными делами, ребята учатся всюду отстаивать общепринятые,общественно – полезные нормы поведения и морали.
Самым важным в этомпроцессе является совпадение интересов коллектива и отдельного школьника,подростка. Самое трудное увлечь не только самых активных, энергичных, а ребят,которые всегда «в тени», или, наоборот, бунтарей. Все чаще опытные организаторыи классные руководители строят свою работу совместно с учащимися на советахшкольников. На классных собраниях выявляют, какие коллективные дела и ходпроведения различных мероприятий приемлемы и интересны учащимся.
Так строитсявоспитательная работа в Северной средней школе №2 Белгородского районаБелгородской области.
 
б) место воспитателя ивоспитанника в управлении воспитательным процессом Северной средней школы №2 п.Северный Белгородского района Белгородской области
Школа была построена 8лет назад. В первые годы шло формирование школьного коллектива, разрабатываласьпрограмма воспитания. С 1998 учебного года школа работает по программе«Саморазвитие, самосовершенствование школьника». Завучем по воспитательнойработе Фоменко Натальей Ивановной разработана программа на основе трудовпрофессора Г.К.Селивко, в частности «Технологии саморазвития личностишкольника». Для реализации этой программы классные руководители разрабатываютплан проведения классных часов 2 раза в месяц по темам года:
1 – 4 класс – «Началоэтики» (саморегуляция поведения)
5 класс – «Познай себя» (психологияличности)
6 класс – «Сделай себясам» (самовоспитание)
7 класс – «Научи себяучиться» (самообразование)
8 класс – «Утверждайсебя» (самоутверждение)
9 класс – «Найди себя»(самоопределение)
10 класс – «Управляйсобой» (саморегуляция)
11 класс – «Реализуйсебя» (самоактуализация)
Два раза в год завучшколы проводит методические объединения для классных руководителей, на которыхпроводится методическая учеба, предлагаются технологии для реализации этойпрограммы в классных коллективах. Соответственно, план работы классныхруководителей строится из общешкольной темы «Самосовершенствование,саморазвитие школьника».
Отношения «Учитель — ученик» в технологии саморазвития определяется гуманно – личностным подходом:опора на положительное стимулирование (педагогика успеха и педагогическаяподдержка), партнерские отношения сотрудничества, отрицание внешнегопринуждения. Это основные постулаты для построения воспитательной работы.
Для успешногоосуществления этого сотрудничества не на бумаге, а в деле, в школе со дня ееоткрытия создана детская общественная организация «Галактика Дружная». Каждыйгод выбирается актив организации, разрабатываются коллективные дела, а в концегода проходит парад планет, на котором подводится итог года, называется лучшийкласс.
Формируется опытдеятельности учащихся по самосовершенствованию во внеклассной работе школы.Помимо традиционных мероприятий ко дню Учителя, Новому Году, 8 Марта, 9 Мая, вшколе проходят игры КВН, конкурсы «Мисс Осень», «Лучшая пара» ко дню святогоВалентина, встречи с ветеранами В.О.в., последних войн…
Перед этими мероприятиямисобирается актив школьников, предлагаются идеи по проведению, рассматриваютсякандидатуры ведущих, подробно расписываются конкурсы и задания классам. Этоспособствовало тому, что самый любимый день в школе – это день самоуправления.Все уроки проходят качественно, проходит урок для учителей, заканчивается деньпраздничным концертом. Затем «директор» и «завуч» собирают всех учащихся,которые проводили уроки и подводят итоги, делают замечания и выводы попосещенным урокам.
Уже много лет учителя насвоих уроках используют новые методики, помогающие реализации «само –»учащихся. Каждый год по – новому, интересно проходят предметные недели. Чащевсего на них происходят открытия новых имен, раскрываются таланты тех ребят,которые не являются отличниками, участниками олимпиад. Учителя стараются всехотметить, выделить их заслуги.
Именно по этому в 2002 –2003 учебном году школа участвует в конкурсе «Школа года», представляяБелгородский район. В этой школе коллектив работает творчески, ее смело можноназвать школой нового времени. В такой школе «в центре всей учебно –воспитательной работы выдвигается растущий человек с его возрастающимипотребностями, познавательными интересами, способностями…Она создает условиядля перехода от отношений субординации к отношениям сотрудничества взрослых идетей…[3]»
Понимая значимость такихновых для школы и общества отношений, многие школы работают по проблеме«личностно – ориентированное обучение». Наша школа не стала исключением.
В основе этой концепциилежит работа Фомина А.А., профессора Академии естествознания, г. Ульяновск. Всамом названии сделан акцент на обеспечение самоопределения, самовоспитания,саморазвития школьников и на создание условий для их самореализации. Что иотвечает требованиям Закона «Об образовании».
Бодина Е., докторпедагогических наук, профессор, идет дальше, предлагая рассмотреть и осмыслитьпедагогическое воздействие ученика на учителя.

в) ситуациипедагогического воздействия ученика на учителя
«По мере взросленияличность все более социализируется: подростку важно осознать свое место и рольв среде одноклассников, друзей, в семье и одновременно – свою значимость дляучителя»[4]. Автор глубоко убеждена,что «педагогическая деятельность» ученика по отношению к учителю направлена наустановление социального статуса равноправия подрастающего человека совзрослым. Это – мощный, хотя нередко и скрытый мотив «педагогическогонаступления» ребенка на взрослого, который «все знает», «знает, как надо», «чтохорошо и что плохо» для ребенка, каковы его обязанности и т.д.
Называются и характерныеформы педагогического воздействия ученика на учителя. Это:
— нарочитое невниманиелично к учителю и его предмету (ученик не слушает на уроках, демонстративноотвлекается или занимается чем – то посторонним, болтает с соседом, нарочито«не замечает» учителя на переменах, не здоровается с ним и т.д.);
— выражение сомнения взнаниях, умениях, профессиональной состоятельности учителя («а вот учительистории говорил нам, что…», «а покажите сами, как это сделать», «а вот ячитал…», «а где это написано?» и т.д.);
— отрицание новизныучебной информации («Нам это на географии уже говорили», «Опять о Ньютоне!»,«Мы это учили еще в прошлом году» и т.д.);
— принижение значенияучителя как личности и профессионала;
— уличение учителя встаромодности и несоответствии времени;
— бравада («А я все этознаю, у меня в тетради есть», «У моего отца такая библиотека, что записыватьэто мне не нужно»);
— демонстрациясобственной эрудиции;
— демонстративноенепослушание и неповиновение;
— хроническоеневыполнение или недовыполнение заданий;
— отсутствие на уроках (споследующим объяснением необходимости систематических походов на лечебныепроцедуры, дополнительными домашними обязанностями – уход за больной бабушкой,занятостью в музыкальной школе, просто упорное молчание вместо объяснений ит.д.).
Каждая из перечисленных,а также многих других, даже более тяжелых психологически, ситуациях воздействияученика на учителя рассчитана на ответную реакцию со стороны учителя. При этом«ученик – педагог» психологически готов к этой реакции, он просчитывает еевозможные варианты и свое последующее поведение.
Важно, чтобы учитель втаких ситуациях не проявлял беспомощности, грубости, а был дружелюбным, в меруделикатным и настойчивым, чтобы требование учителя оставалось в силе.
Необходимы дружественные,взаимно уважительные отношения между учеником и учителем. Потребность ученика вустановлении социального статуса равноправия и нейтрализации навязчивогоприоритетного положения учителя возникает только тогда, когда нарушаетсягармония отношений, а учителю не хватает настоящего человеческого ипрофессионального авторитета, т.е. отношения требуют педагогической коррекции.Ее – то и берет на себя ученик!
Подведем итоги. Основнойпричиной, стимулирующей педагогические способности ученика и побуждающей его кактивным и целенаправленным действиям, является неравноправие ученика иучителя, а также насильственное утверждение последним своего человеческого ислужебного приоритета. В этом случае у ученика вызревает внутренний протест,ищущий «выхода» в описанной выше «педагогической» деятельности, ее сущность – визменении отношений между учеником и учителем в пользу ребенка и взрослого.Достижение этой цели обеспечивают механизмы нейтрализации приоритетногоположения учителя и создания для него испытательных ситуаций, доказывающих егочеловеческую и профессиональную состоятельность, или наоборот.
ІІІ.Заключение
 
Воспитание в современныхусловиях предполагает активное социальное взаимодействие взрослых и детей всфере их совместного бытия (со — бытия). Результатом этого взаимодействияявляется духовное взаимообогащение, взаиморазвитие взрослого и ребенка. Врамках теоретической педагогики подобное понимание воспитания ведет к признаниюсубъектности ребенка в процессе воспитания. Тем самым педагог лишаетсяединоличного «права собственности» на процесс воспитания, это право теперьподелено между ним и ребенком. Феномен воспитания сосредотачивается уже не на«полюсе» воспитателя, но в сфере «между» взрослым и ребенком, котораясуществует только в том случае, если они в этом заинтересованы. Меняетсянаправленность воспитательной деятельности педагога, акцент переносится спреобразования личности ребенка на удержание и преобразование сферы «между»взрослым и ребенком в целях развития личности ребенка. Эта сфера «между»,определяемая философами и психологами через понятия «диалог», «встреча», «со — бытие», на языке педагогики может быть определена термином «воспитательноепространство».
В.А. Сухомлинский считал,что учитель и ученик должны идти в школу с радостью и наслаждением. Но онидолжны их испытывать оттого, что будущая работа будет представлятьсяинтересным, веселым времяпрепровождением. Учебный труд – это сложный и тяжелыйтруд. Испытание радости от реализации и результатов труда в процессесовместного общения – в этом должна состоять побудительная сила влечения вшколу.
Нами было предприняторассмотреть теорию вопроса, его практическое применении на примере одной изшкол Белгородского района, педагогические ситуации, характерные в определенииместа воспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом.
Списоклитературы
 
1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. — М., «Просвящение», 1987.
2. Бодина Е. Педагогическое воздействие ученика на учителя.// Воспитание школьников. Научно – методический журнал. 2002 — №1
3. Григорьев Д.В. Школьник как субъект воспитания. //Классный руководитель. Научно – методический журнал. 2001 – №2
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изб. пед. Соч. в 3-хт. – м. – 1979. – т.1.
5. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
6. Тонков Е. В. Теория и практика воспитания. Москва –Белгород, 1992.
7. Фролов П.Т. Творцы и новаторы педагогического процесса.Москва – Белгород, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.