Реферат по предмету "Педагогика"


Образ учителя и его формирование у студентов педагогических учебных заведений

Введение
«Каждый, кто выбираетпрофессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить ивоспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональнуюподготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем» — пишет ЗимняяИ.А.
Чтобы достойно исполнятьсвой педагогический долг, учителю необходимо иметь конкретную теоретическуюбазу, обладать определёнными личностными и профессиональными качествами,соответственно относиться к ученикам и их родителям, коллегам. Для детейучитель является наставником, примером, другом. От него ученики перенимаютценности, сложившегося на данный момент общества, нормы социального поведения, мировоззрениеи даже привычки.
Кроме этого, в болееранний период профессионального становления, у студента педагогического ВУЗадолжно сформироваться положительное отношение к своей будущей деятельности. Оново многом определит то, о чём мы говорили ранее.
На данный процесс влияетмножество факторов: экономическая политика государства в области образования,ценности и нормы признанные обществом, личностная направленность студента и др.Но наиболее актуальными для нас становятся конкретные условия формированияположительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя,т.к. их исследование позволит нам создать ситуацию формирования данногоотношения у других студентов того же ВУЗа в процессе прохождения педагогическойпрактики.
Исходя из актуальностивыбранной нами темы, мы сформулировали цель: изучение условий формированияположительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя.
Объект исследования: учебно-воспитательныйпроцесс в педагогическом ВУЗе.
Предмет исследования:формирование положительного отношения студентов педагогического ВУЗа кпрофессии учителя.
Цель, объект и предметисследования определили следующие задачи:
1. Исследоватьформирование положительного отношения студентов педагогического ВУЗа кпрофессии учителя как педагогическую проблему.
2. Составить образучителя в понимании педагогов и учащихся.
3. Разработатьрекомендации по формированию положительного отношения студентов педагогическогоВУЗа к профессии учителя.
Для достиженияпоставленной цели нами были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогических исследований;обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
2) эмпирические: констатирующий эксперимент,анкетирование, проективный метод;
3) методыобработки, интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов,методы математической обработки данных.
Экспериментальная базабыла предоставлена следующими образовательными учреждениями г.ЛесосибирскаКрасноярского края: МОУ «СОШ №1 им. Е. Белинского», МОУ «Гимназия», МОУ СОШ№18, МОУ СОШ №6, МОУ «Комаровская основная общеобразовательная школа»с.Комаровка Пировского района Красноярского края. Выборка исследованияпредставлена учащимися и педагогами данных образовательных учреждений исоставляет 158 респондентов (117 учеников, 41 учитель).
Теоретической базойисследования являются труды П.Ф. Каптерева, А.К. Марковой, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой,Л.М. Митиной.
Работа состоит извведения, трёх параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений. В приложениях представлено 4 таблицы, 4 рисунка. Объемнаучного отчета составляет 25 страниц без учета приложения.
Практическая значимость:материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы приподготовке студентов к педагогической практике и при написании научных работ.Предложенные нами в данной работе методики могут быть использованы припроведении исследований по сходной тематике.

§1. Формированиеположительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя какпедагогическая проблема
Отвечая на вопрос, что жеопределяет выбор профессии, Е.А. Климов намечает восемь основных факторов:
1) позиция старших,семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьногопедагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.);
4) личныепрофессиональные и жизненные планы;
5) способности и ихпроявления;
6) притязание наобщественное признание;
7) информированность отой или иной профессиональной деятельности;
8) склонности [10:121-128].
Эти факторы, безусловно,важны и для выбора педагогической деятельности в качестве профессии. Однако, однимиз специфичных факторов, определяющих выбор именно этой профессии, являетсялюбовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта. Этот фактор, по даннымН.В. Кузьминой, наиболее типичен. Другими словами, само содержаниепедагогической деятельности — возможность учить детей — оказывает наибольшеевлияние на выбор педагогической профессии. Ее случайный выбор, по даннымисследований Н.В. Кузьминой, не превышает 9%.
Данные факторыоказываются значимыми и для самой педагогической деятельности. Среди нихособенно важно влияние:
1) учителя и любимогоучебного предмета;
2) семьи, семейныхтрадиций;
3) предшествующего опытаработы.
Существенно также иудовлетворение от педагогической деятельности, профессии. По данным Н.В.Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельностиу педагогов в целом высок» [12: 19], закономерно повышаясь по мере еепродуктивности.
На сегодняшний деньпедагогические ВУЗы не привлекательны для абитуриентов, причин тому множество,однако, те, кто всё же поступают в подобные учебные заведения руководствуютсясамыми разными мотивами.
Анализ факторов, влияющихна выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить ихзначимость и выстроить ранжированный ряд:
1) интерес к учебномупредмету — 27,2 %;
2) желание обучатьданному предмету — 16,2 %;
3) стремление посвятитьсебя воспитанию детей — 19,2 %;
4) осознаниепедагогических способностей — 6 %;
5) желание иметь высшееобразование — 13 %;
6) представление обобщественной важности, престиже педагогической профессии — 12,2 %;
7) стремление к материальнойобеспеченности — 2,2 %;
8) так сложилисьобстоятельства — 4 %.
Если объединить выбравшихпедагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению ивоспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущихучителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими опедагогической направленности их личности [18:98].
Министр образования инауки Российской Федерации Фрусенко Андрей Александрович озвучил своё мнение поизучаемому вопросу: «По нашим данным, из всех выпускников педагогическихвузов в школу реально идут работать 7 — 8%, из них остаются 3 — 4%. Зачем мыбудем тратить деньги на подготовку специалистов, которые не будут работать поспециальности? Лучше перенаправить деньги на подготовку тех, кто будеттрудоустроен по профессии» [21].
Данное заявлениехарактеризует государственную политику в области обсуждаемой нами проблемы.
Если мы обратим вниманиена современное школьное образование, то увидим, что учителями в школах работаютв основном женщины и подавляющее их большинство мало устроены в личной жизни.Низкая зарплата, высокая ответственность, большое количество времени и сил,тратящихся на работу, приводят к запущенности собственных детей, нарушениюсупружеских отношений, и как следствие, неудовлетворённость собственныхпотребностей, изменение жизненных ценностей, профессиональные деформации.
На сегодняшний деньданная проблема является весьма острой, так как имеет место искажение образаучителя, который всегда был наставником не только в обучении, но и в жизни,другом для ученика, мудрым и опытным человеком.
Анализируяпсихологическую природу учительского труда, Л.С. Выготский указывал: «Всякаятеория воспитания предъявляет свои собственные требования к учителю. Дляпедагогики Руссо учитель – только сторож и охранитель ребенка от порчи и дурныхвлияний. Для Толстого это должен быть непременно добродетельный человек,который своим личным примером заражал бы ребенка. Для аскетической педагогикивоспитатель – тот, кто умеет исполнять заповеди: «Ломай волю твоего ребенка,чтобы он не погиб»» [3: 105].
Еще в начале ХХ века П.Ф.Каптерев отметил, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первоеместо, те или другие его свойства будут повышать или понижать воспитательноевлияние обучения» [9: 205]. Основными свойствами учителя П.Ф. Каптерев считал«специальные учительские свойства», к которым отнес «научную подготовкуучителя» и «личный учительский талант».
По мнению автора, «Первоесвойство заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, встепени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, вшироком образовании, в знакомстве с методологией предмета, общимидидактическими принципами и знанием свойств детской натуры, с которой учителюприходится иметь дело; второе свойство заключается в преподавательскомискусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве». Наряду со«специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным»,П.Ф. Каптерев выделил и необходимые личностные «нравственно – волевые свойства»учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность),внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность,стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям.
Известный исследовательЛ.М. Митина выделяет такие интегральные характеристики личности учителя как:
· педагогическаянаправленность (направленность на ребенка (и других людей); направленность насебя (потребность в самосовершенствовании и самореализации); направленность насодержание учебных предметов);
· педагогическаякомпетентность (деятельностная; коммуникативная; личностная; конфликтная;компетентность в области здоровья);
· педагогическаягибкость (эмоциональная; интеллектуальная; поведенческая) [16: 68-69].
Исследователь Н.В. Кузьминав структуре профессионально – значимых качеств педагога выделяет две группыспособностей: проектировочно – гностические (педагогическое целеполагание, педагогическоемышление) и рефлексивно – перцептивные способности (педагогическая рефлексия,педагогический такт, педагогическая направленность) [12: 75].
На наш взгляд, наиболееполно психологический портрет учителя представлен в концепции И.А. Зимней,которая выделяет его следующие структурные компоненты: индивидуальные качествачеловека (темперамент, задатки); личностные качества (социальная сущностичеловека); коммуникативные качества; статусно – позиционные особенности(особенности его положения, роли, отношений в коллективе); деятельностные(профессионально – предметные), внешнеповеденческие показатели [8: 68].
Исходя из вышеописанныхконцепций отечественных исследователей, нами было организованоэкспериментальное исследование представлений учащихся и педагоговобразовательных учреждений г. Лесосибирска и с. Комаровка опсихолого-педагогическом портрете современного педагога, которое позволит нам вдальнейшем составить рекомендации для студентов, направляющихся напедагогическую практику. Проанализируем полученные эмпирические результаты.
 
§2. Образ учителя в понимании педагогов и учащихся
Диагностическоеобследование педагогов и учащихся образовательных учреждений осуществлялось пометодике «Характеристики современного педагога» (Ф.М. Юсупов), анкете«Современный учитель, какой он?» (Р.В. Манеров) и проективной методике«Незаконченные предложения» (Р.В. Манеров). На основе данных по методике«Характеристики современного педагога» были составлены интеркорреляционныематрицы зависимости между интегральными характеристиками личности педагогов.
Результаты, полученныепри использовании метода ранговой корреляции Ч. Спирмена по данным выборкипедагогов, позволяют констатировать наличие следующих связей междухарактеристиками (см. табл. 1, прил. 1). В основе психологического портретаучителя лежат такие характеристики, как образованность, интеллектуальная гибкость,эмоциональная устойчивость, доверчивость, которые зависят от характеристики«широта взглядов».
«Эмоциональнаяоткрытость» связана с характеристиками «открытость в общении» (r=0,38), «направленность на других» (r=0,38), «доверчивость» (r=0,37), «рациональность» (r=0,48), «высокая саморегуляция» (r=0,31), «высокая самооценка» (r=0,33). Это может говорить опедагогической гибкости как одной из основных характеристик личности учителя.
Характеристика «высокаясаморегуляция» значимо коррелирует с такими характеристиками, как«педагогическое творчество, креативность» (r=0,48), «высокая самооценка» (r=0,47), «трудолюбие» (r=0,46), «объективность оценки учащихся» (r=0,43) определяя тем самым сферу направленностипедагога.
Очевидно, что в идеалекаждый педагог видит себя компетентным специалистом с вполне конкретным наборомхарактеристик. К ним относятся: «высокий уровень профессионализма» (при p ≤ 0,05), вступает в связь с характеристиками«образованность» (r=0,51),«педагогическое творчество, креативность» (r=0,54), «высокий уровень интеллекта» (r=0,48), «потребность в саморазвитии»(r=0,47).
Набор признаков,характеризующих внешние поведенческие качества педагогов, основан навзаимосвязи следующих параметров: признак «самодисциплина» взаимосвязан спризнаком «добросовестность» (r=0,52),«трудолюбие» (r=0,71), «продуктивность деятельности»(r=0,41), «эмоциональная устойчивость»(r=0,48).
В ходе факторизацииданных методом принципиальных компонент нами были выделены три фактора, общаядисперсия которых составляет 14,46%.
Первый фактор, дисперсиякоторого является наибольшей (7,54%), представлен одним признаком, которыйназывается «высокая саморегуляция» (-0,66). Мы условно назовем его фактором«Саморегуляция».
Второй фактор имеетдисперсию (3,83%) и также представлен одним признаком «зависимость от мненияокружающих», имеющим наибольшую факторную нагрузку (-0,69). В силу такогораспределения его можно обозначить фактором «Позиция».
Третий фактор (дисперсия3,09%) также представлен одним признаком «добросовестность» (-0,71) сотрицательным знаком. Для профессии педагога важной является гармоничнаявыраженность добросовестности как свойства личности. Данный фактор может бытьназван «Отношения». Результаты отражены в табл. 2 (см. прил. 1).
Отраженные в интеркорреляционнойматрице результаты исследования представлений учащихся позволяют обнаружитьтенденцию к увеличению значимых связей между характеристиками, по сравнению сданными, полученными на выборке педагогов. Основными характеристиками остаются«высокий уровень профессионализма», «педагогическое творчество, креативность»,«потребность в саморазвитии». Дополняют психологический портрет педагогахарактеристики «самосовершенствование в сфере педагогического труда»,«открытость в общении», «общительность, открытость», «склонность к новшествам».Взаимосвязи между данными качествами носят положительный характер и указываютна взаимообусловленность их в структуре психологического портрета современногопедагога.
Можно отметить, что такаяхарактеристика как «открытость в общении», значимая для ученической выборки,выпадает из системы отношений между признаками по результатам корреляционногоанализа представлений учителей о современном педагоге. Однако, такаяхарактеристика как «высокая саморегуляция», которая являлась стержневой вхарактеристике учителями портрета современного педагога, потеряла своюзначимость в выборке учеников. Результаты корреляционного анализа для выборкиучащихся представлены в таблице 3 (см. прил.1).
Проведенная факторизация(табл. 4, прил. 1) позволяет констатировать выдвижение на первое место поуровню дисперсии (12,56%) первого фактора, который представленхарактеристиками: «закрытость в общении», «замкнутость», «отсутствиеспособности к самоанализу», «пассивность». Факторная нагрузка большинствапризнаков носит отрицательный характер. Будучи «отрицательно заряженной»,совокупность данных характеристик, скорее всего, выражает представлениеучеников о современном педагоге, через набор коммуникативных качеств. Условноданный фактор можно назвать «Коммуникативный компонент».
Второй и третий факторыимеют наименьшие уровни дисперсии и не представлены ни одной из характеристик.Поэтому они не представляют ценность для анализа.
По результатам методики«Незаконченные предложения» (см. рис. 1, прил. 2) было выявлено, что наиболеезначимыми для учителей в структуре психологического портрета педагога являютсятакие составляющие как «высокообразованный»; «дает знания», «воспитатель»,«любит свою работу», «владеет современными технологиями». Подобно педагогам,учащиеся выделяют «высокообразованность», «передачу знаний», но для учениковеще важно, чтобы педагог был «понимающим» (см. табл. 2, прил. 2).
Таким образом, можносделать вывод, что и учителя, и ученики в структуре психологического портретапедагога выделяют высокий уровень образования. Но для учеников важно, чтобыучитель был понимающим; а у педагогов на первый план выходит передача знаний.Для учеников эта характеристика только на третьем месте. У педагогов на 3 местенаходятся такие характеристики как «владение современными технологиями»,«любовь к работе», «воспитание». У них «владению современными технологиями»отводится 4 место, «любовь к своей работе» оказывается на последнем месте, а«воспитание» является не значимым.
Результаты анкетированияпо методике «Современный учитель, какой он?» показали (см. рис. 3, прил. 2),что характеристика «образованный» в представлении 88% исследуемых педагогов приранжировании занимает первое место. Это говорит о том, что быть образованнымдля педагогов имеет первостепенную значимость. Под ним они подразумеваютналичие высшего образования, повышение квалификации и наличие широкогокругозора.
Характеристика«креативный» для 56% педагогов является второй по значимости. Под ним педагогипонимают следующее: творческий, исследователь, новатор и т.д.
Третье место в результатеранжирования определено такой характеристике как «коммуникабельность», еепредпочли 46% респондентов, подразумевая под коммуникабельностью общительность,открытость педагога и т.п.
Четвертое место разделилидве характеристики: «ответственный» и «целеустремленный». Для 42% педагогов онивыступают как отношение к профессиональной деятельности, отношение к другому;исполнительность и т.д.
Также в списке отмеченытакие характеристики, как мобильный, понимающий, добрый, трудолюбивый,активный, внешний вид, умный, интеллектуально развитый, добросовестный, но онине получили высокой степени значимости.
Таким образом, наличиепризнаков «образованный», «креативный», «коммуникабельный», «ответственный» и «целеустремленный»являются важными в построении психологического портрета современного педагога исоставляют основную базу педагогической профессии с точки зрения педагогов.
Если анализироватьрезультаты учащихся по этой же методике (см. рис. 4, прил. 2), тохарактеристика «образованный» также является доминирующей для 47% респондентов.Из опроса учащихся можно дать следующее содержание понятию «образованный»:имеет высшее образование; знает много и обо всем; может все объяснить; имеетширокий круг интересов.
Второй по значениювыступает характеристика, обозначенная нами как «внешний вид», ей отдалипредпочтение 37% респондентов. Учащиеся вкладывают в это понятие следующиепризнаки: красивый, стильный, ухоженный, модный, хорошо выглядит и другие.
Характеристику«коммуникабельный» на третье место относят 34% респондентов. Учащиесяподразумевают под данной характеристикой: общительный, умеет находить общийязык с учениками и т.д.
Четвертое местоопределено характеристике «понимающий». 31% респондентов считает ее наличиеважной для современного педагога.
Следовательно,совокупность таких характеристик как «образованный», «внешний вид»,«коммуникабельный», «понимающий» в представлении учащихся являютсясоставляющими образ современного педагога.
Обобщая результаты пометодике «Современный учитель, какой он?» (см. рис. 4, прил. 2), можно сделатьследующие выводы: характеристика «образованный» и «коммуникабельный» являютсяосновополагающими в представлении о личности современного педагога, как уучителей, так и у учащихся. Характеристики «внешний вид» и «креативный» имеютразные позиции предпочтения у исследуемых выборок. Такая особенность как«внешний вид» свойственна ученикам, а «креативный» — педагогам.
Сопоставив результаты повсем трем методикам, можно сделать следующие выводы. В представлениях иучителей, и учеников о качествах, присущих современному педагогу, присутствуютобразованность, коммуникабельность, умение передавать знания. Для учителейтакже выступают важными креативность, владение современными технологиями,саморегуляция. С точки зрения учащихся, более важными качествами являютсявнешний вид педагога, способность понять ученика. Следовательно, в обобщенномвиде можно говорить о том, что для представлений о желательных характеристикахсовременного педагога для учителей в первую очередь характерны профессиональнозначимые качества, а для учащихся – качества личности.
§3. Рекомендации по формированию положительногоотношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя
По результатам проведённогоисследования мы можем составить рекомендации по формированию положительногоотношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя для студентов,готовящихся к практике. Кроме того, мы считаем возможным, использовать этирекомендации и при прохождении педагогической практики в школе, так какпервоначально отношение к профессии учителя складывается именно вобщеобразовательном учреждении. Если студент работает со старшеклассниками, тоположительное отношение к профессии учителя может сыграть и профориентационнуюроль.
Как мы уже выяснили, навыбор профессии, а именно профессии педагога, влияет множество факторов. Срединих и социальный, который выражается в конкретных характеристиках, составляющихобраз учителя.
В работе с учениками –будущими студентами и собственно студентами необходимо проявлять ожидаемые имиположительные качества: «высокий уровень профессионализма», «педагогическоетворчество, креативность», «открытость в общении», «общительность, открытость»,«склонность к новшествам».
Проявить эти качествастудентам помогут психолого-педагогические методики. Это могут быть игры назнакомство, спортивные и подвижные игры, элементы тренингов адаптации исплочения группы, а так же проигрывание различных педагогических ситуаций.
Даже самые простые игрыдля младших школьников, например, «Съедобное — не съедобное», «Горячо –холодно», «Фанты» и другие, в коллективе представителей любой возрастной иразновозрастной групп помогают создать благоприятный климат и настроитьучастников на совместную деятельность.
Для того, чтобы бытьудачным в профессии необходимо стремление человека к самосовершенствованию какв личностной, так и в профессиональной сфере, к самообразованию, ксамоактуализации.
Кроме того, и для самогоучителя, и для учеников важен уровень образованности педагога. Под ним ониподразумевают наличие высшего образования, повышение квалификации и наличиеширокого кругозора.
Теоретическая база,которую студент получает в ВУЗе, даёт ему возможности, для личностного развития(интеллектуального, эмоционально волевого и другие), она формирует егомировоззрение и отношение к получаемой профессии. От того, насколько хорошо учительразбирается в материале, от его интеллектуальной гибкости, зависит на сколькохорошо его ученики поймут изучаемую тему. Это подтверждают результатыпроведённого нами исследования: и учителя, и ученики в структурепсихологического портрета педагога выделяют высокий уровень образования. Но дляучеников важно, чтобы учитель был понимающим; а у педагогов на первый планвыходит передача знаний.
Немаловажно умениеработать с современной техникой. Современный информационный мир обуславливаетотношение к человеку, через его способности в данной области. У учителя большешансов завоевать расположение учеников, если он владеет навыками работы накомпьютере.
 Удивительно, ноотношение к педагогу зависит и от его внешнего вида. Учащиеся вкладывают в этопонятие следующие признаки: красивый, стильный, ухоженный, модный и другие. Этоговорит о том, что студенту, проходящему практику необходимо следить за тем,как он выглядит. Сдержанность, чувство меры и вкуса в одежде, причёске имакияже вносят свой вклад в формирование образа педагога.
Желательно не сочетать водежде больше трёх цветов. Лучше всего, для гардероба, подойдут комплектыклассического покроя. Разумеется, такой наряд не предполагает ни длины мини, нидекольте. Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью,внушать уважение и вызывать доверие. Для женщины – это не обязательно долженбыть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, ноэлегантное платье. Для мужчин, ну может кроме учителя труда и физическойкультуры, костюм предпочтителен, однако, здесь следует особое вниманиеобратить, на то, чтобы костюм был чистым, отглаженным и хорошо сидел. Детизамечают все, в том числе и неряшливость, и мешковатость наряда, и уважения кпедагогу от этого в них не прибавляется. Что касается украшений, то их должнобыть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими.
Образ педагогаскладывается не только из его внешнего вида, но и из мимики, жестов, манерыобщения, тембра голоса, походки и многого другого. Работа над собой в этомплане достаточно трудоёмка, чтобы достойно выглядеть, необходимо иметь развитыенавыки самообладания и саморегуляции.
Основной рабочийинструмент педагога – это его голос. Существуют различные упражнения для его постановкии регулирования дыхания, что немаловажно.
Пример: четверостишие изстихотворения Ф.И.Тютчева “Люблю грозу…” прочитать:
· с имитацией “эхо”( громко, тихо);
· с вычленениемотдельных слов (“грозу”, “гром”, “резвяся” и т.д.);
· с постепеннымнаращиванием звучности (кульминация “грохочет”).
Данное упражнение поможетизбежать монотонности голоса, управлять его силой и регулировать звучание.
Еще одной задачей посовершенствованию голоса педагога является соблюдение правил личной гигиены:предупреждение заболеваний, отказ от вредных привычек, температурный режим, здоровыйсон.
Поведение учителя играет,пожалуй, главную роль в формировании отношения к нему. Умение оценить ситуацию,в которой существует возможность нарушить какое-либо требование педагогическойэтики, направляет учителя проявлять тактичность в поведении. При выборепоступка необходимо учитывать:
· неполноту инеточности информации;
· субъективныеособенности учащихся и объективные условия, в которых протекают противоречия;
· обстановку, вкоторой совершается поступок;
·  возможныйэффект, который вызовет педагогическое воздействие на студенческий коллектив иотдельных студентов.
Не будем забывать, чтоодним из самых эффективных приёмов воспитания является личный пример. Если мыжелаем сформировать положительное отношение студентов педагогического вуза иучеников общеобразовательных учреждений к профессии педагога, то мы должнывести себя соответственно.

Заключение
Лишь немногим болееполовины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами,свидетельствующими о педагогической направленности их личности. Учителями вшколах работают в основном женщины. Уровень престижности профессии педагогападает. Эти проблемы является весьма острыми, так как имеет место искажениеобраза учителя.
В связи с этим важноформировать положительное отношение к профессии учителя у студентовпедагогического ВУЗа и, кроме того, у учеников общеобразовательных учреждений,так как первоначально отношение к профессии учителя складывается именно вшколе. Если студент работает со старшеклассниками, то положительное отношение кпрофессии учителя может сыграть и профориентационную роль.
В рамках данной работынами было проведено исследование психолого-педагогического портретасовременного педагога в представлении учителей и учеников. Теоретической базойисследования выступило представление о структурных компонентах психологическогопортрета учителя, выделенное И.А. Зимней.
Таким образом, можноотметить, что в структуре психологического портрета современного педагога впредставлении учителей определяющими компонентами выступают характеристики«образованный, высокообразованный» и «саморегуляция». Кроме того, важными элементамив данном случае являются свойства, обозначаемые словосочетаниями «дает знания»,«коммуникабельный», «креативный», «владеет современной техникой». Все этопозволяет сделать вывод о том, что для современных учителей выбранная имипрофессия ассоциируется с образом человека, который является специалистомсвоего дела, умеет общаться с другими людьми и идет в ногу со временем.
Аналогичная структура вотношении учащихся характеризуется преобладанием таких особенностей как«образованный, высокообразованный» и «коммуникабельный». Наряду с ними выделенытакие свойства как «понимающий», «внешний вид» и «дает знания». Поэтому можнопредположить, что в представлении детей современный педагог выступаетчеловеком, который вызывает у них восхищение и демонстрирует хорошее отношениек ним.
Сопоставив обобщенныепортреты современного педагога в представлении учителей и учеников друг сдругом, можно отметить, что и те, и другие определяют специалиста в областиобразования как человека с некоторым набором знаний. Однако педагоги такжеориентируются на уровень профессионализма, на умение выстраивать им собственноеповедение, а ученики – на эмоциональные и личностные характеристики.
В конце были сделанывыводы и сформулированы рекомендации по изучаемой проблеме.
В работе с учениками –будущими студентами и собственно студентами необходимо проявлять ожидаемые имиположительные качества: «высокий уровень профессионализма», «педагогическоетворчество, креативность», «открытость в общении», «общительность, открытость»,«склонность к новшествам». Проявить эти качества студентам помогутпсихолого-педагогические методики.
Для того, чтобы бытьудачным в профессии необходимо стремление человека к самосовершенствованию какв личностной, так и в профессиональной сфере, к самообразованию, ксамоактуализации.
Немаловажно умениеработать с современной техникой. У учителя больше шансов завоевать расположениеучеников, если он владеет навыками работы на компьютере.
Отношение к педагогузависит и от его внешнего вида. Учащиеся вкладывают в это понятие следующиепризнаки: красивый, стильный, ухоженный, модный и другие. Это говорит о том,что студенту, проходящему практику необходимо следить за тем, как он выглядит.Сдержанность, чувство меры и вкуса в одежде, причёске и макияже вносят свой вкладв формирование образа педагога.
Образ педагогаскладывается не только из его внешнего вида, но и из мимики, жестов, манерыобщения, тембра голоса, походки и многого другого. Работа над собой в этомплане достаточно трудоёмка, чтобы достойно выглядеть, необходимо иметь развитыенавыки самообладания и саморегуляции.
Основной рабочийинструмент педагога – это его голос. Существуют различные упражнения для егопостановки и регулирования дыхания, что немаловажно.
Еще одной задачей посовершенствованию голоса педагога является соблюдение правил личной гигиены:предупреждение заболеваний, отказ от вредных привычек, температурный режим,здоровый сон.
Поведение учителя играет,пожалуй, главную роль в формировании отношения к нему. Умение оценить ситуацию,в которой существует возможность нарушить какое-либо требование педагогическойэтики, направляет учителя проявлять тактичность в поведении.
Не будем забывать, чтоодним из самых эффективных приёмов воспитания является личный пример. Если мыжелаем сформировать положительное отношение студентов педагогического вуза иучеников общеобразовательных учреждений к профессии педагога, то мы должнывести себя соответственно.

Списоклитературы
 
1. Абдалина Л.В.Психолого-акмеологическая модельразвития профессионализма педагога: Автореф. дис. доктора психол. наук. Тамбов,2008.
2. Блонский П.П. Избр. педагог. ипсихол. соч: В 2 т. М., 1979.
3. Выготский Л.С. Педагогическаяпсихология / Под ред. ВВ.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
4. Выпряжкина И.Б. Критериипсихологической компетентности учителя // Сборник Образование в векглобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта2003 г.). М., МСЭУ, 2003, С. 37-41
5. Голубева Э.А.Способность и индивидуальность. М.,1993.
6. Давыдов В.В. Принципы обучения вшколе будущего. М., 1974.
7. Запорожец А.В. Избр. психол.труды: В 2 т. М., 1986.
8. Зимняя И.А. Педагогическаяпсихология. М., 2001.
9. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования// Избр. педагог. соч. М., 1982.
10. Климов Е.А. Как выбирать профессию,2-е изд., доп., дораб. М., 1990.
11. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.М., 1995.
12. Кузьмина Н.В.Профессионализм личностипреподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
13. Леонтьев А.Н. Избр. психол.произведения: В 2 т. М., 1983.
14. Маркова А.К.Психология труда учителя. М., 1993.
15. Митина Л.М.Учитель как личность и профессионал.М., 1994.
16. Митина Л.М.Психология труда и профессионального развития учителя. М.:Академия, 2004.
17. Орлов А.Б.Проблемы перестройкипсихолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1.С. 16–26.
18. Сластенин В.А. и др. Педагогика:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр«Академия», 2002.
19. Шингаев С. Психологическийпортрет педагога: взгляд с точки зрения социального здоровья // Психология обучения. — 2009. — №10.
20. Эльконин Б.Д. Избр. психол. труды. М., 1989.
21. pedsovet.org/content/view/4833/88/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы поиска информации в сети интернет. Информационно-поисковые системы
Реферат Методика використання компютерних технологій при вивченні дисципліни Бухгалтерський облік 2 2
Реферат Походження українського народу
Реферат Топологія геометрична та коливальна структура фулеренів Механізм утворення фулеренів
Реферат The Place Of Science In A Libe
Реферат Управління витратами
Реферат The Role Of Women In Gunter Grasss
Реферат Рыбушкино, деревня
Реферат Философские взгляды Достоевского в повести "Записки из подполья"
Реферат Особая роль образа Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Реферат Методические указания к лабораторным работам по физике (термодинамика)
Реферат Земноводные. Особенности организма
Реферат Особливості та основні напрями формування візантійської культури її вплив на розвиток світової
Реферат Нація та особистість
Реферат Образ головного персонажу роману Панаса Мирного "Хіба ревуть воли, як ясла повні" Чіпка Варениченко