Реферат по предмету "Педагогика"


Коррекция агрессивного поведения школьников в сфере досуга

ФедеральноеАгентство по Культуре и Кинематографии
КазанскийГосударственный Университет Культуры и Искусств
Кафедра: СКД
дипломнаяработа на тему:
коррекцияагрессивного поведения школьников
 в сфере досуга
Работувыполнил:
студент Vкурса
гр. 401-к2
ГригорьевЮ.В.
Научныйруководитель:
Кандидатпедагогических наук, доцент
Лебедева С.Н.
Казань-2005
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..2
ГлаваI Агрессивность школьников как педагогическая проблема……………………………………………………………….5
1.1 Определение, понятия и причиныагрессивного поведения школьников..5
1.2 Зарубежные подходы кизучению агрессии……………………………….24
Глава IIАнализ и методы коррекцииагрессивного поведения подростков сфере досуга…………………………………….……..37
2.1Характеристика агрессивного поведенияподростков школы №38 г. Казани……………………………………………………………………………37
2.2 Разработка иапробация методики по коррекции агрессивного поведения подростков в сфередосуга……………………………………………………..43
Выводы…………………………………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………….…58
Списокиспользуемой литературы…………………………………………….60
Терминологическийсловарь…………………………………………………..62
Приложения……………………………………………………………………..64

Введение
В настоящее времяпроблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день наулице, в школе. Усилилосьдемонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайнихформах стали проявляться жестокость, и агрессивность Резко возрослапреступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегосяповедения: подростки участвуют в военизированных формированиях политическихорганизаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаютсяпроституцией и сутенёрством.   Посравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденноесознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества,интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, поотношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречийвозникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Крометого, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многиеисследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но кодному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и,следовательно, одного решения быть не может
Втеоретической части мы  рассмотрелиосновные подходы к пониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу еестановления и возможные факторы ее провоцирования.
Цель исследования:разработать методику, направленнуюна снижение агрессии у детей подросткового возраста в сфере досуга
Задачи исследования:
              1.  В рамках теоретического анализаисследовать специфику агрессивности подростков.
              2.  На основе полученных данныхразработать методику работы с агрессивными подростками.
              3.  Осуществить апробацию полученнойметодики.
              4.  Оценить эффективность методики.
Объект исследования: Ученики средней школы № 38 (9 класс)- двадцать человек. Дети отбирались после общей диагностики всех девятыхклассов на предмет агрессивности. По полученным данным мы  выделили двадцать человек, уровеньагрессивности которых был наиболее высок. Это были как мальчики, так и девочкис разным социальным положением.   
Предмет  исследования:агрессивное поведение подростков.
Вработе были использованы следующие методики исследования:
— анализ литературы по проблеме,
— включённое наблюдение,
— беседы с учащимися девятых классов,
— анализ школьной документации.
  Структура работы определяется логикойисследования, включает введение, две главы, список литературы и заключение.

ГЛАВА I Понятие и причины агрессии,зарубежный взгляд на проблему, условия,способствующие закреплению агрессии.
 
1.1 Определение понятия. Причиныагрессивного поведения.В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая  неприязнь, вызывающая  враждебность», а«агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный,  вызывающий;оказывающий  вредное  воздействие (С.И.Ожегов,  Н.Ю.Шведова. Толковый  словарь  русского языка.  М.,  1999. С.18.)Вообще термин «агрессия» имеет широкоераспространение для обозначения насильственных захватнических действий.Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражениеналичия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносноеповедение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме ирезультатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, добандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формынасильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость»,«драчливость», «озлобленность», «жестокость». Кагрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – болееузкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Частовраждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться вовраждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает иагрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никакихвраждебных чувств не питают.
Термин«агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивностипредпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Имеющиесяопределения можно условно разделить на 2 большие группы:
1.Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы иправила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамереннаяи инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия -  та,когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось»или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он неосознается.
Преднамереннаяагрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вредаили ущерба.
Этой жеточки зрения придерживается и А.Р. Ратинов. Он считает, что антиповедение –свойство агрессивной личности индивида полностью принадлежит мотивационнойструктуре, личностному уровню.
Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии являетсятревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствиенарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создаетохранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, уиндивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей,расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответнойна мнимую угрозу реакцию индивида.
2.Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).
Например:
 Р. Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение:агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинениевреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другимисловами:
— агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;
 -в качестве агрессии может рассматриватьсятолько такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живыморганизмам;
 -жертва должна обладать мотивацией избеганияподобного обращения с собой;
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяютТ.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социальногоповедения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, ноповедение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительныедля жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.
Нужноразделять агрессию и агрессивность. Агрессия — это поведение (индивидуальноеили коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологическоговреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности,выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать иинтерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения вструктуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденциюповедения.
В даннойдипломной работе под агрессией подразумевается личностная черта, котораяформируется под воздействием социально-психологических факторов.
Причины агрессивного поведения иагрессивности
 Исследованию агрессивностии агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех основныхпсихологических направлениях.
В отечественнойпсихологии агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего,обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влияниемошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающейего среде.
Одним из сложных периодов в онтогенезе человекаявляется подростковый возраст. В этот период не только происходит кореннаяперестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новыеобразования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый периодонтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпуклопереплетаются противоречивые тенденции развития.
В отечественной психологии показано, что человек нерождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становитсятаким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социальнополезные, так и социально вредные черты (Макаренко А.С.).
Подросток жаждет не просто внимания, но понимания,доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только средисверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция,препятствующая развитию социальной позиции подростка – но ребенок и долженслушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологическийбарьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.
Агрессивность в личностных характеристиках подростковформируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-занеудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и всоответствующем поведении.
Если говорить о более глубинных причинах такогоповедения, то можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризисе личности (Ю.М. Можгинский). Непутать личностный кризис личностный с возрастным. Кризис личности проявляетсяв  виде болезненного отношения к восприятию собственного «Я» окружающимилюдьми, одиночества и оторванности о  мира,несоответствия своего «Я» неким идеалам, ощущение утраты целостностивнутреннего мира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностьюрасстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения,способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью соматовегетативногокомпонента аффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характерпротеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения сокружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высшихсоциально – психологических свойств личности, неверных установок поведения,слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.
Факторы, способствующие закреплению агрессии.
Биологическийфактор провоцирования агрессии.
 
Американские учёные Медник и Мойлер утверждают, чтогены играют важнейшую роль в формировании агрессивного поведения, нежелиокружающая обстановка. Для подтверждения этого они проанализировали степеньнаследуемости детьми черт своих биологических и приёмных родителей. Еслиприёмный ребёнок больше похож на своих биологических родителей, то мы имеемдело с проявлением биологических детерминант. Большее же сходство междуребёнком и его приёмными родителями является свидетельством влияния окружающейсреды (например, научения). Изучив судебные дела отцов (приёмных и не приёмных)и их сыновей, исследователи выяснили, что мальчики, имеющие осуждённыхбиологических отцов, скорее всего сами будут осуждены за нарушение закона. Вконце своего исследования учёные стали придавать большую значимость ролисоциального фактора. Мойер приходит к заключению, что
«… человек, унаследовавшийсильную агрессивность, в фрустрационной и стрессовой ситуации будет склонен кпроявлению гнева и враждебности. С другой стороны, если этот же человек будетокружён любовью и в значительной степени защищён от жестокости и насилия, а также не будет часто провоцироваться на агрессию, он вряд ли будет склонен кагрессивному поведению».
Психогенетическиеданные убедительно свидетельствуют о том, что генетические особенности вносятсущественный вклад в межиндивидуальные различия в агрессивности. При этомнельзя не согласиться с мнением, высказанным, в частности, Х.Г. Бруннером,о том, что концепция одного «гена агрессии» нереалистична. Как показываютпроведенные исследования, на «склонность» к агрессии могут влиять многие гены исложные взаимодействия между ними. Это влияние, по-видимому, опосредствованоглавным образом особенностями эмоциональной реактивности, и способностьюконтролировать свои импульсы. Следует подчеркнуть, что на разных этапахразвития и в разных группах лиц в сложную иерархическую системуиндивидуально-психологических и ситуационных факторов, определяющих вероятностьагрессивных действий, включены, очевидно, различные биологические (в том числегенетические) и психологические процессы. Кроме того, средовые факторыобъясняют не менее половины межиндивидуальных различий по агрессивности каконтогенетически устойчивой характеристике. Что касается отдельных агрессивныхдействий, то, как подчеркивают большинство исследователей, социальный контекстиграет определяющую роль в их возникновении не только у здоровых лиц, но и припатологических состояниях. Тем не менее, учитывая, что генетические различиявносят существенный вклад в формирование склонности к агрессивному поведению,со временем, когда индивидуальная генетическая диагностика станет доступной,генетические данные можно будет использовать для оценки индивидуальнойреактивности на различные средовые воздействия, провоцирующие агрессию, азначит — и для прогноза и профилактики агрессии.
В подростковом возрасте впроцессе полового развития происходит изменение гормонального статуса. С одной,стороны все изменения в организме подростка происходит под стимулирующим иконтролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринной железы. Секрециятестостерона и эстрогена регулируется посредством обратной связи между этимигормонами, с помощью которых гипоталамус и гонады получают сигнал о том, чтогормоны выделены в достаточном количестве.
С другой стороны, многиебиохимики утверждают, что есть связь между уровнем гормонов и агрессией. Так, вряде работ говорилось о том, что избыточное выделение тестостерона у лицмужского пола вызывает неконтролируемую агрессию. Но изменение гормонального статусапроисходит и у девушек в предменструальный период. У многих повышаетсяраздражительность, общее самочувствие, отек лица и ног, ухудшение аппетита. К. Мойерутверждает, что этот отрезок времени опасен, согласно его исследованиям 62%насильственных преступлений совершается в течении предменструальный недели итолько 2% в конце периода. Эта связь очень значительна, так что в некоторыхстранах закон признает менструацию как смягчающее обстоятельство.
Американский ученый Дж.Уайт считает, что «Даже в том случае, если биология увеличивает готовностьк агрессии, очевидно, что факторы среды могут действовать таким образом, чтобысвести к минимуму или довести до максимума всплеск агрессии». Исследованиябиохимиков имеют большое значение, но не стоит их абсолютизировать.
В  работах отечественных психологов показано,что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организмаоказывает свое влияние на психическое развитие ребенка, но эти влиянияопосредованы к окружающему миру, сравнение себя с взрослыми и сверстниками, атак же не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личность.
Резюмируявсе вышесказанное можно отметить, что единой точки зрения на определениеагрессии, ее природы так и не найдено, что заметно усложняет понимание этойпроблемы. Кроме того, обзор литературы показал, что такой параметрагрессивности как устойчивость не разработан. В становлении агрессивногоповедения могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальныефакторы, но их не стоит переоценивать.
Участи подростков агрессивность формируется как достаточно устойчивое личностноеобразование – качество личности. Основные механизмы: усвоение агрессии какповеденческий акт идеала или в результате закрепления агрессии как защитнойреакции, связанной с неудовлетворением значимых потребностей ребенка.
Сочетаниенеблагоприятных биологических, психологических, семейных и другихсоциально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков.Характерным для них становится нарушение эмоциональных  отношений с окружающими людьми. Подросткипопадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующейасоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и кругобщения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Такимобразом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливаетвозникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков,стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективныепредпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности иразрушительных действий.
Подросток всемье.
Э. Фромм говорил: «Семья –есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессеадаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой егоадаптации к обществу и решения различных социальных проблем».
Традиционно главныминститутом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годыприобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важностьсемьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится втечение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия наличность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Подростковый возраст – одиниз наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительнуюкратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всюдальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественнопроисходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства:переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычногошкольного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурнаягормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым иподатливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитыватьсвойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроляродных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и котрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. Сдругой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательнойработе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильныевзаимоотношения в семье. Становление как положительных, так и отрицательныхчерт, напрямую зависит от стиля родительского воспитания (в равной степени иотцовского, и материнского), от характера и количества дисциплинарных взысканийи наказаний. 
Стиль и поведение родителей– это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого,направленных на формирование личности ребенка.
М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала оченьинтересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт,как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стильвзаимодействия со взрослыми сводится к следующему:
мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходитработать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остаетсядостаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебностьдетей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате,формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильнаяагрессивность, эгоизм и жестокость.
Эрон и др., проведя обширное обследование, выявиличерты родителей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Былоотмечено, что такие родители, как правило, имеют склонность к агрессивности поотношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные).
А.А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий являетсяпростым повторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родителиявляются  эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.Передавая социально полезный опыт, родители передают и негативные его стороны,являющиеся очень эмоционально заряженным “руководством к действию”. Не имеясвоего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильностьнавязываемых моделей поведения с объективной реальностью.
Сами же родители, как заметил Э.Берн, всегдадовольны,  хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пустьдаже в самом дурном отношении.
Разныеавторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети сотклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют,иногда повторяя друг друга.
БочкарёваГ.П.выделяет семьи
1)с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны,но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
2)в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие кпотребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в такихслучаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
3)с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социальнонежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Дубровинакак значимый фактор риска выделяет дисгармоничную семью. Это понятие включает всебя несколько разнородных вариантов психологического неблагополучия:
§семьи, где один из членов страдаетнервно-психическим расстройством или химической зависимостью. К наследственномуфактору, делающеющему более вероятным возникновение расстройств у детей,  прибавляются непредсказуемость семейнойситуации;
§собственно дисгармоничные семьи,где основной проблемой являются отношения между членами семьи;
§семьи, в которых практикуетсянеправильный тип воспитания;
ЛичкоА.Е.выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:
1) гипер-опёка различных степеней: отжелания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей,чувств, поведения) до семейной тирании; излишняя заботао ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесномэмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности,трудностям в общении со сверстниками.
2) гипо-опёка, нередко переходящая вбезнадзорность; подросткам позволяется делатьвсе, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становитсянеконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются вродителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственногоповедения, на который можно было бы ориентироваться.
 3)ситуация, создающая «кумира» семьи – постоянное внимание к любомупобуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4)ситуация, создающая «золушек» в семье – появилось много семей, гдеродители уделяют много внимания себе и мало детям.
Уровниродительских отношений:
IБезразличноеотношение к детям, их чувствам, переживаниям, отсутствие полной привязанности кдетям, чувства долга и ответственности перед детьми. Уровень индифферентногоотношения.
IIАвторитарныеродители: показное уважение к детям, любовь, за которым стоит безразличие илицемерие. Это уровень демонстрации своей власти над ребенком, постоянногоподавления мыслей и чувств собственных детей.
IIIУгождениекапризам ребенка, потакание эгоистическим потребностям. Недоверие к ребенку,чрезмерный контроль за его поведением. Борьба за лидерство, за влияние наребенка. Игнорируют мнение ребенка, его право на поступок, манипулируют им каквещью. Агрессивный стиль поведения.
IVДовериемежду родителями и детьми, общность интересов семейных и общественных.Совместное обсуждение проблем, участие в их решении, чувство ответственности.
Таким образом, формирование агрессивных тенденций удетей происходит несколькими путями:
1.     Родителипоощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример(модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
2.     Родители наказывают детейза проявление агрессивности. Из исследований видно, что:
     ·    Родители, которые очень редко подавляют агрессивность усвоих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.
     ·     Родители, которые ненаказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего,воспитывают в них чрезмерную агрессивность.
     ·     Родителям, разумноподавляющие агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умениевладеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.


В.И.Гарбузов выделил три типа негативных отношенийродителей к ребенку:
1. Тип А — отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательногоотношения)
2.    Тип Б — гиперсоциализация(сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание замалейшую провинность)
3.  Тип В — гипер-опека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливоеотношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.
          Первыйтип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности всебе. Ребенок не чувствует поддержки, “стены” за которую можно спрятаться.Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимаетродительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеетпозитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способностьсаморегуляции ребенка.
         Второй тип (гиперсоциализация),вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формированиесильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам — озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критикасо стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительнымрезультатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности,тревожности и ожидания новых неудач.  Чаще всего, ребенок, занимающийтакое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занятьвысокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, чтоагрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.
         Третий тип (гипер-опека) такженарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможностьполучения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит кинфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения ипротивостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции.
Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И,учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвеннаяагрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвуткниги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
         Таким образом, неправильноеотношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций вповедении ребенка.
Существует ряд особенностей семейных отношения ивоспитания, которые способствуют появлению агрессивных качеств личности ребенка(Копченова Е.Е.):
·                         Недостатоктепла и ласки со стороны родителей;
·                         Незаинтересованностьдетьми, безразличие к детям;
·                         Явноеотвержение ребенка, проявляющееся в невнимании, жестокости, избегания контактовродителей с ребенком;
·                         Отсутствиеили недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительнымотношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;
·                         Непоследовательностьв применении наказаний;
·                         Использованиестрогих, в том числе физических, наказаний;
Семья должнаприспосабливаться к растущей независимости подростка по мере того, как они готовятсебя к самостоятельной жизни. Насколько благополучно происходит этовзаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большей степени зависитот стиля родительского поведения и динамики семьи.
Подросток вгруппе сверстников.
 
Агрессивныеподростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностейповедения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относитсябедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узостьи неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровеньинтеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность,недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость,озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У такихподростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либомаксимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкимисоциальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудныхситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами,регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаютсяи дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивностьвыступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности,взрослости.
Когда наступает отрочество,именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить о том, что он покидает свойсемейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, тонесоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти в те социальныегруппы, о которых он много чего напридумывал, но чье существованиеподтверждается окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, гдестремиться стать «своим». Таким образом, выйдя из семьи и смешавшисьс соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для негороль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.
По  мере взросления роль семьи ослабевает ивозрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получаютот товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечтотакое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, — их потребностьв дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба – «дорога жизни» дляподростка.
Было проведено многоисследований агрессии в межличностных взаимодействиях. Так, в работе Н.Г.Самсоновой, показано, что для юношей агрессия – возрастная норма, которая носитдемонстративный характер. У девушек же совсем другая ситуация. Девушки вусловиях конфликта  ориентированны наотношенческую сторону взаимодействия, чем на решение задачи. Для них важно непоссориться и сохранить отношения, т.к. агрессия чаще всего выступает какдеструктивное поведение и ведет к нарушению совместных действий и отношений.
Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяютподростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и дажекультивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияни


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.