Реферат по предмету "Педагогика"


Возможности методики использования игры на уроках русского языка

Введение
Игра — основной виддеятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейшихявлений жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная и вместе с темнеобходимая. Словом «игра» обозначаются самые различные, малосхожие между собойявления. В четырехтомном словаре русского языка (Ожегов С.И., Шведова И.Ю. 2;235) отмечается семь основных значений этого слова. Игра определяется черезпонятие «деятельность», как и времяпрепровождение детей. Игра номинируется какособая деятельность, обусловленная совокупностью определенных правил, приемов,служащих для развлечения и т.д. Игра — важнейший фактор и средство воспитаниядетей. Поэтому взрослые не только играют с детьми, но и учат их играть. Игра – определяетсякак деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. Вигре он обязан чувствовать себя свободно. Но и эта свобода — действие на основеосознанной необходимости. Такой необходимостью даже в детской игре являютсяправила. Игра — широкий круг деятельности человека, противопоставляемый обычнойутилитарно- практической деятельности и характеризующейся переживаниемудовольствия от самой деятельности. Феномен игры привлекал вниманиепредставителей разных наук: философов, эстетов, биологов, этнологов, психологови др. Начало разработки общей теории игры связано с работами Шиллера, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, Г.В.Плеханова,С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Н.К.Крупской, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина,А.С.Макаренко, М.М.Бахтина, Ф.И.Фрадкиной, Л.С.Славиной, Е.А.Флериной,Д.В.Менджерицкого, В.А.Сухомлинского, Ю.П.Азарова, В.С.Мухиной, О.С.Газмана,Спенсера. Шиллер рассматривал психологическую природу игры и видел в нейхарактеристику существа человека вообще. И для Шиллера игра — наслаждение,связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка сил. Спенсервнес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игры средиразумных существ и на её упражняющую функцию. К.Кросс вслед за Спенсером считалигру специфической деятельностью индивидуумов, проистекающей из внутренней потребностив упражнениях, укреплении и развитии наследственных форм поведения. В основеигры, по Бейтендейку лежат три исходных влечения, которые он заимствовал изтеории Фрейда,- к освобождению, к слиянию и тенденции к воспроизведению. Вместес тем Бейтендейк относит игру к категории ориентировочно- исследовательской деятельности:игра есть действие с предметом, который обладает элементами новизны. Попыткауниверсализировать понятие игры была предпринята голландским историком ифилософом культуры Хейзинги: всё многообразие человеческой деятельностисводится у него к игре, рассматриваемой как основной источник и высшеепроявление человеческой культуры. Основыисторико- материалистического подхода к игре человека были заложеныГ.В.Плехановым. По его мысли, игра является деятельностью, возникающей в ответна потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого онидолжны стать.
Современные историкикультуры рассматривали игру как разновидность общественной практики, состоящейв действительном воспроизведении жизненных явлений вне реальной практическойустановки; они видят социальную значимость игры на ранних ступенях развитияобщества в её коллективизирующей и тренирующей роли; указывают на происходящеев ходе истории постепенное вытеснение игры из жизни взрослых драматическимискусством и спортом. Некоторые философы, разрабатывающие проблемы человеческойдеятельности, рассматривают игры ребенка как синкретически- художественнуюдеятельность. В современной психологии разрабатывались приемы- вопросы оприроде игры и её значение для В.С.Выготским. Основное внимание уделялосьролевой игре- ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, в которойдети специально создаваемой или условной ситуации, беря на себя роль взрослых,воспроизводят их деятельность и систему отношений в обществе. Был показансоциально- исторический характер игры по её происхождению и содержанию. Ролеваяигра на протяжении дошкольного детства постепенно перерастает в игры справилами — обобщенные и сокращенные выражения взрослых отношений. Всовременной методике и педагогике проблема рассмотрения игровой деятельностиявляется перспективной. Эту проблему рассматривают психологи, методисты,преподаватели — исследователи. Актуальность темы нашей курсовой работыне подлежит сомнению. Она посвящена использованию игры на уроках словесности. Главнойцелью нашей работы является изучение возможностей методики использованияигры на уроках русского языка. Поставленная цель требует постановки иосуществления следующих задач:
· изучениеметодической литературы, посвященной методическим возможностям игры;исследованию роли игровой деятельности в учебном процессе; рассмотрение приемови средств создания игровой ситуации на занятиях русской словесности;
определение учебно –воспитательного потенциала учебной игры; анализ системы игровых упражнений и выработкарекомендаций использования игры на уроках русского языка. Предметомисследования нашей курсовой работы является игровая деятельность,объектом исследования– методические приемы её использования в учебном процессе. Наша курсовая работасостоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованнойлитературы. Материалы нашей курсовой работы могут быть использованы на урокахрусского языка в классах с углубленным преподаванием гуманитарных дисциплин влицеях и гимназиях, на факультативных занятиях по русскому языку.

Глава 1. Деятельностныйподход к пониманию игры как важного учебно-воспитательного средства
 
Понятиеигры. Игровая деятельность. Понятие «игра», напервый взгляд, многим кажется простым и ясным. Игра ассоциируется с детством: еслиребенок здоров, он, естественно, играет. Детская игра — один из сложнейшихтеоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественнойорганизации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методахвоспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, игры и вовсене было? Ответы на эти вопросы важны потому, что понять природу детской игры — это значит понять природу самого человека. «Игра возникает в ходе историческогоразвития общества в результате изменения места ребенка в системе общественныхотношений»,- пишет известный советский исследователь игры Д.Б.Эльконин.Попробуем рассмотреть это положение несколько подробнее (13; 63 – 64). Возьмёмв качестве примера первобытное общество. Группа охотников возвращается послеохоты. Каждый выполняет определенную функцию: одни вспугивали животного, другиенаправляли его в сторону засады, третьи ожидали зверя. Но если что- то неполучилось, людям не удалось согласовать групповые действия и зверь ушел?..Так возникает необходимость предварительной репетиции, подготовки. Участникипредстоящей охоты воспроизводят похожую ситуацию, но они не могут поступитьтак, как сделали бы мы с вами. Им еще не доступно мысленное, воображаемое повторениесобытий. Первобытные люди воспроизводят ситуацию в развернутых действиях.
Нов отличие от реальной охоты они лишены своего результата, они несколько иные.Повторяется лишь внешний рисунок движений. Так родилась игровая деятельность. Итак,человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивнойтрудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений междулюдьми. « Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической,изобразительной деятельности. А как же возникла детская игра?» (19; 5 -7 ). Вобществах, стоящих на низших уровнях развития, дети жили с взрослыми общейжизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция.Все члены общества осуществляли главную задачу воспитания — сделать детейучастниками общественного производительного труда. А основное средствовоспитания – непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых.Вот тогда- то, по сути, детства не было, следовательно, не было и игры.
Итак,детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишьтогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей впроизводительный труд взрослых. Современное детство существенно отличается отдетства людей XIX века. Чем выше развитие общества, тем сложнее становитсяпериод подготовки ребенка к сложной взрослой жизни. Вместе с постепеннымусложнением форм производства происходит новое распределение трудовыхобязанностей. Дети перестают принимать непосредственное участие в некоторых,наиболее сложных трудовых операциях. Но все больше разнообразных действийформируется у детей на уменьшенных копиях реальных предметов. Причем многие изэтих предметов начинают утрачивать свою результативную функцию. Игровыедействия приобретают в группе детей соревновательный характер, возникают игры-соревнования, игры по правилам. Дальнейшее развитие производства, усложнениеорудий труда, возникновение новых производительных отношений приводят к тому,что возможность включения детей в производительный труд еще более осложняется,а овладение усложнившимися орудиями все дальше отодвигается во времени.Возникает производство специальных предметов для детей.
Причемтеперь это предметы не для формирования специальных профессиональных умений инавыков, а для развития некоторых общих зрительно- двигательных и другихкоординаций, необходимых при самых разных видах труда. Возникают современныеигрушки, и рождается сюжетно- ролевая игра. Таким образом, игра возникает входе исторического развития общества в результате изменения места ребенка всистеме общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своейприроде. Её возникновение связано не с действием каких- либо внутреннихврожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиямижизни ребенка в обществе (19; 5 – 7). Что же такое игра — доступная ребенку и непостижимаядля ученого?
Итак,подводя предварительный итог рассуждений об игре, можно отметить следующее.Прежде всего игра — это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленныхдействий, объединенных единым мотивом. Игра — это деятельность; следовательно,что игра является выражением определенного отношения личности к окружающейдействительности. Игра связана с практикой, с воздействием на мир (4; 250). Игра- форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественногоопыта, фиксированного в социально — закрепленных способах осуществленияпредметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом видеобщественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности.
Вструктуру игры входят: 1) роли, взятые на себя играющими; 2) игровые действиякак средство реализации этих ролей; 3) игровые употребления предметов — замещенореальных предметов игровыми, условными; 4) реальные отношения между играющими. (7;138 – 164). Сюжетом игры является воспроизводимая в ней областьдействительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми какглавный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой иобщественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведенияребенка, его социализации. Характерная особенность игры — её двупланность,присущая также драматическому искусству, элементы которой сохраняются в любойколлективной игре: 1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществлениекоторой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, частонестандартных задач; 2) ряд моментов этой деятельности несет условный характер,что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью. Игра — особый вид деятельности. Во — первых, потому что играть приятно, играть легко,играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.
Вподарок от природы получаем предрасположенность и потребность в игре;генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходекоторой организм развивается, упражняясь. И не один вид деятельности необладает такой прочной органической базой, как игра- это деятельность,предписанная самой природой развития человека. Человек есть «человек играющий»,homo ludens ( Хейзинги ). Во — вторых, целевое содержание, расположенное всамой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самойдеятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть.Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчаетполучаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущениелегкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил,тем не менее говорят, что «играть» в отличие от «работать», вовсе не трудно.Зная это, человек вступает в игру открыто.
Первоеположение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игрызаключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которое обычно даетданное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельностибезотносительно к её результату, а в многообразных переживаниях, значимых дляребенка, вообще для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякаянеигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым дляиндивида целям. Но в неигровой деятельности значимость той или иной цели бываеточень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужденк действию, прямая цель которого по своему собственному внутреннему содержаниюлишена для индивида значимости в силу того, что посредством этого действиячеловек может обходным путем достичь удовлетворения каких- то своихпотребностей, не связанных непосредственно с внутренним содержанием данногодействия.
Мотивыигровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности кокружающему; значимость тех или иных её сторон переживается в игровойдеятельности на основании более непосредственного отношения к их собственномувнутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное впрактической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой цельюдействия субъекта. Игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силукоторых действие побуждается каким – нибудь побочным его результатом, внепрямого отношения к предмету, на который оно направлено. В игре совершаютсялишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннемусодержанию.
Вэтом основная особенность игровой деятельности и в этом её основное очарование,лишь сравнимое с очарованием высших форм творчества (16; 485 – 496). Игравзрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию,потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре,эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые формируется.В этой способности, отображая, преображать действительность, заключаетсяосновное значение игры. Значит ли это, что игра, переходя в воображаемуюситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть уход отдействительности, но есть и проникновение в неё. Потому в ней нет ухода, нетбегства от действительности особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир.
Все,чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действительности.Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторондействительности с тем, чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. Вигре нереально только то, что для неё не существенно; в игре нет реальноговоздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никакихиллюзий; но всё, что в ней существенно, — в ней подлинно реально: реальны,подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны ивопросы, которые решаются. Например, в состязательных, спортивных играх вопросыо том, кто сообразительнее, сильнее,- это реальные вопросы о реальных свойствахиграющих, которые в игре получают своё решение, вызывая подлинные чувствасоперничества, успеха, неудачи, торжества.
Итак, игра — непринужденная деятельность в воображаемойситуации по определенным правилам. И если субъективная цель игры, ее мотивнаходятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, тообъективное значение игровой деятельности заключается в формировании итренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществлениядругих видов деятельности и жизни личности в обществе.
Существует много различных концепций игровойдеятельности. Их многообразие обусловлено как различием методологическихпозиций, с точки зрения которых определяется игра (например, позитивизм или фрейдизм),так и сложностью и многообразием самого феномена игры и ее функциональныхзначений. Усложняет понимание игры и то, что детская игра имеет не толькопредпосылки в животном мире, но и.переходит в другие виды деятельности, вкоторых исчезает игра, но сохраняется игровое начало.
Играесть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода (детствадо начала отрочеств); ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира,изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражаетсяуже самим словом.
Игра– самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, но в то жевремя она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней,сокровенной, естественной как в человеке, так и во всех вещах; поэтому играпорождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром.Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё (6; 234 – 272).
Возможное использование игры в педагогическом процессе.
Ценным методом стимулирования интереса к учениювыступает метод использования различных игр и игровых форм организациипознавательной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые,например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочкиготового учебного материала. Игровые оболочки можно составлять для одной,отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительногопромежутка времени. Можно выделить три группы, подходящих для использования вобразовательных учреждениях (6; 234 – 272). 1. Короткие игры. Под словом«игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятсяпредметные, сюжетно- ролевые и иные игры, используемые для развития интереса кучебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобныхзадач выступают усвоения каких — нибудь конкретных правил, отработка навыка ит.д. 2. Игровые оболочки. Эти группы (скорее даже уже не игры, а игровыеформы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени. Чащевсего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше. Кним относится такой захватывающий приём, как создание единой игровой оболочкиурока, т.е. представление урока в виде целостной учёбы- игры. 3. Длительныеразвивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временныепромежутки и психических и личностных качеств ребёнка. Особенностью этой группыигр выступают серьезность и деловитость. Игры этой группы более похожи на игры,как мы их себе представляем, — с шутками и смехом, а не на ответственно выполняемоедело. Собственно, они и учат ответственности — это игры воспитывающейнаправленности ( 15; 167). Великий русский педагог К.Д.Ушинский неоднократноподчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка ктворческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет нетолько удовольствие, но и серьёзных знаний; игра- это мир практическойдеятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовныеего потребности. Игра- средство воспитания. Игра создает коллектив. Общиепереживания в игре объединяют детей. В игре воспитывается чувство товарищества,взаимная поддержка. И.К.Крупская и А.С.Макаренко подчеркивали значение игры каксредство коммуникативного воспитания, как средство всестороннего развития личности.Норебенок, конечно, играет не для того, чтобы подготовиться к жизни: играстановится для него подготовкой к жизни потому, что взрослые организуютее так. Возможность так ее организовать обусловлена тем, что в игру, как мы ужевидели, естественно, закономерно входит прежде всего новое, нарождающееся и ещене ставшее привычным, – развивающееся.
На разных этапахразвития детям свойственны разные игры – в закономерном соответствии с общимхарактером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Впоследствии игра,особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своемсюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену,отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты. Приэтом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство, которого требуетна более высоких уровнях развития его воплощение в действии, придают игреособый характер. Игра становится искусством. Это искусство требует большойособой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Играздесь переходит в труд. Играющим, действующим в игре — искусстве актеромявляются лишь немногие люди; среди взрослых только они сохраняют за собой,поднимая ее на новую ступень, ту привилегию, которой в детстве пользуетсякаждый, – принимать на себя всевозможные доступные воображению роли и воплощатьв своей собственной деятельности их многоликую жизнь; остальные участвуют вигре в качестве зрителей, переживая, но не действуя; не действием, а мечтой онивходят в ту или иную роль, что тоже требует более или менее высокого уровняразвития ( 18; 190 – 192).
Внутренний характер ирезультаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какоесодержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.
Большинству игр присущичетыре главные черты:
· свободнаяразвивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, радиудовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата(процедурное удовольствие);
· творческий,значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности(«поле творчества»);
· эмоциональнаяприподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракцияи т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых иликосвенных правил, отражающих содержание игры, собственно детские игры всехвидов;
Можно выделить всамостоятельныетиповые группы следующие игры: -игры-празднества, игровые праздники;
-игровой фольклор;
-театральные игровыедейства;
-игровые тренинги иупражнения;
-игровые анкеты,вопросники, тесты;
-эстрадные игровыеимпровизации;
-соревнования,состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;
-свадебные обряды,игровые обычаи;
-мистификации, розыгрыши,сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.
В досуговой практикедетей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленныеигровые модели, та кие, как КВН. «Поле чудес», «Что? Где?Когда?», викторина и т.п., имеющие сюжетное пространство, ярко выраженнуюформу. Огромное влияние на возникновение новых игровых форм оказываеттелевидение.
Интенсивноеиспользование игр во второй половине XX столетия в качестве модели обучениядает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые(имитационные,организационно-деятельностные, игры-маневры и т.п.). Первые есть собственноигры, вторые — модельно-обучающие, в которых игра — технологический способобучения.
По времени проведения.Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игрыназывают сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Ихразличают по объему времени (длительные, временные, кратковременные,игры-минутки).
Поместу проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовыеигры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игрына празднике, игры на эстраде.
По составу иколичеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу,количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев,дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, атакже игры взрослых людей. Длительно употреблялись и в возрастном и видеологическом аспекте понятия «игры октябрят», «пионерскиеигры» (14; 94 – 116).
Значение игрыневозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В томи состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типачеловеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, егоквинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретнымсодержанием — те мой детских игр может быть буквально любая деятельностьчеловека. Но она же способна сохранять свою самоценность как своеобычный виддеятельности, например, выступать в виде квипрокво (путаница, недоразумение,мистификация, нелепица).
1. Физические ипсихологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные,моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры изабавы; лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально — творческиеигры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры(учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые,технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры — автоматы;игровые методы обучения.
3. Социальные игры:творческие сюжетно — ролевые (подражательные, режиссерские, игры — драматизации,игры — грезы); деловые игры (организационно — деятельностные, организационно — коммуникативные,организационно — мыслительные, ролевые, имитационные).
4. Комплексные игры(коллективно — творческая, досуговая деятельность).
Началоразработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительныйвклад в данную теорию внесли Бюлер, Гросс, З.Фрейд, Вундт, Бейтендейк, Пиаже,Штерн, Дьюи, Жане. Колоцца, Кейра, Фромм, Хёйзинга, Валлон, Берн и др. (12; 63– 82).

Глава 2. Использованиеигры на уроках русского языка
2.1 Игра на урокахрусского языка как средство развития лингвистической компетенции
Состояние и перспективысовременного отечественного образования диктуют необходимость переосмысленияимеющихся педагогических технологий и поиска новых стратегий развития. Методологическойбазой для реформаторских установок является, без сомнения, утверждаемая многимиучеными — дидактами и идея компетентностного подхода к образовательно — воспитательному процессу. Компетентностная образовательная парадигма, пришедшаяна смену знаниевой, гарантирует повышение качества образования и егорезультатов. Поэтому современный школьник должен обладать целым наборомкомпетенций, которые обеспечат гармоническое соответствие теоретического ипрактического содержания образования.
Именнокомпетентностный подход может решить задачу эффективного развития и проявленияшкольником своих личностных качеств, формирования его индивидуальности, способностик нравственной и творческой реализации своих возможностей. В центр школьногофилологического образования поставлено развитие и воспитание человека культуры,способного влиять на собственное развитие личности. Постановка во главу углапедагогического процесса развитие личности ученика, как залог его успешнойсамореализации, позволяет разрешить противоречие между целями традиционнойпедагогики, ориентированной на передачу знаний, и теми целями, которые ставитсовременное общество. Идея личностно ориентированного подхода, целью которогоявляется создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвитияученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей вучебной деятельности – основа педагогических взглядов учителя, возможностьосуществить образовательные цели ряд ученых связывают с компетентностнымподходом. В филологическом образовании учащихся значительное место занимаетформирование языковой компетенции.
Языковаякомпетенция — способность учащихся употреблятьслова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормамилитературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете— владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности (21; 12 –16).
Впреподавании русского языка как формирование языковой компетенции занимаетнеодинаковое место. В первом случае речь идет об освоении новой для учащихсясемиотической, знаковой системы. Дети усваивают звуковую и лексическую системырусского языка, его грамматические категории, учатся понимать русскую речь истроить собственные высказывания.
Иноедело — преподавание русского языка как родного. Известно, уже в 5—6 лет роднымязыком дети практически владеют. Поэтому в его преподавании по сути речь идетуже не о формировании, а о совершенствовании языковой компетенции. Эти задачитрадиционно решаются в школе: вводятся новые пласты лексики, пополняется фразеологическийзапас, обогащается грамматический строй речи учащихся: усваиваютсяморфологические нормы, нормы согласования, управления, построения предложенийразных видов, речь школьников обогащается синонимическими формами иконструкциями (8; 24 – 38).
Лингвистическаякомпетенция трактуется в методике преподаваниярусского языка неоднозначно. Иногда этот термин употребляется как синонимязыковой компетенции, однако в преподавании русского языка как родного болееперспективно их разграничение (21; 12 – 16).
Лингвистическаякомпетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися.Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоениекомплекса лингвистических понятий. Но не только. Специфика преподаваниярусского языка в школе с русским языком обучения открывает возможность дляширокого понимания термина. Лингвистическая компетенция предполагает такжеформирование представлений «о том, как русский язык устроен, что и как в нем изменяется,какие аспекты являются наиболее острыми» (9; 37 – 56), усвоение тех сведений ороли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянныйустойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку.Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки орусском языке, о ее выдающихся представителях. «О математике, физике, химии,биологии как науках, — пишет Н.М.Шацкий, — учащиеся, выходя из школы, имеютизвестное представление, знакомы с видными учеными в соответствующей области, ихоткрытиями и работами, русистика же для них сплошная терра инкогнито» (10; 47 –60).
Лингвистическаякомпетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков.
Кним относят прежде всего опознавательные умения: опознавать звуки, буквы, частислова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого. Втораягруппа умений — классификационные: умения делить языковые явления на группы.Наконец, третья группа — аналитические умения: производить фонетический,морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический,стилистический разбор (11; 123 – 158).
Усвоениезнаний о языке ни в коей мере не является самоцелью. Известно, одна из задачразвития личности — «учить мыслить». «Многие науки, — писал К.Д. Ушинский, —обогащают только сознание дитяти, давая ему новые и новые факты:грамматика начинает развивать самосознание человека!» Она, по мнениювеликого педагога «является началом самонаблюдения человека над своей душевнойжизнью… Внутренняя цель изучения грамматики отечественного языка вытекает изтого ее значения, которое мы признали за грамматикой как началом самонаблюденийчеловека над собственным мышлением и выражением его в словах»(12; 63 – 82).
Итак,лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личностишкольника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся,овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формированиелингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевойдеятельности.
Следуетзаметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит визвестной степени условный характер. Выделение в качестве самостоятельнойкомпетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной)функции предмета «родной язык» (14; 94 – 116).
Овладениеязыком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение самимязыковым материалом.
Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова иправила употребления их, грамматические формы и конструкций, уметь использоватьразличные способы выражения одной и той же мысли (владеть синонимией), иначеговоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако неуметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке,или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владенияязыком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматическихконструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация — отлат. communico — «связываю», «общаюсь»). Именно поэтому в обучении языку (языкам)выделяется третий тип компетенции — коммуникативной. В значении, близком кэтому термину, в литературе иногда используется термин речевая компетенция. Языковаякомпетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования,языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая икоммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевогообщения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевогообщения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении,письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь”, – без этих условий нет урока (21;12 – 16).
 
2.2Анализ уроков с использованием игровой деятельности
 
Игрыи игровые задания- упражнения к школьным разделам языкознания. Речеваякоммуникация детей легко проявляется в игровой деятельности, так как этоестественная деятельность, требующая речевых умений. Все коммуникативно — лингвистические игры со словом и игровые задания имеют одновременно обучающую,развивающую и развлекательную направленность. Цель игр со словом — превращениеурока из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развитие у детейэмоциональной сферы, образно- чувственного мышления; развитие общеучебныхумений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувстваслова, языковой интуиции, обогащение словаря. Предлагаемые игры и игровыезадания предназначены для индивидуального и коллективного выполнения ивыбираются учителем по его усмотрению. Они могут быть полностью использованы,частично изменены и дополнены в зависимости от конкретных дидактических целей изадач, а также от уровня подготовленности класса. Занимательный игровойматериал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания,таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис». Данные игрыможно использовать не только на основных занятиях по русскому языку, но и вкачестве нетрадиционной формы итогового контроля при закреплении, обобщенииотдельных учебных тем, того или иного школьного раздела науки о языке, вовнеклассной работе, а также в качестве олимпиадных заданий по русскому языку.
Кразделам «Фонетика» и «Графика». Расшифруйте анаграммы. Есликакое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющееиной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»-буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись накоманды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафыпроигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилитосваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию. Задание: Придумайтеновые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт(так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор),образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот). Методическиецели и задачи: — Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; — развитие речи учащихся; — сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся;- воспитания у учащихся чувства языка. Игра в неполные слова. Условие:Учитель записывает на доске столбик букв, ставя вместо согласных точки. Детиотгадывают слова только по данным гласным. Игра проводится устно или письменно,по группам или как соревнование отдельных ребят. Часто бывает два или тривозможных ответа. Задание: Сделайте неполные слова полными. Примерныеответы: комната, вокзал, доклад, телевизор. Методические цели и задачи: — развитие у учащихся эрудиции, смекалки, находчивости, мышления; — развитие речиучащихся; — воспитание у учащихся любви к русскому языку;
Кразделу «Морфология». Эстафета восторга ( к теме «Глаголы иих роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы, обозначающиечувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать),составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этогоигрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам другза другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записаннымина них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточкисидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее(выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели изадачи: — дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства;
— знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенкисинонимов;
— обогащение словарного запаса учащихся;
— развитие речи учащихся;
— развитие чувства коллективизма у учащихся;
— воспитание у учащихся чувства языка.
Кразделу «Синтаксис». Угадай подлежащее! ( к теме «Главныечлены предложения. Подлежащее». ) Задание: Ведущий предлагает загадки, вкоторых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку ивставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летомхолодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба невидит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь неможет. ( Ветряная мельница ) 4.Летом вырастают, а осенью опадают. ( Листья ) 5.Нелает, не кусает, а в дом не пускает. ( Замок ) 6.Не бык, а бодает, не ест, аеду хватает. ( Ухват ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, невыкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан. Методические цели и задачи:
— знакомство учащихся с главными членами предложения;
— знакомство с подлежащим;
— развитие у учащихся смекалки, находчивости; — воспитание у учащихся чувстваязыка. Придумать небылицу за 10 минут. Задание: Учитель пишет какую-либо фразу ( или несколько ), затем загибает листок, чтобы не было виднонаписанного, и передает ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет своюфразу. Тоже загибает листок и отдает его другому. Условие: Писатьразрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все этифразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:
1. Ктоэто был ( или была )?
2. Каквыглядел (-а)?
3. Кудапошел (шла)?
4. Коговстретил (-а)?
5. Чтоему (ей) сказал (-а)?
6. Чтоон (она) ответил (-а)?
7. Чтоему (ей) сделали?
8. Каковабыла его (её) реакция?
9. Чемвся история закончилась?
Вывод или мораль. Когдазаписан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражениемчитается получившаяся небылица. Данная речевая игра может проводиться и каксоревнование между девочками и мальчиками, (между рядами класса). Методическиецели и задачи: — развитие у учащихся чувства коллективизма;
— развитие воображения,мышления, находчивости;
— воспитание у учащихсялюбви к русскому языку. Лингвистические игры – упражнения. К теме «Лексическоезначение слова. Толковые словари».
Задание:Угадать о чем идет речь.
Условие:Каждая команда получает одинаковое задание. Кто быстрее догадается о чем идетречь, поднимает руку и отвечает. Выкрики не зачитываются.
1. Окаком слове идет речь?
Самоедостойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «вогне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит»,«всегда живет с хорошими людьми». (Правда)
Найдитедрузей и врагов слова «Правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы,однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»). Делаем такую запись: Правда
СинонимыАнтонимы Родственные слова
истинанеправда правдивый
справедливостьложь правдиво враньё правдолюб правдоискатель
Методическиецели и задачи:
— развитие у учащихся мышления, логики, воображения;
— воспитание у учащихсячувства языка, любви к русскому языку. Игра словами для гимнастики ума. Загадки– шутки. Загадки – шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются отобычных загадок тем, что не подсказывают ответ, не подводят к тому, а,наоборот, заставляют нашу мысль работать в ложном направлении. Смысл в такихзагадках – в ловушке или в ИГРЕ СЛОВ. Они остроумны, поражают неожиданностьювопроса. Отгадать загадку – шутку очень сложно. Но это и необязательно. Детиудовлетворяются ответом, который получает от своего учителя, зато потом самибудут охотно предлагать эти загадки своим друзьям, одноклассникам и радоватьсявозможности сообщить подходящий ответ. Не следует предлагать ребятам больше одной– двух загадок – шуток в один раз. Приведенные ниже загадки – шутки учительможет использовать в качестве игровых, конкурсных, олимпиадных заданий науроках русского языка, а также во внеклассной, кружковой работе во времялингвистических игр – состязаний в случае спорных ситуаций между командами.
— Когда мальчиканазывают женским именем? (Когда он долго спит – Соня).
— Когда козе минет семьлет, что будет дальше? (Пойдет восьмой).
— Из какой посудыничего нельзя есть? (Из пустой).
— Когда руки бывают тремяместоимениями? (Когда они вы – мы – ты).
— На что похожаполовина яблока? (На другую половину).
— Чем кончается какдень, так и ночь? (Мягким знаком) (17; 67 – 70, 97 – 99).

Заключение
 
Итак, исследовав проблему игры в учебной деятельности, мыпришли к следующим выводам. Игра — это жизненно важный и необходимый элемент вразвитии как индивида, так и общества в целом. По сложности характера игр можносудить о быте, нравах и духовном опыте данного общества.
Особенно велика роль игры для подрастающего поколения. Дляребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, скопироватьувиденное когда — либо действия, и тем самым ребенок приобретает определенныенавыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенныеситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в будущихжизненных ситуациях.
Игра хранит и передает по наследству огромную сумму духовных,ценностях эмоциональных человеческих проявлений. Традиционные формы досугово — игровой деятельности народа, сложившейся в культурах прошлого, практическивыродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально –психологических процессов общения, отчужденность людей и т.п.
Тезаурус игр огромен и рассчитан преимущественно на конкретныйвозраст играющих, время года, уровень воспитанности и культуры и т.д. и т.п.Что следует выделить в феномене игры особо?
1.Культура, которую создал человек, —это, в первую очередь, игровая культура, основанная на традициях труда,социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно всемьях и общественных объединениях. Воспитание детей — самый запутанный исложный вид творчества человека. Он требует создания системы просвещенной,гумманизированной культуры родительства, наставничества, цивилизованной школы,в которой необходимо найти место преобразующей игре, хранящей духовныйпотенциал общечеловеческих ценностей.
2.Изучив философский подход к «человеку играющему» (Хейзенги), мы убедились втом, что игра — явление космического замысла, она феномен ноосферы и способнагарантировать гармоническое совместное развитие человека и биосферы, о чемписал В.Вернадский. В равной степени играют силы природы, искрятся игрой музыкаРоссини, полотна Рериха, поэзия Пушкина, драматургия Шекспира. Междоусобицы иразборы — это ролевые игры людей. Политические игры стали нормой. Современноеобщество проявляет особое игровое сознание: игровые раунды разыгрываются как наполитической арене, так и в повседневной жизни. Выброс психической энергии в игреогромен и беспределен.
3.Изучив различные теории происхождения игры, согласимся с высокой правдойС.Л.Выготского, который считал, что игра вырастает из противоречия междусоциальными потребностями и практическими возможностями ребенка. Ученыйсправедливо видел в ней ведущее средство развития детского сознания и егофункций. Правы все исследователи, доказывающие, что проблема игры — один изважнейших и сложнейших психологических и педагогических вопросов, отправильного решения которого зависит весь процесс воспитания и образованиядетей.
4. Игра — прерогативадетства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самойвысокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра —особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему всеограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослойжизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье,разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромногоколичества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня,так как завтра будет поздно.
5.Игра одновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и формажизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации,сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миромребенка и миром взрослого. И вместе с тем «многочисленные игры ребят —работа», считал Януш Корчак, в которой не может быть «надо» и«не надо».
6.Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностныйподходы к каждому ребенку. Игра — неоценимый в этом помощник. В игре ребенок —автор и исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувствавосхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игрыбескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игреобогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной,интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного(дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных икомплексных.
7.Игры коллективны, коммуникативных, в них, как в любви, все «наше» —«наши игрушки», «наши песочницы», «наши дворы»,ибо игра — совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосусовести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное иусловное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьмивыверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы,перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включаяигру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь также все решают мера,дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.
8.Игры ценны автономно, но прежде всего в системе их использования. Системностьигровой практики — это периодичность и длительность использованияцеленаправленных программ (групп, комплексов, «цепочек») игр,ориентированных на решение конкретных воспитательных задач, на конкретныежизненные ситуации.
9.Принципиально применение собственно игр, равно как принципиально использованиеигровых форм труда, познания, художественного творчества, спорта, соревнований;использование элементов игр в сочетании с неигровой деятельностью в пропорциях,соответствующих различным возрастам учащихся и здравому смыслу.
10.Возникла сверхзадача — создать игровую образовательную систему, в которуювойдут игроучебники, игровые дидактические аксессуары, игрокниги,популяризующие школьные науки; дидактические игротеки (компьютерные учебныеигры; настольные развивающие игры; программы игр по всем учебным предметам идр.). Игровая образовательная система — это игроклассы, игроуроки, игровыегородки в школьных дворах, игротеки на правах библиотек, игровая«наглядность» школьных кабинетов и коридоров, специгры в школьныхрекреациях и произвольная система стихийных детских самобытных игр, длительнохранящихся в опыте поколений детей. Важна перспектива создания для детей ивзрослых центров развлечений с динамикой развития игры: игровая техника,игрушки для дошкольников; игровые автоматы для подростков и юношества;межвозрастные спортивные игротренажеры; игры для профессионального обучения икак высшая форма — компьютерные игры. 'Важно возобновление традиций созданиялитературы по игре для всех слоев населения, прежде всего для детей. Неоценимароль коммуникативных средств, особенно телевидения, как пропагандистов игры.
11. Вместе с тем, какполагал когда-то А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, идеальнуюмодель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям,детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена,невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется.Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которыеинтересны детям по-разному. Виды и сюжеты игр имеют и определеннуюстабильность, и вечно меняющуюся динамику и диалектику. Дидактизировать игрутрудно, ибо дети практически всегда сами ставят себе в играх цели, самивыбирают средства и способы для их осуществления, сами вырабатывают игровыедействия, опираясь на условные правила, что поддерживает их бесконечноетворчество, помогает занижать более высокие позиции, чем в обыденной жизни.
12. Игра — реальная и вечная ценностькультуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом струдом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровоммироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менееважные, чем установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философииосмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат не уступая им, видетьсветлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично,«играючи».
Искусство игры — важная часть жизненнойстратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.
Субъективное понимание игры, онтогенезигровых форм, историческое развитие игровой культуры мы пытались рассмотреть вединстве, выясняя для себя вечные вопросы, что такое игра и какое место оназанимает в жизни современного школьника.
Игровое поведение является одной изважнейших из составляющих бытового поведения человека. Во многих игровоеповедение является определяющим индивидуумом. Человек как бы носит несколькотеатральных масок, в зависимости от ситуации в которую он попадает, круга лиц,с которыми он общается. В зависимости от настроения которое им владеет, играстановится универсальным адаптером индивидуума к реальности, способомприспособления человека к окружающему миру.
Этона наш взгляд, специфика современной роли игры, которая выходит за пределы тойроли, которая обычно существует у детей: обучение, познание окружающего мира. Игра- форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественногоопыта, фиксированного в социально — закрепленных способах осуществленияпредметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом видеобщественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности.Игра в жизни щкольника и школьном процессе имеет огромную роль. В своей работе мы приводим конкретные примерысоздания игровых ситуаций на уроках русского языка как пример дидактическойобучающей игры. Мы проанализировали методический аспект конкретных упражнений –игр, их можно использовать на уроках словесности. Эти упражнения мы рекомендуемиспользовать учителю в своей педпрактике. Приложение Оченьважной частью по развитию мелкой моторики у детей является «пальчиковые игры».Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи,творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальностьокружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируютмоторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своимидвижениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковыеигры» — это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощипальцев. Многие игры требуют участия обоих рук, что дает возможность детям ориентироватьсяв понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры дляразвития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую – нибудьодну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новуюинсценировку для других стишков и песенок.
1. Руки кверхуподнимаем, руки вверх А потом их опускаем, руки вниз А потом ихразведем руки в стороны И к себе скорей прижмем. руки вниз, прижать кбедрам А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей! хлопки в ладоши
2.Мы писали, мыписали, кисти рук сжимаем в кулак А теперь все дружно встали встать,выпрямиться, голову держать Прямо.
Ножками потопаем, топаем
Ручками похлопаем хлопкив ладоши
Затем пальчики сожмем кистирук сжать, выпрямить
Сядем и писать начнем. Тихосесть
3. Мы писали, мы писаликисти рук сжать, выпрямить Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики,постукивание подушечками пальцев по Как солнечные зайчики. Парте Прыг– скок, прыг – скок- движение то же, но в данном ритме Прискакали налужок. Прыг – скок, прыг – скок— движение то же, но в данном ритме Прискакалина лужок. Ветер травушку качает поднимаем руки вверх и качаем в стороны Влево,вправо наклоняем наклоны Вы не бойтесь ветра, зайки Веселитесь налужайке. Прыжки

Список использованнойлитературы
1.ГруберЕ. Этимологический словарь русского языка, М.: «Лонид – Пресс», 2001, с.195.
2.Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 1999, с.235.
3.«Психологический словарь», Ростов – на – Дону, 2003, с.145.
4.«Современный словарь по педагогике», Минск, 2001, с.250.
5.«Философский энциклопедический словарь», М.: «Советская энциклопедия», 1983, с.195.
6.АникееваН.П. Игра в педагогическом процессе, Новосибирск, 1989, с.234 – 272.
7.Аникеев Н.П. Педагогика и психология игры, М, 1986, с.138 – 164.
8.Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982, №4, с.24 – 38.
9.Газман О.С. Социальные аспекты развития // Советская педагогика, 1988, №5, с.37– 56.
10.Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии,1980, №12, с.47 – 60.
11.Добрынская Е.И. Свободное время и развитие личности, Ленинград, 1983, с.123 –158.
12.Запорожец А.В., Маркова Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольноговозраста, М: 1987, с.63 – 82.
13.Крутецкий В.А. Психология, М, 1986, с.63 – 64.
14.Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики, Новосибирск,«Наука», 1987, с.94 – 116.
15.Минскин Е.М. От игры к знаниям, М, 1982г, с.167.
16.Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, Санкт – Петербург, 2002, с.485 – 496.
17.Синицын В.А. Путь к слову, М, 1996, с.67 –70, с.97 – 99.
18.Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии, М, 1999, с.190 – 192.
19.Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно, М, 1891, с.5 – 7.
20.Фрёбель Ф. Воспитание человека // Хрестоматия по истории педагогики, 1994, с.355– 356.
21.Шанский И.М. О курсе и русская словесность на продвинутом этапе обучения (X –XI) // Русский язык в школе, 1994, № 5, с.12-16.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.