Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание в современной школе: проблемы, достижения, инновации

Пермскийгосударственный педагогический университет
Воспитание всовременной школе: проблемы, достижения, инновации
Исполнитель:
Кулакова Татьяна,
студентка I курса 511 группы
Руководитель:
Зорина
Наталья Анатольевна
Пермь, 2006

Содержание
Введение
Глава I.Сущность воспитательной системы школы
Глава II.Структура воспитательной системы школы
Глава III. Этапыстановления воспитательной системы школы
Глава IV. Общиепринципы построения и условия формирования воспитательной системы школы
Глава V. Значениевоспитательной системы
Заключение
Список литературы

Введение
Воспитательная системашколы — широко известное в педагогической среде явление. Однако о широтераспространения этого явления в практике, увы, говорить не приходится. Как нистранно, несмотря на то, что теория воспитательных систем на сегодняшний деньпроработана довольно глубоко и тщательно, практика их создания до их поростается проблемной территорией современного образования.
В настоящее время вРоссийской Федерации идет становление новой системы образования и воспитания,сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение вмировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим вучебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы иконцептуально обоснованы. Происходит смена авторитарной образовательной парадигмы,что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы иотношения, иной педагогический менталитет.
Особенностямисовременного воспитательного процесса являются постановка личности школьника вцентр всей воспитательной системы, формирование общечеловеческих ценностей,новый качественный уровень его организации, четкая структурированность,системность и технологичность его компонентов; анализ воспитательныхвоздействий через призму воспитательной системы.
Феномен воспитательнойсистемы в педагогической теории и практике должен быть проработан в достаточнойстепени, так как необходимость ее создания в школе, как правило, не вызываетсомнений. Воспитательные технологии также признаны в педагогике эффективнымсредством развития воспитательного процесса. Актуальным в этой связи становитсяопределение места и роли воспитательных технологий в воспитательной системе,особенностей личностно-ориентированных воспитательных технологий; созданиеусловий и организация процесса моделирования личностно-ориентированныхвоспитательных технологий, изучение взаимной детерминацииличностно-ориентированных воспитательных технологий и воспитательной системышколы.

Глава I. Сущность воспитательной системышколы
Воспитательная системашколы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели,люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненноепространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школыи выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания.
Воспитательная система — это целостный социальный комплекс, возникающий в процессе взаимодействияосновных компонентов воспитания, который включает в себя цель, идеи,деятельность, отношения и среду.
Воспитательная системашколы – это педагогическая концепция воспитания, охватывающая весьпедагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей,разнообразную деятельность и общение, влияние социальной,предметно-эстетической среды.
Воспитательная системашколы – открытая система, способная к саморегуляции и управляемая, постоянноразвивающаяся, которая имеет сложную структуру и состоит из компонентов,скрепленных системными связями.
Под воспитательнойсистемой образовательного учреждения понимается организационно-функциональнаяструктура, возникшая в ходе успешной деятельности единого воспитательногоколлектива, учреждения по реализации общих целей на базе освоенной учреждениемсреды, характеризующимся такими интегративными качествами, как отношения икультура школы.
Воспитательнаясистема — системасложная, не равновесная, открытая и не может плодотворно развиватьсяизолированно. Для того, чтобы сделать школу средой, развивающей личность,необходимо добиться её собственного развития. Это возможно только при условиивзаимодействия системы с окружающей средой.
Появление в педагогикепонятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию ипрактику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространениев современной науке, менеджменте и технике. Это понятие в настоящее времястановится все более распространенным, и есть все основания считать, что вближайшие годы оно станет ключевым в отечественной педагогике. Причин этомунесколько.
Одна из них — неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, чтоставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на«волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новыетехнологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.
А.С.Макаренко на зареновой школы критиковал логику уединенного средства в организацииучебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бызаманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогикебудущего.
Вторая причина связана сналичием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющихсоздавать авторские воспитательные системы.
Третья причина связана стем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Об этом можно судитьпо результатам I областного конкурса школьных воспитательных систем: в работупо созданию воспитательных систем включилось большое число общеобразовательныхучреждений.
Министерство образованияРФ утвердило «Программу развития воспитания в системе образования Россиина 2002-2004 годы». Первоочередной задачей по ее реализации являлосьформирование воспитательной системы, включающей в себя целостныйучебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения,эффективности воспитания. Это значит, что государству небезразлична судьбаобразования, а значит, понимается необходимость совершенствования способовосуществления и условий образовательного процесса.
Среди понятий«педагогическая система», «дидактическая система»,«система воспитательной работы», " воспитательная система"последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включаеттри предыдущих в качестве своих компонентов. Учитывая это, нужно рассматриватьсамо понятие «воспитательная система» как особую педагогическуюкатегорию, связанную с другими, а также определять функции реально существующейвоспитательной системы школы в решении педагогических задач, выявлятьзакономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.
Прежде всего, необходимодать определение такой категории, как воспитание.
В педагогике естьнесколько определений. В основу концепции воспитания Министерства образованияРФ, концепции В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой принятоопределение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание какцеленаправленное управление процессом развития личности. Это определениесущественно отличается от распространенного по сей день в педагогикеопределения воспитания как целенаправленной передачи социального опытаподрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого иреализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение — вооружениеподрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.
Если воспитаниерассматривать как управление процессом развития личности через созданиеусловий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и несводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта системапсихолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она нашкольников не только как педагогический фактор ( через учителей, уроки,учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный ( черезвключенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются междудетьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат,позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения).Педагогическая система, таким образом, — более узкое понятие, чемвоспитательная система, но она является ее основой.
Под системойвоспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанныхвоспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.
В педагогике давнополучило признание понятие «дидактическая система». Дидактическаясистема школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования,процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет какобучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающеепоколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его ккультуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, кпродолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная сформированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающейсреде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего «Я», снахождением своего места среди других людей. Эта функция не может бытьреализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра,нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворениеми развитием индивидуальных интересов.
Воспитательная система — это упорядоченная целостнаясовокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливаетналичие у учреждения образования или его структурного подразделения способностицеленаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная системашколы имеет определенную структуру.

Глава II. Структура воспитательной системышколы
Структура воспитательнойсистемы выглядит так:
1) цели (то есть совокупностьидей, для реализации которых она создается);
2) деятельность,обеспечивающая реализацию целей;
3) субъект деятельности,ее организующий, в ней участвующий;
4) рождающиеся вдеятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
5) среда системы,освоенная субъектом;
6) управление,обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этойсистемы.
Говорить о том, что в образовательномучреждении сложилась система воспитательной работы, можно лишь тогда, когда вней присутствуют такие наиболее существенные и важные компоненты, как:
Ÿ индивидуально-групповой;
Ÿ ценностно-ориентационный;
Ÿ функционально-деятельностный;
Ÿ пространственно-временной;
Ÿ диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповойкомпонент: он представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих всоздании, управлении развитием воспитательной системы школы. Это — классныеруководители, учащиеся классов, родители учащихся, другие педагоги и взрослые,участвующие в жизнедеятельности образовательного учреждения и воспитательномпроцессе.
Ценностно-ориентационныйкомпонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как:
1 — цели и задачивоспитания,
2 — перспективыжизнедеятельности учащихся школы,
3 — принципы построениявоспитательной системы школы.
Функционально-деятельностныйкомпонент: следующий компонент воспитательной работы складывается из такихэлементов, как:
1 — системообразующий виддеятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
2 — основные функциивоспитательной системы;
3 — педагогическоеобеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школьного сообщества.
Этот компонент выполняетроль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченностьвоспитательной системы, ее функционирование и развитие.
Пространственно-временнойкомпонент: он состоит из таких элементов, как:
1 — эмоционально-психологическая,духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
2 — отношения и связи школыс социумом;
3 — роль и место школы ввоспитательном пространстве района.
Воспитательную системунельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только вопределенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожестьвоспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей,ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов,творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей,материальной базой воспитания, особенностями среды.
Успешность развитиявоспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определитьэтапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средствапедагогической деятельности.

Глава III. Этапы становления воспитательнойсистемы школы
Условно можно выделитьчетыре этапа в развитии воспитательной системы.
Первый этап развитиявоспитательной системы — этап становления.
Одной из основных целейвоспитательной системы на первом этапе является создание воспитательногоколлектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единыйвоспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместнуюдеятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единыйвоспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой вучительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:
Ÿ создание малого педагогическогосовета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формированияобщественного мнения;
Ÿ формирование инициативных групп помоделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего ибудущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;
Ÿ ознакомление педагогов с теорией ипрактикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическимиосновами проектирования образа выпускника учебного заведения;
Ÿ выход на коллективы педагогов,родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построениявоспитательной системы);
Ÿ включение детей в разработку моделивоспитательной системы, образа школы и выпускника;
Ÿ диагностику состояния ирезультативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развитияличности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды испособов его реализации;
Ÿ создание инициативной группы изчисла учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию ипредложения.
На первом этапе идетформирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организациивоспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательнойсистемы.
Под концепцией, еслиобратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарюрусского языка, понимается " система взглядов на что-нибудь, основнаяидея, ведущий замысел, руководящая идея". Концепция может состоять изследующих разделов:
I. Исходное состояниевоспитательной системы.
1) Основные параметрыобразовательного учреждения.
2) Воспитательныйпотенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.
3) Достижения, традиции,недостатки и проблемы в воспитании учащихся.
II. Проектируемоесостояние воспитательной системы.
1)Теоретико-методологические основы системы.
2) Ценностные ориентирысистемы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).
3) Механизмфункционирования системы (функции системы; системообразующие виды деятельности;педагогические технологии построения совместной деятельности, общения иотношений; управление и самоуправление системой: внутренние и внешние связисистемы; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое,психологическое и финансово-материальное обеспечение функционирования системы).
4) Этапы построениясистемы.
5) Критерии, показатели испособы изучения эффективности воспитательной системы.
На первом этапемоделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, ккоторому стремится школа, педагог.
Изучение практики работыучебных заведений, успешно реализующих воспитательные функции, показывает, чтопедагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаютсяиспользовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формыдеятельности, а с другой — выделяют в широком спектре деятельности какой-тоодин вид или направление в качестве приоритетного и с опорой на него строятсвою воспитательную систему. Поэтому на первом этапе формирования школьнойвоспитательной работы особое внимание уделяется выделению системообразующейдеятельности.
Важную роль в организациижизнедеятельности школьного коллектива в рамках воспитательной системы играетее упорядоченность.
Упорядоченность системыосуществляется через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, врежимных моментах жизни школы и определенной цикличности жизни школы (например,«ключевые дела»).
На первом этапеформируются отношения, налаживаются связи с внешней средой. Управлениевоспитательной системой на этапе становления, в основном, осуществляется наорганизационно-педагогическом уровне, хотя, безусловно, присутствует ипсихологическая корректировка. Главное достижение этого этапа: целивоспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и ихродителей.
Второй этап связан сотработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательноутверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направленияфункционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются связи междуразличными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольногоколлектива, развитием межвозрастного общения. Возникают временные коллективы,разновозрастные объединения.
Усложняется деятельностьшкольников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность,создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективныетрадиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.
Управление воспитательнойсистемой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и напсихолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологическойслужбе. На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся кпроисходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствиеученика в школе.
Третий этап, завершающий.Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место,системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают вучебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаютсяпоиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграцияучебной и внеучебной деятельности.
Она проявляется в общейнаправленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности иколлектива; во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности вовнеучебную и наоборот; в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающихэти взаимопереходы; в том, что урок и внеурочное дело становятся составными иполноправными частями коллективной жизнедеятельности.
Школьный коллективпереходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единоецелое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общейдеятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. Убольшинства школьников, педагогов формируется «чувство школы».Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений.Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большееколичество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления исаморегуляции.
Четвертый этап — обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразнымстановится содержание, более тонкими — отношения, более разветвленными — связии, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческиепроцессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новуюступень, на новый уровень.
Глава IV. Общие принципы построения и условияформирования воспитательной системы школы
Общиепринципы построения воспитательной системы содержит концепция воспитательнойсистемы школы.
Основная концептуальнаяидея воспитательной системы заключается в том, чтобы деятельность по воспитаниюподрастающего поколения стала важным фактором формирования единой региональнойкультуры.
Принципыпостроения воспитательной системы школы:
Ÿ принцип природосообразности;
Ÿ гуманизации;
Ÿ личностно-ориентированного обученияи воспитания;
Ÿ педагогики сотрудничества;
Ÿ диалогичности;
Ÿ культуросообразности;
Ÿ системности;
Ÿ успешности;
Ÿ творческой самодеятельностивоспитанников.
Такие принципы построенияобусловлены тем, что школа в современном обществе должна стать гарантоминтеллектуального, нравственного развития воспитанников, она должнаудовлетворять самые разнообразные запросы детей.
Основной цельюобразовательного учреждения является обеспечение каждому учащемуся к моментувыхода из школы общественно-необходимой нормы социального развития длявхождения в самостоятельную жизнь и свободной адаптации в ней.
Для реализации этой целинеобходимо решить следующие задачи, выполнение которых и является условиямиформирования воспитательной системы школы:
1) Обеспечить новыйподход к организации воспитательного процесса: личностно-центрированное, личностно-ориентированное воспитание.
Выделяется два аспекта:личностный и деятельностный. В личностном плане это предполагает толерантноеотношение к ученику, т.е. изменение отношение к учащемуся как к партнерупедагогического общения, принятия ученика таким, какой он есть; вдеятельностном плане – школьник воспитывается через деятельность во внеурочное,внешкольное время.
2) Обеспечить высокоекачество воспитания учащихся школы.
3) Формировать ушкольников способность к социокультурному самоопределению.
4) Формировать культуруотношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образужизни, своим способностям, к режиму физических и интеллектуальных отдач, ксвободному времени.
5) Подготовить выпускникак свободе (деятельности, выбора, общения ит.п.).
6) Своевременно выявлятьи развивать физические, интеллектуальные, творческие способности учащихся.
7) Воспитывать чувства,учить любить людей, жизнь, воспитывать гражданственность, гуманизм, любовь кРодине, приобщая к духовным национальным, общечеловеческим ценностям, развиватькоммуникативные качества личности.
Нужно отметить, что созданиевоспитательной системы — не самоцель. Она создается в целях оптимизации условийразвития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также ихсоциально-психологической защищенности.
Воспитательную системунельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только вопределенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожестьвоспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей,ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческимпочерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей,материальной базой воспитания, особенностями среды.
Изменения, произошедшиеза последние полтора десятилетия в политической, экономической, социальной,культурной, духовной областях жизни российского общества, оказали влияние навсе социальные институты, в том числе и на образование. Развал общественныхструктур, распад системы социальных отношений, идеологический вакуум,дегуманизация и криминализация общества, вызванные поиском новых путейсоциально-политического и социально-экономического развития общества, подвергливоспитание разрушительному воздействию. Пропаганда индивидуализма, егопротивопоставление общественному, выхолащивание понятия«коллективное» оказывает мощное негативное воздействие на подросткови молодёжь, так как освобождает человека от усилий для восхождения на уровеньсовременной мировой культуры. В аналитических материалах коллегии Московскогодепартамента образования отмечается, что в ряде школ «демонтированы» воспитательныесистемы, меняются ценностные ориентации. Сложная социально-психологическаяобстановка требует пересмотра позиции педагогов на функции школы в развитииличности. С одной стороны, история человечества доказывает, что воспитаниеличности является одним из факторов общественного развития; с другой стороны,социальный кризис лишает воспитание социальных опор и достойного содержания.Известный французский педагог С. Френе справедливо утверждал, что будущаядемократизация общества готовится демократией школы; авторитарная школа неможет сформировать будущих граждан демократического общества. В последние годыпроисходит все большее понимание данного обстоятельства на государственномуровне. В этой связи в документе, определяющим государственную образовательнуюполитику на ближайшее десятилетие, «Концепции модернизации российскогообразования на период до 2010 г», отмечается, что воспитание являетсяпервостепенным приоритетом в образовании и должно стать органичной составляющейпедагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения иразвития. Как показывает мировой опыт, организация воспитания как центрального,структурообразующего элемента образовательного процесса невозможна без учетасущностных сторон жизни растущего человека, способа его взаимодействия сокружающим миром и с самим собой в процессе реализации своих жизненных планов.Следовательно, необходима целенаправленная и последовательная гуманизациявоспитательного пространства. Анализ современной практики показывает, чтопроцессу гуманизации воспитания в школе присущ противоречивый характер. С однойстороны все признают ее необходимость, с другой, ее практическая реализацияпроисходит с позиций традиционной, классической парадигмы образования. Кризисвоспитания в современном обществе, по мнению Е.В. Бондаревской, состоит в. том,что оно утеряло свои гуманитарные функции, перестало отвечать на сущностныевопросы жизни — о ее смысле и цели, быть питательной средой духовного инравственного развития личности. Разрешение противоречий воспитания в целом, ипротиворечий гуманизации воспитания в частности возможно, прежде всего, черезорганизацию такой школы и создание такой воспитательной системы, которые быспособствовали становлению личностного образа ребенка, поиску им индивидуальногопути своего развития, ценностей и смыслов жизни, овладению технологиямисаморазвития и жизнетворчества, культурного самостроительства личности. В связис этим, подчеркивает Е.В. Бондаревская, фундаментальной задачей педагогики, кактеоретической, так и практической, является возрождение смыслообразующей роливоспитания в жизни человека и российского общества. Современная педагогическаянаука, разрабатывая гуманистическое направление, дала импульс к развитию новойтеории и методики воспитания. Наиболее полно изучены проблемы разработки гуманистической воспитательной системы (В.А. Караковский,Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), определенияроли культуры в гуманизации воспитания (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, СВ.Кульневич, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др.), гуманизацииотношений в воспитательном процессе (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, А.А.Бодалёв и др.), творческого развития и саморазвитиядетей (М.В. Богуславский, О.С. Газман, Г.Б. Корнетов и др.).
Объектом специальногоисследования воспитательная система школы выступает в работах В.В. Андреевой,Л.В. Байбородовой, А.В. Гаврилина, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, С.Л.Паладьева, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой и др.
Однако разработанные внауке идеи о гуманистическом воспитании еще не нашли широкого применения впрактике, их использование в качестве концептуальных основ при проектированиивоспитательной системы инновационных школ носит узко функциональный характер,что приводит к бессистемному совершенствованию ее отдельных сторон.Учебно-воспитательный процесс в настоящее время обладает весьма ограниченнымивозможностями для полноценного развития и самореализации школьников.Следовательно, реально существует противоречие между растущей необходимостьюусиления воспитательной роли школы и недостаточной разработанностью её теории иметодики в педагогической науке, что определяет потребность в создании подлинносовременной воспитательной системы. Она должна базироваться на общечеловеческихценностях, которые в своей совокупности образуют своеобразную идеологиювоспитания. Подлинно современная воспитательная система должна носить несмешанный авторитарно-гуманистический, а цельный гуманистический характер. Признакигуманистически ориентированной школы – это наличие единой концепции развитияшкольной воспитательной системы, формирование здорового образа жизни, сочетаниефронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия,обеспечение защитных функций коллектива, разнообразная и многообразнаясовместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.
Приоритетным направлениемдля гуманистической воспитательной системы стало личностно-ориентированноевоспитание, основанное на гуманистических принципах:
1) личностного подхода ввоспитании;
2) опоры не только насознание и поведение ребенка, но и на его чувства;
3) природосообразностивоспитания, его национальное своеобразие;
4) деятельного подхода ввоспитании.
Структурными основаниямивоспитательной системы могут быть традиции, спортивные соревнования, работающиекружки, центры социально-психологической помощи учащимся. У образовательнойшколы, взявшей за основу такую воспитательную систему, должны бытьосновополагающие документы, определяющие воспитательную работу. Реализация идей,заложенных в этих документах, и решение воспитательных задач, стоящих передколлективом, осуществляется через многообразие общешкольных и классныхмероприятий, многие из которых могут превратиться в традицию, залог успешностисохранение сформированной системы, ведь традиции – это то, чем сильна любаяшкола, то, что делает ее неповторимой, особенной, родной для детей и педагогов.

Глава V. Значение воспитательной системы
Образовательноеучреждение – уникальное образование. Здесь сходятся интересы несколькихпоколений (родителей, учеников, учителей).
Главной задачей учебногозаведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной,воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимальновозможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях исмысле жизни. Образовательное учреждение – это ещеи центр воспитательной работы с детьми и подростками в районе своейдеятельности. К счастью, оно не одиноко в своей работе. Его окружаетблагоприятное соседство — воспитательное пространство. Школа — центр воспитательного пространства. Воспитательнаясистема школы — это форма интеграции воспитательных воздействий в целостныйвоспитательный процесс.
Создание воспитательнойсистемы в школе — непрерывный процесс совместного творческого поиска всехпедагогов, благодаря которому оно начинает приобретать своё лицо. Любая школасуществует исключительно для помощи ребёнку в реализации своих собственныхвозможностей. Педагог и ребенок строят такую систему взаимоотношений, котораяспособствовала развитию каждого субъекта.
В центре воспитательнойсистемы школы стоит личность ребенка. Поэтому воспитательная система школырассматривается как признание ценности личности ребёнка, его прав на свободу,счастье, на социальную защиту человека, на развитие и проявление его способностейи индивидуальности. Белинский В.Г., отмечая значимостьвоспитания, а значит, и воспитательной системы, говорил: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гостинастоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемоеими как наследство от старейших поколений».

Заключение
Значение воспитательнойсистемы, ее основных направлений, которые она реализует в педагогическойпрактике, очень велико. Однако создание воспитательной системы — не самоцель.Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личностикак воспитанника, так и педагога, а также их социально- психологическойзащищенности.
Воспитательную системуневозможно представить без идей, задач. При определении задач предусматриваютсяактуальные проблемы воспитания, вытекающие из нормативных документов, итогианализа за прошедшие учебные года, научно-методическая проблемаобразовательного учреждения, достижения психолого-педагогической науки иинновационный опыт работы.
Сами воспитательныесистемы и их внедрение в воспитательный процесс должны тщательнопрорабатываться с учетом целей воспитательных систем и требований общества.

Список литературы
Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.Владимир, 1993.
Караковский В.А., Новикова Л.И. и др. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. М., 2000.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.М., 2003.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Подред. В.А. Сластенина. М., Издательский центр «Академия», 2002.
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения./Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.М., «Педагогическое общество России», 1999.
Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная системы школы:сущность, содержание, управление. Учебное пособие. М., 2003.
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новыетехнологии. М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.