Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста

Содержание:
 
Введение
Глава 1:
1.1 Значение ознакомлениядошкольников с животным миром для развития эмпатии
1.2 Методы и формы работы повоспитанию гуманного отношения к животным
1.2.1 Ознакомление с животными назанятии
1.2.2 Ознакомление с животными вповседневной жизни
Глава 2:
2.1 Анализ задач программы «Пралеска»блока «Человек и природа» группа «Фантазёры» по ознакомлению дошкольников сживотными
2.2 Диагностика уровня экологическихзнаний и отношений детей к животным ближнего окружения
2.3 План коррекционной работы
2.4 Повторная диагностика
Заключение
Рекомендации
Литература
Приложение

Введение
Живая природа – этоудивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным:они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря наэто, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие ичисленность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должениметь определённый запас естественно научных знаний.
Первые элементарныепредставления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человекполучает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накоплениячувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой.Ознакомление с природой – предполагает решение рядавоспитательно-образовательных задач, определённых программой.
Воспитательное значениеприроды трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика рольприроды в воспитании детей.
Гуманность – это обусловленнаянравственными нормами и ценностями система установок личности на социальныеобъекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознаниипереживаниями и сострадания и реализуется в общении и деятельности, в актахсодействия, помощи. («Современный словарь по педагогике», Минск 2001)
Гуманное образование –это процесс, который способствует лучшему пониманию необходимости сострадания иуважения по отношению к людям, животным и окружающей среде, а так же признаётвзаимозависимость всех живых существ.
Цель гуманногообразования – создание культуры сопереживания и заботы, путём стимулированияморального развития индивидуумов, для создания сострадательного ответственногои справедливого общества. Это средство приобщения людей к реакциям и эмоциямживотных, так же как и лучшего понимания природоохранных вопросов и экосистем.
Неотъемлемой частью этикиявляется биоэтика – область нравственного отношения к окружающему человекамиру. Этичный человек не может оставаться равнодушным к страданиям другогочеловека, даже если этот другой – животное. Этика отношения к людям и этикаотношения к животным – биоэтика – имеют одну и ту же психическую основу –способность сопереживания. Поэтому воспитание у детей доброго отношения кживотным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость,доброта.
Ж.Ж.Руссо, Г.Пестолоцци,Р.Одэн считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничтотак не формирует, как наблюдения различных царств естественного мира.
Познавательное отношениек природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженнойактивностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами,последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными дляних, так дети отрывают насекомым лапки, лапки, разрывают дождевых червей. Детиобъясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летатьбез крыльев и т.д.
Это объясняется тем, чтодошкольники обычно не понимают, что в живом организме всё взаимосвязано инарушение какого-либо органа может привести к гибели.
Причины неправильногоотношения к природе:
·       Недостаток илиотсутствие представлений о живых объектах;
·       Низкий уровеньразвития наблюдательности;
·       Недостаточныйопыт общения с природой;
·       Слабый уровеньвладения навыками ухода;
·       Плохой примервзрослых;
·       Несформированностьэмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.
Нравственное воспитаниеребёнка состоит в том, что ему постоянно напоминают об интересах других; когдав основу воспитания положена не просто этика, а универсальная этика, ребёнкупостоянно указывают, что животные имеют потребности. Универсальная этикарасширила рамки философии и дополнила круг лиц, по отношению к которым человекдолжен чувствовать ответственность; и биотическое воспитание – это наиболееполное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармоническиразвитой личности, руководствующейся в своих действиях не только традициями, неантропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями,оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающейих в своей деятельности.
В процессе ознакомлениядетей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое иэстетическое воспитание. В нравственном развитии ребёнка особое место занимаетвоспитание у него любви к родной природе и небрежного отношения к живому. Детямособенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском садуживотных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитатьу них бережное отношение к природе и такие качества, как любовь и привычку ктруду, ответственность за порученное дело.
Осознанное, правильноеотношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных формвзаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, научастке детского сада и в доме у ребёнка. Он узнаёт то, что все живое, в томчисле и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые можнолишь при наличии определённых внешних условий – среды обитания, пригодной длятого или иного организма. Экологическое воспитание дошкольников – это и естьпознание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания ивыработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними. Осознанное,правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активныхпроявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; пониманием специфики живого,желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия;понимания и сочувствия к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий;эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, ихкрасоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций:красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишьпри наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Задача нравственноговоспитания – формирование этичного человека. Как указывалось выше, этикапонимается как ответственность перед окружающими в самом широком смысле. Ночеловек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в ихинтересах только тогда, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужойболи. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачуформирования у ребёнка милосердия, доброты, способности к состраданию.Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребёнок выступает в ролилица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение оттого, чтокому-то реально помог. Для маленького ребёнка таким слабым, нуждающимся в егодобром поступке, может быть только животное. Окружающие ребёнка взрослые дотакой степени сильнее ребёнка, что любая ситуация, когда ребёнок «оказываетпомощь» взрослому, страдает нарочитостью.
В отличает от взрослых,для ребёнка контакты с животными гораздо более важны, потому что их уровнивосприятия мира сближены, поведение тех или иных животных носит также чертысходства; кроме того, ребёнок живо познаёт мир, и для него представляют интересдаже такие просто устроенные существа, как насекомые и другие беспозвоночные.
Ребёнок легче эпатирует,т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче, поэтомусопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношениик животным, более обострённо переживают то, что происходит с животными. Длядетей жесткий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжёлаядрама: жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждениеребёнка от родителей, неприязни к ним.
Следовательно, отношениедетей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболееуспешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитаниедоброго отношения к животным, уважение к их жизни, — при этом достигается идругая цель – формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта,отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикойличности, неотъемлемы от неё. Если человек научился сопереживать с другимсуществом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли,если страдает человек.
Сейчас становитсяочевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечатьпринципам универсальной этики А. Швейцера (немецко-французский мыслитель) –человек должен уважать всё живое. Это принцип биоцентризма, и в случаеформирования у ребёнка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество:биоцентрическое мировоззрение предпологает уважение к интересам всего живого, илюдей, и животных.
Вопросами воспитаниягуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большойвклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являютсяметодическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой ивоспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример привести таких педагоговкак Н.В. Алешина, З.Г. Валова, Ю.Е. Моисеенко, Е.И. Золотова, Н.В. Коломина,Л.П. Молодова, М.М. Марковская.
Экологическое образованиеи воспитание, направленное на формирование у человека научного познанияприроды, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активнойжизненной позиции в области охраны природы, рационального использования ипроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всегочеловечества.
Гипотеза:можно предположить, что систематическая работа, поформированию знаний о животных на занятиях и в повседневной жизни, сиспользованием разнообразных форм и методов работы, способствует воспитанию удетей гуманного отношения к животным.
Цель работы: показать значимость и необходимостьразвития эмпатии и воспитания у дошкольников гуманного отношения к животным длявоспитателей.
Задачи работы:
·                 Подобрать иизучить необходимую литературу по данной теме;
·                 Раскрыть формыработы по воспитанию гуманного отношения;
·                 Составить ипровести диагностику по выявлению у детей уровня гуманного отношения к животнымс детьми старшего дошкольного возраста;
·                 На основерезультатов проведённой диагностики составить план коррекционной работы сдетьми.
Объект: детский сад №251, группа«Фантазёры».
Предметисследования:отношения детей к живому.

Глава 1
 
1.1          Значениеознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии
Экологическое образованиеи воспитание, направленное на формирование у человека научного познанияприроды, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активнойжизненной позиции в области охраны природы, рационального использования ивоспроизводства природных ресурсов является объективной необходимостью длявсего человечества. Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарныйподход к природной среде; долгое время существовало мнение о неисчерпаемости ивечности природы. Наших детей нужно воспитывать вне вековой потребительскойтрадиции, в совершенно ином, сочувственном и уважительном отношении к природе,в понимании того, что природа – источник всей нашей жизни – духовной,материальной и физической. Разумеется, человек всегда будет потреблять природу,всегда будет брать у неё необходимое для жизни и развития. Мы видим теперь, чтодолжны научиться брать в такой форме, которая не вызывает разрушение природы,должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу такимобразом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и самасовершенствовалась. Мы только сейчас начали действительно понимать, в какоймере природа – источник физической и материальной жизни человека. Но мысль отом, что она в такой же мере источник нашей духовной жизни для большинства, досих пор находится за семью замками. Природа является основой эстетическогоаспекта нашей духовной жизни. Красота форм, гармония красок и звуков, ихритмические узоры с глубокой древности и по нынешний день неизбежно в будущемимеют первичным источником природу.
Восприятие природыпомогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность,чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, небудет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое вдетстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть вдействительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания,способствует формированию характера и интересов.
С целью пробуждения удетей интереса к различным формам живых существ им предлагают наблюдать вприроде за фауной около пня или упавшего ствола дерева и нарисовать картину натему: «Животные, которые живут внутри пня, на нём, под ним, над ним и вокругнего».
Чтобы сформировать удетей чувство ответственности за природу, сострадание к живым существам,приводится обсуждение картинок, изображающих лесной пожар, охоту, вырубленныйлес и белку около пней, обработку ядами и мёртвое дерево. Детям предлагаетсярассказать, что люди делали, прежде чем наступила показанная ситуация.
Экологическое воспитание– это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционногоознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежитотношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться орастениях и животных). Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животныммиром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребёнка,как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнаниемдошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важноформировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формыотношения к ней. Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познаниеживого, которое рядом с ребёнком, во взаимодействии со средой обитания ивыработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Важнейшим условием воспитанияу детей гуманного отношения к природе является осознание им себя как частиживой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именноэти сходства ведут ребёнка к сравнению с собой. Например: животному больно, каки мне, оно двигается, питается, дышит – как и я.
1.2 Методыи формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
При ознакомлении детей сживотным миром решают в единстве три воспитательные задачи:
1.               Формированиепредставлений о животных;
2.               Развитие эмоционально-положительногоотношения к животным;
3.               Воспитаниенравственного поведения в природе.
Осуществляя работу вуказанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективностиявляется связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия длянаиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.
Основными методами,которые используются в воспитании, являются:
1.              Наблюдение заобъектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темыприроды.
2.              Беседы и рассказыо природе, экологические сказки, речевые логические задачи.
3.              Труд в природе

/> 
 
 

/>
 
Для того чтобы датьнаиболее полное представление о животных, программа по ознакомлению делится натри части:
1.               Внешний видживотного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерныедвижения, особенности питания и размножения).
2.               Среда обитания,характер приспособления к условиям жизни.
3.               Приносимаяпольза.
По основной цели занятия,используемые для формирования правильного представления о природе и формированиюгуманного отношения можно разделить следующим образом:
·                   Направленные наформирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения,рассматривание картин, чтение художественных произведений);
·                   Уточняющие иобобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей,рисование);
·                   Активизирующие,проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактическиеигры) итоговые беседы.
Таким образом,экологическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного,культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексных подход кразвитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к жизни.
Методы экологическоговоспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать,искать, пробовать и находить решение.
1.2.1Ознакомление с животными на занятии
Развитию логическогомышления детей и формированию у них нравственно-экологического отношения кживотным способствует творческое рассказывание. Особенно ценны в этом отношениизанятия, на которых дети придумывают рассказы на тему предложеннуювоспитателем. Содержание и форма проявления этого творчества могут датьинтересный материал для оценки детских представлений по отношению к тому, чторебёнок говорит или слушает.
Речевая деятельностьребёнка даёт возможность проследить изменение мотивов, характеризующихвзаимоотношения детей с животными. Детям старшей группы свойственно поведениена основе следующих мотивов: помочь, если что-то случилось, кошка поранилалапу; накормить, если животное голодное, щенку дать косточку; пожалеть. Вповедении детей появляются новые мотивы: беспокойство за состояние природы,даже если ничего не случилось; нетерпимость к плохим поступкам. Появившиеся удетей беспокойства можно считать показателем гуманного отношения к животным.
1.2.2Ознакомление с животными в повседневной жизни
Живой уголок
Отбор растений и животныхдля уголка природы осуществляют в соответствии с программой обучения в детскомсаду. Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интереснымидля наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детямдошкольного возраста. Но чтобы научить детей любить и беречь животных ирастения, воспитатель должен сам обладать этими качествами. При уходе заобитателями уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним являетсяобразцом, которому подражают дети. Нужно хорошо знать биологические особенностирекомендованных для детского сада растений и животных, иначе нельзя научитьдетей правильным приёмам ухода за ними.
Познакомить детей сприродой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, гдесодержаться комнатные растения и некоторые животные.
Наблюдения помогают детямсистематически знакомиться с миром животных и проявлять своё внимательноеотношение к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но ив обыденном, привычном начинают находить интересное.
Уход за живымиобитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение,умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другогочеловека.
Обитателей уголка природыдети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководствомребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессеухода за ними дети получают представление о многообразии растительного иживотного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные,какие условия для них нужно создать. Воспитатель учит детей сравнительномуанализу: сравнивая животных, находить сходства и различия между ними, общее иразличное у животных. Помогает замечать интересные особенности внешнего вида,поведения животных.
При рассматриваниикомнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то,как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшаюткомнату. Всё это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
В процессесистематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детейопределённые трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка,заботиться о животных, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе,настойчивость и достижение результата.
Планируя работу, педагогдолжен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своейгруппы, особенности природного окружения.
Уголок живой природыимеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.Во-первых, постоянное присутствие растений и животных формирует у детей чувствоих необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы идоступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растенияхи животных. В-третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголказакладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живымсуществам, воспитывает любовь к природе. В-третьих, здоровые и красивыерастения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
Чтение художественнойлитературы
Для детей старшегодошкольного возраста характерен особый интерес к окружающему миру, поэтомуименно этот период жизни детей необходимо использовать для воспитания у нихлюбви к животному миру. Через художественную литературу педагог должен учитьдетей доброте, вызывать сочувствие, желание помочь, радоваться и получатьудовольствие от возможности оказать помочь животному, которое в неё нуждается.
После прочтения рассказао животных педагог использует такой метод, как эстетические беседы. Цельэстетических бесед – не только закрепить знания о нормах поведения, но исоотнести конкретную ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытомребёнка. После такой беседы дети должны хорошо представлять, как нужнопоступить в подобной ситуации в жизни. Это обязывает педагога наряду свопросами для обсуждения содержания произведения наметить и такие, которыеактивизируют опыт ребёнка, заставят его думать, поразмыслить о том, как он сампоступил бы в подобном случае.
Ознакомление сживотными на участке детского сада
Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них.
Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи, рассказы, картины для рассматривания, — это оказывает эмоциональное воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.
Воспитатель побуждает детей к наблюдению за животными в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по наблюдению.

Глава 2
 
2.1 Анализзадач программы «Пралеска» по ознакомлению дошкольников с животными
 
Группа «Фантазёры»
Цель: воспитывать чувство эмпатии ко всемуживому, пробуждать чувство единства с окружающей природой, ощущение своейблизости с ней; формировать представление о строении и функциях внутреннихорганов животных.
Уникальностькаждого животного(«У животных тоже чудесное тело»). Ребёнок осознаёт, что каждое животное –неповторимо. Сохранение целостности организма – одно из условий его жизни издоровья. Здоровое животное всегда красиво. Нужно беречь каждое живое существо.
Здоровый организмживотного («Чтонужно животному, чтобы быть здоровым и крепким»). Ребёнок осознаёт (в сравнениис собственным организмом), что для того, чтобы тело животного было крепким издоровым, ему необходимо:
— движение и отдых;
— чистота;
— полезная еда и свежийвоздух.
Животное чувствуетопасность и всячески стремится её избежать. Больное животное лечится травами.За домашними животными ухаживает человек.
Внутренние органыживотного («Чтоу животных внутри»);
Сердце животного;
Как животное дышит;
Как животноепитается;
Кости;
Мышцы.
2.2Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к животнымближнего окружения
 
1.               Представления
Задание 1.1
Цель: выявить характер представленийребёнка о живом.
Используется методиндивидуальной беседы, включающей три части.
В первой части беседывыявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостностикак важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику предоставляется 10картинок с изображениями объектов живой природы (животное, человек, растения),неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина,самолёт). Из всех представленных ему картинок, ребёнку предлагается выбратькартинки с изображением живого.
После этого задаютсявопросы:
1. Как ты узнал, что всёэто живое?
2. Почему ты считаешь,что (называется конкретное животное, растение) живой?
3. Расскажи, что есть у(называется конкретное животное, растение)?
4. Зачем нужны(называются части тела и органы)?
5. Сможет ли (называетсяобъект) жить без (называются части тела и органы)? Почему?
Во второй части беседыакцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма:его потребностях в условиях среды, состоянии.
Ребёнку задаютсяследующие вопросы:
1.               Как ты думаешь,что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
2.               Как нужноухаживать за животными (растениями)?
3.               Что делает человек,чтобы быть здоровым?
4.               Как себячувствует это животное (растение, человек)?
5.               Как ты это узнал?
6.               Как ему помочь?
Третья часть беседыпосвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении живых существ кразличным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.
Ребёнку предоставляютсяцветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной,наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно игроваяситуация: «Кто (любой игровой персонаж) перепутал животных и их местаобитания».
Задаются вопросы:
1.               Правильно ли«расселили» животных? Почему ты так думаешь?
2.               Помоги животным ипосели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное)удобно жить (называется среда обитания)?
3.               Хорошо ли разнымживотным и растениям жить вместе (в лесу, в воде, на лугу)?
4.               Почему?
15 правильныхответов – 20 баллов
10 правильныхответов – 15 баллов
5 и менееправильных ответов – 10 баллов
Задание 1.2
Цель: изучить особенности пониманияребёнком ценности природных объектов.
Используется методиндивидуальной беседы с ребёнком, в ходе которой ему задаются вопросы:
1.               Любишь ли тыживотных и растения?
2.               С какимиживотными тебе нравится встречаться, с какими не нравится?
3.               Почему?
4.               Зачем нужныживотные и растения
5.               Могут ли людипрожить без животных и растений?
6.               Почему?
7.               Может ли человекпрожить без других людей?
8.               Почему?
8 правильныхответов – 20 баллов
5 правильныхответов – 15 баллов
4 и менееправильных ответов – 10 баллов
Задание 1.3
Цель: выявить с помощью картинок и вситуации выбора представления ребёнка о нормах отношения к животному.
Используется методиндивидуальной беседы. Ребёнку предлагается ситуация, в которой геройпредпочитает развлечения вместо помощи живому существу
Задаются вопросы:
1.               Как поступилмальчик (девочка)?
2.               Почему?
3.               Как бы тыпоступил на его (её) месте?
4.               Какие добрые делаты делал для животных, растений, людей?
5 правильныхответов – 20 баллов
4 и менееправильных ответов – 5 баллов
2.               Отношениедетей к природе
Задание 2.1
Цель: выявить характер отношения ребёнка кживотным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Используется наблюдениеза отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во времяпрогулок и экскурсий.
Если хорошоотносится к животным, растениям, сверстникам – 20 баллов
Если обижаетживотных и детей – 5 баллов
Задание 2.2
Цель: изучить особенности отношениядошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.
Используется наблюдениеза отношением детей к живым существам в уголке природы. Созданные условия могутзаключаться в том, что некоторые животные нуждаются в помощи, для чегоприготовлены необходимые средства. Рядом с уголком природы размещаютсяразличные красивые и яркие игрушки. Это позволяет создать для детей ситуациювыбора деятельности – либо с живыми объектами, либо игрушками. Для проведениядиагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться тем,чем они хотят.
Если выбираетпомощь животному – 20 баллов
Если выбирает игру– 5 баллов
 
Уровниэкологической направленности детей дошкольного возраста:
Первый уровень (0 – 60баллов)
Для детей характернонеустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительнойнаправленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями направленности.Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектамнебрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически,могут присоединяться к неправильному отношению других. Дошкольники не проявляютжелание общаться с животными. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вредприродным объектам, но не осознают почему. Живым считают неживые объекты, неотносят к живому растения.
Второй уровень (60 –80 баллов)
Дети в целом проявляют кприроде положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся оконкретных живых объектах, которые имеют к ним непосредственное отношение,привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе, общаютсяпреимущественно со знакомыми животными, интересуются проявлениями их жизни,состоянием. К живому относят преимущественно животных. У конкретных животных ирастений выделяют отдельные признаки живого. Характерно несовпадение сужденийребёнка и его реального поведения в природе.
Третий уровень (80 –100 баллов)
Для детей характернавыраженная положительность к природе. В их поведении практически не наблюдаетсянегативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природнымиобъектами. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живымисуществами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются напредложение взрослого помочь животному, самостоятельно видят необходимостьухода за ним и качественно выполняют его. У них уже сформирован широкий кругпредставлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенныхпризнаков живого у отдельных объектов и группы объектов. Мотивом бережногоотношения к животным выступает понимание ценности жизни.
Результатыдиагностики
1.               Представление
Задание 1.1

ФИО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15 1 Романова Н. + + + - + + - + + + - + + + - 2 Орлова Д. + + - - + - + + + - - + + - - 3 Немытышева Л. + + + + + - - + - + + + + + + 4 Сороко А. + + - + + + + - - + + + + + - 5 Коляда А. + - - - + - - - + - - + + - - 6 Бегунец С. + - + + + + - + - + + + - + + 7 Карпович Л. + + - + - + - - + - + - - + - 8 Трацевский Л. + + - - + + - - + + - + - - + 9 Ракович Т. + - - + - - - + - + + - + + - 10 Астапчик Л. + + - + - + + + + + - + + + +
+ — правильный ответ
— — неправильный ответ
 
Задание 1.2

ФИО
1
2
3
4
5
6
7
8 1 Рованова Н. + - - + + + + - 2 Орлова Д. + + - - + - + - 3 Немытышева Л. + + + + + - + + 4 Сороко Л. + + + - + + + + 5 Коляда А. + + - - + - + - 6 Бегунец С. + + + + + - + + 7 Карпович Л. + + - - + - + - 8 Трацевский Л. + + - + + - + - 9 Ракович Т. + + + + + - - - 10 Астапчик Л. + - + + + - + -
+ — правильный ответ
— — неправильный ответ
Задание 1.3

ФИО
1
2
3
4
5 1 Романова Н. + - + + - 2 Орлова Д. + - + + + 3 Немытышева Л. + + + + + 4 Сороко Л. + + + + + 5 Коляда А. + - + + - 6 Бегунец С. + + + + + 7 Карпович Л. + + - + - 8 Трацевский Л. + - + + - 9 Ракович Т. + + - + - 10 Астапчик Л. + + + - +
+ — правильный ответ
— — неправильный ответ
2.               Отношениедетей к природе
Задание 2.1
Для выявления характераотношения детей к животным, растениям и сверстникам, я использовала методнаблюдения. Для себя я сделала вывод, что дети стараются проявить друг к другууважение, но у них ещё это не получается, дети не умеют контролировать своиэмоции. К животным интерес неустойчивый, так как дети не до конца понимают, длячего животные нужны человеку, могут поиграть с животным, но, как и с игрушкойдо определённого момента, а затем теряют интерес. Только единицы детейзаботливо относятся к животным, стараются помочь им, привлечь внимание взрослыхк этому животному и оказать нужную помощь.
Задание 2.2
Для того, чтобы узнатькак дети относятся к животным я использовала метод наблюдения за тем, какуюдеятельность дети выберут, или помочь ухаживать за хомяком, или пойти поигратьс красивыми игрушками. Поухаживать за хомяком согласились: Бегунец Сергей,Орлова Дарья, Романова Наташа, Немытышева Лера, Ракович Толя, Сороко Лера, аостальные предпочли игру с игрушками. Наверное они просто ещё не готовы взятьна себя ответственность за живое существо, которому необходим уход, или имбезразлично будущее животного.
Уровниэкологической направленности№ ФИО Количество баллов Уровень 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 1 Романова Н. 20 15 5 5 20 второй 2 Орлова Д. 15 10 5 20 20 второй 3 Немытышева Л. 20 20 20 50 20 третий 4 Сороко Л. 20 20 20 5 20 второй 5 Коляда А. 10 10 5 5 5 первый 6 Бегунец С. 20 20 20 20 20 третий 7 Карпович Л. 15 10 5 5 5 первый 8 Трацевский Л. 15 15 5 5 5 первый 9 Ракович Т. 15 15 5 5 5 первый 10 Астапчик Л. 20 15 5 20 5 второй
 
Вывод: Дети умеют выделять существенныепризнаки живого, понимают ценность природных объектов, но они не могутопределить нормы отношений к животным, по принципу «хорошо – плохо». Этосвязано с тем, что у детей нет представления о том, как нужно себя вести сживотными, не только с домашними, но и с дикими. Так же это влияет на желаниеребёнка помочь животному. Зачастую дети отказываются поухаживать за животными ипредпочитают этому делу игру с игрушками. У многих детей нет домашних любимцев,что тоже сказывается на отношении к животным, дети не понимают, почему родителине хотят заводить домашних животных, если все говорят об их пользе длячеловека. В детских садах тоже не хотят делать живые уголки, ссылаясь нанехватку времени для ухода за ними. Хотя если заинтересовать ребёнка, то онбудет с удовольствием ухаживать за животными без помощи со стороны взрослых.
 
2.3 План коррекционной работы
 
1. Занятие: «Что живоевокруг нас?»
2. Цикл наблюдений:
— «Знакомьтесь, дети, яхомяк»
— «Устроим для хомякахороший дом»
— «Хорошо ли хомяку вновых условиях?»
— «Что и как есть хомяк?»
3. Отгадывание загадокпро животных.
4. Дидактические игры.
5. Подвижные игры напрогулке.
6. Художественные слова:
— считалки
— физкультминутки
— художественные слова нафизкультуре
7. Чтение пословиц ипоговорок.
Вывод: план коррекционной работы ясоставляла с учётом результатов диагностики. Целью коррекционной работы былозакрепить существенные признаки живого, ценности природных объектов, а так жесамой главной задачей было научить детей определять нормы поведения черезнаблюдение.
2.4Повторнаядиагностика
 
Уровниэкологической направленности№ ФИО Количество баллов Уровень 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 1 Романова Н. 20 15 5 5 20 второй 2 Орлова Д. 15 10 5 20 20 второй 3 Немытышева Л. 20 20 20 50 20 третий 4 Сороко Л. 20 20 20 5 20 второй 5 Коляда А. 10 10 5 5 5 первый 6 Бегунец С. 20 20 20 20 20 третий 7 Карпович Л. 15 10 5 5 5 первый 8 Трацевский Л. 15 15 5 5 5 первый 9 Ракович Т. 15 15 5 5 5 первый 10 Астапчик Л. 20 15 5 20 5 второй
Вывод: повторную диагностику проводилапосле проведения коррекционной работы. У детей улучшилось понимание о животных,о ценностях. У детей появилось желание помочь животным, не только в целяхспасения, но и для улучшения жизни животного. Дети стали понимать, что помогатьживотным это наш долг, который должен выполнять каждый. Дети научилисьопределять нормы поведения, что им поможет в дальнейшем в изучении животных.

Заключение
Целью моей работы былоизучение путей формирования гуманного отношения к животным у детей дошкольноговозраста в процессе реализации задач экологического воспитания. Восприятиеприроды помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность,чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Для этой цели я подобраланеобходимую литературу (Е.И.Золотова, Л.И.Егоренкова, Л.М.Маневцева), изучивеё, я сделала необходимые для себя пометки. Пользуясь этой литературой, ясоставила диагностику для выявления уровня гуманного отношения детей кживотным, обозначила для себя примерные баллы за ответы диагностики. Послепроведения данной диагностики уровень детей был низким. Исходя из результатовдиагностики, я составила план коррекционной работы, который помог детям взакреплении полученных ими знаний и навыков. В процессе ознакомления детей сприродой осуществляла нравственное, физическое и эстетическое воспитание. Входе своей работы яиспользовала такие методы, как наблюдение, беседы итруд в природе. Работа по воспитанию гуманных отношений велась не только назанятиях, но и в повседневной жизни. По результатам вторичного проведениядиагностики можно сказать, что уровень детей стал значительно выше. Это иподтверждает эффективность правильно подобранной коррекционной работы.
Рекомендации
Ознакомление детей сживотным миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы обувиденном, во время чтения художественных произведений. Работа должнапроводиться не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, придемонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во время трудовых действий в живомуголке.
Педагог обращает вниманиена поведение животных и птиц, в определённый сезон года. Если нет возможностипонаблюдать за объектами животного мира в естественных условиях, тоцелесообразно использовать картины, серии картин, иллюстрации, художественнуюлитературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д.

Литература
1. Н.В. Алешина «Ознакомлениедошкольников с окружающим. Средняя группа», Москва, «Элизе Трэйдинг» 2000г.
2. Н.В. Алешина «Ознакомлениедошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа»,Москва, «ЦГЛ» 2003г.
3. З.Г. Валова, Ю.Е. Моисеенко«Ребёнок среди природы», Минск, «Полымя» 1985г.
4. С.А. Веретенникова «Ознакомлениедошкольников с природой», Москва, «Просвещение» 1993г.
5. Н.Ф. Виноградова «Умственноевоспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение»1978г.
6Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова «Мирприроды и ребёнок», Санкт-Петербург, «Акцидент» 1998г.
7. Л.И. Егоренкова «Экологическоевоспитание дошкольников и младших дошкольников», Москва, «Аркти» 1998г.
8. Е.И. Золотова «Знакомимдошкольников с миром животных», Москва, «Просвещение» 1988г.
9. Н.В. Коломина «Воспитание основэкологической культуры в детском саду», Москва, «Творческий центр» 2004г.
10. М.М. Марковская «Уголок природы вдетском саду», Москва, «Просвещение» 1989г.
11. Л.П. Молодова «Методика работы сдетьми по экологическому воспитанию», Минск, «Асар» 2004г

Приложение
 
«Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей лёгкость бега.Воспитывать честность, правдивость, выдержку.
Ход игры:
Дети становятся спиной вкруг. Ведущий незаметно для других выбирает ведущего (лису). Детиповорачиваются лицом в круг. Дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?». Лисаотзывается на третий зов. Вбегает в круг, дети убегают, лиса ловит. Когопоймает, становится ведущим.
«Воробьи и вороны»
Цель: развивать у детей координациюдвижения; воспитывать внимание, честность.
Ход игры:
Играют две команды по 7человек. Игроки одной команды – вороны, другой – воробьи. Группы выстраиваютсяв шеренгу, спиной друг к другу. Определяется где у команды домик, куда можноспрятаться, чтобы не быть пойманным. Ведущий выкрикивает название одной изкоманд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свои домики, а вороны ихловят. Если подан сигнал: «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи ихловят. Число пойманных игроков подсчитывается. Побеждает команда, поймавшаянаибольшее количество соперников.
«Совушка»
Цель: развивать выдержку, организованностьв коллективе. Упражнять в быстром беге.
Ход игры:
В одном из углов площадкиобозначается гнездо совушки. В гнезде находится водящий-совушка. Остальныеиграющие бегают по площадке, изображая жуков, бабочек и других насекомых. Черезнекоторое время воспитатель говорит: «Ночь». Играющие замирают на месте в тойпозе, в какой их застала ночь. Совушка вылезает из своего гнезда. Медленнолетит и смотрит, не пошевельнётся ли кто. Того, кто пошевелится, совушка уводитк себе в гнездо. А воспитатель говорит: «День». Бабочки и жуки опять начинаютлетать, кружиться, жужжать. После двух-трёх вылетов совушки на охотуподсчитывается число пойманных. Выбирается другая совушка.
Указания:до начала игры воспитатель рассказывает о повадкахсовушки, о том, что она хорошо видит ночью. Предупреждает, что совушка должнаследить одновременно за всеми насекомыми.
 
«Змея»
Цель: упражнять детей в беге «змейкой», ненаталкиваясь на предметы.
Ход игры:
На земле (зигзагообразно)кладут кегли или резиновые мячи на расстоянии 50см один от другого. Детистроятся в колонну друг за другом и по сигналу ведущего бегут змейкой, оббегаякаждый мяч (кеглю) и стараясь не задеть её. Выигрывает тот, кто не допустилошибок.
«Волк во рву»
Цель: упражнять в прыжках в длину сразбега; развивать ловкость, быстроту движений; воспитывать решительность,смелость.
Ход игры:
Поперёк площадки двумяпараллельными линиями на расстоянии около 100см одно от другой обозначен ров. Внём находится водящий – волк. Остальные играющие козы. Они живут в доме (стоятза чертой вдоль отчерченной линии). На противоположной стороне площадки линиейотделено поле. По словам воспитателя: «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегутиз дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву,стараясь осадить прыгающих коз. Осаженный отходит в сторону. Воспитатель говорит:«Козы, домой!». Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3перебежек выбирается или назначается другой водящий.
Указания:коза считается пойманной, если волк коснулся её в тотмомент, когда она перепрыгивала ров или если она попала в ров ногой. Дляусложнения игры можно выбрать двух волков.
Занятие
Тема: «Что живое вокруг нас?»
Задачи:
1. Сформировать у детей обобщённоепредставление о живом: живым можно назвать того, кто дышит, питается.Двигается, чувствует. Живое существо живёт, удовлетворяет свои потребности,растёт, развивается, рождает таких же, как он сам. Живое может жить, если неповреждены его органы, не нарушена связь со средой.
2. Закрепить умение использоватьсформированные представления для самостоятельного познания.
3. Воспитывать пытливостьлюбознательность, умение получать удовольствие от получения новых знаний.
Демонстрационныйматериал:изображения животных (зверей, рыб, птиц насекомых), растений (деревьев,кустарников, трав), неживого (вещи, предметы, материалы). 2 папки; модельсущественных признаков живого, изображение самолёта и заводных игрушек.
Раздаточный материал: картинки животных, растения (семь,корнеплоды).

Ход занятия
1 часть.
— Ребята, к нам назанятие пришёл Незнайка. Он принёс картинки, на которых изображены растения,животные и неживые объекты (предметы, вещи). Ему нужно разложить картинки попапкам. Но у него ничего не получается. Давайте ему поможем.
— Какие две группы можносоставить из этих картинок?
— Правильно. Давайтенеживое поставим сюда. Иди, Владик, поставь картинки. Чем они похожи?
— А что же у насосталось?
— Чем похожи живыеобъекты?
Обобщение (по модели).
— Кого мы называемживыми?
— Как же мы будемузнавать живых?
Незнайка: Спасибо ребятавам за помощь. Теперь я знаю, чем отличаются живые и неживые объекты.
Незнайка берёт картинку сизображением самолёта и кладёт её туда, где стоят картинки с изображением живыхобъектов.
— Незнайка, ты опятьошибся.
— Почему? Самолёт жедвижется, питается.
— Незнайка, сейчас детитебе объяснят, почему самолёт нельзя назвать живым.
Ответы детей:
— Два признака вместопяти.
— Самолёт не дышит, нерастёт, не размножается.
— Он не питается. Просточеловек даёт ему горючее, чтобы он смог летать.
Физкультминутка.
2 часть. Выбрать на столе картинки с изображениемживого объекта (работа с раздаточным материалом).
3 часть. Дидактическая игра «Узнай поописанию».
Цикл наблюденийза хомяком
Наблюдение 1:
Тема: «Знакомьтесь, дети– я хомяк».
Цель: вызвать у детейэмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним.
Ход занятия:
Воспитатель вносит клеткус животным, сообщает, что это хомяк. Спрашивает, похож ли хомяк на мышонка.Предлагает дать ему имя Пик. Говорит, что хомяк – необычное животное, за ниминтересно наблюдать. Предлагает детям постоять возле клетки, посмотреть, чтозверёк будет делать.
Наблюдение 2:
Тема: «Устроим для хомякахороший дом»
Цель: установить, чтохорошие условия для хомяка, в которых он будет себя нормально чувствовать, неболеть, — это просторная клетка (её можно заменить аквариумом), подстилка изпеска или опилок, домик или нора, в которых он устроит гнездо, колесо для бега,лесенки, палочки, возвышенности, коробочка для туалета; учить детей помогатьвзрослым в оборудовании помещения для зверька.
Наблюдение 3:
Тема: «Хорошо ли хомяку вновых условиях?» (Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель: учить дошкольниковзамечать, как животное ведёт себя в новой обстановке, какие совершает действия,правильно понимать поведение зверька, определять его самочувствие, делать выводыо том, уютно ли ему, чего не хватает, что нужно улучшить.
Наблюдение 4:
Тема: «Что и как естхомяк?»
Цель: познакомить детей снабором кормов для Пика, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает(воспитатель обращает внимание детей на то, как зверёк берёт еду лапками, какгрызёт овощи зубками, какую принимает позу, как берёт еду из кормушки.)
 
Дидактические игры
Птицы (звери, рыбы)
Дидактическая задача: закреплять умения детейклассифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Игровые правила: называть птицу (зверя, рыбу) можнотолько после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторятьсказанное нельзя.
Игровые действия: передача камешка, отыгрываниефантов.
Ход игры:
Все дети садятся настулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.
Один из играющих берёт вруки какой-нибудь предмет и передаёт его своему соседу, говоря: «Вот птица. Чтоза птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орёл». Затем он передаётвещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», — отвечает тот и передаёт следующему.
Предмет можно передаватьпо кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.Отвечать надо не мешкая. Если ребёнок медлит, это значит, что он плохо знаетптиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Есликто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игрызаставляют выкупать его.
Так же играют, называярыб, зверей, насекомых.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рой, Манабендра
Реферат Макроэкономика переходного общества
Реферат Украина после Второй мировой войны
Реферат Экологический мониторинг химико-токсикологического состояния и паразитарного комплекса гидробионтов бассейнообразующих водоемов Центрального Кавказа
Реферат Цитадель на Потомаке
Реферат Lutheran And Protestantism Essay Research Paper GermanyLutheran
Реферат Понятие уголовного права 2
Реферат Лавинг против Виргинии
Реферат Специфика лирических отступлений в романе А Фадеева Молодая гвардия
Реферат Функциональные уравнения
Реферат Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звук
Реферат Французская кухня
Реферат Официально-деловой стиль и его особенности
Реферат Аренда и лизинг
Реферат Особенности формирования денежно-кредитной политики Российской Федерации и механизмы ее реализации в современных условиях