Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание в игре

ОглавлениеВведение
Глава I. Роль игры в воспитанииличности
          1.1. Игра какпервая заметная для взрослых деятельность ребенка
          1.2.Дидактические игры
          1.3.Воспитательные игры во внеурочной воспитательной
               работе сошкольниками
          1.4. Условияэффективности игры как воспитательного средства
          1.5. Воспитательныйи обучающий потенциал игры
Глава II. Экспериментальноеизучение влияния дидактической
                игры наэффективность повторения знаний
          Констатирующийэксперимент
          Формирующийэксперимент
          Контрольныйэксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областяхнауки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все болееширокое распространение получают различного рода игры.
С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровыхметодов в обучающем процессе?
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связанос рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых формсоциальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем иучащимися.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическомпроцессе диктуется необходимостью повышения познавательной активностишкольников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия кприменению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направленына количество усваиваемого материала,  а отнюдь не на его качество.
Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программногоматериала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенныйучащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучениямладших школьников, базирующихся на передовых представлениях детскойпсихологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра — один из древнейших,и,  тем не менее, актуальных методов обучения.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, онашироко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучениядетей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Иопределяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок отрождения и до наступления зрелости уделяет огромное  внимание  играм.  Игра для  ребенка  -   не  просто интересное   времяпрепровождение,   но   способ  моделирования внешнего,   взрослого   мира,   способ моделирования   еговзаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схемувзаимоотношений  со  сверстниками.  Дети  с удовольствием  сами придумываютигры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особыйинтересный мир приключений. «Игра, есть потребность растущего детского организма.В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз,  развиваются  сообразительность,  находчивость, инициатива.  В игре вырабатываются у ребят  организационные навыки, развиваются выдержка, умениевзвешивать обстоятельства и пр.»,- писала Н.К. Крупская.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.
В настоящее время появилось целое направление в педагогическойнауке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания иобучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру(игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включениядетей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика навоспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Я сделала анализпсихолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения,провела практическое исследование, направленное на выявление эффективностиприменения данных методов и анализа проведенного исследования.
Цель исследования:
1. Выявить уровеньподготовленности учащихся и качество усвоения знаний.
2. Провести занятия сиспользованием дидактических игр.
3. Выявить воспитательноевлияние дидактических игр на учащихся.
4. Провести повторнуюдиагностику выявления уровня подготовленности и качества усвоения знаний,сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.
Задачи исследования:
1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Использоватьдидактические игры на этапе освоения знаний.
3. Проанализироватьвоспитательное влияние дидактических игр.
Объектом исследования выступает процесс обучения младшихшкольников.
Предмет исследования – разнообразие видов дидактическихигр воспитательного характера.
Гипотеза исследования: считаю, что разнообразие дидактическихигр, применяемых в процессе обучения, оказывает воспитательное влияние на младшегошкольника.

Глава I. Роль игры в воспитании личности
В системе воспитательных средств игра занимает явно не рав­ноценноепо сравнению с другими воспитательными средствами — общением, трудом, учением — место. Она если и имеет весьма су­щественное значение, то в определенный непродолжительныйпериод жизни индивида — в возрасте примерно от полутора-двух лет и допоступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времениребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда емумесяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.
Однако в первые полтора-два года жизни не игра является ос­новнымвидом деятельности, а деятельность познавательная (ин­теллектуальный труд) идеятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться,общаться и в том числе играть, а после поступления в школу играть ребенкустановится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованногообучения и труда» И лишь общение не теряет своего значения ни в один изпериодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы,мера включенности в другие виды деятельности.
Для игры же важнейшее средство воспитания выступает не­продолжительныйпериод детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания,эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результатыразвития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваиваетокружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваиваетготовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы ксвоим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением.Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок,воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их итрансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениямио добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другогочеловека, точно так же как через другого начинает понимать себя.
Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческихотношений способствует развитию творческих воз­можностей детей: «Два основныхпсихических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, — ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, — теснейшимобразом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного итого же начала в ребенке, а именно — начала творческого».
Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальнуюроль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствамивоспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из историиразвития образовательно-воспитательных
систем   и   современные   примеры   использования   игры   в  учебной   и воспитательной работе.
 
1.1. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. Икогда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматьсятолько этим видом деятельности. Взрослые не замечают труда ребенка пораспознаванию и узнаванию, научению координировать свои действия, выражатьчувства, состояния и др.
Скорее всего, это даже хорошо, что хоть в этом возрасте взрослые обращаютбольшее внимание на организацию игр с детьми — того вида деятельности, вкотором в наибольшей степени возможно целенаправленное развитие детскогоорганизма.
Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не дляполучения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы.Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: «игра — забава,установленная по правилам; играть — шутить, тешиться, веселиться, забавляться,проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» (ДальВ. И. Толковый словарь живого великорусского языка.); «… играть — резвясь,забавляться, развлекаться» (Ожегов С. И. Словарь русского языка.);«… игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в еерезультатах, а в самом процессе» (Советский энциклопедический словарь).
Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растратеизбытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности(Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе этитеории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр, в том числе и игрвзрослых людей. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зренияотдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она — средство подготовкик труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. В историческомплане игра — дитя труда.
Однако такое представление об игре не может полностью удовлетворитьвоспитателя или, тем более, исследователя педагогического процесса. В самомделе, почему деятельность ребенка, который, играя в песочнице, строит «город» с«улицами», «машинами», «скверами», взрослые считают непродуктивной деятельностьюради потехи, отдыха или подготовки к будущему труду? Правда, все созданноеребенком ненастоящее, игрушечное. Но ведь и взрослые изготавливают игрушки нафабриках, но считают эту свою деятельность продуктивной, хотя и производят ненастоящие, а игрушечные предметы.
К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором оносваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра — действительность,и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает.Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она емупотому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизнидитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...;в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельнораспоряжается своими же созданиями». Здесь мы видим более глубокое пониманиеигры, чем даже в современных определениях, в которых суть ее видится лишь в ко­пированиидетьми действий взрослых: «Детская игра — исторически возникший виддеятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых иотношений между ними и направленный на познание окружающей действительности»?
Подобные определения, подчеркивающие неутилитарность игровыхдействий детей, наличие аналогов в реальной действительности неуместны в характеристикедетской игры. Разве действия взрослых не имеют аналогов в реальной жизни? Темболее, что главным «продуктом» игры ребенка является то или иное изменение,развитие формирующихся личностных качеств, определенное новообразованиеличности. В играх с предметами, ролевых и сюжетных, спортивных, строительных,конструкторских и др. дети становятся более ловкими, сильными,сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и т.д.
Таким образом, для педагога и психолога игра (детская игра) выступаетв совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словаряхи справочниках, — это деятельность воспитанника, мотивом которой является сампроцесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальнойситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительностии используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Инымисловами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качествеинструмента формирования личности воспитанника использует его свободную(игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее наразвитие положительных качеств личности.
С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенногоотношения человека к окружающей действительности: «Суть человеческой игры — вспособности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь вигре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется.В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать намир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры»1.
Играть дети начинают очень рано — фактически с первых дней своейжизни. В прошлые времена в жизни россиян игра занимала особое место. Еезначение в воспитании было огромно, мир игры — «… это был обширный, особенныйи вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу,формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян сфольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга».
В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты.Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координироватьсвои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения.Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами,в манипуляциях с предметами. П. Ф.Каптерев, давший в свое время лучшую вотечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такиеигры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использованияв воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожидетей — поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками,ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветныхпредметов — игрушек). В этих играх, которые Ж.Пиаже назвал сенсомоторными,развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений,осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение.
На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимаетвоздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляяребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его органы соответствующимобразом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; егозрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплениюмышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т.п.Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определяющиемеру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка: 1) определеннаярегулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);2) строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности,(не только двух-трехмесячный, но и двух-трехлетний ребенок может испугатьсясильного звука, яркого света, резкого движения); чрезмерная сила воздействия,как и излишнее разнообразие впе­чатлений, оказывает крайне неблагоприятноевлияние на слабую еще психику ребенка; 3)обеспечение одновременного воздействияна несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.
По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях,развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры.Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения.Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление,вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматриваниекартинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями,рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызываютопределенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемымявлениям и событиям.
Разделение игр-развлечений П.Ф.Каптеревым на три группы представляетпрактический интерес и в настоящее время: 1) развлечения, развивающие преждевсего память (рассматривание картинок с изображением известных предметов,букв, цифр); 2) развлечения, вызывающие мыслительную деятельность (рассматриваниесюжетных картинок, сравнение предметов по различным признакам, посещениедоступных для понимания экспозиций, экскурсий); 3) развлечения, направленныепреимущественно на возбуждение чувств (рассматривание картинок с забавнымисюжетами, с комическими выражениями, трогательными взаимоотношениями).Педагогические условия положительного воспитательного влияния развлечений теже, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование силы ипродолжительности воздействия, разносторонность одновременного воздействия.Однако учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, нопостоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясьвсемерно о предоставлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности,о создании условий для развития самодеятельности.
С полутора-двух лет важным развлечением для детей становится слушаниесказок, историй, изложения событий и происшествий. Сначала это рассказываниекратких сказок и историй об известных ребенку персонажах и предметах, а затем иболее длинных и сложных по сюжету. Знакомство с детскими книжками возбуждаетинтерес к чтению, которое в дальнейшем может стать прекрасным развлечением,способствующим духовному обогащению.
В практике семейного воспитания (а иногда и общественного — в детскомсаду, в школе) забота о повышении физических и интел­лектуальных нагрузокпроявляется зачастую в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений: большомколичестве дорогих игрушек, картинок и книжек, изображающих предметы и явления,которых ребенок еще не видел, частых экскурсиях с обилием новых впечатлений ит.п. Воспитательная ценность таких развлечений сомнительна, несмотря на большойтруд воспитателей и видимость активности воспитанников. Детям интересно игратьс игрушками простыми, более даже не собственно с игрушками, которые невозможноизменить, а с материалом, который легко трансформируется, превращается ребенкомво что-то новое. Именно поэтому младенец с большим удовольствием и достаточнодолго играет с клочком ваты, который он разрывает на кусочки, наблюдая зарезультатом, и отказывается от казалось бы красивых игрушек. Точно так же идети постарше подолгу и с удовольствием играют с пластилином, кубиками, бу­магой,красками и недолго играют с дорогими игрушками, ценя в них не игровые, а иныекачества. И лишь в школьном возрасте наблюдается осознанное стремление кигрушкам сложным, близким по своему устройству к реальным объектам (работающиемодели машин, подвижные игрушки с дистанционным управлением и т.п.), хотяочевидно и то, что это стремление наступает в таком возрасте, когда ребенок неудовлетворяется сложностью игрушки. Его интересует реальный объект. Игрушка нестано­вится заменителем объекта и быстро недоедает, а играет ребенокпо-прежнему с простыми.
Развивающееся воображение позволяет ребенку в игре наделять предметывовсе не свойственными им функциями, моделировать сложные жизненные отношения сиспользованием самого примитивного материала (стул — автомобиль, пассажиры — игрушки и т.п.). Ж.Пиаже назвал такие игры символическими. Они наиболеехарактерны для детей в возрасте от 2 до 6 лет, хотя играют в них дети и болеераннего, и более позднего возраста. Одобрение этих игр, поощрение принимаемыхребенком ролей и характера их исполнения, тактичная коррекция и направлениедеятельности равно как и участие взрослых в детских играх являются непременнымусловием их воспитательной эффективности.
Необходимость освоения системы человеческих отношений и стремлениек участию в этих отношениях — отношениях взрослых приводят растущего ребенка киспользованию игр со все большим психическим содержанием. На сменувоспроизведению в движениях и действиях встречающихся предметов и лиц приходитвоспроизведение взаимодействий, отношений, характеров. Дети начинают играть в ролевыеи сюжетно-ролевые игры. Вторые более сложны по сравнению с первыми ихарактеризуются не только наличием роли (ролей), но и развивающегося сюжета сначалом, некоторым разнообразием действий и их завершением каким-либорезультатом (вылечили больного, прилетели на воображаемую планету, вырастили иубрали урожай и т.п.).
По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями)игры ролевые и сюжетно-ролевые требуют от ребенка значительно больших знаний овоображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокиепереживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл вних систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться,обогащаться. Усложнение содержания детских ролевых и сюжетно-ролевых игрзависит от обогащения детских представлений об окружающем мире, от знаний орастениях и животных, о людях и машинах, об отношениях между людьми.
Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содер­жательными,нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочьребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления,знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.
Обеспечение многообразия впечатлений, представлений и знаний омире и разносторонности их использования в игре важно и в плане актуализациитех знаний и способов деятельности по их использованию, где ребенку сопутствуетнаибольший успех и к которым соответственно развивается наибольший интерес.Проявление и развитие индивидуальности облегчается многообразием игр: «опробывание»себя в различных видах игровой деятельности, в различных ролях позволяетребенку найти то, что наиболее ему интересно и посильно.
Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, как строительно-конструкторские(конструктивные). Действительно, дети любят строить, создавать что-либосложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованиюмыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческуюнаправленность личности. Наблюдения свидетельствуют о наличии определенныхразличий в отношении мальчиков и девочек к конструкторским играм, особенно квыбору материала для них. Мальчики чаще выбирают строительство, механику,вообще чаще играют в эти игры. Девочки больше обращают внимание на конструированиеодежды, приготовление пищи и т.п. Разделение на традиционно мужские и женскиевиды деятельности становится заметным достаточно рано. Этому способствуетсознательно или неосознанно формируемая взрослыми атмосфера, ориентирующаяребенка в мире вещей и явлений вполне определенным образом. Но эти разныенаправления развития «женских» и «мужских» игр не имеют принципиальных отличийв отношении формиро­вания инициативы и творчества развивающейся личности.
Побуждение детей к играм, предоставление материала для строительстваи конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативыи самодеятельности — вот те педагогические условия, которые обеспечиваютвысокую воспитательную эффективность этих игр.
 
1.2. Дидактические игры
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самойсебе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Играчасто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, постороннихцелей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр (отзабав до сюжетно-ролевых, творческих) на определенном этапе появляется цель.Игровые действия становятся целесообразными: приступая к строительству«туннеля» в «горах» или к лечению «больного», ребенок знает, что и как он будетделать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная игру вволейбол, футбол, дети ставят цель — выиграть. Но как в первом, так и во второмслучае цель не выходит за рамки игры, заключена в ней самой и никакихпосторонних задач в ней не ставится и не решается.
Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для вос­питателя,организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенныхзнаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом,между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: содной стороны — отсутствие цели в игре, а с другой — игра — есть средствоцеленаправленного формирования личности.
В наибольшей степени это проявляется в так называемых ди­дактическихиграх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательнуюценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре какдеятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценностьбудет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровыхдействиях, целью которых и для их участников является решение этойдидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
О целесообразности использования игры в обучении существуют различныемнения. Учитывая большую сложность современного содержания образования и вообщето, что учение — дело серьезное, некоторые считают, что в обучении игре нетместа. Но более обоснованным является все-таки другое мнение, сторонникикоторого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед нимзадач. Дело в том, что задачи обучения значительно шире, чем сообщение ученикамопределенной суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Главнаязадача обучения — подготовка детей к жизни. А в период ученичества детифактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира всоответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра, как справедливоутверждает Д.Брунер, является источником удовольствия для ребенка, она способствуетего безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем. Особаяценность игры состоит в том, что «… игра означает для нас трансформацию окружающегомира согласно нашему желанию, тогда как учение изменяет нас самих для лучшейадаптации к внешним условиям»'. Отметим, что Я.А. Коменский очень высоко оценивалроль игры в обучении. Он писал в «Автобиографии»: «Весь мой метод направлен нато, чтобы школьная подневольшина превратилась в игру и забаву».
И действительно, игра помогает активизировать учащихся в обучении,преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческихзадач, стимулирует инициативу и творчество.
Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделитьна два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одномслучае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия скоторым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись накоманды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в словах,вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполняют обычные учебные действиясчитают, исправляют ошибки, вспоминают даты, — но выполняют эти действия ветре.
В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровуюдеятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так,в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определеннуюсодержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знанияпо географии, биологии, истории, математике или другим предметам. Дети играютроли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в счете,узнают расположение частей света или получают сведения о строении растений.
Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительноменьшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигаетсяне усвоение дидактического материала, а воспитательные задачи, использованиезнаний в различных ситуациях или предварительное ознакомление с новымизнаниями. Такие игры используются чаще во внеурочное время и на уроках вначальных классах для отдыха детей от напряженной интеллектуальной работы.
В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детейможет осуществляться с использованием игровых моментов. Так, учитель можетобратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы икакие звуки обозначают эти буквы и т.п.
При изучении нового материала в дидактические игры в начальныхклассах вносятся моменты творчества. Так, С.И.Волкова рекомендует при изучениив III классе геометрическихфигур стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, скоторыми они познакомились.
Использование творческой игры на уроках русского языкаорганизуется с целью расширения знаний детей, а главное — развития способностейсамостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. На занятияхрусским языком для этого используют включение в игру работы со словарями, сочиненияна свободную тему. На уроках математики — решение нестандартных задач, задач снеполными данными и т.д.
Естественно, чаще всего дидактические игры используются при учетезнаний. Так, на уроке учета знаний по математике класс, делится на несколькокоманд, которые, соревнуясь, выполняют те или иные задания: математическийдиктант, решение задач по вариантам, решение примеров «цепочкой» на доске ит.д. Для учета результатов может быть сформировано жюри или назначены арбитры,эксперты и т.д. Командам могут быть даны сказочные, фантастические или простоинтересные детям названия, могут быть введены в структуру и другие игровыесимволы.
В средних классах игры на уроках используются реже, чем в младших,в связи с тем, что перед подростками в обучении стоят более сложные задачи, даи сами подростки обладают, безусловно, большей способностью к систематическомуцеленаправленному труду. К традиционным соревнованиям, конкурсам, олимпиадамв 90-е гг. добавились игры по типу популярных телепередач:
«Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Звездный час», «Аукцион» и др.В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровоеоформление. Так, на уроках химии (например, на последнем уроке первого ивторого полугодия) можно провести химические турниры, в которых — примут участиевсе школьники, изучающие химию.
Задания для конкурсов составляются так, чтобы, учащиеся продемонстрировалиумение выразить химические знания в стихах, придумать и отгадать химическиерифмованные загадки, ребусы, составить художественную презентацию какого-либохимического явления, класса химических соединений и др.
Большими обучающими возможностями располагают игры-драматизациитипа «Корректор», «Редакция» на уроках русского языка или «Парламент», «Демократия»и др. на уроках истории.
На уроках родного языка нередко используются такие игры, как составлениепредложений из двух-трех слов, мало связанных по смыслу; выражение мыслидругими словами; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов,омонимов, слов-исключений и др.
В старших классах возможности использования дидактических игр ещеболее суживаются из-за увеличения объема и сложности изучаемого материала.Вместе с тем возможности самих учащихся разыгрывать достаточно быстро весьмасложный по содержанию материал значительно возрастают. Поэтому вряд лиоправданным можно считать положение, когда в некоторых старших классах (школах)игра на уроках вообще не используется. Отметим, что Я.Коменский использовалигру в обучении. Он писал: «Я составил из первых 20 глав «Двери языков» первоепред­ставление, отобрав для него 52 дворянских юношей.… Наши актеры игралисвои роли так умело, что мы смотрели с изумлением. Ибо те, которые прежде едвамогли выдержать взгляд взрослого человека и ничего не могли сказать беззаикания, держали себя с пристойной свободой» («Автобиография»),
В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований и драматизациипроводят игры-имитации, моделирующие определенные отношения реальногомира.
Ю.З.Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими положительнымикачествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участияи подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и болеевысокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и вос­питательнаярезультативность. Автор разделяет их на учебно-ролевые и соревновательные.  Для   первых  характерно   максимальное   включение воображения. Ониразделяются на несколько видов:
1) с принятием учащимися определенных ролевых функций масок (потипу «Следствие ведут знатоки», «Круглый стол», «Суд» и т. п.);
2)  с использованием сказочного сюжета (чаще всего в младших классах  -   «Волшебник   мягкий   знак»,   «Части   речи»,   «Гласные   и согласные»);
3)  с фантазированием (например, на уроке-зачете по математике в игре«Мы — альпинисты» нужно взять «эту» высоту);
4) деловые игры — основаны на проигрывании не художественных, апрофессиональных   ролей;   моделируются   условия   профессиональной деятельности,например, в начальных классах на уроке русского языка может быть проведена игра«Редакция».
Для использования всех игр в обучении характерна общая структураучебного процесс а, включающая четыре этапа:
1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристикуигры, общий обзор ее хода и правил.
2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, рас­пределениеролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность    действий»     оказывает     необходимую     помощь, фиксирует результаты.
4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий,их     восприятия  участниками, анализируются  положительные  и отрицательныестороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствованияигры, в том числе изменения ее правил.
Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, ипрежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычнойучебной работой, основу которой составляет учение как вид специальнойдеятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений инавыков. К тому же далеко не все учителя в достаточной мере знакомы с учебнымииграми, в школах нередко не хватает оборудования и материалов для проведенияигр, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядкав ходе игры по причине повышенной оживленности, эмоциональности учащихся.Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержанияучебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся вигру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяютпреодолеть эти и другие проблемы.
В последние десятилетия медленно, но достаточно настойчиво вшкольную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичностьиспользования компьютера на большинстве уроков в настоящее время вообще создаетобстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают по обучающимпрограммам. Однако существуют и специальные игровые программы по различнымучебным предметам: биологии, химии и др. Так, например, по истории есть такиепрограммы, как «Цивилизация», «Центурион», «Аустерлиц» и др. Учитель, хорошовладеющий техникой работы с компьютером, может сам составлять игровые,контрольные и обучающие программы или программы с игровы­ми элементами.
Один из пионеров применения компьютеров в обучении С.Пейперт такописывает возможности использования компьютерных игр в учебном процессе: «Нателевизионном экране… появляется цветная мультипликация. Вы можете саминарисовать ее… По вашему желанию на экране может возникнуть палитра цветов, ивы можете выбрать цвет, которым станете рисовать. Цвет сохранится до тех пор,пока вы сами не пожелаете его изменить. Конечно, пока вы рисуете на экране,этот процесс по своим возможностям мало чем отличается от традиционных способоврисования, но различие становится принципиальным, когда вы решаете поработатьнад своим рисунком. На языке компьютера вы можете «говорить» с ним о своемрисунке. Вы можете попросить его изменить цвет или превратить рисунок вдвижущуюся картинку, заставить получив­шиеся два изображения вращаться в разныестороны,… заменить цветовую палитру на звуковую и «нарисовать» музыкальныйфрагмент.… Не надо много рассуждать, чтобы увидеть развлекательную сторонуэтого процесса. Но работа на компьютере — это не только забава. Это устройствопозволяет превратить учение в весьма плодотворный процесс. Работая сэлектронной чертежной доской, дети учатся говорить на языке постоянноменяющихся форм… меняющихся скоростей, на языке процессов и технологий».
К сожалению, на пути внедрения и распространения этих игр в обучениистоит чрезвычайно большое и мощное препятствие недостаток средств, отсутствиеэкономической базы, которая обеспечила бы каждого ребенка достаточносовершенным персональным компьютером, включенным в единую коммуникационнуюсеть. Это в значительной мере является и препятствием для разработки игровыхпрограмм и методики их использования при изучении различных учебных дисциплин:ведь не только у учеников нет персональных компьютеров, нет их и у учителей.Однако даже эпизодическое использование компьютера и приобщение детей ккомпьютерным играм если и не вводит их в мир современных технологий, то хотя быпоказывает характер отношений человека с техникой в обществе будущего.
 
1.3. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со
школьниками
Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с цельюпроверки и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-тоотношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются с учащимися вовнеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формированияопределенного отношения к нравственно-эстетическим ценностям, политике, труду идр. Их можно назвать воспитательными играми. Так, в начальных классах с детьмиразыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах,инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр,проводят игры-практикумы по освоению «техники» жестов, обращений, разговора потелефону и т.д.
Считать, что в средних классах подростки не нуждаются в подобногорода игровом тренинге, нет оснований. Многое они не успели освоить в начальныхклассах, появляется немалое новых затруднений в общении с миром, научитьсяпреодолевать которые легче всего в игре. Поэтому и в подростковых классах,особенно в V-VI, еще весьма уместно проведениеигр, в которых школьники учатся разговаривать по телефону и приветствовать старших,оказывать помощь нуждающимся и общаться со сверстниками, вести себя вежливо и сдостоинством в различных ситуациях. Ко всему этому добавляются игрыпрофориентационные, игры эстетической направленности, игры сидейно-политическим содержанием и др. Естественно, каждая игра оказываеткомплексное воздействие на ее участников: способствует развитию в умственном,физическом, трудовом, «нравственном и эстетическом отношениях, но какое-тоиз направлений может быть преобладающим. По форме это те же игры-соревнования,имитации, драматизации, но проводятся они во внеурочное время и наполненынеучебным содержанием. Так, например, в целях экономического воспитанияучащихся VIII-XI классов во внеурочное время с ними может быть проведена игра«Чистый воздух нашего города». В этой игре одновременно могут участвовать/учащиесяVIII, IX, X и XI классов: восьмиклассникивыясняют источники загрязнения воздуха, девяти- и десятиклассники анализируютхарактер вреда, приносимого природе и человеку различными источниками, а самыестаршие -разрабатывают систему мер по решению проблем очистки воздуха,используя знания по физике, химии, экономике и др.
Естественно, подобная игра рассчитана на выполнение значи­тельныхпо трудности и времени заданий и может быть завершена масштабной конференцией,выпуском газет, журналов, сборников ученических докладов и сообщений. Здесьпроявляется тесная связь игры с трудом.
В целях эстетического воспитания используют театральные игры: кукольныйтеатр, драматизации сказок, художественных произведений.
Значительно большее распространение, чем в младшем школьном возрасте,получают у подростков игры спортивные: футбол, волейбол, баскетбол,хоккей и др. В младшем школьном возрасте дети играют в них меньше, потому чтоеще не способны к длительному физическому напряжению и не могут еще в полноймере соблюдать правила игры. Их деятельность еще почти полностью подражательная,и игра в футбол, например, для ребенка этого возраста пока лишь выполнение ролифутболиста. Для подростков и старших школьников по мере взросления игрыподвижные (спортивные) все больше приближаются к спорту с его вполнеопределенными правилами.
Большое распространение в средних и старших классах получили профориентационныеигры. В.А.Ященко выделяет шесть их разновидностей:
1)  проблемно-поисковые, фактически не затрагивающие вопросы выбора профессии  и  профессиональной  подготовки,  но развивающие внимание,  смекалку,   умение   действовать   в   различных   ситуациях   и способствующиесамопознанию;
2)   отражающие отдельные  аспекты профессиональной деятель­ности,  знакомящие с особенностями   конкретных   профессий   (типа «Универмаг»);
3) моделирующие сам процесс выбора профессии, помогающие осмыслитьпроцедуру профессионального выбора (типа «Проф-консультация»);
4) ценностно-ориентационные   (типа   «Мой   профессиональный идеал»);
5) воспроизводящие важнейшие стороны жизненного уклада болеедревних культурно-исторических эпох (типа «Ремесла», «Одежда»);
6) моделирующие процесс организации профессиональной работы вшколе,  в  отрасли,  в стране и воспроизводящие противоречия между различнымизвеньями системы (типа «Кабинет профориентации»).
В проведении профориентационной игры (равно как и игры другой направленности)можно выделить четыре этапа:
1. Подготовительный: выявление актуальности и заинтересовывание участников   игры,   разработка  и  усвоение   правил, выявление особенностейучастников и качеств личностей, которые нужно корректировать, распределениеролей и заданий. Для этого используются простые диагностические методики,викторины, задания, подытоживаются результаты наблюдений и др.
2. Процессуальный (собственно игра): выполнение действий по сценариюигры.
3. Рефлексивный: коллективное обсуждение проведенной игры, индивидуальныйанализ профессионального смысла   закончившейся игровой деятельности.
4. Постигровой этап: перенос смысла игровой деятельности на повседневную действительность,  самонаблюдения  учащихся,  изучение профессии, беседы,упражнения.
В последние годы в нашей стране получают распространение терапевтическиеигры, т. е. игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств,для компенсации недостатков общения и облегчения или даже устранения некоторыхфизических и фи­зиологических аномалий. Их эффективность в дошкольном ишкольном возрасте очень велика. Используются они и в работе со взрослыми.
 
1.4. Условия эффективности игры как воспитательного средства
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благои во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применениясредств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующимобразом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так жеиспользование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые обэтих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы».Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше времяпредставляют не столько исторический, сколько практический интерес:
1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотретьна них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
2. Игра  должна  способствовать  здоровью  тела  не  менее,  чеможивлению духа.
3. Игра  не  должна  грозить  опасностью  для  жизни,  здоровья,приличия.
4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.
7.  При строгом соблюдении этих условий игра становится серьез­нымделом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или под­готовкой для жизненнойдеятельности, или всем этим одновременно.
Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела,жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью,а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность,заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачныйбой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считалЯ.Коменский, использоваться в воспитании детей.
Изучение современной педагогической литературы об игре по­зволяетсформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательнодолжны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.
1.  Свободное и добровольное включение детей в игру: не навя­зываниеигры, а вовлечение в нее детей.
2.  Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила,идею каждой игровой роли.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и г содержаниемповедения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действийпереносился в реальную жизнедеятельность.
4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормаминравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
5.  В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числеи проигравших.
6. Игра   должна   положительно   воздействовать   на   развитиеэмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать,но не подавлять, обеспечивать  каждому участнику возможность проявленияинициативы.
8.   В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся  к  анализу  проведенной  игры,  к  сопоставлению имитации ссоответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связисодержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержаниемучебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания,правил и др.
9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишнедидактическими:  их содержание  не должно  быть  навязчиво назидательным и недолжно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).
10. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры наденьги  и  вещи,   в  опасные  для  здоровья  и  жизни,   в  игры-сорняки (содержащиев своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).
Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельныхвидов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила.Например, Ч.Куписевич в книге «Основы общей дидактики» (М., 1986) достаточноподробно описывает принципы дискуссии, в том числе и такие: участник должен понимать,что нельзя говорить долго, следует взвешивать свои слова, произносить их обдуманно,выступление должно быть предметным, нельзя бравировать независимостью Своего мышленияили руководствоваться желанием угодить кому-либо и др.
1.5. Воспитательный иобучающий потенциал игры
Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержанияпознавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самимпроцессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельногонахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имядостижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры,таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.
В интеллектуальных играх творческая задача—быстро прими решение  в   нестандартной   ситуации.
Представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида  целей. 
Цель  первая — наиболее  общая — наслаждение, удовольствие от игры.Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляетсобой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с даннойигрой.
Вторая цель—это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связаннаяс выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли.
Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровойзадачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.
Мною выведены соответствующие направления педагогического руководстваигровой деятельностью:
1) вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающиежелание играть («хочу играть!»);
2)   помогать  действовать  по  правилам и решать  игровые задачи(«так надо»);
3)  развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствоватьпоявлению адекватной самооценки и чувства «могу!».

ГлаваII. Экспериментальное изучение влияниядидактической
 игрына эффективность повторения знаний.
 
В основе любой игровойметодики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежатьследующие принципы:
— Актуальностьдидактического материала;
— коллективность;
— соревновательность.
Исследование я проводила в три этапа. На первом этапе — Констатирующийэксперимент, выявила при помощи среза на уроке русского языка уровеньподготовленности учащихся двух параллельных классов по определенной теме,качество усвоения знаний учащимися и провела анализ полученных результатовэксперимента. На втором этапе — формирующий эксперимент, повторение указаннойтемы в одном из классов будем проводить по стандартным методикам, а в другом — с использованием дидактической игры. На третьем этапе — контрольныйэксперимент, проведем еще один контрольный срез, целью которого являетсясравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента.Проведем анализ полученных результатов.
Констатирующий эксперимент
Цель:  Выявление реального уровня качества усвоения знаний во 2-м классе.
Содержание эксперимента:
Исследование проводилось во 2-м классе.
Эксперимент проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончанияимен существительных».
«Пришла зима.
Рано утром старик вышел из избушки. За одну ночь все в природе изменилось.Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки ели.Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок.Избушка показалась старику такой маленькой, точно она вросла в землю. У берегастояла лодка. Старик с собакой в лодке поехал смотреть рыболовные сети. (Д.Мамину — Сибиряку)».
Формирующий эксперимент.
Цель: Проверить воспитательное влияние дидактической игры на эффективностьповторения знаний по теме „Падежные окончания имен существительных“на уроках русского языка во 2-м классе.
Содержание эксперимента:
В ходе данного эксперимента среди учащихся 2-го класса экспериментальнойгруппы мною целенаправленно и систематически при повторении  темы »Падежные  окончания  имен  существительных" применялись дидактическиеигры, тогда как в контрольной группе данного класса эта работа проводиласьтрадиционным способом, без применения игровых методик.
В экспериментальной группе на уроках русского языка я подготовилаи провела следующие дидактические игры.
1. Поход в гости.
Воспитательная задача: научить правильно вести себя в гостях.
Дидактическая задача: Повторить склонения имен существительных
Игровая задача: Посетить все падежи.
Содержание игры: Я представила учащимся дом, в котором живут падежи.«Вот домик, в котором живут падежи. Своди слово (стол (окно, доска)в гости ко всем падежам». Кто правильно определить падежные окончанияданных слов, тот будет считаться самым желанным и интересным в общении гостем.

Материалы: Дом нарисован на картоне либо на куске ватмана следующимобразом (схема) 
Им
стол
окно
доска
Р.
 
 
 
Д.
 
 
 
В.
 
 
 
Т.
 
 
 
П.
 
 
 
 
2. Сбежавший медведь
Воспитательная задача: воспитание коллективизма, взаимопомощи,взаимовыручки.
Дидактическая задача:   Повторить падежные окончания  имен существительных.
Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого «сбежал»медведь.
Содержание игры: «Посмотрите на этот рассказ. Видите он спропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста,верните слово „медведь“ в предложения, заменяя окончания по вопросам».
Материалы:      «Не каждому охотнику довелось повстречать,(кого?)…. Близко подходить (к кому?) к… опасно. Я видел (кого?)… взоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за… только издали. Лесникрассказал нам много интересного (оком?) о …»
3.    Бал
Воспитательная задача: воспитание любви к родной природе, трудолюбие,взаимопомощи.
Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежныеокончания.
Игровая задача:    Помоги предложениям попасть на Бал.
Содержание игры: В королевстве Грамматики сегодня Бал. На негоявилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор,пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение.Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?
 
Материалы: На доске рисуется таблица, половины которой разделенычасовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки изкласса.
/>
4. Играя, обучаем и воспитываем
«Загадки леса» (познавательная игра для младших школьников)
Цель игры: воспитание любви к окружающей нас природе, бережноеотношение к дарам леса.
Игру можно проводить на экскурсиях и прогулках, во время отдыха наполяне в лесу.
Дети сидят полукругом на поляне. Ве­дущий раскладывает карточки сизобра­жением растений и начинает загадывать загадки. Тот, кто правильноотгадает за­гадку, покажет растение на карточке, а затем найдет на поляне,получит награ­ду — лепесток.
1.       Стоит столб до небес,
а на нем — шатер-навес,
красной меди столб точеный,
а навес сквозной, зеленый.
(Сосна.)
2.       Что же это за девица,
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год.
(Ель.)
3.       Не сосна я и не елка,
только осень на порог –
скину с веток все иголки,
до единой, точно в срок.
(Лиственница.)
4.       На лугах и лесных опушках часто встре­чается растение, укоторого каждый лист разрезан на мелкие дольки, и каждая долька имеет ажур­ныекрая. Этим лекарственным растением лечат раны, останавливают кровотечения.
(Тысячелистник.)
5.       Носит этот мальчик желтый сарафанчик,
подрастет, нарядится в беленькое платьице,
пышное, воздушное, ветерку послушное.
Он заметный, золотой, постарел и стал седой.
А как только поседел — вместе с ветром улетел.
(Одуванчик.)
6.       А вот это лекарственное растение можно встретить везде: вполе, в саду, в лесу, вдоль дорог. Цветы его помогают от многих болезней. Иесть
про него загадка:
Растут в поле сестрички,
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашка.)
7.       Русская красавица стоит на поляне,
в зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Березка.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.