Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами

Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Кафедрасоциальной работы социальной педагогикиКУРСОВАЯ РАБОТАТема: «Особенности социально-педагогической работы с детьмисиротами»
Выполнила:
ст-ка гр.
Проверил:
преподавательАлматы — 2008
/>/>Содержание
Введение
Глава 1 Социальное сиротство и его особенности в современномобществе
1.1 Сущность сиротства, его причины и пути преодоления
1.2 Характеристика социальных детей-сирот разного возраста
Глава 2 Особенности социализации и социально-педагогическойработы с детьми-сиротами
2.1 Государственная политика обеспечения прав детей,оставшихся без попечения родителей
2.2 Социализация как процесс становления социальныхотношений. Проблемы вхождения ребенка-сироты в систему социальных отношений
2.3 Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Настоящаяработа посвящена острой, актуальной и все еще мало разработанной теме –особенностям социально-педагогической работы с детьми сиротами.
Внекоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей,оставшихся без родительского попечения («Очерки о развитии детей, оставшихсябез родительского попечения», 1995). Авторы очерков И.В.Дубровина, Э.Ф.Минкова,М.К.Бардышевская показали, что общее физическое, психологическое развитиедетей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от развития ихровесников, растущих в семьях. Темп психологического развития замедлен, имеетсяряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднееэмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыкисаморегуляции и правильного поведения. Все это чревато серьезными последствиямидля формирования личности подрастающего человека.
Анализсостава детского контингента в учреждениях показывает, что в них обладают дети,чьи родители лишены родительских прав или отказались при рождении ребенка, недееспособны по болезни, находятся в заключении.
Нашевремя дало новый термин «социальное сиротство», т.к. в детских домах до 50%детей имеют родителей, лишенных родительских прав.
Висследовании Л.М. Шипицыной [24, с.6-8] выделены следующие причины сиротства:
— ведущей причиной является алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда-жестокоеотношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами;
— увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения,чаще всего из-за неестественных причин. Если 5-7 лет назад доля «круглых» сиротсоставляло примерно 5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этотпоказатель в некоторых регионах достигает 25-30%.
— увеличение количества недееспособных родителей, в том числе из-за психическихзаболеваний, а также подростков. В Казахстане ежегодно около 2,8 тысяч женщинрожают в возрасте 15 лет, 13 тысяч – в 16 лет, 36,7 тысяч – в 17 лет. Удельныйвес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% отобщего числа родившихся.
— увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числародившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одногоиз родителей. В 2000 г. вне брака родилось 354 тысячи детей и почти 22 тысячивнебрачных детей у матерей, не достигших совершеннолетия.
— отмечается рост социальной дезорганизации семей,материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, нездоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев.
Указанныепричины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку всложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а какследствие этого процесса — невозможность растить своих детей, снижениеродительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей повоспитанию ребенка.    
Всевышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимостьобращения к данной теме.
Цельнастоящей работы: рассмотреть особенности социально-педагогической работы сдетьми-сиротами.
Длядостижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
-     изучить социальное сиротство и его особенности в современном обществе;
-     исследовать особенности социализации и социально-педагогической работы сдетьми-сиротами;
-     рассмотреть основные положения социальной политики Республики Казахстанпо отношению к детям-сиротам.
Объектом исследования является сиротствокак проблема современного общества.Глава1 Социальное сиротство и его особенности в современном обществе 1.1 Сущность сиротства, его причины ипути преодоления
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широкоиспользуются два понятия — сирота (сиротство) и социальный сирота (социальноесиротство). Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли обаили единственный родитель. />Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей,но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся онем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это идети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически незаботятся о своих детях.
Сиротство — социальноеявление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попеченияродителей вследствие их смерти или лишения их родительских прав, признанияродителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. По отношению к нимупотребляется также понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» — этосироты, или те дети, которые не могут более оставаться с родителями, потому чтоте от них отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, илипагубного или пренебрежительного отношения родителей. Сюда также включаютдетей-инвалидов, которых родители отдали на попечение государства. Дети,оставшиеся без попечения родителей, проживают в сиротских учреждениях,больницах, государственных домах или интернатах, и в учреждениях для инвалидов.
Специалисты отмечают вдинамике сиротства негативные тенденции, а именно увеличение среди нихколичества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями вразвитии, в обучении и поведении. Обнаружилось качественно новое явление — такназываемое «скрытое» социальное сиротство, когда родители вроде бы иживы, но ведут себя так, будто ребенок выброшен из их жизни. К ним относятдетей, проживающих в условиях безнадзорности и беспризорности. Если раньше речьшла о социальном сиротстве, то это касалось только неблагополучных семей,например, пьянствовали родители, то сейчас к этой категории относятся семьи изнаркоманов, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в том числе и семьи сотрицательным психологическим климатом и неблагополучной эмоциональнойатмосферой при внешнем благополучии. Рост числа разводов является одним изфакторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей,где воспитывает детей один отец. Увеличивается количество детей, рожденных внебрака, дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся кгруппе риска. К ней же зачастую принадлежат и дети из неполных семей.
Социологи установили кругпричин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей прирождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей,их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения,насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психическинедееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, надлительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами всоответствии с законами РК, и их ставят на полное государственное обеспечение.Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты,решаются с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающихпринять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении.Скажем, ребенка до 3-х лет обычно помещают в Дом ребенка. Затем его переводят вдошкольный детский дом, школьный интернат и др. государственные учебные илилечебные учреждения.
Полное государственноеобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,подразумевает предоставление им за время пребывания в соответствующемгосучреждении бесплатного питания, обмундирования и общежития или возмещение ихполной стоимости при отсутствии хотя бы одного из этих видов обеспечения.
Однако если судить по результатам эмпирических исследований и даннымстатистики, государственное содержание и государственная опека над сиротами,куда ныне вовлечены немалые денежные ресурсы, заняты сотни тысяч человек ифункционируют тысячи всевозможных учреждений, далеко не во всем эффективны ивыполняют возложенные на них функции. Государство неспособно справиться ссиротством в трех самых главных и самых болевых его точках, а именно:
-  В период появления сиротства(неблагополучные семьи, обнищание населения, духовный кризис общества);
-  В период прохождения повторнойсоциализации ребенка в госучреждении (детдом, интернат);
-  В постинтернатный период — на выходеиз системы госопеки и начала самостоятельной жизни.
Проблема сиротства является сегодня проблемой, характерной для многихразвитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, чтопо всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполненыброшенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называютпо-разному: «отказные дети», «казенные младенцы»,«рожденные, чтобы быть покинутыми», вечные новорожденные" и др.По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенныхдетей в странах Западной и Восточной Европы.
К сожалению, с каждым годом детей, оставшихся без попечения родителей, внашей стране становится не меньше. По данным на 1 января 2007 года выявленооколо 51 тысячи детей такой категории. Из выявленных и учтенных детей,оставшихся без попечения родителей, около 33 тысяч переданы на опеку,попечительство и патронат, около 18 тысяч детей определены в государственныеучреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Восновном это дети-сироты, подкидыши, отказные и дети, чьи родители лишеныродительских прав, находятся в местах лишения свободы, на длительном лечении.Всего сирот 3254 (19,4%) Оставшиеся без попечения родителей: 13589 (80,6%)
Из них: отказные,
подкидыши
1922 (14,1%)
1019 (7,4%)
дети, чьи родители лишены прав,
дети, чьи родители в местах заключения,
дети, чьи родители в розыске,
5857 (43,2%)
1146 (8,4%)
2726 (20,1) Дети, чьи родители на длительном лечении 919 (6,7%)
Из общего числа лишь чуть более 3-х тысяч (19,4%) — это «круглые сироты».Остальные 13 тысячи (80,6%) — это социальные сироты при живых родителях(дети-подкидыши, отказные дети, дети, чьи родители лишены родительских прав,находятся в местах лишения свободы, на длительном лечении, в розыске).
Распространение явления сиротства в нашей стране обусловлено комплексомособых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие нашей страны напротяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительнымивойнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-хгодов.
И в в XXI веке проблемадетей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их неуменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные инеоднозначные процессы.
В условиях продолжающейсянестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжаетрасти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них — сироты,социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды,дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятныхэкологических условиях.
Весьма широк спектрпричин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделитькризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числаразводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей;падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастаниепсихоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственноотражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях иинтернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществерезкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптациязначительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываетсяна процессе социализации детей и подростков.
Растущие масштабыасоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичныхпроцессов и в детской среде.
/>Наиболеесущественным признаком последних лет стало значительное увеличение размеровсиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новоеявление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, котороераспространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей,падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменениеотношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорностьогромного количества детей и подростков.
Рост числа разводовявляется одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все большестановится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количестводетей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный кругвнутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Онитруднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков,встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителейвыросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения,росли без отца.
Дополнительным факторомриска для развития ребенка становится безработица родителей.
Продолжает увеличиватьсячисло детей, осиротевших в раннем возрасте.
Растет число выявленныхдетей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются подопеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в домаребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательныеучреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количестводетей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.
Таким образом, в численепосредственных причин сиротства назовем следующие:
-   смерть одного или обоих родителей;
-   добровольный отказ родителей (чащематери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ отноворожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическимдокументом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение,и ребенок может быть возвращен в семью;
-   принудительное изъятие ребенка изсемьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишаютродительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, вкоторых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образжизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав — это такжеправовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальнымюридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети,потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающихнаселение страны к хаотической миграции.
К сожалению, дети-сироты,не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся вгосударственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки отсовершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствиилишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.
Каковы же путипреодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления?Назовем главные:
1. Стабилизациясоциально-экономических и политических процессов в обществе.
2. Возрождение духовнойкультуры нации.
3. Экономическая,законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.
4. Возрождение, развитиеи пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви иуважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения.
5. Реорганизацияжизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числевоспитательных систем этих учреждений.
6. Совершенствование системы устройства детей-сирот. 1.2Характеристика социальных детей-сирот разного возраста
В исследованияхотечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей,оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей,воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников,растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряднегативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедныеэмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции иправильного поведения.
Поведение этих детейхарактеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличеннымреагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированиемконфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Рассмотримпсихолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.
Дошкольный возраст. Детидошкольного возраста в сиротских учреждениях отличаются пониженнойпознавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психическогоразвития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями сосверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативноевлияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого изначимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми неспособствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни этозатрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми,что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.
В исследованияхН.Н.Авдеевой показано, что дети из СУ значительно позже начинают узнавать себяв зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можнопредположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступаетнамного позднее, чем у детей которые растут в семье. [1, с.5-13]
По данным Т.П.Гавриловой,кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордостьза достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста –формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляется недостаткиразвития эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плоходифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Ониконфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают ихбурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временныххарактеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом,не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны.Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротствапрепятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют своебудущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение.Борьба за новую индентичность при поступлении их в детское учреждение – одна изосновных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворениепотребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям вовладении игровой деятельностью. Дети –сироты, зачастую не имели дома игрушек,книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в специальное учреждение (СУ), незнают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряютигрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности наулице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех,одиночество, ничегонеделание.
Младший школьный возраст.Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере,часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдаетсязадержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлятьсобой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладенииучебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят впервый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, аиногда и 10 лет.
По данным исследованийА.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из СУ, не умеютиграть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игрыдраматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов,телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие,недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенныхвозможностях, которые вряд ли удастся восполнить.
Желание обратить на себявнимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников изСУ, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя.В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика кучителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебнойдеятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники СУ с раннеговозраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большейчастью групповое общение детей со взрослыми не предоставляетсясамостоятельности ребенку.
Дети подростковоговозраста. Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях сокружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить поуказке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания(от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей вовладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины(бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). Вотношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утратасвоей ценности и ценности другого человека.
По даннымА.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представленияо счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детейиз нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков из СУ показателемсчастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким «вещные»характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушкаявляется необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяетподростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенностьсоциальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительскогопопечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можноинтерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростковобнаружено в нормальных семьях.
Опыт переживанияодиночества подростками из СУ составляет 70%. Выход из состояния одиночества невидят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретениисемьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоциональногосостояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны(например, выпить, покурить, пойти погулять…).
При работе с подросткамииз СУ следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие«беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не можетсправиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других илинаходится в дискомфортном состоянии. У подростков из СУ это состояние связано сконкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями,педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения илиделать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности можетвозникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. Вданной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представленийо будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делать одному в этом мире?», «Кому я нужен на земле?». [4]
Юношество. Юношествохарактеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующиеспецифические особенности:
-  неумение общаться с людьми внеучреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками,отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
-  нарушения в развитии чувств, непозволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания ичувства;
-  низкий уровень социальногоинтеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимостьсоответствовать им;
-  слабо развитое чувствоответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с нимисвою жизнь, чувство ревности к ним;
-  потребительская психология вотношениях к близким, государству, обществу;
-  неуверенность в себе, низкаясамооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны;
-  несформированность волевой сферы,отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всегоцелеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получитьжелаемое, привлекательное;
-  несформированность жизненных планов,жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущныхпотребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения );
-  низкая социальная активность, желаниебыть незаметным, не привлекать к себе внимания;
-  склонность к аддитивному(саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькимипсихоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение,употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ);это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.
Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считаютсебя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, бытьнезависимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так какпонимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее онирассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит кнеудовлетворенности своей жизнью и собой. [14, с.66-80]
В плане изучения специфических особенностей формирования личностиребенка, воспитывающегося вне семьи, имеют не мало важное значения егостремления, желания, надежды, профессиональные и другие намеренья, т.е. егоотношение к своему будущему. Одна из обязательных потребностей человека –определения своего места в жизни, осознание своей личной значимости,собственного Я. Многие психологи подчеркивают, что развитию личности преждевсего способствуют осуществлению задач будущего «Направленность личности начрезмерно конкретное будущее может с большой долей вероятности вызвать развитиедепрессивного состояния – либо в результате недостижимости цели, поставленной встоль конкретной форме, либо в следствии внутренней опустошенности последостижения узенькой мечты жизни [24]».
На каждом возрастном этапе жизни ребенок требует особого подхода. Переходот одного возрастного этапа к другому характеризуется прежде всего сменойведущей деятельности и возникновением на базе этого новых личностныхобразований, с которыми связаны все другие особенности данного периода развития[5]. В подростковом возрасте формируются такие психологические новообразования,как подсознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства,интересы, желание и характер других людей и ориентироваться на них приорганизации своего поведения. Но эти новообразования не возникают сами по себе,они – результат обучения и воспитания ребенка на предшествующих ступеняхонтогенеза. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства,интересы и желания других людей, он должен научиться сначала сопереживатьблизким, окружающим его.
Глава2 Особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами 2.1 Государственная политикаобеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей
Внастоящее время в структуре различных министерств Республики Казахстаннаходятся организации, занимающиеся вопросами охраны прав детей.
Так,в структуре Министерства образования и науки Республики Казахстан находятся 722интернатные организации для детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, с охватом 79674 детей.
Всистеме здравоохранения функционируют 26 домов ребенка с охватом 2105 детей.
Всистеме социальной защиты функционируют 19 домов — интернатов длядетей-инвалидов с охватом 1294 детей.
Вправоохранительной системе функционируют 18 центров временной изоляции иреабилитации несовершеннолетних с охватом 9883 детей.
Деятельностьэтих организаций направлена на достижение единой цели: сохранение и укреплениефизического и нравственного здоровья воспитанников. При этом задачивышеуказанных организаций разные и предполагают оказание социальных,медицинских, правовых и прочих услуг по определенной специфике, присущей данныморганизациям. Отсутствие единых подходов, скоординированности действий непозволяет реализовать защиту прав ребенка, оказавшегося по различным причинам вподобной организации.
Вдетских домах и интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, проживают 18198 несовершеннолетних.
Сегодняв республике функционируют 6 детских деревень семейного типа, 23 дома семейноготипа. Всего 17,4% из числа проживающих в них детей являются сиротами, большуючасть детей, нуждающихся в защите государства, составляют социальные сироты,чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах заключения или тяжелобольны.
Ростчисла детей этой категории ведет к увеличению количества организаций длядетей-сирот: домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Всравнении с 2001 годом их число возросло на 40 единиц, а число детей в них — на63,6%.
Какпоказывает анализ, во многих странах Западной Европы долгосрочное воспитаниедетей в подобных организациях уступило место их краткосрочному содержанию вспециальных организациях (приютах) с последующим воссоединением ребенка сосвоей семьей или передачей в семью, взявшую его на воспитание. В качествепричин, послуживших резкому сокращению масштабов использования в Европеорганизаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,называют изменение взглядов на права детей в обществе, повышение стоимостивоспитания на базе стационарных учреждений по сравнению со стоимостью семейноговоспитания, недоверие со стороны общества и невысокие результаты работыорганизаций данной формы социального обеспечения.
Поэтапноесокращение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, является необходимой мерой для успешной социальной адаптации детейданной категории.
Действенныммеханизмом реализации данного процесса является устройство воспитанников всемьи граждан или создание условий, приближенных к семейным.
С1999 года по 2007 год на усыновление (удочерение) гражданам РеспубликиКазахстан передано 20001 ребенок, родственникам-иностранцам — 347, иностранцам- 6014 детей.
С1999 года по 2007 год переданы под опеку и попечительство в семьи гражданРеспублики Казахстан более 31 тысячи детей.
Однаков настоящее время не определена норма о назначении и выплаты опекунам и попечителямпособия на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, чтосдерживает процесс передачи детей из детских домов в семьи опекунов, требуетсовершенствования нормативная правовая база по защите жилищных правнесовершеннолетних. Сегодня лишь 12,8% детей, воспитывающихся в детских домах иинтернатах, имеют закрепленное за ними жилье.
Однимиз механизмов процесса сокращения организаций для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, должно стать расширение системы патроната,являющегося формой альтернативного воспитания, позволяющего сократить числовоспитанников детских домов. В настоящее время патронатным воспитанием охваченывсего 1791 ребенок. На эти цели из средств республиканского бюджета в 2004 годубыло выделено 244 млн. 682 тыс. тенге, в 2005 году только из средств местногобюджета — 348 млн. 352 тыс. тенге [26].2.2Социализация как процесс становления социальных отношений. Проблемы вхожденияребенка-сироты в систему социальных отношений
Рассматривая особенности социализации детей сирот,необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению.
Под социализацией понимают процесс становлениячеловека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то естьчеловек становится частью социальной общности, какой – либо группы людей,организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальныхнорм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.
Для человека социальные отношения является той средой,в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты,отличающие его от других обитателей Земли.
Существует два подхода к понимании сущностисоциализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессесобственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержанияпроцесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобыего члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать впроизводственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушнымигражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.
Другой подход связан с тем, что человек становитсяполноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектомсоциализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценностиобщества в единстве с проявлением своей активности, саморазвитие,самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активноучаствует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненныеобстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современномугуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщаетсяопытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и наокружающих людей.
Человек не играет пассивной роли в своем социальномстановлении. Он имеет определенные задатки, у него формируетсяиндивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. По – этомуможно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий длявсех социальный опыт, делают это каждый по своему.
Процесс социализации существенным образом зависит оттех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемыеобществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальнуюдеятельность.
На социализацию человека влияют ряд факторов,требующего от него определенного поведения и активности. Первая группа –макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которыевлияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей,живущих в определенных странах. Вторая – мезофакторы, условия социализациибольших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типупоселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по принадлежностик аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье, кинои др.) Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно черезмикрофакторы; к ним относятся: семья, группы сверстников, микросоциум,организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные,профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние микрофакторов наразвитие человека осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, вовзаимодействии, с которыми протекает его жизнь (родители, братья, сестры,родственники, сверстники, соседи, учителя).
Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальныхотношений – мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, амножество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д.Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружениечеловека играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средойон находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценноучаствуя в системе социальных отношений, усваивается роли, которые приходитсяисполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляетсячеловек как социальный феномен.
Подготовка человека к реализации той или иной ролиможет быть осуществлена только после представления человека об этой роли(«образ» роли). Такие представления формируются на основе реальных жизненныхнаблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведенийискусства, под влияние средств массовой информации и других источников.
Для ребенка, который воспитывается вне семьи,микрофакторы социализации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка,воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентамисоциализации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели детскогодома и т.д. При этом должно происходить социальное самоопределение – выбордетьми – сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений,предполагающей их включенность в эту систему на основе сформировавшихся интересови потребностей.
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка всистему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, онисвязаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которыепредъявляет окружающий социум.
В связи с ограничением социальных контактовдетей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависитот тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируюттребования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанникдетского дома прежде всего воспринимает складывающиеся отношения между детьми ивзрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений,при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе,что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальныхнорм и создает трудности для адекватного социального развития.
Особое значение для социального развития ребенкаимеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражаютвнутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального,морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах,убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации удетей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей,обучающихся в обычной школе.
Исследование советских психологов свидетельствуют отом, что главной ценностью они считают силу, которая способна его защитить.
В процессе социализации решаются три группы задач:адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сутипротиворечивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит отмногих внешних и внутренних факторов.
Социальная адаптация предполагает активноеприспособленние индивида к условиям социальной среды, а социальная автомизация- реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведеннии иотношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируетсякажищимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и«Оставаться самим собой». В тоже время человек с высоким уровнемсоциальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформированареализуемая готовность к социальным действиям.
Процесс социализации (включения ребенка в системусоциальных отношений), даже при благоприятным стечением обстоятельств,разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей,тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесссоцилизации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мирвзрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождаетсячеткими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками,шаткими мостиками и развилками.
Под трудностью социлизации понимается комплексзатруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всегопричинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований кребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этимотношениям.
Трудности овладения социальной ролью возникают чащевсего тогда, когда ребенок не информироан об этой роли, либо информация носитложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли(отсутствие условий для социальных проб).
Трудности социлизации могут быть связаны и с тем,что внутри социума наблюдается «размытость» образов ролевогоповедения (например, стираются границы между представлениями об уверенности иагрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни).
В связи с этим у ребенка периодически снеобходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самойсоциальной роли, так по поводу способов ее воплощения.
В условиях воспитания в детском доме трудности, скоторыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Этопроисходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском домеустроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только однаролевая позиция — позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме.Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокируетпроявление потенциальных возможностей.
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя заего порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство,обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можноопереться на собственные внутренние ресурсы.
У детей практически нет собственного личногопространства, где ребенок мог бы уединиться. В редких случаях личнымпространством может считаться стена над кроватью, которую ребенок можетукрасить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок исодержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме, устроенатаким образом, задает вынужденную публичность проживания. Даже сама планировкапомещения детского дома не предусматривает личной территории, имеющей четкообозначенные для других границы, проникновение за которые может происходитьтолько с согласия «владеющего» ею человека.
В детском доме жестко регламентирован режимпроживания (когда следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать ит.д.), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Таким образом, условия проживания ребенка в детскомдоме не дают ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частотуконтактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей. Этоможет приводить к затруднениям в формировании способностей, к не осознаниюсобственных актуальных состояний. Такой ребенок с трудом будет отвечать натакие важные для развития самоопределения вопросы, как: «чего я сейчасхочу?», «какой я сейчас?». В качестве компенсаторного механизмав данном случае начнет функционировать психологического слияния со средой(«Я хочу того, чего хотят от меня другие»), что ведет к утрате границсобственного «Я».
Постоянное включение ребенка в систему вынужденныхконтактов размывает границы личного пространства, что делает принципиальноневозможным уход ребенка в собственный мир для восстановленияпсихоэмоционального ресурса.
Для детей с инвертированной направленностью психики(замкнутых, малообщительных, истощающихся от постоянных контактов с другими)возможность ухода в свое пространство является единственным способом дляполноценного энергетического восстановления. Не имея возможности социальноприемлемым путем добиться автономии, ребенок становится плаксивым,раздражительным, агрессивным. В качестве основного способа разрешения своихпроблем такой ребенок выбирает уход от контакта в доступных от него формах:противодействие режиму, бегство, болезнь, травмирование себя, бунт и т.д.
Организация жизни в детском доме задает ребенкучетко очерченные социально-ролевые позиции (ученика воспитанника). Ограниченкак сам набор этих ролей, заданных извне, так и вариативность действий внутриэтих ролей. Находясь, длительное время только в рамках этих позиций, ребеноктеряет возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению,что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе. Дляовладения всем спектром собственной «самостоятельности» ребенкунеобходимо освоение ролевых ролей, которые задаются ситуацией свободногоспонтанного взаимодействия, где снимается страх оценки, страх несоответствия ипровоцируются творческие потенции.
В детском доме игровая деятельность детейорганизуется воспитателями и чаще всего носит тот же регламентированныйхарактер. Большинство между взрослым и ребенком, где взрослый задает правилаигры, сюжет, распределение ролей и сам вступает в качестве оценивающей фигуры,владеющей критериями для определения результатов игры. Присутствие воспитателя,выступающего в роли арбитра, смещается мотив игры с процесса на результат,выхолащивая смысл играния, фактически превращая его в обычную обучающуюпроцедуру.
Застреванию ребенка в инфантильной позицииспособствует особый тип взаимодействия с ним взрослых (воспитателей,педагогов), преобладающий в большинстве детских домов. Такой типвзаимоотношений может быть обозначен как чередование опеки и подавления.
В одном случае при контакте с ребенком у воспитателяпреобладает позитивная эмоциональная поддержка любого действия ребенка.Воспитатель использует очень много уменьшительных, ласкательных обращений,присутствует слащавая похвала, чересчур бурная радость по типу: «О! Да!Как хорошо! Замечательно! Молодец! Умница!».
Такой стиль взаимодействий может восприниматьсяпедагогами как проявление милосердия, гуманистического подхода в воспитаниикомпенсации недостатка эмоционального тепла и т.п. Однако все это ведет квытеснению негативных чувств (главным образом агрессии) при естественномнедовольстве результатом, полученным ребенком, а вытесненная агрессия по всемпсиходинамическим законам, в конце концов найдет ту или иную форму проявления — от психосоматических симптомов до реального неконтролируемого поведения самоговоспитателя. Ребенок же застревает в инфантильной эгоцентричной позиции. Присмене данного типа отношений на противоположный, например, отношениядоминирования взрослого, возрастает критика действий ребенка и тотальноеподавление любой инициативы. Смена отношений с тотального умиления на тотальноеподавление неизбежно создает своеобразные качели, что поражает эмоциональную икогнитивную зависимость ребенка-сироты от значимого взрослого в детском доме.
Условия организации жизни деятельности детей вдетских домах создают внешние трудности для успешной социализации, однако, уданной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны сособенностями их психического развития.
Наиболее серьезным следствием сиротства являетсяутрата «базового доверия к миру», без которого становитсяпринципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личностикак: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половаяидентичность и др.
Без этих новообразований ребенок не может статьсобственно субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелуюличность. Утрата базового доверия к миру проявляется и в подозрительности,недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формированииневротического механизма — с другой.
Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможнымразвитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности за своеповедение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель,учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское«мы»). В более поздних возрастах действие этого механизма можетпровоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологическойзависимости.
Можно предположить, что утрата базового доверия кмиру, неизбежно возникающая у детей, воспитывающихся в условиях депривации, какследствие разрушения телесного, зрительного и звукового контактов с матерью,может быть восстановлена за счет инициации и деформирования скрытых механизмовразвития личности, лежащих в познавательной сфере.
Трудности социализации, как правило, порождаютгипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальныйконформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие нормотношений, складывающихся в социуме.
Вследствие последствий аномальной социализациинеобходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранения отокружающего мира), отставание в социальном развитии.2.3Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющихличности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е.посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться ксоциальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии снормами и правилами общежития.
Трудовая и бытовая адаптации выпускников спецшколы –интерната далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частнойсмене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение егосоотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установленияконтактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствиенеумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланироватьнакопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями,явно выражены иждивенческие настроения. У сирот и подростков, лишённыхпопечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большимтрудом.
Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативныйпроцесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целомнедостаточно готово к милосердию и патронированию аномальных подростков,малочисленные специальные службы, призванные осуществить помощь в адаптациианомальных людей.
Успех подготовки детей-сирот к самостоятельной жизнивозможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единойсистемы взаимодействия на учащихся, складывающийся из нескольких звеньев, гдеведущем звеном является социальные коррекционные занятия по социально–бытовойориентировке. Специальные коррекционные занятия по социально–бытовойориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельнойжизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальнойадаптации, на повышение уровня общего развития детей-сирот.
Важнейшим звеном системы, является воспитательнаяработа, которая в комплексе с учебной, помогает достичь желаемых результатов. Входе воспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое,нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочноевремя не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формы и методы. И, темне менее, исходя из того, что все звенья работы должны, быть взаимосвязаны,следует в процессе повседневной практической жизни детей повторять, закреплятьи расширять знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизироватьимеющиеся умения и организовать приобретение новых, формировать у воспитанниковполезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненнымситуациям. Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразнойпрактической деятельности. Эффективность подготовки детей-сирот к жизни через системувнеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя ивоспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга,скоординированности планов работы.
Программа по социально–бытовой ориентировке должнаслужить для воспитателя ориентиром при отборе материала, определении тематики,объёма и последованности работы; воспитатель должен придерживаться того же, чтои учитель, уровня требований, предъявляемых к выполнению учащимися хозяйственно– бытовых и других заданий, к соблюдению их правил поведения, санитарно –гигиенических правил, т.е. он организует повседневную жизнь детей с учётом имиусвоенного, постепенно повышая уровень требований. Успеху способствует такжезаранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя вподготовке и проведении различных мероприятий; конкурсов, праздников.
Воспитатели продумывают сценарии этих праздников,вместе с воспитанниками группы, подбирают конкурсы, интересные игры, загадки,дети готовят различную выпечку, делают салаты, бутерброды и т.д., т.е.используют знания, полученные на уроках СБО.
Основная цель социальной адаптации – помочь детямприобрести жизненный опыт, занимаясь различными вещами деятельности, выработаву воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемыхвыходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Можно выделить основные направления работы посоциальной адаптации:
-          «Безопасность жизни». Детиусваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатсяпользоваться электроприборами, спичками, получают понятия олегковоспламеняющихся материалах, как вести себя в близи открытых водоёмов, нальду зимой, при сигналах «Пожар»;
-          «Жилые помещения». Даёт детямвозможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка вдоме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. Дляподдержания интереса детей, можно ввести постоянно действующий конкурс на«лучшую спальню», спальни проверяются каждый понедельник, итоги проводятся налинейках, по окончанию четверти, учебного года. «Лучшие спальни» награждаются.
-           « Культура поведения». Детиучиться правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми,правилами поведения в общественных местах, им сообщают знания о семье исемейных отношениях.
-          «Одежда и обувь». Формирует удетей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать заними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.
-          «Ориентирование в окружающем». Этоумение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – городе, внезнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимыетовары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этогонаправления большое значение надо придавать экскурсиям на почту, швейнуюфабрику, департамент гражданства, и другие.
-          «Отдых и досуг». Воспитание удетей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время.Для этих целей в сиротском учреждении должны быть комнаты отдыха, хорошооборудованные.
-          «Охрана здоровья». Привитие детямпривычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно приниматьмеры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний.Медиками должны проводится по возрастным группам беседы о личной гигиене, ополовом воспитании, венерических заболеваний, о СПИДе.
-          «Питание». Это умение сервироватьобеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдатьправила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно– гигиенических правил и техники безопасности. Большую работу надо проводить попривитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи, учить пользоватьсяножом и вилкой.
-          «Природа» — дети усваивают приемысодержание животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебнымисвойствами растений и использованием их в быту, учатся принимать необходимыемеры при стихийных бедствиях. Большое внимание уделяется экскурсиям в лес,должны проводится беседы о сезонных изменениях в природе, вестись наблюдения заэтими изменениями, учить детей давать правильную характеристику погоде, изучатьживотный и растительный мир Казахстана.
-          «Наша Родина — Казахстан».Основная цель этого направления работы интерната культурная и языковаяинтеграция в казахстанское общество. Дети знакомятся с народной литературой,сказками, разучивают казахские и русские игры, хороводы, танцы, знакомятся сденежными единицами Казахстана, узнают о людях, чьи портреты изображены наденежных купюрах. Знакомятся с казахстанскими государственными праздниками,устройствам нашего государства, столицей Астаной, с государственной символикой.
Фомы работы по этим направлениям различны, какгрупповые, так и индивидуальные.
Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненнонеобходимыми знаниями и умениями – познавательными коммуникативными,нравственными, эстетическими, трудовыми.
В систему воспитательных занятий входят разнообразныевиды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающиевоспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальнуюобстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы изжизненных ситуаций.
Заключение
Подводим итог. В результате неблагоприятных условий, вкоторых ребёнок-сирота оказался по независящим от него обстоятельствам, он неможет пользоваться своими социальными правами в равной мере с детьми,воспитывающимися в домашней среде. Являясь объектом воздействия со стороны рядасоциальных институтов, сирота в то же время оказывается в положении у «семинянек...».
В системе объектных отношений в связи с формальнымвыполнением обязанностей воспитателями и педагогами детского дома,безответственной позицией собственных родителей, жёсткой силовой системойвзаимодействия со сверстниками воспитанник сиротского учреждения зачастуюстановится жертвой воспитательных издержек. Специфическая структуравзаимоотношений с социальным окружением вырабатывает в нём черты характера,затрудняющие адаптивный процесс: конформность, безынициативность, уход отрешения насущных проблем, отсутствие значимых жизненных целей и т.д.
В сфере субъектных отношений характер взаимодействия сближайшим социальным окружением также накладывает свой отпечаток. Выступая вэтом случае как субъект воздействия, т.е. активная, самообразуюшая личность,сирота в поведенческих действиях ещё раз отчётливо демонстрирует зависимость отсвоей социальной среды, которая регламентирует его возможности в областижизненных целей и достижений.
Таким образом, можно утверждать, что жизненный путьребёнка, попавшего в сиротское учреждение, в значительной мере предопределён навсём протяжении и проходит под знаком пагубного в целом воздействия социальногоокружения. В результате такого неблагоприятного стечения обстоятельств уребёнка формируется чувство собственной неполноценности, ущербности,обделённости. Искажённое самовосприятие снижает интеллектуальный потенциалподростка, подрывает его веру в свои возможности.
Наиболее приемлемым способом предохранить сирот отподобных последствий общественного воспитания должно быть приближение образажизни в сиротских учреждениях к образу жизни семьи. Уместны различные вариантырешений, воспроизводящих модель семейных отношений: семейные группы в рамкахдетского дома, семейные детские дома, приёмные семьи. Наконец, наиболеепредпочтительная форма — институт усыновления, в рамках которого необходимаправовая либерализация, упрощающая процедуру попадания сирот в семью или кодиноким людям. Наряду с облегчением этой процедуры представляется желательнымповсеместно внедрять в практику отбора будущих родителей инновационные методы,позволяющие априорно определить воспитательный потенциал усыновителей.
Представляется весьма важным, что указанныеструктурные изменения в воспитательных методах по отношению к сиротам непредполагают дополнительных материальных вложений, а лишь требуют изменениязаконодательной базы. Целью государственной политики сегодня должно статьсоздание широких правовых возможностей, направленных в помощь сиротству иликвидирующих фактическое неравенство этой социальной группы в структуреобщества.
Список использованнойлитературы
1.   Авдеева Н.Н.Становление образа себя у детей первых трех лет жизни./ Вопросы психологии.1996.- №4
2.   Алиева М.А.,Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строюсвою жизнь. СПБ: Речь, 2001.- 216 с.
3.   Василькова Ю.В.,Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ.Высш. Пед. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр«Академия», 2003. – 440 с
4.   Дети социальногориска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.
5.   Кащенко В.П.Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 1994.-223с.
6.   Комплексноесопровождение детей-сирот./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалынаучно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 с.
7.    Комплексноесопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональныепроблемы / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.-СПБ., 2000.- 108 с.
8.   Корчак Я. Детскийдом; уроки прошлого. М. 1990.-
9.   Корчак Я.Избранные педагогические произведения. М., 1966.
10. Лазутова М.Н.Республика Шкид становится Атландидой / Комсомольская правда, 1994. 21сентября.
11. Лиханов.А. Детибез родителей: М; Просвещение, 1987.-271 с.
12. Личностное ипрофиссиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск,2002.-87 с.
13.  Лишенныеродительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.- 223 с.
14. Мастерствопсихологического консультирования. ( Под редакцией А.А.Бадхена, А.М.Родиной )-СПБ, 2002.- 184 с.
15. Олиференко Л.Я. идр. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. – 256 с.
16. Павлова В.А.Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2003-52 с.
17. Прихожан А.М,Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; 1990.-160 с
18. Прихожан А.М.,Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей,оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. М.;Просвещение, 1991.-374 с
19. Психическоеразвитие воспитанников детского дома./ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской;М.: Педагогика, 1990.-264 с.
20. Раттер Майкл.Помощь трудным детям. М, 1999.-432 с.
21.  Скибинский.С.Я.Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попеченияродителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с.
22. Социальнаяпедагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. –М 2000.-416 с.
23. Трошихина.Е.Г.Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическуюадаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Автореф.канд.дис. СПБ.-18с.
24. Шипицына.Л.М.,Иванов.Е.С., Виноградова.А.Д., Коновалова.Н.Л., Крючкова.Л.Л. Развитие личностиребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997.-160 с.
25. Шульга Т.И., СлотВ., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.
26.  ПостановлениеПравительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1245 Обутверждении Программы «Дети Казахстана» на 2007 — 2011 годы»
27.  Концепцияде-институализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вРеспублике Казахстан (ЮНИСЕФ).
28.  Отчет Детскогофонда ООН ЮНИСЕФ по оценке проекта деинституционализации детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей в Казахстане.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.