Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности развития личности одаренного ребенка

Особенности развития личности одаренного ребенка

Оглавление
Введение
1. Одаренность какпредмет исследования
1.1 Общее понятиеодаренности
1.2 История изучения проблемыодаренности
2. Развитие личностиодаренного ребенка и его проблемы
3. Проблемы одаренногоребенка в семье
4. Особенности развитияодаренного ребенка
Список литературы

Введение
 
Вопрос одаренностиявляется одним из наиболее интересных и загадочных в педагогике и психологии.Проблемой одаренности интересовались педагоги, психологи, родители напротяжении столетий. Однако, именно в настоящее время наблюдается значительныйрост и развитие новых технологий, а поэтому возросла потребность общества влюдях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новыезадачи, относящиеся к будущему. Можно говорить о том, что сегодня наше обществоощущает нехватку творческих, обладающих нестандартным мышление личностей.Одаренного же, талантливого человека, в свою очередь, отличают принципиальнаяновизна и оригинальность подхода. Одаренного, таким образом, принято называтьтого, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.
Особенности, присущиеодаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в неечрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность вовсем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чуткоулавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке,культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций вобществе.
Вторая особенность — непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект даютвозможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способностивлекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание уодаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющембольшинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процессполучения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинствуодаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которыев сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяютпретворять в жизнь массу интересных и значимых проектов
Актуальность темы нашего исследования состоит втом, что на сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у детей,а также условия их воспитания на уровне школы и семьи стоит очень серьезно инасущно.
Проблемой одаренных детейпродуктивно занимались следующие отечественные психологи: Н.С.Лейтес, В.Э. Чудновский,В.С.Юркевич, А.И. Савенков, А.В. Хуторский, Е.С. Белова, А.М. Матюшкин, Л.В.Матвеева, О.П. Котикова.
Предметом исследования выступает одаренностькак черта личности. Объект исследования – одаренные детидошкольного возраста.
Цель нашего исследования можносформулировать следующим образом: изучить особенности развития личностиодаренного ребенка и подробно проанализировать существующие в ходе данногоразвития проблемы.
Исходя из цели можнопоставить ряд задач:
1. Изучить существующуюна сегодняшний день литературу по данной проблеме;
2. Проанализироватьосновные взгляды ученых на проблему развития личности одаренного ребенка;
3. Провести исследованияпо проблеме развития личности одаренного ребенка.

1. Одаренность какпредмет исследования
 
1.1 Общее понятиеодаренности
Проблема одаренностивозникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленнымиизменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью водаренных, талантливых специалистах. Сегодня образование предъявляет высокиетребования к уму, воле и способностям ребенка. Увидеть в каждом ребенкеличность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознатьиндивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полноймере содействующую развитию их способностей, — задача педагогов, семьи.
Существует множествоподходов к определению понятия «одаренность», поэтому до настоящего времени нетего четкой формулировки. Одаренность включает огромное количество признаков,затрагивающих различные ее стороны. Как явление одаренность существует вчеловеческой природе, с ним встречаются учителя, воспитатели, родители. Понятие«одаренность» употребляется по отношению к детям, чьи дарования выражены менееявно, но в определенной области науки, искусства могут развиться и датьрезультат.
Одаренность имеетнесколько различных значений: как представление о наследственных предпосылках,уровне умственного развития, характеризующего каждого человека. В основном, внаучной литературе термин «одаренность» используется в наиболее употребительномего значении, имея в виду высокий уровень развития способностей – общих испециальных.
Одаренность определяетсяналичием у человека явно выраженных способностей с детства. Одаренностьиндивидуальна: у разных детей, выполняющих один вид деятельности одаренностьразлична. В то же время одна и та же деятельность может быть реализована детьмис разными одаренностями. Необходимо также отметить существование понятия«гениальная одаренность», которое обозначает разностороннюю одаренность, приэтом внутренне непременно сказывается на результатах гениальной деятельности –как особое богатство, многогранность создаваемого. Если рассматриватьодаренность с позиций различных наук, то можно отметить, что с позициисоциальной педагогики, например, одаренность – «комплексная характеристикасферы способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграцияспособностей, обуславливающая широту возможностей человека; умственныйпотенциал, целостная характеристика познавательных возможностей и способностей;талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений» [17; 64].
В энциклопедии встречаемследующее определение одаренности: «она определяет возможность достиженияуспеха, а этим определяется, в какой мере будут развиты способности» [13; 592].
С психологической точкизрения одаренность рассматривается многоаспектно:
1. Своеобразное сочетаниеспособностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместноедействие способностей, представляющих определенную структуру, позволяеткомпенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественногоразвития других;
2. Общие способности, илиобщие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека,уровень и своеобразие его деятельности;
3. Умственный потенциал,или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательныхвозможностей и способностей к обучению;
4. Совокупность задатков,природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природныхпредпосылок способностей;
5. Талантливость; наличиевнутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Понятие «одаренность»исследователь А.И. Еремкин определяет следующим образом: «это свойствочеловеческой индивидуальности, проявляющееся в совокупности ее духовных сил иприродных способностей, обеспечивающих высокий уровень творчества, результатыкоторого определенным образом изменяют или преобразуют окружающий мир» [5; 38].По его мнению, одаренность является нормой для любого человека, а ее отсутствиесвязано неверным воспитанием и образованием. Ростки одаренности существуют вкаждом, дают каждому возможность творить, развивать этот дар в себе,способствовать созданию условий для развития творческого потенциала в другихлюдях.
Нужно отметить, что большинствоученых включают в структуру одаренности как когнитивные (интеллект, специальныеспособности, креативность), так и некогнитивные личностные (мотивационные,эмоциональные, волевые) и социальные (условия воспитания и обучения) факторы.
А.М. Матюшкин предложилследующую структуру творческой одаренности. Так, по его мнению, в единойинтегративной структуре одаренности выделяются следующие компоненты:доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческаяактивность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования ипредвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающихвысокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [6; 32].
Одаренность понимаетсякак интегральное, суммарное свойство личности, как своего рода мера генетическии опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.
Таким образом,одаренность как наиболее общая характеристика сферы способностей требуеткомплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического,социально-психологического [7; 247].
1.2 История изученияпроблемы одаренности
 
Разработка методовизмерения одаренности впервые была начата в рамках психометрии, направленной наоценку индивидуальных различий и личностных особенностей. За основу была взятаидея о том, что каждый индивид обладает определенными способностями,психологическими свойствами и личностными чертами. Основоположникомэмпирического подхода к решению проблемы одаренности и создателем методик ееисследования является Фрэнсис Гальтон. Он открыл и обосновал рольнаследственности в индивидуальных различиях между людьми.
В европейской науке XX века много работ посвящено изучениюпроблемы одаренности, таланта, гениальности, однако, наибольшее вниманиеуделено изучению интеллекта и способностей человека. В этом направленииработали психологи Ж.Пиаже, А.Бине, Ч.Спирмен, Р.Кеттелл и др. В областиисследования интеллекта важное место занимают факторы влияния среды. Наиболееизвестны модели Д.Фуллера, У.Томпсона, Р.Пломина. Исследования проблемыодаренности не ограничивались только спецификой интеллектуального развития иразвития способностей, связанных с интеллектом.
Огромный вклад в изучениепроблемы одаренности внесли европейские ученые – основатели экспериментальнойпсихологии – Г.Фехнер, Г.Гельгольц, Р.Кэттэлл; отечественные психологи –Л.С.Выготский, П.П.Блонский.
Если говорить о Беларуси,то здесь при изучении одаренности использовался опыт зарубежных школ, но уже в20-30-е гг. появились и оригинальные отечественные методики, внесшиеопределенный вклад в мировую науку. Исследования педагогов способствовалиусилению интереса к проблеме одаренности и более широкому использованиюразнообразных способов диагностики и развития индивидуальных особенностейдетей. Однако Постановление ЦК ВКП (б) 1936 г. Прервало налаженный научно-исследовательский процесс изучения одаренности, запретив генетический исследования,сузив направления исследований до области социальных факторов, что лишило наукуразносторонности изучения проблемы. Последующее изучение проблемы одаренностивелось в русле разработки вопросов индивидуальных способностей. Особое вниманиеуделялось интеллектуальному и креативному направлениям развития.
В начале ХХ века вБеларуси научно разрабатывались следующие вопросы:
·    Социальнаянеобходимость выявления и развития одаренности;
·    Определениепонятия «одаренность»;
·    Происхождение иструктура одаренности;
Для изучения даннойконцепции значительным побудительным актом явилось создание концепции«Одаренные дети» (Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шандриков). В последнее времязначительно расширился диапазон исследований одаренности детей и возрос интереск проблемам талантливой молодежи [16; 54].
В настоящее время в миреизвестно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в руслесамых разнообразных теоретических направлений. Такое многообразие концепцийотражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонови стратегий развития для всех ее проявлений. Однако при всем различии точекзрения на качество и количество факторов, определяющих реализацию потенциалаодаренных детей, большинство современных концепций объединяет пониманиеодаренности как целостного, многогранного и развивающегося качества личности.
 

2. Развитие личностиодаренного ребенка и его проблемы
 
Целый ряд психологическихисследований и социальных наблюдений показывают, что одаренные дети в целомболее благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучшеобщаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке.
Их укоренившиеся интересы исклонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешноголичностного и профессионального самоопределения [16; 52].
Необычные способности детейнеотделимы от возраста, они обусловлены темпом созревания организма и еговозрастными изменениями.
Способности и одаренность в целомявляются индивидуальными особенностями личности.
Ребенок от природы наделен общимиспособностями, на основе которых развиваются в деятельности специальныеспособности.
Дошкольное детство (3 – 7 лет)является сензитивным периодом для развития творческого потенциала ребенка.Многие известные ученые, музыканты, художники и писатели проявили своивыдающиеся способности в раннем возрасте.
Всем известны блестящие достижениямаленького А.Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф.Гальтона, И.И.Мечникова,К.Гаусса, В.Гюго, Ф.Шуберта.
Одаренные дети часто становятсявыдающимися взрослыми, но может быть и наоборот: не проявившие себя в детствелюди достигают выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийсяумственный потенциал, как показывают биографии многих известных людей, долгоевремя оставался незамеченным окружающими.
Необходимым условием развитияспособностей является соответствующая деятельность учащихся (музыкальная,изобразительная, познавательная, в области математики, физики и т.д.). Для наиболееуспешного проявления способностей в той или иной деятельности необходимоопределенное сочетание качеств – положительного отношения к соответствующейдеятельности, интереса к ней, наличия организованности, сосредоточенности,самостоятельности, целеустремленности, настойчивости [18; 4].
Хорошее знание особенностей развитияодаренных детей является ключом к познанию возможностей одаренных детей и базойдля разработки специальных программ для них.
Каждый ребенок обладает одному емуприсущими особенностями, свойствами, которые составляют его индивидуальность [1; 17].
Правда, у этих детей могут возникатьпроблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучениестановится слишком легким или же нет условий для развития их творческихпотенций.
Принципиально другая ситуацияскладывается у детей с исключительной одаренностью.
Так, в силу уже описанной вышенеравномерности развития и у части детей с резко повышенными интеллектуальнымии художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения,отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социальногоповедения.
Это может проявляться в излишнейконфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группысверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другиениши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно болеестарших детей или общается только со взрослыми и т.д.
Нередко у таких детей имеютсяпроблемы в эмоциональном развитии. Так, в сложных ситуациях они проявляют явноинфантильную реакцию: например, критические замечания вызывают немедленныеслезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.
У многих особо одаренных детейзаметны проблемы, связанные с их физическим развитием, некоторые из них явноизбегают всего, что требует физических усилий, тяготятся уроками физкультуры [18; 5].
Особой, весьма трудной, с точкизрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков или шире –саморегуляции.
Для особо одаренных детей ситуацияразвития часто складывается таким образом, что они занимаются толькодеятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющейсуть их одаренности.
Любую другую деятельность, которая невходит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясьснисходительным отношением к этому взрослых людей.
В конечном итоге возникает специфическаяситуация, когда особо одаренные дети, будучи в особом отношении«трудоголиками», то есть, проявляя очевидную склонность к любимому труду, всеже не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевыеусилия.
В гораздо меньшей степени этоотносится к детям с психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительнобольшей степени – к детям с повышенными интеллектуальными способностями [4; 58].
Другой серьезной проблемой некоторойчасти интеллектуально одаренных детей является отсутствие творческихпроявлений. Судя по имеющимся эмпирическим и литературным данным, она возникаету этих детей, скорее, как личностная проблема, как следствие особойнаправленности лишь на освоение знаний.
Особенно часто это происходит сдетьми, у которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастногоразвития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающиевсех объем и прочность знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивациейих умственной деятельности.
Нет никакого сомнения, что присоответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системеразвития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может бытьвполне успешно преодолена (что подтверждается и данными психогенетики о весьмазначительной, гораздо более выраженной роли средовых факторов в развитиитворческих способностей сравнительно с интеллектом).
При этом система развития одаренностиребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и еереализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Еще одной часто встречающейсяпроблемой многих одаренных детей является трудность профессиональнойориентации. Нередко бывает, что даже к окончанию подросткового периодаодаренные юноша или девушка затрудняются с выбором своего призвания.
В целом возникает ситуация некоторойдезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольносерьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение этой группы одаренныхдетей в группу повышенного риска.
На основе вышесказанного, все формыработы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование,тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренногоребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

3. Проблемы одаренногоребенка в семье
 
Проблема воспитанияодаренных детей в семье не нова, но в настоящее время особо актуальна. Ребенок– продолжение родителей, их любовь, надежда. Каждый родитель хочет, чтобы егоребенок был здоровым и счастливым, однако, ссылаясь на нехватку времени, неможет заботиться о развитии ума и души ребенка. Матери, отцу, другим членамсемьи нужно увидеть в каждом малыше личность, помочь ей сформироваться,развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, оказать помощь всаморазвитии. Для развития творческих способностей развивающейся личностипервостепенное значение имеет семейная среда.
Таким образом, развитиеврожденных способностей ребенка, воспитание интеллектуально развитой личностиначинается в семье. Создание в семье развивающей среды способствует раскрытиютворческого потенциала одаренных детей. В микросоциуме нужны условия для развитияспособностей, то есть организация деятельности ребенка. Активному развитиютворчества помогает включение одаренного ребенка в игровую, художественную,познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разныхсферах.
Однако, эффективна лишьта система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующиеусловия: признание безусловной ценности ребенка; создание обстановки егобезусловного принятия, то есть ситуаций, в которых отсутствует внешнееоценивание; предоставление ребенку свободы выражения; креативность способнаразвиваться и реализовываться через проявление индивидуальности ребенка. Удетей собственная судьба и будущее, зависящее, в первую очередь, от семьи исемейного воспитания.
Поэтому родителямнеобходимо увидеть в каждом ребенке личность, оказать помощь в саморазвитии,сделать все возможное, чтобы сформировать у детей желание жить, развитьспособности, помочь им совершенствоваться и состояться [1; 18].
Воспитание одаренногоребенка в семье – сложный и тяжелый труд, так как такие дети обычно упрямы,самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, поэтому родителямследует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления,преодолевать барьер зазнайства.
Одаренный ребенок в семье– ее гордость. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Особенно,если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Одаренность –комплексная характеристика сферы способностей, включающая: качественносвоеобразное сочетание способностей к выдающемуся исполнению какой-либодеятельности; интеграцию способностей, обуславливающую широту возможностейчеловека; умственный потенциал, целостную характеристику познавательныхвозможностей и способностей к учению; совокупность задатков, четко выраженныхприродных предпосылок способностей. Самые яркие проявления ребенка не служатдостаточным залогом будущего таланта.
Признаки необычныхспособностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом зависят от темпасозревания и возрастных изменений. Ранние проявления одаренности, независимо оттого, что именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальныеспособности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности испециальных способностей в области искусства и науки. Ребенок достигает успеховв каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, математике,музыке и др. Бывает, что одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, апроявляется лишь в подростковом периоде. Часто под одаренностью понимаетсяпотенциал личности, характерные личностные свойства, которые при различныхобстоятельствах могут остаться нереализованными.
Поэтому стремление кформированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной иззадач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышеннуюактивность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьиследует оказать им эту помощь, то есть способствовать их умственному иличностному развитию.
Если ребенок живет ватмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности,получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которыетаким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили быим развить их личность и интеллект [5; 57].
Хорошая системавоспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал иуменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает емусамостоятельно преодолевать слабости.
Говоря о воспитанииодаренного ребенка в семье, нельзя не затронуть проблемы, с которымисталкиваются все участники данного воспитательного процесса. Так, выделяют двауровня проблем: одаренный ребенок в семье и в обществе.
С первым уровнем проблемродители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышеннаяактивность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и томуподобное. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательнойактивностью одаренного ребенка: родителей удручают бесконечные детские вопросы,а также сложности, возникающие у него на ранних этапах обучения. Дело в том,что у одаренного ребенка достаточно часто формируется зона особых интересов. Нашкольные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у него не остаетсяни времени, ни желания.
Таким образом, основную роль в развитииодаренных детей. Прежде всего они должны быть заинтересованы в развитиивысокоинтеллектуальной и творческой личности своего ребенка [19; 42].

4. Особенностиразвития одаренного ребенка
 
Каждый одаренный ребенокнеповторим, но при всех индивидуальных проявлениях детской одаренностисуществует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.Эти проявления легко заметить в познавательной деятельности; поведенииодаренного ребенка; его общении со сверстниками, родителями, братьями, сестрамии другими взрослыми в семье, образовательных учреждениях и других [5; 42].
Одаренность принятодиагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком припрочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственнойодаренности и коэффициент интеллектуальности). Значение такого показателя неследует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческаясторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (вобласти музыки, затем – рисовании). В области науки раньше всего проявляетсяодаренность к математике. Нередки случаи расхождения между умственным уровнемребенка и выраженностью более специальных способностей. Но даже самыевыдающиеся проявления ребенка неотделимы от возраста: они во многом обусловленытемпом созревания и возрастными изменениями. В определение одаренных детейчасто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условийобучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности ненаходят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом навозраст.
Одаренные дети частопреувеличенно эмоциональны, вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но этоне капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бываютспокойными, они часто страдают из-за своей исключительности, однако многих изних спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и острят, то ценят хорошуюшутку. От других детей они отличаются особенностью речи, моторикой ивосприятием [12; 100].
Ребенок с высокоразвитыминтеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторнойсферы. Среди одаренных также встречаются дети, психическое развитие которыхотличается неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных,регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики. Этаособенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания импедагогической и психологической помощи, а также моральной поддержки со стороныродителей и педагогов [8; 28].
Среди наиболеехарактерных и часто встречающихся особенностей одаренных детей выделяют:
·    Неприязнь к школе;
·    Особуюнаправленность игровых интересов;
·    Неконформность;
·    Погруженность вфилософские проблемы;
·    Несоответствиемежду физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
Ю.З. Гильбух к важнейшимособенностям одаренных детей относит:
— необычно раннеепроявление высокой познавательной активности и любознательности;
— быстроту и точностьвыполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания иоперативной памятью;
— сформированностьнавыков логического мышления;
— богатство активногословаря;
— быстроту иоригинальность вербальных ассоциаций;
— выраженную установку натворческое выполнение заданий;
— развитость творческогомышления и воображения, владение основными компонентами умения одаренных детей.
Говоря обинтеллектуальной сфере одаренного ребенка, нужно отметить, что отличие отдругих детей в быстроте мышления, наблюдательности и исключительной памяти.Одаренный ребенок проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, частополностью занят тем или иным занятием, охотно и легко учится, выделяетсяумением хорошо излагать свои мысли. Такой ребенок часто демонстрируетспособности к практическому приложению своих знаний.
В общении одаренныйребенок легко приспосабливается к новой ситуации, в окружении посторонних людейсохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиямидругих людей. Характерной особенностью также можно назвать то, что другие детичасто выбирают его в качестве партнера по играм или занятиям, часто обращаютсяк нему за советом и помощью. В общении со сверстниками одаренный ребенок частопроявляет инициативу, принимает на себя ответственность, выходящую за рамки еговозраста [12; 99].
В качестве одной изосновных особенностей эмоциональной сферы одаренного ребенка являетсяуязвимость. Причинами ее является сверхчувствительность, способность улавливатьпричинно-следственные связи, сочетающиеся с опережением в количестве и силевосприятия окружающих явлений и событий. Одаренные дети не только больше видяти тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонкоподмечая их сходства и различия. Способность улавливать то, что не замеченодругими, в сочетании со свойственным им эгоцентризмом приводит к тому, что онивсе принимают на свой счет [8; 27].
Всем одаренным детям свойственнапотребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами находят себеработу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и этим частонастораживают родителей. Одаренный ребенок чаще ищет общения со взрослыми, таккак они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются,дают прозвища.
В целом, одаренные детиобладают преимуществом почти по всем параметрам развития. Более приспособленныев эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал.Период концентрации внимание у них больше, словарный запас шире, они легчерешают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляютсяконформизму, более склонны к соревновательности и независимости, отличаютсявысокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны,упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих. Всферах, отвечающих их одаренности, такие дети достигают наиболее высокогоуровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальных характер [12;98].
Таким образом, обладаниеодаренными детьми описанными выше качествами требует к ним особого подхода. Именнопоэтому такие дети нуждаются в особом воспитании, индивидуальных учебныхпрограммах в специальных школах, в которых учителя знают и учитывают возможностикаждого одаренного ребенка, ставят перед ним сверхзадачи, преодолевая которыеон будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Список использованной литературы
1. Битус А. Чтобы одаренность стала талантом:Определение музыкальной одаренности в раннем и дошкольном возрасте // Пралеска(Дашкольная адукацыя). — 2003. — N9.-С.17-19
2. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности вдошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 2003. — N 6. — С.17-31.
3. Гончарова О.В. Развитие потенциала личностиодаренного ребенка // Начальная школа: плюс до и после. — 2003. — N10. — С.24-27.
4. Горбунова И.А. Одаренные дети в начальной школе //Праблемы выхавання. — 2003. — N2.-С.53-70.
5. Еремкин А.И. Школаодаренности/ А.И. Еремкин, — М., 2003.
6. Матюшкин А.М. Концепция творческойодаренности // Вопросы психологии. 1989, N 6, с. 29 — 33.
7. Панько Е.КоломинскийЯ., Концептуальные основания образования одаренных детей // Пралеска (Дашкольная адукацыя). — 2004. — N2.- С. 10-15.
8. Понасенкова С.В. Одаренные дети: формирование иразвитие способностей: (Психологический аспект) // Праблемы выхавання. — 2003.- N2.-С.21-35.
9. Психология: словарь/под. общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского., М., 1990.
10. Развитие творческихспособностей одаренных детей // Пазашкольнае выхаванне. — 2001. — N5.-С.40-49.
11. Савенков А. Одаренные дети в обычной школе //Народное образование. — 1999. — N9.-С.183-185.
12. Савенков А.И. Детская одаренность кактеоретическая проблема // Начальная школа. — 2000. — N1.-С.94-100.
13. Седов А. Биология одаренности // Лицейское игимназическое образование. — 2002. — N2.-С.41-50.
14. Словарь по социальнойпедагогике: учеб. пособие для студ. высш. учебн. завед./авт.-сост,Л.В.Мардахаев., М., 2002.
15. Советскийэнциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М., — 1989.
16. Карпикова С. М. Образ одаренного ребенка / С. М.Карпикова // Здаровы лад жыцця. — 2004. — N 2. — С. 52-57.
17. Коломинский Я. Социальнаяодаренность и ее проявление в дошкольном возрасте // Пралеска (Дашкольнаяадукацыя). — 2003. — N11. — С. 21-24.
18. Лейтес Н. Что значит «одаренныйребенок»? // Искусство в школе. — 2003. — N3.-С.3-7.
19. Н.В. Уманова.Одаренные дети: их особенности и организация работы с ними. //Псіхалогія, — №1, — 2004, — С. 42 – 46.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.