Реферат по предмету "Педагогика"


Место социального педагога в социализации личности

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИАЛЬНАЯПЕДАГОГИКА НА ТЕМУ:
«МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ВСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Краснодар 2010

Введение
 
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляетсяразвитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полнойзависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковыусловия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданскаяпозиция.
Родителей в силусоциально- экономического положения современного общества окружает множествопроблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, чтосказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где ещесохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей,возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательныхресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевогообщения, изменение родительских установок. Родители становятся болееавторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у нихжёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетическиунаследованными образованьями. Все это отрицательно сказывается на развитиивзаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям вбудущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности илизамыкаются в себе.
Способствовать созданиюсоциально-благополучной среды для каждого воспитанника — главная задачасоциального педагога образовательного учреждения. Направления деятельности поеё реализации определяются задачами образовательного учреждения.

1.        Актуальные сегодня цели и задачи
 
Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно только приэффективном сотрудничестве с семьями. Отсюда главная задача: создатьусловия для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальныхвоспитанников.
Эта задача длясоциального педагога является определяющей при выборе приоритетных направленийего социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Выделяюттри основных направления:
·         работапо организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:
·         работапо защите прав ребенка;
·         работапо вопросам социального развития ребенка.
Организацию работы поданным направлениям можно представить в виде структурно-функциональной модели,которая условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического,практического и контрольно- оценочного.
 
2.        Содержание социально-педагогической деятельности врамках установленных блоков
I. Информационно-аналитический блок — это информирование, сбор и анализ сведений о родителяхи детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений правребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимыхдля эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
При изучении семьииспользую следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей («Мойребенок и его индивидуальные особенности»), индивидуальные беседы с детьми иродителями, патронаж, интервьюирование. Тесное сотрудничество с педагогом-психологом и учителями, так как для выявления реальных условий развития ребенканеобходимы данные специальных диагностических методик, изучение медицинскихкарт, наблюдений, которые они проводят.
Диагностика нарушенийправ ребенка в семье состоит из трех этапов:
1-ый этап.Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.
Многочисленныеисследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, труднообучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характернычастые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях сосверстниками и взрослыми, воровство.
Для выявления такихдетей использую методы диагностики — экспертная оценка, где в качествеэкспертов выступают педагоги.
2-ой этап.Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического илипсихического насилия).
Для этой цели используютанкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям,у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагаютзаполнить опросник и анкету Басса — Дарки. Данные методики помогают: определитьнасколько агрессивны родители — насколько у них выражены физическая, косвенная,вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка,применяемые в семье (в этом году было выявлено три семьи, где у родителейприсутствовали агрессия и раздражение в отношении детей). На этом же этапесреди детей проводят диагностику «Рисунок семьи» (РС). Результаты даннойдиагностики показывают, что в семьях детей, проявляющих признаки агрессии,существуют проблемы во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями.
3-ий этап.Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в техсемьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаютсяправа ребенка. Методика «Родительско-детские отношения» (РARI) (Е.С. Шефер, Р.К.Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей,что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.
Полученная приобработке диагностических данных информация позволяет определить проблемы педагоговпо налаживанию эффективного взаимодействия с родителями; реальные запросы ипотребности родителей, проблемы воспитания и нарушения прав ребенка. А такжевыбрать наиболее эффективные формы работы со всеми субъектами образовательногопроцесса.
Работа с родителями врамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязаннымнаправлениям:
Первое направление — просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлениюосуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и егосоциального развития. Используют следующие формы работы с родителями: лекции;индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно -правовая база позащите прав ребенка. Координация усилий детского сада и семьи», «Проблема наказаний»,«Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно — ориентированное общение сребенком», «Семья и ребенок — взаимоотношения и готовность ребенка к школе»,«Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду — основа формированиянравственно — волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей — основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей вдомашних условиях»; информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Для васродители»; информационно-просветительская газета «Солнечный вестник»; листы-памяткидля родителей и педагогов; библиотека в кабине социально-психологическойслужбы. Для работы с педагогами использую консультации: «Проблема зашиты правребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», «Какприйти к личностно-ориентированной модели общения»), лекции-визуализации(«Культура поведения педагога дошкольного образовательного учреждения»).
Второе направление — продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т.е.обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно-ориентированногообщения на основе общего дела. В рамках работы по этому направлению используюттакую форму, как совместное творческое дело: рисование детей и родителей натему «Герб моей семьи», «Любимой маме посвящается», «Осторожно, огонь»; поделкииз природного материала и работы декоративно-прикладного искусства (бисер,вышивка, аппликация) для выставок, проводимых в образовательных учреждениях натему «Творим всей семьей». Проводят семинары-практикумы для родителей сучастием детей, встречи с интересными людьми. Проведение таких социально-значимыхмероприятий для ребенка становится событием. В этом случае происходит«со-бытие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментомявляется их совместная деятельность. Такие мероприятия способны: выступитьинтегрированным условием личностного развития человека — и взрослого, иребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизитьвзрослых и детей.
II. Второй блок условноназывается практическим, потому что в рамках этого блока проводитсяработа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьеми развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализацияличности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развитиядетей.
Для решения конкретноопределенных задач организуют как традиционные, так и нетрадиционные формыработы с родителями:
Родительские собрания.Компонентами процедуры проведения собрания являются выступления детей;представления результатов детской деятельности; выставки детских творческихработ; фотовыставки; практические приемы передачи информации: участие в играх,организованных педагогами, совместное выполнение упражнений; просмотр видеосъемоки слайд-шоу. Чаще стали практиковать проведение собраний в форме деловой игры.
Семейные клубы,организованные для работы с семьями, имеющими детей с проблемами в общении иповедении. В рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с цельюповышения психолого-педагогических знаний (консультации, беседы за круглымстолом, тренинги), так и совместных мероприятий с родителями и детьми.
Школа молодых родителейорганизована для работы с семьями потенциальных воспитанников детского сада.Занятия школы также проводятся как совместно с детьми, так и без детей. Цельзанятий: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить ипомочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания повопросам нервно-психического развития детей раннего возраста.
Особое вниманиеуделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе«риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т.к. на сегодняшний деньнаблюдается рост числа многодетных семей, стабильно высоким остается количествонеполных и малообеспеченных семей. Для работы педагогического коллектива с даннойкатегорией семей разработан план профилактических мероприятий с семьямивоспитанников, план работы с многодетными семьями.
В рамках практическогоблока проводится коррекционная работа с семьями по защите прав ребенка,которая включает два этапа:
1 этап. Ознакомлениеродителей с представлениями современной возрастной психологии о
·         значимостипериода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях
·         жестокогои грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаютсяна общие мероприятия с родителями).
Формы и методы: общееродительское собрание; групповые собрания (родители сравнивают собственный опыти взгляды с позицией других родителей, которые используют методы и приемы, нетравмирующие психику ребенка); занятия «Семейного клуба», где рассматриваетсяпроблема наказаний и отношения к агрессивному поведению ребенка.
2 этап. Работа сродителями группы риска.
Формы и методы:
Дискуссии по вопросампоощрения и наказания, консультирование о связи дисциплинарных воздействий идетского развития, обучение родителей индуктивным методам управления поведениемребенка. Индивидуальные беседы с родителями и детьми. Параллельно с даннойработой проводится коррекционная работа с детьми педагогом-психологом(психогимнастика).
Т.о. складываетсясистема работы по защите прав ребенка в образовательном учреждении.
III. Контрольно-оценочныйблок — это анализ эффективности мероприятий (количественный икачественный).
Для определенияэффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используютметоды, которые применяют сразу после проведения того или иного мероприятия — этоопрос, оценочные листы, экспресс-диагностика. Повторную диагностику,собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют дляотслеживания и оценки отсроченного результата.
3. Специфика работысоциального педагога с семьёй
Социальный педагогсталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живет впостоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хроническибольные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневнаязащита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребеноквоспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загуловродителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенкаили «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно в таких семьях уребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когдак ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослыхположительно влияют на ребенка.
Социальный педагогсемье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
Прежде чем рассмотретьработу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которымиприходится сталкиваться социальному педагогу. Это городская и сельская семья,традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов,военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькоймамы», национальная и т.д.
В современных условиях,когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержаниедетей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейнуюобстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия дляэтого.
Социальному педагогуприходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:
— больные дети,дети-инвалиды;
— пожилые родители,инвалиды, пенсионеры;
— половая распущенностьи проституция;
— алкоголики инаркоманы;
— дети-бродяги;
— развод родителей
Задача социальногопедагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того,следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждениюотносится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплатыпособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кромепедагогических проблем, работы с семье, решает социальные, экономические,медицинские и психологические задачи.
Главная цель –мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого,во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следуетпроконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода изкризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
4. Современная помощьсемье
В 1992 г. ПравительствоРоссийской Федерации принимает постановление «О первоочередных мерах посозданию государственной системы социальной помощи семье», которое включаетэкономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.Это постановление было направлено на осуществление государственной политикисемьи и детей.
Новая социальнаяполитика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий наребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которыеориентированы на семью и детей.
Это проявилось ворганизации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывалипомощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха,семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.
Местные органы создаютразличные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.
Более распространеннойформой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которыхпроводится работа различных служб. Так, одна из них — это служба социальнойреабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненнуюситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу,занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.
В социальной службемолодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье,вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.
В центрах реабилитациидетей-инвалидов учитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями,им оказывается психологическая, медицинская и педагогическая помощь.Осуществляется профессиональная подготовка.
Организацией досугасемей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. Вних родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираютсяподростки, дети и родители проводят досуг вместе.
В медико-социальномцентре оказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения.Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводитсяпропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи.Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети.Оказывается социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют кбытовым службам, магазину, мастерским.
Для оказания помощисемье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми распространенными являютсяприюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков имолодежи — дома интернатного типа, где они живут до 18 лет, посещая школу,после окончания которой, устраиваются на работу и только тогда уходят изинтерната.
В центре психолого-педагогическойпомощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическуюобстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членовсемьи.
Распространенной формойработы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитациидетей и подростков. В них занимаются предупреждением, профилактикой ихантиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогаютвыйти их кризисного состояния.
Центры социальнойзащиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и ихсемьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей иподростков в преступления. Помогают устроиться в жизни вышедшим из заключения.
В центрахсоциально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением ивоспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую ипедагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическомразвитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведетсяпсихологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.
В работе с семьейсоциальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогаетэффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу,организовать патронат.
Особое вниманиеобращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении,учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющиедетей-инвалидов.
К «группе риска»относятся несовершеннолетние матери. Сегодня более 100 тыс. девушек до 18 летрожают вне брака. Существует практика создания приютов для таких мам, где ониживут, могут работать или продолжать учебу.

Заключение
 
Семья – социальнаяячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует иосуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина,ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья,малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённойстабильности.
Современные условияжизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческогосообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услугтеряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и каксамостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Этого допускать нельзя,иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать иподдерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог.
На сегодня наука ещётолько занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй.Проверяет их на практике.
Способы решения проблемсемьи, описанные в курсовой работе, также являются теорией и, лишь небольшойчасть, практикой. Потому что социальная педагогика в области семьи – это новоенаправление работы социального педагога с проблемами в обществе.
Но даже то, чтосовершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показываетхорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги прилагают все усилия, чтобысемья педагогически, психологически, социально и материально развиваласьправильно и гармонично.
Здоровая семья – залогсветлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества вцелом.

Список используемойлитературы
 
1.        http://www.wikipedia.org
2.        МудрикА.В. Социальная педагогика: учебное пособие / Под ред. Сластенина В.А. – М.:«Академия», 2000.
3.        ФедосееваГ.И. «Роль социального педагога ДОУ в социализации личности ребенка».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.