Реферат по предмету "Педагогика"


Влияние рассматривания художественных картин о природе на обогащение содержания изодеятельности дошкольников

Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
Ульяновскийгосударственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
Контрольнаяработа
Влияниерассматривания художественных картин о природе на обогащение содержанияизобразительной деятельности дошкольников
Работу выполнила
студентка 3 курса 1 группы
заочного отделения
Варламова И. В.
Ульяновск, 2010

Содержание
Введение
1. Рассматривание картин о природе(значение, требования)
2. Наблюдения за явлениями природызимой в старшей группе
3. Конспекты занятий
А) Занятия после наблюдений в природе
Б) Занятия после рассматриваниякартин о зиме
Заключение
Список литературы

Введение
Природа  — важнейшеесредство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаютсяс природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый снег, и когдазацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимаетмногообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственноеположение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные ияркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть ипонять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие впроцессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанниковлогическое мышление. Разнообразие объектов природы позволяет педагогуорганизовать интересную и полезную деятельность детей. В процессерассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся сосвойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать ихизменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение кприроде зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видетьи переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечиваетсянепосредственным «живым» общением детей с природой, а рассматриваниекартин с изображением природных явлений  — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений.Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить ихчувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживаниемкрасоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детейчувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление неубивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическимвосприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большоеколичество образов, используют более разнообразные средства выразительности. Сдетства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможетиспытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительнаядеятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, нонужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней вединстве.

1.        Рассматриваниекартин о природе (значение, требования)
Рассматривание картин вучебном процессе детского сада используется для решения различных дидактическихзадач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражаетокружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод егофантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетическихвкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений обокружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствоватьяркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственноеотношение к увиденному. Помимо формирования художественных вкусов дошкольников,здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениямизнаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи.Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсиидолжны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полнораскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитыватьвозрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы. Прирассматривании возможно многократное восприятие как картины в целом, так иотдельных ее деталей, что очень важно для решения указанных дидактических задач.В педагогическом процессе детского сада используются специальные картиныпредметные и сюжетные. Реалистичность, простота и ясность замысла художника, выразительностьхудожественных средств в единстве с доступным детям познавательным содержанием - основные требования, предъявляемые к картинам. используемым в обучениидошкольников. Кроме того, метод рассматривания картин позволяет датьдошкольникам первое, самое общее представление о приемах живописи классиков исовременности. Можно обратить внимание детей на то, что в изобразительномискусстве в наши дни постепенно устанавливаются новые стандарты, особенностисовременного стиля, условности изображения, подчас необычные, но своеобразные, яркие.Разглядывая понравившуюся картину, ребенок учится видеть перспективу, замечатьпропорции, контраст цвета и тени, глубину изображения.
Некоторые картины (о зиме),которые могут быть рекомендованы для рассматривания дошкольниками:
·         И. И. Левитан "Зимой в деревеньке", «Зимой в лесу»
·         В. Д. Поленов «Зима»
·         И. И. Шишкин«Зима», «На севере диком»
·         В. И. Суриков «Взятиеснежного городка»
·         К. А. Коровин«Зимой»
·         И. Э. Грабарь «Зима»,«Февральская лазурь», «Иней»
·         А. К. Саврасов «Зимнийпейзаж», «Зимняя дорога», «Иней»
·         А. А. Пластов «Первыйснег»
·         К. Ф. Юон «Русскаязима», «Волшебница –зима», «Зима. Черные березы», «Конецзимы. Полдень», «Лыжная экскурсия», «Зимка»
·         И. Медведев «Снегири.Болдов ручей»
·         А. Липатов «Снегири»

2. Наблюдения заявлениями природы зимой в старшей группе
Наблюдение — один изосновных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характерапознавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
·         За изменением ипреобразованием объектов;
·         Репродуктивногохарактера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, почасти — картина всего явления.
Эффективность методанаблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:
·    Ясность иконкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
·    Планомерное, последовательноеразвертывание процесса наблюдения;
·    Учет возрастныхвозможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходенаблюдения;
·    Высокаяумственная активность и самостоятельность детей
А) Приметы зимы
Предложить детямпоговорить о приметах зимы, вспомнить и самим рассказать о приметах, которые имизвестны(зимой холодно, идет снег, некоторые насекомые и животные спят, нетлистьев на деревьях, дни короче, ночи длиннее и т. п. ). Задать вопросы: почемуидет снег, а не дождь? почему ложатся спать животные? где насекомые? и т. д. Предложитьрассмотреть снежинки. Сделать вывод: все снежинки разные и удивительно красивые,но у всех есть общее свойство, какое?(6 лучей) В группе предложить вырезатьснежинки из бумаги.
·         По данномунаблюдению могут быть рекомендованы картины:
Саврасов «Иней»,«Зимний пейзаж», «Зимняя дорога»; И. Э. Грабарь «Февральскаялазурь», «Зима»; К. Ф. Юон «Зимка», «Русская зима»,«Волшебница-зима».
Б) В гости к деревьям
Предложить вспомнить, какимибыли деревья на участке осенью? А летом? А сейчас какие? Почему такпроисходит?(из промерзшей земли корни не могут тянуть воду и холодного зимнегосолнца им недостаточно, поэтому деревья сбрасывают листья и засыпают. Если былистья не осыпались, ветви могли бы сломаться под тяжестью снега, а с тонкихголых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда).Обратитьвнимание на ель и сосну. Изменились ли они с приходом зимы? Нет, они несбросили свои хвоинки, как лиственные деревья, так и будут зимовать в зеленомнаряде. Хвоинки –это те же листики, но маленьким иголочкам нужно меньше воды исолнца, поэтому они и не сбрасывают хвою. Хвойные деревья тоже спят зимой, засыпаютпозже и просыпаются раньше. Предложить собрать веточки лиственных деревьев ипоставить их в вазу в группе.
·         По данномунаблюдению могут быть рекомендованы картины:
Шишкин «На севередиком», К. Ф. Юон «Зима. Черные березы», «Конец зимы. Полдень»,И. Левитан «Зимой в лесу»
В) Кто улетел, а ктоостался?
Напомнить, что многиептицы с приходом осени улетают в теплые края. Почему одни улетают, а другиеостаются зимовать с нами?
Где живут утки и гуси? (урек, у прудов) Река для них дом и столовая.
Что происходит с рекамизимой? (они замерзают) Значит, водоплавающим зимой надо искать себе другой дом.
А что летом кушаютласточки?
Чем кормят своих птенцов?(летающими насекомыми)
А зимой насекомыелетают?(нет, они прячутся от холода до весны)
Зимой многим птицамнечего есть и они ищут себе дом в других местах, теплых и сытных. Почему неулетают синички, воробьи, вороны, галки, дятлы? (Зимой они могут отыскать себепропитание: семена и плоды растений, насекомых и их личинок под корой деревьев,могут перебраться жить поближе к людям и поживиться остатками их пищи).
·         По данномунаблюдению могут быть рекомендованы картины:
И. Медведев «Снегири.Болдов ручей», А. Липатов «Снегири», Левитан «Зима вдеревеньке»
Г) Птичья столовая
Предложить вспомнитькартины с изображением птиц, которые рассматривали в группе, особенно снегиря. Прочитатьстихотворение А. Прокофьева «Снегири»:
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!...
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинку принес;
Хорошо угостил-
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко алые грозди.
Напомнить, что птицам, которыеостались зимовать вместе с нами, приходится несладко: добраться до корманепросто — он часто бывает скрыт под снегом или льдом, а зимой холодно, значит,птицам нужно больше еды. Напомнить о большой пользе, которую приносят птицы, спроситьсамих детей об этом.
Зимой птицы чаще погибаютне от холода, а от голода. Предложить сделать дома кормушки.
Д) Люди зимой
Предложить понаблюдать запрохожими. Что на них одето? А на нас? Почему? Предложить вспомнить зимние видыспорта. Почему ими нельзя заниматься летом?
Что помогает боротьсялюдям с сильным снегопадом? (машины — снегоуборочная техника) Нужна ли нам ихпомощь? Зачем? В какие игры можно играть зимой? Предложить поиграть в «Снежки»
·         По данномунаблюдению могут быть рекомендованы картины:
К. Ф. Юон «Лыжнаяэкскурсия», Пластов «Первый снег», Суриков «Взятие снежногогородка»

3. Конспекты занятий
А) Занятия посленаблюдений в природе
1. Моделированиеновогодних игрушек. Снегири.
Задачи:
1.   Показать возможность лепки птиц изваты;
2. Расширитьпредставление детей о способах создания пластичных образов;
3. Учить самостоятельновыбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании однойподелки( лепка, аппликация, рисование) ;
4. Развивать восприятиеобъемных форм в трехмерном пространстве; вызвать желание украсить новогоднююелку своими руками
Предварительная работа:
Знакомство с мелкойпластикой: рассматривание, обследование, описание, сравнение, классификация повиду, форме, материалу, цвету, размеру и другим признакам;
Наблюдение за снегирями;
Рассматривание птиц накартинах, фотографиях, открытках, календарях ;
Беседа о том, как можноукрасить елку своими руками
Материалы, инструменты, оборудование:
Комочки ваты, бумажныесалфетки — для туловища снегирей (на выбор); бумажные прямоугольники черногоцвета для вырезания крыльев и хвоста; клей ПВА, кисточки (клеевые и длярисования), краска гуашевая красного цвета, зубочистки для нанизывания комочковво время раскрашивания.
Содержание занятия:
Воспитатель читает детямстихотворение З. Александровой «Снежок»:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри!-
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
После небольшой паузывоспитатель предлагает детям представить, как стайка снегирей прилетела наелочку отдохнут. Сидят птички с яркими грудками на ветках, будто розовыеналивные яблочки.
-Давайте и мы с вамисмастерим стайку нарядных снегирей и посадим их на нашу новогоднюю елочку! Посмотритена материалы. приготовленные для занятия. Как вы думаете, из чего лучше сделатьснегиря, чтобы он был пушистый, как комочек и круглый, как яблочко?(ответыдетей) Да, туловище снегиря можно сделать разными способами: из комочка ваты(скатав его в шарик), из бумажной салфетки (смяв в комок). Посмотрите исравните (воспитатель показывает способы). Это туловище. Какого цвета грудкаснегиря? Смешиваю красную краску с клеем ПВА и аккуратно покрываю смесью веськомочек.
Пока краска будетподсыхать, готовлю крылья и хвост. Крылья делаю так: беру длинный прямоугольникчерного цвета и вырезаю как радугу-дугу, чтобы получилась спинка с двумякрылышками сразу (серединка-это спинка, а по бокам крылья). Второйпрямоугольник понадобится для хвоста: складываю его пополам по длине и срезаюуголок на сгибе, разворачиваю и вижу вот такой фигурный хвост, похожий нафлажок (или на хвост ласточки). Крылья приклею сверху, а хвост сзади.
Подумайте, как вы будетемастерить снегиря. Выберете материал для туловища, скатайте или сомните вкомочек. Я в это время добавлю в вашу краску клей. Хорошо размешайте краску иаккуратно раскрасьте комочки, при этом рассматривайте их со всех сторон, чтобыне осталось белых пятен (для удобства, можно нанизать на зубочистки). Отложитекомочки в сторону для высыхания. Теперь приготовьте крылья и хвосты (принеобходимости еще раз показать способ). По ходу работы воспитатель оказываетиндивидуальную помощь. В конце занятия дети переносят снегирей на новогодниеветки.
2. Лепка сюжетная. Зимниезабавы.
Задачи:
1.   учить составлять коллективнуюсюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения междуними;
2.   продолжать учить передавать несложныедвижения (наклон и поворот рук, перемещение ног) ;
3.   анализировать особенности фигурычеловека, соотносить части по величине и пропорциям;
4.   учить детей анализировать простейшиесхемы (фигурки человечков в разных позах); создавать на основе прочитаннойинформации выразительный динамичный образ и передавать в лепке заданноедвижение;
5.   развивать глазомер, синхронизироватьработу обеих рук.
Предварительная работа:
Наблюдение во времяпрогулки за играющими и гуляющими детьми;
Беседа о зимних забавах, играх,спортивных занятиях;
Рассматривание картин, иллюстраций,составление рассказов (из личного опыта, по серии картин) на тему «Зимниезабавы», «Что мы делали зимой?»;
Чтение отрывка израссказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».
Материалы, инструменты, оборудование:
Пластилин, стеки, подставки,клеенки, салфетки. У воспитателя – комплект карточек со схематичнымизображением человека в разных позах (руки подняты вверх, опущены, на поясе, однана поясе, другая вверху, туловище наклонено влево или вправо, ног вместе, расставленыслегка или широко), основа для работы.
Содержание занятия:
Воспитатель читаетстихотворение А. Блока:
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка — старушка
Из окна глядит.
Внукам –шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрый санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный ком,
Звонко раздаются голосакругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят, -
По домам пора!..
Воспитатель раздает детямкарточки со схематичным изображением человечков в движении (идет, бежит, прыгает,наклоняется, приседает) и предлагает принять такие же позы. Дети выполняютупражнения, а затем несколько раз обмениваются карточками. Таким образом, каждыйребенок в ходе игры «считывает» и повторяет 3-5 разных поз. В ходеигры педагог обращает внимание детей на положение рук и ног человечков, проситописать позу словами, чтобы уточнить наблюдения и направить внимание на самоесущественное. Через некоторое время взрослый предлагает выбрать одну карточку ивылепить человечка в такой же позе, как на карточке. Дети ищут способы передачидвижений. Если они быстро справляются с заданием можно обменяться карточкамиили вылепить человечка по своему желанию. Можно предложить детям изменить позувылепленного человечка.
Затем воспитательпоказывает детям основу коллективной композиции, поясняет, что это «детскаяплощадка», на которую сейчас «прибегут» вылепленные человечки.
-Давайте слепимчеловечков, будто они уже прибежали на эту площадку и теперь бросают снежки, веселокатаются на лыжах и санках, лепят снежную крепость. Представьте, кого вы хотитеслепить: мальчика или девочку, а может быть двух подружек или друзей? Что будутделать ваши человечки? Не забудьте про зимнюю одежду: как вы будете ее лепить?
Воспитатель советуетдоговориться о размере лепных фигурок, предлагает воспользоваться условноймеркой (например, указательный пальчик или карандаш). Дети выбирают пластилиннужного цвета, договариваются и начинают лепить.
Б) Занятия послерассматривания картин о зиме
1. Рисование декоративное.Волшебные снежинки
Задачи:
1. учить строить круговойузор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путемсимметричного наращивания элементов по концентрическим кругам;
2. симметричнорасполагать узор в зависимости от формы листа бумаги;
3. использовать в узореразнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы;
4. умело пользоватьсякистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях) ;
5. вызвать у детейжелание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок, для украшенияинтерьера группы
Предварительная работа:
Знакомство скружевоплетением как видом народного декоративно-прикладного искусства;
Рассматривание кружевныхизделий вологодских мастериц;
Наблюдение за снегопадоми рассматривание снежинок, пойманных на варежки;
Рассматривание картин: Грабарь«Иней», Шишкин «Зима»
Сравнение вологодскихкружев с морозными узорами и снежинками;
Подготовка основы длякомпозиции «Зимнее окошко»
Материалы, инструменты, оборудование:
Бумажные квадраты одногоразмера, но разного цвета –темно — синего, фиолетового, сиреневого, малинового,сине-зеленого, черного; гуашевые краски белого цвета, очень тонкие кисточки, баночкис водой, матерчатые и бумажные салфетки, вологодские кружева для рассматривания,крючки для вязания, челноки( для показа детям); Основа для композиции «Зимнееокошко».
Содержание занятия:
Воспитатель показываетдетям вологодские кружева, прикрепленные к бумаге темного цвета. Спрашивает, знаютли дети, что это такое. По ходу небольшой беседы уточняет представления детей окружевоплетении как виде народного декоративно — прикладного искусства.
Это кружева, которыемастерицы плетут из тончайших белых ниток с помощью специальных инструментов – крючков,челноков (показ инструментов). Как вы думаете, для чего нужны такие кружева?(ответыдетей) Да, кружевные воротнички, оборки, жилеты делают одежду красивой, праздничной,нарядной; а кружевные салфетки и шторы украшают дом, делают его уютным инеповторимым. Сейчас мы с вами любуемся вологодским кружевом, Оно называетсятак по имени города Вологда, в котором вот уже много–много лет замечательныемастерицы делают знаменитые на весь мир кружева. Если всмотреться в кружевнойузор, можно увидеть чудесные цветы, листья, бабочек, птиц и многое другое. Этибелоснежные кружева напоминают морозные узоры на окне. Давайте послушаемстихотворение А. Бродского «Мороз»:
Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу — не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник — радстараться,
Даже кисти не нужны.
А мы с вами сейчаснарисуем необычные снежинки и создадим из них «зимнее окошко». Каждыйиз вас выберет по своему желанию бумажный квадрат –синего, черного, фиолетовогоили другого цвета и нарисует на нем снежинку необыкновенной красоты. Рисоватьбудем тонкими –тонкими кисточками белой гуашевой краской.
Все снежинки разные, но воснове имеют общую форму –шесть лучей, расходящихся из одной точки. Посмотрите,я беру ночное «окошко» (бумажный квадрат), посередине ставлю белуюточку и провожу в стороны шесть лучей: один луч вверх, другой вниз, а потом двавлево и два вправо, проверим — всего шесть лучей (воспитатель показываетрисунок — основу). Теперь соединяю лучи: рисую круги –один вокруг точки, второйдальше… и последний круг провожу по кончикам лучиков (показывает рисунок сконцентрическими кругами). А теперь нужно превратить эту снежинку в волшебноекружево. Придумайте свой сказочный узор, который мог бы нарисовать на окнемороз. Это могут быть цветы, листья, ягоды, завитки, веточки и все, чтозахотите. Или просто узоры из точек и пятнышек. (воспитатель показываетэлементы и оставляет рисунок с вариантами элементов на доске).
Дети выбирают цветквадрата — окошечка по своему желанию и начинают рисовать снежинки. Воспитательпоказывает отдельные приемы декоративного рисования на своем «зимнемокошке»: «трилистник» (промакивание), спираль или завиток (рисованиекончиком кисти), двойная спираль или «бараньи рожки» (симметричноерисование кончиком кисти).
В конце занятия детиприносят свои маленькие «окошки» на большое «зимнее окошко»и составляют композицию — размещают, подбирая основы по цвету, как лоскутноеодеяло. Оставляют снежинки до полного высыхания красок. Потом приклеивают(после занятия).
2. Рисование с натуры. Еловыеветочки.
Задачи:
1. учить детей рисовать снатуры еловую веточку, передавая особенности ее строения, окраски и размещенияв пространстве;
2. показать способыобследования натуры;
3. пояснить необходимостьсоблюдения общих условий при выполнении коллективной работы;
4. развивать координациюв системе «глаз-рука»
Предварительная работа:
Беседа о хвойных деревьях,рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении; рассматривание картин И. И.Шишкин «На севере диком»,
И. Э. Грабарь «Иней»; знакомствос натюрмортом как жанром изобразительного искусства и его спецефическимиособенностями; наблюдение за хвойными деревьями.
Материалы, инструменты, оборудование:
2-3 композиции с еловымиветками на выбор (с новогодней игрушкой, шишкой, мишурой); поздравительныеоткрытки с изображением елочек, еловых веток; листы белого цвета илислаботонированные (светло — голубые, светло — желтые, светло — розовые, сиреневыеи пр. ); простые и цветные карандаши.
Содержание занятия:
Воспитатель предлагаетвспомнить стихотворение о новогодней елке или новогоднем празднике. Два — триребенка по своему желанию декламируют отрывки из стихов или праздничного сценария.Затем воспитатель показывает детям красивые новогодние открытки, предлагаетполюбоваться и рассказать, для чего нужны праздничные открытки, как онивыглядят, что с ними делают и зачем, какие слова пишут родным и близким людям — с чем поздравляют, чего желают.
 - Сейчас каждый из васнарисует еловую веточку — с шишками или новогодними игрушками. Затемвоспитатель показывает натюрморты с еловыми ветками, предварительно скрытыеширмой, и предлагает детям рисовать с натуры, как это делают настоящие художники.Дети выбирают те натюрморты, которые им понравились больше всего, садятся возлених и начинают рисовать.

Заключение
Природа во все временаслужила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемыедетьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектахприроды, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи сэтим, целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должныосуществляться во взаимосвязи с рассматриванием картин и, как единый процессестественно-научного и эстетического познания. Только в этом случае можноговорить об эффективности взаимодействия наблюдения и рассматриванияхудожественных картин, о его влиянии на повышение качества и выразительностидетских рисунков. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать удетей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всеэто повышает интерес к природе и вызывает желание отражать ее явления в своемтворчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней,что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Список литературы
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. –М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2009. -208 с., переиздание
2. www. materinstvo. ru
3. www. poduchis. ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Работа с клиентами в абонентском отделе в ООО Фонеком
Реферат Расчет осветительной установки
Реферат Разрешение жилищных споров 2
Реферат Расчет надежности
Реферат Расторжение трудового договора по инициативе работодателя или рабо
Реферат Тепловой баланс в системе человексреда обитания
Реферат Расчёт одноконтурной системы автоматического регулирования
Реферат Формирование государственного строя США
Реферат Рассмотрение дел об административных правонарушениях арбитражными 2
Реферат Рассмотрение дел об административных правонарушениях арбитражными
Реферат Работа следственно-оперативной группы
Реферат Развитие и совершенствование организационных систем
Реферат Ранний алкоголизм
Реферат Работы Филиппа Кросби в области качества
Реферат Рассмотрение гражданских дел в суде первой инстанции