Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогические взгляды Н.И. Пирогова

Коломенский педагогический институт
Реферат
студента 332 группы
технологического факультета
Лазарева Виктора Николаевича
по философии и истории образования
на тему:
Педагогические взгляды Н. И.Пирогова
1998 год
План реферата
1. Введение.
2. Жизнь и деятельность Н. И.Пирогова.
3. “Вопросы жизни”.
4. Основныеположения педагогической системы Н. И.Пирогова.
5. Значениепедагогического наследия Н. И.Пирогова.
6. Заключение.
      7.Библиографический список.
Введение
Имя НиколаяИвановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогическойнауки , народного образования. Своей выдающейсядеятельностью как в области медицины,так и народного образованияН. И.Пирогов заслужил признательность широких масс ипедагогической общественности.Его педагогические идеиявляются источником научного творчества и практической деятельности.Ониблизки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем,таких,какединство школы и жизни,педагогической науки ипрактики;воспитывающее обучение,“гармоническоеразвитие всех врожденных сил народа ”,воспитание человека — гражданина,полезного своей стране.
В данномреферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть  смысл педагогической деятельностизамечательного русского педагога, просветителя и организаторанародного образования Н. И.Пирогова,творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.
Жизнь и деятельность Н. И.Пирогова
НиколайИванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве ,в семье казначейскогочиновника.По окончании Московского университета  (медицинский факультет) он подготовлялся вДерпте (г.Тарту) к профессуре и после защиты диссертации настепень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германииусовершенствованием своих знаний.В возрасте 26 лет он сталпрофессором хирургии  сначала в Дерптскомуниверситете,а затем в Медико-хирургической академии вПетербурге.
В 1854 годуво время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен  на фронт во главе с организованной им общиной“сестер милосердия”.
В 1856 годупоявилась статья Пирогова “Вопросы жизни”,освещавшая важные вопросывоспитания.Она обратила на себя внимание общественностипередовыми идеями об общечеловеческом воспитании,сделала имя автора широкоизвестным.
В 1856 годуПирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа.Александр IIотрицательно относился к Пирогову,считаяего “красным”(хотя он был только либералом),но,назначая его на этот пост,хотел создать видимостьзаботы царского правительства о народном образовании. В течении двухлетнегоуправления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значениепедагогических советов гимназии,внушал директорам иучителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям,подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность егов качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатораподозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей.Пирогов был переведен вКиев на должность попечителя Киевского учебного округа .Здесь продолжал улучшатьработу школ,рекомендовал учителям посещать уроки друг друга,поощрял методическиеискания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы,способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ длявзрослых.
Когда в 1861году Порогов был уволен с должности попечителя,прогрессивнаяобщественность Киева устроила ему торжественные проводы.
Правительствосделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова какпедагога,и назначило его руководителем молодых людей,подготовлявшихся за границей к профессуре,но в 1866 году лишило его иэтой должности.Великий хирург, крупнейший ученый,видныйобщественный деятель и педагог,Пирогов должен былудалиться, еще полный сил,в свое небольшое имение наУкраине, где скончался в1881году./КонстантиновН. А.,Медынский Е. Н.,Шабаева  М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение,1982. — C.200-201/.
“Вопросы жизни”
Рассмотрениепедагогических взглядов Н. И.Пирогова следует начать состатьи “Вопросы жизни”опубликованной им в 1856году.Это была первая педагогическая работа Пирогова.Благодаря ей имя Пироговастало широко известным и обратило на себя внимание общественности передовымиидеями об общечеловеческом воспитании.
 В статье “Вопросы жизни”(впрочем,как ив других своих педагогических сочинениях ) Н. И.Пирогов резко выступилпротив сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которуюстремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общегообразования молодежи.Он противопоставил официальному курсу образованияидею общечеловеческого воспитания, котороедолжно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широкимумственным кругозором./Н. А.Константинов Е. Н.Медынский М. Ф.ШабаеваИстория педагогики.-М.: Просвещение,1982.-С. 201/.
Свою статьюПирогов начинает с исторической справки о поисках выдающимися мыслителямидревней Греции ответов на вопросы о назначении человека в общественной жизни, осмысле человеческой жизни.Из этой справки выясняется,чторечь идет овопросах общественной жизни,о жизни человека в обществе,об еговзаимоотношениях с другими людьми,о неизбежности для каждогоиз нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностями обязанностям.
“В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение?к чемумы призваны? чего должны искать мы?”./Пирогов Н. И.Вопросы жизни cоч.,т. I,Киев 1910. -C. 37-72/. Таковы первые вопросы жизни,выдвигаемые Пироговым в егостатье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с егогосподствующим направлением,и каждая отдельная личность. С этимтрудно не согласиться.Я считаю,чтодля своего времени в преддверии  серьезной реформы феодально-крепостнического государства,такаяпостановка вопроса была более чем уместна. Более того, ядумаю,что она уместна и по сей день, когда страну охватил жесткийэкономический кризис.
Казалось бы, рассуждаетдалее Пирогов,что на поставленные вопросы о цели и назначениинашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания всемье и в школе ,и таким образом подготовлены к осуществлениюхристианской морали в общественной и личной жизни.Но в действительноститакого господства христианской морали не наблюдается.В противоположностьхристианским основам воспитания ,полученным в школе,вовсех проявлениях общественной жизни господствует “резко выраженное материальное,почтиторговое стремление”./КрасновскийА. А. Педагогические идеи Н. И.Пирогова. — М.: Учпедгиз,1949. -C. 33-34/.
Что жеостается делать при таких обстоятельствах? — вот естественновозникающий вопрос. Остается глубже взглянуть в существо окружающейжизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов “философию”восьмимелких общественных групп.
“Взглядов,которым следуют эти толпы,наберется до десяти,аможет быть,и более.
Вот,например,первыйвзгляд — очень простой ипривлекательный.Не размышляйте,не толкуйте о том,чтонеобъяснимо.Это по малой мере лишь потеря одного времени.Можно,думая,потерять и аппетит,и сон.Время же нужно для трудов инаслаждений.Аппетит — для наслаждений и трудов.Сон-  опять для трудов и наслаждений.Трудыи наслаждение — для счастья.
Вот второй взгляд — высокий.Учитесь,читайте ,размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.Когдаум ваш просветлеет,вы узнаете,кто вы и что вы.Выпоймете все,что кажется необъяснимым для черни.Поумнев,поверьте,вы будете действовать как нельзя лучше.Тогдапредоставьте только выбор вашему уму,и вы никогда не сделаетепромаха.
Вот третий взгляд — старообрядческий .Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья.Читайте толькоблагочестивые книги,но в смысл не вникайте.Это главное для спокойствиядуши.Затем,не размышляя,живите так,какживется.
Вот четвертый взгляд  — практический. Трудясь,исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черныйдень.В сомнительных случаях,если одна обязанностьпротиворечит другой,избирайте то ,что вам выгоднее или покрайней мере что для вас менее вредно.Впрочем ,предоставляйте каждому спасаться на свой лад.Об убеждениях,точнотак же как и о вкусах,не спорьте и не хлопочите. Сполным карманом можно жить и без убеждений.
И прочее,ипрочее,и прочее. /Пирогов Н. И. Избранные педагогическиесочинения. — М.: Педагогика,1985. -C. 32-34/.
Своимизложением “философии”жизни восьми мелкихобщественных групп Пирогов сформулировал господствовавшие в русском такназываемом образованном обществе язвы и пороки,служившие предметомизображения и в нашей могучей,исключительной по своимморальным тенденциям художественной литературе XIX в.
Разоблачаяпошлость,господствующую в привилегированном обществе,Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его времени в делепреобразования общества на каких бы то ни было разумных началах. А еслитак,то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и назначении всейсистемы воспитания и образования.Очевидно,школаи воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной жизни нанравственных основах.
“Существует,-пишет Пирогов только три возможности вывестичеловечество из ложного и опасного положения:
Или согласитьнравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества.
Илипеременить направление общества.
Или,наконец,приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе,неминуемой и роковой,доставив нам все способы и  всю энергию выдерживать неравный бой”.
Пойти первымпутем,рассуждает далее Пирогов,это значило бы “искажатьто,что нам осталось на земле Святого,Чистого и Великого...” “Изменитьнаправление общества есть дело промысла и времени”.Остается третий путь, .т .е “приготовить  нас воспитанием к внутренней борьбе...,доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.Приготовить нас с юных лет к этой борьбе,значитименно “сделать нас людьми, т.е.тем,чего не достигнет ни однаваша реальная школа в мире,заботясь сделать из нас,ссамого нашего детства,негоциантов,солдат,моряков,духовных пастырей или юристов”.
В этомрассуждении выясняется основная общественно-педагогическая позиция Пирогова. /КрасновскийА. А. Педагогические идеи Н. И.Пирогова.-М.: Учпедгиз, 1949. -С. 37-38/.
Подводя итогпод вышесказанным, можно сделать,что наивысшаяобщественно-историческая заслуга Пирогова заключалась уже в том, что он раскрыл и назвалсвоим именем “торговое ”направление жизни,показал его противоречие со всем,что еще осталось в жизни “святого”,раскрыл разлагающее влияние “меркантильногонаправления”на подрастающее поколение и поставил на очередь днявопрос о том,что же можно сделать путем воспитания, чтобыпреодолеть развращающее влияние “торгового направления”вобщественной жизни.
Еще разпозволю себе заметить,что  данные высказывания Пирогова (в частности одурном влиянии торгового направления в обществе) крайне точнохарактеризуют  сегодняшнее положениеобщества,  особенноположение молодежи.
Основные положенияпедагогической системы Н. И.Пирогова
Изучениепедагогических сочинений,биографических иавтобиографических данных,оставленных нам Пироговым ,показывает,что на протяжении всей своей жизни он непреклонноосуществлял одну основную идею:боролся ссословно-крепостническим строем в системе образования и стремился к тому,чтобыпоставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу назревавшимпотребностям нашей страны во всех областях культуры в пореформенное время.
Пирогов велборьбу с сословными и национальными привилегиями прежде всего в деле народногообразования и распространения культуры и науки в нашей стране.
Таким образом, педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались сполитическими стремлениями демократического либерализма,отличавшего его и отпредставителей бюрократов-реакционеров и консерваторов,и от представителейреволюционной демократии(в политическом смыслеПирогов  не был революционером)./КрасновскийА.А. Педагогические идеи Н. И.Пирогова.- М.: Учпедгиз,1949.-С. 92-93/.
В чем жезаключается ценность педагогической системы Пирогова?Я считаю,чтонаибольший интерес и ценность представляется система образования выдвинутый им.  Принцип этой системы заключается в переходеиз одной ступени в следующую,высшую и в то же время взаконченности образования в каждой ступени.
 В качестве первой ступени образования идетэлементарная начальная двухгодичная школа.Программа занятий в этойшколе рассчитана на развитие у учащихся первоначальных основ мышления инаблюдательности путем обучения родному языку,счету и,вчастности,развитие наблюдательности путем наглядного обученияв духе Песталоцци. Кстати,Пирогов придавал огромноезначение наглядному обучению и считал,наиболее важноприменять  принцип наглядности в какможно раннем возрасте. Приведу по этому поводуцитату из статьи Пирогова “О наглядном обучении”.В этойстатье Пирогов говорит о  способепреподавания естественных наук.“Вообще,главная обязанность педагога заключается преимущественно в том ,что бынауку излагать не столько для самой науки,сколько для развития, посредствомнауки той или другой умственной  умственной или душевной способности.Естественное и должноименно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка,начинающего знакомиться с окружающей его природой.Надобно приучить с раннихлет и его глаз,и его осязание к отчетливому отыскиванию различныхпризнаков,характеризующих естественные тела;дайтеему в руки минерал, растение, животное и спрашивайте его,что онвидит и что он находит особенного;заставьте его найти иописать различие между тем и другим телом,и задача ваша будетразрешена,цельбудет вполне достигнута.” /ПироговН. И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика,1985. -C. 143-144/.
По традициямтого времени,в программу начальной школы ,как ив программу следующих за ней высших ступеней,Пирогов вносит и основаниятак называемого закона божия, т.е.изучения священной историиветхого инового завета. 
Пирогимназиисоставляют в системе образования,защищаемого Пироговым,вторуюступень образования,опять-таки предназначенную для всех сословий иклассов.Пирогимназии ,по плану Пирогова,разделяются на два типа — реальная и классическая,каждая с 4-летним курсомобучения.
Классическая пирогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном плане почтите же предметы,что и реальная.Но за счет количества часов,отводимых на предметы реальных знаний ,в классической пирогимназии отводится внимание основательному изучениюлатинского и греческого языков и одного,а не двух новых языков.Вклассические пирогимназии открыт доступ опять-такидля всех желающих,имеющих образование в объеме элементарной начальнойшколы.А кроме того,и окончившие реальную пирогимназию могли поступать без экзамена в IIIкласс классической пирогимназии.
Над двумятипами пирогимназий организуется гимназия опять-такидвух типов — реальная и классическая.
Образование вреальных гимназиях Пирогов предназначает для удовлетворения практическихпотребностей производственно-технической жизни.Окончившие такие реальныегимназии,по плану Пирогова ,получат выход либонепосредственно на поприще практической деятельности,либо в высшие,носпециальные учебные заведения,а не в университет. /КрасновскийА.А. Педагогические идеи Н. И.Пирогова.- М.: Учпедгиз,1949.-С. 115-117/.
Придаваяисключительное значение в воспитании учащихся науке и научному образованию,Пирогов учитывал роль и других специально воспитательных воздействий научащихся.И почти в каждой статье его мы находим глубокие,оригинальные мысли,советы и практические указания в этом направлении.
Главное ввоспитательной работе,чему Пирогов придаетрешающее значение,это намерения,жизненные цели и задачи,какиеставят себе воспитатели в семье и в школе,согласованность семьи ,школы,общества и государства в этих целеустремлениях.
Пирогов далряд ценнейших соображений по методике воспитательной работы.Избранные им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важныеи решающие стороны воспитательной работы в школе.
На месторазрозненных,неорганизованных воздействий н учащихся со стороныадминистрации школ (директора и инспектора) и надзирателей Пирогов выдвинул вкачестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей или,как оних называет,наставников,объединенных впедагогических  советах средних учебныхзаведений.Таким образом единоличное,часто случайное ипроизвольное действие учителей получало не только единство, нои естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся.
Постановленияпедагогических советов приобретали в глазах учащихся больший авторитет большуюсилу.“Опыт доказывает, — пишет Пирогов, — что заключения и определения педагогическогосовета несравненно более пользуются доверием между учащимися,чемрешения одного лица,будет ли оно второстепенным в заведении,какучителя или надзиратели, — или главное,какдиректор”.
Пирогов былозабочен развитием у учителей внимательного,чуткого отношения кучащимся.Он требовал от учителей “при обсуждении каждогопоступка”учащегося не формально юридического отношения,а “хорошовникнуть в те обстоятельства”,которыми вызываетсяповедение ученика.В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завестиу себя карманные журналы,в которых бы они отмечали,снадлежащей подробностью и только для себя,все замеченные ими поступкиучеников,их образ мыслей и т. п.
Требованиямитакого рода Пирогов ставил перед учителями сложнейшую и труднейшую,но вто же время самую основную задачу в искусстве воспитания — изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействияна учащихся./КрасновскийА.А. Педагогические идеи Н. И.Пирогова.- М.: Учпедгиз,1949.-С. 124-131/.
Значение педагогическогонаследия Пирогова
Чтобы судитьоб исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить слова В. И.Ленина: “Историческиезаслуги судятся не по тому ,чего не дали историческиедеятели сравнительно с современными требованиями,а по тому ,чтоони дали нового сравнительно с своими предшественниками ”.Никтоне сомневается в том,что Пирогов оставил богатейший и значительный вкладв сокровищницу нашей национальной культуры.Общепризнан гений Пироговакак ученого,новатора, трудами которого ,начиная с его ранней молодости ,пользовались не только егоученики,но и его учителя во всех культурных странах мира.
На протяжениивсей своей жизни ,Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому,чтобысоздать для высшей и средней школы такие условия,которые всемерновоздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все,чтомешало развитию самостоятельной русской науки.
Он искреннестремился к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения,онзащищал право на полноценное образование не только русских людей,но исамых угнетенных наций населявших Россию.
Наряду сбольшими принципиальными педагогическими вопросами Пирогов в своих литературныхтрудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округапостоянно ставил и разрешал методические вопросы,развивал и поддерживалдеятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов,лабораторий и другихучебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения./КрасновскийА.А. Педагогические идеи Н. И.Пирогова.- М.: Учпедгиз,1949.-С. 175-182/.
Из всеговышесказанного можно сделать следующие выводы.
1.Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советовгимназий,расширил содержание обсуждаемых вопросов,ввел всистему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам,всячески поощрял методические изыскания учителей,рекомендовал взаимноепосещение уроков.
2.Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленностьобучения,активность и наглядность.
3.Требуя, чтобыучителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и ихуспеваемость,Пирогов предлагал перевод из класса в класспроизводить по результатам годовой успеваемости учащихся. Онотрицательно относился к переводным экзаменам ,отмечая наличие в нихзначительного элемента случайности и формализма.
4. К преподаванию в высшейшколе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых,рекомендовал усилить беседыпрофессоров со студентами,проводить семинары, просеминарыи практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленнойсамостоятельной работы. /Константинов Н. А.,Медынский Е. Н.,Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение,1982. — C.202-203/.
Заключение
Своейоживленной, глубоко плодотворной административно-педагогическойи научно- литературной  деятельностьюПирогов привлек внимание всех передовых ,прогрессивных сил нашейстраны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурнойжизни.
Посправедливости и единодушному признанию Пирогов вошел в историю русскойкультуры не только как выдающийся гениальный ученый анатом и талантливейшийврач-хирург,но и как классик оригинальной передовой русскойпедагогической мысли. И можно быть уверенным в том,что подлинные заслугиПирогова перед культурой нашей страны и глубоко плодотворная значимость егопедагогических идей и педагогической деятельности будут еще долго находитьвысокую оценку и вызывать глубокое уважение со стороны всех людей.
РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 332 группытехнологического факультета
Смирнова АлексеяВладимировича
по философии и историиобразования на тему:
“Педагогические взгляды Н. И.Пирогова ”
На мой взглядданный реферат является довольно успешной попыткой раскрыть суть педагогическихвзглядов Н.И.Пирогова. Прочитавреферат можно с уверенностью сказать что Смирнов А. В.серьезно отнесся краскрытию данной ему темы. Не смотря на то что вреферате главный акцент делается на раскрываемую тему, Смирнов А. В. довольноподробно и интересно описывает биографию Н.И.Пирогова и историческоезначение его педагогических идей.
В третьемпункте реферата Смирнов А. В.анализирует одну из самых первых и самых известныхработ Пирогова “Вопросы жизни”. Анализируя эту статью (каквпрочем и другие работы Пирогова) Смирнов А. В. делает несколько своих выводов,чтоговорит о тщательном и углубленном изучении данной темы.
По текстуреферата Смирнов А. В. делает ссылки на литературные источники,списоккоторых приведен в конце реферата. Это так же  свидетельствует о тщательной работе над темой.
Естественно, врамках данного реферата невозможно дать полный анализ педагогическим взглядамПирогова,но я считаю что тема реферата раскрыта вдостаточной степениподробно,чтобы получитьположительную оценку.
Рецензент
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Пирогов Н. И. Избранные педагогическиесочинения. — М.: Педагогика,1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.