Реферат по предмету "Педагогика"


Процесс логопедической коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного возраста

Оглавление
Введение
1. Категориальныйаппарат работы
2. Общая характеристиканедоразвития речи у детей
3. Обследование илогопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного возраста с общимнедоразвитием речи III уровня
Заключение
Список литературы

Введение
 
Актуальностьпроблемы: Речь для человека – важнейший факторего развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией,взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениямиречи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии,наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогическойзапущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов.
Даннаяпроблема возникает уже в дошкольном возрасте и этот жизненный этап требуетспециального изучения, анализа и особого внимания и практиков и ученых. Ребенокс общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередьсталкивается с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура речи,грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь, аспециалист не создает необходимых условий для исправления данного дефекта.
В наукепроблематикой коррекции общего недоразвития речи занимались отечественныеученые (Р.Е. Левина, Н.А. Никаншена, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова)давно, но средства устранения не дифференцированы в зависимости от уровняразвития речи и нуждаются в доработке, именно поэтому эта проблема выбрана намидля специального изучения. И нами выбрана тема «Особенности коррекционнойработы с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
Проблема: Недостаточная систематизация, а также отсутствие дифференциацииматериала по устранению общего недоразвития речи в зависимости от уровняразвития речи.
Тема: Особенности коррекционной работы с детьми подготовительноговозраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект: Процесс логопедической коррекции общего недоразвития речи у детейподготовительного возраста.
Предмет: Логопедическая коррекция, как один из методов устранениянарушений речи.
Цель: Изучить теоретический аспект проблемы и выявить особенностикоррекционной работы при общем недоразвитии речи III уровня с дошкольниками.
Задачи:
1. Проанализировать основные понятия работы (Речь, развитие, недоразвитие,ОНР, ОНР III уровня, коррекционная работа и т.д.).
2. Определить состояние поднятой проблемы в науке.
3. Охарактеризовать общее недоразвитие речи, его уровни, статистику,симптоматику.
4. Сравнить оказываемое коррекционное воздействие на дошкольников сОНР в зависимости от уровня и проследить особенность коррекционной работы приОНР III уровня.

1 Категориальный аппарат работы
Данный параграф посвященосновным понятиям работы. Этот анализ необходим для того, чтобы разобраться вомножестве существующих понятий.
И так, знаем, что речь — исторически сложившаяся форма общения людейпосредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с однойстороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами,а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.
Развитие речи детейначинается с самых первых дней. Под развитием понимаем направленное, закономерное изменение явления или процесса,ведущее к появлению нового качества.
Под компонентами речевойсистемы будем понимать: фонематический слух, звукопроизношение, словарь,грамматический строй речи, ритмико-слоговую структуру речи и связную речь. Каждыйкомпонент данной системы является важным звеном в структуре речи. Такфонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков,правильное произношение которых способствует формированию коммуникативныеспособности человека. Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков,осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным(голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевогоаппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Ритмико-слоговой структуройслова называется правильная последовательность звуков и слогов в слове.
Полноценное развитие речиневозможно без достаточно богатого словарного запаса (активного и пассивного). Словарьактивный — совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построениивысказываний. Словарь пассивный — совокупность слов, которые ребенок понимает,но не использует в речи.
Определенную роль играет грамматическийстрой речи – это строение слова и предложения,присущее данному языку, без которого невозможно существование следующее речевойсистемы – связной речи. Связной речью называют высказывание,которое предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней(языковой), конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.
Таким образом, всекомпоненты языковой системы взаимосвязаны и дополняют друг друга и искажение,недостаточное развитие одного из них определяет речевой дефект. Так, например,недостаточное развитие грамматического строя речи влечет за собой аграмматизмы- нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическуюупорядоченность речевой деятельности.
Общим же недоразвитие речи(ОНР) называется речевое расстройство, при котором нарушено формирование всехкомпонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, принормальном слухе и интеллекте.
К более легким речевымдефектам можно отнести неярко выраженное общеенедоразвитие речи (НВОНР) – нарушение одно или нескольких компонентов языковойсистемы (например, нарушение слоговой структуры в многосложных словах, в речинеправильно используются сложные предлоги: из-под, из-за; при наличии простойфразы ребенок не пользуется сложными предложениями и т.д.).
Существуют случаи и задержки речевого развития (ЗРР) – дети с ЗРР осваиваютнеобходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии,но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистическиесроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.
Формирование правильной,бездефектной речи у детей невозможно без коррекционно-воспитательной работы – система психолого-педагогических мероприятий, направленных напреодоление или ослабление нарушений психического или физического развитиядетей и на их адаптацию в обществе. Частью этой важной работы являетсякоррекция произношения — исправление недостатков произношения, включая все его составныечасти: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речипаузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.
Такая коррекционная работапредусматривается при работе с детьми с ОНР.
2 Общая характеристика недоразвития речи удетей
Впервые теоретическоеобоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследованийразличных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста,проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии(Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50 – 60-х XX в. Отклонения вформировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие позаконам иерархического строения высших психических функций. С позицийсистемного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи взависимости от состояния компонентов речевой системы. [8; 482]
В 1969 году Р.Е. Левиной исотрудниками разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствияречевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементамифонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Выдвинутый Р.Е. Левинойподход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевойнедостаточности и представить картину аномального развития ребенка по рядупараметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов.На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевогоразвития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход отнизкого уровня развития к более высокому. [8; 485]
Под общим недоразвитием речи(ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детейпри нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентовречевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, чторечевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех системязыка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правиласловообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе стем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.[5;125, 13; 221, 8; 482,]
Столь разнообразнаясимптоматика данного нарушения обусловлена такими же разнообразными причинами.
Причинами ОНР являютсяразные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, так и вовремя родов, а также в первые годы жизни ребенка.
В настоящее время доказано,что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалииразвития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различныхвредностей (инфекций, интоксикаций и т.п.) обычно возникает в период раннегоэмбриогенеза. Показано, что употребление алкоголя и никотина во времябеременности также может привести к нарушениям психического инервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых частоявляется ОНР.
Также большая роль ввозникновении речевых нарушений, в том числе и ОНР, принадлежит генетическимфакторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даженезначительных неблагоприятных внешних воздействий. [3; 11-13]
Возникновение обратимых формОНР может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речиприводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотябы и с не резко выраженной органической недостаточностью центральной нервнойсистемы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развитияприобретают более стойкий характер и проявляются в виде ОНР.
На основании представленныхданных можно сделать общее заключение о сложности и полиморфизме этиологическихфакторов, вызывающих ОНР. [3; 11-13]
Наблюдается ОНР при сложныхформах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартриии заикании – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточностьсловарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическомразвитии. [8; 483]
Таким образом, на основаниивышесказанного можно сделать вывод: статистика, частота, а также клиническоеразнообразие проявлений ОНР зависит от нарушений речи, при котором ононаблюдается.
Специальные исследованиядетей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвитияречи. Схематично их можно разделить на три основные группы.
У детей первой группы имеютместо признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушенийнервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детейотсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нетчетких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов.Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются фактыне резко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительнойасфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность илинезрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцыи годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям. В психическомоблике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевойнезрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов ипараличей, выраженных кодкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует осохранности у них первичных (ядерных) зон речвигательного анализатора.Отличаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениямирегуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движенийпальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Этопреимущественно дизонтогенетический вариант ОНР. [3]
У детей второй группы общеенедоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологическихсиндромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, прикотором имеет место дизонтогенотически энцефалопатический симптомокомплекснарушений. При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы,выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая нетолько о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельныхмозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группынаиболее частыми являются следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром(синдром повышенного внутричерепного давления); церебрастенический синдром(повышенная нервнопсихическая истощаемость), синдромы двигательных расстройств(изменение мышечного тонуса). Клиническое и психолого-педагогическоеобследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушенийпознавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так инизкой работоспособностью.
У детей третьей группы имеетместо наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клиническиобозначается как моторная алалия. У этих детей имеется поражение (илинедоразвитие) корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоныБрока. При моторной аламии имеют место сложныедизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Характерными признаками моторнойалалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речифонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видовречевой деятельности и всех форм устной и письменной речи. [3]
Подробное изучение детей сОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявленияречевого дефекта, что позволило Р.Е. Левиной определить три уровня речевогоразвития этих детей. Позже Филичева Т.Е. описала четвертый уровень речевогоразвития.
Сравнительная характеристикавсех четырех уровней речевого развития представлена ниже в таблице.[7, 8, 13,18]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теория семейного воспитания П.Ф.Лесгафта
Реферат Двоичное кодирование. Устройства вывода информации
Реферат Регион островов Юго-Восточной Азии (Индонезия, Сингапур, Филиппины)
Реферат «Таблица заведомо элементарных структур» тзэс (автор: Владимир Кишкинцев)
Реферат Землеустройство сельскохозяйственного предприятия АО "Безымянское" Энгельского района Саратовской области
Реферат Отравления сельскохозяйственных животных
Реферат «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость»
Реферат Технология приготовления блюд из жареной курицы и бисквитного теста
Реферат Воєнне мистецтво козацьких полковників у Визвольній війні українського народу середини ХУІІ ст
Реферат Основные принципы политической деятельности государя в концепции НМакиавелли
Реферат Санкт-Петербург второй половины XVIII века Российское Просвещение
Реферат Критерії детермінуючі фактори та резерви ефективного лікування хворих з артеріальною гіпертензією
Реферат Реализация принципа наглядности при изучении темы физики Электромагнитные явления
Реферат Разрушение и выветривание горных пород
Реферат К выбору технологий и горного оборудования для освоения месторождений песчано-гравийной смеси