Реферат по предмету "Педагогика"


Программа кружка "Мы познаём мир"

МОУБахтызинская СОШ
Нижегородскаяобласть
Вознесенскийрайон
Программаутверждена:
(ЧухмановМ.В.)
10.09.2006года
Программакружка «Мы познаем мир» на2006-2009год
Авторпрограммы:
ПлаксинаЛ.В
с.Бахтызино.2009год

Паспорт
 
Образовательная программа дополнительного образованиякраеведческого кружка «Мы познаём мир» действует на базе МОУБахтызинской СОШ. Руководителем кружка является учитель географии Плаксина Л.В(стаж работы -32, учителя географии- 10 лет, заместителя по воспитательнойработе-17 лет) Программа разработана и составлена на 3 года, она рассчитана научащихся 6-9 классов.
Работа по реализации программынаправлена на достижения следующей цели: Создание условий дляформирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающегосвою судьбу с будущим родного края и страны.

Пояснительная записка
Современный мир быстро шагает вперед, давая нашим детям многохорошего, интересного и много того, что воспитывает наших детей патриотаминравственно-духовными людьми.
Проблемы воспитания всегда были в центре внимания школы.Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономическихизменений, связанных со становлением рыночных социально – экономическихотношений. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применениясвоих знаний, духовный кризис, разрушение культивировавшихся ранее идеалов иценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров, заданных обществом,широкое распространение мнения о том, что из страны надо уезжать -эти и другиефакторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности.
Современное общественное развитие России остро поставилозадачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданскоговоспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежнойполитике. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, вкакой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и рольПАТРИОТА.
Стержнем деятельности кружка является формирование у детейморально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину,учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.
Очень часто СМИ пропагандирует ценности не присущие длярусского православного человека, забываются традиции, история нашего народа,родного края, мало обращается внимания на то, что находится рядом с нами,восхищаемся чем-то заграничным не видя, что мы живем рядом с замечательнымилюдьми, имеющими богатую трудовую и личную биографию, что наш народ имеетпрекрасные традиции, наши края прекрасны своей стариной и современностью, сосвятынями русского православного человека- как Дивеевский монастырь, обительСерафима Саровского, Темников и Санаксарский монастырь, где покоятся мощи Ф.Ф.Ушакова- адмирала русского флота, причисленного к ликам святых.
К этим святыням поклониться приезжают люди со всей страны идаже из-за границы.
В районе много святых родников, нуждающихся в изученииохране.
По данным последних социологических исследований около 80%россиян считают себя православными, более точно интерпретируя эти данные можносказать, что мы живем в православной стране, где подавляющая часть гражданкрещена, но не просвещена.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизываютвсю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основправославия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальныхпроизведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценнообразованным человеком- невозможно любить Россию, не зная, что находится вгенетической памяти народа.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашегоОтечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшимнаправлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Житьдостойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Этовозможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людейсела, стремишься быть похожим на них, помнишь и чтишь обычаи и традиции своегонарода
На занятиях кружка подростки приобретают нравственныекачества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту,вежливость, внимательность, самостоятельность.
Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовалисебя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России,россияне.
Программа кружка предусматривает теоретический и практическийматериал, который раскрывается на примерах своего края, состоит из следующихразделов:
Основные задачи теоретических знаний – дать необходимыезнания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но ис современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиесядолжны знать и понимать то, что происходит сейчас, тоже станет когда-тоисторией, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославитьнаше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер,на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужнуюинформацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий,учреждений, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярнойлитературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения освоей семье, поселке, крае, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобныйподход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействуетформированию исторического мышления
Выполнение практических заданий по краеведению позволяетучащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы,о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольноевосхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти людипричастны к историческим событиям, что история — это история людей. Корни человекав истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал кружка актуален и современен, позволяет объяснитьучащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны: сохранять и преумножатьисторическое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники историии культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждогоживущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства,образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Занятия кружка тесно связаны с туризмом, походами по родномукраю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правилтехники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. Скраеведением связана экология, умение вести себя в природе, поэтому в программепредусмотрено изучение и этой темы
В ходе работы кружка будут вноситься изменения, дополнения,корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.
ЦЕЛЬ работы кружка — развитие личности ребенка: формирование активной жизненной позиции,способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщение черезнепреходящие ценности народной культуры к духовному опыту народа.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование системы ценностных ориентаций:
а) уважение к истории нашего края;
б) утверждение нравственных ценностей, лежащих в основемировоззрения русского православного человека
2. Развитие устной коммуникативной способности учащихся:
а) развитие умения вести устный диалог на заданную тему вжанре интервью;
б) развитие умения составить самостоятельно вопросник назаданную тему;
в) развитие умения участвовать в работе конференций,семинаров.
3. Формирование умений и навыков самостоятельнойисследовательской деятельности:
а) умения сформулировать проблему исследования;
б) овладеть методикой сбора, оформления материала;
в) умения оформлять статью, презентацию, реферат.
2. Условия реализациипрограммы
1. Занятия кружка будут проходить:
в Бахтызинской средней общеобразовательной школе;
в краеведческом музее р/п Вознесенское;
в домах уважаемых односельчан или их родственников.
2. В селе есть жители, которые хотят оставить свои знания иопыт потомкам.
3. Есть любознательные дети, которые хотят узнать историюсела, истории православных храмов, истории, связанные с Преподобным СерафимомСаровским, со святыми и целебными родниками.
4. В школе есть фотоаппарат,компьютер которые будут задействованы для проведения занятий иисследовательской работы.
5. В ходе выполнения программыкружка, кроме основного состава будут привлекаться учащиеся 5 класса с цельюдальнейшего участия в краеведческой деятельности.
6. Краеведческо-туристическаяработа достаточно специфическая и сложная, требующая много времени и большойотдачи, поэтому, естественно, необходима индивидуальная работа с кружковцами.
Основные методы обучения:
· Практические
· Рассказ педагога и рассказы детей
· Беседы
· Походы, экскурсии
· Конкурсы, викторины
· Участие в краеведческих чтениях и конкурсах
· Составлениепрезентаций
Что должен знать и уметьвоспитанники.
*Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания.
* Составлять доклады, рефераты
* Применять полученные знания на практике.
* Самостоятельно провести беседу с населением по записивоспоминаний.
Содержание программы.
1. Методы работы по краеведению.
Перед кружковцами ставятся задачи: научиться брать интервью,уметь составить опросник для беседы, быстро и грамотно записать все ответы.
Опросить и записатьвоспоминания своих родственников об истории возникновения села Бахтызино, о егоразвитии, об истории деревень, которые существовали рядом с нашим селом, ознатных и уважаемых людях села, о истории храмов нашего района, о родникахнашего района, легендах нашего района.
К этому заданию привлечьучащихся 5-7 классов.
Вызвать интерес у детей ксоставлению родословной своей семьи.
2. Работа сдокументальными источниками краеведческой информации.
Познакомить детей с правилами работы в архивах и музеях. Посетитьархив администрации Вознесенского района.
Познакомиться с работойкраеведческого музея р/п Вознесенское
Научить детей сборупервичной информации из архивных документов.
3. Работа с живымиисточниками краеведческой информации.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождениякультуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к Родине, народу,истории своей страны важно прививать с детства. Школьное краеведениеспособствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересовсобирательной активности. Целью проводимой работы является воспитание чувствапатриотизма, развитие творческих способностей, формирование личности детей наоснове изучения истории села, встреч и бесед со старожилами села. Для этогокружковцы будут посещать дома родственников знатных людей, ветеранов труда ивойны. Из бесед узнают биографии, награды, профессию, стаж работа, составсемьи, кем стали дети, какой вклад данный человек и его семья внесли в развитиесела, собрать фотоматериал, сделать новые фотографии
4.Работа по изучению иохране родников нашего района.
Умение проводить анализводы, обследование растительности и животного мира около родников. Собратьвоспоминания очевидцев, узнавать, почему носят такое название и чем славятся,бережно относиться к природе
5. Изучение геологиинашего района.
Изучение геологическогопрошлого нашего района, проведение походов и практических работ по изучениюгорных пород нашего района. Посещение краеведческого музея
Содержание программыстроится по 5 направлениям
1. Изучение историиродного края.
Сбор материала об историиоснования села Бахтызино, история людей нашего района;
Посещение краеведческогомузея.
Изучение истории района,его геологического прошлого
2.Изучение традицийнарода:
Сбор материала о народныхпраздниках: «Святки», «Рождество», «Троица» идругие.
Сбор материала понародным обрядам.
Сбор русских народныхприбауток, стишков.
Сбор легенд нашегорайона.
3. «Чистый родник».
Сбор материала о родникахнашего района, сказаниях и легендах о святых источниках.
Охрана источников иродников.
4. Храмынашего района.
Проведение экскурсии ипоездок по храмам: Дивеевского монастыря, Санаксарского монастыря, храмовнашего района.
Сбор материала о храмахнашего района.
Храм Вознесенья в р/пВознесенское
5. Знакомствос духовно – нравственной культурой.
Знакомство с жизненнымиподвигами Ушакова Ф.Ф., Серафима Саровского, сподвижницы Анастасии.
Методическоеобеспечение.
По теме " Методы работы по краеведению":
Планируется проведениетеоретических занятий-6 часов;
Практических попроведению интервью, сборов воспоминаний, рассказов очевидцев по истории села,храмов, родников, легенды нашего края-8 часов.
По теме: «Работас документальными источниками краеведческой информации».
Планируется проведениетеоретических занятий -6 часов
Проведение практическихпо работес архивными материалами, фотографиями -6, посещение краеведческогомузея р/п Вознесенское -3 часа
По теме «Работа сживыми источниками краеведческой информации».
Планируется проведениетеоретических занятий – 6 часов;
Встречи с местнымижителями( сторожилами, знатные люди, ветераны войны) -11 часов
По теме «Работа поизучению и охране родников нашего района, геологического прошлого нашего края»:
Планируется проведениетеоретических занятий-8 часов;
Проведение походов народники, карьеры-8 часов.
По теме "Изучениеправославной культуры нашего края".
Планируется проведениетеоретических занятий – 42 часа;
Проведение экскурсий,походов и посещение храмов-34 часа.
На обобщениеотводится- 57 часов;
Из них:
1).Написание рефератов: изучениематериалов-7 часов;
Написание самихрефератов—10 часов
2).Составлениепрезентаций: сбор материала-5 часов;
Составление самихпрезентаций-5 часов.
3).Подготовка ивыступление на краеведческих чтениях:
на подготовку квыступлениям и сбор информации-7 часов;
на участие в Логиновскихчтениях-9 часов.
4).На подготовку иучастие в районных и областных конкурсах
на подборку материала -7часов;
на подготовку практическогоучастия-12 часов.
Планируется проведение экологических игр:
1). Путешествие в страну комнатныхрастений.
2). По заповедникам
3). Кто сложит длиннее пищевую цепь 4).Составь правила поведения в лесу
При проведении походов ипоездок по монастырям будут привлекаться родители.
Техническое оснащениезанятий.
1. Магнитофон.
2. Использованиекомпьютера.
3. Аудио и видеодиски.
4. Компасы.
5. Палатки итуристическое снаряжение.
6. Фотоаппарат,
7. Кассеты длямагнитофона,
8. Стулья и столы.
Формы подведения итоговреализации программы.
По окончания реализациипрограммы участники кружка должны подвести итоги.
Формами итогов должныбыть:
1). Оформление рефератов.
2) Участие в районныхконкурсах и краеведческих Логиновских чтениях.
3) Участие в областныхконкурсах «Юных исследователей»
2). Оформление альбома ородниках нашего района
3). Оформление стенда оработе кружка.
4). Участие вправославных конкурсах.
5). Совершение экскурсийв Дивеевский и Санаксарский монастыри.
6). Анкетированиеучащихся
7). Печатание собранногоматериала в СМИ
8). Оформление материалао геологическом прошлом нашего района.
Ожидаемые результаты
В ходе работы кружка детиполучают возможность подробнее познакомиться с историей родного края, сбиографией героев Советского Союза нашего района и уважаемых людей.
Дети учатся навыкамсобирать краеведческий материал, грамотно брать интервью, оформлять в видерефератов, альбомов, приобретают навыки публичного выступления.
Повышается уровнявоспитанности учащихся, и уровень социальной активности, происходит утверждениенравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения русского православногочеловека


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.