Реферат по предмету "Педагогика"


Пути обновления системы повышения квалификации педагогических работников в РК

Пути обновлениясистемы повышения квалификации педагогических работников в РК
Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич
проректор Карагандинского института
повышения квалификации и переподготовки
государственных служащих
и работников образования

Успешная реализация государственной программы развитияобразования РК на 2011-2020 годы всецело зависит от готовности к изменениямуправленческих и педагогических кадров.
Отсюда особую актуальность приобретает задачасовершенствования кадрового потенциала работников образования.
Система переподготовки и повышения квалификациипедагогических кадров является главным источником получения педагогами иуправленцами новой информации, нового знания и новых навыков.
Именно поэтому данная система, в известной мере, несётответственность за подготовленность работников образования к модернизационнымпроцессам. Но существующая модель ПК данную стратегическую задачу решить неможет. Поэтому её необходимо обновить.
Предложения по обновлению системы повышения квалификациипедагогических работников в РК должны вытекать из проблем системы и направленына их разрешение.Логика обновления СПК педагогических работников в РК Проблемы СПК Причины проблем Принципы модернизации Направления модернизации СПК
1. Скорость изменений, происходивших в региональных ИПК существенно ниже темпов реформирования образования.
2. Отсутствие простых и быстродействующих механизмов обнаружения и распространения через систему ПК инновационных практик, возникающих в «точках роста».
2. Система ПК слабо ориентирована на изменение уровня квалификации.
1.Монополизм ИПК.
2. Недостаточная заинтересован-ность ИПК в совершенство-вании своей деятельности, что тормозит развитие региональной системы образования.
3. Постепенное нарастание конкурентной борьбы среди образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного и высшего профессионального образования.
1. Организация ПК в режиме персонификации государственных обязательств.
2. Формирование содержания образования индивидуально для каждого слушателя, путем выбора модулей.
3. Программы повышения квалификации должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит от образовательных потребностей детей.
4. Средства на ПК должны предоставляться коллективам школ на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы и организации ПК.
3. Самостоятельное определение сроков и форм повышения квалификации педагогами.
4. Внешняя экспертиза и конкурсный отбор модулей для обучения
1.Отказ от монополии ИПК.
2. Превращение ИПК в методические и ресурсные центры развития образования, в которых отработаны и тиражируются
механизмы сопровождения развития работников образования, организаций образования и систем образования.
3. Создание ваучерной системы финансирования ПК.
4. Преобразование методических служб отделов образования районов и городов в ресурсные центры дополнительного профессионального образования и развития регионального образования.
Задачи обновления системы ПК педагогических работников вРК:
Разработка «Положения об индивидуальной программепрофессионального роста педагогического работника».
Индивидуальная программа профессионального ростапедагогического работника – это документ, определяющий индивидуальнуютраекторию профессионального развития каждого педагогического работника.
Индивидуальная программа разрабатывается педагогом наоснове индивидуальной карты достижений и недостатков в профессиональнойдеятельности в контексте требований типовых квалификационных характеристикдолжностей педагогических работников, требований современной казахстанскоймодели образования и представляет собой индивидуальный маршрут преодолениянедостатков и повышения квалификации (профессиональной компетентности).
Индивидуальная программа профессионального ростапедагогического работника – это один из механизмов реализации идейнакопительной системы повышения квалификации. Другой механизм реализации даннойсистемы – портфолио педагогического работника, содержание которого подтверждаетреализацию индивидуальной программы профессионального роста.
Возможная структура индивидуальной программыпрофессионального роста педагогического работника – инвариантный блок,связанный с подготовкой к аттестации и готовностью к реализации стратегическийнаправлений развития образования РК и региона; вариативный блок, связан судовлетворением индивидуальных профессиональных потребностей и интересовпедагога.
Финансирование реализации индивидуальной программыпрофессионального роста педагогического работника может осуществляться за счётсредств ваучера (именного образовательного чека на повышение квалификацииработника образования), средств организации образования, спонсорских средств исобственных средств педагога.
Формами реализации индивидуальной программыпрофессионального роста педагогического работника могут быть – курсоваяподготовка в организациях образования, имеющих лицензию на право осуществленияпереподготовки и повышения квалификации; межкурсовая работа, под руководствомнаучного руководителя/тьютора данных организаций образования и сопровождаемаятьютором методического кабинета районного/городского отдела образования, научно-методическаяработа в рамках после дипломного образования, самообразование, дистанционноеобразование и другие.
Программа может разрабатываться на 1 год и более.
Разработка «Положения об Именном образовательном чеке наповышение квалификации работника образования».
Ваучер (чек) — документ, подтверждающий право егообладателя на гарантированное финансирование повышения квалификации.
В этой системе финансирования ПК педагог может проходитьобучение как в одном, так и в нескольких организациях высшего и дополнительногопрофессионального образования, имеющих лицензию на право ведения даннойобразовательной деятельности и предоставляющих эти услуги на договорной основес управлением образования области.
Возможные риски введения ваучерной системы финансированиясистемы ПК ПР:
разрушение системы повышения квалификации;
невозможность спланировать бюджет учреждения, чтоприведет к финансовым проблемам;
и, как следствие, отток высококвалифицированныхпрофессорско-преподавательских кадров из системы повышения квалификации.
Однако международный опыт реализации системы подушевогофинансирования системы ПК ПР показал обратное:
количество организаций высшего и дополнительногопрофессионального образования, имеющих лицензию на право ведения даннойобразовательной деятельности растет;
увеличение количества организаций не только предоставилопедагогам свободу выбора, но и стимулировало сами организации высшего идополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на правоведения данной образовательной деятельности на более качественную работу;
организации, имеющие лицензию на право повышенияквалификации, не испытывают нужды в обучающихся;
количество заявок со стороны региональных управленийобразования всегда выше предусмотренного количества чеков;
региональные институты повышения квалификации увереннозанимают своё место на этом рынке, оставаясь востребованными для практическидвух третей педагогов своих регионов;
Анализ потребности в повышении квалификации при переходес повышения квалификации 1 раз в 5 лет на 1 раз в 3 года.
Изменение периодичности повышения квалификации увеличитпотребность в повышении квалификации почти в 2 раза.
Определение требований к образовательным услугамповышения квалификации:
образовательные услуги, включая формы и сроки обучения, должныопределяться на каждый календарный год;
полный курс повышения квалификации работников образованиядолжен быть не менее 144 часов и предусматривать инвариантную и вариативнуючасти, состоящие из двух блоков каждая (объем часов каждого блока – 36 часов);
гарантированное управлением образования области повышениеквалификации работников образования на основе Чека (в объёме 15-20 тысяч тенгена каждый именной образовательный чек) должно осуществляться ежегодно израсчета 20-ти процентов от общей численности работников образования (приповышении квалификации 1 раз в 5 лет) и 33,3% — при повышении квалификации 1раз в 3 года.
Регулирование рынка образовательных услуг системыповышения квалификации:
управления образования областей и районные/городскиеотделы образования должны взять на себя функцию экспертной оценки спросапедагогов и предложений организаций повышения квалификации (вузов, центровразвития образования, центров профессионального обучения, институтов повышенияквалификации и других), и утверждения их программ ПК, а так же оценки уровняудовлетворённости потребностей потребителей.
Определение требований к чекам:
чеки с регистрационными номерами на каждом листеуправления образования областей должны выдавать на основании заявок районных игородских отделов образования и руководителей областных организацийобразования;
структура именного образовательного чека может состоять,например, из шести листов, два из которых помимо памятки о его использовании могутсодержать информацию о владельце, дате выдачи, общем объеме часов, подлежащихгарантированной оплате. Остальные четыре листа представляют собой отрывныеталоны, благодаря которым и происходит фиксация факта прохождения педагогомкурсов повышения квалификации (два листа на два блока инвариантной части и два– на два блока вариативной части);
сроки представления отрывных талонов и оплаты выполненныхработ могут определяться договором между организациями высшего идополнительного профессионального образования и управлениями образования области;
выполнение условий Договора может оформляться актом сдачи-приемкивыполненных работ;
стоимость отрывного талона образовательного чека и общаястоимость именного образовательного чека должна рассчитываться ежегодно поспециальной методике.
Определение базовых требований к учебной программеинвариантной части именного образовательного чека:
модульная структура программы, обеспечивающая повышениеквалификации всех категорий педагогических и руководящих кадров;
построение содержания повышения квалификации сориентацией на компетентностно-ориентированный подход;
использование информационно-коммуникационных технологий впроцессе организации повышения квалификации;
соотношение государственных и личностных интересов впроцессе совершенствования профессиональной компетентности слушателей;
включение субъектов повышения квалификации в системуотношений на основе принципа «Деньги в обмен на обязательства»;
управления образования областей формирует ежегодный заказна инвариантную часть ПК в соответствии с приоритетными направлениями развитиясистемы образования и до 1 мая текущего года доводит его до сведенияорганизаций, имеющих лицензию на ПК;
организации ПК разрабатывают учебные планы и программыдвух инвариантных блоков в соответствии с заказом управления и представляют ихна заключение областного экспертного (научно-методического) совета;
в инвариантном блоке № 1 должны рассматриваться общиевопросы модернизации казахстанского образования. Особое внимание должноуделяется приоритетным направлениям государственной программы развитияобразования в РК и направлениям развития региональной образовательной системы;
в инвариантном блоке № 2 должны рассматриваться вопросыреализации республиканских и региональных инновационных образовательныхпроектов, имеющих целью повышение качества образования в контексте апробацииосновных учебно-методических и организационных принципов модернизацииобразования с учетом требований компетентностно-ориентированного подхода,обеспечения принципа мобильности учебного процесса;
итогом реализации программ инвариантной части Чекаявляется выполнение слушателем учебного задания в формепрактико-ориентированного проекта, продукт которого должен быть пригоден киспользованию в профессиональной деятельности;
результатом освоения программы повышения квалификации вполном объеме становится аттестационная работа, отражающая профессиональнуюготовность педагогических и руководящих кадров к реализации современной модели казахстанскогообразования;
работникам образования, успешно завершившим курс обученияи получившим в ходе итоговой аттестации высокую оценку уровня ихпрофессиональной компетентности по профилю деятельности, комиссия может выдатьположительные рекомендации на первую или высшую квалификационные категории;
учебные программы двух вариативных блоков учреждениявысшего и дополнительного профессионального образования разрабатываютсамостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию дополнительныхпрофессиональных образовательных программ;
организации могут предоставлять образовательные услуги поповышению квалификации работникам образования, как по всем, так и по отдельнымучебным блокам.
Определение базовых требований к реализации программы повышенияквалификации:
технология повышения квалификации должна сочетатьобразовательную, научно-исследовательскую и учебно-методическую составляющие;
технология повышения квалификации должна быть направленана овладение способами проведения занятий с использованием интерактивныхметодик обучения и воспитания, применения информационно-коммуникационных имультимедийных технологий;
технология повышения квалификации должна быть направленана освоение инновационных методик проведения занятий; освоение принциповразработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качестваобразования.
повышение качества предоставляемых образовательных услуги способов информирования клиентов, играет первоочередную роль в деятельностиорганизаций повышения квалификации, так как владелец Чека самостоятелен ввыборе организации ПК, программ, форм, сроков повышения квалификации, а такжеочередности прохождения учебных блоков.
Преобразование методических служб отделов образованиярайонов и городов в ресурсные центры дополнительного профессиональногообразования и развития регионального образования и определение их задач:
Ими могут стать:
• информационно-аналитическое обслуживаниерайонных/городских отделов образования;
• повышение качества образования посредством приближенияповышения квалификации к работникам образования, проживающим в малых городах исельской местности;
• согласование потребностей работников образования иинститутов повышения квалификации, а также создание реальной ресурсопроводящейсети;
• повышение доступности курсов повышения квалификации, черезобеспечение адекватности содержания и форм повышения квалификации ипереподготовки потребностям работников и региональной политике;
• развитие организаций, предоставляющих услуги поповышению квалификации через активный маркетинг данных услуг;
• развитие сервисной поддержки кадров системы образованиячерез создание условий для формирования качественного заказа на услугиповышения квалификации (независимая экспертиза, консалтинг, стажировки, дистанти т.п.);
• удовлетворение потребностей сельских образовательныхсистем в различных ресурсах и т.д.
Важной функцией, которую реализует ресурсный центр и нереализовали существовавшие ранее структуры (методические кабинеты), являетсяфункция организатора повышения квалификации и переподготовки работниковобразования района/города, в рамках которой он выступает посредником между организациямиобразования, с одной стороны, и институтами повышения квалификации, с другой.
Ресурсный центр совместно с организациями образования изучаетспрос, то есть потребности работников образования и организаций образования вповышении квалификации (параллельно формируя их, исходя из государственнойполитики, транслируемой управлением города/района), и доводит эту информацию доинститутов повышения квалификации; изучает предложения об услугах институтовповышения квалификации; согласует спрос и предложение, организуя реализациюразличных программ повышения квалификации преимущественно на своей базе.
Ресурсный центр реализует также функции методического,информационного и консультационного центра для работников образования (онимогут стать филиалами институтов повышения квалификации).
Первоочередные задачи по обновлению системы повышенияквалификации педагогических работников:
Акиматам областей – просчитать финансовые расходы припереходе на подушевое финансирование повышения квалификации педагогических и управленческихкадров.
РИПК СО — разработать концепцию и модель накопительнойсистемы повышения квалификации, «Положение об индивидуальной программепрофессионального роста педагогического работника», «Положение об Именномобразовательном чеке на повышение квалификации работника образования».
МОН РК совместно с областными ИПК – провести анализпотребности в повышении квалификации при переходе с повышения квалификации 1раз в 5 лет на 1 раз в 3 года.
Управлениям образования областей — определить требованияк образовательным услугам повышения квалификации.
МОН РК и МФ РК — определить требования к чекам наповышение квалификации работника образования.
РИПК СО и областные ИПК — определить базовые требования кучебной программе инвариантной части именного образовательного чек.
РИПК СО и областные ИПК — определить базовые требования креализации программы повышения квалификации.
Акиматам областей совместно с областными ИПК –разработать программу преобразования методических служб отделов образованиярайонов и городов в ресурсные центры дополнительного профессиональногообразования и развития регионального образования.
Акиматам областей обеспечить комплекс мер по укреплению материально-техническойбазы системы повышения квалификации и реализации курсовой подготовки в связи свведением дистанционных форм обучения, системы электронного обучения«e-learning».
/>
/>

/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Досвід роботи головного управління у справі сім`ї та молоді виконавчого органу Київської міської
Реферат African American Heritage In Chicago Essay Research
Реферат Адаптивное управление социально-экономическим развитием предприятия сферы услуг
Реферат Выбор методов научно-педагогических исследований в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации
Реферат Обоснование экономической эффективности создания "Салона красоты и здоровья Нифертити SPA+"
Реферат 1. Разрушение русской государственности и государственного сознания русских людей. Смутное время 1604 1618 годов. Католическая экспансия на русской земле и ее поражение
Реферат Трипільська культура та бронзовий вік на території України
Реферат Система физического образования Лесгафта
Реферат Гражданское и уголовное право по Русской Правде
Реферат Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и
Реферат «Активизация работы с учащимися и их родителями в классе скрипки с помощью применения компьютерных технологий» на городской секции скрипачей
Реферат «Информационная культура как необходимое условие воспитания человека современного общества»
Реферат Диагностика и коррекция умственной готовности к обучению в школе первоклассника
Реферат Постсоціологічний період в розвитку соціологічної думки: Ф. Знанецький і Т. Парсонс
Реферат Международный центр по урегулированию инвестиционных споров