Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие алгоритмической культуры школьников методами дистанционных технологий

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретические основы дистанционныхтехнологий как средство развития алгоритмической культуры школьников на урокахинформатики
1.1 Анализ литературы по теме исследования
1.2 Сущность дистанционных технологий
1.3 Понятие алгоритмической культуры школьников
Глава 2. Методика использования дистанционныхтехнологий как средство развития алгоритмической культуры школьников на урокахинформатики
2.1 Возможности использования дистанционныхтехнологий на уроках информатики
2.2 Методические рекомендации поиспользованию дистанционных технологий на уроках информатики
Заключение
Литература

Введение
 
Проблемаформирования алгоритмической культуры учащихся особенно актуальна в современномобразовательном процессе. Совокупность знаний, умений и навыков работы салгоритмами формируется у подростков при изучении всех школьных дисциплин. Математикеи информатике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмическогомышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструироватьновые алгоритмы. Целью обучения информатики является формирование алгоритмическойкультуры и компьютерной грамотности. В ходе изучения этих дисциплин систематическии последовательно формируются навыки умственного труда: планирование своейработы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов.
Постоянноеиспользование в работе алгоритмов и предписаний должно ориентировать учащихсяне на простое запоминание определенного плана или последовательности действий,а на понимание и осознание этой последовательности, необходимости каждого еешага.
Алгоритмический подход – это обучение учащихся какому-либообщему методу решения посредством алгоритма, выражающего этот метод. Повышениеалгоритмической культуры учащихся зависит от целей формирования основных еекомпонентов. Понимание языковых и алгоритмических аспектов общения скомпьютером составляет необходимый элемент общей культуры современногочеловека. Алгоритмы являются неотъемлемой составляющей деятельности людей вразличных областях науки: филологии, истории, педагогике и др.
Алгоритмическая культураявляется основой компьютерной грамотности, овладение еюпредполагает: понимание сущности алгоритма и его свойств, представление овозможности автоматизации той области деятельности человека, где существуеталгоритм этой деятельности; умение описать алгоритм с помощью определённыхсредств и методов описания; знание основных типов алгоритмических процессов.
В связи с требованиями информационногообщества необходима разработка методической системы формированияалгоритмической культуры в области информационных систем. На наш взгляд,алгоритмическую культуру целесообразно формировать с использованиемдистанционных технологий.
Вопросам дистанционных технологийпосвящены труды Могилева А.В., Полат Е.С., Хуторского А.В., Ястребцевой Е.Н. идр.
Серьезной методической ипсихолого-педагогической проблемой является реализация единого подхода приформировании у учащихся способностей и интересов алгоритмической культурыопределенного уровня. Предстоит также решить не менее сложную проблемуоптимального соотношения алгоритмического и творческого подходов в процессеобучения. Алгоритмическая направленность обучения все в большей степени будетвыступать как мощный дидактический фактор.
Представляется важным, чтобы учащиесяосознавали основную идею применения компьютера в современном обществе:компьютеры применяются в той или иной области деятельности, где четко иоднозначно сформулирован алгоритм этой деятельности./>/>
Объект исследования – процесс развитияалгоритмической культуры школьников на уроках информатики.
Предмет исследования –дистанционныетехнологии как средство развития алгоритмической культуры школьников на урокахинформатики.
Цель исследования – теоретическиобосновать целесообразность использования дистанционных технологий на урокахинформатики как средства развития алгоритмической культуры школьников.
Исходя из цели исследования, определеныследующие задачи:
1. Проанализировать состояние даннойпроблемы в теории и практике обучения различных педагогов, определить тенденциии перспективы ее решения.
2. Выявить сущность дистанционныхтехнологий.
3. Определить понятие алгоритмическойкультуры школьников.
4. Разработать электронный учебник каксредство обучения в дистанционных технологиях по теме «Алгоритмы».
5. Дать методические рекомендации по использованиюдистанционных технологий на уроках информатики.
Данная курсовая работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
 

Глава 1. Теоретическиеосновы дистанционных технологий как средство развития алгоритмической культуры школьниковна уроках информатики
 
1.1 Анализлитературы по теме исследования
 
Проблема алгоритмизации обучения внастоящее время представляет широкий интерес для педагогической теории ипрактики. Научные исследования, связанные с ней, можно разделить на три группы.
Первая группа характеризуется выявлениеми формированием наиболее существенных навыков, умственных действий человека,деятельность которого связана с организацией составления и использованияалгоритмов и алгоритмических предписаний при решении задач. Для формированиятакой деятельности намечается целенаправленное проявление алгоритмическойлинии, первая стадия которой – формирование элементов алгоритмической культуры(B.C. Аблова, В.А. Далингер, М.П. Лапчик, Л.Г. Лучко, В.М. Монахов, В.М.Оксман, Л.С. Оксман, A.A. Шрайнер и др.).
Вторая группа посвящена проблеме формированияу учащихся понятия «алгоритм» как одного из важнейших элементов математики(В.А. Байдак, В.Ф. Ефимо, Ю.А. Макаренков, A.A. Столяр и др.).
Третья группа не ставит вопрос оформировании алгоритмической культуры школьников специальным предметомисследования. Алгоритмы и алгоритмические предписания используются даннымиавторами для достижения частно-дидактических целей (Л.И. Боженкова, А.И.Власенков, И.В. Герасимова, И.В. Левченко, Е.И. Лященко и др.).
С точки зрения дидактики очень важнотакое функциональное свойство алгоритмов и алгоритмических предписаний, каксредство управления мыслительной деятельностью учащихся и учителей (К.Б.Есипович, Л.Н. Ланда, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина и др.) [20, с. 105].
Для всех рассмотренных групппедагогических исследований ключевым является понятие «алгоритм», связанное сименем узбекского математика Аль Хорезми, который в IX веке н.э. разработалправила 4-х арифметических действий над числами в десятичной системе счисления.
В современной психолого-педагогическойлитературе существуют различные подходы к определению этого понятия. Подалгоритмом иногда понимают систематизированный перечень тщательно отобранных идозированных тем, разделов, параграфов, связанных между собой и с соответствующимиразделами других курсов определенной логической последовательностью. В другомслучае алгоритм рассматривают как систему изложения учебного материала, котораяпозволяет изучать его наиболее эффективно [12, с. 43]. Алгоритм – общепринятое иоднозначное предписание, определяющее процесс последовательного преобразованияисходных данных в искомый результат.
Смысл и назначение любой социальнойтехнологии – оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все видыдеятельности и операции, которые не являются необходимыми для получениясоциального результата. Технологии обучения являются составной частьюсоциальных технологий, поскольку протекают в системе образования, которая, всвою очередь, являющейся социальной системой.
Анализ эволюции определения и сущностипонятия технологии обучения (ТО), проведенный Т.С. Назаровой, Ю.С. Руденко иЭ.К. Коротковым, позволили выделить исторические аспекты, этапы развития,сущность, принципы построения и тенденции развития ТО применительно к традиционнымсистемам обучения. Обобщая проведенные исследования, можно сказать, что в1940-50-е годы в связи с внедрением в процесс обучения технических средств сталшироко использоваться термин «технология образования», который в последующиегоды (1950-1960) под влиянием работ по методике применения различных техническихсредств, в частности кино, радио, стал звучать как «педагогические технологии»[10, с. 14 – 18].
Особенности дистанционного обучения (ДО) требуютразработки понятия и основных принципов технологии дистанционного обучения(ТДО). Прежде, чем сформулировать понятие ТДО, приведем наиболее известные трактовкипонятия ТО применительно к традиционному учебному процессу.
Технология обучения – это система указаний,которые в ходе использования современных методов и средств обучения должныобеспечить подготовку специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальныхзатратах сил и средств (Ф. Янушкевич).
Венгерский ученый-педагог Ласло-Салаиопределил технологию обучения, как «обобщающее понятие, включающее анализцелей, планирование, научную организацию учебно-воспитательного процесса, выборметодов, средств и материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию в интересахповышения эффективности обучения».
Представитель высшей военной школы,исследовавший данную проблему, Э.Н.Коротков формулирует следующее определениетехнологии обучения: «С одной стороны, технология обучения – это системное,целостное знание о способах проектирования и организации всего процессаобучения на основе развернутой последовательности точно определенныхдидактических целей. С другой стороны, технология обучения – это научноорганизованный, развернутый по времени процесс обучения, в которомпроектируется и реализуется вся система взаимосвязей между целями, содержанием,методами, средствами, формами обучения, система контроля, оценки и коррекцииучебной и преподавательской деятельности».
Расширенную трактовку понятия дает Н.В.Маслова, которая трактует ее, как систему, включающую в себя концепциюобразования, цель образования, методику, учителя, ученика, администрации,здания, учебники и учебные пособия, программы, технические средства обучения(ТСО), финансирование [7, с. 55 – 60].
Ф.А. Фрадкин определяет педагогическиетехнологии, как «системное, концептуальное, нормативное, объектированное,инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижениеобразовательных целей».
Также для формулировки понятия «технологиидистанционного обучения» можно взять за основу конструктивную трактовку понятиятехнологии обучения, приведенное А.Я. Савельевым. С его точки зрения,«технологии обучения – это способ реализации содержания обучения,предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм, методов исредств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленныхцелей» [20, с.7].
Как видим, все определения ТО,приведенные выше, не отмечают, не учитывают и не включают в себя важный признактехнологии, как возможность расчленения процесса на процедуры и операции.Известно, что чтобы какая-либо деятельность получила право называться технологией,необходимо, чтобы она имела возможность сознательно и планомерно расчленятьсяна элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни содержание и состав,ни порядок и последовательность этапов, процедур и операций не могут бытьустановлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннююлогику развития и функционирования. Кроме того, используя этот порядок процессможно тиражировать. Именно это дает возможность тиражировать процесс. Особенностисистемы дистанционного обучения, например, модульность, массовость, широкоеприменение средств НИТ, со всей очевидностью предопределяют возможностьтехнологизации образовательного процесса в системе дистанционного обучения.
Анализ различных подходов к формулировкепонятия ТО, а также учет особенностей ДО позволил сформулировать понятие технологиидистанционного обучения.
Определение ТДО целесообразно строить поаналогии развернутого определения социальных технологий, сделанными А.С. Скоком,и В.С. Дудченко с В.Н. Макаревичем. Руководствуясь этим, получим, чтотехнология дистанционного обучения представляет собой:
1. Определенный способ осуществленияпедагогической деятельности по достижению образовательных целей;
2. Сущность способа состоит врациональном расчленении деятельности на процедуры и этапы с их последующейкоординацией и синхронизацией;
3. Это расчленение осуществляетсяпредварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научныхзнаний, передового опыта педагогики и смежных, связанных с ней наук.
Кроме того, технология дистанционногообучения выступает в двух формах:
1) программы действий, содержащейпроцедуры и операции;
2) деятельности, построенной всоответствии с этой программой.
В данном понимании технология дистанционногообучения может рассматриваться как система научно-обоснованных предписаний,показанных для реализации в образовательной практике в СДО. При этом ядромтехнологии ДО должны быть следующие, находящиеся во взаимосвязи, элементы:методы, средства, формы обучения (при реализации заданного содержанияобразования) [13].
Определим иерархию понятий технологиидистанционного обучения и образовательные дистанционные технологии. В иерархиитехнологий в образовании (по Т.С. Назаровой), «образовательные технологии»занимают верхнюю ступень. Далее идут «педагогические технологии», а затем«технологии обучения». В области дистанционных форм получения образования, по нашемумнению, целесообразно выделить два уровня иерархии: «образовательныедистанционные технологии» и «технологии дистанционного обучения».
«Образовательные дистанционныетехнологии» отражают общую стратегию развития единого федеральногообразовательного пространства. Главная ее функция – прогностическая, один из основныхвидов ее деятельности – проектный, поскольку связан с планированием общих целейи результатов, основных этапов, способов и организационных формобразовательно-воспитательного процесса, направленных на подготовкувысококвалифицированных кадров и формирование интеллекта страны. Критериальныепараметры описания образовательных технологий отражены обычно в концепцияхразвития образования.
В свою очередь технологиям ДО присущизакономерности реализации учебно-воспитательного процесса, вне зависимости отконкретного учебного предмета. Кроме того, ТДО могут включать в себя различныеспециализированные технологии из других областей науки и практики (НИТ,промышленные, электронные и др.).
Таким образом, технология дистанционногообучения, может быть определена, как система методов, специфичных средств иформ обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования [3].
Проблемам дистанционного обученияпосвящены работы Могилева А.В., Полат Е.С., Хуторского А.В., Ястребцевой Е.Н. идр.
Е.С. Полат оптимистически прогнозирует:«Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно40-50% учебного времени не только в вузах, но и в школах (по мере появления дляэтого соответствующих условий) будет приходиться на долю дистанционного обучения.Интеграция очных и дистанционных форм обучения – вполне реальная перспективадля 12-летней школы. Именно поэтому важно особенно тщательно подойти кразработке теоретических основ этого нового для нас вида обучения».
Касаясь вопроса о понятии «дистанционноеобучение», автор отмечает: «заочное обучение также нельзя смешивать сдистанционным обучением», и предлагает свое определение: «под дистанционнымобучением мы понимаем взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой нарасстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание,методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствамиИнтернет-технологий или других интерактивных технологий».
А.В. Хуторской приводит примеры понятий дистанционногообучения, применяемых в ведущих дистанционных институтах мира, и два существенноразличающихся между собой подхода к толкованию дистанционного обучения изотечественных источников. Он пишет: «Первый, наиболее распространенный сегодняподход, сводится к тому, что под дистанционным обучением понимается обменинформацией между педагогом и учеником (группой учеников) с помощью электронныхсетей или иных средств телекоммуникаций. Учащемуся приписывается рольполучателя некоторого информационного содержания и системы заданий по егоусвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратнопедагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Подобныйподход отличается скудностью как педагогических, так и информационных технологий,и, соответственно, низкой результативностью по отношению к образованию дистантныхучащихся». Говоря про второй подход, разрабатываемый в ИОСО РАО, автор даетсвое определение: «Под дистанционным обучением мы понимаем обучение с помощьюсредств телекоммуникаций, при котором субъекты образования (ученики, педагоги, тьюторыи др.), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общийучебный процесс, который направлен на создание ими внешних образовательныхпродуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) самих субъектовобразования» [19].
А.В. Могилев и другие ученые особоевнимание уделяют такой форме дистанционного образования, как соревновательные телекоммуникационныепроекты – олимпиады и конкурсы, служащие переходными формами обучения оттрадиционного к дистанционному и способные сыграть важную роль в становленииэтого вида образования в России. А.В. Могилев пишет: «Компьютерныетелекоммуникации обещают совершить переворот в методах и формах обучения. Наобщем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется истановится заметен процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферународного образования, и, прежде всего, в жизнь современной школы. Десяткитысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей стране за последние 5-7 лет началииспользовать возможности современных телекоммуникаций непосредственно в учебнойработе…». Далее автор пишет: «В основном учителя использует телекоммуникациипреимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальнымпроектам, как дополнение к существующим учебным курсам и предметам. Однако, ужесейчас начинается использование компьютерных телекоммуникаций в условияхреального учебного процесса, опирающихся на смешанный режим взаимодействияучителя и учащихся – компьютерные телекоммуникации и очное общениеучитель-ученик(и). Не кажется более фантастикой проведение уроков с помощьюсети в режиме on-line. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенноосознаваться многими педагогами, как один из инструментов познания окружающегомира. Причем инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школуприходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления»[3].
1.2 Сущностьдистанционных технологий
 
Совершенствованиепроцесса образования и отдельных его составляющих связано с информатизациейпроцесса обучения. Широкие возможности открывает использование технологиидистанционного обучения.
Федеральный закон от 01.07.2002 №110819-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Обобразовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании» (в части дистанционных образовательных технологий) дает следующееопределение дистанционным образовательным технологиям:
«Под дистанционными образовательнымитехнологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые восновном с применением средств информатизации и телекоммуникации, приопосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии (взаимодействиена расстоянии) обучающегося и педагогического работника».
В свою очередь ДОТ могут состоять из трехосновных компонентов, а именно из кейс-, сетевых- и телевизионной технологий.Последнее по причинам технической сложности, как правило, не используются заредким исключением [19].
Кейс-технология. Создана одной из первых и наиболеераспространена. В ней каждый учебный курс обеспечивается специальным учебнымпособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебныйматериал. Модульный принцип обучения позволяет успешно сочетать потребности ивозможности обучаемых в соответствии с требованиями образовательных стандартов.Кейс-технология может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании сдругими технологиями.
Internet-технологияявляется наиболееуниверсальной и перспективной технологией дистанционного образования,обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающихся, так ипреподавателей на любом уровне информационных ресурсов. В сетевой технологиимогут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронныеучебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся и преподавателей.При использовании Internet-технологии у учащихся появляется возможность:
-         развиватьтехнические навыки и умения, необходимые пользователям Internet длякоммуникации и сбора информации;
-         следить заразвитием и изменениями новых информационных технологий;
-         научитьсясинтезировать данные, приобретенные через Internet, в единое целое;
-         использоватьразличные поисковые системы.
Видеотехнология представляет собой внедрение винформационное обеспечение учебного процесса видеолекций. Видеолекцияпроводится квалифицированным преподавателем, умеющим поддерживать контакт саудиторией на уровне «вопрос – ответ». Достоинства видеолекций заключаются втом, что в них синтезированы основные дидактические возможности другихэкранно-звуковых средств, обеспечивающих познавательную деятельностьмаксимально широким чувствительным восприятием.
Основными принципами дистанционногообучения являются: самостоятельная познавательная деятельность обучаемого приудаленном доступе к образовательному ресурсу; модульность построения учебногоматериала, позволяющая слушателю самому определять интенсивность и последовательностьпроцесса; акцент на конкретные задачи производственной деятельности обучаемого;наличие постоянной системы контроля и самоконтроля на основе взаимодействия спреподавателями и коллегами – участниками образовательного процесса.
Кроме того, дистанционное образованиепредоставляет возможность широкого диапазона выбора учебного заведения дляобучения, привлечения преподавателей – специалистов-практиков к учебномупроцессу.
В условияхобучения по дистанционной технологии учащиеся имеют доступ к различнымисточникам информации, и важно помочь каждому из них составить образовательныйнабор, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям. Поэтому важныранняя дифференциация обучения, связанная с традиционными образовательнымиструктурами, и выход на индивидуальное обучение с применением методовдистанционного доступа к образовательным программам [8].
Дистанционное обучение занимает всё большую роль вмодернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и наукиРФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»,итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ можно проводить как очно, так и дистанционно[6].
Модельдистанционного образования, разработанная в России в 90-е годы В. Кинелевым, В.Меськовым, В. Овсянниковым, В. Вержбицким и другими, рассматривает обучение какинформационно-образовательную среду, основанную на современных средствахпередачи и хранения информации. В центре этой концепции стоит преподаватель некак интерпретатор знания, а как координатор познавательного процесса, в функциикоторого входят корректировка преподаваемого курса, консультирование учащихсяпо всем аспектам учебной деятельности. Дистанционное образование не противопоставляетсясуществующей в России системе образования и не является самостоятельной формойобучения, а предусматривает внедрение в образовательную практику новыхтехнологий обучения, методов и принципов организации учебно-воспитательногопроцесса.
Основноедостоинство технологии дистанционного обучения – гибкость, позволяющаяобучаемому самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность,находясь при этом в контакте с преподавателем [8].
Рассматривая типологию дистанционногообучения, А.В. Хуторской рассматривает пять типов дистанционного обучения,подразумевающих наличие разных вариантов удаленности между учащимися,педагогами, средствами обучения и преодоление этой удаленности между учащимися,педагогами, средствами обучения и преодоление этой удаленности с помощьюсредств компьютерных телекоммуникаций. Автор классифицирует типы дистанционногообучения по мере удаленности в следующем порядке:
1. «Ученики обучаются очно в традиционнойшколе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от нихинформацией, различными образовательными объектами, иногда – с учениками издругих школ и специалистами в изучаемых областях. Главную дистанционную роль вданном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на которомразмещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другиематериалы сети.
2. Дистанционное обучение охватываетучеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном илинескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционныхобразовательных проектах. Для дистанционного обучения данного типа достаточноналичия электронной почты. Другие Internet-технологии расширяют возможностиучастников дистанционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучениякак дополнительно к очному.
3. Ученики обучаются очно в традиционнойшколе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работаетудаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью e-mail, chat,web-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы,подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий – дистанционные курсы,семинары, консультации.
4. Дистанционное обучение выступаетсредством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий– усилить личностную ориентацию обучения, учесть индивидуальные особенности школьников,предоставить им выбор в формах, темпах и уровне их образовательной подготовки.И тогда ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы,обучаются в дистанционной школе, колледже или центре, имеющих большиевозможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета ихиндивидуальной подготовки. Для организации дистанционного обучения такого типатребуется мощное оборудование, специально разработанные образовательныесерверы, дорогое программное обеспечение типа ClassPoint, позволяющееосуществлять и администрировать образовательные процессы. Образование в данномслучае происходит в значительной степени дистанционное, индивидуализированное итворческое.
5. Ученики обучаются не в одной очной илидистанционной школе, а сразу в нескольких. Дистанционное обучение данного типаназовем распределенным. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности ицели ученика, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в каждойобразовательной области или учебном предмете. Педагогические технологии данноготипа обучения интегрируются в персональном образовательном центре соспециальным программным обеспечением, который позволяет организовать обучениекаждого ученика индивидуально в соответствии с его способностями, возможностямии предпочтениями» [14].
Типологию ДО можно провести по разнымпризнакам: по целям обучения; по учебным дисциплинам; по специфике предметнойобласти; по уровням подготовки обучаемых; по возрастной ориентации обучаемых;по используемой технологической базе и др.
Информационно-предметнаясреда базового дистанционного обучения обычно включает в себя:
·         курсыдистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественныхобразовательных сайтах;
·         виртуальныебиблиотеки;
·         базы данныхобразовательных ресурсов;
·         веб-квесты,предназначенные для целей обучения;
·         телекоммуникационныепроекты;
·         виртуальныеметодические объединения учителей;
·         телеконференции,форумы для учителей и учащихся;
·         консультационныевиртуальные центры (для учителей, школьников, родителей);
·         научныеобъединения школьников.
При этомважно так организовать учебный процесс дистанционного обучения, чтобы уучащихся была возможность:
ü   получать необходимые фундаментальныезнания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретныхпознавательных или практических проблем;
ü   обсуждать со своими партнерами (в томчисле, в ряде случаев и с зарубежными) возникающие в процессе познавательнойдеятельности проблемы;
ü   работать с дополнительнымиисточниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательнойзадачи;
ü   вести наблюдения, ставитьсамостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные, доступные имИнтернет-технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающихпроблем;
ü   иметь возможность оцениватьсобственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать своюдеятельность [14].
Изучение теории и практики ДО вобразовательных учреждениях ДО позволило установить тенденции в развитиитехнологий дистанционного обучения. Среди них просматриваются следующиетенденции:
Возрастание значения ТДО, использующихсредства новых информационных технологий (на которых, в основном, и базируетсяСДО). Это эволюционно знаменует переход от кейс-технологий к сетевымтехнологиям обучения, которые принципиально не могут быть реализованными безкомпьютеров, сетей, систем мультимедиа и т.д. Однако следует заметить, что отечественныйи зарубежный опыт ДО показывает стойкость и целесообразность использования итрадиционных средств обучения, например, печатных изданий, потенциал которыхможет быть повышен за счет биоадекватности представления учебного материала.
Проектирование и внедрение в учебныйпроцесс ТДО, которые ориентированы на личность обучающегося, стимулируютмотивированность, носят во многом вариативный и коррекционный характер. Этообеспечивает подготовку специалистов с широким научным образованием,профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением, способныхэффективно решать сложные и многоплановые задачи своей деятельности. Такие ТДОориентирует обучающихся не на усвоение готовых научно-теоретических формул иконкретно-прикладных рекомендаций-рецептов, а на творчески-поисковуюдеятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию иизучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональнойдеятельности. Сетевые технологии обучения наилучшим образом поддерживают этутенденцию, особенно при внедрении в учебный процесс сетевых учебно-методическихкомплексов [13].
1.3 Понятие алгоритмическойкультуры школьников
 
Первойпрограммой школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (1985 г.) формирование алгоритмической культуры определялось как одна из нормативных целей обученияинформатике. Было раскрыто содержание и выделены основные компоненты данногопонятия (М.П.Лапчик):
1. Понятие алгоритма и егосвойства. Понятие алгоритма является центральным понятием алгоритмизации и,соответственно, основным компонентом алгоритмической культуры. В обучения алгоритмизациинет необходимости (да и возможности) использовать строгое математическоеуточнение этого понятия, достаточно его толкования на интуитивно-наглядномуровне. Существенное значение при изложении приобретают такие содержательныесвойства алгоритмов, как понятность, массовость, детерминированность ирезультативность.
2. Понятие языка описания алгоритмов.Задача описания алгоритма всегда предполагает наличие некоторого языка, накотором должно быть выполнено описание. По этой причине само понятие алгоритманаходится в неразрывной связи с понятием языка как средства выражения(представления) алгоритма. Выбор языка в каждом отдельном случае определяетсяобластью применения алгоритма, т.е., по существу, свойствами объекта (человека,автомата, компьютера), выступающего в роли исполнителя. Соблюдение требованиястрого следовать границам языковых возможностей в общении с тем или инымисполнителем служит в некотором роде первоосновой алгоритмизации.
3. Уровень формализации описания. Понятиеуровня формализации описания неразрывно связано с понятием языка. Если описаниесоставлено для автомата, то используемый при этом язык подчиняется строгимограничениям, которые обычно могут быть сведены в систему формальных правил, образующихсинтаксис языка. Сам язык в подобных случаях становится формализованным. Однакона практике в процессе разработки алгоритмов, особенно при построениипредварительных описаний, могут использоваться языковые средства, необязательно строго ограниченные. Более того, такая ситуация возможна и нетолько в процессе предварительной разработки. Если, к примеру, алгоритмадресуется человеку, то и окончательный вариант алгоритмизации может иметьнеформальное, «расплывчатое» представление. Немалое множество используемых напрактике алгоритмов «работают» именно в неформализованном варианте. Важно лишь,чтобы алгоритм был понятен исполнителю, т.е. не использовал средствпредставления, выходящих за границы его возможностей. Таким образом,применяемые на практике уровни формализации представления алгоритмов могутварьироваться в довольно широком диапазоне: от уровня полного отсутствияформализации до уровня формализации «в той или иной мере» и, наконец, до уровня«абсолютной» формализации.
4. Принцип дискретности (пошаговости)описания. Построение алгоритма предполагает выделение четкой целенаправленнойпоследовательности допустимых элементарных действий, приводящих к требуемомурезультату. Организованная совокупность этих действий образует определеннуюдискретную структуру описания алгоритма, сообщающую ему ясность и четкость. Вразличных языках такие отдельные этапы алгоритма представляются различнымисредствами. В словесных представлениях алгоритма (на естественном языке) – этоотдельные предложения, указания, пункты, в языке схем – это отдельные блоки, вобъектном языке ЭВМ – это отдельные команды, в алгоритмическом языке высокогоуровня – операторы.
5. Принцип блочности. Возможности языка,используемого для построения алгоритмов, вынуждают избирать ту или иную степеньдетализации описаний. Это обстоятельство не препятствует, однако, тому, чтобы впроцессе работы по составлению требуемого алгоритма при описании его первоначальнойсхемы употребить язык, единицы действия которого более крупны по сравнению свозможностями исполнителя, которому алгоритм адресуется. По сути дела, речь вданном случае идет об умении расчленять сложную задачу на более простыекомпоненты. Такой путь приходится избирать всегда, когда задача оказываетсядостаточно сложной, чтобы алгоритм ее решения в нужном языке можно было описатьсразу. В этом случае задача разбивается на информационно замкнутые части(блоки), которым придается самостоятельное значение, и после составленияпервоначальной схемы, связывающей части задачи, проводится работа подетализации отдельных блоков. Каждый из этих блоков может быть детализирован потолько что описанному принципу. При окончательном построении алгоритма изблоков возможны два принципиально различных подхода:
а) детальное представление блокапомещается в соответствующее место алгоритма, а сам блок, исчерпав свою рольобщего приема поиска алгоритма, как бы «растворяется» в нем;
б) содержание блоков не встраивается валгоритм, а в его соответствующих местах помещаются ссылки – обращение кразмещенным отдельно блокам; окончательным алгоритмом считается совокупностьглавного алгоритма и всех его отдельных блоков (вспомогательных алгоритмов).
6. Принцип ветвления. Требованиеалгоритмической полноты языков, используемых для представления алгоритмов,должно обеспечивать наличие средств, позволяющих реализовывать валгоритмических описаниях логические ситуации, т.е. ситуации, в которыхтребуется принятие решения в зависимости от заданных начальных условий.Организация таких алгоритмов требует умелого использования логических(разветвляющих) средств языка. Существенными компонентами алгоритмическойграмотности здесь является осознание того, что:
а) описание должно предусматривать всевозможные варианты исходных данных и для каждой их комбинации бытьрезультативным;
б) для конкретных значений исходныхданных исполнение алгоритма всегда проходит только по одному из возможныхпутей, определяемому конкретными условиями.
7. Принцип цикличности. Эффективностьалгоритмических описаний в большинстве случаев определяется возможностьюнеоднократного использования одних и тех же фрагментов описаний при различныхзначениях входных величин. Именно на этом приеме основано построение описаний,не удлиняющихся при увеличении объема действий, предусматриваемых этимиописаниями. Возвращение к повторному прохождению одного и того же фрагментаописания может быть организовано с применением логических средств языка, однакоязык может содержать и специальные средства организации циклических алгоритмов(например, операторы цикла в языках высокого уровня). И в том и другом случаесущественным компонентом алгоритмической культуры здесь является пониманиеобщей схемы функционирования циклического процесса и, что особенно важно,умение выделять при построении алгоритмов повторяющуюся (рабочую) часть цикла.
8. Выполнение (обоснование) алгоритма.Существенно важным компонентом алгоритмической грамотности является постояннопривлекаемое в процессе алгоритмизации умение воспринимать и исполнятьразрабатываемые фрагменты описания алгоритма отвлеченно от планируемыхрезультатов – так, как они описаны, а не так, как может быть, в какой-то моментхотелось бы самому автору или исполнителю. Говоря иными словами, требуется развитоеумение четко сопоставлять (и разделять) то, что задумано автором, с тем, к чемуприводит фактически написанное.
9. Организация данных. Исходнымматериалом для алгоритма является информация или исходные данные, которыенадлежит обработать. Составитель алгоритма обязан думать не только о том, как ив какой последовательности производить обработку, но и о том, где и какфиксировать промежуточные и окончательные результаты работы алгоритма.
Алгоритмическая культура школьника каксовокупность наиболее общих «допрограммистских» представлений, умений и навыковобеспечивает некоторый начальный уровень грамотности школьника не только для егоуспешной работы в системе «ученик-компьютер», но и в неформальных безмашинныхсистемах «ученик-учитель», «ученик-ученик» и т.п., т.е. создает то операционноенаполнение, которое, в частности, обслуживает деятельность школьника в рамкахучебных дисциплин за пределами «компьютерной» обстановки. Как отмечал академикЕ. П. Велихов, в связи с введением в школу предмета «ОИВТ», «информатикаявляется частью общечеловеческой культуры, не сводящейся к использованиюкомпьютеров, а в равной степени относящейся, скажем, к умению объяснитьприезжему дорогу» [16, с. 17 – 22].
Конкретное женаполнение этого понятия в тот период во многом связывалось с изучениемучащимися основ алгоритмизации и программирования, что, прежде всего,объяснялось существовавшим уровнем компьютерной техники и соответствующегопрограммного обеспечения. Современный же этап развития школьного курса информатикитребует уточнения перечня и содержания компонентов, характеризующих понятие«алгоритмическая культура». Принципиально новая задача здесь – выполнить этуработу по отношению к разделу «Информационные технологии», в рамках которого учащиесязнакомятся с работой текстового и графического редакторов, электронных таблиц,СУБД [17].
Формированиеалгоритмической культуры учащихся способствует осознанному восприятию учебногоматериала, что предполагает обязательное наличие общих представлений:
а) обалгоритме и его свойствах;
б) о языковыхсредствах записи алгоритмов (развернутая форма, табличная форма, блок-схема);
в) обалгоритмических процессах (линейном, разветвляющемся, циклическом).
Языкблок-схем – самый наглядный из всех человеческих языков, используемых для записиалгоритмов.
Алгоритмическаякультура учащегося должна содержать следующие компоненты:
Ø  пониманиесущности алгоритма и его свойств;
Ø  пониманиесущности языка как средства для записи алгоритма;
Ø  владение приёмамии средствами для записи алгоритмов;
Ø  пониманиеалгоритмического характера методов математики и их приложений;
Ø  владениеалгоритмами школьного курса математики;
Ø  пониманиеэлементарных основ программирования на компьютере.
Обучениеалгоритмам должно строиться с учётом следующих принципов:
а) создание уучащихся полной ориентировочной основы его применения;
б)осуществление алгоритмизации на основе приёмов, раскрывающих их происхождение;
в)алгоритмическая линия должна пронизывать весь процесс обучения информатики в школе;
г) развитиелогической культуры учащихся;
д)обеспечение взаимосвязи алгоритмов;
е)формирование основных элементов алгоритмической культуры учащихся.
Работа поалгоритмам развивает интерес учащихся к процессу обучения, они стремятсязаменить предложенный алгоритм более простым и обосновать целесообразностьтакой замены, что развивает их творческое и конструктивное мышление.Алгоритмизация обучения предполагает единство между анализом и синтезом иактивно влияет на развитие творческого мышления учащихся. Свободное творчествовозможно только на базе осознанных алгоритмов/> [4].
В современномобучении появилась новая школьная дисциплина – алгоритмика, направленная на формирование и развитиеалгоритмического мышления учащихся. Алгоритмика – часть математики, онаизучается в 5-7 классах и носит пропедевтический характер. Алгоритмикапредусматривает изучение основных алгоритмических конструкций и учит учащихсяпостроению алгоритмов различных типов [15].
/>Процессподготовки задач для решения на ЭВМ называетсяпрограммированием. Онвключает в себя следующие этапы:
1.        составлениеалгоритма решения задачи;
2.        описаниеалгоритма решения задачи на языке программирования (составление программы);
3.        трансляцияпрограммы на машинный язык в виде последовательности команд.
Дистанционноеобучение, по нашему мнению, обладает рядом достоинств, способствующих лучшейреализации принципов дидактики. ДО характеризуется:
а) правильнымотбором учебного материала;
б)рациональной дозировкой подачи учебного материала;
в) активнойсамостоятельной деятельностью ученика по усвоению учебного материала;
г)обеспечением возможности каждому ученику работать с свойственной ему скоростью;
д) высокойстепенью контроля за результатами обучения.
Успехи вразвитии компьютерной техники привели к возрастанию роли компьютеров во всехобластях жизни современного общества и сделали необратимым процесскомпьютеризации обучения на основе его программирования [5].
Формирование у учащихся алгоритмической культуры впроцессе изучения базового курса информатики раскрывает единую алгоритмическуюсущность информационных процессов различного рода, являясь тем самым системообразующейфункцией данного курса. Эффективное решение данной педагогической проблемывозможно при выделении формирования алгоритмической культуры в качествеобязательной нормативной цели обучения информатике [17].
Изучение учебного материала поалгоритмической линии обеспечивает учащихся возможностью: понять на основеанализа примеров, смысл понятия алгоритма, знать свойства алгоритмов, понятьвозможность автоматизации в деятельности человека при использовании алгоритмов;освоить основные алгоритмические конструкции, научиться применять алгоритмическиеконструкции для построения алгоритмов решения задач; получить представление обиблиотеке алгоритмов, уметь использовать библиотеку для построения болеесложных алгоритмов; получить представление об одном из языков программирования,использовать этот язык для записи алгоритмов решения задач. При развитии новыхинформационных технологий, и в частности технологий программирования,появляется возможность в пределах раздела «Основы алгоритмизации» даватьобщенаучные понятия информатики, и в то же время формировать и развиватьумение, и навыки необходимые пользователю при работе с современным программнымобеспечением, т.е. появляется возможность сделать раздел «Основыалгоритмизации» мостиком между теоретической и практической информатикой.Первые шаги в этом направлении уже сделаны в работах А. Г. Кушниренка, Ю. А.Первина, А. Л. Семенова. Важным принципом является самостоятельное добываниеучениками знаний, которые формируются при работе с реальными и виртуальными объектами.Реализация этого принципа основывается на использовании творческих сред, такихкак, например, Лого, Кумир, Роботландия [11].
 

Глава 2. Методика использования дистанционных технологий каксредство развития алгоритмической культуры школьников на уроках информатики
 
2.1Возможности использования дистанционных технологий на уроках информатики
 
Дистанционное обучение – совокупностьтехнологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемогоматериала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессеобучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы поосвоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Современное дистанционное обучениестроится на использовании следующих основных элементов:
-         среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационныекоммуникационные сети),
-         методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Использование технологий дистанционногообучения позволяет:
ü   снизитьзатраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений,поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
ü   проводитьобучение большого количества человек;
ü   повыситькачество обучения за счет применения современных средств, объемных электронныхбиблиотек и т.д.
ü   создатьединую образовательную среду.
Исходя из вышесказанного, дистанционныетехнологии целесообразно использовать на уроках информатики с цельюформирования алгоритмической культуры в следующих направлениях:
1.        Использование электронного учебника информатики по теме «Алгоритмы».
2.        Разработка факультативных курсов «Алгоритмы вокруг нас», «Решениепрактических задач и алгоритмы».
3.        Разработка элективных курсов «Компьютерное программирование: сферы играницы применения», «Дистанционная развивающая информатика», «Созданиепримитивной анимации с использованием средств языка программирования Qbasic».
4.        Выполнение индивидуальных заданий по темам «Программирование на языкеПаскаль», «Работа с графикой в среде Паскаль» посредством использованиядистанционных технологий (через электронную почту).
Е.С. Полат и А.В.Хуторской широкорассматривают такой вид дистанционного обучения как электронный учебник. Какпишет Е.С. Полат: «Если мы говорим о дистанционном обучении как о новой формеобучения, логично сделать вывод, что в этой системе помимо учителя и учащихсядолжен быть учебник, учебные пособия, т.е. средства обучения как компонент даннойсистемы. Отсюда необходимость серьезного научного подхода к разработкеспециальных курсов (учебников) для системы дистанционного обучения. Разумеется,в данном случае речь, в основном, идет об электронных средствах обучения, впервую очередь, сетевых».
Электронные учебники могут быть наносителях внешней памяти (CD-ROM) и размещенные в телекоммуникационных сетях.
В содержание разработанного мной учебникаинформатики по теме «Алгоритмы» входят следующие темы:
Тема1:Понятие алгоритма. Характеристики алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойстваалгоритма. Виды алгоритмов.
Тема 2: />/>Алгоритмы и формы их представления.
Тема 3: Введение впрограммирование на языке Pascal.
Тема 4: Структура программы на Паскале.
Тема 5: Базовые алгоритмические структуры.

2.2Методические рекомендации по использованию дистанционных технологий на урокахинформатики
 
В практике педагога-предметника могут бытьиспользованы Интернет-ресурсы разного типа.
На основе результатов проведенного анализаИнтернет-ресурсов, можно выделить следующие группы образовательныеИнтернет-ресурсов :
1. Информационные Интернет-ресурсы, среди которых:
• интерактивные (1 уровень интерактивности) учебникии учебные пособия (содержат информацию в виде текста с иллюстрациями, организованногокак гипертекст, не предполагают включение мультимедиа компонентов,интерактивных вставок);
• справочники, хрестоматии и журналы, материалыкоторых направлены на расширение, углубление знаний по предмету и истории соответствующейнауки, связи с другими науками и жизнью, так же как ресурсы предыдущей группысодержат информацию в виде гипертекста с иллюстрациями, не предполагают включениемультимедиа компонентов, интерактивных вставок, не предполагают диалоговогорежима общения;
• видеозаписи лекций;
• виртуальные экскурсии;
2. Интернет-ресурсы, предполагающие организацию тойили иной практической деятельности учащихся (2 – 3 уровни интерактивности)
• задачники:
а) включают только набор задач с ответами;
б) включают набор задач с решениями;
в) включают набор задач с подсказками и решениями,(что позволяет индивидуализировать работу), но не предполагают диалога с пользователем;
г) включают набор задач с подсказками и решениями,предполагают возможность организации диалога («отправление» ученика к соответствующемутеоретическому материалу в случае ошибки или непредставления решения);
• наборы тестов:
а) содержат только условия тестов;
б) допускают возможность диалога, позволяюторганизовывать реальную проверку знаний и умений по определенным темам курса;
• виртуальные лаборатории;
• игры:
а) содержат только описание игры,
б) интерактивные: предоставляется возможность поигратьв недиалоговом режиме,
3. Вспомогательные Интернет-ресурсы для учителя
• разработки уроков (с методической обработкой);
• библиографические ресурсы, в том числе Интернет — магазины;
4. Комбинированные Интернет-ресурсы, включающие элементыперечисленных выше групп;
5. Электронные образовательные ресурсы новогопоколения (ЭОР НП).
Работа с Интернет-ресурсами каждой группы имеет своиособенности.
Остановимся более подробно на некоторых из выделенныхгрупп.
Материалы информационных Интернет-ресурсов группымогут использоваться:
• при подготовке учителя к уроку;
• для организации самостоятельного изучения учащимисядополнительного материала;
• на уроке для организации самостоятельной работыучащихся;
• для организации работы учащихся на дополнительныхзанятиях (факультативах);
• для организации самостоятельной деятельностиучащихся во внеурочное время.
При подготовке учителя к уроку Интернет-ресурсы этойгруппы могут являться основой для подготовки учителем:
• рассказа (объяснения);
• подготовки наглядности (иллюстраций, схем,использование коллекций, материалов лабораторных работ…), которые могут бытьотображены на проекторе; подготовки презентации, на основе которой учительведет свой рассказ;
• подготовки индивидуализированных раздаточныхматериалов самого разного характера: от информационных до контролирующих(последнее целесообразно в том только случае, когда отсутствует необходимоеколичество компьютеров).
При объяснении учителем нового материала целесообразноиспользовать LCD-проектор для демонстрации подготовленной учителем презентации.Технология объяснения учителем существенно меняется – он комментируетинформацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая еедополнительными объяснениями и примерами.
При проведении урока учитель может использоватьИнтернет-ресурс как:
• основу презентации;
• основу проблемного рассказа;
• средство контроля;
• основу организации деятельности учащихся:
основа индивидуальной и групповой деятельностиучащихся на уроке;
основа беседы, в том числе эвристической;
основа дискуссии;
основа конспекта;
средство самоконтроля
При самостоятельном изучении нового материала науроке, при условии, что каждый ученик работает за компьютером, методика работыс Интернет – ресурсами данной группы принципиально не будет отличаться отработы с электронными версиями или соответствующим бумажным носителем. Учитель формулируетзадание: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найтив тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придуматьсамостоятельно на основе прочитанного и т.д.
При организации самостоятельного изучения учащимися дополнительногоматериала учитель должен четко сформулировать задание для учащихся и указатьадреса сайтов, которые содержат информацию по соответствующей теме.
Материалы подобных Интернет-ресурсов могут бытьиспользованы для подготовки учащимися рефератов и докладов.
Для того чтобы деятельности учащихся в этом направлениибыла продуктивной, учитель должен четко поставить задачу, сформулировав при этомвопросы, на которые должен ответить учащийся в процессе выполнения работы.Целесообразно сформулировать вопросы заранее, в процессе подготовки доклада.
Интернет – ресурсы практической направленности могутявляться основой для организации самостоятельной деятельности учащихся как на уроке,так и дома.
Виртуальная лабораторная работа и виртуальнаяэкскурсия может быть продемонстрирована учителем (в том случае, если отсутствуетнеобходимое количество ПК), либо выполнена учащимися: по группам или индивидуальнов классе; в режиме самостоятельной работы дома.
Можно выделить такие преимущества виртуальнойлабораторной работы:
• безопасность;
• отсутствие необходимости в лабораторномоборудовании;
• возможность индивидуализации деятельности учащихся(работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия…);
• самостоятельное получение выводов и самопроверка.
Виртуальная экскурсия, в свою очередь обладает следующимипреимуществами:
• временные затраты минимальны;
• доступ к экспонатам любого музея мира;
• быстрое получение необходимой информации обэкспонате;
• большое количество экспонатов;
 

Заключение
 
В ходереализации задач данной работы мы сделали следующие выводы:
1.        Под дистанционнымиобразовательными технологиями понимаются образовательные технологии,реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации,при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии(взаимодействие на расстоянии) обучающегося и педагогического работника.
2.        Потенциальныевозможности технологии дистанционного обучения по своей эффективностизначительно превосходят традиционные формы поскольку включают сочетаниеразличных форм и средств обучения, воздействующих на различные сферы деятельностиличности обучаемых.
3.        Дистанционныетехнологии способствуют своевременному усвоению большого объема информации, чтовесьма существенно в условиях интенсивного развития научно-техническогопрогресса, при котором технологические знания обновляются каждые 2-3 года стенденцией к сокращению этого периода.
4.        В дистанционныхтехнологиях обучения имеется большой арсенал средств (в том числе технических),позволяющих активизировать познавательную деятельность школьников. В этой связивозрастает роль преподавателя как организатора и координатора управленияпознавательной активностью студентов.
5.        В условияхсреднего общего образования с целью развития алгоритмической культурышкольников могут использоваться различные технологии дистанционного обучения,такие, как кейс-технология, видео-технология, Internet-технология, технологияглоссарного обучения и др.
6.        Алгоритмическаякультура учащегося должна содержать следующие компоненты:
Ø  пониманиесущности алгоритма и его свойств;
Ø  пониманиесущности языка как средства для записи алгоритма;
Ø  владение приёмамии средствами для записи алгоритмов;
Ø  пониманиеалгоритмического характера методов математики и их приложений;
Ø  владениеалгоритмами школьного курса математики;
понимание элементарных основпрограммирования на компьютере
7. Формирование у учащихсяалгоритмической культуры в процессе изучения базового курса информатикираскрывает единую алгоритмическую сущность информационных процессов различногорода.
Можно утверждать, что цель данной курсовойработы достигнута, задачи выполнены.
 

Литература
1.        Азимов, А. Язык науки [Текст] / А. Азимов. – М.: Мир, 2002.
2.        Алгоритмическая культура. Визуальный словарь [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www.ped.vslovar.ru/63.html, свободный.
3.        Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения [Электронныйресурс] / А.А. Андреев. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: www.iet.mesi.ru/br/21b.htm,свободный.
4.        Антонова, Н.А. Необходимость повышения уровняалгоритмической культуры студентов информационных специальностей всистеме профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / Н.А. Антонова. – Электронныетекстовые данные. – Режим доступа:http://www.rusnauka.com/NTSB_
2006/Pedagogica/5_antonovoy.doc.htm, свободный.
5.        Бочкин, А.И.«МПИ» гл. 6. Обзор учебников по информатике [Электронныйресурс] / А.И. Бочкин. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: www.kamgu.ru/dir/mpi/Seminar1/Bochkin6.htm,свободный.
6.        Википедия: Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] / Электронныетекстовые данные. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/
дистанционное_обучение, свободный.
7.        Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст]: Словарь.Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М. – 2001. –С.113.
8.        Вучева, В.В. Использование дистанционной технологии с целью активизациипознавательной деятельности студентов в системе профессиональногофизкультурного образования [Электронный ресурс] / В.В. Вучева, О.Н. Мещерякова,Л.А. Соколова // Теория и практика физической культуры: научно-теоретическийжурнал. – Электронные текстовые данные. – М.: 2002. – №9. – Режим доступа: lib.sportedu.ru/press/tpfk/2002n9/p46-49.htm,свободный.
9.        Гладкий, А.В. Язык, математика и лингвистика [Текст] /А.В. Гладкий //Математика в школе. – 2004. – № 1.
10.     Гнеденко, Б. В. О роли математики в формировании у учащихся научногомировоззрения и нравственных принципов [Текст] /Б.В. Гнеденко // Математика вшколе. – 2001. – № 5.
11.     Грохульская, Н. Л. Организация изучения основных алгоритмическихконструкций в среде Лого Миры [Электронный ресурс] / Н.Л. Грохульская. – Режимдоступа: www.5ballov.ru/referats/preview/32490/1, свободный.
12.     Дидактические условия алгоритмизации учебной деятельности младшихшкольников в процессе обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mirrabot.com/work/work_62642.html,свободный.
13.     Завьялов, А.Н. Формирование информационной компетентности у будущихспециалистов в области новых информационных технологий [Текст] / В сб.«Материалы конгресса конференций ИТО-2003. 16-20 ноября 2003 г.» /А.Н. Завьялов. – Ч.1. – М. – 2003.
14.     Зайцева, С.В. Принципы функционирования дистанционных технологий[Электронный ресурс] / С.В. Зайцева. – Режим доступа: sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm,свободный.
15.     Звонкин, А.К. Алгоритмика: 5-7. [Текст]: учебник и задачник дляобщеобразовательных учебных заведений / А.К. Звонкин, А.Г. Кулаков, С.К Ландо,А.Л. Семенов, А.Г. Шень. – М.: Дрофа, 2000.
16.     Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики [Текст]: учебное пособиедля студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общейред.М.П.Лапчика. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 624 с. ISBN5-7695-0825-6.
17.     Лучко, Л.Г. Формирование алгоритмической культуры учащихся каксистемообразующая функция базового курса информатики [Электронный ресурс] /Л.Г. Лучко. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: www.ito.su/1998/1/Luchko.html,свободный.
18.     Мутанов, Г.М. Снижение границы развития логико-алгоритмической культуры[Текст] / Г.М. Мутанов, Н.Д. Щеткина // Вестник Высшей школы Казахстана. – 2000.– №3. – С. 36 – 38.
19.     Сайт системы дистанционного обучения: Подробнее о дистанционныхобразовательных технологиях (ДОТ) [Электронный ресурс]. – Электронные текстовыеданные. – Режим доступа: dist.kgasu.ru/client/dotex.asp, свободный.
20.     Тангян, С.А. Высшее образование в перспективе XXIстолетия [Текст] / С.А. Тангян // Педагогика. – 2000. – №2. – С. 3 – 10.
21.     Темербекова, А.А. Формированиеалгоритмической культуры учащихся [Электронный ресурс] / А.А. Темербекова. –Электронные текстовые данные. –Горно-Алтайск. – 2006. – Режим доступа: www.fmf.gasu.ru/kafedra/algebra/elib/mpm_t/10.htm, свободный.
22.     Темербекова, А.А. Методика преподавания математики [Текст]: учебноепособие для студентов физико-математических факультетов высших учебных заведений/ А.А. Темербекова. – Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2002.
23.     Терешин, Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики[Текст]: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
24.     Цукарь, А.Я. Схематизация и моделирование при решении текстовых задач [Текст]/А.Я. Цукарь // Математика в школе. – 2003. – № 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. С. Макаренко, Избранные педагогические сочинения, М., 1977 г
Реферат Правоспособность, наследование и брак в Римском праве
Реферат Организационные структуры управления предприятием
Реферат Правила работы с обращениями граждан
Реферат Приемы и способы проведения аудиторской проверки
Реферат Динамика самочувствия, активности, настроения у девиантных подростков мальчиков
Реферат Учёт финансовых результатов на предприятии
Реферат Теорема Остроградського-Гаусса потенціальний характер електростатичного поля та діелектрики
Реферат BRITISH MONARCHY AND ITS INFLUENCE UPON GOVERNMENTAL INSTITUTIONS
Реферат ElizabethanRomeo
Реферат Государственная программа возрождения и развития села
Реферат Effects Of Alcohol Essay Research Paper Some
Реферат Kİtabxana-biBLİoqrafiya təSNİfati (Kütləvi kitabxanalar üçün qısaldılmış variantı). Bakı, 2007. s
Реферат 2012 рік (далі Програма) розроблена з метою вироблення єдиної політики розвитку району у 2012 році та реалізації пріоритетів у соціальній І економічній сферах
Реферат Поняття та правовий статус державних службовців