Реферат по предмету "Педагогика"


Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь

Тема: «Оказание ранней коррекционной помощи в Республике Беларусь»
Для детей со множественными итяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими, и чемраньше ребенку будет оказана помощь, тем она будет эффективнее.
Программы раннего вмешательствасегодня интенсивно развиваются во многих странах. В США действуют целые службыраннего вмешательства. В Германии, Латвии, Литве, Эстонии эта услугапредоставляется в клиниках. Центры помощи открыты в Великобритании, Швеции,Норвегии.
Служба раннего вмешательствминимизирует потенциальные задержки развития у детей и ослабляет влияниеусловий, приводящих к нарушениям развития. Профилактика и коррекция нарушенийуменьшает общие затраты на образовательные услуги, помогает удовлетворятьпотребности детей, снижает вероятность институционализации, подготавливаетдетей к их дальнейшей независимой жизни в обществе.
Современные позитивные измененияв мировом образовательном пространстве предопределили новоезаконодательно-правовое и научно-методическое обеспечение ранней социальнойинтеграции детей с первых лет жизни. Интенсивно развиваются новые областипедагогических знаний (педагогика индивидуальности, раннего вмешательства,раннего включения).
Система образования в РеспубликеБеларусь нуждается в таком концептуальном оснащении, которое, во-первых,позволило бы в полной мере удовлетворить современные социальные требованияобщества к качеству воспитания и обучения подрастающего поколения в условияхрыночной экономики, во-вторых, отражало бы важнейшие достижения мировойцивилизации XXI века в области защиты прав человека, обусловленные изменениемпарадигмы воспитания с «культуры полезности» на «культурудостоинства» (А.В. Асмолов).
Международные стандарты пообеспечению прав детей с первых дней жизни наиболее активно стали разрабатыватьсяпосле принятия ООН Всеобщей декларации прав человека, в которой оговорено, что«материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь»(ст.25). Большую работу проводит Всемирная организация здравоохранения,разрабатывающая документы по охране здоровья и прав лиц с ограниченнымивозможностями (по данным ВОЗ на Земле более 500 млн. инвалидов, т.е.10%населения).
Согласно данным Министерствастатистики и анализа в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2004 годана учете находилось 118 914 детей с особенностями психофизического развития,нуждающихся в специальных образовательных услугах, что составляет 5,68% отобщего количества детей, проживающих в Беларуси. По статистическим данным почтикаждый девятый ребенок дошкольного возраста имеет отклонения в психофизическомразвитии и нуждается в коррекционно-педагогической помощи.
Создание единой национальнойсистемы раннего выявления отклонений развития у детей, своевременнойпсихолого-педагогической и медико-социальной помощи обусловлено целым рядомфакторов. Помимо социально-экономических (безработица, расслоение населения поимущественному признаку, кризис института брака и др.), в ряду объективных исубъективных факторов можно выделить следующие:
увеличение числа детей-инвалидови с проблемами в развитии;
ухудшение здоровья населения,проявление «синдрома 90-х» (В.П. Казначеев), т.е. снижение качества наследственногоматериал распространенный отказ женщин детородного возраста от рождения детей идр.;
ухудшение экологической ситуациив «атомном веке», появление «детей Чернобыля».
Не последнюю роль в увеличенииколичества детей «группы высокого риска» (Н.В. Вострокнутов) сыгралидостижения в области медицины, позволившие снизить детскую смертность иобеспечить выживаемость ребенка при массе тела 500 г, создание технологииискусственного оплодотворения, а также совершенствование методов комплекснойранней дифференциальной диагностики патологических отклонений развития; интенсивноеразвитие психологической и педагогической помощи, правовой и социальной защитыдетей во всем мире...
Ранняя комплексная помощьоткрывает для значительной части детей возможности своевременной социализации,включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) уже вдошкольном возрасте (в республике функционирует 150 интегрированных групп и ихчисло быстро растет).
В Беларуси имеются условия длясоздания республиканской системы ранней помощи детям-инвалидам и детям «группывысокого риска». Создана определенная нормативно-правовая база: ратифицированыКонвенции ООН; приняты законы «Об образовании в Республике Беларусь»,«О правах ребенка», «Об образовании лиц с особенностямипсихофизического развития» (специальном образовании)"; успешнореализуются Концепция специального образования, Концепция дошкольногообразования; осуществляется интегрированное воспитание детей дошкольноговозраста в соответствии с утвержденным Положением об интегрированном воспитаниии обучении детей дошкольного возраста с особенностями развития; реализуетсяПоложение об обучении детей с особенностями развития на дому и др.
Обобщен и накоплен позитивныйпрактический опыт оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с«фактором риска» в развитии и детей-инвалидов с первых дней жизни. Созданыи успешно работают службы ранней помощи при некоторых центрах коррекционно-развивающегообучения и реабилитации и в медицинских центрах, при поликлиниках. Однако ониразобщены. Недостаточно эффективна межведомственная координация их деятельности.Ограниченное количество таких служб, недостаточное научно-методическое обеспечениене могут удовлетворить спрос населения на такого рода услуги. Дефицитинформации, методической литературы снижает эффективность и качество проводимойработы. Отсутствие государственной системы ранней помощи детям и их семьямпрепятствует осуществлению эффективного психолого-педагогического имедико-социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей сособенностями психофизического развития. Снижается результативность предупрежденияи профилактики инвалидизации детства. Увеличиваются затраты государства насистему специального образования.
Необходимость созданиягосударственной системы ранней помощи детям подчеркивается специалистамиздравоохранения и социальной защиты. Признаны приоритет разработки проблемранней помощи и ее социально-экономическая значимость, неоспоримаперспективность ожидаемых результатов.
Важным шагом в созданиинациональной системы ранней комплексной помощи является научная разработкаконцепции, модели и программы ранней коррекционно-педагогической помощи вЦентре специального образования по заказу Управления специального образованияМинистерства образования Республики Беларусь. Научно-исследовательская работаначата в Национальном институте образования в 2003 году.
Цель концепции — научноеобоснование проектирования системы ранней диагностики нарушений, комплекснойпомощи детям «группы высокого риска» и их родителям с учетомсамоценности дошкольного периода детства и равных прав каждого ребенка наполучение необходимой комплексной помощи внутриутробно и с первых дней жизни.
Разработка стратегии созданиягосударственной концепции ранней комплексной помощи в системе образованияпозволит определить этапы ее становления и последовательность решениятактических задач. Педагогическое проектирование осуществляется на несколькихуровнях: теоретическом, моделирующем, содержательном, процессуальном.
Используя термин «концепция»,мы имеем в виду замысел преобразований, оформленный с применениеммодифицируемой системы подходов, ценностных ориентации, понятий и принципов (Н.А.Масюкова, А.Я. Наин, Б.В. Пальчевский, В.И. Слободчиков и др.). В Концепцииопределяются теоретические основания создания модели раннего выявления детей с«фактором риска» психолого-педагогической диагностик имеющихсяотклонений, помощи детям и их семьям, а также функции стратегия, цели и задачиразвития со ответствующей службы до 2010 года.
Теоретическое обоснованиенеобходимости реструктуризации системы специального дошкольного образования вРеспублике Беларусь и введения новой службы ранней комплексной помощи детям«группы высокого риска»
Теоретический уровень разработкипроекта предполагает решение следующих задач:
научное обоснованиеконцептуальной модели и определение методологических принципов раннейсоциализации детей, оказания им необходимых коррекционно-образовательных услугс первых дней жизни;
определение стратегии построениябазовой модели (республиканского уровня) и на ее основе — возможныхрегиональных вариантов ранней диагностики отклонений развития и комплекснойпомощи семье и ребенку;
экспериментальная апробацияпроекта с целью проверки его эффективности;
совершенствование базовой моделина основе результатов апробации в системе образования;
разработка программы,обеспечивающей реализацию концепции ранней помощи в системе образования до 2010года.
Разрабатывая проект концепцииранней комплексной помощи, мы опирались на зарубежный и отечественный опыт,накопленный в классической и современной психолого-педагогической науке. Этопедагогическое наследие Я.А. Коменского, Э. Сегена, М. Монтессори, содержательныеи эффективные методики дошкольного образования XX века, обогатившие специальнуюпедагогику: педагогический опыт Отто Шпека, Мюнхенская диагностика (Германия),методика Н. и П. Ботта (Франция), Карла Грюневальда (Швеция), кондуктивнаяпедагогика А. Пето (Будапешт), методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса,опережающее обучение Г. Домана, также программы раннего выявления и раннейкомплексной помощи ребенку (Россия).
Актуальные проблемы раннейкоррекционно-образовательной помощи детям решаются на современном этапе сучетом теоретических положений, основанных на признании:
ведущей роли деятельности и ееизменения на протяжении дошкольного периода развития (А.Н. Леонтьев и др.);
значимости и необходимостиобщения в своевременной социализации личности, установления контактов, обратнойсвязи с окружающими людьми с первых дней жизни (Л.И. Божович, 1968; М.И. Лисина,1974 и др.);
руководящей роли взрослых как госновного условия амплификации развития ребенка в разных видах деятельности (А.В.Запорожец, 1998 и др.);
интенсивного социального развитияребенка в дошкольном возрасте как наиболее сенситивного к усвоению опыта (Л.С. Выготский)
Современные научные исследованиядоказывают, что первые три года жизни являются определяющими для развития ребенка,а сензитивность дошкольного детства к овладению способами усвоенияобщественного опыта определяется ростом и развитием мозга, завершающимся в 7-8лет. В гуманистической психологии отмечается, что сама сущность человекапостоянно движет его в направлении личного роста, самодостаточности, еслитолько чрезвычайные обстоятельства жизни не мешают этому (А. Маслоу, К. Роджерс,Л. Хьелл). Ранее существовавшая в дефектологии парадигма «приспособления»,«упражнения и тренировки» оказалась недостаточно эффективной и замененана направленность психолого-педагогической коррекции на активное формированиетого, что может быть достигнуто ребенком в перспективе и в соответствии с еговозможностями, с учетом социально-психологических нормативов общества. В рамкахтакого подхода в современных исследованиях предложены новые принципыкоррекционно-компенсаторного сопровождения (Э.Г. Симерницкой, А.В. Семенович, М.М.Семаго и др.).
Принцип замещающего онтогенезарадикально изменяет понимание причин и характера психического и физическогоразвития детей.
Исходя из уникальностиконкретного возрастного периода (дошкольного, школьного и т.д.), определяетсядругой принцип — «нормативности», раскрывающий эталонное содержаниеразвития на данном возрастном этапе и механизмы взаимосвязи сегодняшнего изавтрашнего дня в развитии ребенка, определения исходной позиции длякоррекционно-развивающего сопровождения с использованием условно-нормативных показателейтипичного онтогенеза (Л.А. Зайцева, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.).
Реализация принципа системностиразвития предполагает учет в коррекционно-развивающей работе структуры ииерархии конкретного варианта атипичного психического развития, понимания путиэтого развития, причин наблюдаемой патологии, определения той возрастной точки,после которой началось уклонение от условно-нормативного варианта развития. Этодает возможность построить индивидуальную программу воспитания и обученияребенка, «с нужного места» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Новыйдидактический принцип единой образовательной среды (А.А. Леонтьев) в системеранней комплексной помощи предполагает, по нашему мнению, создание коррекционно-развивающейпредметно-пространственной среды (без «барьеров») и развивающейсоциальной среды (доступность для каждого ребенка в соответствии с его правамии потребностями необходимого комплекса социально-психологических, медицинских иобразовательных услуг).
Принцип индивидуализации вполной мере отражает современную парадигму специального дошкольного образования.Он закрепляет необходимость опираться в коррекционно-развивающей работе наобразовательные потребности личности, ее индивидуальные особенности, а не навнешние признаки поведения и деятельности детей. Реализация этого ключевогопринципа коррекционной педагогики и психологии обеспечивает наиболее полнуюобратную связь с ребенком, понимание его трудностей, своевременное фиксированиеего достижений и их стимулирование. Имеющиеся у детей дошкольного возраста с«фактором риска» сложные психосенсомоторные нарушения обусловливаютнеобходимость установления постоянной обратной связи с ребенком, начального,текущего и итогового контроля за динамикой его развития в дошкольном учреждениии семье.
Принцип динамичности и гибкостипредполагает индивидуализированный уровень сложности содержательного и операциональногокомпонентов ранней коррекционно-педагогической помощи. В ее основе видитсясоциально-адаптационная направленность, вариативность содержания идифференциация коррекционно-развивающей поддержки, а не приоритет нормативныхобразовательных стандартов. Актуальным, особенно в условиях интегрированноговоспитания, является создание новых и адаптация типовых учебных программ кнуждам конкретного ребенка (А.Н. Коноплева, 2002; Е.М. Калинина, 2003; Т.Л. Лещинская,1997; Л.И. Солнцева, 1997; Т.И. Шамова, 1996; Н.Д. Шматко, 1997 и др.).
Учет принципа мотивированностидеятельности необходим для планирования, отбора средств и условий активизациимотивационно-потребностной сферы детей дошкольного возраста с психофизическиминарушениями, в частности с ранней социальной и психоэмоциональной депривацией. Этоодин из самых значимых и сложных аспектов коррекционно-образовательной работы. Удетей, особенно дошкольного возраста, отмечается выраженная незрелостьрассматриваемой сферы. Важно, чтобы воспринимаемая ребенком в процессе обученияинформация, отражаемый в сознании опыт приобретали субъективный, личностныйсмысл, «присваивались» ребенком. Здесь срабатывает универсальноеправило в коррекционной работе: «если интересно, значит, хочу узнать,понять, рассмотреть… », ребенка привлекает «учение с увлечением»(Ш. Амонашвили). Активизация внимания, познавательных мотивов ребенка спроблемами развития — неотъемлемое условие успешности в усвоении значимого длянего опыта.
Принцип целостностивоспитательного процесса близок к принципу комплексного подхода вкоррекционно-образовательной работе, целостности и системности в организации иопределении ранней медико-психолого-педагогической помощи детям, выражается вразностороннем и целостном осмыслении потребностей и возможностей ребенка,характера взаимодействия специалистов и семьи.
Принцип развивающего воспитанияотражает психологическую основу коррекционно-воспитательной работы: учет «зоныактуального» и «зоны ближайшего» развития ребенка с дезонтогенезом.Продуманная помощь со стороны взрослого предопределяет успешность психическогои физического развития малыша с первых дней жизни. Недостаточностьквалифицированной психолого-педагогической помощи с рождения приводит не толькок возникновению у дошкольника госпитализма, но и к социальной депривации вдальнейшем.
Принцип социальной активностипредполагает раннюю социализацию ребенка с нарушениями психофизического развития,обеспечение его индивидуальной формы существования, снижение зависимости отпосторонней помощи — «все, что могу, делаю сам». Акцент необходимоделать не на пассивное усвоение, а на овладение значимым опытом в процессепредметно-практических и социальных действий, обеспечивающих своевременностьсоциальной интеграции. В этой связи особое место отводится различным вариантаминтегрированного воспитания дошкольников.
Принцип нормализации жизни,окружающей среды так же, как и принцип социальной активности, подчеркиваетнеобходимость расширения социальной интеграции детей дошкольного возраста снарушениями психофизического развития, устранение или ослабление негативныхвоздействий на ребенка, сегрегации в воспитании и обучении, в социальныхконтактах с первых месяцев жизни. Каждый новый для малыша коллектив (семья,детский сад, школа) является для него важным, значимым этапом успешнойсоциальной адаптации.
Принцип опоры на ведущую деятельность- один из доминирующих в системе ранней комплексной помощи, так как овладениеребенком социальным опытом осуществляется преимущественно в игровойдеятельности, ведущей для этого периода. А.Н. Леонтьев отмечал, что ребенокразвивается поступательно в общении и в деятельности. Игра не только побуждаетмалышей к двигательной активности, но и является важным средствомразностороннего развития, коррекции психофизических нарушений. В этой связиособенно важно разрабатывать к каждому разделу программы игротеки, отражающиеосновное содержание программы, способствующие реализации поставленныхкоррекционно-образовательных задач.
Поставив перед собой задачу обеспеченияранней социализации ребенка с отклонениями в развитии, специалисты и родителидолжны быть ориентированы на реализацию принципа педагогического оптимизма сучетом необходимости и достаточности содержательного и операционального компонентовиндивидуальной коррекционно-развивающей поддержки. Акцент необходимо сделать натрансформацию целеполагания в процессе воспитания и диагностичностьпсихолого-педагогического анализа достижений и трудностей ребенка. Весьпедагогический процесс целесообразно строить с учетом ближайших и перспективныхцелей, достижений и трудностей ребенка.
Ближайшие цели реализуются наоснове практико-ориентированного воспитания (А.Н. Коноплева, 2002; Т.Л. Лещинская,2000; П.И. Третьяков, 1997) и социальной направленности содержания (формированиезнаний и умений, жизненно необходимых в повседневной практике). Перспективныецели ориентированы на развитие способностей личности (в том числе икомпенсаторных) и необходимых данному возрасту личностных качеств,определенного уровня предметно-практической и игровой деятельности.
Очевидно, что ближайшие целинеобходимо соотносить с «уровнем актуального развития» ребенка, аперспективные — с «уровнем ближайшего развития». Названные уровниопределяются в процессе исходного, текущего и итоговогопсихолого-педагогического обследования. В процессе психолого-педагогическогообследования ребенка (с обязательным учетом данных его клинико-физиологического,нейропсихологического исследования) важно получить ответы на следующие вопросы(Л.С. Цветкова, 1997):
почему нарушен тот или инойпсихический процесс (речь, мышление, восприятие, память, чтение, письмо и др.);
каковы причины и механизмывозникновения отклонений психического и социального развития от естественногоонтогенеза;
что лежит в основе нарушения
существует ли взаимосвязь выявленногонедоразвития определенных высших психических функций с нарушениями другихпсихических функций, а также с негативными изменениями личности,эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка;
какова структура патологическогопсихофизического состояния (на каком уровне психической и психофизиологическойорганизации функции произошло нарушение и в каком его звене);
с патологией какой зоны мозгасвязано наблюдаемое нарушение.
С учетом полученных результатовв дальнейшем можно добиваться пересмотра диагноза и осуществлять планированиеиндивидуальной работы, поиск оптимального содержания совместной деятельностиребенка со взрослыми и сверстниками.
Указанные исходные положенияобеспечивают непрерывность и преемственность в оказании помощи ребенку, планированиеиндивидуальной работы, поиск оптимального содержания совместной деятельностиребенка со взрослыми и сверстниками.
Указанные исходные положенияобеспечивают непрерывность и преемственность в оказании помощи ребенку иродителям различными государственными структурами, на начальной и последующихступенях образования (семья, детский сад и т.д.).
Неоспоримо, что ранняя коррекцияспособствует предупреждению вторичных отклонений развития и реабилитации детейс особенностями развития, открывает возможности для их ранней социализации иинтеграции в общество нормально развивающихся сверстников. Тем самым отпадаетнеобходимость в дорогостоящем специальном образовании для такой категории детей.
В республиканских нормативныхдокументах специальное дошкольное образование определяется как «процессвоспитания, обучения и разностороннего развития детей с психофизическиминарушениями, осуществляемый в семье и различных образовательных учреждениях, сцелью ранней коррекции патологических отклонений развития, адаптации к окружающейсреде и социальной интеграции» (Концепция дошкольного образования, 2002). Нельзядопустить изолированности системы ранней комплексной помощи детям отнациональной системы образования. Принципиальным является следованиесовременной тенденции создания в Республике Беларусь единого образовательногопространства, преемственности всех ступеней, на которых оказываютсяпсихолого-педагогические и социально-медицинские услуги детям и родителям.
Ранняя комплексная помощьрассматривается нами как система мер, единого образовательного пространства,преемственности всех ступеней, на которых оказываются психолого-педагогическиеи социально-медицинские услуги детям и родителям.
Ранняя комплексная помощьрассматривается нами как система мер, включающая выявление, обследование,коррекцию физических и/или психических нарушений развития ребенка в возрасте дотрех лет, его индивидуализированное обучение с медико-психолого-педагогическимсопровождением в условиях семьи, учреждений образования, здравоохранения исоциальной защиты.
Обучение на дому — квалифицированноепсихолого-педагогическое сопровождение на дому развития ребенка раннеговозраста, который по состоянию здоровья временно или постоянно не посещаетучреждения образования.Основные функции системы ранней комплексной помощи
Приоритетами функционирования службыранней комплексной помощи мы определили следующее:
при сохранении единогообразовательного пространства приведение параметров системы дошкольногообразования и специального образования в соответствие с новыми задачами,потребностями семей, структурой современных коррекционно-образовательных услуг,численностью детей с особенностями развития и инвалидов;
своевременное выявлениепатологических отклонений психофизического развития и «нормализация»(Б. Нирье, 1969) жизнедеятельности ребенка с первых дней жизни;
обеспечение равных возможностейдля всех детей и их родителей в получении своевременнойсоциально-педагогической, психологической и медицинской помощи.
Наряду с основными функцияминационального дошкольного образования служба ранней комплексной помощи, в томчисле и коррекционно-педагогической, призвана выполнять дополнительные функции:
оздоровительную (охрана жизни иукрепление здоровья ребенка, удовлетворение потребности семьи в оздоровительныхуслугах, профилактика соматических отклонений здоровья, предупреждениевозникновения вторичных нарушений на фоне основной патологии с целью ослабленияинвалидизации ребенка);
диагностическую (раннеевыявление нарушений развития у детей в процессе медико-психолого-педагогическогообследования);
коррекционно-компенсаторную (обеспечениесвоевременной адекватной коррекционно-развивающей помощи, своевременноеисправление имеющихся психофизических нарушений, возмещение нарушенных функций);
информационно-консультационную (психолого-педагогическоесодействие укреплению семьи, ранней социализации и развитию детей, обеспечениеродителям выбора адаптивных образовательных программ, реализации прав ребенка иродителей в получении адекватных потребностям коррекционно-образовательныхуслуг).
Моделирующий уровень
Ранняя комплексная помощь можетоказываться детям в возрасте до трех лет с «факторами риска» вразвитии в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты и всемье. Она организуется в порядке, установленном законодательством РеспубликиБеларусь.
Ранняя комплексная помощьвключает мероприятия, направленные на выявление психических и/или физическихнарушений развития, восстановление или компенсацию нарушенных структур ифункций организма, ограничений активности, а также сопровождение развития,обучение детей, консультирование и обучение родителей способам ухода и оказанияспециальной помощи детям.
Ребенку раннего возраста, находящемусяв учреждении здравоохранения, социальной защиты, создаются условия для полученияпсихолого-педагогической помощи в порядке, определяемом Министерствомобразования Республики Беларусь по согласованию с Министерствомздравоохранения, Министерством труда и социальной защиты. Коррекционно-педагогическаяпомощь оказывается ребенку с учетом индивидуальных особенностей исоответствующих программно-методических материалов, с использованиемвспомогательных коррекционных средств.
Материально-техническая базаслужб ранней комплексной, в том числе и коррекционно-педагогической помощи формируетсяв зависимости от потребностей населения в такой услуге и включает помещения,сооружения, оборудование, индивидуальные технические или иные средства, необходимыедля эффективной комплексной помощи детям раннего возраста как в условиях семьи,так и в учреждениях образования и здравоохранения.
Реализация разработанной моделиобеспечит, на наш взгляд, целостный характер функционирования и развитиярассматриваемой системы в республике и регионах. Она позволит устранитьведомственную сегрегацию в управлении, установить действенную" взаимосвязьмежду институтами и учреждениями образования, здравоохранения, социальнойзащиты различных уровней, а также удовлетворить потребность образовательнойсферы в кадрах для работы с детьми раннего возраста, обеспечить население необходимымипсихолого-педагогическими и социально-медицинскими услугами.
В Республике Беларусьобразовалась гибкая многофункциональная система учреждений, предлагающихобразовательные услуги детям дошкольного возраста и их родителям (Концепция дошкольногообразования, 2000). Реструктуризация указанной системы учреждений, связанная соткрытием в их составе служб ранней диагностики и комплексной помощи, позволит повыситьэффективность" психолого-педагогических и социально-медицинских услуг детямраннего дошкольного возраста.
Структура системы раннейкомплексной помощи включает несколько составных частей: службы, обеспечивающиеее функционирование и развитие; учреждения дошкольного образования,здравоохранения и социальной защиты, обеспечивающие получение населением специальныхобразовательных услуг.
Службы, обеспечивающиефункционирование и развитие системы ранней диагностики и комплексной помощи: психологическаяслужба; педагогическая служба; социальная служба; медицинская служба; системауправления; научная и методическая службы.
Структура службы раннейкомплексной помощи (СРКП)
Специалистами отдела (службы) значатсялица, имеющие высшее среднее специальное образование
Штат сотрудников включает:
1) руководитель отдела
2) врач-педиатр;
3) педагог — психолог;
4) социальный педагог;
5) учитель-дефектолог;
6) врач-психиатр;
7) инструктор ЛФК;
8) массажист.
Основные направления организациимодели ранней диагностики и комплексной помощи детям
1. Законодательно-правовоеобеспечение системы ранней помощи на основе междисциплинарного и межведомственноговзаимодействия специалистов и родителей.
2. Обеспечение механизмаконтроля регуляции качества деятельности служб ранней диагностики и комплексапомощи детям и их родителям, экспертизы содержания и результативности осуществленияфункций указанных структур.
3. Создание обязательного набордиагностических методик для тотального психолого-педагогического (в комплексе смедицинским) обследования выявления детей «группы высокой риска» впервые месяцы жизни.
4 Обеспечение многоуровневого социально-ориентированногосодержания дошкольного образования с учетом индивидуальных потребностей ивозможностей детей раннего возраста, обусловленных нарушениями психофизическогоразвития (в том числе тяжелой и атипической патологией, требующейдополнительных медико-психолого-педагогических услуг).
5. Совершенствование коррекционно-образовательныхтехнологий воспитания и обучения дошкольников раннего возраста, обобщение ипропаганда отечественного и зарубежного передового педагогического опыта раннейпомощи в условиях общественного и сем е иного воспитания.
6. Достижение непрерывности ипреемственности коррекционно-образовательной работы с детьми в семье и напоследующих этапах образования (детский сад, школа и др.).
7. Перестройка системы управления,подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на развитиеструктуры ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи.
Цели и задачи служб раннейдиагностики нарушений и комплексной помощи в системе специального образования
Цели:
своевременное тотальноекомплексное обследование детей с первых дней жизни и выявление «группвысокого риска» (генетического, медицинского, социального), осуществлениеранней социальной адаптации в процессе целенаправленного индивидуализированногоразвития детей;
обеспечение всем детям раннегодошкольного возраста с особенностями развития и инвалидам оптимальнойкоррекционно-развивающей социальной и предметно-пространственной в семье,интегрированных группах, других образовательных и медицинских структурах
Осуществление указанных целей нетолько обеспечит адекватную реакцию и компенсацию нарушений развития с первых месяцевжизни ребенка, ко и поможет снизить его зависимость от внешней помощи, повыситьуровень социальной приспособленности к школе.
Основными задачами служб раннейдиагностики и комплексной помощи являются:
профилактика (психолого-педагогическая,социально-медицинская) инвалидизации детства в перинатальном и раннем периодахразвития ребенка, создание коррекционно-развивающей среды для личностного развитиякаждого ребенка, обеспечение достойного качества его жизни;
соблюдение приоритета семьи ввоспитании и осуществлении ранней психолого-педагогической, медицинскойкоррекции нарушений развития детей с гарантированным взаимодействиемнеобходимых специалистов (педагогов, психологов, медиков и др.);
созданиеинформационно-аналитического банка данных о детях раннего возраста «группывысокого риска»; информационное обеспечение специалистов и родителей попроблемам диагностики нарушений и раннего коррекционно-развивающего сопровождения,диагностики нарушений и раннего коррекционно-развивающего сопровождения детей;
обеспечение непрерывности ипреемственности коррекционно-образовательной помощи ребенку в семье, вдошкольном учреждении, а также при переходе на следующую ступень национальнойобразовательной системы (в школу);
обеспечение социально-правовойподдержки специалистов служб ранней помощи;
подготовка и переподготовкапедагогов, психологов, медиков для работы с детьми раннего возраста в семье, вучреждениях образования, совместного (интегрированного) воспитания детейнормально развивающихся и с особенностями развития, а также в системездравоохранения и социальной защиты.
Основные направления коррекционнойпсихолого-педагогической работы с детьми раннего возраста:
активизация психофизическогоразвития младенца;
когнитивное развитие;
социализация (самообслуживание,эмоциональное общение и коммуникативные навыки);
развитие предпосылок игровойдеятельности;
развитие речи;
развитие тонкой и общей моторики;
Виды проводимой работы: индивидуальныеи групповые занятия, консультирование родителей, домашнее визитирование. Вместес ребенком на занятиях присутствуют родители или значимые члены семьи.
Отдел (служба) информируетженские консультации, роддома, детские поликлиники и другиелечебно-профилактические учреждения об объеме оказываемых услуг и условияхнаправления детей в данное отделение.
Материально-техническоеобеспечение функционирования отделов ранней комплексной помощи предполагаетстроительство учреждений образования, здравоохранения, социального обеспеченияс учетом размещения в некоторых из них отделов ранней комплексной помощи, по проектам
Литература
1.        М.Н. Реут Развитие службы ранней помощи проблемным детям // Дефектология,- 2005, — №1, — С.21-24
2.        Е.М. Калинина Концептуальная модель раннейкоррекционно-педагогической помощи детям с особенностями в развитии // Дэфекталогія, — 2004, — С.46-48
3.        Л.В. Самарина. Служба раннеговмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннеговозраста и их семьям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, — 2005,- №6, С.3-6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Денежно-кредитная политика Республики Казахстан
Реферат Концептуальная модель повышения эффективности стратегического управления промышленными предприятиями
Реферат Социально-психологические характеристики малых групп с внешним статусом
Реферат "В прекрасном и яростном мире" (сочинение-отзыв)
Реферат Абулхаир хан
Реферат Особенности социально-психологического климата предприятий ресторанного бизнеса
Реферат Ii межрегиональная научно-практическая конференция 24 ноября 2011 г
Реферат A Tree Grows In Brooklyn Essay Research
Реферат 1. Предмет и предназначение философии, философия как мировоззрение и методология познания мира
Реферат Организационная структура государственного управления в таможенной сфере Республики Беларусь
Реферат Чертановская улица
Реферат Центральный Банк Российской Федераци как орган государственного контроля и регулирования
Реферат Влияние проявлений тревожности на социальную адаптацию детей младшего школьного возраста с задер
Реферат Жилищно-коммунальное хозяйство
Реферат Чернобыльское эхо на Украине: 20 лет спустя