Реферат по предмету "Педагогика"


Использование проектного метода на музыкальном занятии с детьми шестого года жизни

Использованиепроектного метода на музыкальном занятии с детьми шестого года жизни
Впроцессе проектнойдеятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой,активной личности ребёнка, для формирования его музыкальных способностей.
В связи с этим поставилизадачу выявить и сравнить уровень эмоционального развития детей, с которымиведется музыкальная работа по программе традиционно, без использованияпроектного метода, и уровень развития детей экспериментальной группы, длякоторых организуется проектная деятельность.
Для решения этой задачи быларазработана система занятий, на которых организуется проектная деятельность.
Интересен, на наш взгляд,способ разработки тематического проекта, связанный с использованием модели трехвопросов. Ее суть в том, что мы задаем детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы незнаем? Как можно узнать?
Эксперимент проводился вдетском саду. В нём участвовали дети 5-6 лет двух старших групп. В обеихгруппах музыкальное занятие составлялись в соответствии с программой. Однако вэкспериментальной группе использовалось проектное обучение, в контрольной жегруппе проект не использовался.
На первом занятиипоставлена цель: закрепить знания детей о танцевальных жанрах.
Проблема исходила от детей;именно они задали ключевой вопрос, который и стал впоследствии стержнемпроекта: как узнать танцевальные жанры? Как их различать? Где можноиспользовать знания о танцевальных жанрах?
Однажды музыкальный руководительобнаружил письмо. В нем танцевальные жанры обратились к детям за помощью:помочь разобраться в жанрах, потому что они находятся в плену у Злюки – Дюдюки,и она их перепутала.
Такой прием оказалсябеспроигрышным, т.к. дети включились в проблемную ситуацию. Оставалось лишьорганизовать проектировочную деятельность с детьми, а именно, предложитьобсудить, что произойдет, если танцы перепутались; как найти выход изсоздавшейся ситуации.
Выслушав предположениядетей, было предложено проверить гипотезы. В ходе обсуждения многиевоспитанники нашли такой экспериментальный путь: составить ответ на письмо,изучив в научной литературе происхождение танцев, побеседовать с родителями овпечатлениях изученного материала. Затем было решено составить коллаж – ответ,где будут отражены в иллюстрациях, схемах, картинках, рисунках три танцевальныхжанра: вальс, полька, пляска. Итоги данной проблемы бурно обсуждались, врезультате чего был сделан коллаж с выступлением детей, где сами воспитанникивоодушевленно рассказывали обо всем, что им пришлось узнать; на презентацииисполнялись песни, танцы в различных танцевальных жанрах, рассказывалисьистории возникновения вальса, пляски, польки. На самом деле, процесс работы надданным проектом позволил решить целый ряд образовательных задач: развитиемузыкального вкуса, эмоционального чувства, творчества,… но выполнена главнаяцель музыкального воспитания – закрепление знаний детей о танцевальных жанрах.
Кроме того, в процессеработы и проведении итогов были поставлены новые познавательные задачи. Дети,получив результат и определенные знания, сознательно ставят новуюпознавательную задачу, и проектируют способы решения.
Цель очевидна: безнатаскивания и муштры, естественно и непринужденно, создавая активный интерес кмузыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки найти путь кдоброму сердцу и раскрыть в каждом ребёнке его творческий потенциал и духовныесилы.
Таким образом, определилсямотив для создания нового проекта «Музыка доброты». Второе занятие посвящалось решениюцели: побуждать детей выражать добрые чувства, эмоции, вызванные музыкой.
Разработка данногопроекта и реализация его разделов должна была позволить нам привлечь вниманиедошкольников, вовлечь их в разные совместные мероприятия, участниками которыхстали бы: дети — родители – педагоги. Такой подход позволит нам улучшитьпсихологический микроклимат в коллективе, совершенствовать системувзаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
Выделив в качествеосновной проблему коллективных взаимоотношений детей в процессе обучения, мыпопытались прежде всего выяснить, каким образом отношения, развивающиеся всовместной деятельности, в том числе и учебной, сказываются на положениистарших дошкольников в коллективе сверстников и что при этом является определяющим:общий уровень их развития, направленность личности, проявляющаяся в совместнойучебной деятельности, или личные качества, помогающие в учении. Поэтомувыделена проблема: научиться быть добрыми с помощью музыкальных произведений.
Для реализации проектаобозначены задачи:
1)        повышатьинтерес детей к музыкальной деятельности через совместную поисковуюдеятельность;
2)        развиватьспособность к прогнозированию будущих изменений в пении, ритмических движениях,слушании музыкальных произведений;
3)        содействоватьсредствами музыки возникновению чувства дружбы, доброты к близкому окружению.
Напервом этапе (моделирование ситуации, выявление проблемы, определение продуктадеятельности) определялся статус каждого ребёнка в системе личныхвзаимоотношений в группе. Сформулировали проблему: как стать добрыми при помощимузыки; определили продукт деятельности: научить злую Бабу Ягу стать доброй;для этого составить цветик – пятицветик, на котором показать пути решения общейпроблемы.
Навтором этапе (организация работы по решению проблемы) пришлось помочьспланировать деятельность. Дети прислушались к нашему мнению, и было решено:конечный результат проекта представить в виде цветика – пятицветика, на которомпоместить пути реализации проекта в совместной деятельности. К организации проектнойдеятельности подключили родителей. Прежде всего, родители помогли в созданииальбома «Добро и зло», где красочно иллюстрированные плакаты отразили темунашего проекта, пополнили знания детей пословицами и поговорками о добре и зле.
Результатыпроектной деятельности определили положение каждого ребёнка в группе, раскрылиреальные способы поведения детей в совместной деятельности. Критериями впроцессе проекта были выбраны проявления взаимопомощи, взаимообучения. Какпоказали наблюдения, характер сотрудничества при обучении уже накладываетотпечаток на положение ребенка в системе коллективных взаимоотношений.
Натретьем этапе (практическая деятельность) выяснились знания детей о чуткости,отзывчивости по отношению к товарищу, о честности, скромности, доброте, овзаимовыручке и взаимопомощи, об умении договориться и распределить обязанностимежду собой, о справедливой оценке поведения товарищей и своего, об умениидружить, о необходимости преодоления личного желания в пользу коллектива. Сэтой целью дети объединялись в группы, в ансамбль. Они заметили, что, играя вансамбле, быстро преодолевается затруднение исполнения песни, танца.
Начетвертом этапе (презентация продукта деятельности) дети сами пришли к выводу,что добрыми быть нам помогает музыка. На презентации выяснилось, что родителисами узнали много интересного из жизни детей в музыкальной деятельности.
Результатыреализации данного проекта позволили:
§   оказатьвлияние на развитие музыкальных способностей ребенка и, прежде всего,музыкальной отзывчивости, интереса к музыке.
—   создатьколлективистические взаимоотношения детей;
—   определитьвлияние тех музыкальных произведений, которые послужили средством воспитания иэмоционального развития ребенка.
Исходяиз педагогического значения процесса музыкального восприятия, мы пришли квыводу, что в «Программе воспитания и обучения в детском саду» менее разработанвопрос обучения детей игре на музыкальных инструментах. Выделив, в качествеосновной проблему обучения игре на детских музыкальных инструментах, выявиласьновая тема для проекта «Музыкальная лаборатория» / приложение 3 /. Цельтретьего занятия: расширить знания детей о разнообразии звуков в процессемузыкального восприятия.
Былипоставлены задачи: через поисковую деятельность развивать интерес к музыке ижелание музицировать. Эксперимент проходил в форме создания музыкальныхинструментов и элементарным способам владения инструментом.
Посколькудетский оркестр способствует развитию музыкальных способностей, то можно предположить,что участие ребёнка в оркестре окажет влияние и на воспитание его эмоциональнойотзывчивости, как одного из ведущих компонентов музыкальности, и послужитсозданием предпосылок к музыкально – творческим проявлениям.
Важноподчеркнуть, что в этом проекте одним из наиболее эффективных видов детскоймузыкальной деятельности признается игра на музыкальных инструментах и, вчастности, создание детского оркестра, может служить средством какиндивидуального развития ребенка, так и формирования социальных отношений междудетьми.
Напервом этапе проекта детям необходимо было попасть в лабораторию профессораСкрипочкина по звуковому письму, где музыкальные инструменты были разбросаны,разломаны, разбиты. Мы были уверенны, что дети самостоятельно смогут сформулироватьпроблему, цель, спланировать деятельность.
Навтором этапе для выявления направленности детей, мы создали ряд ситуаций, гдедети должны показать собственное решение данной проблемы. При этом наиболеезначимым для шестилеток оказалось то, что инструменты можно изготовить самим,призвав на помощь взрослых.
Натретьем этапе детям представилась возможность проявить самостоятельность всоздании музыкального инструмента и дать ему название, показать способы игры нанем. Каждого ребёнка учили правильной посадке во время игры. Пропевали песенки,прохлопывали ее ритм в ладоши. При исполнении песен дети приобреталиэлементарные навыки передачи простого ритмического рисунка. Затем переходили кусложнению: включали для развития восприятия музыкальные произведения, а детипропевали мелодию, прохлопывали в ладоши ритмический рисунок. Если заданиевыполнялось детьми правильно, то предлагали озвучить данную мелодию на своёминструменте.
Разучивиндивидуально одну фразу, объединяли детей в небольшие группы. Проиграв мелодиюансамблем, ребята прослушивали аккомпанемент и учились играть саккомпанементом. Процесс разучивания следующих фраз проходил аналогично.Совместная игра заметно оживляла их. Они ждали занятий, проявляли большойинтерес, внимательно следили за игрой товарища.
Корганизации творческой и поисковой деятельности привлекли родителей. Преждевсего, родители помогли в оборудовании музыкальной лаборатории, пополнилиальбом иллюстрациями с рассказами о музыкальных инструментах народного исимфонического оркестров. Для развития интереса и желания музицировать,предлагали родителям методику музицирования Карла Орфа. Продуктом деятельностистал альбом «Музыкальные инструменты» с иллюстрациями и рассказами о каждоминструменте, и выступление оркестра на инструментах, изготовленных самимиучастниками.
Такимобразом, роль родителей в реализации проекта — непосредственное участие иподдержка творческой активности детей.
Вопределении любимого вида музыкальной деятельности у детей экспериментальнойгруппы появился новый – игра на детских музыкальных инструментах.
Так,ненавязчиво, неназойливо, появилась тема для следующего проекта «Город музыки».Цель четвертого занятия: в процессе поисковой деятельности познакомить детей снотной грамотой для проявления эмоционального отношения к музыке. Проблемавышла от ребят, которые спросили: «Почему мы никогда не путаем голоса знакомыхнам людей?» «Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого?»«Почему высокие звуки мы видим как светлые, а низкие звуки вызывают ощущениетемноты?» Принято решение: создать новый проект «Город музыки», где город – этонотный стан, скрипичный ключ – король, а ноты – жители музыкального города. Такпоявился элемент заинтересованности в воспроизведении выученного, желаниепроявить свои знания и умения.
Задачиэтого проекта:
— отразить способностьвыражения эмоционального отношения детей к
 музыке;
— укрепить сотрудничество между детьми, родителями, педагогами.
Процессобучения грамоте состоял в том, что нотоносец состоит из 5 линеек, а ноты имеютсвое название. Неоценимую помощь нам оказали родители в поисках названий нот,составили стихи. С помощью родителей ребята легко запоминали названия нот и ужечерез несколько занятий пропевали гамму, называя ноты. Дети научилисьвыкладывать на нотоносце ноты для попевки «Лесенка». Сначала пропевали ее,отмечали, что звуки попевки расположены от «до1» к «соль». Повышениекаждого звука отмечали на нотоносце.
Напрезентации решено было найти короля музыкального города (скрипичный ключ) ивыстроить на нотоносце все ноты от «до1»до «до2»,сольфеджируя их.
Врезультате такого проекта дети экспериментальной группы научились строитьпесенки – попевки на нотоносце. Во время слушания песен все ребята сталиактивны, причем сам процесс разучивания стал протекать значительно быстрее.Дети овладели определенным запасом знаний о музыкальных звуках, наиболее полнонаучились чувствовать красоту музыки и осознавать ее, выражать в своейисполнительской и творческой деятельности эмоциональный отклик музыки.
Огромныйинтерес к поисковой деятельности проявлялся на каждом музыкальном занятии.Когда дети уже овладели навыком знания нот, форма работы усложнилась впроблеме: на столе лежит книга, а картинок нет, только ноты. Как прочитать? Какузнать, о чем эта книга? Успешное решение во многом зависело от того, наскольковнимательно и ответственно отнесется ребенок 6 лет к непосредственному«прочитыванию» и запоминанию нотного текста. В проекте «Музыкальная книга» детисамостоятельно определили, что ноты можно прочитать, и тогда узнают, о чемкнига. Вся предыдущая педагогическая работа по воспитанию интереса к нотнойграмоте, к исполнительству служила хорошей основой для дальнейшего познаниямузыки. Дети выкладывали мелодию, пропевали ее, прохлопывали ритм, сравниваливысоту звучания звуков. Еще более сложная форма проявления знаний нотнойграмоты сказалась в придумывании сказки, направленной на осмысление мелодии.Сказка детей явилась показателем высокого уровня эмоциональной реакции навосприятие музыки, свидетельством креативного потенциала, что имеет большоезначение для последующего обучения в школе. Самостоятельное придумывание сказкина заданную мелодию помогло ребятам углубить свои знания, проявить возможностив данном проекте, специально спланированном педагогом.
Толькопри овладении дошкольниками нотной грамотой можно по-настоящему серьёзноставить и решать вопросы о значении, роли музыки в учебно–воспитательномпроцессе детского сада как в плане усвоения детьми учебных задач, так и в планевоспитательного воздействия музыки на ребёнка. На последнем этапе состояласьпрезентация Музыкальной книги, где дети показали способность в уменииэмоционально пропевать мелодии.
Нашаработа подтвердила исходное положение настоящего исследования, чтоцеленаправленное педагогическое руководство, как восприятием, так и процессомсоздания музыкальных образов, приводит к возникновению у детей более глубокогоинтереса к музыке. Подобное проникновение влечёт за собой гамму чувств ипереживаний, а отсюда и большую эмоциональную насыщенность музыки,заинтересованность, увлечённость, творческую активность и богатый арсеналобразной выразительности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.