Реферат по предмету "Педагогика"


Актуализация креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства представления учебного материала и включение учащихся в деятельность

Актуализациякреативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средствапредставления учебного материала и включение учащихся в деятельность
учитель русского языкаи литературы
МОУ «Джидинская СОШ»
Республика Бурятия
Поневчинская ВалентинаПетровна

Предисловие
В основу разработанногообразовательного стандарта положен компетентностный подход в обучении каксистемообразующая дидактическая идея, которая определяет содержание и структурустандарта. Под компетенцией подразумевается способность применять ЗУН вразнообразных ситуациях, наличие качеств, позволяющих человеку успешносоциализироваться, в т.ч. и умений творческого характера (интуиция,воображение, смекалка, различные виды мышления, умение учиться).
Современная школахарактеризуется смещением от знаниево-ориентированного к компетентностному,личностно ориентированному, деятельностному подходу в образовании. Этопозволяет развивать и совершенствовать на уроках литературы ключевые,общепредметные и специфико-предметные компетенции: коммуникативную ирефлексивную, культуроведческую и ценностно-ориентационную, смыслопоисковую ичитательскую и др. Новое время требует новых подходов.
Современные дидактысчитают, что педагог должен организовать деятельность учеников таким образом,чтобы постоянно стимулировать мотивации к обучению. Учёные выделяют следующиемотивы: интерес и успешность, достижения и сотрудничество, соперничество исоревновательность.
При нетрадиционномтворчески-реализованном типе обучения (классификация Г.А.Русских) познавательныйинтерес, мотивации к обучению развиваются на основе необычных средствпредставления учебного материала и включения учащихся в деятельность. При этомучитель изменяет способы организации учебного труда, опираясь на фантазию,игру, имитацию и т.п.
Формирование опытатворческой деятельности, для которой характерен «перенос» знаний из однойучебной ситуации в другую, осуществляется в процессе творческих заданий.
1. Учебная игра какоснова творчества учащихся
Общеизвестно,что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научитьчеловека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в томчисле совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Необходимымусловием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностейличности является организация собственной деятельности. В учебно-познавательнойдеятельности школьников на основе деятельностного способа обучения лежитличностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности имсамим направляются и контролируются.
В настоящеевремя все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержанияучебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамкипривычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобыбольшинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов илишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бымеры побуждения.
Чтобыпостичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формыобучения. Ведущей среди них является имитационнаяигра.
Игра – это самая свободная, естественная формапогружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью еёизучения, проявления собственного «Я», творчества, активности,самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причёмпознавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, котораяимеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школеявляется основой личностно ориентированного обучения.
Игра несёт на себе функции:
 * психологические,снимая напряжение и способствуя эмоциональнойразрядке;
· психотерапевтические, помогаяребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения,психическое самочувствие;
· технологические, позволяячастично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающейреальную действительность.
В игреребёнок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическуюсвободу, необходимую для его развития.
Развитие креативныхспособностей школьников подразумевает развитие четырёх само-:самостоятельности, самоконтроля, возможности для самореализации исамовыражения, интереса к предмету, активности. Творчество обязательно вигровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников. Все проектыраннего развития построены на обучении детей в их естественном состоянии — состоянии игры.
Аксиомой существованияребенка является творческое отношение к жизни, познание через интерес ибезоценочную свободу самовыражения, так как ничто в будущем не сможет заменитьотсутствие фантазии, богатого воображения, развитой интуиции. Возможностьоткрытого отношения к другому представляет игра. Полноценная учебная деятельностьорганизуется только на основе игровой, поскольку учение направлено на овладениетакими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенкавоображения и символической функции, формирующихся в игре.
 Одна из особенностейигры состоит в том, что она достигает своих целей незаметно. Игра, какдеятельность, выполняющая личностно развивающую функцию, есть деятельность«честная», не сводимая к формальному исполнению. Она затрагивает существенныежизненные интересы воспитанника, дает свободу выбора и приоритетов. Вместе стем, игра — достаточно трудный вид деятельности, т.е. требует напряжения воли,но вызывает чувство удовлетворения. Игра должна быть деятельностью, в которойученик оказывается перед реальной альтернативой: поступить согласно своемумировоззрению или против своих взглядов.
Переход школьника ксамовоспитанию в играх, к саморазвитию, к свободной сознательной работе надсвоей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретениюнеобходимых умений происходит незаметно и естественно. Этот переходобеспечивается «принципом удовольствия», на котором основаны игры. Ни в какойдругой деятельности школьник не проявляет столько настойчивости,целеустремленности, неутомимости, как в игре. Активизируется мыслительнаядеятельность, память, внимание, творческое воображение.
При дифференцированномподходе игровые приемы позволяют вовлечь в творчество весь класс, повышаетсясамооценка у школьников репродуктивного уровня, растет уровень ихпознавательной активности.
2.Нетрадиционныеспособы организации творческой деятельности школьников
Развитиеличности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит втом, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организацииучебно-познавательной деятельности учащихся.
Результативнымив этом смысле стали уроки литературы в нетрадиционной форме (КВН, путешествие,устный журнал, исследование, театрализация, интегрированные уроки и др.). Онивызывают большой интерес у школьников. В.Сухомлинский писал: «Сказка, фантазия,игра — животворный источник детского мышления, благородных чувств истремлений…». Участники литературных игр получают не только удовольствие, но иновые коммуникативные навыки, личностное саморазвитие. Игроки погружаются втекст, проводят лингвостилистический, литературоведческий анализ,интерпретируют и трансформируют прочитанный материал.
Литературная играразвивает дивергентное мышление (поиск в разных направлениях, высказывание различныхгипотез), в противовес конвергентному мышлению (поиск в одном направлении приполучении одного правильного ответа), принятого в советском образовании.М.М.Бахтин писал: «Могучее и глубокое творчество во многом бываетбессознательным и раскрывается многообразием смыслов…Понимание восполняеттекст: оно активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжаеттворчество»2.
Литературноепроизведение полифункционально по своей сути, имеет различные типы эстетическихкатегорий. Урок-игра позволяет выяснить многие из них. Учебная игра имеетдостаточно позитивных дидактических возможностей. Она позволяет учащимся самимвыбирать «точки удивления», при традиционном изучении оставшимисянезамеченными; выводит учеников из пассивной позиции наблюдателей; решает кромеучебно-воспитательных и развивающих задач проблемы релаксации, улучшаетпсихологический микроклимат в классе.
Удачной формойсовременного урока является театрализованная игра, которая может проводиться науроке и вне его. Подготовительная работа включает в себя формулировку темы,создание сценария, распределение ролей, репетиции, обсуждение игровыхусловностей. В 10 классе возможен урок обобщения по роману Ф.М.Достоевского«Преступление и наказание» в форме суда над Раскольниковым. Учащиесяпогружаются на таком уроке в атмосферу столкновения различных взглядов, мнений.Литературное произведение — это форма художественного диалога писателя считателем. В процессе погружения в текст приходит понимание, а «понимающийнеизбежно становится третьим в диалоге».2 Интерпретация образа Раскольниковаимеет право на существование. Диалог культурных смыслов: писатель-критик,читатель-критик, автор-читатель — формирует у школьников дивергентное,творческое мышление. Важна глубокая проработка материала, высшая степеньсамостоятельности, способность к критичности и толерантности в оценках,ориентация на соревновательность, актуализация деловых, лидерских возможностей.Участвуя в дискуссиях, выступая с докладами, учащиеся учатся оппонировать,адаптируясь к реалиям сегодняшнего времени. Живя в сегодняшнем обществе,человек должен уметь отстоять свою точку зрения, этично и аргументированноубедить других.
Необычно прошел в 7-хклассах урок обобщения «Смех – дело серьёзное» по юмористическим рассказам А.П.Чеховав форме устного журнала. Урок состоял их страниц: «Интервью журналиста»,«Словарная», «Театральная», « Сыскное агентство», «Экскурсия в картиннуюгалерею», «Итоговая». Чтобы мотивировать ребят, сделать их активнымиучастниками-субъектами урока, подготовка устного журнала осуществляласьсовместно с ними. Учитывая особенности переходного возраста, я предоставила всевозможности для самовыражения подростков: они побывали на этом уроке иартистами, и сыщиками, и художниками, и гидами (музейными работниками).
Запоминающимся сталурок-конкурс в 8-х классах по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», рассчитанный на 2часа. Ребята разделились на группы: «Таланты и поклонники», «Очумелые ручки»,«Умники и умницы». На этапе анализа урока все участники отметили как изюминкиурока театрализацию фрагментов комедии и написание её «продолжения».Восьмиклассники сумели передать неповторимый колорит гоголевской эпохи черезизготовленные костюмы, декорации, манеры, игру.
Работа в группах учитдетей сотрудничеству, самостоятельности, терпимости к мнению других, здесьважна не оценка, а сам процесс совместного добывания знаний. Приобретённыеумения и навыки на таких уроках помогут школьникам адаптироваться,социализироваться в современной жизни.
Увлекательным иэффективным делают урок интеллектуальные игры: литературные кроссворды, ребусы,викторины. Их можно использовать на разных этапах урока. Ребусы, кроссворды,викторины как интеллектуальные виды работы не должны быть чересчур лёгкими,иначе они не вызовут интереса. В то же время сложные задания могут отпугнутьребят. Уместнее всего продумывать дифференцированные задания по группам всоответствии с уровнем познавательной активности. Сегодня практическиневозможно представить современный урок без применения компьютерной технологии.
Примером этого сталурок-презентация в 8-м классе «Душа моя чиста…» (по лирике Н.М.Рубцова). Ребятаприготовили замечательные слайды о жизни и творчестве поэта, нашли песни на егослова: «В горнице», «Букет», совершили виртуальную экскурсию в музей картин Левитана(по результатам исследования ребят, именно его картины теснее всегоперекликаются со стихами Рубцова).
Технология подготовки урокав нетрадиционной форме путешествия в страну гоголевского юмора в 6 классе см. вПриложении.
3. Поиск «точек удивления»9в художественном тексте
Главным инструментомучителя литературы остаётся с л о в о. И учить быть внимательным к словуследует с самого начала работы над произведением. Анализируя его заголовок,школьники обнаруживают, что в нем часто отражается позиция автора, постановкаключевой проблемы, сам заголовок вызывает определённые художественныеассоциации. Заголовок может стать объектом творческого исследования.Вспоминаются строки из книги Г. Гранина «Секреты орфографии»:
Заголовок — окошко длявзгляда вперед.
Посмотри и подумай: чтотебя ждет?
Заголовок — это непросто слова:
Эти слова — всемуголова.
Обратимся, например, канализу заголовка повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ещё до её прочтения.Ребята обращают внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс -к- в словедочка (не дочь, а дочка), на место расположения слов в заголовке (не «Дочкакапитана», а «Капитанская дочка»), на смысловую роль прилагательного «капитанская».Таким образом, характеристика героини началась до непосредственного соприкосновенияс текстом, что заинтриговало учащихся и побудило прочитать произведение спредельной внимательностью, чтобы подтвердить или опровергнуть своипредположения относительно пушкинской героини. Анализ заголовка художественногопроизведения, бесспорно, развивает творчество учащихся; логическое, критическоеи ассоциативное мышление; воображение и внимательность, заинтересовываетчтением.
Изучение литературноготекста стоит обязательно сопровождать словарной работой. Удачно зарекомендовалисебя конкурсы на лучшего толкователя новых слов. Такая работа проводится вигровой форме аукциона, кроссворда, «Ромашки». Победителем становится тот, ктопонятнее, точнее и интереснее сумеет растолковать слово. Обогащению словарногозапаса, внимательному отношению к слову способствуют творческие задания: «Такговорят былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», «Словарь героя произведения».Выполняя подобную работу, ученики перечитывают тексты, анализируют этимологическийи семантический аспекты слов, тем самым приобщаясь к сокровищнице русскойклассики, становясь сами творцами. Условия для развития детского творчества,образной речи создают задания: «Закончи пословицу», «Напиши сочинение попословице».
Творческое отношение клитературному произведению невозможно без умения понимать, ценить детали вхудожественном тексте. Порой школьники не умеют видеть её в читаемом тексте,увлекаясь только ходом повествования.
Задерживать внимание надеталях нужно уже с 5-го класса, в этом помогают игровые, тестовые задания:«Угадай героя (по реплике самого героя, по портрету и т.п.)», «Вставьпропущенное словечко», «Из какого произведения «потерянные» вещи (предметы)?»,«Откуда эти строки?». Поиск «опорных мотивов» («точек удивления») при изучениихудожественного текста — важное условие его понимания и усвоения. Они вызываюту школьников духовно-эмоциональный, личностный отклик. Работа над именами,фамилиями героев, заголовками произведений, яркими тропами и фигурами речи «включаетучащихся в творческую, исследовательскую деятельность, формирует умениеанализировать текст»9.
4.Развивающая рольлитературного творчества школьников
Нередко при изучениитворчества поэтов, писателей учащимся предлагается креативное задание — сочинить произведение в стиле указанного мастера слова. Процесс выполненияподобного задания требует от школьников погружения в стихию художественногомира писателя, вызывает интерес к его творчеству. При знаниевом подходе кобучению ученикам было достаточно лишь прочитать произведение, выполнить рядтрадиционных заданий: ответить на вопросы, найти выразительные средства языка ипрочее.
Навык сочинения в стилеконкретного автора формирует коммуникативную, рефлексивную, смыслопоисковую,эмоционально-эстетическую компетенцию. Как множество слов и речевых оборотовобъединяются в текст, по каким законам языка они объединяются в единое целое — эти вопросы школьники постигают, осваивая речевой опыт мастера слова, чтобыобдуманно им пользоваться. Скрупулёзный анализ исходного текста при сочинении встиле известного автора неизбежен. Эта работа убеждает школьников, что всё втексте продумано, его строение, расположение языковых средств обусловлены темойи идеей высказывания, стилем и типом речи, особенностями жанра. Сравнение своейработы с образцовым текстом совершенствует умение использовать в речи языковыесредства, разнообразные по структуре и стилистической принадлежностиграмматические конструкции, воспитывает речевую культуру.
Психолингвист прошлогостолетия Н.И.Жинкин утверждал: «Надо у каждого учащегося, независимо от возможностейв будущей профессии, развивать вкус к языку и взыскательность к речи»9. Этоположение учёного не потеряло актуальности и в ХХI веке. В наше время во всехсферах жизни ценится грамотный профессионал. Создание собственного творениявыступает средством проникновения в произведение, средством усвоенияиндивидуального стиля автора. При этом важен лингвостилистический анализисходного текста. По мнению лингвиста Н.А.Плёнкина, без умения анализироватьязыковые и стилистические особенности текста невозможно научиться создаватьсобственный текст.
Пятиклассники,вдохновлённые творчеством И.А.Крылова, сочиняют свои басни, высмеиваясовременные пороки.
Развивают читательскоевоображение, творческое мышление рассказы учащихся о таких внесюжетных героях,как родители Насти и Митраши из «Кладовой солнца» Пришвина. Это герои «закадром». Чтобы составить рассказ о них, нужна работа воображения, погружение вхудожественный и лингвоисторический контекст предвоенной эпохи. Подобныхтворческих усилий требует задание составить поучение в стиле древнерусскойлитературы, сохраняя языковые особенности «Поучения В.Мономаха», да ещёоформить его, соотнося с представлениями о книгах, появившимися в Х веке вДревней Руси.
Большой творческийпотенциал несут в себе задания по составлению сценария диа-, кино-, телефильмана основе текста художественного произведения. Составление сценария — работатрудная, не каждому под силу. Можно дать подобную работу в первый раздифференцированно. В слабом классе, как правило, составляется коллективныйсценарий. Работа над сценарием приучает школьников внимательно относиться кподробностям художественного произведения, уметь «развернуть» образ иликартину, «раскрасить» их, домыслить авторское видение. В школьную программувключены произведения, вызывающие у ребят особую симпатию. Учащиеся судовольствием читают их и продумывают рассказ о герое с изменением лица послетого, как разобрались в его характере, поступках, привычках. К примеру, послеизучения рассказа В.Распутина «Уроки французского» домысливаем его продолжение,отвечая на вопрос: посеяла ли в душе героя «зерно» доброты и бескорыстия егоучительница Лидия Михайловна.
Очень эффективны этюды-импровизации,когда ученики «дописывают» текст, сочиняют в стиле автора на основевнимательного прочтения отдельных эпизодов из его жизни и творчества, произведений.
Такие задания требуютот учащихся исследования художественного мира автора, перевоплощения ирефлексии. Ребята учитывают стилистику писателя, изобразительно-выразительныесредства его произведений. Школьники учатся создавать письменные текстыразличных жанров. Так, один из школьников представил себя журналистом, которыйотправился на встречу с Зощенко и поведал о нём, его творческих планах. Другиенаписали басни собственного сочинения, третьи создали стихотворения в прозе встиле И.С.Тургенева ( Приложение).

Заключение
литературныйтворчество креативность школьник
Развитию творческоговоображения способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, еслиналажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативностишкольника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.
Преподавать литературув век телевидения, радио, видео и компьютеризации непросто. Ребята предпочитаютполучить представление о литературном произведении, как и любую другуюинформацию, не затрачивая много времени для чтения. Перед учителем-словесникомостро стоит вопрос — как повысить интерес к своему предмету и сделать урокилитературы уроками жизни, уроками, на которых «душа обязана трудиться», урокамивысокой нравственности. Размышление над поступками героя, их причинами ипоследствиями, осмысление авторской идеи, соотнесение с личными этическимипредставлениями — это и есть главный результат читательской деятельности. Многиеметодисты отмечают, что процесс чтения не заканчивается только пониманиемтекста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения,ведущего к совершенствованию его личности. Нам, учителям литературы, необходимопомнить, что проблемы не интересны для учащихся, если они не связаны с жизнью,имеют общий характер, не выводят школьников на общечеловеческие ценности.
Воспитательныйпотенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать системуценностей, развивать социально-культурную, ценностно-ориентационную,рефлексивную компетенции учащихся. Необходимо сделать книгу верным инеобходимым спутником школьника. Важно сделать уроки литературы не простосредством передачи знаний, а прочной основой духовной высоты личности.
Нетрадиционный подход,овладение современными педагогическими технологиями, осознание реалий новоговремени поможет решить задачи школьного литературного образования.
 Приобщение к мирутворчества художников слова не проходит даром — в детях воспитываетсятворческое начало. Школьники становятся успешнее по другим предметам. Ониувереннее справляются с заданиями ЕГЭ по русскому языку. Придумывая, сочиняя,фантазируя и перевоплощаясь на уроках литературы, ребята совершенствуюттворческие способности, которые всегда и везде пригодятся им в жизни.

Библиография
1. Андреев В.И. Эвристика длятворческого саморазвития.- Казань, 1994.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесноготворчества. – М., 1986
3. Беспалько В.П. Педагогика ипрогрессивные технологии обучения.- М., 1995.
4. Безрукова В.С. Педагогика.Проективная педагогика: Учебное пособие.-
 Екатеринбург, 1996
5. Виноградов В.В. Избранные труды. Оязыке художественной прозы.- М.,1980.
6. Гусарова Е.Н. Современныепедагогические технологии.- М.,2005.
7. Пидкасистый П.И., Портнов М.П. Искусствопреподавания.- М.,1999.
8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.Технология игры в обучении и развитии.- М., 1996.
9. Санжадаева Г.С. Новые технологии науроках литературы. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006
10. Селевко Г.К. Современныеобразовательные технологии.- М.,1998.
11. Самоукина Н.В.Организационно-обучающие игры в обучении.- М., 1996.
12. Унт И. Индивидуализация идифференциация обучения.- М., 1990.
13. Цимбаева Е. Художественный образ висторическом контексте.- Вопросы литературы, 2003, №4.
14. Шанский Н.М. Лингвистический анализхудожественного текста.- М., 1980.
15. Шаталов В.Ф. Психологическиеконтакты.- М.: Новая школа, 1992.
16. Якиманская И.С.Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.,1996.

Приложение
1.Технология подготовкиурока-путешествия в страну гоголевского юмора в 6 классе
Подготовка начинается свводного урока. Учащиеся в группах исследуют историкоэтнографический,искусствоведческий, лингвоэтимологический, литературоведческий, биографическийматериал по теме. Структура урока-путешествия в страну гоголевского юморапредполагает командное (коллективное) выполнение заданий, требующих примененияпродуктивного мышления для познания предметного содержания в условияхограниченного времени и соревнования. К заключительному уроку-путешествиюгруппы представляют находки, результаты своих исследований. «Этнографы»приносят украинские полотенца — рушники, украинскую национальную одежду,предметы быта украинцев гоголевской эпохи, изготовленные муляжи и настоящиеблюда украинской кухни (галушки, вареники, паляницу). « Искусствоведы»представляют записи с украинскими народными песнями, репродукции картинхудожников на украинскую тему (в частности, работы А.И.Куинджи), портретыГоголя, фигурки кукол в украинском одеянии, иллюстрации к повести. «Историки» и«литературоведы» находят различные издания сборника писателя «Вечера на хутореблиз Диканьки», черновые материалы автора. «Этимологи-лингвисты» составилисловарь непонятных современному читателю слов по повестям Гоголя. Группа«артистов» приготовила костюмированные инсценировки эпизодов из повести. Группа«сочинителей» поделились впечатлением о прочитанных произведениях Гоголя. Такиеуроки вовлекают в работу весь класс, не оставляют равнодушными никого,воспринимаются как литературные праздники.
2.Структура урока-конкурсапо комедии Гоголя «Ревизор» в 8 классе
Урок состоял изследующих этапов:
1. Гоголевскаявикторина-разминка на выявление самого внимательного и начитанного ученика(конкурс «гоголят»).
2. Блиц-опрос (конкурсна лучшего знатока текста комедии).
3. «Защита» творческогодомашнего задания (рисунки, кроссворды, поделки, плакаты, сочинений разныхжанров и др.)
4. Костюмированнаяинсценировка-пантомима немой сцены в комедии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.