Реферат по предмету "Педагогика"


Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
 
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современномэтапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношениявынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить наработу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочныйподход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленькогочеловека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.
Адаптация (от лат. Adaptare– приспособлять) – в широком смысле – приспособлениек окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождениячеловека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Этоуниверсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном,так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или кпозитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются дваосновных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональнаяудовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точновыполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно:начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как этопериод адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменносложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении даннойпроблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружаютзнаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, обособенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и др.Внимательно знакомясь с опубликованными материалами, убеждаешься, что характери длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельстви множества субъективных причин.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными разныхстран, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Остраяфаза или период дезадаптации.
2. Подостраяфаза или собственно адаптация.
3. Фазакомпенсации или периода адаптированности.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшегодошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новуюсоциальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могутпривести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизическогоразвития ребенка. Главная задача психолога и педагогов в данных группах помочьдетям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольномучреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственнобыстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциямивзрослых и сверстников, подражать их действиям. Адаптационный период – серьезноеиспытания для малышей, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушаютэмоциональное состояние детей. «Можно с большой долей вероятности предполагать,что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, аоставляет след в нервно-психическом развитии ребенка» /Е.И. Морозова/
Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптациипоказывает, что эта проблема вызывает трудности в процессе ее решения.Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детямквалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. В связи с этим,педагогу – психологу необходимо усилить просветительскую работу с родителями ипедагогическими кадрами: систематически освещать новые подходы к раскрытиютаких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развитияобщения взрослого и ребенка, практические применения эти знания в условияхадаптации.
Следует отметить важность понимания информации об иерархии, т.е.наибольшей значимости, тех или иных потребностных структур для ребенка раннеговозраста. Знание этих законов дает отгадку для решения многих проблем в периодадаптации детей раннего возраста к условиям ГОУ. Теплюк С.Н. четко идоступно объясняет данную позицию, и эти знания позволяют избежать многихошибок и сделать процесс адаптации менее болезненным и спокойным.
Система иерархии потребностной структуры ребенка раннего возрастав условиях социализации
Не одно десятилетие учёные и практики бились над положительнымрешением этой серьёзной проблемы. Данные научных исследований в психологиираннего детства последних лет дали богатый материал, помогающий переосмыслитьмногие положения этой проблемы. Опыт практиков, описывающих поведение детей вэтот период, также свидетельствует о том, что следует по-новому выстроить всюсистему жизнеобеспечения малышей, создать чёткую систему иерархии потребностнойструктуры ребёнка раннего возраста в условиях социализации.
Для наглядности ступени иерархической лестницы можно представить ввиде перевёрнутой пирамид:
 
Ступени иерархической лестницы потребностной структуры ребенкараннего возраста в условиях социализации
4 ступень
РЕБЕНОК +ДИТЯ
3 ступень
РЕБЕНОК+БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ (игрушки, интерьер, помещения в группе)
2 ступень
РЕБЕНОК + ВЗРОСЛЫЙ
1 ступень
РЕБЕНОК + МАТЬ
I  ступень – ребёнок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешногоразвития будущей личности. Пытаясь создавать благоприятные условия в периодпривыкания малыша, мы в первую очередь не имеет права стремительно и грубоотрывать ребёнка от матери, расшатывать основу иерархической лестницы егопотребностной структуры.
II       ступень – расширяющиеся связи ребёнка с другими взрослыми. Вначале эти связи ограничены рамками семейных отношений. Круг общения свзрослыми постепенно расширяется за счёт взрослых из ближайшего окружения(соседка, приезжающая с визитом тётушка и др.). Со временем в круг знакомых начинаютвписываться и продавец ближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка.Особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого. Как показалиисследования, восприятие ребёнком нового взрослого происходит через призмумаминого восприятия незнакомца. Улыбается мама – малыш тут же, как еёотражение, улыбается тёте и даже может вступить с ней в контакт. Настороженамама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любогообщения. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будетпроходить знакомство ребёнка с воспитателем, неизменно доброжелательноеотношение, к которому со стороны мамы помогает ему легче наладить контакт,быстрее принять нового взрослого.
Ш ступень – ребёнок начинает проявлять интерес к субъектам ипредметам ближайшего окружения. Сначала с помощью взрослых, а затемсамостоятельно он начинает передвигаться в незнакомом пространстве по периметруи вглубь, менять своё местоположение за столом, с интересом заниматься сигровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологиотмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем обществосверстников.
Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыткаждого из них мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малышпока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попыткедругого ребёнка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру,отворачивается, уходит от навязчивого общения сверстников, а иногда доходитдело и до ссор.
IV ступень – «ребёнок + дети». Формирование правильныхвзаимоотношений между сверстниками – одна из серьёзных задач воспитательногопроцесса. Очень часто педагоги и родители минуя первые три ступени, предлагаютребенку в первые дни пребывания в детском саду оказаться сразу на последней IY ступеньке: «Иди поиграйс детками!», что в свою очередь вызывает у малыша капризы, протест, нежеланиепосещать ДОУ.
Следует признать, что, не владея информацией об иерархиипотребностной структуры малышей, мы совершаем ряд грубейших ошибок:
– Насильственный и стремительный отрыв ребенка от матери – глубокоепотрясение для малыша, формирующее недоверие к миру.
– Игнорирование значимости роли взрослого в период адаптации.Это приводит к тому, что малышу приходится самостоятельно выходить из этойситуации: ребенок хватает педагога за юбку, просится на ручки… А взрослыеминовав вторую ступень /ребенок + взрослый/, предлагают ребенку сразу оказатьсяна третей ступени /ребенок + ближайшее окружение/ «Иди, посмотри группу, возьмиигрушки и поиграй в них!». А еще хуже, когда мы перебрасываем малыша сразу начетвертую ступень /ребенок + дети/ «Иди, поиграй с детишками!»
– Неправильно выстроенная линия поведения взрослых(тревожность взрослых, раздражение, страхи, равнодушие), приводит к тяжелой изатяжной адаптации детей в группе. Спокойствие, вежливость, внимание, оптимизм,жизнерадостность – дают положительный результат в адаптационный период.
– Прогулка с первых дней посещения ДОУ – хороший способ снятьнапряжение, излишнюю тревожность детей. Поэтому не отменять, а включать вобязательные, ежедневные процессы режима малышей с первых дней адаптационногопериода. В первые дни и неделю посещения ДОУ, именно на прогулке можнорасстаться с малышом и передать его маме.
– Заинтересованность, слаженность действий и целей в этомпроцессе взрослых – родителей и сотрудников ДОУ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат По одежке встречают
Реферат Диагностика, лечение, тактика при утоплениях на догоспитальном этапе
Реферат Abortion Essay Research Paper Imagine yourself curled
Реферат Blood Violence And Gore As Entertainment Essay
Реферат Анализ влияния отраслей промышленности на атмосферный воздух
Реферат Учреждение Европейских сообществ в 50-х годах двадцатого века
Реферат Компьютерный метод оптимизации конструкции осветителей прожекторного типа
Реферат Теории денег. Денежный рынок РФ
Реферат Realism In Literature Essay Research Paper REALISM
Реферат Нравственный смысл смерти в философии Владимира Соловьёва
Реферат Технологія забезпечення якості фундаментальної підготовки майбутніх вчителів математики
Реферат «Контрольно-ревізійні функції Національного банку України»
Реферат «Деловая Мордовия-2011» XVI международная выставка-ярмарка
Реферат Гитара: Guitarra antiqua
Реферат Скептицизм