Реферат по предмету "Педагогика"


Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

Министерство образования РоссийскойФедерации
Волгоградскийсоциально-педагогический колледж
Кафедра педагогики и психологии
«Роль воображения в игровойдеятельности дошкольников».
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель: СихвартСветлана Владимировна студентка группы 5 «Ж»
Научный руководитель:Передельская Светлана Александровна
Рецензент:_________________________________
Дата допуска к защите:______________________
Волгоград 2002г.

Оглавление
Введение… 3
1. Глава 1. Теоретический анализпсихолого-педагогических исследований роли воображения в игровой деятельностидошкольников… 5
§1. Теоретическое представление овоображении,
его видах и функциях… 5
§2. Психологические особенностивоображения
детей дошкольного возраста… 22
§3. Проявление воображения
в игровой деятельности дошкольников… 26
Вывод по 1 главе… 31
2. Глава 2. Опыт экспериментальногоисследования
роли воображения в дошкольномвозрасте… 33
§1. Организация и методики изучения  особенностейвоображения
в дошкольном возрасте… 33
§2. Результаты изучения особенностейвоображения
в дошкольном возрасте и их анализ… 37
§3. Психолого-педагогическиерекомендации
по развитию воображения у детей… 45
Вывод по 2 главе… 49
Заключение… 51
3. Библиография… 52
4. Приложение… 53

Введение
Воображение – великаясила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие подревнему миру и представить себе лицо далекого друга.
Великий немецкийматематик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он сталпоэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодарявоображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например,как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теорииотносительности Эйнштейна.
Но воображение, как любаяпсихологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим,чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированногоуровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться вситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов,знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Наиболее успешностановление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием,особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное своображением. [2]
Изучением воображениявообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М.,Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С.Л., Вернер.
В современной психологиисуществует представление о воображении, как о психическом процессе созданияобразов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся учеловека знаний в новое сочетание.
Выделены видывоображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации(слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение:  воссоздающиеили репродуктивное и творческое. В творческое входят мечта и фантазия.
Установлено, чтовоображение развивается в дошкольном детстве. Эффективнее всего в игровойдеятельности.
К сожалению, насегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмывоображения. Для большинства используемых методик диагностики операционныхмеханизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективнуютрудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов впроцессе организации деятельности дошкольников. Поэтому темой нашей работыявляется «Роль воображения в деятельности дошкольников».
Наше исследованиепосвящено роли воображения в игровой деятельности дошкольников 6-7 лет.
Цель исследования: определение роли, которую выполняетвоображение в игре дошкольника.
Объектом исследования является игровая деятельностьдошкольников.
Предмет исследования: проявление воображения в игровойдеятельности дошкольника.
Гипотеза: Развитие воображения и развитиеигровой деятельности – взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развитиявоображения, можно предполагать уровень развития игровой деятельности исоответствующим образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.
С целью проверки даннойгипотезы выдвинем следующие задачи:
1. Провести анализпсихолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.
2. Раскрыть сущностьпонятия воображение.
3. Описать особенностивоображения в дошкольном возрасте.
4. Подобрать методики длядиагностики особенностей воображения в дошкольном возрасте.
5. Провести исследованиевоображения в игровой деятельности дошкольников.
6. Проанализироватьполученные в исследовании данные.
7. Составить рекомендациипо развитию воображения в игровой деятельности дошкольника.

1. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогическихисследований роли воображения
в игровой деятельности дошкольников.
1.1. Теоретическое представление овоображении, его видах и функциях.
В сложной структуречеловеческой психики есть удивительное свойство – воображение, или фантазия.Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях иотношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается ито, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что есть, нонедоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. Ввоображении находит отражение и, то, что никогда не произойдет, никогда несбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира вовремени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое инесоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, впрошлое, из одного пространства в другое.
Воображение – это психический процесс созданияобразов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся учеловека знаний в новое сочетание.
Воображение не может развернутьсяна пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть,услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.
Чем больше знаний, чембогаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем большевозможностей для комбинации образов. Воображение возникло у человека в ходетрудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежаввперед» тех дел, которые совершались в данный момент. Точил ли первобытныйчеловек камень для наконечника стрелы или топора, ломал ли палку для лука,готовил ли яму для поимки зверя – во всех этих делах присутствовал образ,мысленная картина того, что получится, произойдет в недалеком будущем врезультате усилий, целенаправленных действий.
С развитием и усложнениемтрудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картиныболее далекого будущего, дальние результаты. Первобытный человек был слаб, вединоборстве с природой. Природа подавляла его: он не мог объяснитьпроисходящее вокруг. Так родилось представление о существовании сил, стоящихнад человеком, появилась религия.
Современный же человекмногое может объяснить. Он не верит в сверхъестественные силы, а знает законыприроды, и не только знает, но и использует их в создании средствсуществования, в удовлетворении духовных потребностей. И тем не менеевоображение продолжает играть в его жизни огромную роль. Нет границ познанию,работе мысли, беспредельны и фантазия, воображение, которое порой идет впередимышления, пролагая ему путь. [14]
Воображение в собственномсвоем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только учеловека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир,развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие,а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реальноизменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир,заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительностив сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя частонеизмеримо далеко выходит за его пределы. [18]
Всякое воображениепорождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии.Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться,во-первых, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, тоесть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда невидел.
Воображение можетпредвосхищая будущее, создать образ, картину того, что вообще не было. Так М.В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем воображении представить себеполет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта,еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли.[1]
Воображение можетсовершить и такой отлет от  действительности, который создает фантастическуюкартину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно вкакой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее иценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее,при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.Таким образом, и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть дофантастики, воображение не порывает связь с действительностью.
В своих высших творческихформах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнутьв нее.
Воображение, такимобразом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательнойдеятельности. На этой основе развивается затем определенная способность, помере того как воображение формируется в какой-нибудь конкретной творческойдеятельности.
Само восприятиедействительности часто преобразуется воображением под влиянием, чувств,желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, аиногда к более глубокому познанию действительности.[18]
Воображение под влияниемчувств иногда по своему капризу произвольно порождает желанный образ, но оно жеможет и ярче выявить подлинный образ человека. Когда мы любим человека, мыобычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, вкотором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашимвоображением под воздействием чувства образ существенно расходится сдействительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в такомслучае может уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любвипротекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порожденчувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе: образ,складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном отношении к человекуна основании обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, можетзакрыть подлинный облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большоеподлинное чувство может оказаться мощным проявителем не только самыхпрекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех,которые составляют его подлинную сущность.[7]
Воображение – одна изфундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляетсяотличие человека от животных предков. Философ Э. В. Ильенков писал: «Сама посебе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числе не толькодрагоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека отживотного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силывоображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин.Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».
Д. Дидро восклицал:«Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умнымчеловеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – этоспособность вызывать образы. Человек начисто лишенный этой способности, был бытупицей».
При помощи воображениячеловек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, частонеожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность исоздает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением,поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученныезнания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всемисторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением,чувствами.
Как же возникают образывоображения, по каким законам осуществляется их построение?
Воображение –познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическуюдеятельность человеческого мозга.
Анализ помогает выделить отдельные части ипризнаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих порне встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов,в которых реальная действительность отражается человеком в новом,преобразованном, измененном виде и содержании.
Как бы ни было ново то,что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется вдействительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика,есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человекне воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.[4]
Физиологическая основавоображения – образование новых сочетаний, из временных нервных связей, ужесформировавшихся в коре больших полушарий мозга.
Основное значениевоображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека,так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата ипромежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни внауке, ни в технике, ни в искусстве. [18]
Функции воображения.
Люди так много мечтаютпотому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционироватьи тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он нерешает ни каких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение.Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить потокмыслей, остановить воображение.
В жизни человекавоображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том,чтобы представлять действительность в образах и иметь возможностьпользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением иорганически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулированииэмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способенхотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую иминапряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается иразрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с егоучастием в произвольной регуляции познавательных процессов и состоянийчеловека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощьюискусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями,высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формированиивнутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируяобразами. Наконец, пятая функция – это планирование и программированиедеятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процессареализации. [14]
Виды воображения.
В психологии выделяютследующие виды воображения:
Непроизвольное илипассивноевоображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных илинеосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумногоотдыха».
Так, образы во снерождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в концеXIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются всновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногдасовершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии можетпроисходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалыекомбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как быотступает на задний план, так как прекращают работать участки головного мозга,которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон –это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокоеторможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходитнеравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением.Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными.Характерными для сновидения являются:
— чувственнаядостоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все этопроисходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогукритически отнестись к приснившимся фантазиям;
— невероятнаяпричудливость, необычность связей и сочетаний образов;
— явная связь с насущнымипотребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мнеявлялся». Влюбленная в Евгения, она постоянно думает о нем, и вот его образ — во сне.[3]
Несмотря на всюфантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было восприняточеловеком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.
Например, поводом длясновидений могут послужить, раздражения которые получает организм спящегочеловека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может присниться, что тызамерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднемловишь рыбу. Вариаций может быть множество.
На этом основана методикаизучения содержания сновидений: испытуемого подвергают (конечно, с егосогласия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том,что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать восне образы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носуспящего флакон с духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когдалюди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, сталотруднее дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.
Иногда причиной снаявляются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту же, тему, в продолжениеэтих событий. Приснившийся сон может сигнализировать о какой-либо болезни. Так,одну женщину долго преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. Примедицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще многоразных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать изспециальной литературы.[19]
Сон – продукт здоровой психики. Снывидят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, чтосновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишитьчеловека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктомбольной или нездоровой психики являются галлюцинации.
Галлюцинация – это тоже пассивное,непреднамеренное воображение. У людей психически ненормальных или не совсемздоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного ониконкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляетсядавно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту несомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого мельника в результатесильнейшего эмоционального потрясения из-за самоубийства дочери. («Русалка»):
Я продал мельницу бесамзапечным,
А денежки отдал насохраненье
Русалке, вещей дочеримоей.
Они в песке Днепра-рекизарыты,
Их рыбка одноглазкастережет.
Галлюцинации появляютсяпри различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний –чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
При слуховыхгаллюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, тоо чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», врезультате чего человек совершает неожиданные поступки. Это психическоерасстройство часто возникает на почве алкоголизма.
Зрительные галлюцинацииобычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также уалкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.
Эти явления объясняютсятем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей илименьшей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах,фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.
Грезы – это пассивное, но преднамеренноевоображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение.Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливовидна связь фантазии с потребностями и желаниями.[4]
Грезит человек всостоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. В этомслучае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих образов, но ассоциируются,связываются они, не считаясь с реальностью. Результат такого воображенияостается на уровне идеального, психического. Его реализация в поведенииневозможна. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: ониявляются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и этодоставляет ему удовольствие. [14]
Вспомним Манилова – герояповести Н. В. Гоголя «Мертвые души». Манилов, пользуется грезами и бесплодноймечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел вкомнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занесли его Богзнает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо быложить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться унего мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттудавидеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать окаких-нибудь приятных предметах…»[4]
Произвольное, илиактивное воображение– это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательнопоставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникаетв раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре детиберут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. д.).Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя рольютребует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающиепредметы и саму ситуацию игры.
По оригинальностипроизвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, илирепродуктивное и творческое.
Воссоздающее, илирепродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словеснымописанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображениявозникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, аобъективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры.При чтении художественной литературы, при изучении географических, историческихи других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощифантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель илислушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобыувидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик. Отличнойшколой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт. К.Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическимкартам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.Я изучил течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал вглубину тайги… Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такойясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники поразным материкам и странам».
Суть воссоздающеговоображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно невоспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами,знаками и пр.)
Мы как бы расшифровываемсигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линийна листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условнымиобозначениями.
Воссоздающее воображениеиграет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом,без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладетьопытом, знаниями и достижениями других людей. [3]
Творческое воображение– этосамостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктахдеятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условноеизображение. [15]
Роль творческоговоображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогдане было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны,реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота,Андрея Балконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…). [4]
Источник творческойдеятельности – общественная необходимость, потребность в том или ином новомпродукте. Еще наши далекие предки на заре человеческой истории вынуждены былипридумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей. Работая руками,люди видели ограниченность возможностей человеческих рук и начали изобретатьпростейшие орудия и приспособления, которые могли быстрее и лучше выполнятьфункции рук. Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы,которыми человек сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях;сжатую в кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое воображениепомогало человеку совершенствовать орудия труда. [11]
Наиболее простымпредметом создания творческих образов является агглютинация (в переводес греческого – склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двухили нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, чтополучается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы удревних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческоготела; русалка: туловище и голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируютсянекоторые механизмы, машины в настоящее время.
Агглютинация широкогораспространения не имеет: при ее помощи довольно редко удается создать образ,который затем воплощается в реальную вещь. Однако он часто используется, когдадело ограничивается фантазией, когда нет надобности воплощать образ в реальныйпредмет.
Приемом созданиятворческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, чтостроится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм,действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания иинженерного дела – бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойстваживых организмов как биологических моделей и предлагает их для созданиямеханизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения(локатор – аналог с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз – «отпрыск»глаза леопардовой лягушки).
Аналогия может бытьблизкой, непосредственной и отдаленной ступенчатой. Например, внешний видсовременного самолета очень напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия.Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.
Творческие образысоздаются при помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения). Первоесводится к тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особоподчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит влице, фигуре, конечностях человека неповторимые присущие только ему особенностии усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство соригиналом, в то же время это сходство относительно. Писатель юморист изображаетдействующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, чтодолжно вызвать чувство юмора.
Прием преувеличения(преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование –подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение(преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию. Например,сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка исемь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когдагерой изображается мощного сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяетему вести борьбу с целым вражеским войском. [17]
Наиболее сложный приемтворческого воображения – типизация. Художники, писатели, скульпторы вбольшей мере опираются именно на нее. Чтобы произведение было жизненноправдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить ее единичное лицо илисобытие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное.Типизация – сложный процесс разложения и соединения, в результате чеговыкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другимилюдьми). По этому поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Онистроятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, аберут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения иих них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это –обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению,и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.
Воображение являетсясущественной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различныхсферах человеческой деятельности. Тот или иной прием создания творческихобразов используется, в зависимости от цели, стоящей перед человеком, отматериала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерномделе, видимо, большое значение приобретает аналогия, в изобразительнойдеятельности – акцептирование, типизация, в литературном труде – типизация. [16]
Особый вид воображения – мечта.Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельностиконкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее иорганизовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее(то есть то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умениястроить новый образ. Причем мечта – это такой процесс воображения, которыйвсегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смыслеПлюшкин – образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вотгерои Алых парусов» А. Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел ихвидеть.
Мечта не даетнемедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком кдеятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является мечта,которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, каксвою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж,конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можноповерить свою мечту».
К образам такого рода,как мечта, относятся идеалы человека — образы, служащие ему образами жизни,поведения, отношений, деятельности. Идеал – это образ, в котором представленынаиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. Вобразе-идеале выражается тенденция развития личности. [4]
Предвосхищая результатынашей деятельности, мечта, создаваемая воображением, стимулирует к тому, чтобыработать над ее воплощением в действительности, чтобы бороться за ееосуществление. Д.И. Писарев писал: «Если бы человек был совершенно лишенспособности мечтать… если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцатьвоображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, котороетолько что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могупредставить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать идоводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки ипрактической жизни…» Но из стимула к действию мечта воображения может иногдапревратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую мечтательность,которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от реального мира инеобходимости его изменять. Роль воображения и его характер существенноопределяются тем, что представляют собой его продукты. Одни находят себе легкоеи малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях,прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, наделенныедостаточными творческими силами, превращают воплощение своего воображения вреальной дело творчества. Их творения вводят в реальный мир как бы новоеизмерение. В созданных художественным творчеством произведениях искусства людисозерцают преображенный, углубленный образ мира, далеко выходящего заограниченные рамки их часто узкого личного существования; в практической жизниони ломают устаревшие нормы и реально изменяют действительность. [18]
Еще один вид творческоговоображения – фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее несвязывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относятсказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представленыобъекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика –результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того,что рисует им их воображение. [22]
Кусочек фантазии есть вкаждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочекфантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся под непосредственно даны;кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мерепреобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля,чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупинку чего-то нового, своего. [18]

1.2. Психологические особенностивоображения
детей дошкольного возраста.
Начало развития детскоговоображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребеноквпервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использоватьодни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитиевоображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно частои с помощью разнообразных средств и примеров.
О развитости детскоговоображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и роям,которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальныхпродуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. [19]
В первой половинедошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение,механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могутбыть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятиядействительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- икинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностьюи нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу.Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной,а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, чтооказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенныеэмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображениедетей-дошкольников является еще довольно слабым.
Маленький ребенок,например трехлетка не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти,творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные частивоспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Длямладших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи сточки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попроситьребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, какони расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900,то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложномысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостныеизображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность взапоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящегодействительность превращается в творчески ее преобразующее. Оносоединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельностьдетей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главнымвидом деятельности, где проявляется творческое воображение детей,совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры.[14]
Воображение, как и всякаядругая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенныйпуть развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своемразвитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психическиепроцессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного(пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается изнепосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им состороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детствау ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие детисоставляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображениепредставлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельноепорождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана еереализации. [7]
Помимо своей познавательно-интеллектуальнойфункции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка отчрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения,ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие передним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что черезвоображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения исвоеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечитьпри помощи реальных практических действий. [1].
         У детей дошкольного возрастаобе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколькопо-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам.Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция наситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованныйпроцесс и разделяется на познавательное и аффективное.
         Познавательноевоображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначениюобраза с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результатеобразования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя отдругих людей и от совершаемых поступков.
         На первом этапе развитиявоображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этотпроцесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять исовершенствовать их, а следовательно, регулировать свое собственноевоображение. Однако планировать его заранее, составлять в уем программупредстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детейпоявляется лишь к 4-5 годам.
         Детское аффективное свозраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначалеотрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются вгероях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строитьвоображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детейо себе как о якобы обладающих особо выраженным положительными качествами). [9].
         Наконец, на третьем этаперазвития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые врезультате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональноенапряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции,благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные,нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенкомприписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когдамногие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире. [8]

1.3. Проявление воображения в игровойдеятельности дошкольников.
         Воображение ребенка связанов своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функциейсознания. Одна линия развития знаковой ведет от замещения предметов другимипредметами и их изображениями к использованию речевых, математических и другихзнаков и к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет кпоявлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи,ситуации, события воображаемыми, скроить из материала накопленных представленийновые образы. [13]
         Игра взрослого человека иребенка, связанная с деятельность воображения, выражает тенденцию, потребностьв преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, этаспособность к творческому преобразованию действительности в игре впервые иформируется. В этой способности, отображая, преображать действительность,заключается основное значение игры.
         Значит ли это, что игра,переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет.В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому вней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый,фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет и что она воплощает в действии,она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации,отвлекается от одних сторон действительности, с тем чтобы еще глубже вдейственном плане выявить другие. В игре нереально только то, что для неенесущественно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счетиграющий не питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, — вней подлинно, реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые вней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.
         В игре у ребенка формируетсявоображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, ипроникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе ипреобразованию вдействии, ее изменению закладываются и подготавливаются вигровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованномудействию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, вней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности;в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается,углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства,необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.
         Основное значение игры,связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваетсяпотребность в преобразовании окружающей действительности, способность ксозданию нового. [18]
         В психологии принятоотмечать, что воображение ребенка складывается в игре. На первых порах ононеотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь.Но при отсутствии предмета, пригодного для скакания, он не может мысленнопреобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.
         В игре детей трех-,четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходствопредмета-заместителя с предметом, который он замещает.
         У детей более старшеговозраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе непохожи на замещаемые. [12]
         Постепенно необходимость вовнешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровомудействию с предметом, которого в действительности нет, и к игровомупреобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий сним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения какособого психического процесса.
         С другой стороны, игра можетпроисходить без видимых действий, целиком в плане представления. [20]
         Важнейшее значение вразвитии воображения детей имеет ролевая игра. В игровой деятельности ребенокучится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все этоспособствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возрастауже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многиеигровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними,создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать вовнутреннем плане. [21]
         В режиссерских играх, как иво всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенокпроявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ееучастников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушкииспользуются не только в своем непосредственном значении, но и, когда онивыполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диваннаяподушка становится бегемотом, а пояс от халата – змеей в режиссерской игре «Взоопарк»; кубики превращаются в учителей и детей в игре «В школу»). Кигрушкам-заместителям дети охотно прибегают в играх, что говорит о развитии воображения.[12]
         Влияние игры на развитиеличности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведениеми взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для егособственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качеста,необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка изаставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, играспособствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. [11]
         Овладевая действиями игры,ребенок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, атакже действия замещения. Также постепенно ребенок осваивает собственночеловеческий знаково-символический мир – прежде всего вербально очерченноепространство, которое стандартизирует, социализирует его, а также особоезнаково-символическое пространство, где доминируют образы воображения. [23]
         Формируясь в игре,воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее яркооно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь также, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемыепредметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.
         Сочиняя сказки, стишки, детивоспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы,строки.  При этом дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, чтовоспроизводят уже известное. Так, один мальчик заявил однажды: «Вот послушайте,как я сочинил: «Ласточка с весной в сени к нам летит». Другой ребенок также былуверен, что он автор следующих строк: «Не боюсь я никого, кроме мамы одного…»Нравится, как я сочинил?» Его пытаются вывести из заблуждения: «Это не тысочинил, а Пушкин: «Не боишься никого, кроме бога одного». Ребенокразочаровался: «А я думал, что это я сочинил».
         В подобных случаях детскиесочинения целиком строятся на памяти, не включая работы воображения. Однакочаще ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. [11]
         Нетрудно проследитьпроисхождение всех элементов, вошедших в сказку. Это образы знакомых сказок, ноновое их объединение создает фантастическую картину, не похожую на ситуации,воспринимавшиеся ребенком или рассказанные ему.
         Преобразованиедействительности в воображении ребенка происходит не только путемкомбинирования представлений, но и путем придания предметам не присущих имсвойств. Так, дети в своем воображении с азартом преувеличивают илипреуменьшают предметы. Один хочет крошечный земной шар, чтобы на нем все было«взаправду»: реки и океаны, тигры и обезьяны. Другой рассказывает, какой онпостроил «домик до потолка! Нет, до седьмого этажа! Нет, до туч! Нет, дозвезд!» [10]
         Существует мнение, чтовоображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнениеосновано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Трехлетниймальчик, рисуя угол, прибавил к нему маленький крючок и, пораженный сходствомэтой закорючки с сидящей человеческой фигурой, вдруг воскликнул: «Ах, онсидит!» Другой ребенок, в том же возрасте, однажды, играя в салочки и, недогнав детей, осалил землю. Через мгновение он уселся на лавочку и заплакал:«Теперь она меня всегда салить будет!» – «Кто?» – спрашивают. – «Сальнаяземля». Еще один мальчик искренне верил, что камни могут думать и чувствовать.Он считал очень несчастными булыжниками, так как они вынуждены изо дня в деньвидеть одно и то же. Из жалости ребенок переносил их с одного конца дороги надругой. [9]
         Однако воображение ребенкана самом деле же богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображениевзрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек,так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньшематериала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которыестроит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль,чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно болеелегкий отлет от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустаннаяработа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьмиокружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требуетпостоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребеноковладевает умением отличать воображаемое от действительности. [6]

Вывод по первой главе.
         Заканчивая главу, можноотметить, что воображение – это психический процесс создания образов предметов,ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новоесочетание.
         В жизни человека воображениевыполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобыпредставлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит врегулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с егоучастием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятаяфункция – это планирование и программирование деятельности.
         В психологии выделяютследующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы,галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение:воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь,входят мечта и фантазия.
         Воображение играет в жизниребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще идопускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушениежизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей,ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.
         В первой половинедошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение,механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
         В старшем дошкольномвозрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение изрепродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается втворчески ее преобразующее.
         Воображение изнепроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепеннопревращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудиемовладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.
         Помимо своейпознавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну,аффективно-защитную роль.
         Познавательное воображениеформируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощьюслова. Аффективное воображение складывается в результате образования иосознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людейи от совершаемых поступков.

Глава 2. Опыт экспериментальногоисследования
роли воображения в дошкольномвозрасте.
2.1. Организация и методики изученияособенностей воображения
в дошкольном возрасте.
К сожалению, насегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы представливанияи воображения. Более того, для большинства используемых методик диагностики операционныхмеханизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективнуютрудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов впроцессе организации деятельности дошкольников.
Для диагностики уровняразвития воображения не всегда целесообразно использовать специальныеэкспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением задошкольником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этотпуть требует достаточно большого опыта и занимает много времени. Тем не менееможно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить о сферевторичных образов ребенка и его способности оперировать ими. В частности, обуровне развития представленной можно судить по тому, что играет решающую роль вформировании представлений: о низком уровне развития данной способностисвидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком — способностьоперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще болеевысокого уровня – решающая роль слова в процессах формирования и измененияпредставлений (П.А. Сорокун).
Об уровне развитиявоображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности,оригинальности, самостоятельности творческих процессов.
Для диагностикиспособностей воображения традиционно используются следующие методические подходы:
1) оценка оригинальноститрадиционных видов и форм деятельности;
2) тестирование,связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятныхобъектов;
3) тестирование,связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;
4) самооценка параметровобразов воображения. [7]
Изучать воображение можнов словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при пониманиисказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методыпо своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные сторонывоображения. В данной работе для выявления роли воображения в игровойдеятельности дошкольников использованы методики: наблюдение за игровой деятельностьювоображения при понимании сказочных образов и изучение построения образовсказочных персонажей.
Методика 1. Изучениевоображения при понимании сказочных образов.
Подготовка исследования.Подобрать сказку для чтения (например, «Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка»),составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаяхзатруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.
Проведение исследования. Детям4-7 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят 2 серииэкспериментов.
1 серия. Выясняют,насколько понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенокзатрудняется, то ему задают подготовительные вопросы:
1) назови главных героевсказки.
2) кто тебе понравился всказке? Почему?
3) Кто не понравился?Почему?
4) О чем эта сказка?
2 серия. Детей просятнарисовать главных персонажей сказки (Петушка – Золотого гребешка,чудо-меленку, горох). Эксперимент можно проводить коллективно, но при этомнеобходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.
Обработка данных.Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующихдеталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают возрастныеизменения в понимании – воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют втаблицу:Возраст детей Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
3 года
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
Методика 2. Изучение построенияобразов сказочных персонажей.
Подготовка исследования.Подготовить бумагу, цветные карандаши или краски. Продумать включение вэксперимент сказочных персонажей, существенно отличающихся от реальных(например, Кощей Бессмертный, Баба Яга, ведьма и др.), а также волшебныепревращения сказочных героев, например Иванушки в козленка, Василисы Прекраснойв лягушку и т.д.
Проведение исследования.Эксперимент проводится коллективно с дошкольниками 3-7 лет (но при этомнеобходимо проследить, чтобы дети выполняли задания самостоятельно). Вначале ихзнакомят с образами сказок или напоминают об этих образах и их превращениях,читая выразительно соответствующие произведения или отрывки из них.
1 ситуация – детей просятнарисовать эти образы и превращения, затем спрашивают о содержанииизображенного;
2 ситуация – детей просятрассказать об образах и превращениях.
Обработка данных. Покаждой ситуации анализируют степень соответствия образа оригиналу (количествосоответствующих деталей, усложнение и обогащение образа), особенностиизображения волшебных превращений, перехода из одного состояния в другое.Результаты оформляют в таблицу (см. таблицу к методике 1).
Выясняют возрастныеизменения в воссоздании сказочных персонажей и волшебных превращений,анализируют трудности при воссоздании, устанавливают эффективность передачиобраза при словесной и образной форме: как легче передать ребенку образ ипревращение – при помощи слов или при помощи рисунка. [5]

2.2. Результаты изучения особенностейвоображения дошкольников
 и их анализ.
Экспериментальноедиагностическое исследование воображения проводилось с целью выявить роли,которые выполняет воображение в игре дошкольника на примере сравнения детей 3, 4,5, 6 и 7 лет Купцовского детского сада «Колосок». В эксперименте принялиучастие по два ребенка каждого возраста.
Работа с методикамипроводилась индивидуально, в процессе рисования и по его окончании с ребенкомвелась беседа. В ходе беседы уточнилось что нарисовал ребенок, как онпредставляет себе тот или иной образ.
По результатамисследования были составлены и проанализированы таблицы.
1)   Дети 3-х лет (Максим и Миша):Методика 1 Максим, 3 года Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Петушок + + Горох + Меленка + Миша, 3 года Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Петушок + Горох + Меленка +
Методика 2 Максим, 3 года Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Девочка + Гусь + Миша, 3 года Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Девочка + Гусь +
В рисунках детей 3-хлетнего возраста (см. Приложение) прослеживается отсутствие соответствияобразов. Хотя малая часть деталей имеет частичное соответствие образов:
Максим в методике 1частично изобразил петушка. У Миши менее отображены детали птицы. Каждый издетей пытался нарисовать горох, но он не соответствует натуральному. У Максимаотсутствуют пропорции: горох больше петуха.
В методике 2 Мишачастично изобразил девочку и была попытка изобразить гуся: голова и длиннаяшея.
На основании данныхМетодики 2 можно предположить, что ребенку легче передать образ при помощирисунка. А Максиму, наоборот, легче передать образ при помощи слов.

2)   Дети 4-х лет (Оля и Влада):Методика 1 Оля, 4 года Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Петушок + Горох + Меленка + Влада, 4 года Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Петушок + + Горох + Меленка + Методика 2 Оля, 4 года Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Девочка + Гусь Влада, 4 года Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Девочка + Гусь +
         В рисунках детей 4-летнеговозраста также прослеживается отсутствие соответствия образов. В Методике 1 Олячастично изобразила только горох, а Влада и горох, и петушка. К тому же Владаобогатила образы, добавив солнышко, но оно у нее синего цвета и находится нижепетуха.
         В Методике 2 Влада такжеобогатила образы, нарисовав речку, но она не соответствует натуральному цвету.У Оли отсутствует соответствие всех образов, но ей лучше, чем Владе удаетсяпередать образы при помощи слов.
         3) Дети 5-ти лет (Галя иВладик):Методика 1 Галя, 5 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Петушок + + Горох + + Меленка + Владик, 5 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Петушок + + Горох + + Меленка + Методика 2 Галя, 5 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Девочка + Гусь + Владик, 5 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Девочка + Гусь +
         В рисунках детей 5-летнеговозраста предмет имеет признак внешнего сходства с изображаемым объектом. Ребенкуприсуще полное соответствие образов. В 5 лет дети уже усложняют образы. ВМетодике 2 и Галя, и Владик обогатили образы, нарисовав речку. Выполнениедетьми второй методики позволяет предположить, что детям в данном случае легчепередать образы при помощи рисунка.
         Это может быть связано стем, что в этой методике предполагается изобразить не статичный конкретныйобъект, а процесс превращения. Эта задача гораздо сложнее, пятилетние дети такжекак и дети 3 и 4 лет пытаются решить ее на уровне слов, скорее всего в связи снедостаточным арсеналом художественных средств для изображения.
         4) Дети 6-ти лет (Олег и Анжела):Методика 1 Олег, 6 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Петушок + + Горох + + + Меленка + Анжела, 6 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Петушок + + + Горох + Меленка + +
Методика 2 Олег, 6 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Девочка + + Гусь + + Анжела, 6 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Девочка + + Гусь + +
         В рисунках детей 6-летнеговозраста образы соответствуют действительности. Дети начинают усложнять иобогащать образы, но еще преобладает частичное несоответствие (горох имеленка). Петуха, испытуемые изображают уже не одним, а несколькими цветами,вспоминая при этом, что у петуха может быть разнообразная окраска. В отличие отОлега, Анжела обогатила образы облаками и солнцем; усложнила меленку, нарисовавпирог внутри нее. Олег добавил только листочки к дереву.
         Говоря о методике 2, видно,что Анжеле лучше передать образы при помощи слов, но и при помощи рисунка тоже.Олегу не удается лучше при помощи рисунка.
         5) Дети 7-ти лет (Аня и Виолетта):Методика 1 Аня, 7 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Петушок + + Горох + + + Меленка + Виолетта, 7 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Петушок + + Горох + + Меленка + + Методика 2 Аня, 7 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Девочка + + + Гусь + + Виолетта, 7 лет Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа Девочка + + + Гусь + +
         В рисунках детей 7-летнеговозраста образы почти полностью соответствуют действительности. В этом возрастеребенок намного больше усложняет и обогащает образы. Цвета уже болеесоответствуют натуральным. В Методике 1 Аня обратила свой рисунок и домиком сокнами, и барином в шляпе, и небом, и поляной.
Виолетта добавила толькосолнце, небо, землю и травку. Но она, к тому же, нарисовала блины да пироги,которые появились из меленки, усложнила горох листочками, но они желтого цвета.
В Методике 2 обе девочкитакже усложнили и обогатили образы, добавив соответственно бантик, цветок,рисунок на платье; небо, солнце, поляну, речку и ведро. Но только Ане удаетсялегче передать образы при помощи слов. А Виолетта в свою очередь, лучшепередает образы при помощи рисунка, показав при этом, как растопырились пальцына руках, превращающихся в крылья.
При проведении методики«Изучение построения образов сказочных персонажей» из 10 испытуемых только 3детям легче передать образ и превращение при помощи рисунка, а при помощи слов– 6 детям. Одному ребенку легче передать образ как в словесной форме, так и спомощью рисунка.
При проведении методики«Изучение воображения при понимании сказочных образов» только 4 (6-7 лет) из 10испытуемых наиболее правильно воссоздали все 3 образа: петушка, горох имеленку.
Другая часть испытуемыхневерно передала какой-либо из образов, т.к. дети либо не умеют этого делать,либо не имеют представления о предмете. В основном это дети от 3 до 5 лет.
Данные экспериментальногоисследования показывают, что развитие воображения дошкольников идет по путиусложнения и обогащения воссоздаваемых образов. Можно также отметить, что сгодами воссоздаваемые образы становятся более приближенными к действительности.Это можно объяснить тем, что ребенок овладевает сенсорными эталонами размера,цвета, пропорций и т.д.
В экспериментальныхданных прослеживается еще одна линия развития воображения – освоение словесногоспособа описания образа. Это имеет особенно важное значение для развитияигровой деятельности дошкольника.

2.3. Психолого-педагогическиерекомендации
по индивидуальному подходу в развитииу детей воображения.
Работа по формированиювоображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепеннымнарастанием сложности. занятия могут проводиться как фронтально, так и малымигруппами или же индивидуально. Отдельные задания и упражнения могут вплетатьсяв занятия по развитию речи, рисование и вводиться в свободное время как игра. Взадачи таких занятий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащениеих сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной и обширнойосновы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи, обучениедетей комбинированию воспроизведению опыта, приемам оперированияпредставлениями – для развития собственного воображения.
Но  самое важное условиераскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферыпринятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности,«момент достижения». Такая задача требует от взрослых особого внимания. Привыполнении заданий детям могут оказывать разные виды помощи: кому-то из нихдостаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторымтребуется и совместная работа со взрослым.
В любом случае взрослыйстроит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публичнопорадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества.Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям,выполнять задания в группах.
В ходе нашегоисследования выяснилось, что наравне с детьми, у которых такие хорошо развитовоображение, имеются и такие дети, которые с трудом воссоздают образы. Для этихдетей необходимы упражнения, которые помогут развить их воображение. Мыпредлагаем следующие рекомендации для воспитателей, родителей и другихвзрослых, которые участвуют в воспитании детей.
В играх с детьми:
1.Использовать заместители предметов.
В развитии воображения ребенка важную роль играетвнешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3—4 года) воображениедошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяетсяхарактером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами,то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала.Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи назамещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себявсадником, а палку — лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорахисчезнет. Произойдет интериоризация — переход к игровому действию с предметом,которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однакодля этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различнымизаместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предметы,геометрические фигурки, знаки и т. п.
2. Осуществлять «опредмечивание» неопределенногообъекта.
Способом «опредмечивание» дети начинаютпользоваться еще с 3—4 лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершеннойфигуре усматривать определенный предмет. Так, в задании на дорисовываниенеопределенного изображения он может, например, круг превратить в колесо длямашины или в мячик, треугольник — в крышу домика или в парус для кораблика, ит. д. К 6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом,а также научиться добавлять к «опредмеченному» рисунку разнообразные детали.
3. Создавать образы на основе словесного описанияили неполного графического изображения.
Эта способность очень важна для предстоящейучебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основесловесного описания и графического изображения возникает при чтении книги(образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознаниизначения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые этислова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле ихвосприятия (образное представление предмета, когда полностью он не виден, авидна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чемлучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точныеи устойчивые представления у него возникают. Для развития этой способностиможно использовать задания, в которых ребенок должен:
а) создавать образ предмета по его словесномуописанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки наоснове восприятия одной или нескольких ее частей.
4. Оперировать в уме образами простых многомерныхобъектов (пространственное воображение).
Все предметы окружающего нас мира существуют впространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражатьпространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развиватьу ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственногорасположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложитьигры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета впространстве,
б) па представление взаимного 'расположениянескольких предметов в пространстве.
5. Подчинять свое воображение определенномузамыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.
Только последовательная реализация замысла можетпривести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинятьих своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенкачасто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимыепредпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманномуплану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не простобесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создаватьхоть небольшие и несложные, но законченные произведения (рисунки, истории,конструкции и т.п.).
Обучение этому умению должно включать следующиеэтапы:
I — этап демонстрации плана: взрослый показывает,как составлять план (схему) готового произведения (конструкции);
II — этап самостоятельного «чтения» плана: ребенокучится «читать» составленный вами план (схему) и создавать на его основе своепроизведение;
III — этап самостоятельного составления плана:
ребенок самсоставляет план (схему) собственного произведения.

Вывод по второй главе.
В ходе экспериментальногоисследования были получены данные о возрастных изменениях в развитиивоображения, а также о том как эти изменения проявляются в игровой деятельностидетей.
Использованные намиметодики: наблюдения за игровой деятельностью детей, «Изучение воображения припонимании сказочных образов» и «Изучение построения образов сказочныхперсонажей» позволяют диагностировать особенности проявления воображения удошкольников в естественных условиях привычной для них деятельности (игре,рисовании). Недостатком этих методик является то, что они требуют значительныхвременных затрат.
Возрастные изменения вразвитии воображения продиагностированные в ходе исследования в целомсоответствуют описанным в литературе данным.
В ходе исследования быловыявлено следующее:
В 3 года в рисунках детейпрослеживается отсутствие соответствия образов. Только небольшое количестводеталей имеет частичное соответствие. Пропорций нет.
В 4 года ещепрослеживается отсутствие соответствия образов, но есть и частичное изображениепредметов. В этом возрасте ребенок начинает обогащать образы, но не соответствующимицветами.
В 5 лет предмет имеетпризнаки внешнего сходства с изображаемым объектом. Ребенку присуще полноесоответствие образов. В этом возрасте ребенок начинает усложнять и продолжаетобогащать образы.
В 6 летнем возрастеобразы соответствуют действительности. Дети усложняют и обогащают образыразными цветами, осваивая изобразительные средства создания образа. Если в 5лет дети только начинали усложнять и обобщать образы, дорисовывая при этом 1-2предмета, то в 6 лет их количество увеличивается.
В 7 лет в рисунках детейочень ярко выражается усложнение и обогащение образов. Если в 6 лет детиобогащали только один образ, то в 7 лет создают общую картину.
С возрастомвоссоздаваемые дошкольником образы становятся сложнее, точнее по отношению к воссоздаваемомупредмету, они складываются в целостные картины – представления. Эти изменениявоссоздаваемых образов можно пронаблюдать в игре дошкольника, в продуктах егодеятельности (в нашем исследовании – в рисунках и комментариях к ним).
В целях развитиявоображения можно рекомендовать взрослым, работающим с дошкольниками следующее:в игре и в занятиях чаще использовать заместители предметов, работать с «опредмечиванием»неопределенных объектов, включать детей в ситуации создания образов на основесловесного описания или неполного графического изображения, организовывать игрутаким образом, чтобы детям было необходимо подчинять свое воображениеопределенному замыслу, создавать и последовательно реализовать план этогозамысла.

Заключение
Воображение – этопсихический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путемприведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Выделяют следующие видывоображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации(слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающееили репродуктивное и творческое. В творчестве, в свою очередь, входят мечта ифантазия.
Для развития воображенияособенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностьюдошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числевоображение развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.
Для изучения проявленийвоображения дошкольников в игре были использованы методики «Изучение воображенияпри понимании сказочных образов» и «Изучение построения образов сказочныхперсонажей».
В исследовании былиполучены и проанализированы результаты, подтверждающие  важную роль воображенияв игре дошкольника. Было установлено:
1) особенностивоображения, которые дошкольник проявляет при воспроизведении сказочных образовможно наблюдать и в игровой деятельности;
2) развитие воображения иразвитие игровой деятельности взаимозависимые процессы, важные для нормальногоразвития ребенка;
3) для диагностики и развитиявоображения необходима специально организованная взрослыми игроваядеятельность.

3. Библиография
1. Богословский В.В. основы общейпсихологии. – М., 1981.
2. Боровик О., Развиваемвоображение// Дошкольное образование. – 2001. — №1(49)- с.14.
3. Выготский Л.С., Лекции попсихологии. – С.-\Пб, 1997.
4. Дубровина И.В., Психология. – М.,1999.
5. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.,Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М.,1964.
6. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника.– М., 1989.
7. Крутецкий В.А., Психология. – М.,1986.
8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.,Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
9. Люблинская А.А., Детскаяпсихология. – М., 1971.
10. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г., Гениямине рождаются. – М., 1989
11. Мухина В.С., Детская психология.– М., 1985.
12. Максаков А.И., Учите, играя. – М.,1983.
13. Мухина В.С. Возрастнаяпсихология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
14. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. –М., 1994.
15. Нойнер Г., Колвейт В., Клейн Х.,Резерв успеха – творчество. – М., 1989.
16. Никитин Б.П., Ступенькитворчества или развивающие игры. – М., 1991.
17. Обухова Л.Ф., Возрастнаяпсихология. – М., 1999.
18. Рубинштейн С.Л., Основы общейпсихологии. – С.-Пб., 1988.
19. Урунтаева Г.А., Дошкольнаяпсихология. – М., 1997.
20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.,Практикум по детской психологии. – М., 1995.
21. Щербакова А.И., Практикум пообщей психологии. – М., 1990.
22. Эльконин Д.Б., Избранныепсихологические труды. – М., 1995.
23. Эльконин Д.Б., Психология игры. –М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.