Реферат по предмету "Педагогика"


Инновационные педагогические технологии

Федеральное агентство пообразованию ФГОУ ВПО
«Амурскийгуманитарно-педагогический государственный университет»
Кафедра педагогики и инновационныхобразовательных технологий
Курсовая работа
По дисциплине: «Педагогическиетехнологии»
Тема: «Инновационныепедагогические технологии
Выполнил:студент 3-го курса ФТиД
ГруппыПО-33
ЕрёминАлексей Константинович
Проверил:к.п.н., доцент кафедры ПиИОТ
ПонкратенкоГалина Фёдоровна
Комсомольск-на-Амуре
2007 г.

Содержание
Введение
1.Глава: Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии
1.1Педагогические инновации
1.1.1Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
1.1.2Технологии и условия осуществления инновационных процессов
1.1.3Инновационные образовательные учреждения
1.2Современные инновационные технологии в педагогике
1.2.1Интерактивные технологии обучения
1.2.2Технологии проектного обучения
1.2.3Компьютерные технологии
2.Глава: Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии
2.1Инновационные тенденции в профессиональном образовании
2.1.1Мировой опыт инноваций профессионального образования
2.1.2Инновации профессионального образования в России
2.2Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне
2.3Инновационная педагогическая деятельность в столице
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
Развитие – неотъемлемая часть любойчеловеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методыдействий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянноразвивается.
Этот же процесс применим к любойчеловеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадияхсвоего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования крабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
Одним из средств такого развитияявляются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методывзаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижениерезультата педагогической деятельности.
Проблемой инновационных технологийзанималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых ипедагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый,профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наукВ.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимыйвклад в развитие инновационных процессов в России.
Объектом исследования даннойкурсовой работы является процесс развития образования как целостнойпедагогической системы, а предметом исследования — инновационные педагогическиетехнологии, как составная часть объекта исследования.
К цели же курсовой работы относитсявыявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных технологий, атакже их специфика в Российской Федерации.

1. Глава: Теоретические подходы кпроблеме инновационные педагогические технологии
1.1 Педагогические инновации
1.1.1 Сущность,классификация и направления педагогических инноваций
Научные инновации,продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний.Различают социально-экономические, организационно-управленческие,технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инновацийявляются педагогические инновации.
Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленноепрогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы(новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так исамой образовательной системы в целом.
Педагогические инновациимогут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы(интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей(инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений ит. п. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного иэкстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять такназываемые „интегрированные инновации“, которые строятся на стыкеразноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов.Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто „внешними“мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими изглубинных потребностей и знания системы. Подкрепив „узкие“ местановейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогическойсистемы.
Основными направлениями иобъектами инновационных преобразований в педагогике являются:
•  разработка концепций и стратегий развития образования иобразовательных учреждений;
• обновление содержания образования; изменение и разработка новыхтехнологий обучения и воспитания;
•  совершенствование управления образовательными учреждениями исистемой образования в целом;
•  улучшение подготовки педагогических кадров и повышения ихквалификации;
•  проектирование новых моделей образовательного процесса;
•  обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся,разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
•  обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторингобразовательного процесса и развития учащихся;
•        разработкаучебников и учебных пособий нового поколения и др.
Инновации могутосуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации,затрагивающие всю педагогическую систему.
Прогрессивные нововведениявозникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. Впедагогической науке возникло принципиально новое и важное направление — теорияноваций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собойсистему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшениефункционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системыуправления ими.
1.1.2 Технологии и условияосуществления инновационных процессов
Педагогические инновацииосуществляются по определенному алгоритму. П.И. Пидкасистый выделяет десятьэтапов разработки и реализации педагогических нововведений:
1. Разработка критериального аппарата и измерителей состоянияпедагогической системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить потребностьв нововведениях.
2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы дляопределения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария.
Экспертизе должныподвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точноустановлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное,нерациональное.
3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характери могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализабанка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которогоможно создать новые педагогические конструкции.
4. Всесторонний анализ научных разработок, содержащих творческоерешение актуальных педагогических проблем (может быть полезна информация из Интернета).
5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целомили ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкретными заданнымисвойствами, отличающимися от традиционных вариантов.
6. Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимоперсонализировать задачи, определить ответственных, средства решения задач,установить формы контроля.
7. Проработка практического осуществления известного закона перемены труда.Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать егопрактическую значимость и эффективность.
8. Построение алгоритма внедрения в практику новшеств. В педагогикеразработаны подобные обобщенные алгоритмы. В них имеются такие действия, как анализпрактики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделированиенововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программыэксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив,итоговый контроль.
9. Введение в профессиональную лексику новых понятий илипереосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии дляее внедрения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теорииотражения, и др.
10. Защита педагогическойинновации от псевдоноваторов. При этом необходимо придерживаться принципацелесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, чтоиногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные иинтеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этогобывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства.В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инновационную деятельность,можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательныхучреждений; преподнесение подновленного старого как принципиально нового;превращение в абсолют и копирование творческого метода какого-либопедагога-новатора без его творческой переработки и т. д.
Однако для инновационныхпроцессов существуют реальные барьеры. В.И. Андреев выделяет следующие из них:
•  консерватизм определенной части педагогов (особенно опасенконсерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);
•  слепое следование традиции по типу: „У нас и так все хорошо“;
•  отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средствдля поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;
•        неблагоприятныесоциально-психологические условия конкретного образовательного учреждения и др.
При организацииинновационной деятельности следует помнить, что:
•  в педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт(технология), а мысль, выведенная из опыта;
•  „чужой“ опыт педагог должен „пропускать через себя“(через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) ивырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своеголичностного и профессионального развития;
•  инновационные идеи должны быть четкими, убедительными иадекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должныбыть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;
•  инновация должна овладеть умами и средствами всех (илибольшинства) членов педагогического коллектива;
•  инновационная деятельность должна морально и материальностимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;
•  в педагогической деятельности важны не только результаты, но испособы, средства, методы их достижения.
Несмотря на очевиднуюнеобходимость инноваций в педагогике, тем не менее существует ряд причинпрепятствующих их внедрению в образовательный процесс, что несомненно вопределенной степени тормозит развитие педагогики.
1.1.3 Инновационныеобразовательные учреждения
По мнению И.П. Подласого,образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательныйпроцесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая системаэволюционирует в гуманистическом направлении, организацияучебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов,улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использованияне раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы, продуктивностьучебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрениядорогостоящих средств и медиасистем.
Эти критерии позволяютреально определить степень инновационности любого образовательного учреждения,независимо от его названия. Особенности инновационного образовательногоучреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями (табл. 1).
Это неполное сравнениепоказывает, что основополагающими принципами деятельности инновационногообразовательного учреждения являются гуманизация, демократизация,индивидуализация и дифференциация.
Таблица 1 Сравнительные характеристики традиционного и инновационногообразовательных учрежденийСравниваемые параметры педагогического процесса Образовательные учреждения Традиционное Инновационное Цель Передача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта Содействие самореализации и самоутверждению личности Ориентация На потребности общества и производства На потребности и возможности личности Принципы Идеологически трансформированы Научные, объективные Содержание образования Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями Гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности Ведущие методы и формы Информационно-репродуктивные Творческие, активные, индивидуально-дифференцированные Отношения обучающих и обучающихся Субъект-объектные Субъект-субъектные Роль преподавателя Источник и контроль знаний Консультант-помощник Основные результаты Уровень обучения и социализации Уровень личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации

1.2 Современные инновационные технологиив педагогике
В условиях образовательных реформ особоезначение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность,направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили всестороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологииобучения, учебно-познавательную деятельность.
К инновационным технологиям обученияотносят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения икомпьютерные технологии.
1.2.1 Интерактивныетехнологии обучения
В психологической теорииобучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологиичеловеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучениярассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков впроцессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектовучебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только напроцессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое,продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обученияорганизуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействоватьдруг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложныепроблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационныхпрофессиональных задач и соответствующей информации.
В интерактивных технологияхобучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — рольменеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), атакже роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий иопераций).
Все технологииинтерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основуклассификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональнойдеятельности, ее модельного представления в обучении.
Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явленияили деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное илиимитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения стой или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Рассмотрим некоторые формы иметоды технологий интерактивного обучения.
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и ихпоследующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальнойжизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции— приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии.Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные,связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемыпобуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попыткесамостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемомуматериалу, активизирует внимание обучаемых.
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с цельюустановления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в формедиалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственнуюактивность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать своивзгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лицна семинаре-диспуте могут быть различными.
Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется прианализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответна вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения вдискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативногообучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимномобучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебногосотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия иэнергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели(например, найти варианты решения проблемы).
Технология работы учебнойгруппы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
•  постановка проблемы;
•  формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек),распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии вдискуссии;
•  обсуждение проблемы в микрогруппах;
•  представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
•  продолжение обсуждения и подведение итогов.
»Мозговой штурм" ставит своей целью сбор как можно большего количества идей,освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления,преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговойштурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новыхидей в учебной группе.
Основные принципы и правилаэтого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а такжепоощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процессаобучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемыйдолжен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в егопрофессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализацияи трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ееразвитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.
Вовлечение в дидактическуюигру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствуетсистемному, целостному освоению профессии.
Стажировка с выполнением должностной роли — активный метод обучения, прикотором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, самадействительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности).Главное условие стажировки — выполнение под контролем учебного мастера(преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.
Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков иумений по работе с различными техническими средствами и устройствами.Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели»выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).
Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываютсяинженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектовв игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличаетсявысокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых.Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знаниятехнологии процесса проектирования, а с другой — умения вступать в общение иподдерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

1.2.2 Технологии проектногообучения
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатомбудет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен вусловия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские.Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученическихбюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональнойдеятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается какгибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе,ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развитияего интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческихспособностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектнойдеятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которыхосуществляется в три этапа.
Учебный творческий проектсостоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги).
В пояснительной запискедолжны быть отражены:
•  выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблемепроекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;
•  описание этапов конструирования объекта;
•  выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
•  технологическая последовательность изготовления изделия,графические материалы;
•  подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;
•  охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
•  экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
•  использование литературы;
•  приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).
К проектируемому изделиюпредъявляются такие требования, как технологичность, экономичность,экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.
Технология проектногообучения способствует созданию педагогических условий для развития креативныхспособностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческойдеятельности, независимо от будущей конкретной профессии.
1.2.3 Компьютерныетехнологии
Компьютерные технологииобучения — это процессы сбора, переработки,хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящемувремени наибольшее распространение получили такие технологические направления,в которых компьютер является:
•  средством для предоставления учебного материала учащимся с цельюпередачи знаний;
•  средством информационной поддержки учебных процессов какдополнительный источник информации;
•  средством для определения уровня знаний и контроля за усвоениемучебного материала;
•  универсальным тренажером для приобретения навыков практическогоприменения знаний;
•  средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр попредмету изучения;
•  одним из важнейших элементов в будущей профессиональнойдеятельности обучаемого.
На современном этапе вомногих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются какотдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированныеобучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себякомплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических,практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляютпроцессом обучения.
С появлением операционнойсистемы Windows в сфере профессионального обучения открылись новые возможности.Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемыхинтерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использованиеграфики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применениеграфических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новомуровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Возросшая производительностьперсональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применениетехнологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже труднопредставить без этих технологий, которые позволяют расширить области применениякомпьютеров в учебном процессе.
Новые возможности в системепрофессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст(от англ. hypertext — «сверхтекст»), илигипертекстовая система, — это совокупность разнообразной информации, котораяможет располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах.Основная черта гипертекста — это возможность переходов по так называемым гиперссылкам,которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либоопределенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера можетбыть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».
Современную гипертекстовуюобучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находитьнужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п.
Автоматизированные обучающиесистемы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшуюобучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации.Использование динамического, т. е. изменяющегося, гипертекста позволяетпровести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один извозможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающиесистемы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическимили текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.
Применение компьютерныхтехнологий в системе профессионального образования способствует реализацииследующих педагогических целей:
•  развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельнойпродуктивной профессиональной деятельности;
•  реализация социального заказа, обусловленного потребностямисовременного общества;
•  интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
Инновационные технологииобучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональныекачества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиесямогут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

2. Глава: практические подходы кпроблеме инновационные педагогические технологии
2.1 Инновационные тенденции впрофессиональном образовании
2.1.1 Мировой опыт инноваций профессиональногообразования
Международный опыт убеждает в том, чтокачество подготовки кадров было, есть и будет приоритетным в сферепрофессионального образования. Опираясь на анализ советской профшколы исовременной России, следует отметить, что этому вопросу всегда уделялосьбольшое внимание как органами управления образованием всех уровней, так исамими учреждениями профобразования. К сожалению, результат не всегда былтаким, каким хотелось бы иметь.
В советский периодработала технология «доводки» качества знаний, умений и навыковбудущих рабочих и специалистов непосредственно на государственных предприятиях.В новых рыночных условиях эта технология уже не срабатывает, владельцы малых икрупных предприятий не нуждаются в неквалифицированных кадрах и не собираютсябыть меценатами их обучения. Это одно из главных противоречий нынешнеговремени.
Такое положение дел подталкиваетруководителей образовательных учреждений к поиску новых технологий повышенияэффективности подготовки кадров. Есть немало интересных и, главное,практико-ориентированных разработок в Институте развития профессиональногообразования Минобразования РФ, авторами которых являются профессора И.П.Смирнов, А.Т. Глазунов, академик Е.В. Ткаченко и др. Парадокс в том, что вроссийских регионах об этом знают понаслышке и от всяких новых, в том числеапробированных, разработок отмахиваются, как от назойливых мух, сетуя при этомна отсутствие необходимых рекомендаций. Причины очевидны: нежелание погрузитьсяв указанную проблему; отсутствие специалистов по инновационным педагогическимтехнологиям; отсутствие необходимых условий, способствующих их реализации.
Многолетнее сотрудничествоПрофессионального лицея № 12 Старого Оскола Белгородской области с профшколамиГермании, и в частности г. Зальцгиттера, подтверждает важность и актуальностьпостоянного и пристального внимания к качеству профессионального обучения.
Отличия российской и немецкой системпрофобразования состоят в следующем:
— профессиональное образование Германииосновано, как известно, на дуальной системе, которая предполагает не толькозаинтересованность профшколы и предприятия — заказчика кадров, но иответственность за соблюдение стандарта образования, наличиевысококвалифицированных преподавательских кадров, высочайший профессиональныйуровень мастеров производственного обучения, работающих на предприятиях,наличие современной учебной и материально-технической базы и, наконец,независимых комиссий, принимающих экзамены как на этапе аттестации, так и навыпускных квалификационных экзаменах;
—демократизацияучебного процесса в немецких профшколах, пронизывающая всех его участников: отучащегося до руководства. Осознание обучающимися необходимости получения знанийс целью дальнейшего их применения на практике, а также того, что от уровня ихквалификации зависит успешность профессиональной деятельность, а значит,благополучие, место в обществе;
—качестводля немцев — это прежде всего нравственная категория, формирующая чувствогордости за себя, свой труд, свою страну.
Наряду с изложенным следует отметитьновое направление в профессиональной школе Германии. Это не просто лозунг илипризыв, а целая система мер, предусматривающая высокую эффективностьиспользования бюджетных средств, материальных ресурсов в достижении конечногорезультата. В таких условиях всякий предлагаемый проект или новацияподвергаются тщательной экспертизе советом профшколы, работодателями иорганизациями, участвующими в ее финансировании. При положительном заключениипроект получает одобрение, грант на его реализацию и материальное поощрение егоразработчиков.
Справедливости ради следует признать,что и в отечественных учреждениях профобразования есть немало творческихколлективов. Примером могут служить профлицеи Татарстана, Белгородской,Оренбургской, Челябинской областей, Краснодарского и Хабаровского краев. Однакообщее состояние качества подготовки кадров в системе профессиональногообразования остается на довольно низком уровне. Основными и широко известнымипричинами этого являются: невысокая оплата труда работников профшколы, отсюдаих низкая квалификация, отсутствие мотивации к использованию новыхпедагогических технологий; отрицательное влияние на качество профподготовкиупразднения института базовых предприятий, которые были гарантамипрофессиональных учебных заведений. Эта же проблема порождает неуверенностьвыпускников в завтрашнем дне. Замечу, что опыт стран с развитой экономикойпоказывает: благополучие собственников напрямую зависит от благополучиямолодежи, которая востребована на рынке труда.
В связи с существующими объективнымипричинами (распад СССР, низкая заработная плата работников образовательнойсферы, устаревшее оборудование) внедрение инноваций в образовательную системуРФ затруднено. В то время как западная система образования подверженаизменениям значительно больше. Однако и в нашей стране существуют учреждения, вкоторых педагогический процесс проходит по инновационным технологиям. Во многомэто заслуга преподавателей-энтузиастов.
2.1.2 Инновации профессиональногообразования в России
Изменение роли образования в обществе обусловилобольшую часть инновационных процессов. Из пассивного, рутинизированного, совершающегосяв традиционных социальных институтах образование становится активным. Актуализируетсяобразовательный потенциал как социальных институтов, так и личностный.
Раньше безусловным ориентиромобразования в России было формирование знаний, навыков, умений, обеспечивающихготовность к жизни, понимаемую как способность адаптации личности в обществе.Теперь образование все больше ориентируется на создание таких технологий испособов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальнымии индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития,подготавливают личность к реализации собственной индивидуальности и изменениямобщества.
Общественные преобразования в нашейстране вывели на первый план проблему моделирования в образовательной сфере.Выход России из кризиса, обоснование стратегии развития образования,определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий иширокого современного мышления. Моделирование занимает здесь особое место каквысокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.
Моделирование — это специфическаямногофункциональная технология, но главная его задача — воспроизведение наосновании сходства с существующим другого, заменяющего объекта (модели). Егоцелями, с одной стороны, являются отражение состояния проблемы на данныймомент, выявление наиболее острых противоречий, а с другой — определениетенденции развития и тех факторов, влияние которых может скорректироватьнежелательное развитие; активизация деятельности государственных, общественныхи иных организаций в поисках оптимального решения проблем.
Выделим две группы требований, которымдолжна отвечать модель:
— бытьпростой, более удобной; давать новую информацию; способствоватьусовершенствованию самого объекта;
— способствоватьулучшению характеристик объекта, рационализации способов его построения,управлению или познанию.
Поэтому при составлении алгоритма разработкимодели, с одной стороны, должны соблюдаться жесткая целенаправленность, увязкаее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой — обеспечиватьсядостаточная «свобода» модели для того, чтобы она была способной кпреобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла бытьальтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.
Значительные изменения происходят всистеме начального профессионального образования. Так 25 марта в г. Кемеровосостоялось расширенное заседание Ученого совета Кузбасского региональногоинститута развития профессионального образования с участием директоровучреждений начального профессионального образования Кемеровской области. На немзаслушаны сообщения директора ИРПО И. П. Смирнова, академика Российской академиинаук В. Ткаченко «О новых принципах организации НПО»
Участники заседания отметилиактуальность предлагаемых новых принципов организации начальногопрофессионального образования. Это связывается с тем, что в Концепциимодернизации российского образования на период до 2010 года сформулированазадача опережающего развития начального и среднего профессиональногообразования, которая является новой по своей постановке. Это предполагаетформирование открытой системы образования, ее взаимодействие с окружающиммиром, прежде всего с рынками труда и образовательных услуг.
Сегодня требуется более интенсивноенаучное исследование путей перехода к государственно-общественной моделиуправления профессиональным образованием, перераспределение ряда функций впользу работодателей, включение их в формирование содержания государственныхстандартов профессионального образования, учебных планов и программ. Системаначального профессионального образования нуждается в освобождении от социальнойзамкнутости, придании ей открытого характера и способности к саморазвитию наоснове новых принципов организации, ориентированных на рынок труда и социальноепартнерство.
Обсуждение новых путей модернизации НПОв г. Кемерово — это один из этапов общественной инициативы по реализации заявленногоПравительством РФ, но «повисшего в воздухе» лозунга «опережающегоразвития НПО». Эта инициатива выдвинута 26 декабря 2003 года на совместномзаседании Ассоциации «Роспрофтех», Академии профессиональногообразования и Российского клуба директоров.
2.2 Инновационные педагогическиетехнологии на законодательном
За время, прошедшее спринятия Федерального закона «Об утверждении Федеральной программыразвития образования», в российской системе образования и ее финансовомобеспечении произошли существенные изменения. Начата реализация многочисленныхсредне и долгосрочных широкомасштабных экспериментов по отработке элементовмодернизации образования по различным его уровням. В 2001—2003 годахПравительство России утвердило ряд федеральных целевых программ в областиобразования, которые реализуются параллельно с Федеральной программой развитияобразования. Объем их финансирования приближается к объему финансирования этойпрограммы, а по такой программе, как «Развитие единой образовательнойинформационной среды», заметно превосходит.
Для современного этапа развитияроссийского образования характерна все большая интеграция в мировоеобразовательное пространство. В 2000 году Россия, как ибольшинство стран, входящих в Организацию Объединенных Наций, подписалаДакарские соглашения по реализации программы «Образование для всех».В 2003 году Россия вошла в число европейских стран — участниц Болонскогопроцесса. Поэтому для разработки Федеральной программы развития образования нановый период необходимо было уточнить назначение, статус и структуру программыс позиций их более ветхой регламентации.
Следует оговориться, что ряд вопросовбыл решен, когда в августе 2004 года вышел Федеральный закон № 122, внесший вЗакон «Об образовании» изменения. В частности, были исключеныположения о конкурсном порядке разработки Федеральной программы развитияобразования и ее законодательном утверждении, а по статусу она была приравненак другим целевым федеральным программам.
Результатом напряженной работыколлектива, созданного Министерством образования и науки Российской Федерации,при активном участии Рособразования, большой группы научных и практическихработников стали проекты Концепции Федеральной программы развития образования исамой программы, интегрированной с Федеральной целевой программой «Развитиеединой образовательной информационной среды». Таким образом, Федеральнаяцелевая программа развития образования — логическое продолжение этихобъединенных программ, документ, во многом определяющий финансовую судьбуроссийского образования на ближайшие годы.
Протоколом заседания ПравительстваРоссии от 11 августа 2005 года Федеральная целевая программа развитияобразования включена в перечень федеральных целевых программ на 2006 год. Сучетом замечаний, поступивших от Минэкономразвития, Минфина, других министерстви ведомств, текст программы доработан и внесен на рассмотрение ПравительстваРоссии, а ее мероприятия тесно взаимосвязаны с Приоритетными направлениямиреформирования образовательной системы Российской Федерации.
Министр образования и науки А.А.Фурсенко в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что перед нами стоитзадача формирования не принципиально новой системы образования, а принципиальноновых ее возможностей. Поэтому Приоритетные направления развития образовательнойсистемы Российской Федерации, одобренные Правительством, являютсяконкретизацией основных положений Концепции модернизации российскогообразования на период до 2010 года с учетом современных условий.
Федеральная целевая программаразработана с учетом приоритетных направлений развития отрасли, поэтомувыполнение ее мероприятий станет основой для эффективной реализациигосударственной образовательной политики России на современном этапе.
Принципиальные отличия новой программы отпрограммы образца 1992 года заключаются, прежде всего, в подходах к ееформированию и реализации. Наиболее важные среди них — направленность надостижение измеряемых результатов, оцениваемых на основесоциально-экономических показателей, и поддержка «точек роста» (такназываемых программ и проектов развития); общероссийское и общесистемноезначение решаемых проблем и предполагаемых изменений; отбор проектов с точкизрения их соответствия современным образовательным и информационным технологиями мировым критериям уровня качества: активное привлечение институтовгражданского общества к формированию и реализации мероприятий. Впервые применени комплексный подход к реализации проектов, включающий научно-методическоесопровождение, апробацию и распространение полученных результатов,нормативно-правовое, кадровое и материально-техническое обеспечение, внедрениеинформационно-коммуникационных технологий.
Федеральная целевая программа развитияобразования на 2006—2010 годы представляет собой комплекс взаимоувязанных поресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре,содержании и технологиях образования, системе управления,организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности ифинансово-экономических механизмах. Примечательно, что в новой программе значительноевнимание предполагается уделить проектам, касающимся решения актуальных проблемсовременной школы: обновлению содержания и технологий образования, улучшениюкачества образовательных услуг, введению новых моделей оплаты трудапедагогических работников и нормативного бюджетного финансирования, внедрениюновых государственных стандартов на основе компетентностного подхода,профильного обучения в старшей школе, моделей государственно-общественногоуправления в образовательных учреждениях, созданию общероссийской системыоценки качества образования, развитию инфраструктуры единого информационногообразовательного пространства.
Например, до настоящего времени вопросомформирования единого образовательного пространства на всей территории Россиизанимались федеральные программы развития и образования (содержаниеобразования, разработка образовательных методик и технологий) и единойобразовательной информационной среды (компьютеризация образовательныхучреждений). В результате интеграции этих программ в последующие годы, данныенаправления будут реализовываться в едином ключе: прежде всего путем наполненияобразовательных Интернет-ресурсов и обеспечения онлайнового доступа к нимучащихся и преподавателей.
Увеличение вклада государства должносопровождаться усилением эффективности использования средств самой системойобразования и ликвидацией нецелевых расходов.
Важной стратегической особенностью новойпрограммы станет фактический отказ от целевого выделения средств субъектамРоссийской Федерации. Предполагается, что регионы сами должныбудут определять лучшие, перспективные учебные заведения, способные пойти попути инновационного развития. Они и будут участвовать в конкурсе, победителямкоторого будет предоставлен госзаказ на развитие учебной инфраструктуры,закупку оборудования, стажировку обучающихся за границей и другие цели. Такимобразом, победителями станут мегапроекты, которые позволят получить на выходесистемный продукт. Помимо этого предполагается путем автономизации предоставитьучебным заведениям возможность самостоятельной экономической деятельности дляполучения дополнительных источников доходов. А образовательные учреждения, несоответствующие необходимым требованиям к уровню обучения, вообще могут бытьлишены финансирования.
Федеральная целевая программапредполагает также реализацию такого важного для системы образования страныпроекта, как введение нормативного подушевого финансирования образовательныхучреждений.
Программа состоит из системы мероприятийв соответствии с основными задачами сгруппированных в четыре крупных блока поосновным направлениям деятельности. Особенность такой блочной структурызаключается в том, что если финансовых средств на какое-либо мероприятие будетнедостаточно, оно будет исключено, а средства между другими мероприятиямиперераспределяться не будут.
По замыслу разработчиков, в числокоторых входили и специалисты Рособразования, основная задача программы —системное преобразование российской школы в целом (как общеобразовательной, таки высшей) для существенного повышения эффективности использования бюджетныхсредств и создания единой образовательной информационной среды.
В соответствии с Концепцией Федеральнойцелевой программы развития образования ее стратегическая цель — обеспечитьусловия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда вкачественном образовании путем создания новых институциональных и общественныхмеханизмов регулирования образовательной сферы, обновить ее структуру исодержание, развить фундаментальность и практическую направленностьобразовательных программ, сформировать систему непрерывного образования. Длядостижения стратегической цели необходимо решить комплекс конкретных задач вследующих конкретных областях: совершенствование содержания и технологийобразования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;повышение эффективности управления в системе образования; совершенствованиеэкономических механизмов в сфере образования.
Основным результатом реализациипрограммы должно стать обеспечение выравнивания доступа кполучению качественного образования за счет введения образовательных программдля детей старшего дошкольного возраста, введения профильного обучения встаршей школе, внедрения системы оценки качества образования, создания системынепрерывного профессионального образования. В числе ожидаемых результатовследует особо назвать опережающее развитие ряда ведущих вузов, призванных статьцентрами интеграции науки и образования, образцовой подготовкивысокопрофессиональных кадров.
Реализация Федеральной целевой программыразвитияобразования разбита на три этапа: первый этап (2006—2007 годы) предусматриваетразработку моделей развития по отдельным направлениям, их апробацию, а такжеразвертывание масштабных преобразований и экспериментов; второй этап (2008—2009годы) рассчитан на осуществление мероприятий, обеспечивающих создание условийдля реализации эффективных моделей, разработанных на первом этапе; третий этап (2010год) — внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущихэтапах.
Для оценки эффективности решения задачпрограммы разработана система показателей и индикаторов, характеризующих ход еереализации и воздействие программных мероприятий на состояние системыобразования. Наиболее значимые из них, отражающие стратегические приоритеты, —развитие человеческого капитала и подготовка профессиональных кадровых ресурсовнеобходимого уровня квалификации; содействие укреплению институтов гражданскогообщества, улучшение качества жизни населения.
В ходе реализации Федеральной целевойпрограммы развития образования предполагается: более чем по 60% образовательныхобластей разработать и внедрить принципиально новые стандарты образования; в1,3 раза в сравнении с 2005 годом увеличить число программ профессиональногообразования, получивших международное признание, что позволит России выйти намеждународный рынок труда; в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом увеличить долюучащихся, обучающихся с использованием информационных технологий; повыситьрейтинг России в международных обследованиях качества образования до среднегопо странам ОЭСР и др.
На финансирование мероприятий программыпомимо средств федерального бюджета будут привлечены средства бюджетовсубъектов Российской Федерации, а средства из внебюджетных источников будутсосредоточены на реализации совместных проектов в рамках федеральной ирегиональных программ развития образования.
На реализацию Федеральной целевойпрограммы развития образования в 2006—2010 годах выделенысредства в сумме 61,952 млрд рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе изфедерального бюджета — 45,335 млрд рублей, за счет бюджетов субъектовРоссийской Федерации — 12,502 млрд рублей, из внебюджетных источников — 4,116млрд рублей.
Государственным заказчиком-координаторомФедеральной целевой программы развития образования выступает Минобрнауки, агосударственными заказчиками — Рособразование и Роснаука.
2.3 Инновационная педагогическаядеятельность в столице
В Послании Президента РФ В. В. ПутинаФедеральному Собранию, документах Государственного Совета от 24 марта 2006 годачетко сформулировано, что будущее нашей страны определяется не сырьевымизапасами и природными ресурсами, а интеллектуальным потенциалом, уровнемразвития науки, высоких технологий.
Для этого образование вРоссии обязано перейти в особый инновационный режим развития, в которомвозможно сохранить лучшие традиции нашего народного образования и одновременноучитывать мировые тенденции развития образовательных систем, соотносить нашеобразование с мировыми нормами и стандартами.
Основополагающими принципами образованияявляются доступность, прозрачность, качество, непрерывность и постоянноеобновление, конкурентоспособность.
Важнейшим шагом на этом пути являетсяприоритетный национальный проект «Образование», который ставитстратегические задачи инновационного развития образования.
В материалах доклада на Госсоветесказано: "… педагогические вузы (и без того весьма слабое звеноотечественной высшей школы) крайне неэффективны как в профессиональномотношении, так и с точки зрения использования бюджетных государственныхсредств. Между тем, данное положение вполне устраивает педагогические вузы вплане их корпоративных интересов, что консервирует их избыточную численность,мешает избавиться от непрофильных видов образовательной деятельности исконцентрироваться на главных задачах по подготовке педагога нового времени,востребованного современным обществом и всеми уровнями российского образования.Реформа высшего педагогического образования должна стать опережающей поотношению к реформированию школы".
И столица показывает в этом пример.Именно в вузах Департамента образования города Москвы идет формирование новогосодержания педагогического образования, не дожидаясь введения нового поколениягосударственных стандартов педагогического образования:
— существенное усиление долипсихолого-педагогического, философско-культурологического иэколого-гигиенического циклов;
—нацеленностьна практикоориентированное обучение — освоение инновационных форм, методов;технологий учебной, воспитательной, организационной, проектной,психолого-консультативной деятельности и коммуникаций;
—введениеодновременной подготовки каждого будущего педагога общеобразовательной школы,как по основному предмету, так и дополнительно (по желанию) по одному-двум;
—включениев подготовку педагога начальной школы специализаций по различным направленияммузыкального, художественного, театрального, технического, прикладного инародного творчества;
—подготовкапедагогических кадров к свободному владению компьютером, использованиюинформационно-телекоммуникационных технологий, баз знаний в образовательномпроцессе;
—годичнаяобязательная педагогическая практика (стажировка), включающая написание изащиту квалификационной работы на основе осмысления опыта собственнойпедагогической деятельности в контексте широкой образовательной практики, атакже сдача государственных экзаменов;
—созданиепри педвузах системы базовых образовательных учреждений как инновационных иресурсно-методических центров для развития образования в соответствии с потребностямирегионов, а также для организации эффективных форм педагогической практики истажировки.
Педагогические вузы Департаментаобразования города Москвы работают в инновационном режиме. Непосредственноинновационное поле Московского городского педагогического университетаобеспечивают следующие блоки.
1.      Материально-технический блок:
—современноеоборудование (более 1200 компьютеров, локальная оптико-волоконная сеть, 41компьютерный класс, 22 мультимедиа класса), различные сервисные службы,современные лаборатории для занятий;
—учебно-лабораторныеплощади (18 учебных корпусов, учебный центр «Истра»);
—фундаментальнаянаучная библиотека (650 тыс. единиц хранения, электронный каталог, российский имеждународный книгообмен, система единого читательского билета).
2.      Блок научно-педагогическогосостава:
—профессиональнаяквалификация научно-педагогических кадров, профессиональное владениесовременными педагогическими информационными технологиями (более 70%преподавателей с учеными степенями и званиями, стажировки, повышениеквалификации);
—преемственностьи подготовка научно-педагогической смены (аспирантура, докторантура по 35научным специальностям, диссертационные советы, Фонд поддержки российскогоучительства, конкурсы «Учитель года» в номинации «Педагогическийдебют», «Лидер образования»);
— моральное и материальноестимулирование (различные премии, доплаты из ВФУ, награды, дипломы, грамоты,благодарности).
3. Учебно-воспитательный блок:
— структура и содержание подготовкиспециалиста (подготовка по 35 специальностям и 48 направлениям; непрерывнаяпедагогическая практика; элективные авторские курсы и программы, курсы повыбору);
— контроль качества подготовкиспециалистов (аттестация и аккредитация, Центр качества образованияуниверситета; Университетский научно-образовательный округ).
4. Научно-исследовательский блок:
— информационно-аналитическая работа(участие в правительственных фондах, комиссиях, конкурсах; мониторинговаяслужба; Дни науки, конференции, «круглые столы»), экспертиза.
На межвузовской научно-практическойконференции, организованной департаментом образования города Москвы на базеМосковского государственного педагогического университета прошедшей летомпрошлого года был поднят важнейший вопрос для развития образования РФ об инновационныхнаправлениях в педагогической деятельности:
Первый заместитель руководителяДепартамента образования города Москвы, доктор экономических наук, профессорВ.И. Лисов отметил обоснованность и значимость высшей школы винновационном развитии системы профобразования столицы, ее особую роль вреализации приоритетного национального проекта «Образование», всоздании основных предпосылок для прорыва в инновационном развитии и укреплениюконкурентоспособности образовательной системы. Они обладают мощным научным,методическим и образовательным потенциалом, активно участвуют в реализациикомплекса мероприятий, обеспечивающих полномасштабное включение российскойвысшей школы в Болонский процесс; в совершенствовании качества и усилениипрактико-ориентированного характера профобразования, отвечающего текущим иперспективным потребностям региона; в развитии университетских комплексов.
Председатель Совета ректоров вузовМосквы и Московской области, ректор Московского городского педагогическогоуниверситета, доктор исторических наук, профессор В.В. Рябов познакомилсобравшихся с системой и механизмами инновационно-экспериментальнойдеятельности, сложившимися в университете, особо подчеркнув, что толькокачественное образование на всех уровнях может стать ресурсом устойчивогоразвития общества, его конкурентоспособности на мировом рынке.
Ректор Московского городскогопсихолого-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор,академик РАО В.В. Рубцов отметил, что прирост образованиязаключается не только в подготовке специалистов, но и в том, как оно влияет насоциальную культуру общества. Университет стал головной организацией в развитиислужбы практической психологии образования, в которой на данный момент работаютоколо 3-х тысяч психологов. Создано около 46 центровпсихолого-медико-социального сопровождения подрастающего поколения, т.е.практика начинает определять специфику работы специалистов.
Ректор Московского института открытогообразования, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондентРАО А.Л. Семенов затронул тему инновационной педагогики иинформационных технологий в дополнительном профессиональном образовании,уточнив, что реализация идей информатизации приводит образовательную систему всоответствие с потребностями информационного общества, предоставляя ей широкиевозможности для развития.
Ректор Московского гуманитарногопедагогического института, доктор педагогических наук, профессор А.Г. Кутузов высказалмнение о том, что стандарты педагогического образования не состыкованы состандартами общего образования, все они, практически, без исключенияориентированы на умение педагога подготавливать учащихся только к социализациии не более того. Поэтому необходимо объединить усилия для создания межвузовскойгруппы, которая будет способна разработать принципиально новые стандарты иапробировать их на своей базе.
Ректор Московской государственнойакадемии делового администрирования, доктор философских наук, профессор Т.ИКостина коснуласьпроблемы формирования новой системы взаимодействия образовательных учрежденийсо всеми субъектами рынка труда, а также региональными органами управления,нацеленной на максимальное согласование и реализацию интересов всех участниковэтого процесса путем организации постоянного диалога на взаимовыгодной иравноправной основе, подчеркнув, что в новых социально-экономические условияхвузы обречены быть инновационными.
Директор Научно-исследовательскогоинститута развития профессионального образования, доктор философских наук,профессор, член-корреспондент РАО И.П. Смирнов ознакомилсобравшихся с задачами модернизации среднего педагогического образованиястолицы, предложив просчитать экономическую эффективность использованиягородского бюджета на него. По мере передачи педагогическим вузам функций подготовкипедагогов дошкольного и начального образования миссия среднего педагогическогообразования может быть сведена к подготовке специалистов для секторадополнительного образования. Неизбежное сокращение в будущем подготовкипедагогов со средним профессиональным позволит перепрофилировать рядпедагогических колледжей в образовательные учреждения экономического профиля сорганизацией подготовки по профессиям, не требующим больших финансовых затрат(социальный работник, сурдопереводчик, секретарь-референт, делопроизводитель,логистик и т.д.), освободив от этих функций экономические колледжи города. Набазе одного из них можно было бы реализовать концепцию социального колледжа,специализирующегося на обучении инвалидов.
В заключение участники конференции резюмировали,что инновационная деятельность — не дань моде, а двигатель модернизацииобразования, точка роста. Высшая школа столицы вносит существенный вклад врешение различных проблем, не только образования, но и в целом социальной сферыгорода.
Совершенно очевидно, что наибольшиевозможности по интеграции инноваций в педагогический процесс имеет Москва иМосковская область. Это обусловлено многими факторами, как например: близость кЕвропе, значительное сосредоточение финансовых средств, кроме того подавляющаячасть выдающихся умов РФ проживают именно в столице.
Все эти факторы обуславливают всюзначимость Московского региона для нашей страны. Москва является своеобразным «локомотивом»образования в Российской Федерации.

Заключение
Педагогика, как и любая другая наука,подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего,тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам. НТПспособствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективныепути преобразования простого человека в социально значимую личность.
Следствием постоянного развития,совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т.етехнологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей вобразование.
Однако внедрение таких технологийсопряжено с рядом трудностей (финансовые средства, консерватизм некоторыхчиновников в образовательной сфере, недостаточное развитие технологий). Крометого, несмотря на очевидную необходимость в инновациях всё же внедрять ихследует с осторожностью. В противном случае неосторожная инновационнаядеятельность может привести к кризису образовательной системы.
И всё же важно понимать, чтопедагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и онинеобходимы для совершенствования системы образования.

Библиографический список
— Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. – Казань, 2000 – С. 440-441.
— Педагогика №4, 2004: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. –Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия – С. 12-14.
— Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. – Москва:Российское педагогическое агенство, 1995 – С. 49-54.
— Подласый И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. – Москва,2000. – книга 1.– С. 210-212.
— Профессиональное образование №4 2004: Периодическое издание / Н.И. Костюк –Новые принципы организации начального профессионального образования – С.30.
— Профессиональное образование №1 2006: Периодическое издание / В.Г. Казаков –Новое время – новые технологии профессиональной подготовки – С.12.
— Профессиональное образование №4 2006: Периодическое издание / Г.А. Балыхин –Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения наперспективу – С.14-15.
— Профессиональное образование №7 2006: Периодическое издание / В.Д. Ларина –Модель инновационной деятельности учреждения профобразования – С.5.
— Профессиональное образование №9 2006: Периодическое издание / Е.Ю. Мельникова –Высшему образованию столицы – инновационный режим развития – С. 12.
— Профессиональное образование №1 2006: Периодическое издание / В.В. Рябов –Инновационно-экспериментальная деятельность МГПУ в системе московскогообразования – С.12-13.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.