Реферат по предмету "Педагогика"


Сюжетно-ролевые игры в детском саду

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАРАГАНДИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Е.А.БУКЕТОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теории и методикидошкольной
ипсихолого-педагогической подготовки
Сюжетно-ролевые игры вдетском саду
Курсовая работа попедагогике
Выполнила: студентка ср21 гр. ДОиВ
Денисенко ЕленаВладимировна
Научный руководитель:
Санхаева АлияНурмагамбетовна
Караганда 2008

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретическиеосновы сюжетно-ролевой игры
1.1 Сюжетно-ролевая игра,как средство всестороннего развития ребёнка
1.2 Структура, содержаниеи виды сюжетно-ролевой игры
1.3 Руководствосюжетно-ролевой игрой
Глава II. Развитиесюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
2.1 Игра детей младшегодошкольного возраста
2.2 Сюжетно-ролевые игрыдетей среднего дошкольного возраста
2.3 Сюжетно-ролевые игрыдетей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Современныепреобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики,открытость общества его быстрая информатизация и динамичность кардинальноизменили требования к образованию. Системы образования большинства ведущихстран мира отреагировали на эти вызовы тем, что стали основывать, цели,содержание и технологии образования на ожидаемых от него результатах. Основнойцелью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков,а основанная на них профессиональная компетентность — умение самостоятельнодобывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умениерационально жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Передпедагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации ивнедрения новой модели образования, основные принципы которой указаны в«Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года».[1 ]
Концепцияразвития образования разработана в соответствии с Конституцией РеспубликиКазахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании», Конвенциейо правах ребёнка. Концепция определяет образование в качестве национальногоприоритета. Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень непрерывногообразования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личностиребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. [ 1,2, 3, 4 ]
В свете всеговыше сказанного тема развития сюжетно — ролевой игры не теряет своейактуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельностидетей дошкольного возраста.
Игра —наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных изокружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенностимышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаясяпотребность в общении.
Выдающийсяисследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимуюспецифику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода исамостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинениемправилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае,когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когдаих выполнение составляет главную ее прелесть.[ 5 ]
Характернымдля игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений междудетьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношенийучастников совместной игры.
МенджритскаяД. В., в своей книге «Воспитателю о детской игре», говорит о том, чтоуже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а нев какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрениюобщаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы,преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ееправилами.[ 5 ]
Чем старшестановятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем болееценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становлениясамодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечатьсюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находитьпартнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов.Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения стоварищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные чертыхарактера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем,различные умения, например умение самостоятельно находить выход из возникающихв игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правиламиповедения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую)трудовую деятельность для решения игровых задач.
Игра —подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществесверстников. [ 6 ]
Изучениемособенностей сюжетно — ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги ипсихологи: Выготский Л.С., Менджритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С.,Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М.,Новосёлова С.Л. [ 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,15 ]
Объектомисследования является целенаправленный педагогический процесс.
Предметомисследования является сюжетно — ролевая игра дошкольника.
Цельисследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно — ролевой игрыдошкольника.
Задачиисследования:
1.        Анализпсихолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.        Изучениеструктуры сюжетно-ролевой игры.
3.        Анализособенностей развития сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

ГЛАВА I.Теоретические основы сюжетно-ролевой игры
 
1.1 Сюжетно-ролевая игра, каксредство всестороннего развития ребёнка
Сюжетно-ролевыетворческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаютсязнания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаютсясоциальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел,сюжет, содержание и роль.
В играхпроявляется творческое воображение ребенка, который учится оперироватьпредметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумываетразнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит изкруга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизнивзрослых» (Д. Б. Эльконин).[ 6 ]
В играхребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создаетжеланное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, «игра ребенкане есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитыхвпечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности,отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».[ 5 ]
В игре всестороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
Игра занимаетбольшое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания дошкольников.
Игра имеетбольшое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, снаблюдениями повседневной жизни.
Как отмечаетЯдешко В.И. — в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоениязнаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение,внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, детиразмышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатсясамостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществлениязадуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. [ 6 ]
Нередко играслужит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения ихкругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, кгероическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии,стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством созданиянаправленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольномдетстве.
Творческуюигру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основныевоспитательные задачи.
Интереснаяигра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более труднуюзадачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться тольков форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один изних, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами:наблюдениями, беседами, чтением и др.
Играя, детиучатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разныхусловиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки,экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний,самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение сосверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению,общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознанииребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений,навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделатькаждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьмиотношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности передтоварищами.
В игревоспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разныхпрофессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду,к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимыхатрибутов, конструированию.
Игра — важноесредство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельностипроявляется и развивается творческоевоображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подборигрушек помогает формированиюхудожественного вкуса.
Таким образомв дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностьюребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития,становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
1.2 Структура,содержание и виды сюжетно-ролевой игры
Взаимосвязьобраза, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности,служит средством отображения действительности.[ 8 ]
Основнымиструктурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или еесодержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой исоздаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.
Игровойзамысел — это общее определение того, во что и как будут играть дети.
Онформулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется вигровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можноразделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад»,в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро,постройку домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники,встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, таккак игра может включать отражение разных жизненных явлений.
Сюжет,содержание игры — это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие,многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержаниеигры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.
Структурнойособенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. Потому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получилиназвание ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком илиживотным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входяв их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает этуроль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например,капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты,которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль,заботится о пассажирах и матросах.  В процессе игры самими детьми (а внекоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила,определяющиеи регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играморганизованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяютдальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
Все этиструктурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеютразное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.[8]
Сюжетно-ролевыеигры:различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событийобщественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные,групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети,игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
1.3Руководство сюжетно-ролевой игрой
»Необходимыми элементами,обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательныхинтересов и моральных качествребенка, являются знание — действие — общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личностипедагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способноститворчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависитиспользование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" — Русскова Л.В.[ 11 ]
Процессруководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобывоспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением ивоспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.
Первая группаметодовсвязана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями обокружающей жизни. К ним можноотнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи слюдьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественнойлитературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала отруде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя,сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин,репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов наопределенныетемы,связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми,уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, оморальных категориях; инсценировки литературных произведений с использованиемигрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Втораягруппа — это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Срединих важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческойигре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Крометого, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний,полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбораигрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития еесодержания, подведения итогов.
Педагогучитывает индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важнонаучить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителеннужно поддержать любую инициативу.
В целяхвоспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игрыиспользуются также поручения; задания (по подбору игрового материала, поизготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы,направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровыхдействий.
Такиенеобходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее доконца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений;привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений,характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводуроли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.
Важнойзадачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли сучетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошоизучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постояннопомогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительныестороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использоватьтакой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма,на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительностьречи, мимики, жестов.
Третьягруппа методов связана с обучением детей конструированию из строительногоматериала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входяттакие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьмипостроек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования;использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использованиетематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» идр.; подбор материала для обыгрывания построек.
Большую рольиграют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания(лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), изтонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного идополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины идр.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель дляновоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра«Строительство города») и т. п.
Немаловажнуюроль для развития игры имеет умение детей использовать предметы — заместители(кирпичик вместо мыла и т.д.), чем больше предметов заместителей дети внесут,тем интереснее и содержательнее игра.
Использованиеописанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей отуровня развития их игровых умений и навыков.

ГЛАВА II.Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
 
2.1 Иградетей младшего дошкольного возраста
В ходенаблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е.И. отмечает:в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическаяпоследовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, можетна какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще неустойчивы, малышчасто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжетигры.[ 10 ]
В младшемдошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькомуребенку свойственны эмоциональность впечатлительность, стремление ко всемуяркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должнопроходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желаниеподражать. Воспитатель использует дидактические игры типа «Оденем куклуТаню», «У куклы Тани день рождения», «У, жим куклу Таню спать»и др., драматизирует в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; используетигрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, создаёт игровые ситуации,которые наталкивают ребёнка на продолжение игры (кукла сидит за столомсервированным к чаю и т.д.)
Во времянаблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьмипоследовательность операций, по возможности вовлекать их в этот процесс.Воспитатель должен систематическипополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей.
Чрезвычайноэффективен приём совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуациидействий с игрушками, с предметами-заместителями. В этом возрасте у ребенкавозникает интерес к игре сверстников. Вначале он проявляется в отношении кигрушке. Так, у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля — двашофёра. И мамы, и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной итой же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мамаукладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шоферусаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает и т. п. Так возникаетссора — каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания,интересы, проявить свои чувства. Нередко бывает так, что, одержав верх надтоварищем и заполучив игрушку, ребёнок вскоре откладывает ее в сторону. Малышускучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями,переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются волеактивных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей,педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой. С возрастом у ребенкапоявляется стремление подражать и игровым действиям сверстника и желаниевыполнять ту же роль. Достаточное количество однотипных игрушек даётвозможность детям играть «рядом».В такой игре создаются предпосылкивоспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости; формируются навыки жизнив коллективе.
Мухина В.С.отмечает, что в работе с детьми 2—3 лет одной из важных задач являетсявоспитание простейших навыков совместной игры. Поэтому необходимо помогатьмалышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких(2—3) человек.[7 ]
Исполняявместе с ребёнком главную роль, воспитатель прежде всего стремится поддержатьинтерес ребёнка к игре, учит выполнять роль до конца и развивать содержаниеигры, согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с этимрешается задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняясвою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливает и уточняетсвои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения.
Детяммладшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затеваютувлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формироватьнеобходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.
Если малышпо-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживая все чувствасвоего героя. Поэтому надо всячески поддерживать его интерес к определеннойроли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказывать какие-то действия,сообщать те или иные сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которыенеобходимы для создания правдивого игрового образа в коллективной игре,приводит к распаду игры, к отказу от роли.
На развитиесодержания детских игр существенное влияние оказывает изготовлениеигрушек-самоделок. Такая игрушка делает игровые интересы ребенка болееустойчивыми, помогает объединению детей в игре. Необходимо заинтересовать малышейпроцессом изготовления игрушек. Педагог может на глазах у детей сделатьнекоторые атрибуты, необходимые для той или иной игры.
Особое местов руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей этого возраста должнызанимать подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новыхигрушек в форме театрализованного представления, создание игровых ситуаций.
Действеннуюпомощь в развитии содержания творческой игры оказывают наводящие вопросы,напоминания, советы, направленные на подсказ детям возможной реализацииигрового замысла.
Эффективны итакие приемы, как подбор вместе с детьми элементов костюма; рассказ детям о томили ином действующем лице; индивидуальная беседа по картинкам, иллюстрациям;советы, показ игровых действий в игровой ситуации.
Руководяигрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка.Все названные выше методы и приемы должны быть направлены на то, чтобы играстала для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобыкаждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливатьэмоционально-положительные контакты со сверстниками.[9]
В младшихгруппах организуются и игры-забавы, доставляющие детям радость, удовольствие.Это могут быть игры-забавы с заводными игрушками (механическими, электронными),народными (движущимися фигурками медведей, курочками, клюющими зерно, и т. д.),игры-забавы с ветром, солнечными зайчиками и др.
Воспитательсам придумывает забавные приключения заводных игрушек, объединяя их однойтемой.
Очень любятмалыши игры с песком, снегом, водой. Они лепят из песка «пирожки», «куличики».Чтобы поддержать их интерес, воспитатель показывает, как можно сделать из песка домики|для кукол, гаражи для автомашин. Построив один домик и один гараж, педагогдает детям игрушки (фанерные фигурки людей, животных, птиц, различныеавтомашины) и предлагает построить еще несколько домиков и гаражей; оказываетмалышам помощь в овладении необходимыми навыками. После того как постройкибудут готовы, играет вместе с детьми.
Для игр сводой используются большие тазы или надувные емкости, чтобы вокруг них моглинаходиться 4—5 детей, плавающие игрушки (например, утки и др.). Воспитательподсказывает и показывает малышам, как интересно можно играть с уткой иутятами, какие забавные действия могут проделывать на воде утята, как мама учитих плавать и прятаться, когда почует опасность. Педагог может сделать бумажныелодочки, кораблики и устроить между детьми веселое соревнование: чья лодочкабыстрее приплывет к противоположному краю таза.
Игры малышейсо снегом следует начинать со знакомства с его свойствами. Дети перебрасываютснег с места на место, сгребают в маленькие кучки, перевозят на санках. Вначалевоспитатель сам строит при детях горку для кукол, машину, скамеечку, дает им игрушки:кукол в зимней одежде, зверят, кукольные саночки, маленькие деревянныелопаточки и др. Советует малышам самим сделать еще горку: ведь все куклы хотятпокататься на санках.
Педагогвместе с детьми делает комнаты, отгороженные друг от друга снежными валами,имеющими двери. Эти постройки используются для игр в семью, детский сад и др.
2.2 Сюжетно-ролевыеигры детей среднего дошкольного возраста
Длясюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новыхтем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы,из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, вкорабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интересдетей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. Уребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде.Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимооказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представленияо дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однакопорою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни.Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло.
Особоговнимания педагога требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны,поддержать интерес детей к игре, с другой — направить их общение.
В игровойдеятельности ребенка 4-5 лет находит свое место и театрализованная игра. Дети судовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Лиса и Заяц», «Кот,Петух и Лиса»), стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница», «Айболит» и др. Ввозрасте 5 лет у ребенка возникает интерес к смелым, отважным поступкам. Емунравится драматизировать рассказы на эту тему.
Драматизируялитературные произведения, дети стремятся к правдивому изображению героев,эмоционально переживают все описанные события. Игровой образ, созданный политературному произведению, находит выход и в других играх, что характеризуетуровень развития творчества у детей, их способность отражать в игре главное,типичное.[11]
Дети этоговозраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие — по 6-7 человек-группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играхнаблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний ижелание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуютзарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует вбольшинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны,возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованностиигровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между желаниемразвернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связанос недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления отом, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия«зло», «добро», почему необходимо оказывать друг другупомощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости впроявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своимижеланиями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника,оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовыватьсвои замыслы. Одному кажется, что интереснее его выдумка, другому — чтоувлекательнее его предложение.
Частонеумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружескихконтактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой.Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то жевремя использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым уменияуважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями.
В формированииу дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей,интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие переддетьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка егопредложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники моглипроявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость,отзывчивость, знание нравственных норм поведения.[9]
Если на однуроль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так,чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностейразвития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены наобогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашейстране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестномотношении к своему делу. При ознакомлении с окружающим необходимо использоватьметоды и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовыхдействий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением ивоображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка навосприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьмичувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировкалитературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разныхпрофессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накоплениезнаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения ктруду взрослых, к профессиям.
Наряду собщими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные,непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнениесодержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнестирассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.
На 5-м г.жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное илипридуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания,представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многихигр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к тойили иной профессии и пр.
Выполнениелюбимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силучувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружескиевзаимоотношения.
Немаловажноезначение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры,беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседыспособствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии еесодержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой,спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное,увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумыватьдальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки имнеобходимы, как использовать строительный материал.
Особоговнимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в созданииигрового образа. Для того чтобы каждый воспитанник сумел в ролевом исполнениипередать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональные проявления,поступки, отношения с людьми, мысли, дела, нужно путем специального подборалитературных произведений дать ему знания, представления, обогащающие игровойобраз. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказываютиндивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания,поручения.
Педагог,участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним изрядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлятьинициативу и творчество детей.
Дети невсегда удовлетворяются готовой игрушкой, у них нередко возникает желаниесамостоятельно изготовить атрибуты для игры. Игрушка, сделанная своими руками,доставляет ребенку творческую радость, воспитывает интерес к созидательномупроцессу и, естественно, способствует развитию содержания игры.
 
2.3Сюжетно-ролевые игры старшего дошкольного возраста
В своейстатье «Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников» Короткова Н.А.пишет о том, что у ребёнка старшего дошкольного возраста углубляется интерес ктрудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищениясамоотверженными поступками людей, желание подражать им. Для игр детей этоговозраста характерны игры с героическим сюжетом.[12]
Детям 6-го г.жизни свойственно желание выполнить свою роль с большей выдумкой,изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, изящныеконструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержанияигры дети успешно используют свои технические умения, например создатьнеобходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). Они болеедружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой ролис учетом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркийобраз.
На данномвозрастном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию,использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Это ужесюжетно-ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д., спостепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающиечувства и интересы детей. Их тематика преимущественно связана с современнойжизнью («Космонавты», «Путешествие на Северный полюс»,«Путешествие в Антарктиду» и др.) или с наиболее любимыми детьмисказками, рассказами. В этих играх содержание непрерывно развивается иусложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, сразвитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивныхумений.
Длительныесюжетно-ролевые творческие игры приобретают особое значение для комплексногорешения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитаниядетей.
В длительнойигре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни,растёт самостоятельность. В результате такого рода игра становится наиболееэффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении.Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда,когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка черезлюбимый им образ.
В такой игреребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборедействий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Педагогунеобходимо использовать этот фактор для воспитания у детей умения согласовыватьсвои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлениизамысла, в выполнении определенной роли.
Длительная творческаясюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для развития мышленияребенка.
Действияребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он — неутомимыйисследователь: узнает свойства и качества реальных предметов, способы действияс ними, и в зависимости от замысла, от развития сюжета переплавляет жизненныйматериал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания переплетаяреальность с выдумкой, фантазией. В развитии сюжета игры на определенную темупрослеживаются логическая последовательность действий, совокупностьвзаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.[11]
Этот опыт,знания и представления творчески преломляется ребенком в игровой деятельности.Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, системой знаний — значитдать обильную пищу для развития его воображения, для создания образов,ситуаций, которые можно реализовать в игре. Можно провести серию занятий поконструированию и ручному труду, связанных общей темой (изготовление грузовиковбольших размеров, подъемных кранов, вагонов, электровозов и тепловозов,железнодорожных вокзалов из спичечных коробков, картона и т. п.).
Возникновениедлительной игры «Путешествие за животными в жаркие страны» может бытьсвязано с поездкой детей в зоопарк. Чтобы удовлетворить детскуюлюбознательность, воспитатель специально читает отрывки из книг на эту тему;организует лепку из пластилина животных и т. д. По мере обогащенияпредставленийдошкольниковразвивается и усложняется содержание игры. Дети больше проявляют инициативы,творческого подхода и умственной самостоятельности в решении практическихзадач. Если воспитатель заботится о расширении представлений детей, в группебудут развиваться игры на разнообразные сюжеты: «Путешествие в Антарктиду»,«Путешествие в жаркие страны» и др. Работа воображения помогаетребенку ясно и отчетливо представить моря, океаны, плывущие по ним пароходы,айсберги, работу далеких полярных станций, рейсы космических кораблей и т. д.
Игровыеобразы ребенок создает творчески, сознательно. Он не просто воспроизводитжизнь, слепо копирует ее. В изображение тех или иных ситуаций, героев детивносят много элементов творчества, свободно комбинируя впечатления жизни ссодержанием сказок, рассказов, добавляя свою выдумку, что свидетельствует обактивности воображения. Увлекательная, сложная по содержанию игра, удовлетворяястремление ребенка участвовать в событиях, переживаемых страной, доставляет емурадость.[13]
Руководяподобными играми, воспитатель не должен спешить с подсказкой детям решения техили иных возникающих перед ними задач. Наблюдая игры, надо установить, на чтоследует обратить внимание детей во время занятий (особенно на занятиях поознакомлению с различными явлениями окружающей жизни, с растительным и животныммиром). Педагог должен стремиться к тому, чтобы направить вниманиевоспитанников на существенные стороны того или иного общественного явления,помочь понять простейшие связи и зависимости между ними. Необходимо такжепродумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или инойигры (подбор картинок, настольно-печатных игр; поручения детям: посмотретьпередачи по телевидению), наметить ряд занятий по изготовлениюигрушек-самоделок, конструированию из строительного материала, предоставитьдетям в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон.
Обязательнымусловием для длительной сюжетно-ролевой творческой игры является наличие удетей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать другдругу, сообща добиваться поставленной цели.
Необходимотакже, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения намечатьтему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять ролис учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила ичетко выполнять их.
Дляруководства длительными творческими играми в качестве основных приёмов могутбыть использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая). К основным приёмамруководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы,разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении ссобытиями современной жизни. Активное участие детей в распределении ролейспособствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться смнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга.
Рольвоспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах педагогможет взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточноразвиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Вместе с темруководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлятьинициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагогявляется старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая имприменять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждаяк взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.
Напоследующих этапах используются советы, напоминания, предложения,целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитиесодержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационныхнавыков. В течение года можно провести около 6 длительных творческих игр сустановкой на последовательное совершенствование у детей навыков самоорганизации.[11]
Развитиюдлительной игры, воспитанию у детей умственной активности, нравственных чувстви навыков самоорганизации способствуют следующие методы и приемы: беседы передначалом игры о её ходе, подведение итогов игры и совместное с детьмипланирование дальнейшего ее развития; напоминания, советы, указания, поручения,задания. Педагог приучает воспитанников к самостоятельному употреблению в играхстроительного материала и конструкторов, изготовлению игрушек-самоделок,использованию навыков рисования, лепки, танца, пения.
Раскрытьигровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин,иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественнойлитературы.
С детьмистаршего возраста проводятся игры с природными материалами. Воспитатель путемпоказа фотографий, картинок, напоминаний, советов направляет дошкольников насамостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек онипроявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Можно предложить детямсоорудить постройки на тему «На чем люди ездят». Одна группка детей сооружаетаэродром, другая — железнодорожный вокзал, третья — речной порт, а если дать импесок в сочетании сглиной, то маленькие строители могут сделать судоходную речку, прорыть каналы,установить шлюзы и т. д.
Для игр спеском и глиной требуется разный дополнительный материал — обрезки дерева,колышки, шнуры, фанерные фигурки людей, животных, деревьев, разнообразныеавтомашины и пр. Часть игрушек дошкольники могут сделать сами, например лодки, самолеты,вагоны для железной дороги и др.
Постройки изснега могут быть крупными и мелкими — на столах. Крупные постройки можнообъединить общей темой «Северный полюс» или «Зоопарк»,«Стадион» и др. Педагог учит воспитанников изготовлять из снегакирпичи и складывать из них стены домов, утрамбовывать снег, делать ледяныедорожки для скольжения, валы; лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки дляукрашения построек, для окон домов и др. Для крупных построек из снегатребуется основа. Для нее можно использовать доски, ящики, фанерные щиты,плотный картон, деревянные рейки и пр.
Зимой присооружении построек на участке следует предусмотреть возможность таких игр, как«Путешествие в Антарктиду (на Северный полюс)», «БелаяОлимпиада», «Праздник русской зимы», а также игр по сказкам«Заячья избушка», «Зимовье зверей», «Морозко» идр.
Как и детимладшего возраста, старшие дошкольники любят театрализованные игры политературным произведениям. Основное в руководстве играми-драматизациями —выбор литературного произведения, работа с детьми над выразительностью передачитекста, создание декораций и костюмов.
Литературныепроизведения для игр дошкольников должны отвечать следующим требованиям:идейная направленность, динамичность сюжета, наличие диалогов. Если припервоначальном знакомстве с произведением дети заинтересовались им, приповторном чтении следует наиболее выразительно выделить речь героев, помочьправильно оценить их поступки, установить последовательность событий. Чтобыоблегчить детям запоминание текста, подчеркнуть динамику событий, в некоторыхслучаях воспитатель при повторном чтении исключает эпизоды описательногохарактера.
Дети старшегодошкольного возраста уже могут сами распределять роли.
Педагогпредоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровыеобразы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии,иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того илииного персонажа, организует прослушивание грамзаписей.
Игры-забавы встаршей и подготовительной к школе группах могут носить характер веселыхэстафет, соревнований, аттракционов с участием 2 или более команд: «Эстафета насанках». «Черепахи» — забавное соревнование на санках; «Воздушный футбол» (детицеленаправленной струей воздуха пытаются быстрее загнать бумажный мяч в воротапротивника, а противник, дуя на легкий бумажный мячик, пытается перехватитьинициативу; как только мяч окажется в воротах, открывается счет). Показвоспитателем заводных игрушек на темы «Цирк», «Детки в клетке» и др. можетспособствовать возникновению у детей желания самим подготовить цирковоепредставление. Возможность его подготовки и проведения обусловливается степеньюфизического развития дошкольников; наличием таких физических качеств, какловкость, гибкость, точность движений, выносливость. Кроме того, у ребенкадолжно быть воспитано чувство юмора. В содержание подготовки к этой веселойигре должно входить: составление цирковой программы; распределение детей нароли артистов, а также художников и декораторов и распределение обязанностей(кто какие элементы костюмов, декорации будет делать, кто и как оформитпригласительные билеты и т. д.).
Этитеатрализованные игры готовятся и проходят при активном участии воспитателя.
Играестественный спутник жизни ребёнка обладающий великой воспитательной силой,способ познания окружающего мира в этом плане народные игры имеют большоезначение — они развивают у детей смекалку, знакомят с бытом и жизнью народа,традициями. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в нихярко отражается образ жизни людей, их быт, труд.
Казахстанмногонациональная страна, поэтому детские сады посещают дети разныхнациональностей, общаясь, друг с другом, они рассказывают сказки, рисуют, поют,танцуют, играют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры.
Воспитательпомогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностейобъединяет любовь к стране, в которой они живут, Казахстану, чувствотолерантности, интерес к её многонациональной культуре, искусству.
Показиллюстраций, чтение художественных произведений о жизни народов Казахстана,помогает воспитателю в организации сюжетно — ролевых игр, дети с удовольствиемиграют в игры типа «Наш аул», «На джайляу», праздник«Дружбы народов Казахстана» и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Играупорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогаетпонять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, гдеон может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно вигре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает иучится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действийпревращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведениеосознанным и произвольным.
Детство этоне только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это периоднаиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детскиегоды, уже не восполнить взрослому человеку.[16]
Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляютсобой основу формирования гармонически развитой активной личности, способнойнаходить выход из критического положения, принимать решение, проявлятьинициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Изучив ипроанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующиевыводы:
1.Ведущаядеятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются инаиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческоевоображение, образное мышление, самосознание.
2. Особоезначение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей.Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов ицеленаправленность действий.
3.Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь вмладшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом»,в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития,трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутымсюжетом.
4. Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи сразвитием научно — технического прогресса появляется много новой техники, многонового в жизни людей — задача воспитателя создать условия для отражения этого всюжетно-ролевых играх детей.
На основевыводов можно дать следующие рекомендации:
1.Необходимосоздать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени врежиме дня, создать материально — игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты,предметы — заместители, бросовый материал, который используется детьми во времясюжетно — ролевых игр.
2. Обогащать содержаниедетской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения,экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы,рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировкилитературных произведений, этические беседы, непосредственное участиевоспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные наподсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьмипостроек, показ приёмов конструирования и др.

Списокиспользованных источников
1.      Концепциягосударственной политики в области образования // Учитель Казахстана. — 1995.-35 с.
2.      КонституцияРеспублики Казахстан.- Алматы: Казахстан, 1995.-48с.
3.      ЗаконРеспублики Казахстан «Об образовании» — Алматы.: ТОО Баспа, 1999. — 48с.
4.      Конвенцияо правах ребёнка //Учитель Казахстана. — 2004. — 35 с.
5.      МенджритскаяД.В. Воспитателю о детской игре — М.: Просвещение, 1982. — 210 с.
6.      Дошкольнаяпедагогика / под ред. В.И. Ядешко. — М.: Просвещение, 1978. — 321 с.
7.      ВенгерЛ.А., Мухина В.С. Психология — М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
8.      Иградошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1989. 284 с.
9.      Руководствоиграми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. — М.:Просвещение, 1986. 109 с.
10.    ЩербаковаЕ.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. — М.: Просвещение,1984. — 78 с.
11.    Методическиерекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.ВРусскова. — М.: Просвещение 1986. — 280 с.
12.    КоротковаН. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №2. — С. 84 — 87
13.    КоротковаН. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №3. — С. 81 — 85
14.    КоротковаН. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №4. — С. 79 — 87
15.    МацкевичМ. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольноевоспитание. — 2006. — №6. — С. 90 — 95
16.    СмирноваЕ.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольноевоспитание. 2002. — №4. — С. 70 — 74
17.    КозырскаяИ. Н. Румянцева Л.Е. Методика организации и проведения научных исследований попсихолого-педагогическим дисциплинам. — Караганда, 2006.- 122 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.