Реферат по предмету "Педагогика"


Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Министерство общего профессионального образованияСвердловской области
Управление образованияадминистрации Ленинского района г. Нижнего ТагилаАналитический отчет
За межаттестационный период
1996-2001 гг. Составитель: Удовкина Нина Михайловна
Должность:
педагог дополнительного образования
 
Г. Н. Тагил. 2001 г.Тема: Музыкальный фольклор как средство
развитиятворческих способностей
младшихшкольников

СОДЕРЖАНИЕ Введение
Аналитическая часть
Анализ педагогической деятельности по развитию творческих способностей младших школьников, посредством фольклора.
Анализ внешних условий протекания педагогического процесса.
Проблемы и противоречия, возникшие в процессе педагогической деятельности.
Проектная часть.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Результаты формирования певческих навыков и критерии оценок.
Приложение 2.
Результаты развития певческого голоса 1-2 класс.
Приложение 3.
Программа по фольклору.
Приложение 4.
Анкета.
Приложение 5.
Сценарии календарных праздников.
Приложение 6.
Альбом с фотографиями.
Приложение 7.
Дипломы. Введение
 
Каждая образовательная областьвносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новомтысячелетии.
Образовательная областьискусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя какдуховно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического,нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценностикультуры, перенять духовный опыт  поколений.
Искусство с первых днейшкольной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, вего эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образноемышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности,приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
 В наше время с особойостротой стоит задача формирования духовного мира человека третьеготысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Этузадачу по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а вчастности, занятия школьников по фольклору. Занятия по фольклору имеют в себебольшие возможности для творческого развития школьников.
Анализируя детскоепродуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях,интересах, о разнообразии способностей. творческая деятельность способнаоказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Теоретически основатолкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детейврожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельностидетей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающеепринципам свободы творчества.
Источником музыкальноготворчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которымовладел ребенок.
Процесс детскоготворчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней инепринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка,песня и др.
По своей природе детскоетворчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно даетвозможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях исвоевременно выявить способности у детей.
Б.М. Теплов отмечает, чтораннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития,вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широкоразвивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное.Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, нароль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский,А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании,что  дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальныеигры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.
При занятиях творческойдеятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности»,несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется влитературе неоднозначно. Распространенным является определение:
Способности – это то, что не сводится к знаниям инавыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективноеиспользование на практике.
Значительный вклад вразработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов.
В понятие «способности»по его мысли, заключено три идеи.
Во-первых, подспособностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающиеодного человека от другого.
Во-вторых, способностяминазывают не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которыеимеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие«способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые ужевыработаны у данного человека.
Способности, считает Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так какчеловек перестает ею пользоваться.
Только благодаряпостоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаеми развиваем дальше способности.
Различают общие(умственные способности – развитая память, совершенная речь, точность ручныхдвижений и специальные способности, например, музыкальные). Они определяютуспехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задаткиопределенного рода (в нашем случае – музыкальные) и их развитие. В эти задачивходят три основные музыкальные способности.
1.    Ладовое чувствоили эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.
2.    Способность кслуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховымипредставлениями, отражающая звуковысотные движения. Способность к слуховомупредставлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Это способностьобразует основное ядро музыкального воображения.
3.    Музыкально-ритмическоечувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку,чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний– это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость иразнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник,выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития егоспособности.
Основное требование кдеятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности.Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенкастремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта:стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор,наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальнойкультуры.Цель аналитического отчета:
Анализ педагогическихусловий, способствующих развитию творческих музыкальных способностей.
Объектомнаблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей уучащихся детского объединения по фольклору.
Предметомнаблюдения – условия и результаты деятельности по развитию творческихмузыкальных способностей.
Задачааналитического отчета:
Рассмотреть,как:
·    Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусствуспособствует развитию творческих способностей учащихся.
·    Воспитание у учащихся стремления к самовыражению посредствомтворческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
·    Освоение народного творчества через овладение учащимися навыкамихорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствуетразвитию музыкально-творческих способностей.
·    Занятия в детском объединении по фольклору способствуютвоспитанию эстетических чувств.
·    Через фольклор можно решать воспитательные задачи.
Системазнаний детского объединения по фольклору позволяет школьникам становитьсяэстетически развитыми людьми, имеющими необходимый объем знаний, умений инавыков, позволяющим им принять активное участие в культурной жизни общества.
В своейработе я опираюсь на принципы государственной политики в области образования,ст. 2 Федерального «Закона об образовании», где продекларирован гуманистическийхарактер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.   
1.Аналитическая часть
 
1.1.Анализ результатов образовательного процесса по развитию творческихспособностей младших школьников посредством фольклора.
Вхудожественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную рольиграет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песеннойкультуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащейисторией», «звонкими живыми летописями».
Необходимостьобращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно,не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризисвоспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити,которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродитьпреемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическиенастроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубаниесвоих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями онародном музыкальном фольклоре.
Основойпри формировании эстетического сознания школьников должны стать художественныеценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментомкоторого является фольклор.
Фольклор– источник знаний о действительности, о человеке и средство формированияважнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка,родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формируетнациональное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
Существеннуюроль в этом играет работа детского объединения по фольклору, где проходяттеоретические и практические занятия. Работа объединения ведется по программе,в основу которой положена программа государственного образца для внешкольныхучреждений и общеобразовательных школ и наработки Н. Егошиной, методистафилиала НТО ИРРО.
Данная программа решает следующие задачи:
·    Создание условий для становления гражданских позиций личности.
·    Развитие национального самосознания личности, как проявлениеобщечеловеческих ценностей.
·    Включение учащегося в такую систему деятельности и отношений,которая обогащает их положительный опыт.
Существеннуюроль в реализации этой программы играет работа детского объединения пофольклору, где проходят теоретические и практические занятия.
Назанятиях фольклора проводится идея комплексного подхода в развитии детей –соединение музыки, хореографии, истории фольклора и необходимости психолого-педагогическогоизучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение ккаждому ребенку.
Воснову обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогическиепринципы:
1.  Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима,каждый ребенок – чудо.
2.  Интерация различных видов искусства: музыки, хореографии, элементовтеатрализации, игры.
3.  Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторовпедагогической свободы обучения.
4.  Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно-нравственного,этического совершенствования.
Работаосуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики:учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностейребенка.
Цельпрограммы: развитие творческих способностей детей, воспитание общейкультуры учащихся, приобщение к народным традициям и обычаям, расширениемузыкального кругозора учащихся.
Важнейшейзадачей курса является развитие творческой личности, знающей свою культуру.В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа,прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами,разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа надвыразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участиев концертной деятельности ДДТ с целью пропаганды народного творчества.
Обучениестроится по 3 направлениям:
1.  Знакомство с народно-обрядовой культурой России.
2.  Вокально-хоровое обучение.
3.  Хореография, обучение основам народного танца.
Учебно-творческаяпрограмма рассчитана на 2 года обучения.
Воснове моей работы лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где длядетей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Философ-гуманист М. Монтенко)
Возрастныеособенности детей, с которыми я работаю таковы, что игра остается одним излюбимейших видов деятельности. И этим я стараюсь умело пользоваться. Стараюсьразнообразнее включать ее в урок. Во время игры использую такие методыобучения:
1.упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении.
2.упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.
3.творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игровоготворчества.
Предпочитаюиспользовать народные игры с пением и движением. Почему они так необходимы намоих занятиях? Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма,умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатсяпередавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игрурусская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются моиучащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народнымтрадициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народноготворчества.
Игроваядеятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
·    Развитие творческой индивидуальности.
·    Эмоциональное развитие.
·    Воспитание эстетических, патриотических чувств.
·    Развитие музыкальных способностей.
·    Развитие духовной сферы.
·    Развитие самостоятельности, физическое развитие.
В своейработе я сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, неумениемдетей раскрыть свои возможности.
Я велапоиск новых захватывающих приемов для воспитания у детей устойчивого интереса ктворчеству посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов,показа. Я искала ответы на вопросы: «Как повысить творческую активность? Каковасвязь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребенка?» И нашлаответ: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результатезнакомства с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали быпотребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразиемузыкальному творчеству. Музыкально-творческая игра по сюжетам литературныхпроизведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержанияпроизведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям,отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях.
Япредложила детям поставить музыкальную сказку «Теремок». В основу своей работыположила  методику педагога-музыканта Н.А. Метлова. Эта работа помоглаактивизировать творческую активность ребят.
Газанятиях, посвященных устному народному творчеству, где через пословицы,поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятиядобра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети по темам:«Труд», «Дружба» подбирали пословицы, поговорки, составляли ребусы, кроссворды,придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам.
Признакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровымфольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поютприговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркостьмузыкальных образов, добрый юмор.
Этатворческая деятельность нашла свое отражение в фольклорном празднике «Пошутим –посмеемся» (приложение № 5). Знакомство детей с обрядами осеннего циклаобогатило ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдалисьземледельцами во время уборки урожая. Ребята использовали эти знания во времяосеннего праздника «Жниво» (приложение № 5).
Послеизучения обрядов зимнего цикла дети с увлечением изготавливали «козу»,которую потом «водили» с собой во время колядования в ДДТ и за его пределами,разучивали игровые сценки, играя роли, перевоплощались в героев, подбирали себекостюмы, пели колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике«Накануне Рождества» (приложение № 5). Готовясь к Масленице, дети изготовиличучело масленицы, затем сжигали его на костре (приложение № 5).
Знакомясьс обрядами летнего цикла, мы традиционно празднуем «Троицу», увлекаяэтим праздником детей, посещающих летний городской лагерь при ДДТ. Ребята плеливенки, украшали разноцветными ленточками дерево березку, знакомились собрядом «кумления». Готовясь к «Деревенским посиделкам» (приложение № 5),ребята подбирали частушки, поговорки, считалочки, небылицы, мальчики показалисвое мастерство в игре на ложках, девочки – в рукоделии.
Совместнаядеятельность детей создавала общее эмоциональное переживание, ребята оказывалипомощь друг другу при выполнении задания, сострадали, переживали неудачи ирадовались успеху. Они становились терпимее, добрее, справедливее в оценкесвоих действий и поступков. При подготовке праздников происходило преображениеробких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельностьдетей была продуктивной, т.к. были определены ближние и дальние цели, назанятиях была создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, чтоявилось своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертногопокоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую онивыполняют.
В этомслучае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общееинтеллектуальное развитие, мировоззренческие и нравственные убеждения. Чтобыинтерес не пропадал, необходимо, чтобы разъяснение задания не противоречиложеланию, только тогда учащиеся понимют необходимость и важность, желательностьтворческой деятельности (зачем и для чего  это делаю?). перевожу внешнююмотивацию на внутреннюю, делаю акцент на разъяснении важности, необходимостидеятельности. Распределяю функции в соответствии с индивидуальнымиспособностями и интересами, каждый выполняет то, что может.
К идеефольклорных праздников пришли не случайно. Современная жизнь с ее социальнымипротиворечиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия.
Источникамистресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только вположительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.
Целипраздника:
·    Создать зону психологического комфорта.
·    Развить творческие способности детей.
·    Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
·    Приобщить к народным традициям.
Системапраздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которойразвиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовкеи проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных,инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствуетприроде школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы,приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческихспособностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровойформе.
Назанятиях по фольклору наряду с изучением народно-обрядовой культуры России иУрала проводится вокально-хоровая работа.
Знакомилисьс певческой установкой пения сидя, стоя, вырабатывали навык вдоха, выдоха беззвука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок,небольших попевок на 3-х звуках, вырабатывали мягкую атаку звука.
Дляразвития народной манеры пения
1)использовались скороговорки на звуках примарной зоны с движениями притопами иприхлопами. «В хороводе были мы», «Андрей-воробей»;
2)постепенное движение в диапазоне г.4. по полутонам.
Проводиласьартикуляционная гимнастика по системе Емельянова:
1.  Для подвижного языка, губ, щек, нёба.
2.  Дикционные упражнения для мягкого нёба «Бегемот».
3.  Упражнения-попевки «Скок-скок-поскок» в разных регистрах.
Благодаряэтим упражнениям у учащихся начальных классов наблюдается правильноеформирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первомгоду обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. Навтором году – развития действий, стабилизация.
Изсвоего опыта я знаю, что процесс формирования певческих навыков зависит отиндивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой онипришли в детское объединение, что влияет на характер становления навыков икачество результатов обучения.
Напервом году обучения происходит формирования певческих навыков. На втором годуобучения я отмечаю, что формирование основных певческих навыков претерпеваетизменение от некоторого улучшения по всем параметрам, к концу учебного годапевческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистотеинтонирования, в способе звукообразования. Можно отметить, что степень развитиямузыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра голоса,способ звукообразования. На качество тембра влияет и навык дыхания. Правильноедыхание способствует чистоте интонирования.
Результатыформирования певческих навыков и критерии их оценки представлены в таблице 1(приложение 1). Автор С. Гладкая сб. «Музыкальное воспитание в школе № 14».
Насвоих уроках я использую комплекс упражнений для постановки дыхания,разработанный Казанцевой М.Г., научным сотрудником Института Истории иАрхеологии РАН.
1.  «пушинки» — легкий выдох, будто сдуваем пушинку.
2.  «муха» или «пчела» — резкий выдох. Эти упражнения основные. Ониспособствуют умению управлять своим дыханием.
3.  «маленький хомячок» — надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатыватьвоздух.
4.  «тпрунюшки» — с силой выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей.
Этиупражнения для освобождения нижней челюсти.
Процессформирования певческого голоса труден, т.к. младшие школьники еще не умеютанализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании ихпевческая деятельность принимает особый характер управляемый,целенаправленный.  Наиболее рациональным способом развития памяти являетсязапоминание и частое повторение небольших заданий и постепенное их усложнение.Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления,способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если ученики осознаютсвои ошибки и умеют отличать хороший результат от плохого. С этой целью послекаждого концертного выступления мы делаем анализ ошибок, почему они былидопущены и как их избежать в будущем.
Необходимопроводить диагностику результатов развития певческого голоса в течении учебногогода.
Япроводила отслеживание результатов развития певческого голоса у группы детей втечение 2 лет обучения. Параметры и критерии оценок брала из сб. «Музыкальноевоспитание в школе». Автор таблицы С. Гладкая. Ребята пришли ко мне в детскоеобъединение в начале 1998-99 учебного года первоклассниками. Продиагностировавребят в начале года, я отметила у 60% нечистое, фальшивое интонирование повсему диапазону, минимальный диапазон.
У 33%ребят  отмечалось относительно чистое интонирование, четкая дикция. Только уодного ребенка было чистое интонирование, диапазон шире октавы..
В своейработе я использовала упражнение для голоса по методике Л.В. Шаминой. Врезультате работ у ребят стало наблюдаться правильное формирование певческихнавыков, это сказалось положительно на качестве пения. В конце учебного года (вмае) при повторной диагностике я отметила снижение слабого результат до 33%,средний вырос и составил 47%, а хороший поднялся до 20%. Хороших результатов вчистоте интонирования добились еще двое детей.
Втечение следующего учебного года мы с ребятами продолжали работать по той жеметодике Шаминой, использовали дикционные упражнения по системе Емельянова,уделяя упражнениям много времени на уроке. В конце учебного 1999-2000 годадиагностика показала, что стало меньше ребят со средним уровнем развитияпевческого голоса – 40%, зато вырос хороший результат и составил 53%, а слабыйупал до 7% (приложение № 2).
Результатыговорят о том, что за время обучения дети овладели певческими навыками чистогоинтонирования.
Порезультатам отслеживания видно, что происходил рост развития певческих навыков,что сказалось благотворно на развитии музыкальных способностей. Видя своиуспехи, дети пробуют поступать в музыкальные школы. Анализ наблюдения заразвитием певческих навыков позволил выявить и ряд недостатков:
·    напряжение в пении,
·    неправильную певческую установку,
·    зажатость, неэмоциональность исполнения.
Работаяс детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я используюметод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняяправила пения или требования к упражнению. Это активизирует их деятельность,повышает интерес к пению.
Большоевнимание на своих уроках уделяю дикции. Одним из сложных навыков для младшихшкольников является чистота интонирования. Ребят с фальшивым пением сажу междучистоинтонирующими. Прошу их внимательно прислушиваться к пению соседей, занимаюсьиндивидуально.
Работаянад каждым ритмическим рисунком в песне использую метод ходьбы по кругу,отбивая притопом сильные доли, или хлопки в ритм мелодии.
Условияактивизации певческих навыков:
·    учащийся должен четко понимать, чего он должен добиться, выполняязадание
·    знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение
·    повторение исполнения должно быть направлено на устранениеошибок, с осмыслением деятельности.
Вметодике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся.
Стремитьсяк тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными даннымиприобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальнымиданными.
Длявыяснения уровня заинтересованности детей в занятиях объединения «Фольклорныйансамбль» я проводила проводила анкетирование на тему «Что тебя больше всегопривлекает на занятии?». Анкета для детей 2 года обучения (приложение № 4).Нужно было выбрать один или два варианта ответов:
1.  Беседы о народных традициях, обрядах.
2.  Народные игры.
3.  Принимать участие в концертной деятельности ДДТ.
4.  Петь.
5.  Танцевать.Начало 1999-2000 учебного года Конец 1999-2000 учебного года
18% — 1 вариант
22% — 2 вариант
25% — 3 вариант
15% — 4 вариант
10% — 5 вариант
20% — 1 вариант
20% — 2 вариант
40% — 3 вариант
15% — 4 вариант
10% — 5 вариант
Результатыответов на вопросы анкеты в приложении
Изответов видно, что интерес сохраняется. Наибольшее предпочтение дети отдаютконцертной деятельности. Дети рассказывают о народных обрядах дома. Но, вместес тем, отмечается слабая заинтересованность родителей занятиями в объединении,поэтому я планирую проведение семейных праздников.
Учащимся5 классов на вопрос анкеты «Нравится ли тебе посещать занятия фольклорногообъединения» нужно было выбрать один из трех вариантов ответов:
1. сжеланием
2. безжелания
4.  затрудняюсь ответить.Начало 1999-2000 учебного года Конец 1999-2000 учебного года
80% — 1 вариант
8% — 2 вариант
12% — 3 вариант
76% — 1 вариант
10% — 2 вариант
14% — 3 вариант
Изответов детей видно, что интерес несколько снизился.
Проанализировавсвою деятельность в межаттестационный период, я пришла к выводу, что
·    у детей сформировалось представление об этнокультурной картинемира, народных традиций и обрядов;
·    развивается понимание народной этики и ее роли;
·    сформировался более высокий уровень культуры поведения исамореализации на празднике;
·    выступая с концертными номерами, пропагандируют народноетворчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, испытываячувство уважения и гордости к искусству своего народа.
Завремя обучения учащиеся принимали участие в смотрах художественнойсамодеятельности среди образовательных учреждений города, и получили дипломы.
В 1997г. получили Диплом I степени на фестивале «Изумрудинка». Были приглашеныс концертной программой в Музей подносного промысла. Выступили сконцертами в больнице, школах, детских приютах, в отделе соц.защиты, детскомдоме, детских садах, ДДТ. В 1998 г. были награждены Дипломом II степени на городском смотре фольклорных коллективов и ДипломомI степени на фестивале «Изумрудинка».Приняли участие в концертах ДДТ, района, города. В 1999 г. Диплом за участие вгородском смотре фольклорных коллективов. В 200 г. Диплом за участие вфестивале «Изумрудинка» и Диплом участников городского смотрафольклорных коллективов. Фольклорный ансамбль является инициатором проведенияфольклорных праздников ДДТ. Были проведены «Уральские вечёрки», «Деревенскиепосиделки», «Посиделки мастеров». «Русский сувенир», «Троица», «Емелинызабавы», ставшие уже традиционными «Рождественские колядки». С ними мы выходилиза пределы ДДТ – в детский приют, ОУ № 58. Фольклорный ансамбль «Ладушки»отмечен Благодарностью от Управления культуры Администрации города заактивное участие в Новогодней кампании 1999-2000 г., награжден Благодарственнымписьмом от ОУ № 71 за участие во всех мероприятиях школы.
Вноябре 2000 г. я прошла обучение на курсах повышения квалификации вг.Екатеринбург по образовательной программе «Русский музыкальный фольклор».Получила удостоверение.
1.2.Анализ внешних условий протекания педагогического процесса.
 
Занятиядетского объединения «Фольклорный ансамбль» проходят в ДДТ, что оказываетогромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей,являющейся одной из составляющих результата образования.
Приобщениек устному народному творчеству идет через все сферы деятельности Дома детскоготворчества:
·    детские объединения эстетического цикла
·    концертные программы
·    семейные праздники
·    фестивали искусств, через программы Дома детского творчества.
Благотворновлияют на работу детского объединения конкурсы среди коллективов города,фестивали искусств, открытые выставки детского творчества, проводимые в ГДТЮ,ДК «Юбилейный», где встречаются дети, занятые одним видом творчества, могутпосмотреть творчество других детских коллективов.
Стимулирующимфактором развития творческих способностей в объединении является участие вгородских смотрах.
Принимаяучастие в них, дети познакомились с разнообразным песенным репертуаром,почувствовали, что они занимаются значимым делом. В них укрепилось чувствогордости за свое творчество.
1.3.Проблемы и противоречия, возникшие в процессе деятельности в межаттестационыйпериод.
Проводяработу в межаттестационный период по развитию творческих способностей учащихсямладшего школьного возраста посредством фольклора, я столкнулась с рядомпроблем.
Проблемас набором в детское объединение мальчиков, пытаюсь решить ее более частымвыходом с концертами в школу.
Неохотноидут в детское объединение учащиеся старших классов.
Незаинтересованностьнекоторых родителей. Эту проблему я пытаюсь решить укреплением связи ссемьей, через оргянизацию семейных праздников.
Отсутствиев ДДТ хореографа и баяниста отрицательно сказывается на уровнеобразовательного процесса.
Слабаяматериальная база.
Проблемасохранения устойчивого контингента учащихся 5-7 классов.
У этихребят снижается интерес к занятиям фольклором. Это объясняется возрастнымиособенностями детей.
Наподростка оказывает влияние массовая молодежная культура. Занятия по фольклоруне являются показателем признания в среде одноклассников. Это усложняетмежличностные отношения.
Вдальнейшей работе необходим подъем престижа детей, занимающихся фольклором.
Необходимацеленаправленная пропаганда. Для этого я планирую ввести в ход занятий активныеформы работы учащихся:
1.                Сбор материалов культурного наследия семьи (частушки, песни, обряды изсемьи).
2.                Выступления с сообщениями.
3.                Обсуждение репертуара.
Исходяиз анализа педагогической деятельности в межаттестационный период и выявленнойпроблемы поставлена цель деятельности в следующий межаттестационный период:«Сохранение и укрепление мотивации и интереса к занятиям по фольклору». 
2.Проектная часть.

3. Заключение.
В сегодняшнейсоциальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена навозрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретаетболее сильное значение.
Развеотточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество неявляется одной из высших духовных ценностей русского народа?
Сегоднявозрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народноготворчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей роднойземли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.
Своюдеятельность по развитию творческих способностей посредством музыкальногофольклора считаю эффективной, так как она отвечает следующим требованиям:
1.  Целенаправленность деятельности.
2.  Учет возрастных особенностей учащихся.
3.  Разнообразие форм и методов.
4.  Творческий характер деятельности.
Ксожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора исохранения устойчивого контингента ребят более старшего школьного возраста.
Уже к7-му классу падает интерес к занятиям, это объясняется возрастнымиособенностями детей. На подростка большое влияние оказывает массовая молодежнаякультура. Занятия по фольклору не являются показателем уважения и признания всреде одноклассников. Необходимо поднимать престиж детей, занимающихсяфольклором.
Приложение 4.
Анкета.
 
1.  Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка:
1)  с желанием;
2)  без желания;
3)  затрудняюсь ответить?
2.  Что тебя больше всего привлекает на занятии:
1)  беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;
2)  народные игры;
3)  принимать участие в школьной деятельности;
4)  петь;
5)  танцевать?
3.  Что нового для себя вы узнали на занятиях?
4.  Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?
5.  Какую трудность испытываете на занятиях (что получается, а что неполучается)?
6.  Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные в кружке вдальнейшей жизни?
7.  Поете ли вы песни, разученные в кружке своим родителям?
8.  Интересуются ли родители, чем вы занимаетесь на занятиях в кружке, чтонового узнали?
4.Список литературы:
 
1.                 Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988
2.                 Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методическиерекомендации. М. Новая школа 1993
3.                 Государственный образовательный стандарт (научно-региональный компонентобразования). Ек. 1999
4.                 Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985
5.                 Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики»,Новосибирск, Просвещение 1987
6.                 «Мир детства. Младший школьник», М. Педагогика 1988
7.                 Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество»№6, 1999, № 1, 2000
8.                 Немов Р.С. «Психология», М. Владивосток 1999
9.                 «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика 1991
10.               Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998
11.               Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область.Отделение пед. Общества 1994
12.               Старикова К.Л. «Народные обряды и обрядовая поэзия», Екатеринбург, Св.область. Отделение пед. Общества 1994
13.               Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическимирекомендациями организации уроков» 9-11 кл. 1991
14.               Шамина Л. «Работа с самодеятельным коллективом», М. Музыка 1983
15.               Журналы «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Народное творчество»1999, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.