Реферат по предмету "Педагогика"


Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах

--PAGE_BREAK--В своих рассказах Чехов затрагивает множество разнообразных тем. Это:
·                   Тема любви («О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином»);
·                   Тема деревни, судьбы народа, крестьянства («Мужики», «В овраге», «Новая дача»);
·                   Тема интеллигенции («Студент», «Ионыч», «Дом с мезонином» и др.);
·                   Тема детства («Мальчики», «Гриша» и др.);
·                   Тема смысла жизни («Скучная история», «Приданое», «Кухарка женится», «Событие»).
Это далеко не полный перечень тем рассказов Чехова.
Отношение к миру формируется у человека пока еще неосознанно, с детства, с этого начального этапа духовной биографии всякой личности. Детство…Счастливая пора, когда все видится в добром свете. В рассказах Чехова дети – самые активные защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых.
Дети появляются уже в самых ранних произведениях Чехова: гимназист-двоечник в рассказах «Папаша» и «Случай с классиком». Но это пока эпизодические лица.
Цикл «детских» рассказов Чехова начался с рассказа «Кухарка женится» (1885 г.).
Уже самый маленький по возрасту чеховский герой Гриша («Гриша», 1886) интересен своим особым восприятием всего, что он видит вокруг. Ему только 2 года 8 месяцев, он едва умеет говорить, сколько-нибудь сложные фразы застревают у него в горле, но он уже интенсивно познает жизнь.
Мысль ребенка у Чехова и активна и добра.
Нежелание причинять другим боль – импульс настолько сильный, что перед ним блекнет даже такая романтическая затея, как бегство в Америку («Мальчики»). Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню.
Изучая рассказы Чехова, можно отметить их поразительную краткость, емкость, где на малой «площади» широко развернуты характеры героев, показана их связь с социальной средой. Лаконизм – один из художественных принципов Чехова. «Краткость – сестра таланта». Это выражение вошло в сознание современников и следующих поколений писателей. Лаконизм и связанная с ним объективность изображения (то есть, невыраженность) авторского мнения
Достигаются выдвижением на первый план определяющих признаков характера или ситуации, поданных через художественную деталь. В ней намечается подтекстовая мысль.
Сходную с подтекстом функцию выполняет и пейзаж. Особенностью пейзажа Чехова является его непосредственная связь со строем мыслей и чувств героев. Это придает особую лирическую окраску их переживанием и мыслям.
Лиризм прозы Чехова – это скрытое выражение отношение писателя к изображаемому, гуманизм, любовь к жизни, поэтизация прекрасного в человеке, мечта о лучшей жизни, сочувствие страданию.
Рассказы Чехова достигли высшей точки признания: они включены в школьную программу, рекомендованы для чтения детьми и подростками. Как происходит знакомство с чеховскими рассказами, в каком классе оно начинается и какие именно произведения должны быть изучены, мы выясним в следующем разделе.
1.2 Изучение творчества А.П. Чехова в школе
Содержание курса русской литературы изложено в программе по литературе для средних школ, утвержденной Министерством Образования Республики Беларусь. Программой предусмотрено изучение творчества А.П. Чехова в пятых, шестых, восьмых, девятых и десятых классах.
При изучении художественной литературы в 5–8 классах решается множество задач:
·        Развитие любви и интереса к чтению художественной литературы;
·        Осознание своеобразия литературы как словесного искусства;
·        Развитие у школьников эмоционально-образного восприятия литературных произведений;
·        Осмысление учащимися нравственного и эстетического воздействия литературы на личность.
Для усиления воспитательного, нравственно-эстетического воздействия литературы на учащихся важно развивать их творческое воображение, способность видеть и представлять нарисованные автором образы и картины, сопереживать герою и автору произведения, формировать умение воспринимать и анализировать социальное, нравственное и эстетическое содержание литературного произведения, интерпретировать мотивы и последствия поступков героев [5, с. 78].
Важнейшие критерии литературного развития школьников- их начитанность, направленность читательских интересов, любовь к художественной книге, постоянная потребность в ней.
С целью расширения читательского опыта учащихся, развития интереса и любви к художественной книге в программе 5–8 классов предложены три списка литературных произведений:
1.     для чтения и изучения;
2.     для чтения и обсуждения;
3.     для дополнительного чтения.
В первый список включен минимум произведений, изучение которых происходит в три этапа (восприятие, анализ, обобщение) и сопровождается устными и письменными заданиями, творческими работами. На их изучение отведено больше половины всего учебного времени.
Произведения второго списка не разбираются подробно, а обсуждаются в процессе беседы, диспута в классе, предлагаются для письменного или устного отзыва о них. Предметом рассмотрения здесь может стать герой, композиция, проблема или своеобразие сюжета.
Третий список рекомендательный. Он предусмотрен для самостоятельного чтения, индивидуальной работы, внеклассных мероприятий.
В программу включены те произведения А.П. Чехова, которые наиболее доступны юным читателям. Учтены возрастные особенности учащихся, своеобразие восприятия ими художественных текстов. Отображенные программой произведения дают возможность привлечь внимание учащихся нравственной проблематикой, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию художественного вкуса. Основная же задача учителя русского языка и литературы – пробудить живой интерес к произведениям А.П. Чехова.
В 5 классе изучается творчество А.П. Чехова в разделе программы «Писатели о детстве» в списке «для чтения и обсуждения». Вниманию школьников и учителей предлагается рассказ «Мальчики». Изучению его посвящено два часа. Рассказ позволяет заглянуть в живую, много красочную картину детской жизни. В ней показаны интересы, характеры и судьбы детей. На этом материале особенно продуктивно формируются личностное отношение учащихся к изображенным событиям, героям, ко всему произведению.
В программе указано, какие теоретические знания должны усвоить ученики. В 5 классе рассматривается попутно с творчеством Чехова понятие «рассказ», начальное понятие сюжета.
В 6 5 лассе творчество Чехова изучается в разделе «Из русской литературы XIX века» в списке «для чтения и изучения». Программа предлагает рассказ «Хамелеон», для изучения которого отводится два часа.
В произведении раскрываются серьезные нравственные проблемы, рассмотрение которых необходимо сопровождать историко-бытовым литературоведческим комментарием. Параллельно с этим рассказом изучается теоретический материал. Шестиклассники должны расширить понятие о сюжете рассказа, усвоить понятие «художественная деталь». Программа предлагает иллюстрации Д.Н. Хардовского, Кукрыниксов к рассказу «Хамелеон» для использования на уроке.
Кроме этого в списке «для чтения и обсуждения» предлагаются рассказы «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим», «Толстый и тонкий». Из них учитель может выбрать 2–3 рассказа. Отводится на рассмотрение этих произведений 1 час.
В 7–8 классах изучение творчества Чехова не предусмотрено программой.
В 9 классе школьники вновь возвращаются к произведениям Чехова. Программа предлагает рассказ «Переполох».
Углубляются знания о жизни и творчестве писателя, представление о нем, как о художнике слова. Ученики рассматривают и осмысляют Чеховскую программу нравственного совершенствования личности.
В рассказе «Переполох» девятиклассники рассматривают проблему человеческого достоинства, их внимание обращается на критику обывательщины. Школьники учатся понимать роль детали.
Для дополнительного чтения ученикам предлагаются рассказы «Злоумышленник», «Кухарка женится», «Унтер Пришибеев», «Душечка» или другие произведения по выбору.
В десятом классе «для чтения и обсуждения» программа выдвигает рассказы «Человек в футляре», «Ионыч». На их рассмотрение отводится 3 часа.
Задачи усложняются, усложняется и понимание творчества А.П. Чехова. Творчество писателя рассматривается как завершающий этап развития русской литературы XIX века. Углубляются сведения об основных этапах биографии и творческого пути писателя. Обращается внимание на сложное сопоставление произведений А.П. Чехова и Э. Хемингуэя. Десятиклассники пополняют свои знания сведениями о Чехове в его связи с белорусской интеллигенцией.
В рассказе «Человек в футляре» обращается внимание на осуждение автором косности, пошлости и бездуховности. В рассказе «Ионыч» – рассматривается тема гибели человеческой души под влиянием пошлого окружения. Рассматривается своеобразие стиля писателя.
Для дополнительного чтения предусмотрены рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Печенег». «Анна на шее», «Попрыгунья». Выбор произведений для десятых классов показал, насколько усложнилось миропонимание учеников, повысился уровень теоретических знаний.
Школьная программа четко определяет цели и задачи курса по творчеству Чехова, производит разделение содержания курса по классам, представляет перечень художественных произведений с учетом возрастных особенностей школьников, дает полезные рекомендации учителям.
В процессе обучения опорой для учителя служат и учебники русской литературы. Это далеко не единственный источник создания урока, но хорошее подспорье и помощь в процессе обучения.
Программа и учебники помогают систематизировать учебный процесс, дают основу, минимум, на который следует ориентироваться.
В белорусских школах в основном используются учебники русской литературы для средней общеобразовательной школы, утвержденные Министерством Образования РБ. Авторы-составители серии этих учебников: С.Н. Каратай, Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная. В них содержатся произведения и отрывки произведений, биографические сведения об авторах, предусмотрены вопросы и задания, хорошо предоставлен наглядный материал, присутствует краткий словарь литературных терминов.
Учебник для 5 класса содержит краткую справку о А.П. Чехове и его творчестве, даны годы жизни и помещен фотопортрет автора. Содержится полностью текст рассказа «Мальчики». К непонятным словам есть сноски. После произведения представлен ряд вопросов на выявление впечатления после прочтения, а затем даются вопросы для размышления и обсуждения. Следом размещена информация по теории литературы, дано определение понятию «рассказ», раскрыто понятие сюжета. В данном учебнике содержание полностью соответствует программе, но учебник предлагает еще и творческое задание для школьников – составить план сценария или пьесы для постановки на сцене по рассказу «Мальчики».
Учебник для 6-го класса также содержит небольшое вступительное слово об авторе и его творчестве, тексты 3-х рассказов: «Хамелеон», «Хирургия» и «Толстый и тонкий». После каждого текста предусмотрены вопросы на выявление впечатлений, на размышление и задания. К рассказу «Хирургия» предложены творческие задания: разыграть фрагмент рассказа, устроить конкурс групп чтецов, сочинить самим смешной диалог, поработать с иллюстрациями. Далее следует теоретический материал. Углубляется понятие сюжета, дается статья о рассказе Чехова. Каждый рассказ имеет сноски, поясняющие значение непонятных ученикам слов. Учебник построен в соответствии с программой.
Учебники 7, 8 классов не рассчитаны на изучение жизни и творчества А.П. Чехова, т. к. в программе в этих классах оно не предусмотрено.
В учебнике 9 класса (часть 2) под редакцией Т.Ф. Мушинской содержится глубокая интересная статья о творчестве Чехова. Открывается она эпиграфом, словами М. Горького о творчестве Чехова. Дан текст рассказа, после него вопросы на выявление первых впечатлений о прочитанном (рефлексия), вопросы для аналитической работы, задания по обобщению и наблюдению, творческие задания. Далее следует теоретический материал – статья «О литературном произведении, как художественной целостности». Рассматриваются такие теоретические понятия как «художественная целостность», «система образов», «художественный конфликт». Далее даны вопросы для самопроверки. В учебнике есть статья «Воспитать в себе личность», которая раскрывает суть чеховской программы нравственного совершенства. Содержится также информация о связи А.П. Чехова с белорусской интеллигенцией.
В учебнике 10 класса под редакцией Н.И. Мищенчука и Т.Ф. Мушинской содержится интересный рассказ о жизни и творчестве писателя, дан ряд статей с характеристикой наиболее важных его произведений. Дан также ряд статей об авторской позиции в оценке героя, проблематике рассказов, о стиле писателя, основных темах произведений. Рассмотрены все жанры, к которым обращался Чехов в своем творчестве. Учебник предлагает ряд вопросов по произведениям, творческих заданий, темы сочинений и рефератов.
Таким образом можно убедиться, что содержание курса по творчеству А.П. Чехова хорошо разработано и систематизировано, что значительно упрощает работу учителя и помогает искать более новые, интересные, нестандартные подходы к изучению творчества писателя.
Из сказанного мы также можем сделать вывод, что от класса к классу понимание рассказов Чехова постепенно усложняется. Если в пятых или шестых классах учитель и ученики обращаются в основном к сюжету конкретных произведений, их основной мысли (это подтверждается и теоретическими понятиями, которые рассматриваются параллельно с чеховскими рассказами – «сюжет», «рассказ»), то в 9 классе внимание уделяется уже нравственному содержанию, которое писатель вкладывал в свое произведение, проводится параллель между мировоззрением самого Чехова и его рассказами. В десятом же классе ученики поднимаются до обобщения рассказов Чехова, рассмотрения творчества писателя в общем аспекте, сравнительной характеристики его произведений. Углубляются сведения о биографии писателя, обращается внимание на жанровые и стилевые особенности его рассказов.
Разумеется, вместе с задачами изучения рассказов Чехова от класса к классу усложняется система приемов и форм, позволяющих учителю ввести учеников в мир писателя. По мере взросления учеников и накопления ими знаний педагогу требуется все большее разнообразие подходов, способов заинтересовать учащихся, сделать их работу более результативной. Именно к приемам и формам работы с рассказами Чехова мы обратимся ниже.

1.3 Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе
В процессе изучения рассказов Чехова в школе, подбирая наиболее эффективные способы этого изучения, учитель должен исходить из некоторых особенностей курса. Во-первых, малая форма произведений. В отличие от романов и повестей, которые читаются учениками по частям, а потом поэтапно анализируются на каждом уроке, рассказы Чехова читаются очень быстро, а это дает возможность целостного и подробного анализа.
Во-вторых, учитель должен дать понять ученикам, что за юмором и внешней развлекательностью, как уже говорилось выше, скрывается серьезная нравственная проблематика.
В-третьих, произведения Чехова настолько разнообразны по своей тематике, по используемым художественным деталям, что часто для их изучения приходится подбирать разные приемы.
Кроме того, рассказы Чехова должны изучаться в школе в неразрывной связи с его биографией, с определенными конкретно-историческими условиями, с формированием и развитием его мировоззрения. Биография Чехова изучается учениками VI и X классов. Но объем и форма их работы должны быть различны. В средних классах нет необходимости рассказывать о всей жизни Чехова, а можно, сделав общий очерк жизни, остановиться детальнее лишь на тех ее этапах и фактах, которые или ближе подростку (детство и гимназические годы), или будут конкретизированы в анализе художественных произведений (участие Чехова в юмористических журналах, в связи с анализом рассказа «Хамелеон»). В X же классе биография и творчество писателя должны быть представлены как можно полнее, причем некоторые периоды (Чехов-гимназист, поездка на Сахалин, Чехов в Мелихове, Чехов в Ялте) могут быть самостоятельно изложены учащимися в форме устных рефератов на уроках литературы. Некоторые факты, например, личные и творческие связи Чехова с другими писателями и явлениями современной ему культурной жизни: Чехов и Толстой, Чехов и народники, Чехов и Островский, Чехов и Горький, Чехов и Московский Художественный театр, – учитель может лишь в общих чертах осветить в классе, а более глубокому анализу подвергнуть на занятиях литературного кружка.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В результате знакомства с творчеством Чехова учащиеся старших классов должны понять его место в историко-литературном процессе, увидеть в Чехове художника-новатора, который продолжил в своем творчестве высокие традиции русского реалистического искусства и обогатил его.
Чтобы довести все это до сознания учащихся, учитель не может ограничиться только программным материалом. Ему самому, разумеется, нужно знать значительно больше того, что он должен сообщить учащимся. Готовясь к обзорным темам (творчество Чехова 80-х годов, творчество Чехова 90-х годов), выясняя эволюцию писателя, учитель должен расширить круг чтения чеховских произведений, детальнее познакомиться с некоторыми значительными, не вошедшими в программу произведениями.
Знакомство с творческим путем писателя и работа над его произведениями должны пробудить у учащихся живой интерес к Чехову, как к замечательному художнику слова. Это можно достигнуть лишь вдумчивым, выразительным чтением текста, тщательным его комментированием. Разумеется, эти два основных приема при изучении прозаических произведений используются всегда, но нельзя отрицать их важность. На примере творчества Чехова учитель должен решать теоретико-литературную задачу: показать на конкретном материале мастерство писателя, единство содержания и формы в художественном произведении, органическую связь идеи с композицией, образами, языком. [6, с. 23]
Язык художественных произведений Чехова (речь персонажей, речь автора) нужно рассматривать не изолированно, а в соотношении с идейным содержанием, с функцией того или иного образа в произведении.
Чтобы суметь в процессе изучения Чехова в школе выбрать наиболее действенные в образовательном и воспитательном отношении факты и явления и отбросить менее существенные, учитель должен как можно шире и глубже познакомиться с материалами жизни и творчества А.П. Чехова.
В пятом классе, перед изучением рассказа «Толстый и тонкий», учитель должен обратить внимание ребят на такие с ранних лет присущие Чехову свойства, как болезненное отношение к любому унижению человеческого достоинства и осознание необходимости постоянной работы над собой, выдавливания из себя по каплям раба, чтобы в жилах текла «не рабская кровь, а настоящая человеческая». Этот разговор готовит учащихся к восприятию «вывернутой ситуации» рассказа, в котором особую горечь и неприятие писателя вызывает не просто замена отношений между людьми отношениями между чинами, но добровольное раболепие, самоуничижение нижнего чина.
В шестом классе, при изучении рассказа «Хамелеон», учитель может рассказать о детстве Чехова, атмосфере, царившей в провинциальном городе и в лавке отца, отнимавшей у писателя его детство; о том, как сложилось отношение писателя к мещанству, к тупости и ограниченности обывательского существования. [7, с. 48]
В десятом же классе в центре внимания должен оказаться Чехов – созидатель, человек, воспитавший себя в соответствии с теми высокими нравственными требованиями, которые он предъявлял к людям. Пусть в классе прозвучат строки из известного письма Чехова к брату Николаю:
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод… и остроты, и присутствие в их жилье посторонних… Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем… Они горды своим талантом, сознавая, что они призваны воспитывающе влиять… К тому же они брезгливы. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу… Они не трескают походя водку…, ибо они знают, что они не свиньи…
Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из Фауста… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час» [8, с. 99]
Нравственные вопросы, проблемы становления, самоопределения личности, самовоспитания волнуют подростков. Учитель обсуждает с ними требования Чехова к «воспитанному человеку» и размышляет над тем, что стоит за этими словами. Ученики должны знать, как упорно Чехов работал над собой. «Должен сказать тебе, – писал он жене, – что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает». Следы упорного труда самосовершенствования можно увидеть, разглядывая ряд фотографий писателя разных лет жизни. Это прием использования наглядности.
Десятиклассники вместе с учителем вспомнить уже известные им рассказы писателя – «Хамелеон» и «Толстый и тонкий». Они отвечают на такие вопросы: какие чувства, мысли вызвали рассказы? Что их объединяет? Учащиеся отмечают общую для двух рассказов ситуацию «хамелеонства», уничтожение человека чином.
Еще один рассказ, рекомендованный для изучения – «Смерть чиновника». Перед чтением русский методист А.Г. Евлампиев рекомендует обратить внимание на название, спросить у учеников, какие читательские ожидания вызывает у них название; а после чтения посмотреть, оправдались ли они. Также А.Г. Евлампиев предлагает задать ученикам такие вопросы:
·                   Какие чувства вызвал рассказ?
·                   Смешной он или грустный?
·                   Вопросом, организующим анализ, может стать вопрос: «Отчего умер чиновник Червяков?».
·                   Какой случай привел в конечном итоге к смерти героя? Как это происходит?
Этим же методистом предложен такой прием, как составление таблички цитат, показывающую, как изменяются чувства Червякова и генерала в процессе их общения.
Червяков
Генерал
1) в зале
«нисколько не сконфузился», «пришлось сконфузиться», «не мой начальник, чужой, но все-таки неловко», «Извините… я нечаянно…»
«небрежно отмахнулся», «Ничего, ничего… Ах, сидите, пожалуйста, дайте слушать»
2) в антракте
«подозрительно поглядывая на генерала»
«нетерпеливо шевельнул нижней губой», «Я уж забыл»
3) в приемной в первый день
«надел новый вицмундир, постригся», «начал докладывать»
«Какие пустяки… Бог знает что!»
4) в приемной в тот же день
«Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит…», «забормотал», «Генерал, а не может понять»
«состроил плаксивое лицо», «махнул рукой», «Да вы просто смеетесь…»
5) в приемной на следующий день
«забормотал», «млея от ужаса», «в животе… что-то оторвалось»
«» Пошел вон!!» – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал», «затопав ногами»
6) дома
«помер»

Прочитанные рассказы могут вызвать у учащихся несколько одностороннюю реакцию: они могут увидеть лишь презрение писателя и не заметить сочувствия. Учитель должен напомнить, что Чехов – врач. И герои для него – те же больные. Он борется с болезнью – во имя больного. «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь», – говорил Чехов.
Преодолению возможной односторонности способствует разговор о рассказе писателя «Тоска» (1886), происходящий на уроке или во время факультатива. Прочитав этот рассказ, ученики увидят, что «маленькие люди» и «ничтожные люди» – это совершенно разные вещи. При изучении этого рассказа Г. Маранцман предлагает прослушивание музыкальных произведений.
Зачастую эмоциональный словарь наших учеников не очень богат, и на вопросы о том, какие чувства вызвало у них то или иное произведение, каким настроением оно проникнуто, школьники говорят лишь: «хорошее», «плохое», «веселое», «грустное». Попытки определить нюансы того или иного чувства, настроения, нюансы значения того или иного слова, связанного с эмоциональной жизнью, способствуют как лучшему самовыражению подростка, так и расширению палитры его чувств.
Предложим учащимся прослушать несколько музыкальных фрагментов и определить, какой из них в наибольшей степени выражает именно то состояние, которое стоит за словом «тоска». (Например, фрагмент «Lacrimoso» из «Реквиема» В.А. Моцарта; фрагмент из Шестой симфонии П.И. Чайковского, фрагмент Adagio из Пятой симфонии Д. Шостаковича, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса. В музыке Моцарта мы услышим надрывающую глубину скорби, в музыке Чайковского – трагическое напряжение, «Грустный вальс» Сибелиуса вполне оправдывает свое название, а вот музыка Шостаковича потрясает именно своей безысходной, огромной тоской – иначе не скажешь. [9, с. 45]
Рекомендуется также при изучении этого рассказа активно работать над эпиграфом.
Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, владыко мой,
Известна печаль моя.
«Эпиграф, предваряющий рассказ, – замечает П. Бессонов, – вводит читателя в атмосферу глобальной тоски, космического одиночества. Это первая строка духовного стиха, передающего жалобы библейского Иосифа, сына Иакова, проданного в рабство своими братьями». [10, с. 79]
Современная Чехову писательница Л. Авилова так вспоминала о своем впечатлении от рассказа: «Как я плакала над Ионой, который делился своим горем с своей клячей, потому что никто больше не хотел слушать его. А у него умер сын. Только один сын у него был и – умер. И никому это не было интересно. Почему же теперь, когда Чехов это написал, всем стало интересно, и все читали, и многие плакали?». [11, с. 16] Можно попросить учеников попытаться ответить на этот вопрос Л. Авиловой.
В финале урока рекомендуется попросить учащихся словесно проиллюстрировать рассказ, выбрав наиболее запомнившиеся эпизоды, а дома – пофантазировать на тему «Разговор Ионы с лошадью».
Работая в школе над рассказом «Хамелеон», учитель должен поставить его в связь с другими чеховскими рассказами, появившимися в начале 80-х годов в «малой прессе». Под руководством педагога учащиеся должны внимательно вчитаться в текст рассказа «Хамелеон», понять, что выбор и постановка Чеховым проблемы свидетельствуют уже о глубине постижения молодым писателем жизни. Чтобы дать почувствовать учащимся самостоятельность Чехова-юмориста, оригинальность его творческого метода (при наследовании им традиций русских реалистов-обличителей), следует тщательно исследовать особенности конструкции рассказа, его художественные средства. Учащиеся должны понять позицию писателя, выявить из всей образной системы, из сюжетной ткани рассказа, из скрытых в подтексте намеков отношение автора к изображаемому. Сделать это поможет перечитывание. Белорусский методист И.А. Ажгирей предлагает «рассматривать перечитывание как игру, как способ вслушивания в полифонию текста». [11, с. 112] При этом задача учителя – вовлечь учащихся в затею, помочь сформулировать загадку текста и найти ее разгадку.
Вот некоторые из возможных заданий для учащихся, которые рекомендуются белорусскими методистами:
·                   Медленно прочесть рассказ, делая психологические комментарии и наблюдая за выразительными средствами речи;
·                   Охарактеризовать персонаж по речи. Это прием речевой характеристики. «Прямая речь, – пишет И.А. Ажгирей, – становится зеркалом внутреннего мира персонажа»;
·                   Представить и описать внешний вид персонажа (словесное рисование);
·                   Обнаружить случаи авторской иронии;
·                   Прочитать рассказ в лицах;
·                   Предложить свой вариант истории о «конфискованном крыжовнике».
Перед выполнением задания учитель ставит проблему, разъясняет путь ее решения. При необходимости учащимся предлагается образец и план работы.
При изучении рассказа «Ионыч» продуктивна форма работы «урок-судебное заседание». Ученики должны сами избрать судебную коллегию, адвоката и прокурора, опросить свидетелей – персонажей рассказа. В финале урока судебной коллегией принимается решение, виновен ли Ионыч в утрате своего человеческого достоинства, или же в этом виновата среда. Такой урок как правило проходит интересно и поучительно.
Таким образом, мы видим, что при изучении рассказов А.П. Чехова в средних и старших классах могут применяться разнообразные приемы и формы работы. Безусловно, все они должны быть нацелены на одно: на понимание общей концепции автора. Однако нам необходимо увидеть также, как сочетаются эти приемы на уроках, как они применяются в комплексе. О том, какие план-конспекты уроков рекомендуют учителю методисты России и Беларуси, о разработках уроков по творчеству А.П. Чехова могилевских педагогов – пойдет речь в нашей следующей главе.

2. Методы и приемы преподавания рассказов Чехова в русской литературе
В этой главе приводятся примеры планов-конспектов уроков, разработанных опытными методистами России и Беларуси. Даются также материалы к урокам, заимствованные из опыта работы педагогов г. Могилева сш. №43, 8, 40 и т.д.
2.1 Планы-конспекты уроков по творчеству А.П. Чехова
Если говорить о разработках, уроков по творчеству А.П. Чехова в средних и старших классах, то в этом отношении недостатка в материалах нет. В современных журналах и методических пособиях можно найти достаточное число разработок уроков, предложенных как белорусскими, так и русскими учителями и методистами. К тому же, имеются статьи, откуда можно почерпнуть знания о некоторых частных формах и приемах работы на уроках.
По большей части авторы в своих разработках используют традиционные приемы и формы, испытанные временем: опросы, создание иллюстраций и т.д. Разумеется, нельзя сказать, что такие уроки будут неэффективными. Примером тому может служить план-конспект урока, который приводит Т.В. Зимбельман.
Урок 1. Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»
Цели урока:
·                    Выяснить особенности стиля А.П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое;
·                    учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.
Оборудование: портрет Чехова, стенд с иллюстрациями к рассказу, выполненными учащимися.
Па доске эпиграф «Краткость сестра таланта» А.П. Чехов, выписка из Словаря русского языка в 4-х томах: «лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)».
– Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст.
    продолжение
--PAGE_BREAK--– Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни» (о чем эта деталь говорит?); «Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.
Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали? А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»). Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?
Дети отмечают, что тонкий навьючен. (Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи). Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу свое воображение: значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей.
Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопоставлению, антитезе.
Богатый и бедный.
Прочтите диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей. Как передает писатель радость этой встречи? (У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства. Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?
Прочитайте речь тонкого. Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает? (С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое… ну да бог с ним!», – не о том хочется ему сейчас, в этот радостный момент говорить).
Прочитаем ответ толстого. Что мы узнаем о его положении в обществе? Как, по вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь? Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?
Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.
–       Читаем в рассказе Чехова… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чем эти вдруг, побледнел, окаменел говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этому глаголу.
Это вдруг передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл как вкопанный. За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что окаменел, этот глагол-метафора, – единственно возможное здесь, самое точное слово художника-мастера. Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит? (О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательное в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…? Что передает каждый глагол, использованный здесь Чеховым? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съежились и поморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, тотчас же в его речи появляется раболепно-почтительное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.
От языка идем к идее произведения – разоблачению подхалимства и угодничества.
Читаем у Чехова: «Толстый хотел было возразить что-то». Что, по-вашему, он мог бы возразить? И почему Чехов не дает ему возразить? Каким словом передает писатель чувства Толстого от пресмыкательства тонкого?
Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его в сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своем новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого. Для чего он это сделал?
– Что можем мы сказать о мастерстве Чехова-писателя? Что, на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе? Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала это высказывание Чехова?
[12, с. 147–149]
Здесь нашему вниманию предлагаются приемы и формы работы, которые знакомы любому учителю: рассказ, описание персонажей, опрос. Однако несомненным достоинством такого урока является прежде всего внимание к слову, тесная связь с русским языком. Ученики на протяжении урока следят за речью персонажей, учатся находить в тексте средства выразительности, следят за особенностями стиля Чехова.
Однако работа над рассказами Чехова не исчерпывается хотя и надежными, но давно известными технологиями. Мы можем увидеть также довольно специфические формы и приемы, при которых большое внимание уделяется деталям текста, а главное – идет ориентировка на сознание учеников, на то, чтобы их заинтересовать
Русский методист А.А. Артамонова отмечает, что сегодня литература, даже если речь идет о художественных произведениях, ставших явлениями в мировой культуре, не воспринимается большей частью молодых людей как «сознание народа, плод и цвет его духовной жизни». Этому есть немало причин. Одна из них в том, что читающий не находит на страницах классиков «личностных смыслов», содержание книги воспринимается отстраненно, не вызывает эмоционального отклика, движения души и мысли. Учащийся отвлекается от темы урока, задумывается о чем-то своем и непроизвольно начинает водить ручкой по бумаге, иногда парте, возникают какие-то образы, символы. [13, с 143]. Эту особенность используют психологи, применяя графические, цвето-рисуночные тесты для диагностики эмоционального состояния, личностных особенностей.
Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч» строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.
Урок 2. Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы Цели:
1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя.
2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали.
3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.
Тип урока:урок-размышление.
Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием.
Межпредметные связи: эстетика, тема: «Живопись»; дизайн, тема: «Цветовая теория».
Оформление, оборудование:
1. Портрет А.П. Чехова.
2. Эпиграф урока:
Не успокаивайтесь,
не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры
не уставайте делать добро.
А.П. Чехов
Рассказ «Крыжовник»
3. Демонстрационная книжка-раскладушка для опорных конспектов.
4. Репродукция картины И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
5. Акварельные краски, чистые листы.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя (введение в тему).
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова, писателя, которому принадлежит фраза «Краткость – сестра таланта». Чехов, опираясь на традиции классической русской литературы, создал «повествование с опущенными звеньями», путь от художественной детали к обобщенному образу в его книгах необычайно короток. Например, драму крестьянского существования в повести «Мужики» он передает, замечая, что в доме Чикельдеевых жила кошка, глухая от побоев.
«Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам», – писал Чехов.
Поблагодарим писателя за доверие к нам и постараемся оправдать его, внимательно вглядываясь в чеховские детали, вдумываясь в них, пытаясь понять то, о чем не говорит, а лишь намекает нам автор. Тема сегодняшнего урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.
Для более полного понимания чеховского подтекста обратимся к краскам. Друг А.П. Чехова И.И. Левитан, напутствуя юных художников, говорил: «Старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или иной картины». (Обращение к репродукции картины «Осенний день. Сокольники», ее настроение, атмосфера).
Живопись Левитана – это живопись настроения. А П.П. Чистяков словно вторит Левитану: «Живопись цвета – дело душевное, дело чувства…».
Прислушаемся к совету художников и попытаемся почувствовать настроение, внутреннюю жизнь рассказа Чехова, его героев и передать это настроение с помощью красок.
Итак, А.П. Чехов, рассказ «Ионыч», 1898 год, город С…
II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование.
После комментированного чтения каждой главы учащиеся составляют опорные конспекты. Из текста выписываются слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Ионыча (возможно проведение этого этапа в форме групповой работы по 4–5 человек). Предложенные варианты обсуждаются, вырабатывается итоговый конспект, который вносится на страницу книжки-раскладушки. Затем индивидуально учащиеся подбирают подходящий, по их мнению, цвет или цветовое сочетание, соответствующее состоянию героя. (Работа более эффективна при использовании музыкального сопровождения).
Например:
Опорный конспект
Цветовое сочетание
I глава
-Приятно,
– удобно,
– не чувствует усталости,
– смеется, напевает,
– «хорошие, покойные мысли»,
– «недурственно».
Обычно подбираются спокойные, ясные, пастельные тона.
II глава
-Волнуется,
– страдает,
– мучается,
– «пьянит надежда»,
– восхищается,
– ждет любви,
– ужасается,
– «Ох, не надо бы полнеть».
Сильные, контрастные, яркие сочетания.
III глава.
Противоречивые состояния и мысли героя встречаем в третьей главе. Здесь и «радостное мучительное чувство», и стыд, и раздражение («хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона»), и расчетливость («приданого дадут должно быть немало»), и равнодушие («сколько хлопот, однако»). И в рисунках рябят цветовая гамма меняется, становиться более контрастной, появляются белые пятна, темные штрихи.
-Ошеломлен,
– испытывает радостное, мучительное чувство,
– «перестало беспокойно биться сердце»,
– жаль любви,
– стыдно,
– успокоился.
Более контрастная, разноречивая цветовая гамма, появляются темные штрихи, белые пятна.
IV глава
-Спешно принимает больных,
– ни с кем не сходится,
– хочет говорить, жаловаться,
– «огонек в душе погас»,
– раздражается,
– «старимся, полнеем, опускаемся»
– «А хорошо, что я тогда не женился».
Палитра все более темнеет, преобладают безрадостные краски.
V глава
-Пополнел, ожирел,
– «живется ему скучно»,
– «ничто его не интересует»,
– «жадность одолела».
Светлые тона исчезают, мрачная, темная палитра
III. Мысли по поводу…
Анализ опорных конспектов и изменения цветовой палитры проводится в форме беседы по следующим вопросам:
Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А.П. Чехова?
Ответы учащихся обобщаются и появляются следующая запись в опорном конспекте:

Город С
Ионыч
-скука,
– однообразие жизни,
– злое невежество,
– равнодушие,
– удовлетворенность «усеченным» существованием.
-стремление к покою,
– жажда наживы,
– лень души,
– отсутствие светлых идеалов.
Личностные качества героя, усугубленные бездуховной атмосферой города С, отсутствие высоких целей привели к деградации человеческой души. (Работа со словарем над понятием «деградация») Перед каждым учащимся к концу урока оказывается символическая цветовая дорога жизни Ионыча, путь его духовной эволюции. И отвлеченное понятие «деградация» становится наглядным, почти осязаемым.
IV. Дорога собственной жизни (осознание истинных ценностей, ответственности за собственную жизнь)
Постепенно приходим к мысли об ответственности за собственную жизнь, о необходимости труда души. Вновь обращаемся к словам А.П. Чехова, вынесенным в эпиграф урока, зачитывается отрывок из сочинения одного из выпускников:
«Чтобы вырастить даже самый обычный цветок, нужно приложить немало труда: выбрать наиболее соответствующее место, подготовить почву, внести подкормку, вовремя полить и прополоть. Тогда природа раскроет удивительный, радующий глаз и сердце бутон. Но если семена даже самых роскошных цветов бросить в неподготовленную землю, забыть о них, то они либо погибнут, либо будут хилыми, болезненными, выросшими на муку среди сорняков. Так и душа человека требует неустанной заботы, нельзя давать разрастаться плесени самодовольства, грубости, лени; как живая вода необходима душе красота, доброе дело…»
Затем учащимся предлагается подумать о собственной жизни, спроектировать в цвете свое будущее. Никто из них не хочет повторить путь героя рассказа, чаще всего подбираются ясные, жизнеутверждающие краски. Материальное благополучие не кажется уже столь привлекательным как прежде. Оказывается гораздо важнее любовь, дружба, высокая цель в жизни. По-новому осознаются слова А.П. Чехова: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
Так книга, написанная в 1898 году, становится важным этапом в расстановке приоритетов, осознании жизни подростками начала XXI века.
[14, с 24–31]
Экспериментирование с цветом на уроках литературы, поиски нужного оттенка для передачи состояния героя, темы произведения, своего настроения позволяют более глубоко прочувствовать повествование, дают возможность выйти на личностный уровень, «присоединить» учащихся к эмоциональному фону урока, и также разнообразить учебные приемы, внести элемент новизны, а значит пробудить интерес-двигатель познавательной активности. Этот инновационный прием в ряду многих других относится к находкам, на которые стоит обратить внимание учителю.
  2.2 Из опыта работы педагогов г. Могилева   В предыдущих главах мы приводили примеры разработок русских и белорусских методистов. Как же проходит изучение творчества А.П. Чехова непосредственно в г. Могилеве? Автором данной работы было проведено исследование в нескольких могилевских школах (сш. №8, 40, 43, 25 и т.д.) По ее итогам мы можем с уверенностью сказать, что учителя города Могилева при изучении рассказов Чехова как правило пользуются традиционными формами уроков, испытанными приемами (рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями). Конечно, это не отменяет талантливой организации уроков и их результативности (как известно, педагог прежде всего должен стремиться к пониманию учащимися смысла произведения, а в большинстве случаев традиционные приемы дают такую возможность). Примером может служить урок, проведенный в сш. №43 (учитель Горбунова Н.Н.)
Урок 1.«Хамелеон – человек без чести и совести»
Цель: формирование навыков анализа художественного произведения, рассмотреть рассказ «Хамелеон» как анекдот о приспособлении без чести и совести; роль детали и фамилии в обрисовке образа героя; формирование умений формулировать вопросы, работать в группе; развитие рефлексии.
Ход урока:
1)                Подготовка восприятия учащихся.
– Как говорят про человека, который часто меняет свое мнение? (семь пятниц на неделе, двуличный, лицемер – на доске)
– А человека, мнение которого зависит от мнения и положения окружающих людей?
– Встречались ли вы с такими людьми?
    продолжение
--PAGE_BREAK--– Всякого ли человека, меняющего свое мнение, можно назвать хамелеоном? (только человеком без чести и совести) На доске вывешиваются понятия «двуличный», «лицемер», напротив «честь», «совесть».
2) Формулирование проблемы.
– Почему так расположены понятия? (противопоставлены) Попробуйте сформулировать проблему, над которой будем работать на уроке.
Проблема становится темой урока «Хамелеон – человек без чести и совести».
Сегодня на уроке мы вчитываемся в рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», попытаемся понять, о чем хотел рассказать нам писатель, какие проблемы его волновали.
В своих произведениях писатель высмеивает человеческие пороки, делая это виртуозно, мастерски. К.И Чуковский в своей книге о Чехове пишет: «Два основных порока обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (эпиграф).
– Можно ли такого человека назвать лицемером, хамелеоном?
3) Инсценирование эпизода учащимися.
Предварительное задание: сформулируйте и запишите вопросы, просматривая фрагмент. Это могут быть вопросы по инсценировке или по произведению.
Индивидуальное задание: создать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту в 2–3 предложениях.
– Интересно ли вам было смотреть на одноклассников? Что им удалось отразить в образах героев?
4) Формулирование вопросов.
Учащиеся задают свои вопросы. На какие-то из них отвечаем сразу.
5) Работа в группах.
Каждой группе выдается опорный лист с вопросами и заданиями.
1 группа.
Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.
·                   Есть ли в тексте рассказа портрет Очумелова? Какая деталь внешности заменяет ее? Сколько раз она повторяется?
·                   Чей портрет в рассказе дан более подробно?
·                   К каким выводам вы пришли?
2 группа.
Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.
·                   Проанализируйте фамилии героев. Заключена ли в них авторская оценка? Какая?
·                   Сколько раз в тексте употребляется слово закон? Кто его произносит?
·                   Что такое закон для Хрюкина? Как помогают ответить на этот вопрос его слова: «у меня у самого брат в жандармах…»? Что такое закон для Очумелова?
3 группа.
Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.
·                   Чья речь преобладает в диалоге? Как вы думаете, почему?
·                   Проследите по тексту рассказа, как ведет себя Очумелов. От чего это зависит?
·                   Почему рассказ называется «Хамелеон»?
6) Подведение итогов. Рефлексия.
– Почему рассказ «Хамелеон» – это анекдот о приспособлении без чести и совести?
– Что каждый из вас понял? Чему научился? Что стало для вас открытием? (2–3 мин., затем работы заслушиваются)
Домашнее задание: напишите юмористический рассказ, используя «говорящие» фамилии, детали, характеризующие героев.
Из особенностей проведенного урока хочется отметить использование таких приемов как инсценировка эпизода рассказа, создание иллюстраций, а также сочетание групповой и индивидуальной работы. Таким образом при внешней простоте и использовании сравнительно простых форм и приемов урок получается интересным и насыщенным.
Однако учителя г. Могилева обращаются и к более сложным формам работы, включающими широкое использование средств наглядности, а иногда и компьютерных технологий. Автор данной работы мог наблюдать такой урок, проведенный в школе №8 (учитель Исаевская М.Г.)
Урок 2. Использование компьютерных технологий на уроке по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»
Цели урока:
·                   обучающая: продолжать формировать умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении;
·                   развивающая: стимулировать у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно;
·                   воспитательная: формировать у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.
Оборудование: портрет А.П. Чехова; выставка иллюстраций разных художников к рассказу «Хамелеон»; карточки с заданиями для групп.
Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности (класс разделен на группы, каждая из которых садится за отдельный стол).
Предварительное индивидуальное домашнее задание: выяснить в словаре литературоведческих терминов значение понятия «художественная деталь».
Эпиграф к уроку: «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (К.И. Чуковский).
Ход урока
I. Изучение нового материала
1. Продолжая разговор о рассказе «Хамелеон», отмечаем, что в композиции любого произведения важная роль принадлежит так называемым художественным деталям. Просим ученика, работавшего дома со словарем литературоведческих терминов, дать определение этого понятия (до урока ученик записывает определение на доске). Итак, художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку; деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
– Прочитайте первое предложение рассказа и ответьте на вопрос: какая из упомянутых в нем деталей встретится в произведении еще не раз?
Ответ, конечно, затруднений не вызывает – это шинель:» Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке»
– Сколько же раз в таком маленьком рассказе будет упомянута эта шинель?
Несложный арифметический подсчет показывает: четыре раза! Следовательно, эта деталь для автора очень важна.
2. Организуя работу в группах, предъявляем вопросы, ответы на которые помогут понять, какую же именно роль в рассказе играет шинель Очумелова. Группы получают карточки со следующими вопросами:
1) Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели?
2) О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая (обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события)?
3) Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застегнута на все пуговицы?
Предполагаемый результат работы групп.
Итак, прочитано только первое предложение рассказа. Что же мы узнали?
Во-первых, действительно, описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других, казалось бы, необходимых компонентах портрета. Мы как бы «не видим» лица Очумелова, шинель – это все, что читатель знает о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, и именно это в нем главное! Во-вторых, на дворе – лето (в руках у городового – решето с конфискованным крыжовником), почему же полицейский надзиратель идет в шинели? Возможно, ответ в том, что шинель – новая, то есть в этот чин Очумелов, скорее всего, произведен недавно, поэтому его еще греет сознание «высоты» собственного положения. А поскольку символом власти полицейского надзирателя является шинель, то ее хозяин согласен претерпеть жару. В-третьих, вероятно, шинель все-таки расстегнута: трудно представить, что после слов Очумелова: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!» – городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет ее сначала расстегивать. Почему нам важно было выяснить этот факт? Очумелов, отправляясь на обход базарной площади, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой трепещут «хрюкины» и им подобные.
Таково положение вещей к началу развертывания сюжета рассказа.
3. Теперь нас будет интересовать момент, когда очумеловская шинель опять окажется в центре повествования. Вновь обращаемся к групповой форме работы, на которую отводим 5–6 минут.
Вопросы и задания для групп.
1) Подготовить выразительно чтение по ролям фрагмента рассказа со слов:» ПО какому случаю тут?» до слов:» Знаю вас, чертей!»
2) Какие слова стали для Очумелова сигналом для изменения «окраски», то есть отношения к щенку? Почему? Внутренние или внешние изменеия происходят в этот момент с полицейским надзирателем?
3) Как и с помощью каких языковых средств автор добивается комического эффекта в этом эпизоде (обратите внимание на характер языка Очумелова)?
Предполагаемый результат работы групп.
Итак, виновник «беспорядка», случившегося на базарной площади, – борзой щенок, укусивший за палец золотых дел мастера Хрюкина. Стремясь навести надлежащий порядок, полицейский надзиратель разражается потоком ругательств в адрес предполагаемого владельца щенка: «Я этого так не оставлю. Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!», называет его (владельца) мерзавцем и обещает показать ему «кузькину мать». И именно в этот момент кто-то из толпы предполагает, что собака, «кажись, генерала Жигалова!». Эти слова и послужили сигналом для тех перемен, что произошли с только что упивавшимся своей властью Очумеловым. Он, в полном соответствии со своей говорящей фамилией, буквально очумел от услышанного! Ведь если хозяин щенка действительно генерал Жигалов, то все, что до этого полицейский надзиратель говорил в адрес владельца собаки, сказано о генерале. О генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признает и не почитает, и это слышали все, собравшиеся на площади! Такие или подобные мысли, видимо, вихрем пронеслись в голове Очумелова за те несколько секунд, что прошли после реплики из толпы. Небольшая запинка – и звучит знаменитая фраза: «Сними-ка. Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!» И жарко, конечно, не от солнца. Интересно выяснить, внешние или внутренние изменения происходят в этом эпизоде с полицейским надзирателем. Внутреннее его перевоплощение мы можем проследить по тексту. Но, думается, имеем полное право предположить, что изменился и внешне: покраснел от волнения или побледнел от испуга. Кроме того, «не исключено, что цвет его шинели и кителя отличался друг от друга хотя бы оттенком, хотя бы чуть-чуть. Действительно – хамелеон!
Комический эффект ситуации Чехов усиливает и за счет речевой характеристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нем преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое мастерство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм хамелеонства. Язык Очумелова чисто полицейский, «жандармский», в нем постоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям…», «Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…», «А собаку истребить надо». Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседствуют с противоречиями и вульгаризмами:» Как отштрафуют его, мерзавца…», «Я ему покажу кузькину мать…», «Знаю вас, чертей!»
4. Наконец, предлагаем группам еще один ряд вопросов и заданий:
1) Сколько раз на протяжении рассказа меняется состояние Очумелова? Как в этих переменах отражается сущность его характера?
2) Как по ходу развития действия изменяется наименование шинели? Когда и почему это происходит?
3) Сопоставьте иллюстрации к рассказу Чехова «Хамелеон» художника В.М. Бескаравайного и художника Кукрыниксов. Какие эпизоды рассказа на них запечатлены? Как вы об этом догадались?
Результаты работы групп:
Сюжет «Хамелеона» развивается стремительно и динамично. Внешне движение действия выражается в быстрых и контрастных сменах состояния Очумелова. В результате наблюдения над текстом первая группа приходит к выводу, что в рассказе содержится шесть таких смен интонаций, от начальственно – повелительных до рабски – трусливых. Первоначальное безапелляционное, «законное» решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем по воле реплики из толпы, что собака «кажись, генерала Жигалова», виновным оказывается Хрюкин, а собака берется Очумеловым под защиту как генеральская. Звучит замечание городового, что собака «не генеральская. У генерала таких нет», – и новый сдвиг в настроении полицейского надзирателя: вновь он требует собаку «истребит», вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Новые сомнения городового – и еще одна перемена Очумелова: «Собака – нежная тварь… а ты, болван, опусти руку!» Появление генеральского повара возвращает Очумелова к исходной позиции: собака бродячая, «истребить, вот и все». Окончательная версия – собака «генералова брата, что намеднись приехал»: «Я еще доберусь до тебя!» – обещает Очумелов Хрюкину.
Приходим к выводу, что сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, него бросает то в жар, то в холод.
Снова возвращаемся к шинели как к детали, организующей развитие действия рассказа. Повторим, в начале повествования шинель – символ власти полицейского надзирателя над обывателями. В те моменты, когда выясняется, что щенок все-таки генеральский, городовому Елдырину приходится то снимать со своего начальника, то надевать на него всего лишь навсего пальто. Чинопочитание и самоуничижение Очумелова тут же отражается на его отношении к символу собственной власти. Права шинели одеянию Очумелова снова возвращаются автором в завершающем предложении рассказа: полицейский надзиратель одерживает верх над ситуацией, после сомнений и шатаний «восстанавливает» (в глазах толпы обывателей) «справедливость» и свое право на «власть».
Рассказ Чехова всегда вызывал интерес у художников-иллюстраторов. На рисунке Кукрыниксов изображен момент, когда Очумелов выясняет, что произошло в дровяном складе купца Пичугина и «по какому это случаю» на площади собралась толпа: указывая пальцем на щенка спрашивает: «Чья это собака?.. Шинель еще надета на полицейском надзирателе, а грозное выражение лица его говорит о его уверенности в собственной власти над обывателями. На иллюстрации В.М. Бескаравайного запечатлен другой эпизод рассказа: когда вторично возникает версия, что собака генеральская. Об этом можно догадаться по тому, что шинель на Очумелова не надета в рукава, наброшена на плечи, значит, уже прозвучали его слова: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… что-то ветром подуло… Знобит…» Паузы в этом монологе соответствуют жесту, изображенному художником: Очумелов держится рукою за подбородок, раздумывая, как поступить и к какому мнению склониться. Лицо его выражает сомнение и растерянность.
II. Закрепление
Подводя итоги обсуждения вопросов, поставленных на уроке, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.
По словам Корнея Чуковского, два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Итак, в центре рассказа «Хамелеон» – полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая ли собака укусила Хрюкина или все-таки генерала Жигалова.
– Какие качества своей души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей собравшейся толпе?
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.