Реферат по предмету "Педагогика"


Изучение поэмы А.А. Блока "Двенадцать" в одиннадцатых классах украинских школ с русским языком обучения

ИЗУЧЕНИЕПОЭМЫ А.А.БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» В ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССАХ УКРАИНСКИХ ШКОЛ С РУССКИМЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Введение
Предметом вниманиялирики, как и других литературных родов, является характер человека, егодуховная жизнь. Лирическое произведение – это прежде всего картина внутреннейжизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний.
Лирика обращаетсянепосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирическиепроизведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере,сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственныхкритериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия наумы и сердца людей. Особенно нуждаются в приобщении к ней и ее воздействииучащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируетсяличность, ее нравственные и эстетические представления.
Поэтические тексты – совершенныеобразцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся школыпознают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, ихмногообразные семантические оттенки и многозначность в контексте. В этом смыслеязык поэтических произведений по праву можно считать художественной речью в еевысшем воплощении.
Добиваясь эмоциональногоотношения учащихся к художественным произведениям и в особенности к лирическойпоэзии, мы должны подумать над тем, как, при каких условиях возникают эмоции впроцессе восприятия произведений искусства и что в искусстве постигаетсяучащимися с затруднением.
Очевидно, что восприятиехудожественных произведений происходит, прежде всего, путем осмысления их, ипервым необходимым условием возникновения эмоции при знакомстве схудожественным произведением является глубокое пониманиеконкретно-исторического содержания, выраженного в художественной форме.
Актуальность работы состоит в том, именно вшколе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в обыденном, то,что не замечается. Но самое главное, именно лирика может научить ребят чувствамкак нежность, любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому сейчаснемаловажно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений в школе.Несмотря на популярность и чрезмерное влияния поэмы А.А. Блока«Двенадцать», методический аспект ее преподавания разработан скупо.
Исходя из актуальностипроблемы, была сформулирована тема исследования: «Изучение поэмы А.А. Блока«Двенадцать» в 11-х классах украинских школ с русским языком обучения».
Объектом исследования является преподавание ианализ лирических произведений в школе.
Предмет исследования – методики и приемыпреподавания поэмы А.А. Блока «Двенадцать» в 11-х классах украинских школс русским языком обучения.
Цель данной работы – изучить методикуанализа лирического произведения на примере произведения А.А. Блока«Двенадцать».
Для осуществленияпоставленной цели необходимо решить следующие задач:
· охарактеризоватьосновные положения методики изучения лирики
· рассмотретьпринципы анализа лирического произведения в школе
· описатьметодику школьного анализа поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
Результаты работы могутбыть использованы при работе в школе – и в этом заключается практическаязначимость данной работы.
Основной методисследования: теоретический анализ научно-методической литературы.
В подготовке к работеиспользовались литературоведческие работы: В.И. Сорокина «Теориялитературы», В.В. Виноградов «Сюжет и стиль», Г.А. Гуковский«Изучение литературного произведения в школе», сборник статей «Теориялитературы» под ред. Абрамовича, Эльсберга и др., книгу Н.Я. Мещеряковой«Изучение стиля писателя в средней школе» и других методистов.

1. Методика изучениялирики
1.1 Стиховедческиеметодические аспекты изучения лирики в школе
Лирика как литературныйрод противостоит эпосу, и драматургии, поэтому при ее анализе следует в высшейстепени учитывать родовую специфику. Если эпос и драма воспроизводятчеловеческое бытие, объективную сторону жизни, то лирика – человеческоесознание и подсознание, субъективный момент. Эпос и драма изображают, лирикавыражает. Можно даже сказать, что лирика принадлежит совсем к другой группеискусств, чем эпос и драматургия – не к изобразительным, а к экспрессивным [1,43].Поэтому к лирическому произведению, особенно что касается его формы,неприменимы многие приемы анализа эпических и драматических произведений, и дляанализа лирики литературоведение выработало свои приемы и подходы.
Сказанное касается впервую очередь изображенного мира, который в лирике строится совсем не так, какв эпосе и драме. Стилевая доминанта, к которой тяготеет лирика – этопсихологизм, но психологизм своеобразный. В эпосе и отчасти в драме мы имеемдело с изображением внутреннего мира героя как бы со стороны, в лирике жепсихологизм экспрессивен, субъект высказывания и объект психологическогоизображения совпадают. Вследствие этого лирика осваивает внутренний мирчеловека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферу переживания,чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но зато более глубокои живо, чем это делается в эпосе. Подвластна лирике и сфера мышления; многиелирические произведения построены на развертывании не переживания а размышления(правда, оно всегда окрашено тем или иным чувством). Такая лирика («Брожу ли явдоль улиц шумных…» Пушкина, «Дума» Лермонтова, «Волна и дума» Тютчева и т.п.)называется медитативной. Но в любом случае изображенный мир лирического,произведения – это прежде всего психологический мир.
То же самое можно сказатьи о встречающихся в лирических произведениях деталях портрета и мира вещей – онивыполняют в лирике исключительно психологическую функцию. Так, «красныйтюльпан, Тюльпан у тебя в петлице» в стихотворении А. Ахматовой «Смятение»становится ярким впечатлением лирической героини, косвенно обозначаянапряженность лирического переживания; в ее же стихотворении «Песня последнейвстречи» предметная деталь («Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»)служит формой косвенного выражения эмоционального состояния. [12,43].
Наибольшую сложность дляанализа представляют те лирические произведения, в которых мы встречаемся снекоторым подобием сюжета и системы персонажей. Здесь возникает соблазнперенести на лирику принципы и приемы анализа соответствующих явлений в эпосе идраме, что принципиально неверно, потому что и «пссвдосюжет», и«псевдоперсонажи» имеют в лирике совсем другую природу и другую функцию – преждевсего опять же психологическую. Так, в стихотворении Лермонтова «Нищий»,казалось бы, возникает образ персонажа, у которого есть определенное социальноеположение, внешность, возраст, то есть приметы бытийной определенности, чтохарактерно для эпоса и драмы. Однако на самом деле бытие этого «героя»несамостоятельно, призрачно: образ оказывается лишь частью развернутогосравнения и, стало быть, служит для того, чтобы более убедительно иэкспрессивно передать эмоциональный накал произведения. Нищего как факта бытияздесь нет, есть лишь отвергнутое чувство, переданное с помощью иносказания.[31,44].
В стихотворении Пушкина«Арион» возникает нечто вроде сюжета, намечена какая-то динамика действий исобытий. Но бессмысленно и даже нелепо было бы искать в этом «сюжете» завязки,кульминации и развязки, искать выраженный в нем конфликт и т.п. Событийная цепь– это осмысление лирическим героем Пушкина событий недавнего политическогопрошлого, данное в аллегорической форме; на первом плане здесь не поступки исобытия, а то, что этот «сюжет» имеет определенную эмоциональную окрашенность.Следовательно, и сюжет в лирике не существует как таковой, а выступает лишьсредством психологической выразительности. [26,44].
Итак, в лирическомпроизведении мы не анализируем ни сюжета, ни персонажей, ни предметных деталейвне их психологической функции, – то есть не обращаем внимания на то, чтопринципиально важно в эпосе. Зато в лирике принципиальную значимостьприобретает анализ лирического героя. Лирический герой – это образ человека влирике, носитель переживания в лирическом произведении. Как всякий образ,лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности,но и определенное обобщение, поэтому недопустимо его отождествление с реальнымавтором. Часто лирический герой бывает весьма близок к автору по складуличности, характеру переживаний, но тем не менее различие между ними являетсяпринципиальным и сохраняется во всех случаях, так как в каждом конкретномпроизведении автор актуализирует в лирическом герое какую-то часть своейличности, типизируя и обобщая лирические переживания. Благодаря этому читательлегко отождествляет себя с лирическим героем. Можно сказать, что лирическийгерой – это не только автор, но и всякий, читающий данное произведение и вчужеиспытывающий те же переживания и эмоции, что и лирический герой. В ряде случаевлирический герой лишь в очень слабой мере соотносится с реальным автором,обнаруживая высокую степень условности этого образа. Так, в стихотворенииТвардовского «Я убит подо Ржевом…» лирическое повествование ведется от лицапавшего солдата. В редких случаях лирически герой предстает даже антиподомавтора («Нравственный человек Некрасова). В отличие от персонажа эпического илидраматического произведения лирический герой не обладает, как правило, бытийноеопределенностью: у него нет имени, возраста, черт портрета, даже неясно, кмужскому или женскому полу он принадлежит. Лирический герой почти всегдасуществует вне обычного времени пространства: его переживания протекают «везде»и «всегда».
Лирика тяготеет к маломуобъему и, как следствие, к напряженной и сложной композиции. В лирике чаще, чемв эпосе и драм применяются композиционные приемы повтора, противопоставления,усиления, монтажа. Исключительную важность в композиции лирическогопроизведения приобретает взаимодействие образа часто создающее двуплановость имногоплановость художественного смысла.
Стилевые доминанты лирикив области художественной речи – это монологизм, риторичность и стихотворнаяформа. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев построено намонологе лирического героя, поэтому нам нет необходимости искать в нем речьповествователя (она отсутствует) или давать речевую характеристику персонажей(их тоже нет). Однако некоторые лирические произведения построены в формедиалога «действующих лиц» («Разговор книгопродавца с поэтом», «Сцена из«Фауста» Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» Лермонтова). В этом случаевступающие в диалог «персонажи» воплощают в себе разные грани лирическогосознания, поэтому не имеют своей собственной речевой манеры; принципмонологизма выдерживается и здесь. Как правило, речь лирического герояхарактеризуется литературной правильностью, поэтому анализировать ее с точкизрения особой речевой манеры также нет необходимости. [19,44].
Лирическая речь, какправило, – речь с повышенной экспрессивностью отдельных слов и речевыхконструкций. В лирике наблюдается больший удельный вес тропов и синтаксическихфигур по сравнению с эпосом и драматургией, но эта закономерностьпросматривается лишь в общем массиве всех лирических произведений. Отдельные желирические стихотворения, особенно XIX–XX вв. могут отличаться иотсутствием риторичности, номинативностью. Есть поэты, чья стилистикапоследовательно чуждается риторичности и тяготеет к номинативности – Пушкин,Бунин, Твардовский, – но это, скорее, исключение из правила. Такие исключения,как выражение индивидуального своеобразия лирического стиля, подлежатобязательному анализу. В большинстве же случаев требуется анализ и отдельныхприемов речевой экспрессивности, и общего принципа организации системы речи.Так, для Блока общим принципом будет символизация, для Есенина – олицетворяющийметафоризм, для Маяковского – овеществление и т.д. В любом случае лирическоеслово очень емко, заключает в себе «сгущенный» эмоциональный смысл. Например, встихотворении Анненского «Среди миров» слово «Звезда» имеет смысл, явнопревосходящий словарный: оно не зря пишется с заглавной буквы. Звезда имеет имяи создает многозначный поэтический образ, за которым можно видеть и судьбупоэта, и женщину, и мистическую тайну, и эмоциональный идеал, и, возможно, ещеряд других значений, приобретаемых словом в процессе свободного, хотя инаправляемого текстом хода ассоциаций.
В силу «сгущенности»поэтической семантики лирика тяготеет к ритмической организации, стихотворномувоплощению, поскольку слово в стихе более нагружено эмоциональным смыслом, чемв прозе. «Поэзия, по сравнению с прозой, обладает повышенной емкостью всехсоставляющих ее элементов. Само движение слов в стихе, их взаимодействие исопоставление в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороныречи, даваемое стихотворной формой, взаимоотношения ритмического исинтаксического строения и т.п. – все это таит в себе неисчерпаемые смысловыевозможности, которых проза, в сущности, лишена Многие прекрасные стихи, если ихпереложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создаетсяглавным образом самим взаимодействием стихотворной формы со словами» [11,43].
Случай, когда лирикаиспользует не стихотворную, а прозаическую форму (жанр так называемыхстихотворений в прозе в творчестве А. Бертрана, Тургенева, О. Уайльда),подлежит обязательному изучению и анализу, поскольку указывает наиндивидуальное художественное своеобразие. «Стихотворение в прозе», не будучиритмически организовано, сохраняет такие общие черты лирики, как «небольшойобъем, повышенную эмоциональность, обычно бессюжетную композицию, общуюустановку на выражение субъективного впечатления или переживания» [4,43].
Анализ стихотворныхособенностей лирической речи – это во многом анализ ее темповой и ритмическойорганизации, что чрезвычайно важно для лирического произведения, так кактемпоритм обладает способностью опредмечивать в себе определенные настроения иэмоциональные состояния и с необходимостью вызывать их в читателе. Так, встихотворении А.К. Толстого «Коль любить, так без рассудку…»четырехстопный хорей создает бодрый и жизнерадостный ритм, чему способствуеттакже смежная рифмовка, синтаксический параллелизм и сквозная анафора; ритмсоответствует бодрому, веселому, озорному настроению стихотворения. Встихотворении же Некрасова «Размышления у парадного подъезда» сочетание трех- ичетырехстопного анапеста создает ритм медленный, тяжелый, унылый, в котором ивоплощается соответствующий пафос произведения. [16,43].
Специфика лирическогорода оказывает влияние и на содержательный анализ. Имея дело с лирическимстихотворением, важно прежде всего осмыслить его пафос, уловить и определитьведущий эмоциональный настрой. Во многих случаях верное определение пафосаделает ненужным анализ остальных элементов художественного содержания, особенноидеи, которая зачастую растворяется в пафосе и не имеет самостоятельногосуществования: так, в стихотворении Лермонтова «Прощай, немытая Россия»достаточно определить пафос инвективы, в стихотворении Пушкина «Погасло дневноесветило…» – пафос романтики, в стихотворении Блока «Я Гамлет; холодеет кровь…» –пафос трагизма. Формулирование идеи в этих случаях становится ненужным, дапрактически и невозможным (эмоциональная сторона ощутимо преобладает надрациональной), а определение других сторон содержания (тематики и проблематикив первую очередь) факультативным и вспомогательным.
1.2 Принципы школьногоанализа лирического произведения
Вместе с тем изучениелирических произведений–один из сложнейших вопросов методики. Восприятие лирикидается учащимся труднее, чем усвоение эпоса и драмы, т. к. поэтическиеобразы отличаются неизмеримо большей обобщенностью: каждое отдельное слово влирике «весомее», чем в прозаическом произведении, язык поэзии характеризуетсмысловая и эмоциональная насыщенность.
В связи с этим по мнению методистов,встает вопрос о подготовке учащихся к восприятию лирики Цель их проведения вшколе, заключается в том, чтобы предупредить трудности восприятия, эмоциональнонастроить учащихся, расширить круг ассоциаций, способствовать возникновениюинтереса к изучаемому поэтическому произведению.
В зависимости от особенностейизучаемого произведения вступительные занятия могут носить различный характер.Поэтические произведения требуют прежде всего рассмотрения в контексте своеговремени.
Иногда необходимо нетолько сообщить дополнительные историко-литературные сведения, но иактивизировать прежние знания и впечатления учащихся.
Так, перед изучениемстихотворения Пушкина «К морю» следует вспомнить некоторые обстоятельства жизнипоэта, например: неприязненное отношение к нему графа Воронцова, то, как остропереживал Пушкин трагическую судьбу освободительного движения на Западе.Мрачные настроения часто овладевали поэтом, он называл себя «ссылочнымневольником». Перед отъездом с юга он пишет стихотворение «К морю», в которомпрощается с морской стихией, представляющейся поэту символом свободы.
В методической литературедостаточно полно разработан вопрос о вступительном слове и беседе, сообщающихисторико-литературные сведения. Но следует помнить, что привлечениедополнительных сведений требует чувства меры.
Не будем перечислять всеизвестные в методике виды вступительных занятий, остановимся лишь на техдополнительных возможностях, которыми располагает школа для активизациипервоначального восприятия поэтических произведений, в первую очередь таких ихсторон, как связь и взаимодействие литератур.
Обращение к произведениямлитературы, близким по идейно-тематическому звучанию, активизируетассоциативные связи, содействует более глубокому и полному восприятию русскогопоэтического произведения. [12,43].
Действенный прием,повышающий эффективность вступительных занятий при изучении лирики – привлечениелитературно-краеведческого материала. Литературно-краеведческий материал«усиливает интерес к личности писателя, а интерес к личности писателя обычновозбуждает интерес к его творчеству, произведениям» '.
Перед изучениемстихотворений целесообразно провести экскурсию по историческим местам,связанным с именем русского поэта. Если совершить такую экскурсию непредставится возможным, можно принести на урок фотографии памятных мест и рассказатьо времени и обстоятельствах пребывания поэта на территории родного краяучащихся. Проявление интереса или сочувственного отношения к их народу состороны поэта вызовет чувство любви и признательности учащихся.
Вводные занятия передизучением поэтического произведения в национальной школе, как правило, включаютв себя и словарную работу, поскольку недостаточно усвоенная лексика мешаетпостигнуть «таинство художественности» произведения.
При отборе словарногоматериала, выносимого во вступительное занятие, необходимо учитывать значимостьслова в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Обычнокомментируются слова, несущие наибольшую идейно-художественную нагрузку.
Таким образом, анализустихотворения должно предшествовать или сопутствовать освоение его лексики.
После вступительныхзанятий учитель переходит к выразительному чтению, основная цель которогосформировать первое впечатление об изучаемом произведении. Многое зависит оттого, насколько эмоционально и выразительно прочтет его учитель. Хорошее чтениевысвечивает красоту поэтического произведения, помогает постичь егоэмоциональное и эстетическое содержание, ощутить интонационное и ритмическоесвоеобразие. При первом знакомстве учащихся со стихотворением учитель читаетего без каких-либо, комментариев, не прерывая ими чтения. Стихотворные тексты,небольшие по объему, лучше читать наизусть. Чтение учителя в этом случаепринимает характер живого общения, и его не может заменить прослушиваниеисполнения мастеров художественного слова в грамзаписи, которое целесообразноиспользовать на заключительных занятиях.
Самый сложный и трудный вметодическом отношении этап работы над поэтическим произведением – это егоанализ. Успешно проведенный анализ не убивает художественное слово, а помогаетоткрывать в нем незаметные на первый взгляд художественные и смысловыеценности. Разбор произведения приводит к углубленному прочтению и пониманию, т.е.«обнажению смысла там, где он не лежит на поверхности» [3,43]. В свою очередь,«раскрытие смысла–это не навязанное учителем сообщение о том, что хотелпоказать этим стихотворением автор, а разбор текста, работа с ним» [9,43].
Идейно-художественныйанализ поэтического текста – это анализ его тематики, идейного содержания,композиции, сюжета, языка и стиля–всего того, что носит название анализа «навсех уровнях» [5,43]. Однако учитель не имеет возможности дать исчерпывающийанализ всех сторон произведения. Имея в виду особенности данного стихотворения,он определяет, на каких элементах следует остановиться и сосредоточить особоевнимание.
Предметом анализапоэтического произведения может стать и его язык, и любой значимый элементхудожественной структуры, и изобразительные и стилевые средства, если онипозволяют проникнуть в идейное содержание произведения. Решающее условиеуспешного изучения лирических произведений заключается в правильном,методически обоснованном выборе приемов анализа с учетом особенностейизучаемого произведения. Своеобразие литературного произведения определяетсодержание и методику анализа произведения: «Методические приемы диктуютсяприродой художественного произведения. Каждое произведение должно бытьпрочитано и разработано соответственно его природе» [9,43].
Итак, из первой главы, вкоторой мы исследуем изучение лирики, можно сделать вывод.
Лирика осваиваетвнутренний мир человека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферупереживания, чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но затоболее глубоко и живо, чем это делается в эпосе. Подвластна лирике и сферамышления; многие лирические произведения построены на развертывании непереживания а размышления (правда, оно всегда окрашено тем или иным чувством). Нов любом случае изображенный мир лирического, произведения – это прежде всегопсихологический мир.
Поэтому к лирическомупроизведению, особенно что касается его формы, неприменимы многие приемыанализа эпических и драматических произведений, и для анализа лирикилитературоведение выработало свои приемы и подходы.
В лирическом произведениимы не анализируем ни сюжета, ни персонажей, ни предметных деталей вне ихпсихологической функции, – то есть не обращаем внимания на то, чтопринципиально важно в эпосе. Зато в лирике принципиальную значимостьприобретает анализ лирического героя. Лирический герой – это образ человека влирике, носитель переживания в лирическом произведении. Как всякий образ,лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности,но и определенное обобщение, поэтому недопустимо его отождествление с реальнымавтором. Часто лирический герой бывает весьма близок к автору по складуличности, характеру переживаний, но тем не менее различие между ними являетсяпринципиальным и сохраняется во всех случаях, так как в каждом конкретномпроизведении автор актуализирует в лирическом герое какую-то часть своейличности, типизируя и обобщая лирические переживания.
Стилевые доминанты лирикив области художественной речи – это монологизм, риторичность и стихотворнаяформа.
Лирическая речь, какправило, – речь с повышенной экспрессивностью отдельных слов и речевыхконструкций. В лирике наблюдается больший удельный вес тропов и синтаксическихфигур по сравнению с эпосом и драматургией,
Самый сложный и трудный вметодическом отношении этап работы над поэтическим произведением – это егоанализ.
Идейно-художественныйанализ поэтического текста – это анализ его тематики, идейного содержания,композиции, сюжета, языка и стиля–всего того, что носит название анализа «навсех уровнях» [5,43]. Однако учитель не имеет возможности дать исчерпывающийанализ всех сторон произведения. Имея в виду особенности данного стихотворения,он определяет, на каких элементах следует остановиться и сосредоточить особоевнимание.
Предметом анализапоэтического произведения может стать и его язык, и любой значимый элемент художественнойструктуры, и изобразительные и стилевые средства, если они позволяют проникнутьв идейное содержание произведения. Решающее условие успешного изучениялирических произведений заключается в правильном, методически обоснованномвыборе приемов анализа с учетом особенностей изучаемого произведения.

2. Изучение поэмы А.А. Блока«Двенадцать» в школьном курсе литературы
2.1 Поэма «Двенадцать» нашкольном уроке
Работая с произведениями определенного жанра (романами, рассказами, поэмами, стихотворениями), учитель накапливает опыт: набор методических приемов, особое построение урока и другие, необходимые, свои для изучения каждого жанра способы анализа. Опыт этот переносится из одного раздела в другой и становится основой первоначального подхода к изучению произведений того или иного жанра. Таким образом, открываются возможности для перекличек, сопоставлений, нетривиальных, не закрывающих разговор выводов – учительского к ученического творчества. Это основа школьной методики преподавания литературы. Однако есть произведения» в работе с которыми требуется особая методика. Это произведения уникального жанра, не имеющего аналогий в школьной программе
Таким произведением являются «Двенадцать» Блока, Поэма или цикл стихотворений? Поэма или ряд песен, объединенных общей мелодией? Может быть, музыкальное произведение, сюита, вместившая революционное
многоголосье эпохи? [30,44] Подобной поэмы не только не найти больше в школьной программе, но и во всей литературе» русской и советской не встретить. Проблемы изучения «Двенадцати» в школе связаны не только с жанровой уникальностью этого произведения, а отсюда, как сказано выше, и с трудностями методики» Чтобы приступить к работе над поэмой, нужно, как минимум, обозначить ее тему, выявить сюжет, словом, нужна определенность и немедленная.
Если принять другой путь – построить урок на чтении, знакомстве с историей создания, иллюстрациями к поэме и других моментах, не затрагивающих прямо сюжет и варианта трактовки отдельных загадочных мест, это может открыть возможности к свободному, самостоятельному восприятию произведения учащимися, но, как показывает опыт, большинство десятиклассников теряют интерес к поэме как к сложному явлению, понять которое без помощи учителя им не по силам.
Поэма «Двенадцать» неисчерпаема в перспективе обнаружения в ней тем, в возможностях вариантов трактовки сюжета, в аргументации жанровой принадлежности. Богатая литература об этом – произведений демонстрирует широкий многосторонний подход ученых. Учитель, готовящийся к единственному уроку по «Двенадцати», вынужден ограничить объем используемых трудов и обратиться к книгам. Но какую предпочесть, ведь ни одна на школу прямо не ориентирована?
Подготовка к уроку «Поэма А, А. Блока «Двенадцать» начинается с. вычленения самых важных вопросов, которые необходимо рассмотреть на уроке. В классе их важность станет очевидной для учащихся, так как опыт работы с поэмой все же будет использован» Так возникают и объявляются три необходимые для решения проблемы: тема героического в поэме «Двенадцать», роль, и позиция лирического героя и осмысление, выделение центрального персонажа. Конечно, решение этих в буквальном смысле проблем – задача трудная. [18,44].
лирика блок поэма школа
2.2 План-конспекты уроков по поэме «Двенадцать»
 
Школьная программа предполагает 4 часа на изучение творчества Блока [31,44]. Структура системы уроков дана на усмотрение учителя. Ниже представлены вариант разработки план-конспекта уроков по этой теме (при выделении двух часов) и план-конспект урока, посвященный сравнению поэмы Александра Блока «Двенадцать» и поэмы Андрея Белого «Христос воскрес».
 

2.2.1 План-конспекты уроков по поэме «Двенадцать» при выделении двух часов на изучение
2.2.1.1 Урок №1. Поэма А.А. Блока «Двенадцать»
Цели:
• формулировать умения и навыки анализа лиро-эпического произведения, написанного в стиле символизма;
• показать теснейшую связь всех уровней подсистем произведения, их направленность на выражение идейно-эстетического содержания поэмы;
• знать сюжет, понимать систему образов, художественное своеобразие поэмы.
Ход урока.
1. Организационный момент: сообщение темы, цели, форм работы на уроке.
2. Вступительное слово учителя.
Творчество А. Блока завершают три произведения, которые литературная критика называет «Январской трилогией»;
– статья «Интеллигенция и революция», написанная 9 января 1918 года;
– поэма «Двенадцать», законченная 29 января 1918 года;
– стихотворение «Скифы», созданное 30 января 1918 года.
Их объединяет время и история.
3. Сообщение учащихся – историческая справка.
Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно короткой и яркой эпохе истории: последние месяцы 1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово, убийство в больнице министров временного правительства Шингарева и Кокошкина, которых Блок хорошо знал. По свидетельству писателя А.М. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой «Двенадцать».
Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».
4. Слово учителя.
По свидетельству самого Блока, поэма «Двенадцать» началась для него с согласной «ж» во фразе:
Уж я ножичком
Полосну, полосну
Если мы обратим внимание на прием фонетического повтора в этой фразе, то легко прочитаем слово У – ж – а – с
И все же прежде поэмы была статья «Интеллигенция и революция». Сейчас мы поработаем с фрагментом статьи. Наша цель – понять, как Блок воспринимает и объясняет современникам русскую революцию. (Фрагмент статьи записан на уроке русского языка как диктант и есть у каждого ученика).
5. Работа со статьей «Интеллигенция и революция» по вопросам.
– Как Блок характеризует свою эпоху? (Предполагаемый ответ: как великую).
– В чем обязанность художников в такое время? (Видеть и слышать то, что задумано его народом).
– А что им задумано, по мысли Блока? (Переделать жизнь из безобразной в прекрасную).
– Как? (С помощью революции).
Первый вывод: революция задумана и осуществляется русским народом, чтобы сделать жизнь прекрасной.
– С какими явлениями сравнивает Блок революцию? (Бурный поток, грозный вихрь, снежный буран).
– Что общего в этих явлениях? (Они выражают силы стихии и бессилие перед ними человека).
– Найдите в тексте глаголы, на которых построено олицетворение революции (Обманывает, калечит, выносит…).
Второй вывод: частными свойствами революции Блок считает жестокость и обман, а главным – размах и величие, обновление мира.
– В чем особенность русской революции и ее отличие от бунта, по мнению Блока? (В размахе и цели – переделать весь мир во имя братства и мира народов).
– К чему призывал Блок интеллигенцию? («Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию»).
Эти слова будут эпиграфом нашего урока.
Блок считал: «Дух музыки – основа мировой гармонии, претворение хаоса реальности в Космос духа. Блок считал, что революция – та неизбежная закономерная катастрофа, через которую должен пройти мир и Россия на пути к обновлению, к божественной гармонии.
Третий вывод: Блок принимал и оправдывал революцию романтически – как возмездие старому миру, из которого должна родиться гармония будущего.
Но нам известны случаи, когда произведение воспринималось читателями неоднозначно взглядам писателя.
6. Работа над содержанием поэмы «Двенадцать».
(Чтение поэмы в классе учителем и учащимися по ролям).
– Какие вопросы возникли по содержанию поэмы и что вам не понятно?
– Какие образы и фрагменты поэмы вызвали самые сильные ваши чувства?
7. Работа в группах по вопросам (по имеющемуся алгоритму).
Алгоритм работы над поэмой:
1. К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»: эпическому, лирическому, лиро-эпическому? Есть ли в поэме элементы драмы? Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы?
Предполагаемые ответы: Это лиро-эпическое произведение с элементами драмы, потому что поэма представляет собой ряд картин – главок из реальной жизни ночного революционного Петербурга. Есть эпические герои и эпический сюжет – действия патруля. Вместе с тем в поэме есть лирическое начало: пейзаж первой главы, где еще нет двенадцати, и Христа в заключительной главе видит лирический герой. А главы 5, 6, 7, 8, 10 – написаны в форме диалога героев и внутреннего монолога Петьки. Это совмещение родов литературы позволяет Блоку в малом объеме выразить большую картину мира и передать стремительность событий, а также свои чувства от происходящего.
2. Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих событий).
Предполагаемый ответ: Петроград, зима, вечер-ночь, вместе с тем весь «божий свет»; в конце поэмы «Пурга пылит им в очи дни и ночи напролет»…
3. Определите главных героев поэмы. Найдите портрет «двенадцати» в тексте: как он характеризует героев? Какие поступки они совершают? Кого из героев можно назвать «представителями старого мира»? Где сосредоточены эти герои и почему?
Предполагаемый ответ: Главные герои – двенадцать красногвардейцев – патруль. По описанию автора – каторжники, блатные, преступники; они убивают Катьку, грозят убить и Ваньку, грабят, стреляют.
К представителям «старого мира» относятся герои первой главы, они описаны явно сатирически – их время прошло. События революции вызывают в них недоумение и страх, для них это трагедия.
4. Передайте сюжет поэмы, исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом?
Предполагаемый ответ: Реалистический, бытовой сюжет беден. Патруль из Двенадцать человек идет по Петрограду зимней ночью, случайно убивает и оставляет на снегу бывшую подружку одного из них и идет дальше. Но сюжет не исчерпывается бытовым планом, в поэме большое значение имеет символический план, потому она так интересна и объемна.
4. Назовите образы-символы поэмы.
Предполагаемый ответ: Образ стихии, «двенадцати», образ цвета, образ пса, Христа…
8. Домашнее задание – аукцион: покупка «индивидуального задания» за смысловую версию образа-символа. (Учащиеся предлагают свое понимание образа-символа, получают комментарии учителя, рекомендуемую литературу для индивидуального ответа на следующем уроке).
Общее задание: найдите евангельские детали в поэме, в главе восьмой объясните цель ассонанса и аллитерации. Сколько раз звучит в поэме выражение «без креста», т.е. отречение от Бога? Что следует за этим отречением, какие действия?
Сколько раз звучат слова: «черный» и «белый»? Где и когда звучит любимый эпитет Блока «жемчужный»?
 
2.2.1.2 Урок №2. Смысл символики поэмы А. Блока «Двенадцать»
Цели:
• раскрывая ассоциативные связи, заключенные в образах – символах, определить их роль в идейно – эстетическом содержании поэмы;
• выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека;
Ход урока.
1. Организационный момент: сообщение темы, цели, форм работа на уроке.
Эпиграф урока: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении… Он многолик, многомыслен…» Вячеслав Иванов.
Возможный вариант начала урока – просмотр фрагмента из фильма «Серебряный век русской поэзии. А. Блок». Фрагмент «Фауст» и «Евангелие». Влияние их на символику поэмы.
2. Проверка домашнего задания – выступление учащихся: смысл и содержание образов – символов поэмы.
а) Образ стихии – вьюги, метели…
Предполагаемый ответ.
Образ метели, вьюги – традиционный в русской классической литературе. Достаточно вспомнить повесть «Метель» А.С. Пушкина, его «Капитанскую дочку»… Метель определила судьбу главных героев вопреки их желаниям, замела все старое, знакомые пути и дороги, свела Гринева с Пугачевым, Марью Ивановну – с Бурминым. Таким образом, метель – символ промысла божьего, судьбы рока. Эта же метель кружит героев по черному городу между сугробов и снеговых столбов. Она символ стихии революции, уничтожающей все старое.
б) Символ цвета.
Предполагаемый ответ.
Символика цвета у Блока философская. В поэме два цвета: черный и белый – этот контраст не столько воспроизводит картину ночного Петербурга, сколько выражает классовый смысл революции, расстановку сил истории и одновременно соотношение добра и зла, света и тьмы. Преобладает черный цвет: Россия погружена в злобное сатанинское – черное. Белый употребляется только три раза: в начале поэмы и в конце – венец Христа.
в) Образ-символ «пса».
Предполагаемый ответ.
Пес, по замыслу Блока, воплощение старого мира. Он сам говорит «Старый мир, как пес безродный…» Вместе с тем, пес в мировой классической литературе символ и воплощение сатанинских сил. Вспомним, что в произведении Гете «Фауст» Мефистофель появляется из пса, до этого преследующего Фауста в образе пуделя.
Что это, сказка или быль?
И все разбухает ввысь и вширь,
Он может до потолка достать.
Нет, это не собачья стать!
Я нечисть ввел себе под свод!
Раскрыла пасть, как бегемот,
Огнем глазищи налиты –
Тварь из бесовской мелкоты.
К концу поэмы, следуя за патрулем, он превращается в волка: «Скалит зубы волк голодный»… Не исчезает, не становится слабее.
г) Версия образа – символа «Двенадцать».
Предполагаемый ответ.
Двенадцать – магическое число, оно пронизывает всю поэму. Реалистическая деталь: патрули тогда действительно состояли из Двенадцать человек. В поэме Двенадцать глав. Возникает ассоциация с Двенадцать апостолами – учениками Христа, которые появляются в конце поэмы. Я думаю, в поисках исторических аналогий, Блок мог сравнить падение царизма с падением Римской империи, а провозвестником падения Рима он считал учение Христа.
3. Слово учителя.
В конце первой главы Блок, используя прием звукоподражания, подсказывает еще одно значение этого образа:
Черное, черное небо – м
Злоба, – м грустная злоба – м
Кипит в груди…
Черная злоба – м, святая злоба – м…
Товарищ! Гляди в оба – м.
– Что вы слышите?
Предполагаемый ответ: бой часов.
Да, бой часов: часы – время – эпоха – век – история…
В то же время Двенадцать – это миг безвременья, когда старый день, год, век уже кончился, а новый еще не начался. Об этом есть стихотворение современницы Блока Поликсены Соловьевой (Аллегро). Аллегро – псевдоним сестры философа Вл. Соловьева.
 
Тайна двенадцати:
Двенадцать – самый страшный час.
Он радостно пугает нас,
И за ударом вновь удар
Чредит и холод, и пожар.
Вот полночь: преклонив колени,
Закрыв лицо, мы – в царстве тени.
Вот полдень: тени больше нет,
Ее убил родивший свет.
Двенадцать – час великой тайны.
И не безвольно, не случайно,
На солнце глядя и луну,
Две стрелки вдруг слились в одну.
Как медленно плывут удары.
Значенье – в каждом, в каждом чары.
Умей понять, умей назвать,
Проклятье или благодать.
Двенадцатый удар погас,
И тайна миновала нас?
Вот этот миг безвременья и есть ключ к появлению всех темных сил. Строго на шестом ударе в круге ветра и снега, среди «огней, огней, огней» и появляются Двенадцать… Человек… – подчеркивает Блок и … больше так их не назовет ни разу. Он скажет: «Ребята, двенадцать, товарищ, дружок, голытьба, рабочий народ»… А разгадка здесь же…
– Сколько раз звучит во второй главе выражение «Эх, эх, без креста?» (трижды).
Крест символ того, что отличает человека от животного – морали, основанные на евангельских заповедях. Отрекаясь от Бога, каждый из них перестает быть Человеком. И появляется… пес.
– уточните, после каких событий он появляется?
Нет, не сразу после смерти Катьки: она убита в 6 главе, а пес появляется в 9, что-то произошло более страшное, чем убийство Катьки. Откроем главу 7 и прочитаем еще раз по ролям.
(Чтение главы 7 по ролям).
Я понимаю, что происходит с Петрухой в начале главы: смятение, раскаяние – муки и страдания человека, по своей вине потерявшего любимую. А в том, что он ее любил, мы сомневаться не можем, он сам говорит: «Ох, товарищи, родные, эту девку я любил»… А в ответ? Его отругали, «поддержали» и он «опять повеселел. Обратите внимание, что внешних событий нет. Вся глава – диалог, значит, то, что происходит – происходит в душе героя, что?
Предполагаемый ответ.
Его перестала мучить совесть, потому что 11 человек, как один, сказали ему, что совесть – это чепуха, сейчас не до нее…
Вывод учителя: произошел страшный процесс замены личной совести и личной ответственности интересами и мнением коллектива, тот процесс, который произойдет со всей страной и обернется уничтожением совести и нравственности народа и гибелью миллионов «Катек».
А теперь, когда убить Катьку – чепуха, то и «позабавиться не грех»:
Отпирайте этажи,
Нынче будут грабежи…
(Чтение учителем 8 главы)
– Для чего использует Блок в этой главе ассонанс и аллитерацию?
(ассонанс передает стон, плач, вой, надрывное пение).
– Кто плачет?
(Петька: 8 глава – это его внутренний монолог).
Учитель: Его плач и вой понятны. Но дальше… Ассонанс прекращается, но зато автор использует аллитерацию – звуки ж-з-р – здесь и прочитанный нами «ужас» и злоба. Страдание и муки совести ищут выхода, но его нет, потому что единственный выход – это покаяние, но он отвергнут вместе с крестом, с Богом, и место совести занимает ненависть. Вот вроде бы нашла душа выход, Петька хочет просить Бога за душу любимой: «Господи, упокой душу рабы твоя…» И не заканчивает фразу, не называет имени, а говорит: «Скучно».
Скука – грех, она сочетает в себе тоску и злобу, вот тут и появляется пес, тоже тоскливый и злобный – торжествуют дьявольские силы, кружатся снежные столбы, в которых, по преданиям народным, веселится нечистая сила.
Еще раз мы услышим от Петьки: «Ох, пурга какая, Спасе…» «Спасе» – спаситель Иисус, но какой обвал злобы в ответ. (чтение фрагмента) Итог всего, что произошло, выражает фраза «Али руки не в крови…» – повязанные кровью, они превратились в банду.
Вывод: что бы ни хотел думать о революции Блок, но сказал он о ней правду: революция – трагедия и преступны люди, осуществляющие ее, но преступен и народ, идущий за ними, потеряв Бога. Впереди его ждет тупик.
4. Работа с классом над образом Христа.
До сих пор не нашли и вряд ли когда-нибудь найдут однозначное «совпадение» числа красногвардейцев в составе патруля с числом Апостолов и объяснение последних строк поэмы. Поэт М. Волошин предполагал, что не Христос «возглавляет красногвардейцев, а они Его «конвоируют».
Философ С. Булгаков считал, что Блоку под видом Христа виделся Антихрист. Но чаще всего Двенадцать называют «апостолами революции».
Я тоже склонялась к этой версии, к ней подталкивали многие детали, ведущие к Евангелию: трижды отреклись Двенадцать от Христа, а в «Библейском словаре» в статье «Апостол Петр» говорится о том, что Петра привел к Христу брат Андрей. Помните: «Андрюха, помогай, Петруха, сзаду забегай»… Трижды отрекся Петр от Иисуса в последнюю ночь, а он простил своего ученика, лишь трижды спросив, любит ли он своего Учителя… Путь Двенадцать к Богу казался простым и естественным.
Я обратилась к священнику нашей церкви, надеясь на подтверждение этой версии. И знаете, что сказал Батюшка? Что эта поэма кощунственна. Она создана в короткий период безверия Блока. Вот почему он ее никогда не читал сам, и чувствовал огромную вину за ее создание.
Я попыталась возражать, ссылаясь на то, что Блок не отказался от Христа в поэме, как ни просили его об этом представители новой власти, он говорил: «Я так чувствую – только Иисус.» И не отрекся. Батюшка ответил: «Он очень скоро все понял о революции. Безверие было лишь периодом. В его душе всегда жил Бог».
И тогда я снова обратилась к поэме, главе Двенадцать.
5. Работа в группах.
Задание 1 группы: нарисуйте устно иллюстрацию к этой главе, опираясь на детали текста.
Предполагаемый ответ.
Иллюстрацию нарисовать очень трудно, потому что нет цвета и света. использовать можно только графику. Черные силуэты домов и героев в смятых ветром шинелях, ружья нацелены в разные стороны. Сзади, ближе всего к зрителю, – волк скалит зуба. Впереди сугроб, тупик. Но есть второй, «надвьюжный» план: над вьюгой, то есть в небе – свет, в белом венце – Иисус. В руках его тонкое древко знамени, но оно не красное, а кровавое – при свете это видно. А флаг Двенадцать будет черным, потому что темно. Иисуса они не видят.
Задание 2 группы: определите состояние Двенадцать, опираясь на реплики героев и их интонацию.
Предполагаемый ответ.
В Двенадцать главе использованы элементы драмы – реплики. Но это не диалог героев, реплики и их интонация выдают страх, угрозу, панику, злобу, недоумение – Двенадцать не находят и не видят врага, они разобщены.
Задание 3 группы: «озвучьте» текст, опираясь на звуковые образы.
Предполагаемый ответ.
Мы слышим лишь вой вьюги, хохот, испуганные крики, угрозы и беспорядочную стрельбу.
Вывод учителя: выпущено на волю все черное, бесовское, выпущено безбожьем и злобой людей. Бессмысленно кружат они по черному городу «державным шагом», так ходят марионетки.
И вдруг, как будто оркестр прекратил какофонию настройки и зазвучала божественная увертюра…
(Чтение учителем заключительных строф поэмы).
– Кого же ведет Иисус? В тексте есть подсказка, сумейте ее разгадать. Дважды в поэме звучит любимый Блоком эпитет «жемчужный» – где и когда?
Предполагаемый ответ.
«Запрокинулась лицом – зубки блещут жемчугом»… И «…снежной россыпью жемчужной»… Вряд ли случаен отблеск Катькиной улыбки рядом с Христом. Так кто же под кровавым флагом Иисуса? Кого он собирает и ведет – бандитов или их жертв?
Вывод учителя: приходится повториться, какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа. «Нет. Пушкина убила не пуля Дантеса, – скажет Блок, – его убило отсутствие воздуха, у него отняли тайную свободу».
(Чтение стихотворения «Пушкинскому дому»).
Заключительное слово учителя: этим поклоном поэту, сказавшему пророческие слова: «не дай вам Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», – мы закончим урок.
Домашнее задание: прочитать стихотворение «Скифы», сформулировать вопросы по содержанию, определить тему и идею.
 
2.2.2 Урок-сопоставление (на примере поэм «Двёнадцать» А. Блока и «Христос воскрес» А. Белого)
На уроках литературы особый интерес учеников вызывают сопоставления произведений художников, по-разному оценивающих те или иные события. Такой прием позволяет по-новому увидеть анализируемый текст. Возьмем для примера поэмы «Двенадцать» А. Блока и «Христос воскрес» А. Белого.
Урок можно начать с небольшого вступления.
Учитель. Обратимся к истории создания первой поэмы о революции. В январе 1918 года Блок заканчивает работу над произведением «Двенадцать». Многие современники поэта, даже близкие ему по символизму – 3. Гиппиус, Д. Мережковский и другие, – этого произведения не приняли и, более того, обвинили автора в кощунстве и цинизме. Сегодня нам, пожалуй, уже нельзя просто отмахнуться от этих оценок. Куда сложнее разобраться в истинных причинах неприятия поэмы А. Блока современниками. В апреле того же года А. Белый опубликовал поэму «Христос воскрес», воспринятую как полемический выпад против автора «Двенадцати». Не этот ли спор двух поэтов положил начало длинной череде родившихся тогда же сомнений у А. Блока, которые разрешились признанием в апреле 1920 года: «В январе 1918 года я последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914» [8,43] а в 1921 году привели к безуспешным попыткам выехать за границу?
Урок продолжаем сообщением о биографии А. Белого, подготовленным одним из учеников.
Учитель. И Александр Блок, и Андрей Белый в своих произведениях не обошли центральной темы революционной эпохи – темы преображения человека и мира. Оба художника попытались найти решение волнующих их проблем не в социальном плане, как это позднее сделал В. Маяковский, а в плане духовно-нравственном. Поэты при этом обратились к сходным мотивам и образам, прибегая к использованию евангельской притчи о Христе и как бы «накладывая» ее на события, свидетелями которых им довелось быть.
Прочитаем поэму «Христос воскрес». В предисловии автор писал: «Современность лишь внешний покров поэмы. Ее внутреннее ядро не знает времени».
Ученик. Белый с первых же строк поэмы заявляет о преждевременном, всеохватном характере заново переосмысленной легенды о воскрешении Иисуса Христа:
 
В глухих
Судьбинах,
В земных
Глубинах,
В веках,
В народах,
В сплошных
Синеродах
Небес
– Да пребудет
Весть:
– «Христос
Воскрес!» –
Есть.
Было.
Будет.
 
Учитель. Что же хочет подчеркнуть этим поэт?
Ученик. Очевидно, поэт исходит из убеждения, что не в революционной действительности следует искать ответы на мучившие современников вопросы.
Учитель. Действительно, русский человек начала XX века верил в то, что никакое время не может повергнуть в небытие те духовные ценности, которые содержатся в учении Христа. Об этом писал Николай Бердяев, в это верил Владимир Соловьев, создавая свою философию «добра» как непременного условия жизни человека. Но есть и земное время, которое имеет свой особый отсчет для поэта:
Именно в эти дни и часы –
Совершается
Мировая
Мистерия.
Эта «мистерия» – рождение Христа в веке двадцатом, потеряв свое былое таинство, выплеснулась на улицы городов. Она разбудила неуправляемые, зачастую стихийные силы, которые приносят новые и новые неоправданные жертвы.
(По заданию учителя ученики находят подтверждение этому в тексте поэмы).
Браунинг
красным хохотом
Разрывается в воздух,–
Тело окровавленного
Железнодорожника
Падает под грохотом.
Подымают его
Два безбожника
Под забором…
На кого-то напали…
На крик и на слезы –
Отсутствуют паровозы,
Да хором
Поют о братстве народов…
 
Ученик. Но ведь и в поэме А. Блока «Двенадцать» есть похожий эпизод случайного и вместе с тем неоправданного убийства Катьки!
Учитель. Вечные идеи о христианской любви и гуманизме пришли в поэме Андрея Белого в противоречие с конкретными событиями революции, окунувшими Россию в насилие и кровь. Но мы можем утверждать, что и А. Блок видел те слепые страсти, которые овладели людьми, взявшимися «переделать» историю. И не только это сближает произведения двух поэтов: картина уходящего также поражает читателя сходством сатирической заостренности в поэмах.
(Ученики вновь обращаются к текстам произведений).
 
А из пушечного гула
Сутуло
Проснулась спина
Очкастого, расслабленного
Интеллигента.
Видна,–
Мохнатая голова,
Произносящая
Негодующие
Слова
О значении
Константинополя
И проливов.
(А. Белый)
« Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А это кто? – Длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия –
Должно быть, писатель –
Вития…
(А. Блок)
 
Ученик. Можно сделать вывод, что жалкое и безобразное не вызывает сочувствия у обоих поэтов, так как в сложившемся противостоянии должны победить бытие, а не быт, небо, а не земля, будущее, а не текущая серая явь.
Учитель. И это не столько отрицание прошлого, сколько осознание трагического разлома мира, которому еще только предстоит прийти к гармонии.
Но вернемся вновь к общему для поэтов образу Иисуса Христа. У А. Блока представители новой эпохи – двенадцать бойцов, идущих «без имени святого» по ночным улицам. Они еще не видят конечной цели своего пути и даже стреляют во впереди шествующего Христа, как бы отказывая ему в праве вести их от стихийной удали к всечеловеческой религии. Когда поэма была опубликована и вызвала широкий резонанс, выяснилось, что точкой, в которой пересекалось приятие и неприятие поэмы, – оказался Иисус Христос. Одни порицали поэта за то, что он поставил его предводителем «бубнового туза», другие упрекали в том, что поэт связал революцию с традициями христианства, которые самой революцией отрицались, хотя позднее Н. Бердяев показал, что коммунистическая идея выросла из тех же библейских законов, переплавив их в новые постулаты. И все же Христос не «включен» в трагический контекст поэмы: его силуэт едва различим в снежном тумане. Двенадцать бойцов так и не видят того, за кем они идут.
Ученик. Поэтому и приходит к переосмыслению этого образа А. Белый, желая, как он сам заметил, «идейно поправить» А. Блока?
Учитель. У А. Белого воскресший Христос становится невольным участником событий слома эпох.
Именно ему довелось испытать на себе весь ужас мира исходящего.
(Ученики находят подтверждение этому в тексте поэмы).
 
Из раздробленного
Темени
С переломленной
Руки –
Хлещут красными
Фонтанами
Ручьи…
И какое-то ужасное Оно
С мотающимися перекрученными
Руками
И неясными
Пятнами впадин
Глаз –
Стремительно
Проволокли –
Точно желтую забинтованную
Палку,–
Под ослепительный
Алмаз
Стоящего вдали
Автомобиля.
 
Учитель. Почему же такая трагическая судьба ожидала Иисуса Христа в поэме А. Белого?
Ученик. События, которые по своей великой цели были призваны сделать человека счастливым, привели к противоположному – попранию великого учения Христа. Насилие, приведенное в движение великой идеей, замкнулось на крови и жестокости. Одной из первых жертв этого насилия, обесценившего жизнь человека, и стал Иисус Христос. Его судьба – это осколок судеб тысяч и тысяч невинных жертв будущего.
Учитель. Но что хочет подчеркнуть поэт словами о «мистерии», которая совершается, как он замечает, «нами – в нас»?
 
Это жалкое, желтое тело
Проволакиваем:
Мы –
– В себя: –
Во тьмы
И в пещеры
Безверия,–
Не понимая,
Что эта мистерия
Совершается нами –
– в нас.
 
Ученик. Очевидно, не просто следовать за Христом, как это показал А. Блок, призывает А. Белый, а возродить его в себе: внутренне преобразившись, человек, быть может, избавит себя от зла и ненависти, угрожающих миру.
Учитель. Итак, оба поэта свои надежды связывали с образом Иисуса Христа, но представили его по-разному. Внешнее следование за Христом бойцов, идущих «без креста» по ночным улицам, – это еще не воскрешение лучшего в человеке. Только внутреннее преображение – таков путь спасения человечества. Это долгий и трудный путь от «безверия» к истинным нравственным ценностям, которые в сознании человека начала XX века были прочно связаны с учением Иисуса Христа.
Ученик. Мы можем сказать, что А. Белый действительно верил в это. Подтверждение этому – следующие строки поэмы:
 
Перегорающим страданием
Века
Омолнится
Голова
Каждого человека.
И Слово,
Стоящее ныне
Посередине
Сердца,
Бурями вострубленной
Весны,
Простерло
Гласящие глубины
Из огненного горла:
– «Сыны
Возлюбленные,–
Христос Воскрес!»
 
Учитель. При всей своей кажущейся несхожести поэмы «Двенадцать» А. Блока и «Христос воскрес» А. Белого содержат много общего, представая перед нами художественными откровениями двух поэтов, попытавшихся с разных точек зрения оценить происходящее в России. Полная драматизма жизнь страны раскрылась для них во всей глубине социальных взрывов и потрясений, затронувших в первую очередь человека с его трагической судьбой. [22,44]
К. Чуковский писал о Блоке: «Он внимательно вслушивался в чужие толкования этой поэмы (Двенадцать, словно ожидая, что найдется же кто-нибудь, кто объяснит ему, что она значит. Но дать ей одно какое-нибудь объяснение было нельзя, так как писал ее сложный человек, со своим восприятием мира. Эту поэму будут толковать по-всякому, и будут толковать еще тысячу раз».
В отведенное количество часов невозможно включить и исследовать все смысловые и символические аспекты поэмы, проанализировать ее досконально, но такая задача и не стоит перед учителем.
На уроке же должна быть реализована главным образом центральная задача – сделать поэму понятной, доступной, а значит, интересной юным читателям. Пусть урок естественно завершится небольшим и продуманным списком литературы, которая даст учащимся возможность узнать самостоятельно многое из того, чего не успел рассказать учитель, но к чему смог пробудить интерес.
 
 

Выводы
Эпические произведения,лирика, драма требуют при изучении в школе разного подхода к себе, потому чтокаждый из этих литературных родов обладает ярко выраженной художественнойспецификой. В чем заключается специфика лирики?
Современные исследователисходятся на том, что если в эпосе и драме объектом изображения являютсяразнообразные стороны жизни и человеческого бытия, а авторское сознание как бырастворено в художественном строе произведения, в системе образов, то в лирикеавторское сознание открыто, хотя формы его проявления могут быть разнообразны.
Если ученик привыкнетотноситься с доверием и сочувствием к тем незнакомым душевным состояниям,которые открываются и лирическом произведении, поэзия сначала расширит еголичный эмоциональный опыт, а затем приобщит к миру эстетических переживаний.Все это оказывает влияние на духовный опыт личности: выработке нравственныхоценок, высокого социального идеала. Как же развить в учениках потребностьсопереживать, сочувствовать, эстетически наслаждаться при чтении стихов? Этодостигается постепенно. От учителя требуется много терпения и душевного такта,чтобы сделать изучение лирики школьниками процессом деятельного, творческого,активного познания самой поэзии и жизни, отраженной в ней. Для этих целейнеобходимо прежде всего опираться на воображение учащихся, побуждать их кассоциативному мышлению и эмоциональной оценке.
Поэма «Двенадцать» неисчерпаемав перспективе обнаружения в ней тем, в возможностях вариантов трактовки сюжета,в аргументации жанровой принадлежности. Богатая литература об этом – произведенийдемонстрирует широкий многосторонний подход ученых. Учитель, готовящийся кединственному уроку по «Двенадцати», вынужден ограничить объем используемыхтрудов и обратиться к книгам. Но какую предпочесть, ведь ни одна на школу прямоне ориентирована?
Подготовка г уроку «ПоэмаА, А. Блока «Двенадцать» начинается с. вычленения самых важных вопросов,которые необходимо рассмотреть на уроке. В классе их важность станет очевиднойдля учащихся, так как опыт работы с поэмой все же будет использован» Упомянувжанровую исключительность произведения Блока, учитель восстанавливает в памятистаршеклассников представление о поэме, как эпическом произведении, напоминаето героическом содержании древних поэм «Одиссеи», «Слова о полку Игореве», обобразах автора и центрального героя в поэме. Так возникают и объявляются тринеобходимые проблемы: тема героического в поэме «Двенадцать», роль, и позициялирического героя и осмысление, выделение центрального персонажа. Конечно,решение этих в буквальном смысле проблем – задача трудная. Для учителя онаосложнена еще тем, что решать ее нужно вместе с учащимися, а не за них.

Список литературы
1) Абрамович Г.Л. Введениев литературоведение. – М.: Просвещение, 1975.
2) Анализхудожественного текста. Сб. статей. Вып. I. – М.: Педагогика, 1975.
3) Анализхудожественного текста. Вып. II. М.: Педагогика, 1976.
4) АхматоваА. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. /Сост., подготовкатекста и примечания В. Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977.
5) БахтинМ. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.
6) Беленький Г.И. Теориялитературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976.
7) БлокА. Записка о «Двенадцати» // Литературная газета. – 1990. – №48. –28 ноября. – С. 7
8) Богданов А.Н.,Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. М.: «Просвещение»,1969.
9) Браже Т.Г. Целостноеизучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964.
10) Вопросы преподавания русской литературы внациональной школе / Сб. статей Вып. I. – М: «Просвещение», 1972.
11) Восприятие учащимися литературного произведенияи методика школьного анализа. М., «Просвещение», 1974.
12) Гинзбург Л. О лирике. М.-Л., Сов.писатель, 1964.
13) Горелов Анат. Гроза над соловьиным садом,Александр Блок» Изд-е 2-е, доп» Л; «Сов писатель», 1973.
14) Громов П.П. Блок, его предшественникии современники-М, Л, «Сов писатель», 1966.
15) Гуковский Г.А. Изучениелитературного произведения в школе. М.-Л., «Просвещение», 1966.
16) Долгополов Л.К. Александр Блок.Личность и творчество» изд. 2-е, исправленное и дополненное – Л., «Наука», 1980.
17) Изучение произведений А.А. Блока вшколе. Методические рекомендации для студентов филологического факультетапедвуза / Сост.Э.А. Обухова. – Харьков: ХГПЙ, 1987.
18) Искусство анализа художественногопроизведения. М.: Просвещение, 1971.
19) Кишович Е, Ф, Об Александре Блоке,Воспоминания, Дневники, Комментарии – М.; «Сов писатель», 1987,
20) Ларин Б.А. Эстетика слова и языкписателя. Л.: Худож. лит. 1974.
21) Лимборский И.В. С Христом или заХристом! – К Відродження 1995 №2
22) Локшина Б.С. Поэзия А.БЛОКАи С.ЕСЕНИНА в школьном изучении. – Л., «Просвещение», 1978
23) Маймин Е.А. Опыты литературногоанализа. М.: Просвещение, 1972.
24) Мещерякова Н.Я. Изучение стиляписателя в средней школе. М.: Просвещение, 1965.
25) Молдавская Н.Д. Литературноеразвитие школьников в процессе обучения. М., Педагогика, 1976.
26) Новый мир, 1955, №11, с. 156.
27) Одинцов В.В. О языке художественнойпрозы. М., Наука, 1973.
28) Орлов В.Н. Поэма АлександраБлока «Двенадцать». М «Худож. лит.», 1967, с. 134–135
29) Орлов В. Гамагон, Жизнь Александра Блока.Л., 1978, с. 583
30) Программа по русской литературе 5–12классы для украинских школ с русским языком обучения, – К., Букрек, 2005
31) Ревякин А.И. Проблемы изучения ипреподавания литературы. М., Просвещения, 1972.
32) Рез 3.Я. Изучение лирики в школе. Л.,Просвещение, 1968.
33) Теория литературы. Основные проблемы висторическом освещении. М» 1964. Кн. 2. С. 44.
34) Хмарский И.Д. Анализлитературного произведения в старших классах. Ульяновск, 1974.
35) Чуковский К. Александр Блок как человек ипоэт. П., 1924, с. 27–28


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.