Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование умственной активности у детей дошкольного возраста

План
Введение
1.   Характеристикаумственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественныхпедагогов и психологов
2.   Педагогическиеусловия формирования умственной активности дошкольников
3.   Методы и приемыформирования умственной активности детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Введение
Важнейшая задача современногообразования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственногоразвития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поискновых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детейв дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активностьума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, чтоумственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы датьдетям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразнойдеятельности.
Ребенок умственно развиваетсятогда, когда ему предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.В исследованиях Т.И.Бабаевой, Л.А.Венгера, Н.Ф.Виноградовой, А.В.Запорожца,А.А.Люблинской, Н.Н.Поддьякова, А.И.Сорокиной и др. подчеркивается мысль о том,что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственнуюактивность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действийдля решения новой задачи. Установлено, что чем интереснее такая деятельность, чембольшее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффектона дает.
В многочисленныхпсихолого-педагогических исследованиях доказана важность применения различныхформ и методов развития умственной активности детей в процессе дошкольного образования.Использование этих форм и методов теснейшим образом связано с процессом обновлениянаучной, методической и материальной базы воспитания и обучения на указанных уровняхобразования. Цель контрольной работы – рассмотреть особенности воспитания удетей умственной активности.

1. Характеристикаумственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественныхпедагогов и психологов
Психолого-педагогические исследованияЛ.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева,Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательногопроцесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативностинад реактивностью. В работах М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, А.М.Матюшкина, В.С.Юркевичи др. умственная активность постоянно связывается с деятельностью, а в структуредеятельности — прежде всего с таким ее звеном, как потребность. По мнению Д.Б.Богоявленской,И.А.Петуховой, умственная активность определяется как «потребность в умственнойдеятельности».
В исследованияхН.С.Лейтеса представлена более широкая формулировка, указывающая на то, чтоумственная активность во многом выражает «природно обусловленнуюпотребность в умственных усилиях». При этом речь идет прежде всего оширокой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась:интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными. Взаимосвязь активностис потребностями деятельности обуславливает их неразрывную связь с эмоциональнымипереживаниями. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.С.Юркевич и др.Подчеркивается мысль о том, что активность рождается из состояния, имеющего насыщенныйэмоциональный тон.
Анализ психолого-педагогическихисследований показывает, что центральное ядро умственной активности составляюткогнитивные функции и процессы (А.А.Люблинская, А.М Матюшкин и др.). В исследованияхА.М.Матюшкина раскрывается позиция, позволяющая понять, что умственнаяактивность не подчиняется строгим законам тренировки. Ее основу составляют те принципывоспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрениесамих актов умственной активности со стороны другого человека (воспитателя, родителя,сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актовумственной активности являются ситуации общения, различных типов межличностноговзаимодействия, игры, учения. В работах Т.И.Бабаевой, Л.М.Маневцовой,Е.В.Проскуры и др. рассматриваются различные педагогические условия,способствующие развитию умственной активности детей: организация обучения, прикоторой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новыхзнаний; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности ребенка;создание атмосферы напряженной коллективной работы; связь нового материала симеющимся личным опытом детей.
Существуют различные подходык выделению показателей умственной активности детей: инициативность и стремлениек самостоятельному поиску решения задач (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, О.М.Дьченко, Н.Н.Поддьякови др.); умение ставить перед собой новые познавательные цели и достигать их впроцессе активного поиска (Т.И.Бабаева, Л.В.Занков, Е.В.Проскура и др.); самостоятельноепостроение детьми простейших моделей отношений между понятиями (ЛА.Венгер, О.М.Дьяченко,С.А.Лебедева. Н.Г.Салмина, Е.Е.Сапогова, и др.); умение находить творческие,нестандартные способы решения задач (Н.Е.Веракса, В.Т.Кудрявцев, А.А.Нестеренко,А.М.Страунинг и др.).
Изучение психолого-педагогическойлитературы по проблеме диагностики умственного развития детей (Л.А.Венгер, Н.И.Гуткина,И.В. Дубровина, АГ.Лидерс, А.К.Маркова, Т.Д.Марцинковская, Н.И.Поливанова, И.В.Ривина,Г.А.Урунтаева и др.) позволило осуществить подбор психодиагностических методик иотнести к основным показателям умственной активности детей 6-7 годов жизни следующиеиз них: наличие эмоционально-положительного отношения ребенка к умственной деятельностии ярко выраженного желания заниматься ею; системность мышления (содержательная направленностьанализа объекта, с одной стороны, конструктивно-преобразующий момент действия, сдругой стороны); самостоятельность в поиске решения проблемных ситуаций,использование новых способов умственной деятельности; умение рассуждать, устанавливатьпричинно-следственные связи, строить простейшие умозаключения.
2. Педагогические условияформирования умственной активности дошкольников
Умственное развитие — этосовокупность количественных и качественных изменений, происходящих вмыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и подвлиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идетнакопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы,ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечениеумственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшейдеятельности.
Умственное развитиеребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения сокружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. Врезультате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, чтопользуется им свободно как средством общения.
Умственное развитиедошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметнойдеятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование,лепка, аппликация, конструирование).
Наиболее эффективноумственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.
Современнаяпедагогическая наука считает, что основными показателями умственного развитияявляются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческогомышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми дляприобретения новых знаний.
Чтобы правильноорганизовать воспитание умственной активности дошкольников, надо знатьзакономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяютсязадачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Отечественнаяпсихология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностейумственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимальногорешения задач воспитания умственной активности: максимально использоватьвозможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая можетвызвать общее угнетение организма, — с другой.
Ученые исследуют многиевопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развитияощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методовсенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников;исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного ипонятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формированияпознавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственноговоспитания в разные периоды дошкольного детства и др.
К концу дошкольноговозраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний обокружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением,обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признакипредметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у нихформируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитиепроисходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задачапедагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и восуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.
Воспитание умственнойактивности — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активноймыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний обокружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов,интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Особенно велика роль воспитанияумственной активности в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний,развитие умственной активности и самостоятельности, приобретениеинтеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешногообучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
В «Программевоспитания в детском саду» определены следующие задачи воспитания умственнойактивности детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений опростейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психическихпроцессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитиелюбознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений инавыков, формирование простейших способов умственной деятельности.
Рассмотрим каждую из этихзадач.
Ребенок в дошкольные годыкаждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстойписал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем ятеперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь яне приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А отноворожденного до пятилетнего страшное расстояние». [2]
Однако накопление знанийи представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могутбыть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако — этовата», а «звезды — электрические лампочки». Наблюдая окружающуюжизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К. И. Чуковского «Отдвух до пяти» приведено немало детских высказываний, свидетельствующих опытливости ума ребенка.
Задача педагога состоит впоследовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении,систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающихпредметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) исвойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которыхони сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, ихвзаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязимежду этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их собразом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явленияминеживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формируету детей зачатки материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят сдоступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, собщенародными праздниками; с Москвой — столицей Советского государства, снекоторыми народами, живущими в нашей стране. Детей знакомят с жизнью идеятельностью В. И. Ленина и его соратников. Ознакомление с общественнымиявлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественнойжизни страны, формированию чувства любви к Родине и основ интернационализма.
Важной задачей воспитанияумственной активности является развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.
Познание окружающего мираначинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богачевозможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском садубольшое внимание уделяется сенсорному воспитанию.
Особая роль в дошкольномвозрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком длявыражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью даетребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (черезрассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а нетолько путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском садурешаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формированиеграмматического строя, развитие связной речи.
В дошкольном возрасте удетей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объемпамяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ееполезными знаниями.
Большое вниманиеуделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческойдеятельности. В первые дошкольные годы — это воссоздающее воображение, наоснове которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируетсятворческое воображение. Для младшего дошкольника характернонаглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развиваетсясловесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детейаналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможностьглубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.
Любознательность — качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающемумиру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличиилюбознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы.
Воспитатель поддерживаетлюбознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответитьна возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поискответа. Задача умственного воспитания — развивать детскую любознательность,пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Перед детским садом стоитзадача развивать умственные способности ребенка. Способностями в психологиипринято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки куспешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются иразвиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способностичеловека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность(быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оцениватьфакты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.),пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи,использование различных способов для отыскания правильного ответа),вдумчивость.
Воспитатель таким образоморганизует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этихкачеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро датьответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает- не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развитиякритичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развитияпытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагаетзадачи-головоломки.
Одной из задачумственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений инавыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследованиепредметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение сдругими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементамипознавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

3. Методы и приемыформирования умственной активности детей дошкольного возраста
Одним из приемовформирования умственной активности дошкольников является дидактическая игра, вкоторой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое,занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущейдеятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваиваютзнания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебныхзанятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо,когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями,играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане дляиграющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенкаиграть, выполнять определенные игровые действия.
Дидактические игры весьмасложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебноезанятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающаязадача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяютеще содержание игры и ее окончание (заключение).
Отбор познавательныхзадач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программыобучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формамиреализации игрового действия могут выступать: 1) разнообразные игровыеманипуляции с предметами и игрушками — подбор, складывание и раскладывание их,нанизывание, прокатывание; 2) «зачин», который создает у детейигровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесенияволшебной игрушки, секретного письма); 3) осуществление поиска и находки нужнойигрушки, предмета, числа, звука, слова; 4) загадывание и отгадывание загадок;5) выполнение определенной роли; 6) соревнование (индивидуальное иликоллективное); 7) особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки,проговаривание вслух, имитация действий.[5, c.45]
Успех в решениидидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действийи, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнутьигровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать,обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в ихпризнаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметыпо общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте,тембру, динамике.
Обязательное выполнениеправил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности,самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачамивоспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитанияу ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.
Однако, чтобы игрыполностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдатьметодику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят:объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя застолом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игровогоматериала; объяснение хода игры (игровых задании); показ воспитателемвыполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.
Объявление игры можетпроходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляетвнимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности.Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Найдидерево по описанию», «3апомни буквы», «Считай дальше»,«Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. Иногданазвание игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класснепосредственно перед началом игры. В игре «Что нужно ученику?»участвуют «Букварь», «Пенал», «Портфель», «Тетради»,«Карандаши» и др., действуя по заранее подготовленному несложномусценарию. Игра «Сказка в гости к нам пришла» может начаться с приходасказочных персонажей. И здесь воспитатель сам может не раскрывать игровыедействия, а после постановки игровой задачи предложить детям подумать, какиграть, что за чем выполнять. При этом поощряет инициативу детей, их находки,догадки. [1, c.50]
Очень важно создать вигре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играхможно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разнымдетям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос (игры «Чтоэто за птица», «Считай дальше», «Скажи наоборот»). Сэтой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетаетсяумственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полети бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).
Без заранее установленныхправил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могутостаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ееначала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детямигровое задание, а потом способ его выполнения.
Обучающие правиланаправлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят,раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий(рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверитьправильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).
Как правило, чтобыповысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, приее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогомиспользуется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей,замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.
Руководя дидактическойигрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этомотношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью,возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения состороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждатьребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создаватьсоответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.
В новых дидактическихиграх роль ведущего выполняет педагог. По мере усвоения игр эта роль можетпоручаться хорошо подготовленным детям, а воспитатель незаметно выполняетконтролирующую функцию. Чтобы дидактическая игра вошла в самостоятельный фондигровой деятельности, ребенок должен овладеть умением объяснять игру. Как и влюбой игре, дети договариваются, где и во что они будут играть, по своемуусмотрению объединяются в группы, осуществляют нужные действия, вступая приэтом в игровые и реальные отношения в соответствии с содержанием и правиламиигры, а также с желаниями ее участников.[7, с.65]
Широко используются всамостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры с правилами. Этоигры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики, «гусек»и более сложные — шашки, шахматы, игры-головоломки. Предлагая эти игры впервые,воспитатель знакомит с их названием, выполнением игровых действий, закрепляетправила игры в совместной с детьми деятельности. Этим самым педагог даетобразцы выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельнымиучастниками, показывая при этом образцы контроля за действиями партнера. Такойнастольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессеигры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместнымдействиям сверстников.

Заключение
В содержаниевоспитательного процесса детей дошкольного возраста входит и воспитаниеумственной активности. Чтобы правильно подойти к реализации задач умственноговоспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного развитияребенка. Именно в этом направлении работают ученые психологи и педагоги.Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено навыяснение закономерностей и особенностей развития способностей детей,познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей,предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностейумственного развития детей дошкольного возраста определяется содержание иметоды воспитания умственной активности на разных этапах возрастногостановления ребенка.
Воспитание умственнойактивности – это, прежде всего, развитие активной мыслительной деятельностидошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только впедагогически правильной организованной деятельности.
В содержание умственноговоспитания входит: развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения,восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей.
Основой умственногоразвития и воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое направленопрежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мирчерез ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяети успешность познавательной деятельности ребенка.
Одним из приемовформирования умственной активности является дидактическая игра.

Список литературы
1.        Возлинкая М.Ф.Нестандартная математика в школе. — М, 1993.
2.        Дошкольнаяпедагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978.
3.        Игнатович И.И.Пропедевтика информационных представлений у старших дошкольников как система активизацииих умственной деятельности//Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательскогосостава. МГПИ (15-19 ноября 1999 г.). Т.4. — Мурманск: МГПИ, 2000. — С.51-56.
4.        Львов М.Р. Школатворческого мышления. — М., 1993.
5.        Миронова Р.М.Игра в развитии активности детей. — Минск, 1989
6.        Парамонова Л.А.,Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активностидетей: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1985. — № 9.
7.        Семяшкина Н.И.Значение дидактических игр на уроках математики // Начальная школа. – 1997. — №2.
8.        Топаркова Т.А.Развитие умственных способностей // Начальная школа. – 1997.- №6.
9.        Эльконин Д.Б.Психология игры. — М., 1984


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.